ЭКОЛОГИЯ
Борьба с глобальным
потеплением
и роль в ней России
гч
А.А. Соловьянов,
Торгово-промышленная палата РФ
54 ГАЗОХИМИЯ НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2009
■ НАШ САЙТ В ИНТЕРНЕТЕ: WWW.GA7OHIMIYA.RU
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
В конце 1997 г. на третьей Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК) был принят для подписания Киотский протокол (КП) к РКИК, устанавливающий количественные обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой к выбросам парниковых газов (ПГ) в атмосферу, который вступил в силу в начале 2005 г. Одновременно было положено начало подготовке широкомасштабного процесса по использованию рыночных механизмов для предотвращения развития так называемого «парникового эффекта».
Выбросы парниковых газов и Киотский протокол
В конце 1997 г. на третьей Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК) был принят для подписания Киотский протокол (КП) к РКИК, устанавливающий количественные обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой к выбросам парниковых газов (ПГ) в атмосферу, который вступил в силу в начале 2005 г. Принятие РКИК и КП было вызвано нарастающей уверенностью, что основной причиной происходящих негативных изменений климата является увеличение в атмосфере концентрации так называемых ПГ, обусловленное преимущественно хозяйственной деятельностью человека. По состоянию на
Индия к 2015 г. по выбросам ПГ должна обогнать Россию и выйти на четвертое место в мире. ЕС будет оставаться на третьем месте, но выбросы входящих в ЕС стран будут составлять только 23% от суммарных выбросов Китая и США. К 2015 г. по объемам выбросов ПГ Россию обгонят Бразилия и Индонезия.
В целях оптимизации затрат на выполнение обязательств по ограничению и сокращению выбросов КП допускает совместное выполнение странами своих обязательств (ст. 4), торговлю выбросами (ст. 17) и совместное осуществление проектов по сокращению выбросов (ст. 6). Кроме того, в КП предусмотрен механизм чистого развития (ст. 12), который позволяет инвестировать в проекты по сокращению выбросов и увели-
Рост выбросов ПГ продолжился и после 2004 г., причем все больше увеличивался вклад развивающихся стран, на которые КП никаких ограничений не налагает. По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), в 2007 г. Китай по выбросам ПГ уже обогнал США, и в дальнейшем отрыв будет только увеличиваться. К 2015 г. выбросы Китая будут превышать выбросы США на 35%, а к 2030 г. — на 66%.
почти в 15 раз. В 2008 г. оборот рынка увеличился по сравнению с предыдущим 2007 г. в 2,3 раза и составил Є92 млрд, или $122 млрд. При этом оборот торговли сертифицированными сокращениями выбросов с развивающимися странами составил $32 млрд.
Наибольшую долю рынка (63% в т СО2-экв. и более 70% в денежном выражении) занимает торговля разрешениями на выбросы в рам-
НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2009 ГАЗОХИМИЯ 55
ЭКОЛОГИЯ
ках Европейской системы торговли выбросами. На долю механизма чистого развития приходится порядка 30% в т СО2-экв. и 26% в денежном выражении. Остальные сегменты рынка находятся в начальной стадии развития.
В 2008 г. оборот сертифицированных сокращений выбросов в рамках механизма чистого развития составил 1,6 млрд т СО2-экв. на общую сумму Є24 млрд ($32 млрд). Рост по сравнению с предыдущим 2007 г. Составил в тоннах — 70% (1,7 раза), в денежном выражении - 100% (в два раза). Лидером рынка является Китай, на долю которого приходится более 60% обращающихся на рынке сокращений выбросов. На втором месте Индонезия (10%), на третьем — Бразилия (8%). Лидером по числу проектов является Индия.
Масштаб рынка проектов совместного осуществления (ПСО) скромнее. По состоянию на 25 января 2009 г. заявлено в общей сложности 198 проектов общим объемом около 300 млн т СО2-экв.. В 2008 г. было продано всего 100 млн т сокращений выбросов на сумму около Є800 млн ($1,1 млрд).
