УДК 9.908
Б01: 10.24411/2224-5391-2020-10111
Иеромонах Симон (Истюков)
БОРЬБА ЗА ПРАВА ЦЕРКВИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ХРУЩЕВСКИХ ГОНЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ СЛУЖЕНИЯ АРХИЕПИСКОПА ПАВЛА (ГОЛЫШЕВА) НА НОВОСИБИРСКОЙ КАФЕДРЕ В 1964-1972 гг.)
Аннотация. В статье делается попытка изложить малоизвестные факты из истории Новосибирской епархии, касающиеся борьбы архиепископа Павла (Голышева) за права Церкви. В настоящее время сведений о времени служения этого архиерея на Новосибирской кафедре в исторической и краеведческой литературе очень немного, имеются только упоминания о владыке Павле как хорошем проповеднике и защитнике православия. Деятельность архиепископа Павла представляет особенный интерес для истории Русской Православной Церкви не только потому, что его активная деятельность и независимость вызывали негативную реакцию уполномоченного Совета по делам религий, но и потому что он, как мог, сопротивлялся постановлению Архиерейского Собора 1961 г. о приходах, высказывался о необходимости выборов Патриарха тайным голосованием, за независимость архиереев от контроля уполномоченных в церковных делах, что было в те времена возмутительным инакомыслием. В работе использованы источники из фонда новосибирского уполномоченного Совета по делам религий (государственный архив Новосибирской области) и личного дела архиепископа Павла (ГАРФ), воспоминания архиепископа Василия (Кривошеина) и новосибирского протоиерея Павла Патрина, исследования историка С. С. Бычкова и другие. Выяснено, какие действия архиерея вызывали недовольство уполномоченного: привлечение молодежи в обслуживающий персонал епархиального управления и для служения иподиаконами, «вмешательство» владыки в дела приходов, большое количество монашеских постригов, замена пожилых священников молодыми и образованными, частые поездки архиерея по епархии, возбуждение им ходатайств об открытии храмов. Анализируются жалобы на владыку Павла о финансовых нарушениях
204
(се)]
© Иеромонах Симон (Истюков), 2020
в деятельности Епархиального управления, приводятся свидетельства о двукратной попытке отравления архиерея с целью не допустить его участие в Поместном Соборе 1971 г., а также при каких обстоятельствах владыка Павел был отстранен от управления Новосибирской епархией и впоследствии переведен на Вологодскую кафедру.
Ключевые слова: русская Православная Церковь, архиепископ Павел (голышев), Новосибирская епархия, Архиерейский собор 1961 г., Поместный собор 1971 г.
цитирование. симон (истюков), иером. Борьба за права Церкви после окончания хрущевских гонений (на примере служения архиепископа Павла (Голышева) на Новосибирской кафедре в 1964-1972 гг.) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 1 (29). С. 204-223. DOI: 10.24411/2224-5391-2020-10111
Сведения об авторе. Симон (Истюков Виталий Энгелевич), иеромонах — старший преподаватель кафедры церковного богословия Новосибирской православной духовной семинарии (Россия, г. Новосибирск). E-mail: m-koziha@mail.ru
Поступила в редакцию 28.05.2019 Принята к публикации 02.08.2019
Служение архиепископа Павла (Голышева), одного из образованнейших иерархов Русской Церкви послевоенного времени, на Новосибирской кафедре проходило после окончания хрущевских гонений на Церковь. Среди духовенства появились надежды на отмену положений Архиерейского Собора 1961 г., согласно которым настоятели и клирики были отстранены от административно-хозяйственного управления приходом. Массовое закрытие церквей после отставки Н. С. Хрущева прекратилось, но закрытые церкви не возвращались и открывать новые приходы было крайне затруднительно. Другими особенностями церковной жизни в «годы застоя» были острая нехватка священнослужителей, уменьшение числа прихожан, преобладание среди них пожилых женщин. Сказывались годы атеистического воспитания советских людей.
Среди верующей интеллигенции и отдельных представителей духовенства после окончания хрущевских гонений возникло движение в защиту прав Церкви. Это движение, исследованное в работе Дж. Эллис1,
1 Эллис Дж. Русская Православная Церковь. Согласие и инакомыслие. London, 1990.
Архиепископ Новосибирский Павел (Голышев)
началось с открытого письма священников Глеба Якунина и Николая Эшлимана Патриарху Алексию в 1965 году. Ими также было направлено открытое письмо к председателю Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорному. В письмах говорилось о разнообразном притеснении властями верующих при попустительстве Московской Патриархии и предлагалось немедленно созвать Поместный Собор2. Письма были переведены на иностранные языки и стали широко известны за рубежом.
В 1967 г. архиепископ Ермоген, лишенный кафедры и пребывавший на покое в Жировицком монастыре, обратился к Патриарху с письмом «К пятидесятилетию восстановления Патриаршества (историко-кано-ническая и юридическая справка)», в котором критиковал сложившийся порядок избрания Патриарха, членов Синода и кандидатов в епископы и предлагал вернуться к положениям Поместного Собора 1917-1918 гг. В 1971 г. им также было написано другое послание Патриаршему местоблюстителю митрополиту Пимену с требованием отмены постановлений Архиерейского Собора 1961 г. Подробно о деятельности архиепископа Ер-могена рассказывается в труде С. С. Бычкова «Освобождение от иллюзий»3.
Деятельность архиепископа Павла представляет особенный интерес для истории Русской Православной Церкви, поскольку этот архиерей был смелым защитником прав Церкви, то есть, с точки зрения местных властей, часто нарушал советское законодательство о культах и, кроме того, как мог сопротивлялся постановлению Архиерейского Собора 1961 года о приходах.
