В. Е. Еврейское.
Борьба с оползнями в приволжских городах*).
Среди прочих оползневых районов СССР (Крым, Северный Кавказ, Черноморское побережье, районы 6. Переустройства горных участков ('ибиргкой ж. д.. ()десса. Севастополь. и др.) оползневой район Средней и Нижней Волги ш> интенсивности и размеру явлений, по величине культурных ценностей, каковым оползни угрожали и угрожают, несомненно стоит на первом месте.
Явления оползней на Волге известны издавна (Н. Новгород, Саратов). Первопричина их — особенности гидрогеологического строения берегов, осложненные подмывающей деятельностью весенних вод р. Волги. К этим естественным причинам оползневых явлений необходимо присоединить факторы, созданные вмешательством деятельности человека —• устройство различных сооружений, нарушающих равновесие напластований, изменение режима текучих, грунтовых или верховых вод.
В настоящее время на Волге страдает в той или иной степени от оползней ряд городов: Углич, Мол о га, Кимры, Плес, Нижний-Новго-род, Васильеурск, Козьмодемьянск, Чебоксары, Тетюнти. Ульяновск, Сенгилей, Хвалынск, Вольск, Камышин, Саратов, Покровск и Сталинград. Оползневыми явлениями захвачены также некоторые подходы железных дорог к городам: подход к Н.-Новгороду ветви Н. - Новго-]И> — Красный узел, пристанская вчггвь в Ульяновске и подход линии Ьугульма-Ульяновс-к к последнему, подход Рязано-Уральскои ж. дор. к Вольску, участок Сызрань—Самара на подходах к Сызрани. !ветвь Саратов—-У век, пристанские ветви в Сталинграде.
На указанных подходах железных дорог имели место в некоторых случаях во время постройки катастрофические явлении деформаций земляного полотна, до чрезвычайности затруднявшие окончание постройки, но предпринятыми мерами в той или иной степени деформации были уничтожены или ослаблены.
В больших приволжских городах борьба с оползневыми явлениями была начата в старое дореволюционное время, но борьб'а эта велась в большинстве городов б^з определенного плана, от случая к* случаю, с применением паллиативных средств, в меру лишь крайней необходимости.
При таком положении дела и при недостаточности средств, отпускавшихся городскими управлениями, принятые меры решали вопрос лишь временно, что вызывало часто излишние расходы, надрывало доверие вообще к мерам борьб?,т и >к лицам, проводившим ее. Правда, отдельные города обращались к помощи крупных научных организаций или специалистов геологов и инженеров, для выяснения причин оползневых явлений и выработки мер борьбы с нйми, но в, большинстве случаев добытые результаты не использовались, рекомендовавшиеся меры не проводились, главным образом, по причинам финансового характера.
____I
*) По данным командировки предоставленной Сибирским Технологическим Институтом в 1928 г.
Подходы к- городам железнодорожных путей в оползневой зоне, естественно оказались в лучших условиях. Если строительные управления в большинстве случаев и не приняли мер для детального изучения оползневых мест, не наметили и не осуществили предупредительных .мероприятий до приступа к постройке, несмотря на явную очевидность оползания даже нетронутых естественных на Пластова ни iil), то после проявившихся в период постройки деформаций необходимые .изыскания были сделаны, меры выработаны и 'Проведены. Надлежит отметить грандиозность мероприятий по борьГАз с оползнями на Окском .косогоре линии Тимирязеве — Н-Новгород на подходе к последнему. Окский косогор является, несомненно, одним из интереснейших образцов русского инженерного искусства в отношении борьбы со стихийными силами природы, в виде проявления оползней, и в отношении достигнутых исключительно благоприятных результатов"). 1> менее благоприятном положении находится Батраковский косогор под Сызранью.' Несмотря на непрерывные втечение ряда лет деформации ко согора, расстраивавшие путь и вызывавшие крупные ежегодные расхода по содержанию и -приведению в порядок полотно, и верхнего строения, размер осуществленных сооружений для борьбы с оползанием косогора явно недостаточен. Несмотря на неоднократно предпринимавшиеся геологические изыскания на косогоре,• надлежащего представления о геологическом строении его. позволяющем судить о степени опасности происходящих явлений, так и размерах необходимых осуГпи-тельных и укрепительных сооружений, по существу не имеется.