Ожидается, что в период с 2008 по 2012 г. в рамках механизмов КП будет подготовлено и реализовано более 3 тыс. проектов, которые позволят в общей сложности сократить выбросы ПГ на 4 млрд т СО2-экв., при этом объем климатических инвестиций составит не менее $30 млрд.
Интересы России в предотвращении глобального потепления
Глобальное изменение климата приводит к усилению на территории России частоты и интенсивности опасных гидрометеорологических явлений. Более трети их составляют очень сильные ветры, ураганы, шквалы и смерчи. За 1990-2007 гг. их число удвоилось и достигло примерно 350-400 в год. Более того, Росгидромет прогнозирует удвоение числа таких явлений в течение ближайших 10 лет. По оценке Всемирного банка, в России ежегод ный ущерб от опасных ги
дрометеорологических явлений, в число которых входят и последствия изменения климата, составляет $1-2 млрд.
По оценке МЧС, нынешние потери от погодно-климатических явлений составляют (2006 г.) 30-60 млрд руб. (0,07-0,15% ВВП), а главный ущерб несут наводнения и дождевые паводки. По прогнозу Росгидромета, если за 2005-2015 гг. число опасных гидрометеорологических явлений возрастет вдвое, то в лучшем случае ущерб будет нарастать пропорционально росту внутреннего валового продукта или значительно быстрее.
Можно предсказать также, какой вред будет нанесен в результате потепления экосистемам в различных регионах России и каковы будут последствия для здоровья населения. Прежде всего, ожидается значительное увеличение риска возникновения пожаров. В соответствии с прогнозами при существующей тенден-
56 ГАЗОХИМИЯ НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2009
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Потепление вызывает рост численности насекомых-вредителей и расширение ареала их присутствия. Саранчовые виды в последнее десятилетие XX века прочно захватили территорию юга России. К этому же периоду ареал колорадского жука достиг Челябинской и Оренбургской областей, ставших зонами его массового размножения
ции роста содержания ПГ в атмосфере к 2025 г. на юге Западной Сибири и в Якутии увеличение числа суток с горимостью «высокая и больше» составит 20-60%. К 2050 г. возрастет горимость на обширных территориях, покрытых хвойными лесами. Следует ожидать учащения засух и снижения урожайности в ряде восточных регионов России.
Из-за изменения состояния грунта (оттаивание вечной мерзлоты, повышение уровня грунтовых вод, подтопление и т.п.) в арктических регионах России будут расти нагрузки на здания и различные инженерные сооружения, в том числе и на трубопроводы. Так, в 1990-х годах число зданий, получивших повреждения из-за неравномерных просадок фундаментов, увеличилось по сравнению с предшествующим десятилетием в Норильске на 42%, в Якутске на 61% и в Амдерме на 90%. В Западной Сибири на магистральных трубопроводах более 20% всех аварий вызвано механическим воздействием при растеплении грунтов, в том числе связанным с потерей устойчивости и деформацией опор.
В результате резких изменений и нарушения экологического баланса ухудшаются, и будут ухудшаться еще в большей степени, условия жизни многих животных и растений в северных регионах. Под сокращение попадает ареал распространения белого медведя. Через 20-40 лет миллионы гусей, гаг, казарок и других птиц могут потерять до 50% мест гнездования. При потеплении на 3-4°С среднегодовая численность леммингов может сократиться на 60%, что способно подорвать всю пищевую цепочку
тундровой экосистемы. Лесотундра будет все сильнее зарастать лесом и продвигаться на север, оттесняя тундру на арктическое побережье. Если в северной тайге потепление будет идти так же быстро, как и сейчас в среднем в Арктике — на 0,4-0,5°С за десятилетие, то экосистемы не будут успевать адаптироваться, что чревато вспышками болезней леса.
