№ 11 (33). 2016 г.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
БОРЕЦ ИЛИ ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК? (МУЖСКОЙ ОБРАЗ В ПРОЗЕ А.М. РЕМИЗОВА 1903-1910 ГГ.)
Жернова Наталья Сергеевна
аспирант 3 года обучения кафедры литературы Вологодский государственный университет,
160000, Россия, г. Вологда, Ленина, 15 E-mail: natu51@yandex.ru
FIGHTER OR ODD MAN? (MAN'S IMAGE IN A. REMIZOV 'S PROSE OF 1903-1910)
Natalia Zhernova
A 3rd year Postgraduate student, Department of literature, Vologda State University,
160000, Russia, Vologda, Lenina St., 15
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются мужские образы в книгах Алексея Ремизова 1903-1910 гг. Герои несут авторскую правду, мировоззрение, часто в них угадывается сам писатель. Мужчина в его книгах - это плоть, слепая стихия, разрушительное начало в отличие от женщины, духовной и чистой.
Герой А. Ремизова - мятущийся, лишний человек, который безуспешно пытается найти смысл жизни. Судьбой ему предрешено быть несчастным.
ABSTRACT
The article is connected with male images in the A.M. Remizov's books of 1903-1910-ies. They express the author's truth, world view, often we can see the writer himself in his heroes. A man in his books is a destructive principle in contrast to spiritual and pure women.
A. Remizov's hero is a restless soul, man who unsuccessfully tries to find the meaning of life. It is preordained to him to be unhappy.
Ключевые слова: мужской образ, лишний человек, антиномические пары, А.М. Ремизов, автобиографизм.
Keywords: male image, odd people, antonymous couples, A.M. Remizov, autobiographism.
Рассматривая систему персонажей литературных произведений, исследователи и критика соотносят мужские и женские образы. В настоящее время большое внимание уделяется тендерной проблематике книг. Понятие «тендер» используется для разделения социальных (тендер) и биологических (пол) характеристик мужчин и женщин.
Современные тендерные исследования в области русской классики выработали две противоположные типологии персонажей: «в основе одной из них - типологии мужских персонажей - лежит социальный фактор, фактор культуры: "маленький человек", "лишний человек", "новый человек"» [5, с. 34].
В книгах А. Ремизова чаще главными персонажами являются герои-мужчины. Они несут авторскую правду, мировоззрение, часто в них угадывается сам писатель. В дореволюционной прозе («Пруд», «Часы», «Крестовые сестры») Ремизов противопоставляет мужчину и женщину как плоть и дух, углубляет конфликт между ними. Это явно прослеживается во взаимоотношениях Николая и Тани, Сергея и Христины, Цыганова и Евгении.
Мужское начало представлено автором как слепая стихия, в христианской идеологии традиционно
связывается с властью Дьявола. У Ремизова, по мнению Е.В. Тырышкиной, женщина, страдающая от этих страстей, внутренне далекая от них, терпящая муки, умеющая отречься от себя во имя других- изначально ближе к Богу, чем мужчина, которому нужно изжить в себе природное разрушительное начало, чтобы возвысить свой дух [6, с. 79].
Часто писатель изображает реальных людей, события и факты своей жизни в текстах, они равнозначны вымышленным и заимствованным героям и сюжетам. В течение всего литературного пути Ремизов формировал образ самого себя, складывая миф собственной жизни.
В романе «Пруд» (1905) каждый из персонажей является частью, частицей или микрочастицей авторского «я» - единственного самодостаточного и все заполняющего героя произведения [2, с. 9]. Фабула романа - последовательность жизненных вех Николая Финогенова, внешность и характер которого во многом совпадают с ремизовскими. Семейная генеалогия Николая идет по двум ветвям. Мужская ветвь отмечена безжалостной борьбой за власть, женская -слабостью, жертвенностью и мученичеством [4, с. 59].
Библиографическое описание: Жернова Н.С. Борец или лишний человек? (мужской образ в прозе А.М. Ремизова 1903-1910 гг.) // Universum: Филология и искусствоведение: электрон. научн. журн. 2016. № 11(33). URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/3931
№ 11 (33). 2016 г.
Николай - мятущаяся душа, он пытается найти любовь и не может, он безуспешно ищет смысл существования. Он лишний человек, становится причиной гибели матери, Маши, дяди. Когда Коля влюбляется в продажную девку Маргаритку, впервые возникает образ земли обетованной, образ ангельских крыльев (как один из главных мифологических лейтмотивов романа), но крылья эти в слипшихся комьях кровавой грязи - с этого момента начинается Колино паденье. Следует отметить не просто образ черных крыльев, Ремизов рисует крылья в кровавой грязи, что символизирует неизбежность грядущей смерти. Неразрывно связан с образом Маргаритки образ утраченного рая.
Исследователи творчества А. Ремизова отмечали, что роман построен на соотношении антиномических пар - о. Глеб и Арсений, Николай и Александр.
