УДК 37.01: 323.28
Мусаев Сулейман Ахмедович
кандидат исторических наук. Дагестанский государственный институт народного хозяйства [email protected]
Борьба с терроризмом -
ДЕЛО ВСЕНАРОДНОЕ
Suleiman A. Musaev
candidate of historical Sciences. Dagestan State Institute of National Economy [email protected]
Fight against terrorism -
A MATTER OF NATIONAL IMPORTANCE
Аннотация. Статья посвящена одной из самых сложных проблем современности - терроризму и борьбе с ним. Чрезвычайно широкое распространение в последнее время получило одно из направлений религиозного терроризма, исламский терроризм. Объяснение источников этого опасного явления одной лишь пропагандой религиозного фанатизма не вполне удовлетворительно. Его распространению способствует глубокий социальный раскол в обществе, коррупция и кумовство высших слоев общества, чванства и высокомерия чиновников, демагогия и ханжество политиков, слабость школы и недостаточность методов патриотического воспитания подрастающего поколения. Преодоление этих недостатков возможно только при участии всех слоев общества.
Ключевые слова: терроризм, фанатизм, социальный раскол, школа, патриотизм, идеология
Annotation. The article is dedicated to one of the most challenging issues of one of time - terrorism and the fight against it. One of the areas of religion terrorism - Islamic terrorism has got extremely widespread nowadays. Explanation of the sources of this dangerous phenomenon alone propaganda of religious fanaticism is not very satisfactory. It contributes to the spread of deep social divisions in society, corruption and nepotism upper classes, the swagger and arrogance of officials, demagoguery and sanctimoniousness of politicians’ weakness and lack of school methods of patriotic education of the younger generation. Overcoming these deficiencies can be possible only with the participation of all segments of society.
Keywords: terrorism, fanaticism, social disunity, school, patriotism, ideology
Терроризм - одна из глобальных проблем человечества. Одним из самых опасных его направлений является религиозный терроризм. С усилением влияния «геополитического фактора на этнополитические и этноконфессиональ-ные отношения на Северном Кавказе» [2, с. 133] регион стал ареной наибольшего распространения исламского терроризма в нашей стране. Другие условия для набольшего распространения этого явления суть отсутствие в стране единой идеологии, направленной на объединение всех народов, социальная неустроенность общества, волна религиозного фанатизма, захлестнувшая в последние годы не Северный Кавказ, но и весь мир, включая Запад, а также взрывоопасная обстановка на Ближнем Востоке. Не пытаясь охватить все стороны этого сложного, многомерного явления, остановимся на некоторых аспектах, касающихся России.
Глубокий раскол, произошедший в нашей стране, по живому разрезав наше общество, разделил его на богатых и бедных. Причем те, кто совершил это, без преувеличения сказать, страшное злодеяние, отдают предпочтение богатым, которые достигли столь высокого положения не своим трудом, а благодаря обману и грабежу общенародной собственности. Вся же наша литература и искусство воспевает трудово-
го человека, борца за справедливость. Юное поколение, воспитываемое на идеалах нашей литературы, после окончания школы в жизни чаще всего сталкивается с непробиваемой стеной коррупции и кумовства, чванства и высокомерия, демагогии и ханжества. На этом фоне как издевательство звучат пустопорожние рекламы, всякие фильмы о богатых новых русских, разъезды на роскошных джипах, пропаганда так называемого «поколения next» - весь этот калейдоскоп кокакольного образа жизни. Первым свидетельством данного утверждения является тот факт, что большинство террористов - юноши этого возраста.
Ислам на современном этапе, как и во все времена, опирается на Коран и Сунну Посланника Аллаха. Последнее является примером жизни Посланника Мухаммада «как образец и руководство для всей мусульманской общины и каждого мусульманина, как источник материала решения всех проблем жизни человека и общества» [4, с. 214].
Значит ли это, что все, кто становятся в оппозицию современному обществу, так хорошо изучили Коран и Сунну, что находят его противоречащим образу жизни Посланника? Вовсе нет. Кстати, в этих основоположениях нет пропаганды насилия. К тому же значительная часть верующих не читала Кора-
93
на или хадисы, повествующие о жизни и деятельности Пророка. Отсюда сразу вытекает, что наибольшую заслугу неверной интерпретации этих источников надо отнести к тем, кто интерпретирует их. Это средства массовой информации, в особенности же по радио, круглосуточно передающему религиозные передачи и различного рода подобные же проповеди.