Потепление вызывает рост численности насекомых-вредителей и расширение ареала их присутствия. Саранчовые виды в последнее десятилетие ХХ века прочно захватили территорию юга России. К этому же периоду ареал колорадского жука достиг Челябинской и Оренбургской областей, ставших зонами его массового размножения.
Изменение климата представляет значительную угрозу для здоровья. Как и в других регионах мира, в России наблюдается движение типично «южных» насекомых — переносчиков опасных для человека и животных заболеваний — на север.
За последнюю четверть ХХ в. заболеваемость клещевым энцефалитом в России возросла в 9 раз и достигла 10 тыс. случаев в год.
Отмечается рост заболеваемости геморрагической лихорадкой и лихорадкой Западного Нила. Ожидается усиление заболеваемости на юге европейской части страны, в Поволжье, на юге Сибири. На побережье Черного моря возможно укоренение комаров — переносчиков желтой лихорадки и лихорадки Денге. Ожидается, что потепление климата скажется на природных очагах таких опасных инфекций, как чума, туляремия, лептоспирозы и сальмонеллезы. Еще в большей степени потепление может повлиять на заболеваемость холерой.
Справедливости ради следует сказать и о положительных последствиях изменения климата. К примеру, потепление будет способствовать сокращению отопительного сезона почти во всех регионах России. Так при самом «благоприятном» развитии событий сокраще-
ТАБЛ. 1.
ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ ЭНЕРГИИ И КАРБОНОЕМКОСТЬ ВВП РОССИИ И РЯДА ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ (ПО ДАННЫМ МЭА)
Страна ВВП на душу населения, Удельная энергоемкость Удельная карбоноемкость, Удельная карбоноемкость,
$1000 в ценах 2000 г. ВВП (по ППС), т н.э. на $1000 т СО2 на душу населения кг СО2 на $1 ВВП в ценах 2000 г.
Украина 5,8 0,5 6,42 1,09
Россия 9,1 0,49 10,63 1,17
Финляндия 28,3 0,26 13,18 0,47
Канада 29,6 0,22 17,24 0,58
Китай 5,4 0,23 3,65 0,67
США 36,4 0,22 19,73 0,54
Швеция - 0,21 - -
Франция 27,1 0,16 6,22 0,23
Германия 26,0 0,16 10,29 0,39
Япония 26,8 0,16 9,52 0,35
Норвегия 38,2 0,16 7,91 0,21
Италия - 0,12 - -
Беларусь - 0,10 - -
ОАЭ 22,2 - 23,86 1,08
Мир в целом - 0,21 -
НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2009 ГАЗОХИМИЯ 57
ЭКОЛОГИЯ
Потепление сказывается и на арктических льдах. Никогда в ХХ веке их не было так мало, как сейчас, особенно льдов многолетних. За последние 30 лет общая площадь льдов (по состоянию на сентябрь каждого года) сократилась примерно с 7,5 до 5,5 млн км2. В 2007 г. был поставлен рекорд минимума льдов — 4,3 млн км2, в 2008 г. произошло практически то же самое
ние длительности отопительного сезона к 2025 г. может составить 5%, а к 2050 г. — 5-10%. В ряде регионов экономия будет в 1,5-2 раза больше: на юге и западе европейской части страны, на Чукотке и Камчатке. По потреблению топлива экономия может составить до 10% к 2025 г. и 10-20% к 2050 г. Только в отдельных указанных выше регионах экономия топлива к середине века может составить до 30%.
Потепление сказывается и на арктических льдах. Никогда в ХХ веке их не было так мало, как сейчас, особенно льдов многолетних. За последние 30 лет общая площадь льдов (по состоянию на сентябрь каждого года) сократилась примерно с 7,5 до 5,5 млн км2. В 2007 г. был поставлен рекорд минимума льдов — 4,3 млн км2, в 2008 г. произошло практически то же самое. Наибольшее сокращение отмечено для многолетнего ледяного покрова в Восточно-Сибирском и Чукотском морях, в море Бофорта.
