градостроительство
--Борьба титанов, или Скрытое продолжение
великого перелома1. М.Г.Меерович
Расселенческая, градостроительная и жилищная политика, выработанная в период 1917-1929 годов советской властью, была предельно инновационной, потому что не имела цивилизационных прецедентов. Она основывалась на никогда ранее не существовавшем решении - превратить государство в единственного «оператора» развития страны, передав отдельные сферы деятельности и связанные с их реализацией крупные фрагменты территории в распоряжение государственным хозяйствующим «субъектам». Одним из них был ВСНХ СССР, ведавший всем новым промышленным (прежде всего военно-промышленным) строительством и неразрывно связанным с ним возведением селитьбы. Другим был ГУКХ НКВД, который распоряжался всем жилым фондом и всей коммунальной инфраструктурой в существующих городах, а также городским хозяйством в соцгородах-новостройках. Чуть позже к ним присоединился еще один общегосударственный «субъект» -ГУЛАГ, которому было вверено строительство транспортных коммуникаций, ресурсодобыча и первичное освоение необжитых территорий.
Именно этим государственным «субъектам» было поручено обеспечивать расселение и жилищное обустройство подвластных им контингентов людей. Государство, принимая подобное решение, исходило из необходимости оптимизации организационно-управленческих задач - так легче было осуществлять общегосударственное планирование и распределение средств, проще контролировать их использование и обеспечивать взаимоувязанное возведение промышленных предприятий и жилья, транспортных коммуникаций, энергетических мощностей, добычу полезных ископаемых и прочее. Так было надежнее, потому что в одних руках сосредотачивалась и ответственность за выполнение планов, и комплекс средств их выполнения (в который и люди, и территория, и инфраструктуры входили как «ресурсы»). В условиях концентрации всех сил и средств на развертывание мощнейшего военно-промышленного комплекса (именовавшегося «индустриализацией»), в условиях формирования единоначалия, жесткой исполнительской дисциплины, персональной ответственности «красных директоров» подобное решение представлялось наиболее простым и эффективным.
Именно эти «субъекты», воплощая государственные цели, выступают распорядителями государственных финансов, трудовых ресурсов и материальных фондов, направляемых на строительство заводов-гигантов и поселений при них -соцгородов и соцпоселков. И именно они отчаянно борют-
1 Выполнено в рамках научно-исследовательской темы «История государственной организации профессии архитектора в СССР (19171941 гг.)». Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН), 2007-2009. №1.7.5.
80-летию Гипрогора посвящается
ся друг с другом за право руководить общегосударственной системой архитектурно-градостроительного проектирования в СССР. К 1929 году противостояние ВСНХ СССР и Главного управления коммунального хозяйства НКВД (ГУКХ НКВД) становится почти открытым.
Объединение проектных организаций в единую общегосударственную систему проектного дела началось в 1926 году. На фоне вереницы решений, приведших к закрытию НЭП и объявлению начала индустриализации, оно оказалось скрыто от взглядов специалистов по отечественной истории архитектурной профессии. Сигналом к объединению явилось принятие XIV съездом ВКП(б) в самом конце 1925 года решения о превращении СССР в индустриальную державу. В связи с этим остро встала потребность реформирования существовавшей, а по сути, создания новой сети государственных контор, способных развернуть широкомасштабные работы по проектному обеспечению строительства новых промышленных предприятий и поселений при них.
Создание государственных проектных контор начинается с того, что признаются нерентабельными и ликвидируются около 110 строительных и проектно-строительных организаций, в том числе такие крупные, как «Стандарт», Госстрой и др. А вместо них (и на их базе) формируются многопрофильные организации с жестким иерархическим подчинением. Так, «объединенное управление», созданное ВСНХ СССР для руководства новыми строительными конторами, названное «Конвенция государственных строительных организаций ВСНХ СССР» (Стройконвенция), уже к 1929 году объединяет 34 конторы - больше половины из 64 действующих. В каждой из строительных контор формируется собственное проектное подразделение, и таким образом проектное дело частично закрепляется в подчинении «главному исполнителю планов индустриализации» - ВСНХ СССР.
