14. Центральный Исторический Архив Республики Башкортостан (ЦИА РБ). Ф. И-2. Оп. 1. Д. 8869.
15. ЦИА РБ. Ф. И-9. Оп. 2. Д. 3.
© Хакимов С. Х.
УДК 341
Р. Р. КАРИМОВ, начальник научно-исследовательского отдела Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)
R. R. KARIMOV, chief of the research department of the Ufa Law Institute of the Russian Interior Ministry, PhD (Ufa)
Г. Ю. КАРИМОВА, старший преподаватель кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)
G. Y. KARIMOVA, a senior lecturer in constitutional law Ufa Law Institute of the Russian Interior Ministry, PhD (Ufa)
<N
a a
о о
БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В РАМКАХ ООН: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
COMBATING CRIME IN THE UN: LEGAL ASPECTS
Аннотация. Раскрываются механизмы нормативно-правового противодействия преступности в рамках деятельности Организации Объединенных Наций. Определяется роль Управления ООН по наркотикам и преступности в системе противодействия данным угрозам.
Ключевые слова: ООН, преступность, Конгресс, Управление ООН по наркотикам и преступности.
«
а
о
^
0 «
¥ а -с а
1
о
^
0 «
1
£
а «
и
Abstract. Considered the mechanism of regulatory combating crime within the framework of the United Nations.Determined the role of the UN Office on Drugs and Crime in the system to counter these risks.
Keywords: UN, rnme, Congress, the UN Office on Drugs and Crime.
Преступность в современном мире можно охарактеризовать как опухолевое заболевание, наносящее колоссальный ущерб обществу и государству. Сегодня преступность характеризуется своей организованностью, выходом за национальные рамки, сращиванием с различными бизнес-структурами. Следует отметить, что в данной статье бу-
дут освещаться вопросы противодействия организованной преступности, имеющей транснациональный характер.
Многие ученые в качестве основных угроз мировой безопасности отмечают эскалацию организованной преступности в мире [1]. На сегодняшний день ООН является наиболее эффективной площадкой для межгосудар-
ственного сотрудничества по противодействию организованной преступности.
Так, в 1997 году в структуре ООН было образовано Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН). Управление объединило в себе Программу ООН по контролю над наркотиками (United Nations Drug Control Programme) и Центр по предупреждению международной преступности (Centerfor International Crime Prevention) [2].
Работа УНП ООН направлена на достижение долгосрочных целей, наращивание институционального потенциала, строительство законодательства в соответствии с международными конвенциями, стандартами и нормами.
Для этих целей Управление оказывает помощь государствам - членам Организации Объединенных Наций в ратификации и осуществлении Конвенции против транснациональной организованной преступности и дополнительных протоколов. УНП ООН оказывает государствам-участникам содействие в принятии норм, которые вберут в себя уголовные преступления, рассматриваемые в рамках Конвенции, для установления рамок оказания взаимной правовой помощи и экстрадиции, а также сотрудничества правоохранительных органов.
Управление также активно участвует в сборе данных, проведении исследований с целью определения наиболее эффективных методов сбора информации об организованной преступности на национальном, региональном и международном уровне.
Знаковым моментом в деле противодействия организованной преступности стало принятие Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года. Важно сказать, что УНП ООН выступает в качестве депозитария данной конвенции и осуществляет контроль за ее выполнением.
Конвенция закрепила основные направления борьбы с организованной преступностью, целью которой является содействие наиболее эффективному сотрудничеству государств по предотвращению преступлений. Цель указанного документа основывается на взаимодействии государств в деле более эффективного предотвращения транснациональной организованной преступности. В ст. 2 предложены определения организованной преступной группы, структурно оформленной группы, а также понятий «серьезное преступление» и «основное правонарушение» [3].
Следует отметить, что к Конвенции были приняты три дополнительных протокола: Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее 2000 г.; Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху 2000 г., Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему 2011 г. ^
Протокол о торговле людьми, ^ дополняя Конвенцию об организованной преступности, является первым
глобальном уровне.
