Научная статья на тему 'Борьба провинциальных конгрессистских министерств с неграмотностью в Индии в 1937-1939 гг'

Борьба провинциальных конгрессистских министерств с неграмотностью в Индии в 1937-1939 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
176
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС / КОНГРЕССИСТСКИЕ МИНИСТЕРСТВА / СХЕМАВАРДХИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / КОММУНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / INDIAN NATIONAL CONGRESS / CONGRESS MINISTRIES / WARDHA SCHEME OF EDUCATION / EDUCATION REFORM / COMMUNAL PROBLEM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белоусова Л. А.

Индийский национальный конгресс, сформировавший в 1937 г. большинство провинциальных министерств, получил возможность попробовать свои силы в управлении страной на провинциальном уровне. Предметом исследования является проблема безграмотности в Британской Индии и способы ее решения провинциальными правительствами в 1937-1939 гг. Именно в этот период закладывается основа национальной системы образования и делается попытка уничтожения безграмотности в масштабах всей страны проблемы, остающейся актуальной и в настоящее время в Индии. В статье анализируются особенности образовательной реформы и причины того, что в некоторых провинциях она привела к обострению коммунальных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Indian national congress which created the majority of the provincial ministries in 1937 had an opportunity to try the hand in a country government at the provincial level. An object of research is the illiteracy problem in the British India and ways of its solution by the provincial governments in 1937-1939. During this period the foundation of a national education system was laid and the attempt to eliminate illiteracy the problem remaining actual in India even now was made in the whole country. Some aspects of educational reform are analyzed in the article as well as the reasons why it led to an aggravation of municipal problems in some provinces.

Текст научной работы на тему «Борьба провинциальных конгрессистских министерств с неграмотностью в Индии в 1937-1939 гг»

72

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. 2015 № 13 (210). Выпуск 35

УДК 94(5)

БОРЬБА ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ КОНГРЕССИСТСКИХ МИНИСТЕРСТВ С НЕГРАМОТНОСТЬЮ В ИНДИИ В 1937-1939 гг.

THE FIGHT OF THE PROVINCIAL CONGRESS MINISTRIES AGAINST ILLITERACY IN INDIA IN 1937-1939

Л.А. Белоусова

L.A. Belousova

Липецкий государственный педагогический университет, Россия, 398020, г. Липецк, ул. Ленина, 42 Lipetsk State Pedagogical University, 42 Lenina St., Lipetck, 398020, Russia E-mail: [email protected]

Ключевые слова: Индийский национальный конгресс, конгрессистские министерства, схема Вардхи, образовательная реформа, коммунальные проблемы.

Key words: Indian National Congress, Congress ministries, Wardha Scheme of education, education reform, communal problem.

Аннотация. Индийский национальный конгресс, сформировавший в 1937 г. большинство провинциальных министерств, получил возможность попробовать свои силы в управлении страной на провинциальном уровне. Предметом исследования является проблема безграмотности в Британской Индии и способы ее решения провинциальными правительствами в 1937-1939 гг. Именно в этот период закладывается основа национальной системы образования и делается попытка уничтожения безграмотности в масштабах всей страны - проблемы, остающейся актуальной и в настоящее время в Индии. В статье анализируются особенности образовательной реформы и причины того, что в некоторых провинциях она привела к обострению коммунальных проблем.

Resume. The Indian national congress which created the majority of the provincial ministries in 1937 had an opportunity to try the hand in a country government at the provincial level. An object of research is the illiteracy problem in the British India and ways of its solution by the provincial governments in 1937-1939. During this period the foundation of a national education system was laid and the attempt to eliminate illiteracy - the problem remaining actual in India even now - was made in the whole country. Some aspects of educational reform are analyzed in the article as well as the reasons why it led to an aggravation of municipal problems in some provinces.

В 1935 г. Британским парламентом был принят Закон об управлении Индией, который наделил провинциальные правительства большими полномочиями. Законом были разделены полномочия, относившиеся к центральной и провинциальным легислатурам. Среди 54 пунктов, входивших в список провинциальной компетенции, были вопросы местного самоуправления, полиции, здравоохранения, коммуникаций, образования и др. На выборах в провинциальные правительства, которые прошли по этому закону в 1937 г., победу в восьми провинциях одержала крупнейшая партия страны - Индийский национальный конгресс (далее - ИНК). Конгресс ставил своей главной целью достижение Индией политической и экономической независимости, но перед провинциальными министерствами стояло множество социальных проблем, требующих решения. Среди них важное место занимал вопрос уничтожения безграмотности, т.к. образование является важным фактором в развитии политического сознания нации. Цель исследования заключается в анализе задач, методов и результатов заявленной министерствами борьбы с неграмотностью в условиях ограниченных полномочий.