Следующим шагом в создании общегосударственной системы проектного дела становится осуществленная в 1929 году передача проектирования селитьбы рядом с промышленными новостройками в полное распоряжение ВСНХ СССР (отвечающего за осуществление программы индустриализации). Теперь разработка генпланов соцгородов и соцпоселков включается в производственно-финансовые планы отраслевого промышленного строительства, проектируется силами подчиненных ВСНХ организаций, здесь же проходит экспертизу и утверждение. Подобное решение было вызвано необходимостью координированного руководства сложнейшим конгломератом самых разных задач: обеспечение согласования запланированных сроков возведения промышленных объектов с разработкой проектной документации; предварительное согласование градостроительных вопросов по расселению людей; определение потребных размеров селитьбы, характера ее связи с производственной зоной, типов и объемов жилья и т.п.
Как впоследствии покажет история, передача части гражданского проектирования отраслевым ведомствам приведет к тому, что оно окажется в подчиненном, второстепенном положении по отношению к промышленному. Но на тот период подобное решение казалось наиболее верным.
Сосредоточение в руках ВСНХ СССР руководства проектированием соцгородов-новостроек порождает идею формирования крупных комплексных проектно-строительных организаций. Эта идея ложится в основу реорганизации всей государственной системы проектного дела в стране - 26 декабря 1929 года выходит постановление СНК СССР «О мерах к оздоровлению строительства», которое предписывает организовывать при основных отраслевых объединениях ВСНХ СССР: а) либо единую специализированную строительно-монтажно-проектную контору (типа Энергостроя, Химстроя, Коксостроя, Стеклостроя и т.п.); б) либо две раздельные конторы - строительно-монтажную и обслуживающую ее проектную (например, строительная - Шахтстрой, а проектная при ней - Гипрошахт).
Фактически постановление лишь законодательно закрепляет давно уже идущий процесс, вызванный к жизни реальными потребностями строительства. Так, в начале-середине 1929 года для проектного обслуживания новых общесоюзных главков - Главмашиностроя и Главцветмета в структуре ВСНХ уже были созданы отдельные отраслевые проектные институты - Гипромаш и Гипроцветмет; для проектного обеспечения деятельности Бумстроя был сформирован проектный институт Бумпроект. В 1930 году при Всехимпроме создается проектно обслуживающая его контора «Химпроект»; а для обеспечения проектной документацией объединения Речсоюзверфь формируется проектный институт «Гипро-верфь» и т.п.
Формирование структуры общесоюзных проектно-стро-ительных организаций сразу дублировалось на уровне РСФСР: в самом конце 1930 года ЭКОСО РСФСР проводит по ее образцу реформирование всех республиканских проектных организаций. В целях, прямо следующих из названия принятого им постановления «О реорганизации сети проектных контор, их укрупнении и размежевании их функций»2, изменяется существующая структура проектных организаций РСФСР, а фактически создается новая, призванная обеспечивать проектной документацией те отрасли промышленности республиканского уровня, которые не вошли в союзные объединения и поэтому оказались не обслуживаемыми специализированными проектными организациями союзного значения.
Это постановление подразделяет все проектные организации РСФСР на три «уровня»: а) проектные конторы республиканского значения; б) проектные конторы рядовые;
2 «О реорганизации сети проектных контор, их укрупнении и раз-
межевании их функций» - Постановление ЭКОСО РСФСР от 25 декабря
1930 г. «Наше строительство», 1931, №1. С. 21-23.
в) проектные конторы специального, промышленного и торгово-промышленного назначения.
Проектным конторам республиканского значения предписывается осуществлять разработку типовых проектов (а также индивидуальных проектов, при невозможности исполнения строительства по типовым проектам).