Новосибирские архипастыри носили титул «Новосибирский и Барнаульский» с 1943 по 1994 гг. В состав епархии входили Новосибирская область, Алтайский край, Красноярский край, Кемеровская и Томская области, Тува и Хакасия. Поскольку основным источником для этой статьи являются отчеты уполномоченного Совета по делам религий по Новосибирской области, в данной работе рассматривается история Церкви на территории нынешней Новосибирской области. На территории области в период служения владыки Павла (1964-1972) на-
иП http://krotov.info/history/20/1970/ellis00.htm (дата обращения: 16.07.2019).
2 В 1966 г. за нарушение мира церковного и неподчинение священноначалию авторы писем были запрещены в священнослужении.
3 Бычков С. С. Освобождение от иллюзий. М., 2010. Электронный ресурс: portal-credo.ru/site/?act=lib&id=2074 (дата обращения: 16.07.2019).
ходилось только три действующие церкви — кафедральный собор в Новосибирске, храм в с. Новолуговое (пригороде Новосибирска) и молитвенный дом в г. Болотное.
Краткий обзор исследований, посвященных владыке Павлу и его биографии
Самые подробные воспоминания об архиепископе Павле оставил астраханский юрист Аркадий Ильич Кузнецов4, часто дружески общавшийся с владыкой (много раз приезжал А. И. Кузнецов по приглашению владыки и в Новосибирск). К сожалению, эти мемуары не содержат много материала для истории церковно-государственных отношений или внутри-церковной жизни, т. к. описывают большей частью внешнюю сторону жизни архиерея (загруженность делами и приемом посетителей, частые головные боли, любовь владыки к цветам и канарейкам и т. д.). Написаны эти воспоминания были в 1979-1980 гг., после кончины архиерея, и автор по обстоятельствам времени избегает говорить о проблемах во взаимоотношениях Церкви и государства. Например, он пишет о секретаре владыки отце Николае Чугайнове: «Неудача при этом строительстве действительно подстерегала о. Николая и жестоко обошлась с ним», тогда как на самом деле о. Николай был осужден на 5 лет лишения свободы за мнимые растраты при строительстве комплекса зданий Епархиального управления. Не упоминает А. И. Кузнецов о таких важных фактах биографии владыки, как его смелые обращения в Патриархию по поводу отмены постановления Архиерейского Собора 1961 г. о приходах и о попытке отравления владыки накануне Поместного Собора 1971 г.
Биография владыки Павла, размещенная на сайте астраханского Успенского собора5, в основном повторяет воспоминания А. И. Кузнецова, добавляя к ним описание событий, происшедших в Астрахани: заведение на владыку уголовного дела по обвинению в даче взятки и нападение на него во время богослужения. Биография, размещенная на сайте «Русское православие»6, — совсем краткая, но ценна тем, что содержит
4 Оухорукова а. Воспоминания А. И. Кузнецова об архиепископе Павле (Голыше-ве) // Вестник ПСТГУ Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. № 3 (24). С. 143-155; 2008. № 1 (26). С. 128-134.
5 Епископ Павел III — 1960-1964 гг. // Сайт астраханского Успенского собора. URL: http://astrsobor.ru/episkop-pavel-iii-1960-1964-gg/ (дата обращения: 06.07.2019).
6 Павел (Голышев) // Сайт «Русское православие». URL: https://drevo-info.ru/arti-
предложения, высказанные владыкой в письме от 1971 г. председателю предсоборной комиссии митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену об обязательном участии лиц из духовенства в делах церковного прихода. Сведения о служении владыки Павла в Пермской епархии в 1957-1960 гг. содержатся в статье протоиерея Алексия Марченко7.
В статье новосибирского журналиста А. Оконешникова «Страсти по архиепископу Павлу»8 приводятся подробные сведения о двукратной попытке отравления владыки.
Архиепископ Павел (Евгений Павлович Голышев) родился в 1914 г. в Екатеринославе (ныне г. Днепр, Украина), в 1918 г. вместе с семьей выехал за границу, закончил Богословский институт в Париже (во время обучения принял монашество и священный сан), служил на разных приходах во Франции. В 1947 г. вернулся в Россию, исполнял послушание келаря Трои-це-Сергиевой лавры, преподавателя духовных учебных заведений, настоятеля разных приходов. С 1957 по 1960 гг. — архиерей Пермской епархии, с 1960 по 1964 гг. — Астраханской, с 1964 по 1971 гг. — Новосибирской, с 1971 по 1972 г. — Вологодской. На всех местах служения владыке Павлу пришлось перенести много различных невзгод от властей и от неверующих людей, внедренных в церковные «двадцатки». В октябре 1972 г. по решению Синода архиепископ Павел был уволен на покой с формулировкой «за нарушение канонических норм, недостойное поведение и неспособность управлять церковной жизнью»9. По мнению биографа владыки Павла А. И. Кузнецова, действительными причинами прекращения архиерейского служения архиепископа Павла были большой авторитет владыки, его влияние на верующих, что не могло не вызывать недовольство антицерковных сил10. До 1975 г. архиепископ Павел проживал в Кисловодске (откуда он 9 раз посылал жалобы на имя Патриарха Пимена, оставшиеся без ответа), затем выехал во Францию. В Западной Европе владыка возобновил свою архипастырскую деятельность — управлял православными приходами
cles/13676642.html (дата обращения: 06.07.2019).
