политические науки
Новосельцев Сергей Владимирович БОРЬБА ЗА ОСВОЕНИЕ МОРСКИХ ...
УДК 32.327.5
БОРЬБА ЗА ОСВОЕНИЕ МОРСКИХ БИОРЕСУРСОВ КАК ФАКТОР ЭСКАЛАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СПОРОВ В ЮЖНО-КИТАЙСКОМ МОРЕ
© 2017
Новосельцев Сергей Владимирович, соискатель, кафедра «Востоковедение» Московский государственный институт международных отношений МИД России (119454, Россия, Москва, проспект Вернадского, 76, e-mail: novoseltsev.s.v@my.mgimo.ru)
Аннотация. Территориальные споры в Южно-Китайском море (ЮКМ) - основной источник конфликтного потенциала в Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) в целом. Начавшись с геополитического противостояния за контроль над акваторией ЮКМ, конфликт постепенно перешел и в сферу экономики. Этому способствовали множество факторов: смещение «центра тяжести» мирового экономического роста в АТР, необходимость обеспечения безопасности морских торговых путей, открытие богатых запасов нефти и газа на шельфе и в пределах ИЭЗ омываемых Южно-Китайским морем стран. В то же время отдельный интерес представляет рассмотрение терспоров с точки зрения традиционного для данного региона промысла - рыболовства, имеющего здесь как экономический, так и социальный аспект: от количества и качества улова в прямом смысле зависит пропитание миллионов человек. Неопределенность морских границ и, соответственно, прилегающих к ним ИЭЗ вкупе с постоянной миграцией рыбы и истощением традиционных зон вылова вынуждает, а порой и подталкивает рыбаков стран-участниц конфликта заходить в территориальные воды или ИЭЗ других государств. Власти некоторых из них даже негласно поддерживает такую деятельность, пытаясь продемонстрировать свой фактический контроль над определенным регионом. Во многом вследствие этого возникает широкое поле для маневра у браконьеров, контрабандистов и даже пиратов. Представляется, что создание механизма совместного освоения ресурсов и ведения морского хозяйства может заложить основу и придать новый импульс мирному разрешению данного конфликта.
Ключевые слова: Южно-Китайское море, конфликт, территориальные споры, Китай, Филиппины, Индонезия, рыболовство, пиратство.
CONTROL OF MARINE BIORESOURCES AS A FACTOR OF ESCALATION OF TERRITORIAL
DISPUTES IN SOUTH CHINA SEA
© 2017
Novoseltsev Sergey Vladimirovich, candidate for PhD degree
Moscow State Institute of International Relations (119454, Russia, Moscow, Vernadskogo Ave, 76, e-mail: novoseltsev.s.v@my.mgimo.ru)
Abstract. Territorial disputes in the South China Sea can be considered as one of the key conflictogenetic elements in South East Asia and Asia Pacific Region. Although it began as a geopolitical conflict over the control of the waters of the South China Sea, it spilled over into the economic sphere soon. There were many factors that stimulated this process: shift of the center of global economic growth to Asia Pacific Region, necessity to ensure the safety of regional trade routes, discovery of rich oil and gas reserves in the South China Sea waters. In this context, analyzing the territorial disputes from the point of view of a traditional regional industry - fishery - is of upmost interest. Fishery in this region has not only economic, but also social impact: the lives of millions of local people depend on the catch. The absence of strict sea borders and exclusive economic zones, combined with constant migration of fish and exhaustion of traditional fishing zones, makes fishers from countries with competing claims enter territorial waters or economic zones belonging to other states. Some governments even support these actions unofficially, believing that it could help to demonstrate who de facto holds control over the region. This is one of the main reasons why poachers, smugglers, and even pirates act in the South China Sea almost freely. Nevertheless, creating a tangible mechanism of maritime resources joint usage might set the basis and give new impetus to a peaceful resolution of the conflict.
Keywords: South China Sea, conflict, territorial disputes, China, the Philippines, Indonesia, fishery, piracy.
Территориальные споры в Южно-Китайском море (ЮКМ) стоят в ряду самых нашумевших и серьезных проблем современности, имеют не только региональное значение, но и затрагивают геополитические интересы как практически всех стран Юго-Восточной Азии, так и ведущих внерегиональных держав, в том числе США, Австралии и Индии.
