БОРЬБА С МЕЖДУНАРОДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ В МЕЖДУНАРОДНОМ НАЛОГОВОМ ПРАВЕ: МЕТОДЫ И СПОСОБЫ
Е.Ч. Мурзагалиев
Кафедра международного права Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева ул. Пушкина, 13, Астана, Казахстан, 010001
Автором данной статьи предлагается усилить международно-правовую базу в сфере международных налоговых преступлений путем заключения международных договоров и соглашений с иностранными государствами, а также создать Международный налоговый суд и межведомственный и межгосударственный аналитический орган с целью разработки мер по борьбе с международными налоговыми правонарушениями.
Ключевые слова: ответственность в международном налоговом праве, методы и способы борьбы с налоговой преступностью, уклонение от уплаты налогов в международном налоговом праве, международный налоговый суд, международное сотрудничество по налоговым вопросам.
Проблемы предотвращения уклонения от уплаты налогов в процессе осуществления международной хозяйственной деятельности различными субъектами в условиях глобализирующегося мира становятся чрезвычайно актуальными. Как указывает Н.И. Костенко, «глобализация социальных и экономических процессов породила и глобализацию преступности, делая ее все более организованной, изощренной и транснациональной» [1. С. 185].
Для Республики Казахстан значение международного сотрудничества по фискальным вопросам особенно усилилось в связи с распадом СССР, когда в бывших союзных республиках, ставших суверенными государствами, начались процессы формирования национального налогового законодательства, собственных финансовых органов. В настоящее время Республика Казахстан осуществляет контакты по вопросам международного налогообложения как со странами — участницами СНГ, так и с другими государствами. Но эти достижения пока еще недостаточны для борьбы с неплательщиками налогов на межгосударственном уровне. Здесь уместно привести доводы Д. Ардаматского: «Особую опасность для экономической безопасности государства представляет транснациональное уклонение от уплаты налогов. Как известно, важнейшей тенденцией современного социально-экономического развития является активное развитие международных отношений. Это касается в том числе и экономических отношений, и преступности, которая все чаще имеет иностранный элемент. В современное время, очевидно, что уклонение от уплаты налогов тоже носит
транснациональный характер». Он также отмечает, что по мнению заместителя директора ФСНП Российской Федерации В. Авдийского, налоговые преступления не только выходят за пределы национальных границ, но и приобретают организованный характер [2].
Международное сотрудничество государств в борьбе с уголовной преступностью — это объективно существующая потребность государств. Н. Абадин-ский в своей работе подчеркивает, что: «для каждой страны транснациональная преступность — это преимущественно деяния, совершаемые иностранцами, но не всеми, а только теми, по правонарушениям которых в дальнейшем проводится сотрудничество правоохранительных органов двух и более стран» [3. С. 85].
Основными видами обязательств государств по международным договорам в борьбе с уголовной преступностью являются:
а) признание уголовно наказуемыми действий, предусмотренных специальными конвенциями;
б) оказание помощи в розыске и задержании преступников;
в) оказание помощи в розыске и возвращении похищенных объектов;
г) предание суду или выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления;
д) оказание помощи в производстве следствия.
К отдельным видам уголовных преступлений международного характера относятся следующие:
а) рабство и работорговля;
б) незаконное производство и распространение наркотических и психотропных веществ;
в) пиратство на море; и др.
22 января 1993 г. в Минске была подписана Конвенция «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам». 7 октября 2002 г. в Кишиневе подписана Конвенция «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам». Ее участниками стали члены СНГ: Армения, Белоруссия, Казахстан, Российская Федерация, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан и Украина.
Данные соглашения освещают вопросы выдачи преступников (экстрадиции), осуществления уголовного преследования и специальные положения о правовой помощи по уголовным делам. Конвенции предусматривают обязанность государств-участников по требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения их к уголовной ответственности или для проведения приговора в исполнение (п. 1 ст. 56). В них также приводятся основания для отказа в экстрадиции, условия для ее отсрочки, коллизии требований о выдаче: определены пределы уголовного преследования выданного лица и другие положения.