Рядовым проектным конторам - осуществлять текущую работу с заказчиками по всем стадиям проектирования (от технических изысканий до рабочих чертежей).
Проектным конторам специального, промышленного и торгово-промышленного назначения - вести строительное и технологическое проектирование.
Параллельно с ВСНХ СССР собственную сеть проектных организаций активно создают НКВД РСФСР и НКВД союзных республик. Они также стремятся к тому, чтобы вести проектирование соцгородов-новостроек и поэтому формируют проектные конторы и бюро, способные осуществлять массовые работы по планировке социалистических поселений при расширяющихся и реконструируемых промышленных предприятиях, расположенных в существующих городах.
НКВД РСФСР хочет играть более значительную роль в руководстве градостроительным проектированием в рамках общегосударственной системы массового проектного дела. И предпринимает для этого конкретные шаги - укрупняет и усиливает свои проектные ресурсы. В частности, 9 августа 1930 года под эгидой ГУКХ НКВД, в результате слияния Бюро планировки городов Картоиздательства НКВД РСФСР и Проектгражданстроя, создается мощная головная проектная организация республиканского значения - Государственный трест по планировке населенных мест и гражданскому проектированию (Гипрогор). Целью деятельности Гип-рогора провозглашается реконструкция существующих и проектирование новых городов при крупнейших промышленных центрах, а также разработка схем районной планировки. То есть фактически - реализация концепции «социалистического расселения» и градостроительной составляющей программы индустриализации.
Но инициатива ГУКХ НКВД по созданию общегосударственного треста, специализирующегося на планировке населенных мест (Гипрогора), внезапно приобретает совершенно неожиданное воплощение. В ходе проведенного правительством в самом конце 1930 года реформирования государственного аппарата3 происходит кардинальная реорганизация всей системы органов управления градостроительной и жилищной политикой. Согласно постановлению ЦИК и СНК РСФСР «Об объединении всего нового строительства городов и поселков в республиканском масштабе» ГУКХ «вынимается» из состава НКВД и вводится в структуру СНК РСФСР, превращаясь в Главное управление коммунального хозяйства при СНК РСФСР. В его распоряжение передается
3 СЗ СССР. 1930. Отдел первый, №60, ст. 640.
весь комплекс работ по градоустройству, ранее находившийся в ведении республиканских НКВД: « ... передать полностью функции ликвидируемых народных комиссариатов внутренних дел по руководству коммунальным хозяйством, непромышленным строительством, пожарным делом»4.
Перемещение ГУКХ в состав СНК РСФСР резко усиливает его формальный статус, так как оно становится главным государственным органом РСФСР по руководству гражданским проектированием5. На него возлагается «руководство планировкой и застройкой существующих городов и вновь возникающих городов, планирование и регулирование коммунального хозяйства, жилищного дела, пожарной охраны и технико-экономическое регулирование непромышленного строительства (школьного, больничного, административных зданий и т.п.), а также руководство местными органами коммунального хозяйства и подготовка кадров коммунальных работников»6. Не будучи формально наркоматом, ГУКХ, по сути дела, обладает всеми признаками такового - располагает сформированной сетью местных органов управления, положение которых в системе исполкомов и горсоветов сильно отличается от положения других ведомственных органов (напомним, что коммунотделы, находясь в составе исполнительных комитетов местных советов, не подчинялись руководству исполкомов, а находились в ведении ГУКХ НКВД).
Войдя в состав СНК РСФСР, ГУКХ стремится законодательно выстроить такие же взаимоотношения с периферией, как у других наркоматов, таких, например, как НКЗдрав, НКПрос и проч. В разрабатываемый им самим проект «Положения о ГУКХ при СНК РСФСР» вставляется следующая фраза: «ГУКХ при СНК РСФСР действует на правах наркомата ... (ему) принадлежит право непосредственного вхождения в правительство, директивами которого ГУКХ руководствуется.»7. Предлагаемый ГУКХ проект «Положения» предписывает «концентрацию в руках ГУКХ всего дела строительства новых городов, утверждение производственных планов жилищного и коммунального строительства ...». Причем речь идет и о таких «знаковых» для страны соцгородах-новостройках, как Магнитогорск, Кузнецк, Дзержинск и другие. ГУКХ планирует закрепить за собой исключительное право «утверждения титульных списков объектов строительства, рассмотрение и разработку генеральных планов новостроек, а также общее руководство и надзор за деятельностью организаций, непосредственно осуществляющих строительство новых городов».
