Научная статья на тему 'Борьба с преступностью в сфере выпуска и обращения ценных бумаг: вопросы совершенствования нормативно-правового обеспечения в Российской Федерации'

Борьба с преступностью в сфере выпуска и обращения ценных бумаг: вопросы совершенствования нормативно-правового обеспечения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
539
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / CRIME / EQUITY MARKET / FINANCIAL CRISIS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Товба Ольга Николаевна

В статье рассмотрено современное состояние преступности в сфере выпуска и обращения ценных бумаг приведены статистические данные о зарегистрированных преступлениях на фондовом рынке за последние пять лет (по Центральному федеральному округу России), а также освещены вопросы совершенствования нормативно-правового обеспечения в исследуемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies the current state of crime in the field of issue and circulation of securities and gives statistics for registered crime in the equity market (by the example of Central Federal District). Issues of improving regulation in this field are also covered.

Текст научной работы на тему «Борьба с преступностью в сфере выпуска и обращения ценных бумаг: вопросы совершенствования нормативно-правового обеспечения в Российской Федерации»

О.Н. Товба,

Липецкий филиал Воронежского института МВД России

БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В СФЕРЕ ВЫПУСКА И ОБРАЩЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ: ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

FIGHT AGAINST CRIME IN THE SPHERE OF ISSUE AND CIRCULATION OF SEQUIRITIES: ISSUES OF IMPROVING ITS REGULATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

В статье рассмотрено современное состояние преступности в сфере выпуска и обращения ценных бумаг; приведены статистические данные о зарегистрированных преступлениях на фондовом рынке за последние пять лет (по Центральному федеральному округу России), а также освещены вопросы совершенствования нормативно -правового обеспечения в исследуемой сфере.

The article studies the current state of crime in the field of issue and circulation of securities and gives statistics for registered crime in the equity market (by the example of Central Federal District). Issues of improving regulation in this field are also covered.

Преступлений в сфере выпуска и обращения ценных бумаг у нас в стране до недавнего времени не существовало, как не существовало и самого такого рынка, но именно они заслуживают сегодня особого внимания в системе экономических преступлений.

Ввиду несовершенства правового регулирования и слабого государственного контроля российский рынок ценных бумаг оказался практиче -ски открытым для преступных посягательств [1]. Дальнейшее успешное его развитие невозможно без совершенствования уголовного и административного законодательства в указанной сфере, а также разработки и внедрения эффективных приемов и методов предупреждения и борьбы с данным видом преступности.

Все составы правонарушений в сфере выпуска и обращения ценных бумаг имеют блан-кетный характер, т.е. нарушение норм уголовного и административного законодательства должно быть сопряжено с нарушением законодательства о ценных бумагах Необходимо подтвердить тот факт, что до сих пор у нас, к сожа -лению, отсутствует согласованность между за -конами о рынке и УК и КоАП России. Если за -конодательство о рынке ценных бумаг запрещает какое-то действие, то нарушение этого запрета должно влечь за собой адекватную ответствен -ность. Иначе незачем запрещать. Таким образом, запретительная норма, содержащаяся в законах о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фон-

дах, о защите инвесторов, должна дополняться административной или уголовной ответственно -стью.

Особого внимания заслуживают преступле-ния, предусмотренные главой 22 Уголовного кодекса России: ст.ст. 185 «Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг», 185.1 «Злостное укло-нение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах», 186 «Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг». Их можно объединить в группу уголовно-правовых норм о преступлениях в сфере выпуска и обращения ценных бумаг.

Количество преступлений в сфере выпуска и обращения ценных бумаг составляет небольшую долю среди преступлений экономической направленности , однако эти преступления характе -ризуются высокой общественной опасностью в связи с большим числом потерпевших и огромным материальным ущербом. Так, по данным ГИАЦ МВД России, по фактам изготовления и сбыта поддельных государственных и других ценных бумаг и фактам мошенничества с ценными бумагами с 2004 по 2008 год по ЦФО России было зарегистрировано 70 преступлений, изъято из обращения ценных бумаг по предва -рительно расследованным преступлениям — 602 штуки на сумму 75 947 255 рублей [5].