Когда в конце девяностых годов прошлого столетия на Батра-ковском косогоре рядом с существовавшей уж.е О ьг з р а н Of-11 яю еМс к о й ж. д. проложила свою линию б. Московско-Казанская ж. д.. и деформации косогора приняли угрожающий характер, возник «Батраковский вопрос», до сего времени надлежащим образом не разрешенный и прошедший до настоящего времени разнообразные стадии. В способах разрешения Батраковского вопроса обе дороги коренным образом разошлись: б. Московско-Казанская ж. д., указывая на успешный опыт Окского косогора в Нижнем Новгороде, предложила ряд серьезных и действительных мер по укреплению косогора, б. Сызрано - Вяземская железная дорога считала оставление линий на косогоре невозможным, предложенные меры Московско - Казанской ж. д. не достигающими цели и настаивала на обходе косогора туннельным вариантом. После длительной борьбы между дорогами в высших инстанциях, б. Инженерный Совет в 1905 г. разрешил спор в пользу обхода с туннелем, к сооружению коего и приступили в период империалистической войны, но характер напластований, наличие в большом количестве грунтовой воды, совокупность трудных условий работы в указанное время явились причиной серьезных катастроф, обусловивших разрушение обоих концов туннеля, что привело последний в состояние, при котором продолжение начатых работ стало совершенно невозможным, и, таким образом, работы по сооружению обхода были прекращены.
В настоящее время комиссия 192-s г., осматривавшая косогор, констатировала, что работы по геологическому обследованию косогора не делались, откуда был сделан вывод, что такое обследование несомненно выявило бы хаотическое состояние оползней, а потому рациональное проектирование осушительных и укрепительных сооружений представило бы громадное затруднение.
*) Косогор Батраковский, Окский около Н.-Новгорода, Вольский. 3) Строитель линии Тимирязево Н.-Новгород Г. М. Будагов.
•
ввиду большой их стоимости. Дальнейшие вывод 1,1 комиссии относительно косогора следующие. Просадка на Батражовском косогоре совершается ежегодно (в некоторые годы эта просади доходила до 0,60 м. втечение нескольких минут); эти просадки ликвидируются под'емкой на балласт, причем стоимость рабЬт достигает 9000 р. в год, каковая сумма меньше чем проценты на капитал, который было-бы необходимо затратить для проведения мер коренной борьбьг с деформациями, и силу таких заключений, прекращены всякие работы корённого характера и прекращено даже восстановление штолен, построенных в прошлые годы.
Столь простое решение «Батраковокого вопроса» чревато весьма серьезными последствиями. Если к указанной сумме в 9000 р. прибавить еще стоимость ненормально быстрого износа шпал, вследствие постоянных под'емок и сдвижек рельсовой колеи, стоимость остановок всех поездов во время наибольших просадок, когда устанавливается пилотаж, стоимость пилотажа, стоимость электрического освещения косогора и т. д., то получится сумма, значительная, и одно это обстоятельство может поколебать выводы комиссии.
Подходы к другим городам, отмеченные в прошлые годы значительными движениями земляных масс, были благополучны.
Обращаясь к оползням, захватывающим городские территории Приволжских городов, необходимо отметить, что за период империалистической и гражданской войн число оползней и размер их увеличились. Причина такого явления заключалась в том. что были прекращены те, хотя и сравнительно небольшие, работы по борьбе с оползаниями, которые велись в довоенное и дореволюционное время; целый ряд сооружений, выстроенных в довоенное время для дренирования грунтовых или перехвата верховых вод, при отсутствии ремонта, оказался разрушенным и наличие таких сооружений в некоторых случаях действовало более пагубно, чем полное их отсутствие; во многих случаях был нарушен режим грунтовых вод — разрушение или прекращение действия канализации, значительная утечта воды в водопроводной сети, усиленное пользование поглощающими колодцами, вследствие прекращения работы канализации, сооружение новых поглощающих колодцев по тем же причинам.
Вышеозначенные ухудшения режима грунтовых вод во многих случаях нарушили равновесие оползневых масс и привели их в движение, захватившее в некоторых случаях и сооружения; Действительно, указанные движения имели место в следующих наиболее резко выраженных случаях1).
В Мологе оползневые явления до настоящего времени разрушают прибрежную настроенную часть города на. протяжении около 1.5 км., захватывая пока мостовые и с'езды.
В Рыбинске в 1924-1925 году сполз береговой участок около пароходных пристаней, в 1926 г. имел место оползень там же, причем последний захватил площадь около 3500 кв. мт.; оползни разрушили ■благоустроенную набережную и мощеный с'езд.
В Н.-Новгороде в 1915 г. им!ел место оползень на. Похвалинском с'езде; с 1922 г., благодаря запущенности оползневых районов, развиваются многочисленные оползни на Похвалинском с'езде, Сергиевском овраге, Оуетинском косогоре; в 1923 г. оползни сильно развивались в районе Верхне-Волжской набережной против завода б. Курбатова, в районах Георгиевского с'езда и Георгиевской батттпи Нижего-
Утечка Нижегородского водопровода доходила до 40°/о, Ульяновского до 23°, о, •Сталинградского до 35°/о.
•
родского Кремля, где была захвачена движением площадь около 4 гектаров и повреждены строения; в том же году произошли оползни около городской водокачки и электрической станции; в 1920 г. оползень в Нечерской Слободе, разрушивший 10 домов.