7 Марченко А., прот. Пермская епархия в годы хрущевских гонений. Служение епископа Пермского и Соликамского Павла (Голышева) 1957-1960 годы // Журнал Московской Патриархии. 2006. № 2. С. 54-67.
8 Оконешников А. Страсти по архиепископу Павлу // Сайт «Религаре». URL: http:// www.religare.ru/2_41717.html (дата обращения: 06.07.2019).
9 Сухорукова А. Воспоминания А. И. Кузнецова. 2008. № 1 (26). С. 130.
10 Там же. С. 131.
в Бельгии, Голландии, ФРГ (под юрисдикцией Константинопольского патриарха). В 1979 г. владыка скончался от лейкемии.
Во время служения в Новосибирске в дни церковных праздников, а часто и по воскресеньям, службу в кафедральном соборе проводил сам архиепископ Павел. Он же произносил большинство проповедей в соборе. Проповедь владыка всегда говорил после Евангелия в течение 25-30 минут. В великие праздники после Литургии, вечером после новогоднего молебна, накануне Великого поста он всем преподавал архипастырское благословение, на что затрачивалось 40-45 минут, так как под благословение подходило несколько тысяч человек11.
Владыка Павел продолжил восходящую к митрополиту Варфоломею традицию совершения в кафедральном соборе акафистов в четверг и воскресенье с произнесением обширных проповедей. Также заботился он о введении всенародного акафистного пения. На клиросе собора находились целые стопки тетрадей с переписанными от руки текстами, которые раздавались молящимся, и народ пел припевы к акафистам. Большинство постоянных прихожан приходило с собственными рукописными, реже машинописными текстами. После акафистов владыка проводил катехизические беседы, длившиеся по полтора-два часа12.
Сразу после приезда в Новосибирск архиепископ потребовал убрать из своих покоев телевизор и радиоприемник, но выписывал и читал много газет: «Правда», «Известия», «Комсомольская правда», «Советская Сибирь», журналов: «Коммунист», «Наука и религия», «Огонек», «За рубежом» и других13.
Владыка Павел часто выезжал в поездки по своей епархии. Уполномоченный писал: «Если в прошлом архиереи Леонтий и Кассиан выезжали в города Барнаул, Томск, Красноярск, Кемерово не более одного раза в год, Павел побывал в этих приходах в течение 1965 года по нескольку раз. Выезжал по приходам Павел, как правило, с большой группой духовенства»14.
11 Патрин П., прот. Времен связующая нить. Новосибирск, 2006. С. 172-173.
12 Бочкарев в., прот., Шабунин е. Краткий очерк истории Новосибирской епархии // Сибирь православная. 2008. № 1 (7). С. 40.
13 Справка на архиепископа Новосибирского Павла (выписка из отчета уполномоченного Совета), 1966 г. // ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 173. Л. 94.
14 Годовой отчет о работе уполномоченного Совета за 1964 год // ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 80. Л. 94.
В 1966 г. владыка за одно лето посетил все приходы красноярского благочиния, даже такие отдаленные, как Енисейск и Кызыл, а за неполные 8 лет пребывания на Новосибирской кафедре архиепископ Павел посетил все приходы епархии, а городские приходы — по нескольку раз в год15.
Под влиянием архиерея к 1971 г. более 20-ти служащих кафедрального собора было тайно пострижено в монашество (всего в соборе обслуживающего персонала в 1971 г. — 46 чел.)16. особенное недовольство властей вызывала работа архиерея с молодежью. Из воспоминаний архимандрита Павла (Кравца) известно, что еще будучи в армии, в новосибирском стройбате, Григорий Кравец часто ходил в «самоволки», познакомился с владыкой Павлом и за 8 месяцев до демобилизации был тайно пострижен в иночество17. Владыка Павел даже обвинялся в нарушении паспортного режима, которое проявлялось в том, что «более тридцати человек молодежи в разное время проживали без прописки в архиерейском доме и смежных помещениях»18.
По воспоминаниям схимонахини Антонии (повара владыки Павла), «владыка Павел очень благородный, чтобы он накричал — этого никогда не было. Большие гонения выдержал. Ни один святитель не миновал скорбей.»19.
Взаимоотношения архиепископа Павла с уполномоченным. Жалобы на владыку
Совет по делам религий, как и при Хрущеве, по-прежнему вмешивался в церковную жизнь. Новосибирским уполномоченным Совета в период служения владыки Павла был Александр Сергеевич Николаев (ранее — директор театра), который усердно выполнял постановления партии о борьбе с «враждебной» идеологией и о соблюдении законодатель-
15 Патрин П., прот. Времен связующая нить. С. 172-173.
16 Годовой отчет о работе уполномоченного Совета за 1970 год // ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 143. Л. 4.
17 Памяти архимандрита Павла (Кравца) // Сайт Псковской митрополии. URL: http:// pskov-eparhia.ru/?p=4917 (дата обращения: 06.07.2019).
18 Бычков с. с. Освобождение от иллюзий. М., 2010. С. 132. (Источник: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 176. Л. 2, 9).
19 «Никогда никого не зли, и никогда ни на кого не злись!» // Сайт храма свт. Василия Великого на горке, город Псков. URL: http://hramnagorke.ru/articles/113/2150/ (дата обращения: 06.07.2019).
ства о религиозных культах20. Наиболее вопиющим проявлением самоуправства уполномоченного стало разграбление храма в селе Колывань в 1968 г. Сначала уполномоченный вместе с переодетыми в гражданскую одежду сотрудниками милиции вывез из храма все ценное имущество, без согласия церковного совета и без каких-либо официальных распоряжений21. Затем рабочие райкомхоза сняли крест, сбросили купола и оставили храм в полуразрушенном состоянии. Когда верующие обратились за помощью к уполномоченному, он ответил: «Что же тут особенного? Ну, ломают. Церковь теперь не ваша, а наша»22.