Налоговые правонарушения в последнее время выходят на первое место среди различных видов экономических правонарушений. Одна из причин их количественного роста в том, что такого рода правонарушения сложно обнаружить, а виновного бывает трудно привлечь к ответственности.
В настоящее время проблема преступности в области налогообложения является наиболее актуальной. В процессе кризисных явлений в экономической жизни государства и в связи переходом государства на рыночные отношения широкое распространение получили преступления в сфере налогообложения.
Термин «неуплата налогов» для стран СНГ как вид преступления раньше практически был неизвестен. События последних лет показали, что сегодня мы имеем дело с новой формой международной преступности в сфере международного налогообложения. Обладая высокой латентностью, налоговые преступления стали серьезной проблемой для всего мирового сообщества.
Для выработки всесторонней стратегии по профилактике и борьбе с налоговыми преступлениями необходимо разработать единый согласованный план действий, который предполагает усилия правительств на национальном уровне, направленные на совершенствование уголовного и налогового законодательства. Большое значение отводится межправительственному и межгосударственному сотрудничеству, способному сыграть решающую роль в деле унификации законодательных актов, развития международных стандартов и координирования действий правоохранительных органов по борьбе с налоговыми преступлениями.
Республика Казахстан должна разработать международный договор об установлении уголовной ответственности за налоговые преступления (неуплату налогов физическими и юридическими лицами) и при совершении данных преступлений на территории нашего государства выдать виновных, независимо от того, является ли Казахстан участником многосторонних региональных конвенций или двусторонних договоров или нет. Также Казахстан должен оказывать помощь любой стране, которая пострадала от налоговых преступлений.
По данному вопросу российский ученый-юрист академик В. Лунеев в своей работе отметил, что «в основе выделения организованной преступности из общего противоправного поведения лежат характер и степень организованного взаимодействия нескольких преступников между собой при осуществлении своей пролонгированной криминальной деятельности. Именно деятельности, осуществляемой группой лиц в течение более или менее длительного времени, а не единичного группового деяния, хотя последнее нередко бывает началом сколачивания организованной преступной группы» [4. С. 283-284].
Таким образом, устойчивое объединение лиц, организовавшихся для совместной преступной деятельности в корыстных целях и для достижения контроля (власти) в определенной социальной среде или на определенной территории, можно охарактеризовать как организованную преступную группу [5. С. 28-29].
Выделяют следующие отличительные криминологические признаки организованной преступной группы: множественность ее участников; непосредственное участие каждого из них в совершении преступления; осуществление преступления объединенными усилиями соучастников; длительность подготовительного периода; существование определенных мест сбора; наличие лидера либо руководящего ядра (поведенческая направленность группы любого вида
во многом определяется позицией лидера); четкое распределение функциональных обязанностей (ролей) в группе; общность идеи преступного промысла; детализация планирования преступления; сплоченность участников при достижении результата; тщательное прикрытие (замаскированность) преступных действий; определенная преступная «специализация»; внутригрупповые нормы поведения; организованная форма распределения доходов, наличие общей денежной кассы [6. С. 5-6].
В этой связи, по нашему мнению, необходимо создать Межведомственную комиссию по сотрудничеству правоохранительных органов и банков при Правительстве Республики Казахстан для борьбы с налоговыми преступлениями международного характера, совершаемых юридическими лицами (транснациональными корпорациями) и физическими лицами. В состав комиссии предлагается включить представителей Генеральной прокуратуры, Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция), Комитета национальной безопасности, Министерства внутренних дел, Налогового комитета Министерства финансов, Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, Национального банка и банков второго уровня.
В целях активизации борьбы с налоговыми преступлениями необходимо стремиться всеми силами и средствами государств — членов СНГ заключать двусторонние и многосторонние договоры.