Через 10-20 лет ледовый покров в июле-сентябре столь сильно сократится, что суда пойдут по Северному морскому пути без ледоколов.
Это облегчит судоходство, но более частые и сильные шторма и ураганы, дрейфующие ледовые поля сильно его осложнят. Та же угроза будет и для газовых промыслов, в частности для Штокмановского месторождения.
Из-за разрушения ледников Северной и Новой Земли появится новая опасность — айсберги. Будут разрушаться ледники Аляски, и особенно ледовый щит Гренландии.
Карбоноемкость и энергоэффективность российской экономики
Для России решение проблемы энергоэффективности особенно актуально, поскольку наша страна имеет весьма высокую удельную энергоемкость экономики, превышающую (в расчете по паритету покупательной способности — ППС) вдвое аналогичный показатель в США и в три раза — развитых стран Европы и в Японии (табл. 1).
По оценкам, сделанным в 2008 г., общему объему ВВП страны соответствует уровень совокупного потребления энергоресурсов (конечные потребители и потребление в
процессе производства и доставки энергии и тепла), равный 500 млн т нефтяного эквивалента (т н.э.). На температуру, размеры территории и структуру промышленности приходится лишь 20 млн т н.э., а на «необъяснимые» для других стран потери — 125 млн т н.э. Таким образом, процент необъективного расхода энергии и тепла в России гораздо больше 20%.
Основными причинами низкой энергоэффективности и высокой карбоноемкости экономики России следует считать причины субъективные, и, прежде всего, отсутствие реальных стимулов к внедрению энергоэффективных технологий.
Если даже самые развитые страны в течение последних 30 лет, не полагаясь только на рыночные механизмы, активно реализуют государственную политику в сфере энергосбережения, то в России такая политика на федеральном уровне практически не сформирована. Закон «Об энергосбережении», принятый еще в 1996 г., так и остался декларативным актом, который практически не повлиял на внедрение энергосберегающих техноло-
58 ГАЗОХИМИЯ НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2009
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
гий ни в быту, ни на производстве. Одобренная правительством России «Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.», которая в очередной раз подвергается корректировке, также оказалась мало полезной для решения проблем экономии энергии.
В России практически не проводятся исследования того, как меняется спрос промышленных и частных потребителей на те или иные энергоносители по мере роста цен на них, другими словами, насколько этот спрос оказывается эластичным. Не имея ясных представлений об этом, нельзя отказываться от государственного регулирования цен на энергоносители, поскольку в российских условиях одномоментный переход на так называемое регулирование рынком может привести к хаосу в экономике.
Считается, что существующий потенциал энергосбережения в России составляет 360-430 млн т у.т., или около 40-45% текущего потребления энергии, из которых 33% сосредоточено в ТЭК (в том числе около трети в электроэнергетике и теплоснабжении), 32% — в промышленности и 26% — в жилищнокоммунальном хозяйстве. Однако для реализации этого потенциала нужны огромные инвестиции, размер которых приближается к $100 млрд. В зависимости от того, найдутся ли эти средства, особенно после последнего мирового финансового кризиса, и с какой скоростью они начнут поступать, и будут реа-
лизовываться различные сценарии перехода к энергоэффективной российской экономике. Поскольку Россия понесла очень большие потери в результате кризиса 20082009 гг. (самые большие из стран БРИК), серьезные сомнения вызывает выполнимость поставленной ранее амбициозной задачи пятикратного увеличения ВВП к 2030 г. при приросте энергопотребления всего в 20%.
23 ноября текущего года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал новый Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», который, может быть, будет способствовать реализации мер, направленных на повышение энергоэффективности и снижение карбоноемкости российской экономики .'
Реализация Киотского протокола в России
После ратификации Российской Федерацией Киотского протокола в 2004 г. и его вступления в силу в 2005 г. в стране начался обстоятельный и весьма неторопливый процесс разработки и принятия нормативно-правовых актов, необходимых для выхода заинтересованных российских предприятий и организаций
на мировой углеродный рынок и, прежде всего, для получения инвестиций под реализацию проектов ПСО. Одним из важнейших было Постановление Правительства РФ от 28 мая 2007 г. №332 «О порядке утверждения и проверки хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со ст. 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата».