Уполномоченный внимательно следил за высказываниями архиерея, в его отчетах в Совет по делам РПЦ приводятся фрагменты проповедей владыки Павла. Когда в одной из проповедей архиепископ призвал верующих окроплять святой водой новые жилища, уполномоченный обвинил его в нарушении законодательства о культах и сделал ему устное предупреждение. Уполномоченному также казалось странным то, что архиерей часто «запугивает» народ геенной огненной.
К числу недостатков архиепископа, по мнению уполномоченного, относились также строгие требования к духовенству (строгое соблюдение постов, ношение бороды и длинных волос). Недовольство уполномоченного вызывало и то, что архиерей привлекал молодежь в обслуживающий персонал Епархиального управления и для служения иподиаконами.
Недовольство уполномоченного вызывало особенно то, что архиерей не всегда согласовывал с ним свои действия. Например, в 1964 г. без согласования с уполномоченным владыка приказал церковному совету собора зачислить в качестве иподиаконов привезенных им Н. Чу-гайнова, В. Шопина и И. Стулова23.
Активная деятельность архиепископа и его независимость не нравилась уполномоченному, и он настойчиво просил Совет по делам религий об устранении архиерея от управления Новосибирской епархией.
20 На своем посту А. С. Николаев продержался до 1990 г. В последние годы своей деятельности стал проявлять некоторую лояльность по отношению к Церкви. И в результате усиленных молитв своей супруги исповедался и причастился перед своей кончиной.
21 Письмо архиепископа Павла Святейшему Патриарху Алексию от 16.07.1969 // ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 174. Л. 41.
22 Там же. Л. 43.
23 Годовой отчет о работе уполномоченного Совета за 1964 год // ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 80. Л. 11.
На владыку Павла поступало много жалоб и в Патриархию, и уполномоченному, и в Совет по делам религий. По причине большого количества этих жалоб и разного рода компрометирующих материалов личное дело архиепископа в фонде Совета по делам религий ГАРФ занимает четыре больших тома.
На владыку в Московскую Патриархию жаловался и уволенный им в конце 1968 г. главный бухгалтер епархии Г. И. Попков, перечисляя все искажения отчетности и нарушения законов о учете и о охране труда, имевшие место в епархиальном управлении24. В 1966 г. горисполком сообщил, что дома Епархиального управления по ул. Деповской подлежат сносу; в 1967 г. с разрешения уполномоченного за счет средств епархии был приобретен дом по ул. Ереванской, 20, а в 1968 г. горисполком бесплатно предоставил епархии два дома по ул. Жуковского, 55 и 5725. По этому поводу упоминавшийся Г. И. Попков обвинял архиепископа Павла в излишествах и непроизводительных расходах и во взимании дополнительных взносов с церквей епархии на ремонт зданий епархиального управления26, хотя подобные сборы не нарушали ни светского законодательства, ни церковных правил.
Бывший главный бухгалтер, считая себя обиженным, обратился и в местные финорганы с разными доносами о различных непорядках в делах епархиального управления и о том, что до 1 января 1961 г., он, как бухгалтер Епархиального управления, скрывал от обложения подоходным налогом доходы от наценок при отпуске материальных ценностей со склада управления и что на 1 января 1961 г. сумма этих скрытых доходов достигла 493 000 рублей. Это привело к тому, что Новосибирский облфинотдел без особенных разбирательств потребовал от Епархиального управления доплатить огромную сумму налога. По этому поводу архиепископ Павел направил 6 мая 1969 г. жалобу в Министерство финансов РСФСР, которое отменило требование об уплате налога, как безосновательное27.
24 Пояснения бывшего главного бухгалтера Новосибирского епархиального управления Попкова Г. И. // ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 174. Л. 13.
25 Недвижимое имущество (объяснение протоиерея Николая Чугайнова в Московскую Патриархию) // ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 176. Л. 157.
26 Письмо бывшего главного бухгалтера Новосибирского епархиального управления Попкова Г. И. Святейшему Патриарху Алексию от 06.03.1969 // ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 174. Л. 23 об.
27 Письмо архиепископа Павла в Министерство финансов РСФСР № 176 от 06.05.1969 //
Обращался Г. И. Попков 6 марта 1969 г. и с письмом к Святейшему Патриарху Алексию (копия — в Совет по делам религий) с жалобой на незаконное увольнение28.
С 5 по 15 июня 1969 г. Епархиальное управление посетила комиссия из Патриархии для обследования финансовых документов Новосибирской епархии. Комиссия выявила определенные нарушения и предписала соблюдать во всем строжайшую экономию29.
С 12 по 17 мая 1971 г. для расследования жалоб, поступавших в Патриархию на архиепископа Павла, в Новосибирске находился преосвященный Леонтий, епископ Оренбургский и Бузулукский, в прошлом бывший также Новосибирским архиереем. Причт Вознесенского кафедрального собора, а также его церковный совет и ревизионная комиссия представили владыке Леонтию ходатайства за архиепископа Павла30.
«Антиобщественная деятельность» владыки Павла, попытка его отравления, перемещение на другую кафедру
В 1965 г. архиепископ Калужский Ермоген (Голубев), архиепископ Новосибирский Павел (Голышев) и еще несколько епископов обратились с петицией на имя Святейшего Патриарха с предложением внести поправки в «Положение о Русской Православной Церкви», а именно — ввести настоятелей приходов в состав Приходского собрания и Приходского совета в качестве председателя.