Подавляющее большинство индийцев не обладали элементарными навыками чтения и письма: согласно докладу заместителя министра по делам Индии и Бирмы лорда Эдварда Стенли, в 1921 г. процент грамотного населения Индии составлял 8,2; в 1931 - 9,5%. Безграмотность основной части жителей страны привела к тому, что главным источником политических идей становилась харизматическая личность. Это

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. 2015 № 13 (210). Выпуск 35

73

подтверждает пример выборов, прошедших в 1937 г., когда из-за низкого уровня образования населения правительство было вынуждено окрасить коробки для голосования в разные цвета, чтобы избиратели могли отличить политические партии. Губернатор Мадраса, наблюдавший за выборами, вспоминал: «Сомнительно, что хотя бы 40% избирателей знали имя кандидата, за которого отдавали голос. Большинство из них следовало за лозунгом «Голосуй за Ганди и желтую коробку»1.

Программа реформирования образования провинциальных министерств базировалась на идеях Мохандаса Карамчанда Ганди, одного из лидеров национальноосвободительного движения. Согласно ей, обучение детей должно было вестись посредством ручного труда, а развитие способностей - через ремесло. Основные тезисы по образовательной программе были приняты на Национальной конференции по вопросам образования, прошедшей в Вардхе 22-23 октября 1937 г.: 1. Семилетнее базовое образование должно было стать бесплатным и обязательным для всех; 2. обучение должно было вестись на родном языке; 3. процесс образования должен был строиться вокруг какой-либо формы ручного труда (выбор того, какому виду труда отдать предпочтение, основывался на том, какое ремесло было востребовано в среде проживания учащегося); 4. отмечалось, что в будущем система образования сможет перейти на самообеспечение, и деньги от продажи изделий ручного труда учащихся покроют вознаграждение учителя1 2. Главную цель схемы ее основатель видел в том, чтобы научить людей зарабатывать себе на жизнь, но кроме того, по Ганди, школа была направлена на развитие демократических идеалов, а «после достижения страной независимости, именно образование должно было способствовать выработке характера всего народа»3. Для разработки образовательной реформы на основе схемы Вардхи и доклада британских специалистов Вуда и Эббота, в 1938 г. Центральным консультативным советом по вопросам образования (Центральный консультативный совет по вопросам образования - совещательный орган, созданный в 1920 г. для проведения научно-исследовательских работ в сфере образования и оказания помощи местным правительствам) было назначено два комитета под председательством Б.Г. Кэра, министра Бомбея. Комитетом был сделан вывод, что эти две схемы не противоречат друг другу и могут быть объединены4. Основной особенностью принятой системы образования была ее ориентация на ручной труд, почти все школьные предметы должны были преподаваться посредством ремесла.

Конгресс, позиционирующий себя как всеиндийская партия, пытался выработать национальную систему образования, которая была способна решить не только проблему безграмотности, но и безработицы, поэтому схема Вардхи была им принята. Она отвечала индийским условиям, в которых доступ к образованию был ограничен не только экономическими факторами, но и кастовыми преградами.

В своей программе устранения безграмотности конгрессистские министерства ориентировались, в первую очередь, на индийскую деревню, где большинство взрослого населения не умело читать и писать. Одной из причин низкого уровня грамотности был преждевременный уход детей из школ, еще до достижения ими необходимых навыков и знаний. Согласно отчету, опубликованному правительством Индии, в 1935 г. закончили 4 класса 31% в Мадрасе, 41% в Бомбее, 25% в Соединенных провинциях, 14% в Бенгалии из поступивших в 1931 г. в 1 класс5. Эта тенденция была связана с такими факторами, как отдаленное расположение школ и необходимость помогать родителям в домашних делах и заработке денег.

В 1938 г. в Бихаре был создан Образовательный совет, возглавленный министром просвещения Саидом Махмудом, и уже в начале 1939 г. 50 школ в одном районе стали участниками образовательного эксперимента. Были внесены изменения в образовательное законодательство: в Бихаре и Ориссе были приняты законы о

1 Цит. по: A Centenary History of the Indian National Congress. Vol. 3. 1935-1947 / Ed. by M.N. Das. Bombay, 1985. Р. 140.

2 Ibid. P. 191.

3 Sharma R.N., Sharma R.K. History of Education in India. New Delhi, 1996. Р. 150.

4 Sargent J. Progress of Education in India, 1937-1947. Vol. 1. Delhi, 1948. Р. 75.

5 Desai M. Prastic Measures and no Tinkering. Harijan. 5 (47). 1938. Р. 408.

74

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. 2015 № 13 (210). Выпуск 35

начальном образовании, что позволило комитету в Патне и аналогичным комитетам в Бихаре ввести обязательное начальное образование в своих областях. Кроме того, в Ориссе было выделено финансирование из провинциального бюджета на образование для мальчиков-неприкасаемых6.