и
универсальным инструментом для оп- ^
ределения понятия «торговля людьми». ^
Он предлагает государствам- ^
участникам всеобъемлющее определе- а
ние преступления и комплексный под- ^
ход к борьбе с ним, с заявленными це- а
лями предотвращения торговли людь- |
ми, уголовного преследования торгов- а
цев людьми и защиты жертв. ^
Протокол против незаконного |
ввоза мигрантов является основным ис- § точником обязанностей государств по
предотвращению и борьбе с незакон- 2
ным ввозом мигрантов, защите прав не- |
законно ввезенных мигрантов и содей- о
ствию международному сотрудничеству I
в этой области и предлагает правовую и ^
концептуальную основу для этого на Ц
«
и
Протокол об огнестрельном оружии направлен на укрепление потенциала государств по эффективному регулированию оборота огнестрельного оружия и боеприпасов, контроль своих переводов, предотвращение и борьбу с их утечкой на незаконный рынок и расширение сотрудничества между государствами в этих целях [4].
Необходимо также сказать, что в качестве основных координаторов межгосударственного взаимодействия по противодействию данному явлению выступают Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, созываемые каждые 5 лет, начиная с 1955 года.
Высокую заинтересованность в борьбе с организованной преступностью проявил Х Конгресс ООН. В его повестке были определены следующие важные вопросы: 1) укрепление законности и упрочение системы уголовного правосудия; 2) международное сотрудничество в борьбе с транснациональной ^ преступностью: новые вызовы в XXI в.; ^ 3) эффективное предупреждение пре-3 ступности: в ногу с новейшими дости-а жениями; 4) правонарушители и жерт-^ вы: ответственность и справедливость в с^ процессе отправления правосудия [5]. ¡^ Основной темой для рассмотре-
¡а ния стал вопрос по «Международному | сотрудничеству в борьбе с транснацио-^ нальной преступностью: новые вызовы Ц в XXI веке». В ходе работы Конгресса ¡в был принят ключевой документ - «Вен-з ская декларация о преступности и пра-§ восудии: ответы на вызовы XXI века». ^ В ней содержался призыв о скорейшем выполнении положений Конвенции ^ против транснациональной организо-| ванной преступности и об активизации Ц борьбы против отмывания денег, полу-^ ченных преступным путем [6, с. 41-43].
С 18 по 25 апреля 2005 г. в Бан-^ гкоке прошел XI Конгресс ООН. Он а коснулся обширной сферы вопросов, || связанных с борьбой с преступностью.
В качестве основного вопроса на Конгрессе была определена тема: «Взаимодействие и ответные меры: стратегические союзы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия» [7, с. 4]. В ходе работы Конгресса были проанализированы эффективные меры по борьбе с транснациональной организованной преступностью; международное сотрудничество в борьбе с терроризмом и связи между терроризмом и другой преступной деятельностью в контексте работы Управления ООН по наркотикам и преступности; коррупция, ее угрозы и тенденции в XXI веке; экономические и финансовые преступления: вызовы устойчивому развитию; пятидесятилетняя деятельность ООН по установлению стандартов в области предупреждения преступности и уголовного правосудия [7, с. 40-69].
С 12 по 19 апреля 2010 года в городе Салвадоре состоялся Двенадцатый Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию, принимающей стороной которого выступило правительство Бразилии.
По решению Генеральной Ассамблеи ООН основная тема двенадцатого Конгресса: «Комплексные стратегии для ответа на глобальные вызовы: системы предупреждения преступности и уголовного правосудия и их развитие в изменяющемся мире».
В повестку дня Конгресса вошли восемь основных пунктов: дети, молодежь и преступность; терроризм; предупреждение преступности; контрабанда мигрантов и торговля людьми; отмывание денег; киберпреступность; международное сотрудничество в борьбе с преступностью; насилие в отношении мигрантов и их семей [8].
Результатом деятельности данного Конгресса стала подготовка проекта Салвадорской декларации Комплексные стратегии для ответа на глобальные вызовы: системы предупреждения пре-
ступности и уголовного правосудия и их развитие в изменяющемся мире.
12-19 апреля 2015 года в Дохе состоялся 13-й Конгресс ООН. В рамках Конгресса был выработан Проект До-хийской декларации о включении вопросов предупреждения преступности и уголовного правосудия в более широкую повестку дня Организации Объединенных Наций в целях решения социальных и экономических проблем и содействия обеспечению верховенства права на национальном и международном уровнях, а также участию общественности. В Декларации содержатся положения о верховенстве закона и рекомендации по защите устойчивого развития. Отмечается, что предупреждение преступности и уголовное правосудие должны быть интегрированы в более широкую систему ООН.