Преступления, предусмотренные ст. 185 УК РФ «Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг», не относятся к распространенным, о чем свидетельствуют следующие статистические данные: в период с 2004 по 2008 год по ЦФО России зарегистрировано всего 1 преступление по данной статье.

Соответственно, судить о каких-то тенденциях проявления данного вида преступности в анализируемом периоде нельзя, даже если собрать данные обо всех возбужденных уголовных делах и обо всех привлеченных к ответственности лицах, они все равно единичны. Однако надо отметить, что данные официальной статистики не соответствуют действительному положению дел, так как данный вид преступлений является латентным. К основным причинам латентности можно отнести особенность данного вида преступлений, которая, прежде всего, выражается в новизне противоправных деяний, а также трудностях их выявления и раскрытия [2]. Высокая латентность преступности в указанной сфере объясняется, в частности, и тем, что контролирующие органы (ЦБ, Минфин, ФСФР России) не в полной мере выполняют функции по контролю за соблюдением законодательства эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг; отсутствует правовой механизм их взаимодействия с ДЭБ МВД России в выявлении и пресечении преступности в данной сфере.

Статья 185.1 УК РФ «Злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах», включенная в УК в марте 2002 года, в России практически не применялась, а по Центральному федеральному округу за последние 5 лет не было зарегистрировано ни одного преступления данного вида [5]. До введения в УК РФ ст. 185.1 нарушение требований Закона о защите инвесторов, в том числе предоставление недостоверной, неполной и (или) вводящей в инвестора заблуждение информации, являлось основанием только для изменения или расторжения договора между инвестором и профессиональным участником (эмитентом) по требованию инвестора в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 450 ГК РФ). В настоящее время при определенных условиях такие действия влекут уголовную ответственность.

Реалии нового времени требуют создания полноценной, отвечающей запросам социальноэкономического развития общества системы предупредительного воздействия на преступ-ность.

Общесоциальное предупреждение преступлений, совершаемых на рынке ценных бумаг, заключается, прежде всего, в развитии соответствующих рыночных механизмов, позволяющих укреплять производственную сферу; ведь именно от ее эффективного функционирования зависит

финансовое укрепление фондовых инструментов, рост их курсовой стоимости, увеличение ликвидности, что, в свою очередь, уменьшает шансы профессиональных мошенников исполь-зовать ситуацию неопределенности и непоследо -вательности в осуществлении инвестиционной политики в процессе реализации своего преступ -ного умысла. Важным компонентом предупреждения указанных преступлений является доско -нальная проработанность стратегии организаци -онно-экономического и нормативно-правового обеспечения рынка ценных бумаг [3].

Важным шагом в процессе совершенствования правового регулирования рынка ценных бумаг явилось принятие Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года [4]. Она определяет наиболее приоритетные направления деятельности государственных органов в сфере регулирования финансового рынка Российской Федерации.

Целью совершенствования регулирования и развития рынка ценных бумаг на среднесрочную и долгосрочную перспективу является его превращение в важнейший фактор повышения кон -курентоспособности российской экономики. Это требует отладки рыночных механизмов привле-чения инвестиций, обеспечивающих развитие инноваций и инфраструктуры, реализацию проектов по модернизации экономики, а также повышения эффективности исполнения государственных функций по защите прав и законных ин -тересов участников финансового рынка, по предупреждению и предотвращению недобросовестной практики и нарушений законодательства на финансовом рынке.

В Стратегии о тмечено, что в России должна быть сформирована эффективная законодатель -ная база по предотвращению манипулирования ценами и совершения сделок на основе инсайдерской информации, выработаны общеприня-тые нормы поведения участников финансового рынка, а также работников регулирующих орга-нов.

В первом чтении принят проект федерального закона № 145626-5 «О противодействии не-правомерному использованию инсайдерской ин -формации и манипулированию рынком» (внесен Правительством Российской Федерации; принят в первом чтении — Постановление ГД ФС РФ от 17.04.2009 г. № 1979-5 ГД).

Цели законопроекта:

1) обеспечить рыночный механизм ценообразования на организованных рынках финансового инструмента или товара;

2) укрепить доверие инвесторов, обеспечить эффективное развитие указанных рынков и их международной конкурентоспособности;

3) выявлять и пресекать злоупотребления на организованных рынках в форме неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком.