Министерство Соединенных провинций начало с создания двух комиссий для анализа того состояния, в котором находится образование в провинции, итогом работы которой стало назначение 6 комитетов для реконструкции существующей системы образования на основе схемы Вардхи. В Соединенных провинциях в 1938 г. были созданы центры повышения квалификации для местных учителей, и к лету 1939 г. система базового образования была введена в 59 школах в четырех компактных областях и 28 изолированных школах7.

Одной из основных проблем, с которой пришлось столкнуться министерствам, было недостаточное финансирование, для преодоления этой трудности, в Соединенных провинциях и в Бихаре было принято решение строить классы для учащихся из бамбука и ивового прута.

Конгрессистские министерства в Бомбее приняли поправку в закон о начальном образовании, которые поощряли частных лиц и муниципалитеты создавать новые школы. Кроме того, почти в 100 школах была введена образовательная схема Вардхи8. В Бомбее конгрессистам пришлось столкнуться с кастовыми различиями: профессиональная занятость и уровень образования были во многом определены кастовыми традициями.

В Центральных областях был проведен эксперимент с введением системы Vidya Mandir (пер. - “Храмы знаний»). Целью была ликвидация неграмотности по минимальной цене. Согласно этой схеме, стоимость школы включала только возведение здания и покупку смежного земельного участка, который, как надеялись, будет приобретен сторонниками схемы. Оплату труда учителей предполагалось получать от продажи земельной продукции с участка и предметов ручного труда учащихся9. В 1938 г. 68 предложенных участков земли были приняты, 153 учителя прошли школу обучения Vidya Mandir и уже в 1939 г. 93 школы начали функционировать, но к 1940 г. стало ясно, что школа не в состоянии быть самоокупаемой, и для ее развития нужно вкладывать бюджетные средства10. Помимо этого, схема встретила серьезное сопротивление со стороны мусульманского меньшинства еще до их знакомства с законопроектом из-за использования в названии схемы наименования “Мандир”, что означало храм последователей индуизма. На заседании законодательного собрания Центральных провинций в марте 1938 г. лидер оппозиции заявил, что название Видья Мандир неприемлемо для них, так как оно представляет собой нападение на исламскую культуру.

В 1939 г. правительство Ассама поручило чиновникам из сферы образования изучить работы схемы Вардхи в Центральных, Соединенных провинциях и Бихаре для того, чтобы на этой основе открыть школы нового типа в своей провинции. Мадрасским правительством в 1939 г. был открыт центр начальной подготовки, но уже в апреле 1940

г. он закрылся.

Проблема безграмотности касалась не только детей школьного возраста, но и многих взрослых. В декабре 1938 г. Центральный образовательный совет создал комитет по вопросам образования под председательством Сайида Махмуда, министра образования Бихара. Комитет подчеркнул важность грамотности для взрослых и отметил необходимость хорошей подготовки учителей, использование аудио-визуальных средств в процессе обучения. В Бихаре кампанию по устранению неграмотности среди взрослых начал министр просвещения, обратившийся к преподавателям, студентам и школьникам

6 Sargent J. Progress of Education in India, 1937-1947. Vol. 1. Delhi, 1948. Р. 52.

7 Menon V.P. From Movement to Government. The Congress in the United Provinces, 1937-1942. New Delhi, 2003. Р. 108.

8 Shankardass R.D. The First Congress Raj (Provincial Autonomy in Bombay). Delhi, 1982. Р. 207.

9 A Centenary History of the Indian National Congress. Vol. 3. 1935-1947 / Ed. by M.N. Das. Bombay, 1985.

Р. 194.

10 Coupland R. The Indian Problem. Report on the Constitutional Problem in India. Vol. 2. Indian Politics (1936-1942). New York, 1944.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. 2015 № 13 (210). Выпуск 35

75

с призывом посвятить этому летние каникулы. Были использованы все имеющиеся ресурсы: здания школ, колледжей, денежные и натуральные пожертвования.

В июне 1938 г. было 10216 центров грамотности с 157 тыс. учащимися, а в марте 1939 г. существовало уже 14259 центров с 319 тыс. студентов, классы грамотности получили большое распространение в промышленных районах и даже начали свою работу в тюрьмах провинции.

За год на кампанию грамотности было потрачено 100770 рупий, а результатом стало то, что около 450000 человек научились читать и писать11.