В Ульяновске в 1915 году произошел грандиозный, оползень, наибольший из всех известных из истории Ульяновских оползней; причины этого оползня более глубокие, т. е., они находятся вне условий военных и революционных лет; оползнем был поврежден ряд зданий, сдвинуто девять Стыков строившейся подходной эстокады к*. Волжскому мосту: оползень захватил массу в 3-.000.000 кб. м. и покрыл площадь около 100 гектаров; в 19-22-19123 и 1920 гл\ имел место ряд более мелких оползней на Волжском косогоре и по оврагу р. Симбир-ки; менее значительные подвижки, в виде отдельных ползунов, происходят на Волжском косогоре непрерывно по настоящее время, и нельзя поручиться, что в Ульяновске в один прекрасный день не произойдет оползень, подобный катастрофе 1915 г.: в 1920 г. в пригородной слободе Бутырской произошел оползень (косогор р. Свияги), разрушивший 3 дома.
В Вольске в 1915-1917 г. произошел оползень, захвативший 24.000 кв. м. городской территории и повредивший 170 домов: в настоящее врмя под угрозой оползней находятся другие части города, железнодорожная ветвь и строения одного из цементных заводов.
В Саратове в 1915 г. произошла новая подвижка оползневых масс под известной Соколовой горой, увеличившая опасное положение отстойников городского водопровода, расположенных в непосредственной близости от обрыва горы.
В Сталинграде прибрежная часть города, растянувшаяся на 22 км. вдоль правого берега р. Волги, в разных пунктах подвержена оползням; в 1926 г. здесь был ряд оползней, в том числе- в наиболее ценной части города, именно, против пассажирской пристани, где оползень усилился И В 1928 Г.
Приведенный перечень наиболее серьезных оползней, происшедших за последние 10—13 лет, свидетельствует в достаточной степени о том серьезном, в некоторых случаях, бедственном положении ряда приволжских правобережных городов, страдающих от оползней.
Само собЬй разумеется, что борьба с явлениями столь большого масштаба отдельным городам Оьтла не под силу, и потому, начиная с 19)22 г.. в центр начали поступать ходатайства об отпуске средств па борьбу с оползнями, как общественным бедствием. Впервые ходатайства поступили от Ульяновска и Нижнего Новгорода.
Главное Управление Коммунального Хозяйства для ('оставления общего плана и очередности работ, а также для обследования на м<>-сте явления оползней организовало рекогносцировочное обследование всех наиболее крупных населенных пунктов, страдающих от оползней !).
Обследование позволило установить степень срочности и важности работ в отдельных пунктах и наметить, таким образом, очередность рабЬт. Именно, все города, так или иначе страдающие от оползней, были разбиты на 5-ть групп:
I группа — города, наиболее страдающие от оползней, угрожающих дальнейшим разрушением культурным участкам и сооружениям этих городов. В эту группу отнесены — Молога. Рыбинск, Нижний Новгород с слободой Печеры, Ульяновск. Саратов и Сталинград.
Это обследование произведено геологом проф. Н, М. Романовым совместно с лнж. А. М. Нефедьевым.
II группа — города, где разрушения принесли и могут принести меньший вред, или города не столь-большого значения — Вольск, Чебоксары, Тетюши, Васильсурск.
III г р у и и а •— города, мало ^пострадавшие и не находящиеся иод непосредственной угрозой дальнейших разрушении, — Плес, Муром, Рязань, Козьмодемьянск.
IV г р у и и а — города, очень мало пострадавшие: Павлов, Uen-гилей, Хвалынск д Каыышин.
V грунта — города, в которых оползни совершенно прекратились, или явления разрушений не носили собственно оползневого характера— Покровск, Кимры, Городед.
Uo времени производства рекогносцировочного обследования борьба с оползнями была сдвинута с мертвой точки, жизнь оползней была поставлена иод наблюдение специалистов, и общая борьба с. онолуня-ми стала планомерно и научно развертываться под общим руководством Главного Управления Коммунального Хозайства.
Собственно, борьба с оползнями в Ульяновске и в Н.-Новгороде начата значительно раньше. Именно, в Ульяновске эта борьба начата в 1922 г., так сказать, в силу необходимости, а также и потому, что Ульяновск выделяется своей работой но борьбе с оползнями — наличием опытного персонала, полным контактом в работе между инженерами и геологами, разработанным обширным проектом дренирования лога р. Ульяновки (Оимбирки)1), надлежащей и ясной оценкой местными работниками задач геологических изысканий и предстоящих дренажных работ. Значительные средства, отпущенные Союзным Совнаркомом на борьбу с оползнями, производящиеся работы в Ульяновске ставят последний в центре борьбы с оползнями в Поволжьи.