Другой пример несогласия владыки Павла с «системой» — его отзыв, направленный в Патриархию в 1966 г., на известное «открытое письмо» священников Николая Эшлимана и Глеба Якунина, в котором он писал: «Считаю своим долгом заявить, что нахожу справедливым их первое замечание, выраженное словами Самого Пастыреначальника нашего Господа Иисуса Христа: «...если я сказал худо, покажи, что худо» (Ин 18. 23).
ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 176. Л. 217-222.
28 Письмо бывшего главного бухгалтера Новосибирского епархиального управления Попкова Г. И. Святейшему Патриарху Алексию от 06.03.1969 // ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 174. Л. 22 об. - 23.
29 Акт о проверке финансово-хозяйственной деятельности 5-15 июня 1969 г. // ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 176. Л. 173-183.
30 Рапорт епископа Леонтия Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Пимену от 19.05.1971 г. // ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 174. Л. 118.
Если считать, что вышеупомянутые священники были неправы в своем «открытом письме» Святейшему Патриарху, следовало, как они и пишут в аппеляции, дать им исчерпывающий ответ, показав им их неправоту, в письменном виде. Этого сделано не было <...> Считаю, что, направляя свое «открытое письмо» Святейшему Патриарху Алексию ко всем Правящим Архиереям Русской Православной Церкви, священники Н. Эшлиман и Г. Якунин нисколько не нарушили Церковные Каноны, но поступили правильно согласно 6-го правила 2-го Вселенского Собора <. > При наличии проявленного послушания Святейшему Патриарху священниками Н. Эшлиманом и Г. Якуниным, смиренно принявшими наложенное на них Святейшим Патриархом прещение, считаю, что таковое, ради мира церковного, должно быть снято с них в самый кратчайший срок»31.
28 июля 1969 г. архиепископ Павел был приглашен в Москву, где ему пришлось выслушать замечания чиновников Совета по делам религий по поводу его неправильных действий. Ему было указано на то, что он лично способствовал возбуждению верующих в селе Колывань Новосибирской области, городе Бийске и в некоторых других населенных пунктах, которые начинали обращаться в государственные органы по вопросам открытия церкви и смены исполнительных органов религиозных обществ. Были также указаны факты вмешательства архиепископа и священнослужителей в выборы исполнительных органов религиозных обществ и их финансовую деятельность, тогда как духовенство, по существовавшему тогда порядку, должно было заниматься только богослужебной деятельностью. В ходе этой беседы владыка Павел вновь с бесстрашием поднял вопрос об открытии молитвенного дома в селе Колывань32.
За то, что владыка осмелился открыто выразить протест против произвола власти по отношению к Церкви, «соответствующие органы» его преследовали, постоянно искали в его действиях какие-либо нарушения. Протоиерей Павел Патрин, служивший ключарем кафедрального собора при владыке Павле, вспоминает: «Поскольку я был очень часто с владыкой, мне неоднократно предлагали "сотрудничество": доклады-
31 Письмо архиепископа Павла управляющему делами Московской Патриархии Высо-копреосвященнейшему Алексию, архиепископу Таллинскому и Эстонскому. 1966 г. // ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 173. Л. 80. Электр. версия: https://credo.press/99964/ (дата обращения: 06.07.2019).
32 Бычков с. с. Освобождение от иллюзий. С. 128-129. Источник: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 173. Л. 47, 48.
вать, с кем владыка встречается, о чем говорит. И когда я, после многих притязаний с их стороны, отказался, были даже угрозы в мой адрес. Угрожали притеснением детей и т. п. Но Господь милостив, хранил меня»33.
Особенно много фактов об «антиобщественной» деятельности владыки Павла приводится в отчетах новосибирского уполномоченного за 1970 и 1971 гг., т. е. в период подготовки Поместного Собора Русской Православной Церкви. Деятельность, с точки зрения уполномоченного, являлась антиобщественной, так как была направлена против советского законодательства о религиозных культах (согласно которому настоятель был отстранен от участия в церковном совете). Сообщается, например, что владыка Павел получил письмо от архиепископа Бельгийского Василия (Кривошеина), в котором давались советы с большой настойчивостью на Поместном Соборе добиваться отмены решений Архиерейского Собора 1961 года. Владыка Павел также вел переговоры о подготовке Поместного Собора с «реакционно настроенными архиереями Вениамином и Климентом»34. Но только «три священника из 13 служителей культа православной церкви Новосибирской области поддержали антиобщественную линию архиепископа Павла»35. По поводу отмены решений Собора 1961 г. владыка Павел и его помощники — секретарь Епархиального управления и настоятель кафедрального собора выступали с проповедями, беседами, был даже организован сбор подписей среди верующих.
В январской 1971 г. аналитической записке, посвященной религиозной обстановке в стране, 5-е управление КГБ выражало особенное беспокойство деятельностью Новосибирского архиепископа Павла, «вина» которого состояла в следующем: «.в ряде районов Томской и Новосибирской областей заменил малограмотных и неактивных священников хорошо подготовленными в богословском отношении молодыми людьми. Молодые священники стали больше уделять внимания вопросам приобщения в лоно церкви молодежи. С этой целью к участию в хоре ими была привлечена группа (5 человек) старшекурсников музыкального училища, комсомольцев, активных общественников»36. Несмотря
33 Патрин П., прот. Времен связующая нить. С. 175.
34 Отчет уполномоченного за 1971 год // ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 154. Л. 1-20, 56-57.