В территориальные споры о принадлежности большей части акватории и островов ЮКМ в той или иной степени вовлечены стратегические партнеры России Китай и Вьетнам, а также такие значимые региональные игроки, как Филиппины, Малайзия, Бруней и Тайвань. Все более реальной становится вероятность подключения к ним и одного из ключевых государств в АСЕАН - Индонезии, не раз заявлявшей о своем безусловном суверенитете над островами Натуна (на сам архипелаг ни один из участников споров ю Южно-Китайском море не претендуют, однако известная китайская «девятипун-ктирная линия» охватывает часть прилегающей к нему исключительной экономической зоны). Заметно негативное влияние сложившейся в ЮКМ ситуации и на развитие отношений Пекина с Сингапуром, прежде всего в связи с попытками обеих сторон использовать ее в собственных политических и экономических интересах.
Не может не остаться незамеченной и возросшая в этой связи в последние годы напряженность в Восточной Азии (под «Восточной Азией» здесь понимается регион, включающий в себя азиатскую составляющую АТР от
Берингова пролива до Мьянмы). Вероятность развития ситуации по негативному сценарию, вплоть до начала боевых действий, представляет собой существенную угрозу национальной безопасности для всех стран АТР, включая Россию.
С формальной точки зрения в основе конфликта лежат взаимные претензии и противоречия о том, какие из государств, омываемых ЮКМ, имеют законное право на суверенитет над распложенными в данной акватории многочисленными островами, атоллами, банками и рифами. Китай (как «материковый» - Китайская Народная Республика, так и Китайская Республика на Тайване) претендуют практически на все из них. В основе их аргументации - исторические свидетельства «китайского владычества» в этом регионе как минимум со второго века до нашей эры. Китайские притязания в ЮКМ, как правило, обозначаются т.н. «девятипунктир-ной линией», впервые обозначенной еще в 1947 г. правительством Чан Кайши и охватывающей практически 80% акватории ЮКМ. Линия включает в себя два относительно крупных архипелага: Спратли (в неравной степени «поделен» между всеми участниками споров) и Паралельский (полностью под контролем КНР), а также остров Пратас (он же Дунша, контролируются Тайбэем), Макклесфилдскую банку (или Чжунша, под контролем КНР) и отмель Скарборо (контролируется КНР, активно оспаривается Филиппинами). Признание суверенитета КНР над этими образованиями фактически означает
Novoseltsev Sergey Vladimirovich CONTROL OF MARINE BIORESOURCES .
political sciences
«запирание» других государств региона в их территориальных водах без доступа к ресурсам в их 200-мильных ИЭЗ.
Рисунок 1 - Фактический контроль над островами в ЮКМ. Источник: CIA Factbook
С учетом небольших размеров, ни один из островов Спратли сам по себе не имеет какой-либо экономической ценности. Более того, согласно Конвенции ООН о морском праве [1], многие из них, строго говоря, даже не считаются островами, а могут быть классифицированы только как скалы, не дающие право владеющему ими государству на 200-мильную ИЭЗ. В то же время именно исключительное право на разведку, разработку и сохранение богатых природных ресурсов (наравне с обеспечением преимущества на море) в этой части ЮКМ видится в качестве одной из основных причин «принципиальности» всех участников терспоров в вопросе территориальной принадлежности островов.
Рыбная отрасль - немаловажный вид деятельности в Южно-Китайском море. По данным Программы ООН по окружающей среде (UNEP), около 10% всего мирового вылова рыбы приходится на Южно-Китайское море [2]. Эти морепродукты являются основой рациона сотен миллионов людей в Юго-Восточной Азии. Во многом вследствие этого, согласно докладу Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), биоресурсы в западной части Южно-Китайского моря в настоящее время «являются либо полностью используемыми либо перелавливаемыми» [3].
По существующим оценкам, в водах ЮКМ промысел ведут 1,72 млн. рыболовных судов, обеспечивая рабочими местами около 5,4 млн. человек[4].
Рыбная отрасль - в сущности, геополитический промысел, пусть даже и не самый престижный. Промысловая рыба считается «странствующим ресурсом»: она перемещается с места на место по собственной воле. Рыболовным судам приходится следовать за ней, часто не обращая внимания на границы или юрисдикции. Колебания уловов или ограничения рыболовной деятельности приводят к масштабным последствиям для прибрежных стран, так как суда из-за этого вытесняются все дальше и дальше от своих берегов. Поскольку в рыбной промышленности неформально занято так много людей, всё, что наносит ущерб рыбакам, отрицательно сказывается и на всех уровнях общества: от сельских округов до огромных коммерческих конгломератов.