Необходимо вести учет стран, где отмечены массовые случаи нарушения налогового законодательства. Государства должны постоянно извещать друг друга о новых способах и методах избежания уплаты налогов физическими и юридическими лицами, публикуя эти сведения в специальных изданиях.
В системе правоохранительных органов Республики Казахстан и Налогового комитета Министерства финансов необходимо развивать сотрудничество со странами ближнего и дальнего зарубежья по выявлению юридических и физических лиц, уклоняющихся от неуплаты налогов.
Цель такой работы — анализ поступающей из стран ближнего и дальнего зарубежья информации о конкретных преступлениях, а также консультации и разъяснения странам о законодательстве по борьбе с организованной преступностью в области налогового правонарушения. Кроме того, важной задачей является обновление сведений, подготовка методических материалов для обучения личного состава правоохранительных органов, занимающихся раскрытием дел об организованной преступности в сфере международного налогообложения.
По данным Интерпола, за последнее время наряду с преступлениями против личности, распространением наркотиков отмечается рост экономической преступности, наносящей огромный материальный ущерб большинству государств мира. Тревогу экспертов вызывает тот факт, что преступники из государств СНГ весьма успешно перенимают мировой «опыт», а в ряде случаев находятся в тесном контакте с представителями зарубежных криминальных кру-
гов. Необходимо отметить, что зачастую объектом пристального внимания преступников становится сфера финансово-кредитной, банковской деятельности, где правонарушения носят наиболее скрытый, изощренный характер. В целом, подобного рода преступления совершаются хорошо организованными группами, состоящими, в основном, из граждан разных государств.
Другая проблема — это создаваемые фиктивные офшорные банки. В основном такие банки оперируют в странах Карибского бассейна и создаются, как правило, частными лицами. Только на Каймановых островах зарегистрировано более 500 банков, в основном фиктивных. В качестве примера можно привести деятельность гражданина США Джерри Шнейдера, который один нанес рекордный ущерб международному банковскому сообществу. Он создал целую сеть офшорных фиктивных банков в разных странах мира и в настоящее время проживает на Гренаде, имея при этом сразу 57 банковских лицензий. Большую сложность в пресечении преступной деятельности этого лица представляют специальные законы на Гренаде, гарантирующие банковскую тайну [7. С. 58].
Основным признаком офшорных компаний является освобождение от налогов. В большинстве стран мира существуют специальные законы, по-разному регулирующие порядок получения банковской информации [8. С. 74-80]. Специалист в области экономики А.С. Куликов отмечает, что основным направлением развития организованной преступной деятельности в России является преимущественно экономика. В других странах — это наркобизнес, торговля оружием [9].
Для осуществления эффективной борьбы в сфере международного налогообложения необходимо, чтобы все страны приняли нормы, устанавливающие уголовную ответственность юридических и физических лиц за неуплату налогов. Важное значение придается информированию компетентных органов о каждой финансовой операции, превышающей сумму, определенную законодательством. Заметно поможет в борьбе с налоговыми преступлениями в мировом сообществе введение обязанности информировать соответствующие службы обо всех подозрительных операциях и введение уголовной ответственности за несоблюдение такой обязанности. На основании поступающей информации может быть начато расследование в отношении особенно подозрительных операций.
Успех борьбы с налоговыми преступлениями напрямую зависит от уровня доступности правоохранительных органов к деятельности банков. Проблема заключается в том, что открытость деятельности финансовых учреждений любой страны для пристального изучения извне может повлиять на конкурентоспособность их позиций на международном рынке. Однако очевидно, что зачастую действия организованной преступности подрывают экономику, а преступные доходы обычно перемещаются по тем же каналам, что и деньги, укрываемые от налогообложения.
В связи с этим представляется необходимым проведение банками идентификации клиентов и оказание содействия следственным органам в случае осуществления подозрительных переводов, вкладов и иных финансовых операций. Целе-
сообразно укреплять механизм контроля над банковскими операциями и сгруппировать информацию подобного рода в автоматизированных электронных системах.