35 Там же.
36 Цит. по: васильева о. Ю. Поместный Собор 1971 г.: вопросы и размышления. // Альфа и Омега. 2006. № 1/45. С. 170.
ни на что, архиепископ в своей епархии старался восстановить роль настоятеля прихода: «Архиепископ Павел стремится также укрепить положение священников в исполнительных органах религиозных общин. Опираясь на реакционные элементы из числа актива верующих, он совместно со своим окружением проводит линию на устранение председателей церковных советов, которые сдерживают стремление духовенства контролировать и направлять деятельность общин»37.
28 января 1971 г. архиепископ Павел направил Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Пимену предложения по изменению правил управления приходами. Он отмечал: «Архиерейский Собор искусственно разделил церковный приход на две части <...> Такое положение привело к расстройству приходской жизни <...> Таким образом, совершенно ясно, что пока существует указанное постановление Архиерейского Собора 1961 года, поставившее духовенство в фактическую зависимость от мирской администрации, воспрещающее священнику быть в составе приходского совета, наравне с прочими прихожанами, церковной жизни угрожает дальнейшее расстройство и упадок»38. Далее в письме следовали предложения владыки Павла:
«1. Считать обязательным участие лиц из духовенства в делах церковного прихода и в связи с этим не препятствовать избранию священнослужителей в состав церковных советов (двадцатки), исполнительных органов и ревизионных комиссий.
2. Предоставить епархиальным архиереям право утверждать или не утверждать любого из избранных членов церковно-приходских советов (двадцатки), исходя из требований христианской нравственности каждого лица.
3. Привести в соответствие с гражданским законодательством права церковных общин»39.
4 марта 1971 г., во время подготовки первого после 1945 г. Поместного Собора, владыка Павел отправил еще одно письмо митрополиту Пимену с предложением отказаться от практики избрания Патриарха открытым голосованием по формуле Поместного Собора 1945 г. и вернуться к практике Собора 1917-1918 гг. — выбору тайным голосованием трех кан-
37 васильева о. Ю. Поместный Собор 1971 г.: вопросы и размышления. С. 170.
38 Цит. по: Шкаровский М. в. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010. С. 391.
39 Павел (Голышев) // Сайт «Русское православие». URL: https://drevo-info.ru/arti-cles/13676642.html (дата обращения: 06.07.2019).
дидатов, а из их числа — Патриарха путем жребия. Архиепископ подчеркивал: «Как мне известно, многие Преосвященные придерживаются, как и я лично, мнения, что следует в вопросе об избрании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на Поместном Соборе 1971 года придерживаться постановления о сем Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг.»40 Однако все эти обращения потерпели неудачу.
Как вспоминал архиепископ Василий (Кривошеин), перед Поместным Собором 1971 г. в Совете по делам религий с архиепископом Павлом говорили особенно строго. А так как архиепископ Павел твердо стоял на своем и заявлял о намерении выступить на Соборе, его предупредили: «Смотрите, Вы и на Собор не попадете! Против Вас поступили обвинения в безнравственном поведении, одновременно по церковной и по гражданской линии <...>, а для расследования нами послан в Вашу епархию михаил Казанский. Если ревизия подтвердит обвинения, Вы будете уволены и на Соборе Вас не будет»41.
21 апреля 1971 г. Совет по делам религий составил «Справку-характеристику» на архиепископа Павла, в которой в частности отмечалось, что он «на протяжении последних 13 лет всегда и повсюду выступает против основных положений законодательства о культах, игнорирует рекомендации уполномоченных, местных органов власти, а нередко и Московской Патриархии». Далее владыка Павел обвинялся в том, что перед тем как послать свои предложения в связи с предстоящим Собором в Патриархию, он советовался с опальным архиепископом Ер-могеном. Кроме того, в справку включено сообщение новосибирского уполномоченного А. С. Николаева о том, что архиепископ Павел «совсем закусил удила, хочет протащить на Поместный Собор членами от своей епархии людей нам неугодных, нарушителей законодательства, поддерживающих дела и помыслы Павла»42. Результатом этой справки явилось послание в Новосибирскую епархию епископа оренбургского Леонтия (Бондаря) для проверки жалоб.
40 Павел (Голышев) // Сайт «Русское православие». URL: https://drevo-info.ru/artic-les/13676642.html (дата обращения: 06.07.2019).
41 Цит. по: вениамин (гомартели), мон. Летопись церковной истории (1961-1971) // Электронный православный журнал «Златоустъ». URL: http://hristov.narod.ru/letopis5. htm (дата обращения: 26.05.2019).
42 Бычков с. с. Освобождение от иллюзий. С. 129-130. Источник: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 173. Л. 91-93.
Видимо, проверка не нашла достаточно оснований для отстранения владыки от управления епархией, поэтому потребовалось найти другой способ не допустить его до участия в Поместном Соборе. За несколько дней до отъезда на Поместный Собор после беседы с уполномоченным владыка Павел обнаружил у себя химический ожог. Позже верующие Новосибирской епархии писали в Патриархию: «. и вот за два дня до патриарших выборов внезапно был отравлен архиепископ Павел химическим ядом (группы тринитротолуола?) и чудом выжил. Уполномоченный Николаев ежедневно справлялся: "Не умер ли архиепископ Павел?"»43. Об этом случае позже упоминал и сам владыка Павел в письме на имя председателя Совета министров СССР А. Н. Косыгина в декабре 1972 года44. Этот же факт подтверждается в воспоминаниях К. Шашиной, 1924 г. р., долгое время работавшей бухгалтером в Епархиальном управлении: «Ему стул накололи, пытались отравить синильной кислотой»45. Так владыка не был допущен на Поместный Собор46. По официальной версии владыка не смог приехать из-за болезни, обварившись кипятком47. По данным А. Оконешникова, попытка отравления была двукратной, а врач, выдавший владыке копию протокола об осмотре ожогов, был уволен с работы48.