Наличие необходимой нормативной базы позволило заинтересованным предприятиям и организациям России начать широкомасштабную компанию по формированию ПСО. К концу 2008 г. было подготовлено около ста проектов. При реализации они должны были в течение 20082012 гг. в общей сложности привести к сокращению выбросов парниковых газов приблизительно на 180 млн т СОг-эквивалента.
По данным Минэкономразвития России на 31 декаб-; ря 2008 г. более 30 проек-
тов общим объемом со: в' кращения выбросов
около 85 МЛН Т СОг-экв. успешно прошли экспертизу и были поданы на утверждение в соответствии с действующей в России процедурой.
В 2009 г. активную подготовку ПСО начали ведущие российские компании — ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть»,
НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2009 ГАЗОХИМИЯ 59
ЭКОЛОГИЯ
Практически все страны, включая Россию, поддержали стратегическую цель нового соглашения -снижения к 2050 г. глобальных выбросов ПГ на 50% от уровня 1990 г.
ОАО «Лукойл», ТНК-ВР, ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «СУЭК», ОАО «Русал», Группа Илим. Крупнейшие международные финансовые ин-статуты — Всемирный и Европейский банки, Deutsche Bank, Dresdner Bank, Sumitomo, европейские и японские промышленные и энергетические компании, разнообразные частные и государственные углеродные фонды отслеживали появление новых крупных российских проектов и предлагали заяви-
телям свои условия приобретения сокращений выбросов.
За первую половину 2009 г. число проектов, подготовленных для совместного осуществления, выросло до 125, а их углеродный потенциал — до 240 млн т СО2-экв. По текущим рыночным ценам предполагаемый объем сокращения выбросов соответствовал не менее $3,5 млрд.
Однако, несмотря на очевидный интерес бизнеса и реальный выигрыш для экономики, до настоящего времени ни один ПСО Правительство РФ не утвердило. Более того, после длительного периода неопределенности, так и не утвердив ни одного ПСО, Правительство РФ решило пересмотреть действующий порядок утверждения проектов. В соответствии с Распоряжением от 27 июня 2009 года №884-р ключевая роль в новой процедуре ПСО теперь будет принадлежать Сбербанку России. Ему вменяется в обязанность собирать заявки об утверждении ПСО, согласовывать договоры, заключаемые заявителями ПСО с приобретателями сокращений выбросов ПГ и осуществлять транзакции, связанные с эмиссией и передачей приобретателям соответствующих углеродных единиц по результатам реализации проектов.
Мировые планы на посткиотский период
Срок действия КП истекает в конце 2012 г. На саммите Большой восьмерки в июне 2007 г. в Германии мировые лидеры согласились, что нужно новое соглашение по климату, а официальные переговоры должны начаться в конце года на 13-й конференции сторон РКИК и КП в этом же году. В свою очередь, на 13-й конференции сторон РКИК и КП было решено за два года подготовить новое соглашение и подписать его на 15-й конференции сторон РКИК и КП в Копенгагене в декабре 2009 г. Было выделено четыре переговорных блока, основанных на четырех принципах:
1. Выбросы снижают все развитые и сильнейшие развивающиеся страны в зависимости от уровня их экономического развития и имеющегося потенциала.
2. Предпринимается широкий спектр мер по адаптации к изменению климата.
3. Облегчается передача экологически чистых технологий с низкими выбросами парниковых газов.