Наибольшее место среди этих проповедей занимают те, которые посвящены жизни будущей, последней (ал-^ира), т.е. жизни после воскресенья из мертвых, противопоставления ее жизни ближней, земной, и демонстрации превосходства благ будущей жизни перед земными. Проповедники доходят до такой степени экзальтации в своей пропаганде будущей жизни и пренебрежении земной, что простые смертные воспринимают все совершенно извращенно. «О, если бы я умерла при родах!» - восклицает молодая женщина, можно сказать, юное существо, которое думает не о том, как бы дать здоровую жизнь своему новорожденному, а о том, как ей самой, бросающей ребенка в бушующий океан современной жизни, попасть в Рай. При этом она даже не вспоминает о детстве Пророка Мухаммада, так рано потерявшего своих родителей и испытавшего на себе всю тяжесть сиротской жизни. Разве такой мизантропический эгоизм надо воспитывать в будущих мамах?!
Бросая пророчества в малообразованную толпу, проповедники забывают, что жизнь земная - это испытание во имя будущей и чтобы обеспечить место в Раю, надо не только проводить жизнь в молитвах и постах, но прожить ее достойно. Великий исламский богослов Абу Хамид аль-Газали, говоря о милостях Аллаха, на первое место ставил «счастье в загробной жизни, которое есть существование без исчезновения, радость без горя, знание без невежества, богатства без бедности». «Этого нельзя достичь без Аллаха» [1, с. 72], добавляет он. Но следом же ученый говорит о душевных и телесных достоинствах. К душевным достоинствам ученый относит «разум и его совершенство - знания; целомудрие и его совершенство - благочестие; смелость и его совершенство - джихад; справедливость и его совершенство - правосудие» [1, с. 72].
Необходимо особо остановиться на джихаде. По-арабски ■Че- «джагьада», в первом своем значении, означает стараться, трудиться, напрягаться, прилагать усилия; бороться (с трудностями) [3, с. 178]. Само слово %?■ «джигьад» у Х.К. Баранова переводится как борьба; священная война, война за веру. Однако у этого слова есть другие, более глубокие значения. Имам аль-Газали рассматривал джихад как поклонение [4, с. 80]. Шейх Джамалуд-дин Гази-Кумухский, расшифровывая последнее выражение, считал, что последователь (мурид), прежде всего, «нуадается в освобождении самого себя из тюрьмы плоти и полировке зеркала сердца от завесы, препятствующей войти в Его высочайшее присутствие (т.е. приближению к Богу), осознание истины вещей и тонкости наук, а затем очищать сердце от таких качеств, как высокомерие, ненависть, зависть и тому подобное» [6, с. 315].
На фоне таких высоких религиозных требований и стремлении правоверных стать ближе к богу современный образ жизни, пропагандируемый в наше время, выглядит профанацией и выступления некоторых молодых людей против современного общества представляются попыткой уйти от кокакольного образа жизни и противостоять ему. Все бы ничего, но эта «романтика» чаще всего кончается тем, что эти молодые люди попадают в сети матерых религиозных террористов, которые скрывают свои истинные цели благотворительными акциями, пожертвованиями и т.д.
Государственные структуры нашли очень удачный способ вырвать заблудших молодых людей из сетей экстремистов: создана Комиссия при главе РД по содействию в адаптации к мирной жизни лиц, решивших прекратить террористическую и экстремистскую деятельность. В ответ на это главари экстремистских групп придумали сильную контрмеру. Так, если правоохранительные органы поймают кого-нибудь члена этих групп, то при допросе он объявляет этих заблудших главарями группы кого-нибудь города или района, организаторами какого-нибудь взрыва или теракта, чтобы тем самым отрезать им путь к отступлению, а органы часто принимают такие показания за чистую монету.
Не лучшим образом выглядит в наше стране дело с идеологической точки зрения. Ваххабизм превращен в некий ярлык, который вешается на всех, кто, по какой-либо причине, не угоден. Конечно, эта пуританская форма религии не идет ни в какое сравнение с таким высококультурным религиозным течением, как тасаввуф. Достаточно назвать имена великих суфийских поэтов Хайама, Саади, Аттара, Руми, Хафиза, Джами, Навои, философов аль-Газали, Ибн-Араби, аш-Шибли и многих других. Но дагестанские сторонники тариката ошибочно считают себя тарикати-стами или суфиями. Ведь эти пути проповедуют отказ от богатства, а в Дагестане его культ. В нашей республике есть только околосуфийские круги , круги, которые имеют весьма отдаленное представление об истинном тасаввуфе. Конфликт между этими направлениями в исламе принимает все более ожесточенные формы. Эта борьба за влияние на умму Мухаммада, борьба за власть над ней. И, несмотря на наличие очень грамотных сторонников так называемого традиционного ислама, аргументация последних не всегда выглядит убедительной.