Заинтересованные государства в своих уголовных кодексах должны дать четкое определение такому преступлению, как неуплата налогов юридическими и физическими лицами. При различных толкованиях вышеуказанных понятий у преступника есть возможность активно пользоваться «лазейками» в тех странах, где нет подобного законодательства.
В Правительстве Республики Казахстан необходимо создать специальную межведомственную комиссию, первоочередной задачей которой являлось бы обеспечение аналитической помощи правоохранительным органам в расследовании уголовных дел и идентификации подозрительных финансовых операций. Комиссия должна иметь мощный комплекс автоматизированных электронных систем, позволяющих еженедельно обрабатывать различного рода информацию, поступающую из финансовых учреждений и правоохранительных органов. Программное обеспечение позволит выявлять подозрительные операции за короткий срок. К работе необходимо привлекать опытных специалистов из правоохранительных и фискальных органов, активно сотрудничать с представителями научного и делового мира. Вместе они представляют мощный организм, способный проводить широкий круг экспертиз.
Создаваемая комиссия будет проводить первоначальный анализ подозрительных операций, а затем направлять свое заключение в правоохранительные органы, которые при необходимости проводят расследование. На законодательном уровне необходимо закрепить нормы о том, что только специально уполномоченные сотрудники налоговой службы и правоохранительных органов имеют доступ к базам данных этих комиссий.
Создаваемая комиссия могла бы контролировать все трансфертные операции, проводимые внутри или вне страны, анализировать их и выявлять криминальную информацию, которую она передавала бы налоговой службе и правоохранительным органам.
Введение автоматизированной компьютерной системы позволило бы сосредоточить в едином центре сведения о финансовых операциях, зарегистрированных в компьютерной сети банков, финансовой полиции, таможни, налоговой службы и других государственных учреждений. Доступ к информации Комитета должны иметь только специально уполномоченные лица, чьи фамилии и номера рабочих телефонов указаны в справочнике. За разглашение секретной информации Комитета целесообразно установить уголовное наказание.
Отмечая практическое взаимодействие государств — членов международного договора по вопросам сотрудничества в области борьбы с налоговыми преступлениями, необходимо в каждом государстве принять программу, направленную на борьбу с ними. Она должна включать несколько этапов:
- сбор информации о проводимых в странах налоговых реформах; анализ способов и методов неуплаты налогов юридическими и физическими лицами;
- подготовка рекомендаций по борьбе с налоговыми преступлениями международного характера;
- выработка конкретных методов и средств регулирования борьбы с вышеуказанными преступлениями;
- мероприятия по обмену опытом правоохранительных органов и распространение наиболее эффективных методов;
- повышение профессионального уровня и подготовки работников правоохранительных органов, занятых в сфере борьбы с налоговыми преступлениями международного характера;
- организация международных научно-практических конференций по проблемам борьбы с налоговыми преступлениями международного характера;
- организация и проведение курсов для сотрудников правоохранительных органов, занимающихся борьбой с налоговыми преступлениями международного характера.
Одной из причин разрастания опасной преступной деятельности является активное использование современной компьютерной техники. Либерализация пограничных и таможенных правил, интеграция экономики бывших постсоветских стран в мировые процессы, обеспечивающие свободное передвижение товаров и капитала, создали определенные предпосылки для активизации процессов проникновения на территорию государств Восточной Европы, СНГ большого количества преступных групп.
С целью повышения оперативности использования странами-участницами информации, накопленной в базе данных Комитета, необходимо создать специальный автоматизированный банк, к которому может обратиться в автоматическом режиме любое государство, имеющее свой абонентский пункт системы Комитета и электронную почту. Для этого следует обеспечить эффективность, защиту и надежность передачи всех видов информации.