ГУКХ при СНК РСФСР стремится стать главным органом осуществления градостроительной и жилищной политики в стране: «... ГУКХ при СНК РСФСР должен быть единым органом по руководству проведением жилищной политики партии и правительства и по надзору за выполнением директив в области
4 Там же. С. 1157.
5 СУ РСФСР. 1931. №4, ст. 38.
6 Там же. С. 46.
7 Проекты положения о ГУКХ при СНК РСФСР. «Коммунальное дело». 1931, №4. С. 83-85.
жилищного хозяйства и строительства»8. Согласно проекту положения о ГУКХ при СНК РСФСР ему вменяется «разработка и издание норм и правил и всякого рода инструкций по непромышленному строительству, обязательных для организаций, ведущих это строительство; издание типовых проектов и утверждение проектов сверхлимитного строительства; руководство опытным строительством и плановое регулирование стандартного, общее регулирование непромышленного строительства». Значительную часть этих функций ГУКХ пытается перенять от ликвидированных управлений строительного контроля и стройсектора Госплана РСФСР9.
Перед Гипрогором, остающимся в подчинении ГУКХ, ставится ряд задач, полностью соответствующих тому ключевому положению в общегосударственной системе проектного дела, которое стремится придать ему руководство ГУКХ: а) отработка координированного выполнения всех взаимосвязанных работ по съемке, планировке и проектированию гражданских сооружений; б) накопление и систематизация опыта в области социалистической реконструкции существующих городов и нового градостроительства; в) удешевление проектирования (в том числе и за счет создания Центрального архива проектов); г) разработка типовых проектов и издание альбомов по ним; д) подготовка специалистов10.
ГУКХ при СНК РСФСР стремится отнять у ВСНХ РСФСР все работы по проектированию гражданского строительства. Под эту задачу он ускоренными темпами начинает вести организационную работу по созданию на базе Гипрогора мощнейшего общесоюзного проектно-строительного объединения гражданского профиля. Предполагается, что под эгидой Гипрогора объединятся фактически все основные силы гражданского проектирования в стране11. Для этого в реформируемый Гипрогор предполагается влить Проектно-планировоч-ное бюро Цекомбанка по строительству новых городов и поселков. А также отнять у ВСНХ и включить в состав нового объединения: а) Государственную техническую контору по проектированию фабрично-поселкового строительства и подсобных зданий в промышленности ВСНХ РСФСР (Госпроект №2); б) Проектное бюро Главного геодезического управления ВСНХ; в) Секцию реконструкции городов Государственного научно-экспериментального института гражданских, промышленных и инженерных сооружений ВСНХ СССР.
Эту новую сверхмощную организацию предполагается назвать «Жилищно-гражданским строительным объединением Главного управления коммунального хозяйства при СНК РСФСР» (сокращенно - «Жилгражданстройобъединение»). Основной задачей Объединения должно стать руководство планировкой и застройкой всех существующих и возникаю-
8 Проекты положения о ГУКХ при СНК РСФСР. Указ. соч. С. 83.
9 «О ликвидации органов строительного контроля и стройсектора Госплана РСФСР». Решение ЭКОСО и СНК от 13 февраля и 25 февраля 1931 г.
10 ГАРФ. Ф. А-314, Оп. 1, Д. 6958. 80 л., Л.2.
11 «За индустриализацию». 25 мая 1931 г., №142. С. 4.