Данный законопроект направлен против нечистоплотных игроков, которые на инсайде обогащаются за счет нанесения финансового вреда конкурентам. О необходимости принятия доку -мента в РФ говорят с 90-х годов. Однако всякий раз подготовленная версия законопроекта за -стревала на начальной стадии обсуждения.

Возможно, нынешний глобальный финансовый кризис, поразивший в первую очередь фондовые площадки мира, в том числе и российские, убедил российские власти в необходимости ско -рейшего принятия закона, направленного против инсайдерских атак на фондовый рынок страны. На западных рынках инсайдерская торговля и манипулирование признаются самыми тяжкими правонарушениями. Принятие этого закона требует широкой и публичной работы по формированию таких правил и этики поведения участни -ков рынка ценных бумаг, которые бы исключали возможности манипулирования ценами, использования инсайдерской информации.

Как сказал в интервью ПРАЙМ -ТАСС руководитель «Проекта национального развития» Андрей Черепанов, «хорошо, что правительство приняло этот закон. Но в реалиях России фондо -вый рынок весьма специфичен. Это - виртуаль -ный рынок, он не зависит от планируемой прибыли компаний, от дивидендов, как на Западе. В России сильна роль мажоритарных акционеров, которые принимают неоспоримые решения, что делать с деньгами компаний - отдавать на вы -плату дивидендов или оставлять внутри компании. Фондовый рынок в России всегда был рынком инсайдеров, которые зарабатывали, зарабатывают и, боюсь, будут зарабатывать на владе -нии эксклюзивной информацией. Поэтому закон, направленный против инсайдеров, необходим. Но в российских условиях он работать не будет, по крайней мере, наводить порядок будут, скорее всего, избирательно». По его словам, в данном случае, важна правоприменительная практика, а у нас главенствует прецедентное право. Будет прецедент, значит, будет заведено уголовное дело на нарушителя, не будет прецедента — нет».

Правительство РФ обращает внимание, что в настоящее время прослеживается тенденция возрастания правонарушений в области рынка цен -ных бумаг. При этом правоприменительная практика показывает, что привлечение правонарушителей к административной ответственности не является достаточным для пресечения проти -воправных деяний на рынке ценных бумаг, в связи с чем имеется необходимость введения уго -ловной ответственности за наиболее обществен -

но опасные правонарушения на финансовом рынке.

ФСФР России подготовила законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ, вводящих ответственность за нарушения законодательства , связанные с деятельностью на фи -нансовых рынках. Целью данного законопроекта является защита интересов инвесторов путем установления наказаний за деяния, способные причинить существенный вред правам и интересам граждан и юридических лиц на рынке ценных бумаг, посягающие на основные принципы функционирования финансового рынка, которые обеспечивают справедливое и эффективное ценообразование, равенство участников финансового рынка, охрану прав владельцев ценных бумаг. Законопроектом в связи с изменениями, внесенными в законодательство РФ о ценных бумагах, уточняются действующие составы преступлений за злоупотребления при эмиссии ценных бумаг, а также злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством о ценных бумагах

В связи с этим Уголовный кодекс России предлагается дополнить новыми статьями 185.2 — 185.4, предусматривающими уголовную ответственность за нарушение порядка учета прав на ценные бумаги, манипулирование ценами на рынке ценных бумаг, воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг. Привлечение к уголовной ответственности за данные преступления предусматривается в случаях, когда они сопряжены с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству или сопряжены с извлечением дохода в крупном размере. При этом под крупным ущербом , доходом понимается ущерб, доход, размер которого превышает 1 млн руб, особо крупным — 2,5 млн руб. Деяния, предусмотренные новыми статьями, относятся законопроектом к преступлениям небольшой, средней тяжести или к тяжким в зависимости от наличия отягчающих обстоятельств. В частности, нарушение порядка учета прав на ценные бумаги, повлекшее причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству, относится к преступлениям небольшой тяжести и наказывается штрафом в размере от 300 до 500 тыс. руб. либо лишением свободы на срок до 2 лет со штрафом в меньшем размере или без такового. Данное деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, организованной группой либо повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере, является тяжким преступлением и наказывается лишением свободы от 2 до 6 лет. Согласно законопроекту воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг также является преступлением небольшой тяжести, за совершение которого применяются санкции в виде штрафа до 300 тыс. руб. или лишения свободы на срок до 2 лет. Если

данное преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, оно относится к преступлениям средней тяжести и наказывается штрафом в размере от 300 тыс. до 500 тыс. руб. или лишением свободы на срок до 5 лет. Манипулирование ценами на рынкз ценных бумаг в соответствии с законопроектом является тяжким преступлением и наказывается штрафом от 500 тыс. до 1 млн. рублей либо лишением свободы на срок от 2 до 6 лет или, если совершено с использованием средств массовой информации, — лишением свободы на срок от 5 до 7 лет [6].