В декларации упор делается на развитие справедливых, эффективных, гуманных и подотчетных систем уголовного правосудия. ООН предлагается поддерживать человеческое достоинство, защищать права человека и основные свободы, осуществлять меры по предотвращению коррупции и повышению прозрачности государственных механизмов. В декларации говорится, что международное сотрудничество является краеугольным камнем по укреплению деятельности по предупреждению преступности. Искоренение неграмотности также рассматривается как фундамен-
тальное направление для предотвращения преступности и коррупции [9].
Следует отметить, что сегодня деятельность ООН сосредотачивается на пресечении новых видов преступности, среди которых следует отметить преступления против живой природы и лесных ресурсов. Преступления против живой природы и лесных ресурсов включают добычу, торговлю, импортирование, экспортирование, переработку, владение, получение и потребление флоры и фауны (животных, птиц, рыб, деревьев и других растений) в нарушение национального и международного законодательства.
По оценкам ООН, общий объем незаконной торговли изделиями из древесины, чаще всего изготовленными в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе и обращающимися там, оценивается в размере 17 млрд долларов США [10].
Подводя итог, необходимо отметить, что Организацией Объединенных Наций проделана огромная работа по выработке норм, принципов и стандартов предупреждения организованной преступности. Вместе с тем эффективная деятельность по борьбе с различными проявлениями преступности невозможна без качественного взаимодействия самих государств, в том числе в вопросах имплементации норм международного права в национальное законодательство.
* * *
ЛИТЕРАТУРА
1. Подробнее см.: Нигматуллин Р. В. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера в XX веке и начале XXI столетия (историко-правовой аспект): монография. М.: Юрист, 2006. 336 с.
2. http ://www .unodc. org/russia/ ru/about-us .html.
3. Док. ООН. A/RES/55/25.
4. http: //www .unodc .org/unodc/en/organized-crime/work-of-unodc-crime.html.
5. Материалы десятого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями // Док. ООН A/CONF.187/1.
>
<ч а а
и и
и «
а
о
^
о «
¥ а -с
а £
о
^
о «
?
а £
а «
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
6. Нигматуллин Р. В. Одиннадцатый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и проблемы координации международного сотрудничества по борьбе с преступностью // Международное публичное и частное право. 2006. № 5. С. 41-43.
7. Доклад одиннадцатого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию // Док. ООН. A/CONF. 203/L.2 / AXX.2. С. 4, 40-69.
8. http://www.un.org/ru/conf/crimecongress2010/index.shtml.
9. http://www.unis.unvienna.org/unis/en/pressrels/2015/uniscp821.html
10. http ://www .un.org/ru/ events/crimecongress2015/wildlife. shtml.
© Каримов Р. Р.
© Каримова Г. Ю.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
УДК 339.186
Э. Х. РАХИМОВ, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)
>
<ч а а
и
и $
Д В
и s а
о
^
о «
У
а -с
а £
о
^
о «
?
а £
«
а s
E. H. RAKHIMOV, a senior lecturer of the Chair of Civil Law of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia, Candidate of Law (Ufa)
ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
THE TYPICAL VIOLATIONS OF LEGISLATION IN PUBLIC
PROCUREMENT
Аннотация. В статье проводится анализ типичных нарушений законодательства в сфере государственных закупок. Автором производится систематизация рассматриваемых нарушений с учетом стадии осуществления закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
Ключевые слова и словосочетания: контрактная система, государственные закупки, торги, конкуренция, контрактная служба, конкурс, электронный аукцион, государственный контракт, банковская гарантия.
Annotation. This article analyzes the typical violations of legislation in the sphere of public procurement. The author made the systematization of considered violations with regard of the stage of goods procurement, jobs and services for state and municipal needs.
Keywords and phrases: contract system, government procurement, trading, competition, contract services, electronic auction, a state contract, a bank guarantee.
Механизм государственных закупок в условиях рынка необходим для урегулирования процесса взаимоотношений заказчиков и исполнителей с учетом
обеспечения интересов сторон этих отношений (государственных, частных, общественных). Одним из действенных инструментов обеспечения реализации