щих городов и рабочих поселков, проектирование жилищ, школ, больниц, зданий административного и общественного назначения, а также строительство этих объектов.
Создание Объединения также предусматривает формирование на базе филиалов Гипрогора мощнейших проектных подразделений на местах. Так, в состав ленинградского филиала Гипрогора предполагается включить промгорсектор Гипроме-за (также находящийся в ведении ВСНХ СССР), с сосредоточением его на работах по планировке городов и поселков при металлургических заводах. В качестве региональных филиалов в Объединение должны войти управления по строительству новых социалистических городов, такие как Сталинградстрой, Магнитострой, Сибстрой, Дзержинскстрой, а также филиалы Гипрогора, существующие и планируемые к созданию на базе краевых, областных и местных коммунальных контор, проектных организаций и геодезических бюро. Филиалы призваны охватить все основные краевые и областные центры, в первую очередь, зоны индустриального развития - Свердловск, Новосибирск, Саратов, Ростов-на-Дону, Н.-Новгород и др.
В соответствии с этой стратегией Гипрогор формирует филиалы: Ленинградский - «Ленгипрогор» (г. Ленинград), Белорусский (г. Минск), Нижегородский (г. Нижний Новгород), Крымский (г. Симферополь), Восточно-Сибирский (г. Иркутск). Согласно архивным материалам, в 1931 году велась организационная работа по открытию Башкирского филиала Гипрогора12 , а в 1932-м еще одного - Казахстанского13.
Потенциальное обретение статуса общегосударственного «руководителя» градостроительной и жилищной политики было способно резко усилить политическую роль ГУКХ по отношению к другим государственным «субъектам». Но вынашивая и реализуя планы создания на базе Гипрогора крупнейшего общегосударственного проектного объединения, обеспечивающего проектной документацией реализацию государственной градостроительной и жилищной политики, ГУКХ слишком сильно вмешивается в сферу интересов и область деятельности ВСНХ СССР. ГУКХ предполагало не только отнять у ВСНХ крупный объем проектных и строительных работ, но и «изъять» значительные силы проектировщиков (в виде проектных подразделений и даже целых институтов). Причем не только промгорсектор Гипромеза, проектирующего города и поселки при металлургических заводах, но и секторы по проектированию населенных пунктов при промышленных предприятиях из всех головных ведомственных технологических проектных институтов ВСНХ14.
Подобные планы и предпринимаемые ГУКХ при СНК РСФСР практические шаги серьезно беспокоят руководство ВСНХ СССР и толкают его к встречным действиям и активному про-
12 ГАРФ. Ф. А-314, Оп. 1, Д. 6958. 80 л., Л.2.
13 ГАРФ. Ф. А-314, Оп. 1, Д. 756. 85 л., Л. 2. Более точные сведения отсутствуют.
14 Казусь И.А. Указ. соч. С. 382.
тивоборству. И в конечном счете ВСНХ СССР, с его огромным политическим весом главного исполнителя общегосударственных планов индустриализации, одерживает верх в борьбе за руководство основным комплексом градостроительного проектирования и, соответственно, за право управления головными государственными проектными институтами. Ему не только удается остановить организационный натиск ГУКХ, но и на высшем уровне добиться серии решений о формировании собственной крупнейшей специализированной проектной организации гражданского профиля.
ВСНХ СССР, точно по той же схеме, как это планировал сделать ГУКХ, разворачивает собственную структуру общегосударственных проектных объединений. Организационная работа в этом направлении завершается 22 марта 1931 года созданием мощнейших общесоюзных проектно-строи-тельных трестов гражданского и промышленного профиля. Так, в составе Союзстроя создается Госпроектстрой-2 - второй государственный трест строительного проектирования ВСНХ СССР (на трест возлагается проектирование сооружений химической, авиационной, текстильной и резиновой промышленности). В этот трест, а также в другой центральный проектный трест - Госпроектстрой-115, как и в Госпроект (сформированный в Стройобъединении ВСНХ РСФСР) и в Моспроект (существующий в Мосстройобъединении -Стройобъединении МСНХ) из отраслевых организаций передаются функции строительного проектирования.