В каждом морском регионе разгораются конфликты из-за вылова рыбы, но уникальная география Восточной Азии повышает риск таких споров. Западная часть Тихого океана географически отличается от большей части Тихоокеанского региона наличием широких континентальных шельфов с многочисленными прибрежными водными путями и глубоко врезанными в сушу залива-
ми. Данное обстоятельство затрудняет определение границ в Азиатско-Тихоокеанском регионе, тем более что узость большинства водных путей не позволяет многим странам региона претендовать на полноценные исключительные экономические зоны (ИЭЗ) шириной в 200 морских миль, не захватывая при этом территорию своих соседей. По этой причине им приходится вести переговоры с приграничными государствами о собственных ИЭЗ, в результате чего многие споры в отношении границ остаются неурегулированными, создавая угрозу конфликта.
На континентальных шельфах имеются превосходные условия для рыболовства, особенно в прибрежной зоне Юго-Восточной Азии, под которой залегают шельфы Сунда и Сахул. Воды этих шельфов, составляющих около двадцати процентов от общей площади шельфов во всем мире, обеспечивают отличные условия для размножения морских существ (только в одном ЮжноКитайском море обитают более 3000 видов рыб) и природный богатый улов. Для стран, расположенных у этих водных путей (все государства Юго-Восточной Азии за исключением Лаоса), рыбный промысел имеет решающее значение в жизни их населения, а в современную эпоху - и в сфере государственных доходов и индустриализации.
Доступ к территориям рыбного промысла имеет значение и по другим причинам: контроль над водными путями играет ключевую роль в сохранении государствами важных торговых потоков, связи с отдаленными регионами и доступа к ресурсам.
В то же время, с учетом наличия множества привлекательных рыбных мест, распространенных на столь обширном пространстве, постепенного истощения «традиционных» мест вылова и большого числа прибрежных стран, близко расположенных друг к другу с отсутствием единства мнений относительно морских границ, рыболовецкие суда легко могут зайти в иностранные воды, случайно либо намеренно. Нередко под рыбаков маскируются контрабандисты и браконьеры, что приводит к росту неконтролируемой предпринимательской деятельности и преступности, которая наносит ущерб как экономике, так и экологии региона. Сложившимся положением дел пользуются и пираты, представляющие существенную угрозу безопасности проходящих здесь морских торговых путей. По этой причине на регулярной основе происходят столкновения с патрульными кораблями в районе многочисленных спорных территорий, а также в водах прибрежных государств.
Ситуация усугубилась под воздействием мощнейшего подъема рыбной промышленности в Азиатско-Тихоокеанском регионе после окончания Второй мировой войны в связи с беспрецедентной индустриализацией рыбных промыслов в западной части Тихого океана. К 1990-м годам каждое морское государство было вынуждено развивать свою рыбную промышленность в региональной гонке за право эксплуатации этого общего ресурса, что привело к чрезмерному отлову рыбы и резкому спаду объемов вылова в регионе. Поскольку страны истощили прибрежные воды, они начали все чаще осуществлять вылов в отдаленных водах, принадлежащих соседним государствам, особенно в плохо охраняемых районах. Спорные территории, такие как акватория Южно-Китайского моря, стали особенно привлекательной мишенью, что привело к введению бесчисленных односторонних запретов на рыбную ловлю, повсеместному усилению контроля за рыболовной деятельностью, а также привлекающим внимание общественности случаям уничтожения судов-нарушителей.
Некоторые страны, в том числе Китай, даже открыто поощряют рыбаков ловить рыбу в спорных водах [5]. Тем самым Пекин стремится помешать деятельности менее современных судов своих соседей, не говоря уже о сборе разведывательных данных и составлении карты региона. Продвижение рыбаков в иностранные воды
346
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 4(21)
политические науки
Новосельцев Сергей Владимирович БОРЬБА ЗА ОСВОЕНИЕ МОРСКИХ ...
способствует поддержанию экономической и политической стабильности в стране, а также наращиванию присутствия в водах, необходимых для обеспечения безопасности торговли и создания стратегической глубины обороны за рубежом. Все это - небольшая часть гораздо более масштабной стратегии, но именно она, тем не менее, постоянно попадает в заголовки газет, когда соседние государства задерживают китайские рыболовные суда в своих водах.
О значимости рыбной промышленности для государств региона говорит и тот факт, что данная тема была затронута в знаковом решении Постоянной палата Третейского суда в Гааге [6] по иску Филиппин, в котором территориальные притязания Китая признанными необоснованными и не соответствующими Конвенции ООН по морскому праву.