В Н.-Нонгороде к 1 Ш2 году в оползневых районах, запущенных в предыдущие годы, усиленно стали развиваться оползневые явления в целом ряде пунктов. Еще в 1920 г. проф. II. М. Романов представил Коммунальному Хозяйству докладную записку -) о необходимости детального геологического изучения территории II.-Новгорода.
В результате на разрушения Нижегородского косогора было обращено серьезное внимание, и в 1922—1923 г. было произведено обследование оползневых мест и составлен детальный план работ но бЬрь-бе с разрушениями. В Нижнем -Новгороде мы также встречаемся с отрадным фактом благотворного сотрудничества инженеров и геологов и значительного развития работ.
На основании произведенных изысканий в Н.-Новгороде, начинал с 1924 г., было приступлено к постройке штолен и других осушительных сооружении для борьбы с оползнями.
Предпринятые в 1920 г. Главным Управлением Коммунального Хозяйства упомянутые выше рекогносцировочные изыскания в Приволжских городах установили общую картину оползневых явлений, а также позволили подойти вплотную к планомерной борьбе с оползнями и коренному устранению причин, вызывающих последние. Эта планомерная борьба началась обширными гидро-геологическими изысканиями во всех городах, отнесенных к группе 1-й, по плану составленному проф. Н. М. Романовым. К лету 1928 г. гидрогеологические изы-
В 1923 г. Глав. Управ. Коммунальн. Хоз. был проведен конкурс по составлению проекта мероприятий по укреплению оврага р. Симбирки. На конкурс было представлено три проекта, которые и были положены в основу проекта укрепления, составленного коммун, хоз-вом г. Ульяновска. Проект в настоящее время осуществляется.
2) „Соображения относительно необходимости изучения геологического строения территории г. Н.-Новгорода".
екания были закончены в Мологе, Рыбинске и Нижнем-Новгороде. Во время нашего посещения приволжских городов летом 1928 г. геологические изыскания производились в Ульяновске, Саратове и Сталинграде, причем в последних двух городах они ОУли в стадии окончания и имели характер дополнительных для уточнения данных изысканий, законченных в 1927 году.
Полученный материал гидро-геологических изысканий подвергнут тщательной обработке и оценке*, и по нашему мнению представляет выдающимся научный и практический интерес1).
Гидрогеологические изыскания в «> льяиовске были произведены в 1922 г. для упомянутого конкурса, состоявшегося в 1923 г. Но так как они имели в виду преимущественно получение данных для составления проекта дренирования лога р. Симбирки и не давали материала для выработки мероприятий по борьбе с оползнями на Волжском косогоре и на железнодорожных линиях, подходящих к Ульяновску, то были предприняты обширные гидрогеологические изыскания для выработки мер к коренному устранению оползней на Волжском косогоре и возможности разрушений па железнодорожных линиях. Последние изыскания должны были закончиться к 1 /XI—19128 г.
Изыскания 192а года в Ульяновске проводятся по обширной и интересной программе -). С целью определения геологического строе -ния Ульяновской горы предположено было заложить семь скважин глубокого бурения (от «5 до 170 м.), 40 скважин глубиной ОТ 30 до 50 м., в оползневой зоне Волжского косогора ю шурфов. В гидрогеологической части исследований, помимо регистрации выходов подземных ±х>д и определения дебета водоносных горизонтов в скважинах, предположено произвести наблюдение за влиянием р. Волги на режим подземных вод в . оползнях, для каковой цели было предположено заложить у подошвы Волжского косогора 3 буровых скважины. В гидрометрической части исследований изучается быт р. Волги в пределах Волжского косогора, подверженного оползням. В совокупности данные исследований, производящихся в г. Ульяновске, помогут выяснить ряд опорных и невыясненных вопросов о природе, жизни и механизме Ульяновских оползней и, помимо чисто практического значения, будут иметь особый научный интерес.
Произведенные подробные гидрогеологические изыскания в городах первой группы позволили составить проекты коренных мероприятий по устранению оползней в этих городах. В виду глубокого в большинстве случаев положения водоносных слоев, являющихся первопричиной оползневых явлений, преимущественным (средством борьбы выдвинута штольня. Успешный опыт применения штолен для осушения Окского косогора на линии Красный узел — Нижний-Иовго-род на подходе к последнему вполне оправдывает намеченные способы СЬрьбы.
Необходимо отметить, что все составленные проекты прошли "через тщательную геологическую экспертизу и. таким образом, мы имеем в описанной стадии работ тесное сотрудничество геологической науки с инженерной.
Стоимость противооползневых 'мероприятии в городах 1-й группы оценивается крупной суммой около 3-х миллионов рублей.
Оценка и научная обработка данных изысканий произведена проф. И. М. Романовым.
2) Программа составлена И. П. Рогозиным'п одобрена профессорами: Н. М. Романовым и Милановским.