Важными в сюжетном развитии романа выступают противопоставленные фигуры «Андрониев-ского старца» о. Глеба и богатого промышленника Арсения Огорелышева. С точки зрения бытовых отношений и эмпирической реальности они представляют два разных типа миропонимания: жестокий и прагматичный Арсений и кроткий праведник Глеб. Их жизненные судьбы построены по принципу инверсии: Глеб начинает с преступления и приходит к праведности, а Арсений начинает с мыслей о всеобщем земном устроении, а перед смертью его ненавидят многие им униженные. Старец и промышленник разные, но образуют пару, настолько неразрывную, что смерть одного из них вызывает смерть другого. Ремизов противопоставляет Добро и Зло, что символизирует, по его мнению, появление в мире всех ужасов, жизненных невзгод и бед.
Проблема противопоставления доброго и злого появляется и в других книгах писателя. В 19031904 гг. Ремизов пишет повесть «Часы», в которой выделяются две связанные друг с другом линии сюжета: первая из них - история «бунта» уродливого мальчика Кости Клочкова против часов. Образ Кости автобиографичен (мотив "сломанного носа"). Вторая линия - любовная, в центре которой Нелидов. Он слышит голос (разума или другой - неясно), он словно уверяет себя в любви к Христине, одновременной испугавшись этой ответственности. Е. Горный говорит о любви персонажа: «В раздумьях Нелидова метафизика любви выражена рядом афоризмов: "любить и не хотеть так овладеть любимым человеком невозможно. А овладеть так человеком и уничтожить его - одно и то же"; "если полюбишь, а тебя не полюбят, ты погибнешь"» [1, с. 203]. В конце герой
решает, что Христина несчастна, и что замуж за Сергея она вышла только из жалости. Е. Горный делает вывод, что ситуация неразрешима, любовь фатальна, но и взаимная, и безответная любовь неизбежно приводит к смерти одного из любящих [1, с. 204]. Любовь в повести либо оборачивается смертью, либо осуществляется в уродливых, искаженных формах. Нелидов - лишний человек, ему Судьбой предрешено погибнуть под поездом.
Еще один несчастный, ненужный человек - главный герой повести «Крестовые сестры» Маракулин. Образ его практически списан с самого Ремизова, многие из описываемых событий писатель испытал на себе. Маракулин - еще одна личина, маска самого автора.
Он мечтает о любви, о Вере, о Париже, но мечтам не суждено сбыться. Земная жизнь - жизнь скорби, блаженство - за чертой земного существования. И последней каплей становится сцена, которую видит Маракулин из своего окна: поет нищенка, бродящая со двора во двор, безногая девочка Маша, Мурка.... Мурка, бедная, безвинная кошка, которую кто-то накормил стеклом или гвоздями. Животное не только противопоставляется человеку, но также отражает внутренний мир, переживания героя. И чудится Ма-ракулину постоянно Муркино мяуканье, «постиг он в Муркином мяуканье, в обреченности Мурки мяукать, какую-то высшую справедливость, кару за какой-то Муркин изначальный грех, неискупленный и незаглаженный» [3, с. 110]. За какой такой грех наказана так жестоко Мурка? Не иначе как за грех человеческий. Маракулин чувствует вину свою - перед Верочкой, которую не спас от падения, перед матерью, могилу которой он так и не навестил, вот и мяукает кошка Мурка как напоминание, как кара за грех маракулинский.
Схожи страдания безвинных тварей со страданиями души человеческой - Коли, Нелидова, Мараку-лина. Стонет умирающая кошка, визжит придавленная собака, а кажется, что плачет человек, потерявший себя в безликости, серости мира. Плачет «изнасилованная» душа.
Мужчины-герои дореволюционной прозы А. Ремизова схожи и монотипны: они, глубокие скептики, безуспешно ищут смысл существования в работе, любви. Они мятущиеся души, ревнивые и деятельные. Не имея возможности реализоваться, скучая, они разрушают себя сами. Судьбой, Роком им предрешено быть несчастными. Все это позволяет сделать вывод, что мужчина-герой в книгах А. Ремизова 1903-1910 годов - лишний человек.
Список литературы:
1. Горный Е. Заметки о поэтике Ремизова: "Часы" // В честь 70-летия профессора Ю. М. Лотмана. - Тарту, 1992. - С. 192-209.
2. Грачева А. М. Жанр романа и творчество Алексея Ремизова (1910-1950-е годы). - СПб, 2010.
3. Ремизов А. М. Собр. соч. - Т.4. Плачужная канава. - М., 2001.
4. Слобин Грета Н. Проза Ремизова, 1900-1921. - СПб, 1997. - С. 7-76.
5. Строганова Е. Категория «гендер» в изучении истории русской литературы // Пути и перспективы интеграции гендерных методов в преподавание социально-гуманитарных дисциплин: Материалы науч. конф., Тверь, 2-4 июня 2000 г. - Тверь, 2000. - С. 32-37.
6. Тырышкина Е.В. «Крестовые сестры» А.М. Ремизова: концепция и поэтика. - Новосибирск, 1997.