Целесообразно разработать единую форму компьютерной карты, являющейся носителем информации о факте неуплаты налогов физическими и юридическими лицами и его содержании, имеющей список стран-пользователей. Для установления более тесных деловых контактов с зарубежными правоохранительными органами и более эффективного характера борьбы с налоговыми преступлениями соответствующие органы всех заинтересованных государств должны изучить возможность всестороннего расширения контактов, прежде всего на уровне экспертов и специалистов-практиков (двусторонние рабочие встречи, семинары, обмен делегациями).
В Казахстане существует ряд проблем, касающихся борьбы с неуплатой налогов. Еще не заключены с другими странами ближнего и дальнего зарубежья международные договоры, регулирующие методы и способы борьбы с налоговыми преступлениями и налоговыми правонарушениями. Нет аналитического органа, который исключительно системно взаимодействовал бы с другими финансовыми органами республики и компетентными органами других государств, занимался бы ведением финансового контроля, отслеживал бы операции с фи-
нансовыми средствами с целью противодействия правонарушениям в сфере международного налогообложения.
В ходе проведенных экономических реформ в Казахстане во многие отрасли экономики и предприятия республики инвестировался иностранный капитал. Это вызывает необходимость выработки международных (двусторонних и многосторонних) договоров, заключаемых Казахстаном с другими странами в отношении борьбы с налоговой преступностью и налоговыми правонарушениями и преступлениями, носящими межгосударственный характер, совершаемыми юридическими лицами, осуществляющими производственную, предпринимательскую и иную деятельность на территории двух или более государств.
К числу прямых признаков наличия налогового преступления в действиях юридических лиц можно отнести: полное несоответствие произведенной хозяйственной операции ее документальному отражению; несоответствие записей в первичных, учетных и отчетных документах; наличие материальных подлогов в документах, имеющих отношение к расчету величины дохода и суммы налога.
К числу косвенных признаков налогового преступления в действиях юридических лиц относятся: несоблюдение правил ведения учета и отчетности; нарушение правил списания товарно-материальных ценностей, несоблюдение правил ведения кассовых операций; неправильное ведение документооборота, нарушение технологической дисциплины [10. С. 229].
При заключении Республикой Казахстан международных договоров и соглашений необходимо предусматривать в них подробное описание механизмов привлечения к уголовной ответственности юридических лиц в лице транснациональных корпораций, а также физических лиц, определить конкретные меры применения каждой процедуры, а также включить право обращения сторон в международные суды по указанным преступлениям.
С.В. Бородин и Е.Г. Ляхов отмечают, что «в развитии международного сотрудничества особая роль принадлежит конгрессам ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями» [11. С. 26].
Э.Г. Кочетов предлагает учредить геоэкономический трибунал, в компетенцию которого входило бы разрешение экономических споров между государствами на универсальном уровне [12. С. 628].
По нашему мнению, учитывая мировой опыт, следует, в частности, обратиться к опыту функционирования Международного трибунала по морскому праву. Создание этого органа предусмотрено Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Правовое положение определяется Конвенцией, Статутом Международного трибунала по морскому праву. К ведению Трибунала относятся все споры и заявления, передаваемые ему в соответствии с Конвенцией, и все вопросы применения или толкования других соглашений, охватываемых Конвенцией или предусматривающих компетенцию Трибунала. Сторонами спора, передаваемого на рассмотрение в Трибунал, могут быть: государства, Международный орган по морскому дну, предприятие (орган, непосредственно осуществляющий деятельность в районе морского дна за пределами национальной юрисдикции), юридиче-
ские и физические лица, имеющие гражданство государств — участников Конвенции и осуществляющие деятельность в районе.
В настоящее время большинство ученых-международников отмечают, что международное правосудие переживает новый этап своего развития. Для него характерно укрепление доверия к суду как средству восстановления нарушенного права и привлечения к ответственности нарушителя; увеличение количества специальных международных судов и трибуналов; возрастающая, охватывающая практически все континенты, география стран, обращающихся в суд.