4. Развивающимся странам, преж-
60 ГАЗОХИМИЯ НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2009
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
1. ЕС (27 стран) — снижение выбросов ПГ к 2020 г. на 20% от уровня 1990 г., а при должном ответе других стран — на 30%;
2. Япония — снижение выбросов ПГ к 2020 г. на 14% от уровня 2005 г., или на 6% от уровня 1990 г.;
3. США — снижение выбросов ПГ к 2020 г. на 15% от уровня 2005 г., что означает уровень 1990 г. (в последнем заявлении Президента США прозвучало обещание снизить выбросы ПГ к 2050 г. на 83%);
4. Канада — снижение выбросов ПГ к 2020 г. на 20% от уровня 2006 г., что означает уровень 1990 г.;
5. Россия — к 2020 г. остановить рост выбросов ПГ и затем начать их снижение;
6. Южная Корея — к 2016 г. остановить рост выбросов ПГ и затем начать их снижение;
7. Норвегия, Швейцария — принять обязательства, в целом аналогичные ЕС.
де всего бедным и наиболее уязвимым к изменениям климата, оказывается финансовая поддержка.
Дополнительными блоками переговоров стали выработка общей стратегической цели до 2050 г. и меры по прекращению сведения лесов в тропических странах.
Самое главное, что практически все страны, включая Россию, в принципе поддержали стратегическую цель нового соглашения -снижения к 2050 г. глобальных выбросов ПГ на 50% от уровня 1990 г.
В декабре 2008 г. в Познани, в Польше, прошла 14-я конференция сторон РКИК и КП, задачей которой было принять процедурно-организационные решения и четкий график подготовки переговорного текста, что и было сделано.
В целом новое соглашение должно:
1. Показать миру, что проблема сокращения выбросов ПГ к 2050 г. на 50% от уровня 1990 г. решаема и решается, а также убедить правительства и общественность, что груз расходов и усилий по решению проблемы справедливо разделен между странами.
2. Дать бизнесу уверенность, что в нем будет найден экономический оптимум, а деньги, вложенные в чистые технологии, не будет потрачены напрасно.
3. Дать людям, особенно из беднейших стран и наиболее уязвимых регионов, возможность получить помощь в адаптации к изменению климата: засухам, наводнениям, ураганам, волнам жары и пр.
4. Дать стимул крупнейшим развивающимся странам (Китаю, Индии, Мексике, ЮАР, Бразилии и др.) реализовать крупномасштабные планы технического перевооружения и «чистого» развития», которые
позволили бы им к 2020 г. иметь уровни выбросов на 10-30% ниже, чем по базовым сценариям «коммерческого» развития.
5. Содержать принципы новой финансовой архитектуры, компонентами которой должны быть финансовые институты и механизмы с активным привлечением частного бизнеса и инновационными решениями.
Несмотря на наличие принципиальных решений, проблем с подготовкой и согласованием текста нового соглашения будет достаточно много, поскольку его реализация влечет за весьма серьезные политические и экономические последствия. Определенные проблемы возникают и с самой формой соглашения. Уже сейчас есть предложение придать ему форму дополнения (поправки) к КП или РКИК. Альтернативой является совершенно новый документ. Пока же идет переговорный процесс на двух параллельных площадках: на Специальной рабочей группе по долгосрочным мерам сотрудничества (AWG LCA3), где участвуют 189 стран — сторон РКИК, и на Специальной рабочей группе по КП (AWG KP), объединяющей 183 страны.
Значительно более серьезная проблема возникает при формировании промежуточных целей нового соглашения. Так, Межправительственная группа экспертов по вопросам изменения климата (МГЭ-ИК) рекомендует всем развитым странам (включая США) принять обязательства по снижению к 2020 г. уровня выбросов ПГ на 25-40% ниже, чем в 1990 г. К развитым странам должны также присоединиться и те страны, которые сейчас не имеют такого статуса, но на деле (по ВВП на душу населения) давно обогнали многие развитые страны.
На саммите Большой восьмерки, которая состоялась в июле 2009 г. в Аквиле (Италия), большинство участников пришли к соглашению о необходимости снизить выброс ПГ к 2050 г. в среднем на 50%, а для промышленно развитых стран — на 80%. Правда, Россия вторую часть предложения не поддержала.