В частности, суд постановил, что действия Китая по препятствованию рыболовной деятельности филиппинских судов у отмели Скарборо с мая 2012 г. были незаконными [6].
В ответ Верховный народный суд КНР (между тем, Пекин не признал решение Третейского суда, назвав его нелегитимным [7]) вынес собственное постановление о том, что власти имеют право привлекать к ответственности иностранных рыбаков, задержанных в водах, на которые претендует Китай.
Таким образом, Китай оказался в двоякой ситуации. С одной стороны, ему фактически принадлежит большая часть территорий в Южно-Китайском море, с другой - Пекин не хочет ставить свои позиции под угрозу агрессивными действиями или инцидентами, которые вынуждают других участников территориальных споров выполнять решение арбитражного суда в полной мере или вызывают увеличение числа патрулей Соединенных Штатов и их союзников для «обеспечения свободы судоходства».
Своеобразным выходом из сложившейся ситуации стало «зондирование» возможности начала переговоров о совместном освоении морских биоресурсов. Эта тема поднималась в том числе на встрече между китайскими официальными лицами и специальным посланником Филиппин, бывшим президентом Фиделем Рамосом [4]. Пекин и Манила выразили готовность изучить возможность открытия для рыбаков обоих государств отмели Скарборо и совместного развития аквакультуры в районе спорных территорий. Хотя переговоры по существу еще не начались и пока нет окончательной ясности, в каком именно формате будет осуществляться совместный доступ (рассматриваются варианты вплоть до создания официальной, совместно управляемой зоны рыболовства), данный шаг в любом случае может способствовать предотвращению острых конфликтов и даже предложить модель для сотрудничества в других частях Южно-Китайского моря.
Все это, в частности, свидетельствует о том, Пекин разрабатывает механизмы для поддержания низкого уровня напряженности и урегулирования кризисов. Совместное управление рыбным промыслом в спорных водах также идет в русле политики КНР по обсуждению противоречий в Южно-Китайском море на двусторонней основе вместо заключения международного соглашения. Кроме того, создание двусторонних механизмов совместной эксплуатации морских биоресурсов может также соответствовать стратегии Китая, цель которой -разобщить его соперников в ЮКМ.
Прецедент сотрудничества в области рыбной промышленности между Китаем и соседними государствами существует. Яркий пример - договоренность Китая и Вьетнама относительно Тонкинского залива. Залив находится в северо-западной части Южно-Китайского моря, вклинившись между северным Вьетнамом, юго-восточной провинцией Китая Гуанси и островом Хайнань. Соглашение между двумя странами, подписанное в 2000 г. в рамках всеобъемлющего пакета мер по определению
морских границ в районе Тонкинского залива, было достигнуто после того, как Китай и Вьетнам восстановили отношения в 1991 г. спустя несколько десятилетий вражды, включая пограничную войну 1979 года [8]. Тонкинский залив, будучи общим водным пространством, расположенным в непосредственной близости от крайне важных регионов и рыболовных сообществ, был основным требующим решения территориальным вопросом, который приводил к многочисленным захватам китайских судов вьетнамскими властями в связи с предполагаемыми вторжениями. В результате семи лет переговоров примерно посередине залива была проведена граница. Также была обозначена общая рыболовная зона площадью 33,500 кв. км (12,934 кв. миль), шириной около 30 морских миль, простирающаяся от сухопутной границы до устья залива. Правительства двух стран имеют право контролировать и инспектировать соответствующие ИЭЗ, совместно разрабатывать ресурсы и осуществлять надзор за судами в общей зоне. Управление районом находится в ведомстве совместного комитета.
Однако данная модель урегулирования спора не является универсальной. В Тонкинском заливе обе стороны смогли полностью договориться об установлении конкретной морской границы, хотя следует отметить, что они не смогли урегулировать имеющиеся противоречия в отношении Парасельских островов и архипелага Спратли.
Тем не менее соглашение о Тонкинском заливе достигло своей главной цели: прекращение столкновений, в частности, вызванных деятельностью промысловых судов в недемаркированных водах. Совместно управляемая зона позволяет Вьетнаму и Китаю сохранять между собой буферную зону, хотя бы под предлогом совместного управления. Совместное патрулирование осуществляется с 2006 г., а совместный комитет собирается несколько раз в год, несмотря на то, что над общей территорией не установлено тщательное наблюдение или контроль. Соглашение было достигнуто в то время, когда Китай пользовался меньшим влиянием и был более склонен к достижению компромиссов с соседним государством. Любые договоренности, достигнутые в настоящее время, скорее всего, будут более выгодными для КНР.