В Правительстве России подчеркивают, что при разработке законопроекта учтены международный опыт и практика иностранных государств в сфере применения уголовной ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг.

Как сообщил на заседании комитета Совета Федерации Государственной Думы РФ по правовым и судебным вопросам руководитель ФСФР России В.Д. Миловидов, в основном новые нормы ответственности касаются манипуляций с ценами на финансовых рынках, а также раскрытия информации. По его словам, манипулирование ценами становится в последнее время настоящим злом и приводит к тому, что информация по ситуации на финансовых рынках искажа-ется их участниками. В.Д. Миловидов также призвал сенаторов принять изменения в Кодекс об административных правонарушениях, на -правленные на усиление административной ответственности за нарушение российского зако -нодательства, связанного с операциями на финансовых рынках. Увеличиваются штрафы за незаконные операции с эмиссионными ценными бумагами, использование служебной информации для заключения сделок на рынке ценных бумаг. Изменения усиливают административную ответственность за нарушение законодательства о хранении документов, порядке подготовки и проведения собраний акционеров. Кроме того, впервые широко вводится такая норма, как дис -квалификация лиц, работающих на финансовом рынке. По словам руководителя ФСФР России, данные изменения законодательства особенно необходимы в связи с финансовым кризисом. В свою очередь, В. Д. Миловидов отметил, что но -вовведения должны заставить российское фондовое сообщество работать по цивилизованным правилам, как это происходит в Европе. По его словам, подготовленные ФСФР России поправки вводят уголовную ответственность за три группы нарушений. К первой группе относятся нарушения порядка учета прав на ценные бумаги и зло -употребление при ведении реестра акционеров; ко второй — воспрепятствование правам вла-дельцев ценных бумаг, недопущение к собранию акционеров или ограничение прав акционеров в ходе собрания. Также вводится уголовная ответ-

ственность за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг [7].

Наряду с грядущими нормативно-правовыми изменениями и поправками, на мой взгляд, преступления в сфере фондового рынка все-таки следует выделить в самостоятельную главу Уго -ловного кодекса России, более конкретно описав составы и ужесточив санкции, в связи с тем что рынок капиталов является очень специфической частью экономики, здесь выделяется так назы-ваемая «беловоротничковая» преступность. При таких условиях возможно будет говорить о дальнейшем совершенствовании организации и тактики борьбы с правонарушениями в сфере выпуска и обращения ценных бумаг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Игонин Ю.М.Социальная обусловленность и современное состояние оперативно-розыскной деятельности на российском рынке ценных бумаг // Совершенствование борьбы с организованной преступностью и наркобизнесом: материалы Всероссийской межведомственной научно-практической конференции 16-17 декабря 1997 г. Вып.3. — М., 1998. — С.46.

2. Сухоручкин П.А. Ценные бумаги и преступность // Экономические и правовые реформы в Российской Федерации: проблемы и перспективы / сборник научных трудов. — М., 1999. — С. 40 — 43.

3. Ставило С.П. Уголовно-правовые и криминологические аспекты рынка ценных бумаг: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Нижний Новгород, 2000.

4. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 2043-р // Рос. биз. газ. — 2009. — 27 янв.

5. Статистические данные ГИАЦ МВД России (Ф . 050 КН 55 январь — декабрь 2004 — 2008 гг.)

6. «Госдума может усилить уголовную от-

ветственность за преступления на рынке цен -ных бумаг» [Электронный ресурс ]. ИКЬ:

Ир ://^^^ iguru.ru/shares/show.aspx?id=38874.

7. Интервью руководителя ФСФР России В.Д. Миловидова ПРАЙМ-ТАСС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.