А 1 сентября 1931 года за счет слияния Госпроекта №2, занимавшегося проектированием фабрично-заводских поселков при промышленных предприятиях на основе применения типовых проектов гражданский зданий, с Проектно-планировочным бюро Цекомбанка по строительству новых городов и поселков (где с приездом Эрнста Мая осуществлялось освоение и адаптация применительно к отечественным условиям поточно-конвейерного метода градостроительного проектирования - «сборки» планировок соцгородов из типовых проектов групп жилых зданий и «комплектов» общественных сооружений) в составе объединения Союзстан-дартжилстрой ВСНХ СССР создается Стандартгорпроект - государственный трест по проектированию городов.
В итоге к концу 1931 года ВСНХ СССР объединяет в своих руках поточно-конвейерные технологии «промышленного» (Госпроектстрой-1; Альберт Кан) и «градостроительного» (Стандартгорпроект; Эрнст Май) проектирования16.
15 Меерович М.Г. Архитектор в советской истории. Анатолий Фисен-ко и Альберт Кан. «Проект Байкал». №20, 2009. С. 156-161; Меерович М.Г. Альберт Кан в истории советской индустриализации [электронный ресурс] / М.Г. Меерович // Архитектон: известия вузов, 2009, №26. http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2009_2 temp[ate_artic[e?ar=IA/ia1; Меерович М.Г. Интервью с Алексеем Фисенко. «Проект Байкал». №20, 2009. С. 161-165.
16 Хмельницкий Д.С., Меерович М.Г. Американские и немецкие архитекторы в борьбе за советскую индустриализацию. «Вестник Евразии», №1 (31), 2006. С. 92-124; Хмельницкий Д.С., Меерович М.Г. Иностранные архитекторы в борьбе за советскую индустриализацию. http://www.historia.ru/2006/01/pere1om.htm.
В то же время не перестает прилагать усилия к упрочению своих позиций и ГУКХ при СНК РСФСР. 20 июня 1931 года по постановлению ВЦИК и СНК РСФСР он обретает еще более высокий статус - становится отдельным наркоматом, преобразуясь в Народный комиссариат коммунального хозяйства РСФСР (НККХ)17. Все проектные организации ГУКХ остаются в его ведении, но уже в значительно более высоком качестве - организаций наркомата коммунального хозяйства РСФСР. В частности, Гипрогор преобразуется в Государственный институт съемки и планировки городов и проектирования гражданских сооружений НККХ РСФСР.
Борьба ВСНХ и ГУКХ НКВД за власть, за возможность контролировать финансы, людей, материальные ресурсы приводит к тому, что к началу 1932 года в Советском Союзе окончательно складывается такое строение общегосударственной системы массового архитектурно-градостроительного проектирования, при котором уже практически обособленно функционируют две подсистемы массового архитектурно-градостроительного проектирования: а) ведомственная (экстерриториальная), характеризующаяся специализацией по типам объектов проектирования, и б) местная (территориальная).
Первая - градостроительное проектирование селитьбы при производственных предприятиях, осуществляемое проектными организациями промышленных наркоматов, входящих в структуру ВСНХ СССР, а затем в созданный в начале января 1932 года Наркомат тяжелой промышленности СССР (Наркомтяж-пром). Это «промышленно-гражданское проектирование»18. Вторая - градостроительное проектирование, осуществляемое силами коммунальных отделов местных органов власти, подчиняющихся НККХ РСФСР - «гражданское проектирование».
Наличие этих двух «центров» приведет к тому, что в деятельности, осуществляемой наркоматами, гражданское проектирование обретет исключительно подчиненный характер по отношению к промышленному проектированию. А в проектировании, осуществляемом местными органами власти, гражданское проектирование станет ведущим.