В Соединенных провинциях число вечерних школ для взрослых увеличилось с 391 в 1938 г. до 2834 в 1939 г., а в 1940 г., как сообщалось, 230 тыс. человек стали грамотными. Для привлечения большего внимания к проблеме взрослой неграмотности, в декабре 1938 г. был проведен «День грамотности», где основным лозунгом был «обучи одного человека или заплати 2 рупии». Много добровольцев принимало участие в программе «сделай одного грамотным или заплати деньги, чтобы это сделали от твоего имени». В первый «День грамотности» в Объединенных провинциях было открыто 768 библиотек. Заслугой министерств было привлечение внимания образованной части населения к проблеме безграмотности и пробуждение их активной гражданской позиции11 12.

Конгрессистское правительство предпринимало меры по расширению грамотности среди женщин и запланированных каст: студенты хариджаны в колледжах и средних школах получали правительственные стипендии, а все существующие школы для девочек были преобразованы в полноценные средние школы с более высоким уровнем образования. В Бомбее работало 665 школ и классов для взрослых с числом учащихся более 21 тыс. человек13. Необходимость образования населения была связана и с тем, что отсутствие грамотности тормозило технический прогресс. Для решения этого вопроса некоторые заводы провинции открывали для своих рабочих и их детей школы основного и технического образования.

Одна из проблем в области образования касалась высокого уровня безработицы среди выпускников высших учебных заведений. Бахадур Сапру, деятель Либеральной партии Индии отмечал, что многие выпускники университетов из-за отсутствия рабочих мест вынуждены устраиваться на низкооплачиваемую работу констеблей и продавцов14. Эту проблему конгрессисты также надеялись преодолеть посредством обучения ремеслу. Овладение профессией должно было заставить тех студентов университетов, которые не приспособлены для высококвалифицированной работы, начать карьеру после более ранней ступени обучения, но решить эту проблему за два года не удалось.

Реформы в сфере образования встречали много противников, в первую очередь, в лице мусульман - схема Вардхи рассматривалась ими как индуистская. Во-первых, схема отвергалась из-за уверенности, что под развитием хиндустани, подразумевается распространение санскритизированного хинди и подавление урду. Негативное отношение мусульман к схеме также вызывало предложение совместного обучения девочек и мальчиков, отказ от уроков религии в школе и навязываемое Ганди уважение всех религий15. Кроме того, в самом Конгрессе были споры о схеме Вардхи, основную критику вызывал пункт о детском труде, который воспринимался исключительно как эксплуатация детского труда, а также идея Ганди о самоокупаемости школ, что превращало их в промышленную отрасль. Противники схемы называли среди ее недостатков то, что она малопригодна для городских детей, не все предметы могли преподаваться через обучение ремеслу, при большом акценте на начальном уровне образования, она игнорировала средний и высший уровни, в итоге реализация даже этой схемы была дорогостоящей.

Таким образом, реформы, проводимые конгрессистскими министерствами, были направлены в первую очередь на улучшение ситуации в индийской деревне, которая в

11 Desai M. Liquidating Illiteracy. Harijan. 7 (26). 1939. Р. 223.

12 Laubach F.C. India Shall Be Literate. Jubbulpore, 1940. Р. 10.

13 Shankardass R.D. The First Congress Raj (Provincial Autonomy in Bombay). Delhi, 1982. Р. 214.

14 Sapru T.B. Education and unemployment in India // The Asiatic review. XXXIII (115). 1937. Р. 511-528.

15 Gandhi M.K. Some Objections. Harijan. 6 (23). 1938. Р. 185.

76

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. 2015 № 13 (210). Выпуск 35

течение длительного времени воспринималась как придаток к городу. Обучение через ремесло должно было способствовать тому, что ребенок, пройдя начальную ступень образования, оказывался знаком с тем видом деятельности, который был востребован в его родной области, таким образом, предполагалось устранить безграмотность во всей стране и более рационально распределить трудовые ресурсы. Министерства открывали школы в тех местах, где не было ни одной, и их усилия привели к реальному распространению начального образования.

Серьезным недостатком образовательных реформ было то, что Конгресс проводил свою политику, мало ориентируясь на замечания со стороны других партий и религиозных групп, что вызывало возмущение, создавало поводы для обвинения Конгресса в ущемлении прав меньшинств и тормозило распространение школьного образования. Ошибкой провинциальных правительств и Конгресса в целом было игнорирование национальных проблем, воодушевленные победой на выборах, они откладывали решение коммунальных вопросов на неопределенное время, т.е. после обретения страной независимости. Оправданием для министерств служило то, что при ограниченности ресурсов, действуя только в конкретных провинциях, они пытались решить непосильную задачу в самые короткие сроки и при минимальных бюджетных затратах. О том, насколько это было трудноразрешимой задачей, говорит то, что спустя почти 70 лет после раздела Индии проблема безграмотности остается нерешенной. Однако, активное добровольческое движение, начавшееся по инициативе министерств, способствовало не только повышению числа образованных индийцев, но было важной ступенью на пути к серьезным социальным преобразованиям и формированию гражданской ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.