Еще одним из методов борьбы с неуплатой налогов юридическими и физическими лицами, осуществляющими производственную, предпринимательскую и иную деятельность на территории двух или более государств, является создание Международного налогового суда. Он должен эффективно функционировать в целях предотвращения неуплаты налогов юридическими лицами в лице транснациональных корпораций, осуществляющих производственную, предпринимательскую и иную деятельность на территории двух или более государств.
В связи с этим целесообразно создание Международного налогового суда либо введение в состав Международного криминального суда специализированной коллегии, где бы можно было рассматривать налоговые споры, а также привлечение к уголовной ответственности за налоговые преступления, носящие межгосударственный характер.
Если обратимся к опыту зарубежных стран, то увидим, что рассмотрение споров, возникающих в связи с налогообложением, отнесено к подведомственности специализированных налоговых судов.
В частности, Налоговый суд США является единственным специализированным судом, который наряду с исками налогоплательщиков к налоговому ведомству рассматривает также дела о преднамеренном уклонении от уплаты налогов, включая гражданско-правовое и уголовно-правовое налоговое мошенничество.
Налоговый суд Канады также разрешает дела, связанные с уплатой налогов, за исключением дел о налоговых преступлениях.
В Великобритании рассмотрением жалоб на действия должностных лиц налоговой службы занимаются специальные налоговые трибуналы.
Налоговые суды (арбитражи) существуют также в Японии и Южной Корее.
В Казахстане в декабре 2006 г. создан финансовый суд.
В США на Налоговый суд (англ. — Tax Court), созданный в 1969 г., приходится 70-80 тыс. дел в год, что составляет до 90% рассматриваемых налоговых споров. Состав этого судебного органа включает 19 основных судей (к рассмотрению отдельных налоговых споров привлекаются 8-9 старших судей из числа ушедших в отставку).
Особенностью Налогового суда США является то, что только в этот суд налогоплательщик может обратиться еще до того, как он уплатил налог, считая, что сумма, определенная Службой внутренних доходов, исчислена неверно. В соответствии с процессуальным порядком рассмотрения налоговых споров, опреде-
ляемом в главе 76 Кодекса внутренних доходов, к юрисдикции Налогового суда, прежде всего, относятся иски налогоплательщиков в отношении правильности информации, содержащейся в уведомлении о недоимках. В отношении исков юридических лиц, претендующих на восстановление их льготного налогового статуса, полной юрисдикцией обладает Претензионный суд. Рассмотрение дел в указанных судах осуществляется судьей единолично. Федеральные же районные суды преимущественно рассматривают иски налогоплательщиков о возврате сумм излишне уплаченных налогов. При этом по отдельным делам суд осуществляется с участием присяжных.
В рамках ЕС важная роль принадлежит Суду ЕС. Суд ЕС уполномочен: регулировать межгосударственные споры; аннулировать действие законодательных актов и решений, принимаемых другими главными органами ЕС; обязывать государства — члены ЕС выполнять взятые на себя обязательства; давать толкование норм права ЕС. Истцами в Суде могут выступать государства — члены ЕС, национальные судебные органы, юридические и физические лица. Решения Суда имеют обязательную для сторон силу. Регламент Суда ЕС утвержден Советом ЕС. Признание обязательной юрисдикции этого Суда — одно из условий членства в ЕС.
Кроме того, существует давняя проблема, связанная с компетенцией международных судебных учреждений разрешать споры с участием транснациональных корпораций.
На сегодняшний день данное положение не учитывает возросшую роль транснациональных корпораций в международных экономических отношениях. В процессе их деятельности будет возникать еще большее количество споров, одной из сторон в которых будут выступать сами транснациональные корпорации.
В связи с этим очень актуальным является создание Международного налогового суда и национальных налоговых судов.