Переговоры по вопросам изменения климата, которые прошли осенью на саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Сингапуре, показали, что в Копенгагене на встрече сторон РКИК и КП вряд ли удастся подпи-
НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2009 ГАЗОХИМИЯ 61
Ж ЭКОЛОГИЯ
сать юридически обязывающий международный документ. Скорее всего новый документ будет иметь политический характер и лишь в дальнейшем из него может получиться аналог КП. И главной проблемой является позиция развивающихся стран (Китая, Индии и др.), которые пока не собираются брать на себя никаких обязательств по сокращению выбросов ПГ, хотя их доля в этом растет угрожающим образом.
Сценарии развития ситуации в России
За период с 2000 по 2006 г., когда ВВП России увеличивался в среднем на 8,5% в год, выбросы ПГ росли в среднем на 1,2% в год (без учета нетто-эмиссий от земле- и лесопользования). Лидером по выбросам ПГ в России являлась энергетика — 41,3% выбросов ПГ (без учета нетто-эмиссий от земле- и лесопользования), второе место занимала нефтегазодобывающая промышленность (18,1%), третье место — другие отрасли промышленности и строительство (14,6%). Сжигание ископаемого топлива для выработки энергии во всех отраслях экономики России дает в совокупности 54,8% выбросов без учета нетто-эмиссий от земле- и лесопользования. В 2006 г. нетто-выбросы парниковых газов от земле- и лесопользования составили 287,8 тыс. т СО2-экв., или 11,6% от общих выбросов ПГ.
В результате показатель ВВП на душу населения в России вернулся в 2006 г. к уровню 1990 г., а выбросы ПГ оказались ниже уровня 1990 г. на 34,2%. Иначе говоря, в этот период времени Россия свои обязательства не просто выполняла, а перевыполняла. Если бы события развивались в дальнейшем таким же образом, то Россия не выбрала бы свою «углеродную квоту», установленную в КП до конца 2012 г. От 5 до 6 млрд т СО2-экв. могли бы еще остаться к началу посткиотского процесса и быть использованы либо в качестве задела на будущее, либо проданы в той или иной форме другим странам в рамках механизмов гибкости КП.
Несмотря на определенные достижения в сфере энергосбережения в период с 2000 по 2006 г., предсказать, как будут развиваться события после 2012 г., достаточно сложно. Большинство прогнозов предрекают рост выбросов ПГ в России в перспективе не только до 2020 г., но и до 2050 г. В этом случае нельзя ожидать, что к 2050 г. может быть
62 ГАЗОХИМИЯ НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2009
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Если справедливы оценки и прогнозы, приведенные выше, то глобальное потепление климата сулит России достаточно много неприятностей. Сокращение отопительного сезона и свободное плавание по Северному морскому пути никак не компенсируют потери от чрезвычайных ситуаций природного характера, ущерба экономике от пожаров, снижения урожайности, ухудшения здоровья населения
достигнута главная цель планируемого к принятию посткиотского соглашения — снижение выбросов ПГ на 50% от уровня 1990 г.
Каким же образом относятся к проблеме снижения выбросов ПГ лица, принимающие решения?
В выступлении на Конференции сторон РКИК ООН в Познани (декабрь 2008 г.) глава делегации России, заместитель министра природных ресурсов и экологии СА Ананьев заявил: «Можем заверить, что совокупный вклад России в снижение выбросов парниковых газов в 2012-2020 гг. будет значительным и вполне сопоставимым с усилиями других основных партнеров в климатическом процессе». В интервью агентству «Рейтер» заместитель главы делегации Александр Панкин подтвердил это заявление: «Намерение России — стабилизировать выбросы, которые сейчас примерно на 30% ниже, чем в 1990 г., и затем их снижать. У нас будут наши национальные обязательства. Мы посмотрим, что для России достижимо, мы сделаем это на уровне правительства, и это будет цель России».