Священный Синод на заседании 2 февраля 1972 г. перевел архиепископа Павла на Вологодскую кафедру. В прощальной проповеди архиепископ Павел в соборе говорил: «Сегодня я проводил последнюю службу. Меня переводят в Вологодскую область. Вы зададите вопрос — за что? Я и сам не знаю. Мне никто обвинения не предъявил. Наверно, я не понравился местным властям за то, что мы с вами так дружно жи-
43 Цит. по: Там же. С. 130-131. Источник: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 176. Л. 141.
44 Там же. С. 134. Источник: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 176. Л. 88-90.
45 Воспоминания К. Шашиной, 1924 г. р., записанные в 2011 г. // Личный архив автора.
46 Как отмечает С. С. Бычков, архиепископ Павел в чем-то повторил судьбу священно-исповедника Луки (Войно-Ясенецкого), который намеревался внести предложения о выборе Патриарха из трех кандидатов на Поместном Соборе 1945 года. За несколько дней до Собора владыка Лука был отравлен консервами и не смог приехать в Москву (Бычков с. с. Освобождение от иллюзий. С. 130).
47 васильева о. Ю. Поместный Собор 1971 г.: вопросы и размышления. // Альфа и Омега. 2006. № 1/45. С. 170.
48 оконешников а. Страсти по архиепископу Павлу // Сайт «Религаре». URL: http:// www.religare.ru/2_41717.html (дата обращения: 06.07.2019).
вем. Не нравится эта дружба кое-кому из священнослужителей. Мне очень жаль с вами расставаться, но мы как воины, куда нас направляют, туда мы и едем»49.
Таким образом, активная «антиобщественная» деятельность владыки Павла, направленная на защиту прав Церкви и отмену решений Архиерейского Собора 1961 г. не увенчалась успехом и послужила поводом к попытке его физического уничтожения, а затем и к его отстранению от управления Новосибирской епархией. Руководство Русской Православной Церкви вынуждено было под давлением властей наказывать активных правозащитников в среде духовенства, как это было, например, с архиепископом Ермогеном (Голубевым), священниками Глебом Якуниным и Николаем Эшлиманом. Требовать в то время отмены решений Архиерейского Собора 1961 г., выборов Патриарха тайным голосованием, независимости архиереев от контроля уполномоченных в церковных делах было утопическим начинанием. Другой причиной отстранения владыки Павла от управления епархией были его частые конфликты с уполномоченным Совета по делам религий А. С. Николаевым. Недовольство уполномоченного вызывали: привлечение молодежи в обслуживающий персонал Епархиального управления и для служения иподиаконами, «вмешательство» владыки в дела приходов, большое количество монашеских постригов, замена пожилых священников молодыми и образованными, частые поездки архиерея по епархии, возбуждение им ходатайств об открытии храмов. Особенностью изучаемого периода истории Русской Православной Церкви было противодействие архиереям не только со стороны властей, но со стороны неверующих людей, внедренных в церковные «двадцатки». Они часто считали себя хозяевами приходов и могли жаловаться на настоятелей и архиереев уполномоченному и другим представителям власти. При таких обращениях власти получали много информации о недостатках внутрицерковной жизни, компрометирующей духовенство и архиерея.
Источники
1. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 80, 143, 154, 165.
2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 6991. Оп. 7. Д. 173-176.
49 Годовой отчет о работе уполномоченного Совета за 1972 год // ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 165. Л. 8.
3. Расшифровка аудиозаписи воспоминаний К. Шашиной, 1924 г. р., сделанной 20.08.2011 г. // Личный архив автора.
4. Оухорукова А. Воспоминания А. И. Кузнецова об архиепископе Павле (Голыше-ве) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. № 3 (24). С. 143-155; 2008. № 1 (26). С. 128-134.
5. Шкаровский М. в. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010.
Литература
1. Бычков с. с. Освобождение от иллюзий. М., 2010.
2. васильева о. Ю. Поместный Собор 1971 г.: вопросы и размышления. // Альфа и Омега. 2006. № 1/45. С. 167-184.
3. вениамин (гомартели), мон. Летопись церковной истории (1961-1971) // Электронный православный журнал «Златоустъ». URL: http://hristov.narod.ru/letopis5.htm (дата обращения: 26.05.2019).
4. Марченко а., прот. Пермская епархия в годы хрущевских гонений. Служение епископа Пермского и Соликамского Павла (Голышева) 1957-1960 годы // Журнал Московской Патриархии. 2006. № 2. С. 54-67.
5. «Никогда никого не зли, и никогда ни на кого не злись!» // Сайт храма свт. Василия Великого на горке, город Псков. URL: http://hramnagorke.ru/articles/113/2150/ (дата обращения: 06.07.2019).
6. оконешников А. Страсти по архиепископу Павлу // Сайт «Религаре». URL: http:// www.religare.ru/2_41717.html (дата обращения: 06.07.2019).
7. Павел (Голышев) // Сайт «Русское православие». URL: https://drevo-info.ru/ articles/13676642.html (дата обращения: 06.07.2019).
8. Памяти архимандрита Павла (Кравца) // Сайт Псковской митрополии. uRL: http:// pskov-eparhia.ru/?p=4917 (дата обращения: 06.07.2019).