В условиях тесного сближения и взаимодействия национального и международного права, усиливающихся процессов глобализации, возрастания роли транснациональных корпораций в международных экономических отношениях большое значение будет отводиться органам международного правосудия, которые должны строить свою работу на взаимодействии и координации. Проблемы международного правосудия, возникающие в процессе становления и развития международных судебных учреждений, в целом разрешимы при условии содействия государств и других субъектов международного права. Это требует включения в компетенцию Международного налогового суда рассмотрение дел по уклонению от уплаты налогов физическими и юридическими лицами, носящих межгосударственный характер. Серьезные преступления, вызывающие озабоченность всего мирового сообщества, не должны оставаться безнаказанными, их действенное преследование должно быть обеспечено как мерами, принимаемыми на национальном уровне, так и активизацией международного сотрудничества.
На основании вышеизложенного предлагаем следующее.
1. Усилить международно-правовую базу в сфере международных налоговых преступлений, заключая международные договоры и соглашения с иностранными государствами.
2. Одним из методов борьбы с неуплатой налогов юридическими и физическими лицами, осуществляющими производственную, предпринимательскую и иную деятельность на территории двух или более государств, является создание Международного налогового суда. Он должен эффективно функционировать в целях рассмотрения уголовных дел за неуплату налогов юридическими лицами в лице транснациональных корпораций, осуществляющих производственную, предпринимательскую и иную деятельность на территории двух или более государств.
3. Создать межведомственный и межгосударственный аналитический орган с целью разработки мер по борьбе с международными налоговыми правонарушениями.
4. Выработать предложения по повышению эффективности борьбы с международными налоговыми правонарушениями, с заинтересованными государствами проводить семинары, круглые столы с целью обмена опытом борьбы с международными налоговыми правонарушениями.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Костенко Н.И. Международный уголовный суд. — М.: ПРИОР, 2000.
[2] Ардаматский Д. Налоговая преступность не признает границ. — 2000. — 22 февраля. URL: http://www.cfin.ru/press/management/1998-5/12.shtml
[3] Abadinsky H. Criminal elite professional and organized crime. — Westport, Connecticut: Greenwood press, 1983.
[4] Лунеев В.В. Преступность ХХ века. Мировой криминологический анализ. — М., 1997.
[5] Организованная преступность. — М.: Юридическая литература, 1989.
[6] Мауленов Г.С. Криминологическая характеристика организованной преступности. — Алматы: дшет-Пресс, 1997.
[7] Галимжанов Н.М., Кудайбергенов М.Б. Методы работы Интерпола: Учебник. — Алматы: Данекер, 2001.
[8] Темербеков А.А., Калиев М.М., Масатбеков А.О. Офшорные компании в призме финансовых и налоговых правонарушений законодательства Республики Казахстан // Казахстанский журнал международного права. — 2000. — № 1.
[9] Куликов А.С. Организованная преступность в России и проблемы совершенствования борьбы с ее проявлениями. URL: http://www.waaf.ru/12.htm
[10] Криминалистика: расследование преступлений в сфере экономики: Учебник / Под ред. В.Д. Грабовского, А.Ф. Лубина. — Нижний Новгород, 1995.
[11] Бородин С.В., Ляхов Е.Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью (Проблемы деятельности ООН в области предупреждения преступности и обращения с правонарушителями). — М.: Международные отношения, 1983.
[12] Кочетов Э.Г. Глобалистика как геоэкономика, как реальность, как мироздание. Новый ренессанс — истоки и принципы его построения, фундаментальные опоры, теоретический и методологический каркас: Научная монография. — М.: Прогресс, 2001.
STRUGGLES AGAINST INTERNATIONAL TAX INFRINGEMENTS IN INTERNATIONAL TAX LAW: METHODS AND MEASURES
E.Ch. Murzagaliev
The Department of International Law Eurasian National University named after L.N. Gumilev
13, Pushkin st., Astana, Kazakhstan, 010001
The author of this article is offer to strengthening international legal base (foundation) of international tax crime sphere by international contracting and by agreement with foreign states, and to create the international tax court and interdepartmental, international analytical body for the purpose of working out of measures on struggles against international tax infringements.
Key words: responsibility in international tax law, methods and measures on struggles against international tax infringements, evading tax in international tax law, international tax court, international cooperation on tax issues.