Совершенно очевидно, что для прекращения роста выбросов ПГ и последующего их сокращения необходимо, прежде всего, кардинально снизить энергоемкость экономики. Соответствующее решение уже принято президентом и правительством России — поставлена задача уменьшения энергоемкости российского ВВП на 40% к 2020 г. Этому должно способствовать, в частности, принятие упомянутого ранее Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности».
Стратегия развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) правительством России тоже уже принята — поставлена задача к 2020 г. увеличить ее долю в энергобалансе страны до 4,5% против нынешних 0,9% (без учета крупных ГЭС). Между тем экономический (т.е. пригодный для коммерческого освоения) потенциал ВИЭ в России оценивается как минимум в 270 млн т у.т. в год. МЭА оценило его в 310 млн т у.т. в год. Практически в каждом российском регионе найдется 1-2 вида ВИЭ, пригодных для коммерческого использования. Так что за счет ВИЭ можно обеспечить, вероятно, до 25% годового потребления энергии в России. А значит, есть возможность и дальше уменьшать расход ископаемого топлива и сокращать выбросы ПГ.
Нужно ли России новое соглашение по климату?
Если справедливы оценки и прогнозы, приведенные выше, то глобальное потепление климата сулит России достаточно много неприятностей. Сокращение отопительного сезона и свободное плавание по Северному морскому пути никак не компенсируют потери от чрезвычайных ситуаций природного характера, ущерба экономике от пожаров, снижения урожайности, ухудшения здоровья населения. Таким образом, эффективные меры по снижению антропогенных выбросов ПГ (если, конечно, именно антропогенные ПГ являются причиной негативных климатических изменений), в том числе за счет реализации положений нового международного соглашения, должны
быть, безусловно, полезны России. Остается вопрос, во что обойдется России участие в этом посткиотском соглашении. Прежде всего, потребуются значительные инвестиции для реализации политики энергосбережения, освоения ВИЭ и др. Даже по предварительным оценкам счет здесь может идти на сотни миллиардов долларов. Имея в виду резкое ухудшение инвестиционного климата после экономического кризиса, падение спроса на нефть и природный газ, экспорт которых является одним из основных источников поступления средств в бюджет, трудно ожидать, что столь большие инвестиции можно будет иметь на указанные цели в ближайшее десятилетие. Таким образом, весьма сомнительно, что к 2020 г. можно будет значительно снизить энергоемкость российской экономики и воспрепятствовать росту выбросов ПГ. Что будет в период с 2020 по 2050 г., предсказать еще сложнее.
Поскольку процедура согласования и принятия нового международного соглашения очень сложна из-за стремления каждого из потенциальных участников в максимальной степени отстоять собственные интересы, вполне вероятно, что она затянется не на один год, и тогда Россия сможет с большей надежностью оценить свои возможности по сокращению выбросов ПГ и далее выдвигать нужные ей позиции и показатели.
Россия не должна из-за сиюминутных политических выгод идти на поводу у ЕС и других стран и брать в ущерб себе трудновыполнимые или невыполнимые обязательства, как это было, например, с Монреальским протоколом. ЕХ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации / Росгидромет. 2008.
2. Stern. N. Key Elements of a Global Deal on Climate Change / The London School of Economics and Political Science. 2008. 56 p.
3. МГЭИК, 2001 (IPCC): Изменения климата 2001. Третий оценочный доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата. Резюме для лиц, определяющих политику.
4. IPCC Fourth Assessment Report. Working Group 1. Climate Change 2007. The Physical Science Basis.
5. Стратегический прогноз изменений климата Российской Федерации на период до 2010-2015 годов и их влияния на отрасли экономики России / Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). — М.: 2005, 28 с.
6. Четвертое национальное сообщение Российской Федерации по РКИК ООН и Киотскому протоколу / Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. М.: АНО Метеоагентство Росгидромета, 2006. 164 с.
НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2009 ГАЗОХИМИЯ 63