9. Патрин П., прот. Времен связующая нить. Новосибирск, 2006.
Hieromonk Simon (Istyukov)
STRUGGLE FOR THE RIGHTS OF THE CHURCH AFTER THE END OF KHRUSHCHEV'S PERSECUTION OF THE CHURCH (ON THE EXAMPLE OF THE MINISTRY OF ARCHBISHOP PAVEL (GOLYSHEV) AT THE NOVOSIBIRSK DIOCESE IN 1964-1972)
Abstract. This paper is to outline little-known facts from the history of Novosibirsk diocese concerning the struggle of Archbishop Pavel (Golyshev) for the rights of the Church. At present, there is a lack of information in historical and local history literature about the period
of his ministry at the Novosibirsk pulpit except for the references to Bishop Pavel as a good preacher and defender of Orthodoxy. The activities of Archbishop Paul are of particular interest to the history of the Russian Orthodox Church, not only because his active work and independence caused a negative reaction from the authorized representatives of the Council for Religious Affairs, but also because he dared to resist the decision of the Bishop's Council of 1961 on parishes, pointed to the need for the election of Patriarch by a secret ballot and for bishops' independence from any control by the Council for Church Affairs, which was in those times outrageous dissent. A number of sources have been used in the article: documents from the State Archive of Novosibirsk Region (Stock of the Authorized Council on the Russian Orthodox Church) and the personnel file of Archbishop Pavel (from the State Archive of Russian Federation), memoirs of Archbishop Vasily (Krivoshein) and Novosibirsk archpriest Pavel Patrin, research materials of the historian S. S. Bychkov and others. The author has found out what actions of the Archbishop caused animosity with the state authorities: attracting young people to work in the diocesan administration and to serve as sub-deacons, "intervening" of the bishop in the parishes' affairs, a large number of monastic tonsure, replacing elderly priests with young and educated, frequent trips of the bishop within the diocese and initiating of petitions for opening churches. The author analyzes complaints against Vladyka Pavel about financial irregularities in the activities of the diocesan administration and provides evidences of an attempt to poison the Archbishop in order to prevent his participation in the Local Council of 1971, and also the circumstances under which Archbishop Pavel was removed from the administration of the Novosibirsk diocese and subsequently transferred to the Vologda diocese are given here.
Keywords: Russian Orthodox Church, Archbishop Pavel (Golyshev), Diocese of Novosibirsk, Bishops' Council of 1961, Local Council of 1971.
Citation. Simon (Istiukov), ierom. Bor'ba za prava Tserkvi posle okonchaniia khrushchevskikh gonenii (na primere sluzheniia arkhiepiskopa Pavla (Golysheva) na Novosibirskoi kafedre v 19641972 gg.) [Struggle for the Rights of the Church after the End of Khrushchev's Persecutions of the Church (On the Example of the Ministry of Archbishop Pavel (Golyshev) at the Novosibirsk Diocese in 1964-1972)]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2020, no. 1 (29), pp. 204-223. DOI: 10.24411/2224-5391-2020-10111
About the author. Hieromonk Simon (Istyukov Vitaly Engelevich) — senior teacher of the Department of Church Theology at the Novosibirsk Orthodox Theological Seminary (Russia, Novosibirsk). E-mail: m-koziha@mail.ru
Submitted on 28 May, 2019 Accepted on 02 August, 2019
References
1. Bychkov S. S. Osvobozhdenie ot illiuzii [Deliverance from Illusions]. Moscow, 2010.
2. "Nikogda nikogo ne zli, i nikogda ni na kogo ne zlis'!" ["Never Anger Anyone, and Never Be Angry with Anyone!"]. Available at: http://hramnagorke.ru/articles/113/2150 (accessed: 06.07.2019).
3. Okoneshnikov A. Strasti po arkhiepiskopu Pavlu [Passion for Archbishop Paul]. Available at: http://www.religare.ru/2_41717.html (accessed: 06.07.2019).
4. Pamiati arkhimandrita Pavla (Kravets) [In Memory of Archimandrite Pavel (Kravets)]. Available at: http://pskov-eparhia.ru/?p=4917 (accessed: 06.07.2019).
5. Patrin P., prot. Vremen sviazuiushchaia nit' [The Connecting Thread of Times]. Novosibirsk, 2006.
6. Pavel (Golyshev) [Pavel (Golyshev)]. Available at: https://drevo-info.ru/articles/13676642. html (accessed: 06.07.2019).
7. Shkarovsky M. V. Russkaia Pravoslavnaia Tserkov' vXX veke [Russian Orthodox Church in the 20th Century]. Moscow, 2010.
8. Sukhorukova A. Vospominaniia A. I. Kuznetsova ob arkhiepiskope Pavle (Golysheve) [A. I. Kuznetsov's Memoirs about Archbishop Pavel (Golyshev)]. Vestnik Pravoslavnogo Svia-to-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi — St. Tikhons University Review. Series II: History. History of the Russian Orthodox Church, 2007, no. 3 (24), pp. 143-155; 2008, no. 1 (26), pp. 128-134.
9. Vasil'eva O. Yu. Pomestnyi Sobor 1971 g.: voprosy i razmyshleniia [Local Council of 1971: Questions and Reflections]. Al'fa i Omega — Alpha and Omega, 2018, no. 1 (45), pp. 167-184.
10. Veniamin (Gomarteli), mon. Letopis' tserkovnoi istorii (1961-1971) [Chronicle of the Church History (1961-1971)]. Available at: http://hristov.narod.ru/letopis5.htm (accessed: 26.05.2019).