Не ослабевает борьба и за пределами идеологии. Смертники, направляясь на самопожертвование, уверены, что их души прямой дорогой идут в Рай. Не только по их представлениям, но и представлениям многих верующих тот, кто жертвует своей жизнью во имя того, чтобы взорвать какой-то объект, являются шахидами, и что они не будут приведены к ответу в День Страшного Суда. Они воображают, что врата Рая открываются перед смертником подобно дверям современного супермаркета, которые отворяются, как только вступаешь ногой на порог. Но разве является шахидом тот, кто уносит с собой жизни совершенно неповинных людей? «Если убьет кто-либо человека не в отместку за
94
убийство другого человека и не в отместку за нечестие на земле, то это приравнивается к убийству всех людей» [6, 5:32]. Яснее, чем в Священном Писании, не скажешь.
Встречаются попытки оправдать смертников, якобы их подбивают на эти злодеяния другие лица, правоохранительные органы или кто-то еще. Однако в День Страшного Суда нельзя будет спастись такими отговорками, поскольку каждый человек сам будет отвечать за свои деяния и ссылки на то, что кто-то подбил на этот поступок, не спасут. Ни один человек не избежит Суда, где будут взвешены все добрые и злые поступки, и будет спасен лишь тот, кто чьи добрые дела перевесят.
Какие меры же могут основательно переломить ход борьбы с терроризмом и политическим экстремизмом?
1. Надо начать с самых низов, со школы. В школе надо уделять больше внимания горским традициям, дружбе народов Дагестана, обычаям, патриотическому воспитанию.
2. Нельзя забывать, что в Дагестане со времен установления ислама до движения горцев Северного Кавказа 20-50 гг. XIX в. практически не было войн с религиозной окраской. В период этой борьбы имамы Дагестана и Чечни объявили священную войну не только неверным, но и «тем горцам-мусульманам, которые покорились русским» [6, с. 92; 7, с. 57]. В последние годы происходит чрезмерное возвеличивание деятелей движения горцев Северного Кавказа 20-50 гг.
Литература:
1. АбуХамид аль-Газали. Весы деяния. М. 2007.
2. Алиев АЖ. Терроризм как угроза глобальной и национальной безопасности / Алиев А.К., Юсупова Г И. Махачкала. 2010.
3. Арабско-русский словарь. Сост. проф. Х.К Баранов. М., 1962.
4. Ислам. Энциклопедический словарь / Ред. Л. В. Негря. М. : «Наука». 1991.
5. Коран. 5:32. Перевод с арабского и комментарий М.-Н.О. Османова. М. ; СПб., 2008.
6. Мусаев С.А. Щейх Джамал-уд-дин Гази-Кумухский. Махачкала. 2009.
7. Смирнов НА. Мюридизм на Кавказе. М., 1963.
8. Соловьев В.С. Собр. соч. СПБ. [1911-13]. Т. 2.
XIX в. Имама Шамиля называют генералиссимусом, происходит идеализация шариата и государственного строя имамата. Студенты, подпавшие в результате такой пропаганды под обаяние этой личности, готовы писать рефераты про Шамиля на любую тему любой дисциплины. Чрезмерная максимализация этой личности создает искаженное представление о его деятельности и порождает в воображении молодых людей фантомы и тягу к непредсказуемым «подвигам». Шамиль - выдающийся деятель этого исторического периода. Но, как и всякая историческая личность, у него были и ошибки, и политические зигзаги. И умалчивать их нет никакой необходимости.
3. Духовному управлению мусульман Дагестана также следует улучшить идеологическую работу. Его первостепенная задача - объединение мусульман, воспитание верующих, терпимо относящихся к другим религиям, а не превращение их в какую-то боевую партию, ведь наша страна многоконфессиальная.
4. Отсутствие в многонациональной стране единой объединяющей идеи является нонсенсом. Россия политически объединяет Восток и Запад, православие и ислам, и на этой основе можно заложить идею религиозного и культурного примирения Запада и Востока и всего мирового сообщества - то, что уже было заложено в трудах русского философа Владимира Соловьева [8, с. 282]. Эти вопросы настоятельно требуют своего решения, которые могут быть вынесены только при участии всех слоев общества.
Literature:
1. Abu Hamid al-Gazali. Act scales. M, 2007.
2. Aliev A.K. Terrorism as threat of global and national security / Aliev A.K., Yusupova G. I. Makhachkala, 2010.
3. Arab-Russian dictionary / Kh.K. Baranov. M.,
1962.
4. Islam. Encyclopedic dictionary / ed. L.V. Negrya. M. : Science, 1991.
5. Koran. 5:32. Translation from Arab and comment of Kh.O. Osmanov. M.; SPb., 2008.
6. Musayev S.A. Shcheykh Jamal-ud-Din Ghazi-Kumukhsky. Makhachkala, 2009.
7. Smirnov N.A. Myuridizm in the Caucasus. M.,
1963.
8. Solov’ev V.S. Collected works. SPb. [1911-13]. V. 2.
95