С учетом нового внешнеполитического курса Президента Р.Дутерте на урегулирование отношений с Пекином представляется, что для заключения аналогичного документа между Китаем и Филиппинами вряд ли потребуется столько времени, сколько заняло подписание соглашения в Тонкинском заливе. В то же время эффективность сотрудничества в области рыболовства, даже в рамках ограниченного соглашения, будет зависеть от нескольких факторов. Главный из них - взаимная заинтересованность обоих правительств в ослаблении дипломатической напряженности. Примером этому является еще одно соглашение в сфере рыболовства между Филиппинами и Тайванем. Хотя Манила и Тайбэй не создали совместно управляемую зону в оспариваемых ими территориях, в 2015 г. они договорились - с учетом их противостояния Пекину - не применять силу против рыболовных судов друг друга в спорных водах. Их общая цель - создание противовеса Китаю - остается, соответственно, сохраняет силу и соглашение о рыбном промысле.
В практическом плане сотрудничество в области рыболовства в ЮКМ будет ограничено. Крайне нестабильный характер промысла и деятельности рыбаков затрудняет регулирование их перемещений. Более того, правительства государств региона заинтересованы в увеличении объемов вылова. Следовательно, такое сотрудничество не приведет к подъему рыбной отрасли, даже если оно будет распространяться повсеместно. В этой связи единственным очевидным выигрышем от соглашения могло бы стать сдерживание кратковременных острых (и зачастую незапланированных) столкновений для пре-
Novoseltsev Sergey Vladimirovich CONTROL OF MARINE BIORESOURCES ..
political sciences
дотвращения обширных кризисов, способных погрузить Южно-Китайское море в более глубокий конфликт.
Таким образом, можно заключить, что борьба за освоение морских биоресурсов являет собой существенный фактор эскалации территориальных споров в Южно-Китайском море, вынуждающий участвующие в них государства искать пути выхода из сложившейся ситуации. Представляется, что возможное создание в этой связи механизма совместного освоения ресурсов и ведения морского хозяйства (как многостороннего, так и на базе серии двусторонних соглашений), хотя и не в силах способствовать подъему рыбной промышленности в регионе (впрочем, вероятно, такой цели и не ставится), но вполне может заложить основу и придать новый импульс мирному разрешению геополитического конфликта в ЮКМ как такового.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. -Режим доступа: http://www.un.org/depts/los/convention_ agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf (дата обращения: 19.11.2017).
2. Официальный сайт Программы ООН по окружающей среде [Электронный ресурс] // UNEP/GEF South China Sea Project website. - Режим доступа: www.unep-scs.org (дата обращения: 19.11.2017).
3. Состояние мирового рыболовства и аквакульту-ры. 2016 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН. - Режим доступа: http://www.fao.org/3Za-i5555r.pdf (дата обращения: 19.11.2017).
4. Rees Evan. Conflict and Cooperation in the South China Sea [Electronic resource] // Stratfor. 31.08.2016. -Mode of access: https://www.stratfor.com/analysis/conflict-and-cooperation-south-china-sea
5. http://www.straitstimes.com/asia/east-asia/south-china-sea-part-three-chinas-front-line-fishermen (accessed 19.11.2017).
6. The South China Sea Arbitration (The Republic of the Philippines v. the People's Republic of China) // PCA.
12.07.2016. https://pcacases.com/web/sendAttach/1801 (accessed 17.10.2017).
7.
Ш (Международный суд в Гааге огласил свое решение по Южно-Китайскому морю: Китай считает его незаконным и не имеющим силы) [Электронный ресурс] // VOA. - Режим доступа: https://www.voachinese.com/a/ china-Philippine-maritime-dispute-20160712/3414662. html (дата обращения: 19.11.2017).
8. Benoît de Tréglodé, Maritime Boundary Delimitation and Sino-Vietnamese Cooperation in the Gulf of Tonkin (1994-2016) [Electronic resource] // China Perspectives,
01.09.2017. - Mode of access: http://chinaperspectives.re-vues.org/7030 (accessed 19.11.2017).
Статья поступила в редакцию 17.10.2017
Статья принята к публикации 24.12.2017
348
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 4(21)