В этот период Гипрогор осуществляет работы по районной планировке Большой Уфы и Черниковского промрайо-на: М.Я.Гинзбург (руководитель), архитекторы по планировке Г.Г.Вегман, С.А.Лисагор, старшие архитекторы по проектированию жилищ и общественных зданий И.Ф.Милинис, А.Л.Пастернак, архитекторы М.О.Барщ, П.К.Бюкинг, В.Н.Владимиров, Г.И.Луцкий, М.И.Мамулов, А.А.Урмаев, И.А.Егоры-чев, инженеры-экономисты М.Г.Адливанкин, А.Я.Пак, агрономы Б.К.Юркевич, М.М.Буденный, инженеры-консультанты Григорьев, М.В.Кикин, Б.Перлов, Н.И.Сметнев, санитарный врач А.Н.Сысин. Ведутся работы по районной планировке Апшеронского полуострова и генплана г. Баку: В.В.Семе-
17 ГАРФ. Ф. А-314. Оп. 1, Т. 1., 1930-1945., С. II.
18 Название, конечно, условно, но позволяет подчеркнуть ведом-
ственную принадлежность и различный «статус» обоих видов проектирования («обслуживающий» и «самоценный»).
нов-Прозоровский (руководитель), В.С.Арманд, И.А.Сергеев, Н.С.Беседа и др.
С каждым годом Гипрогор наращивает объемы проектных работ. В 1933 году к продолжающимся проектам по городам Владивосток, Горький, Алма-Ата, Новосибирск и Баку добавляются планировочные работы по городам Астрахань, Боб-рики, Брянск, Бежица, Авиагород №124 (на 350000 чел.) и Авиагород №126 (на 20000 чел.), Биробиджан, Липецк, Хи-биногорск, Кандалакша, Кострома, Вологда, Кемь, Верхнеу-динск, Великий Устюг, Гомель, Дербент, Званка, Петропавловск, Петрозоводск, Зеленодольск, Сыктывкар, Котлас, Казань, Нукус, Нарофоминск, Новороссийск, Рыбинск, Пермь, Сокол, Севастополь, Сухуми, Ульяновск, Ходжент, Чарджуй, Чита, Энгельс, Ярцево, Зеленодольск, Красноярск и др. Продолжаются прежние работы по схемам районной планировки: Си-нарстрою, Туле, Большой Уфе, Южному берегу Крыма, Баку, а также новые - по схемам планировки промышленных узлов и крупных заводов: Черемховскому бассейну (Черембасс), Бурятскому паровозоремонтному заводу, Двигателестрои-тельному заводу №С-154 и др.19
Великий перелом в профессии архитектора, начавшийся в СССР с первых послереволюционных лет, а завершившийся с началом индустриализации, был незаметен, размыт в веренице иных, более значимых событий. Но именно в эти годы архитектор из «творческой личности» был окончательно превращен в «государственного служащего». Внешне, казалось бы, мало что изменилось: «дореволюционное частное архитектурное бюро» - «советский государственный проектный институт»; «мастер» - «руководитель мастерской»; «профессиональный клуб» - «Союз советских социалистических архитекторов».
Но содержание оказалось кардинально иным. Произошедшее превращение человека из субъекта архитектурной и градостроительной деятельности в сотрудника «государственного юридического лица» трансформировало специалиста - носителя профессии - всего лишь в «штатную единицу», поставило его в жесткую зависимость от власти, привело к массовой замене «творчества» «проектным производством».
19 ГАРФ. Ф. А-314. Оп. 1, Д. 6933. 9 л., Л. 1-4, 8.
Struggle of Titans or the Latent Continuation of Great
Transformations. By M.G. Meerovich
The article is devoted to the history of struggle for the management of system of town-planning designing in the USSR in 1929-1932. The initial stage of activity of the State institute of designing of cities («Giprogor»)is described.
Ключевые слова: проектирование, градостроительная политика, управление проектированием, проектный институт
Keywords: designing, town-planning policy, Management of designing, project institute