Научная статья на тему 'Борьба мамлюков Египта с крестоносцами на Ближнем Востоке в XIII в'

Борьба мамлюков Египта с крестоносцами на Ближнем Востоке в XIII в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2047
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛИЖНИЙ ВОСТОК / ЕГИПЕТ / МАМЛЮКИ / КРЕСТОНОСЦЫ / МУСУЛЬМАНЕ / ХРИСТИАНЕ / MIDDLE EAST / EGYPT / CRUSADERS / MUSLIMS / CHRISTIANS / MAMELUKES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Илюшина М. Ю., Шайхисламов Т. Р.

Статья посвящена борьбе мамлюков Египта с крестоносцами на Ближнем Востоке и завершению крестовых походов. В работе раскрываются основные моменты истории взаимоотношений мамлюков Египта с крестоносцами Ближнего Востока; затяжной характер войны. Показана роль мамлюков в успешном завершении почти двухвекового противостояния с крестоносцами. Отмечается, что с завершением эпохи крестовых походов заканчивается и эпоха крестоносных владений на Ближнем Востоке. Раскрыта военная, дипломатическая роль мамлюкских султанов XIII века в освобождении сирийско-палестинского побережья от крестоносцев. Анализируется значение победы мамлюков Египта в изменении в системе международных отношений того времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUGGLE OF MAMELUKES OF EGYPT AGAINST CRUSADERS IN THE MIDDLE EAST IN THE XIIIth CENTURY

The struggle of mamelukes of Egypt against crusaders in the Middle East and completion of crusades is covered in the article. The most significant moments of history of relationship of mamelukes of Egypt and crusaders of the Middle East, as well as stillborn character of the struggle is discovered. The role of mamelukes in the successful completion of about two centuries opposition to crusaders is shown. It is stressed in the article that the completion of the crusades epoch ends the epoch of crusaders possessions in the Middle East. The military and diplomatic role of mameluke sultans of the XIIIth century in the liberation of Sirya and Palestine sea coast from crusaders is revealed. The meaning of the victory of mamelukes of Egypt in the alteration of the system of international relations of that period is analysed.

Текст научной работы на тему «Борьба мамлюков Египта с крестоносцами на Ближнем Востоке в XIII в»

раздел ИСТОРИЯ

БОРЬБА МАМЛЮКОВ ЕГИПТА С КРЕСТОНОСЦАМИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ В XIII В.

© М. Ю. Илюшина, Т. Р. Шайхисламов*

Санкт-Петербургский государственный университет Россия, 199034 г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, 11.

Тел.: +7 (911) 153 82 48.

E-mail: tagirka10@gmail.com

Статья посвящена борьбе мамлюков Египта с крестоносцами на Ближнем Востоке и завершению крестовых походов. В работе раскрываются основные моменты истории взаимоотношений мамлюков Египта с крестоносцами Ближнего Востока; затяжной характер войны. Показана роль мамлюков в успешном завершении почти двухвекового противостояния с крестоносцами. Отмечается, что с завершением эпохи крестовых походов заканчивается и эпоха крестоносных владений на Ближнем Востоке. Раскрыта военная, дипломатическая роль мамлюкских султанов XIII века в освобождении сирийско-палестинского побережья от крестоносцев. Анализируется значение победы мамлюков Египта в изменении в системе международных отношений того времени.

Ключевые слова: Ближний Восток, Египет, мамлюки, крестоносцы, мусульмане, христиане.

В середине XIII века власть в Египте захватили мамлюки, которые окончательно изгнали крестоносцев из Ближнего Востока и завершили, таким образом, эпоху крестовых походов. На данный момент нет ни одного специального исследования, посвященного именно противостоянию мамлюков и крестоносцев. Литература, фактически, распадается на две части: историографию крестовых походов и исследования по истории средневекового Ближнего Востока. Обращаясь к этим содержательным работам, излагающим событийную канву крестовых походов, попытаемся раскрыть основные моменты и эпизоды истории взаимоотношений мамлюков Египта с крестоносцами Ближнего Востока.

На сирийско-палестинских землях оставались крестоносцы, которых мусульмане частично изгнали из Палестины еще до прихода к власти мамлюков. Столкновения мусульман с крестоносцами продолжались. В Палестину, где сохранялись мелкие крестоносные государства, были организованы новые походы европейцев. Порты франков на побережье Палестины и Сирии давали возможность высадки крестоносных войск. Более того, во второй половине 1250-х годов позиции христиан в Сирии и Палестине несколько укрепились, поскольку мамлюкам приходилось бороться с монголами. Мамлюки (а до них и их предшественники) прекрасно понимали, что предупредить появление новых европейских крестоносцев возможно путем ликвидации франкского присутствия на сирийско-палестинских землях. Поэтому одной из главных внешнеполитических задач мамлюков Египта становится борьба с крестоносцами на Ближнем Востоке до полного их изгнания. Мамлюкский султан Бейбарс и его преемники наносят крестоносцам последние и решающие удары.

В 1260 г. египетский султан Бейбарс подчинил Сирию и начал постепенно захватывать крепости крестоносцев. В 1262 году отряды мамлюков разорили окрестности Антиохии. Этим было положено

начало ежегодных походов египетской армии в Палестину. В 1263 году войска мамлюков под личным командованием султана Бейбарса опустошили области Акры, Тира и Триполи. В ответ крестоносцы на следующий год совершили набег на окрестности Аскалона и Бетсана, а киликийские армяне и монголы вторглись в Сирию, но были отброшены Бей-барсом. Если бы не постоянная угроза со стороны Хулагу, а затем его преемников, Бейбарсу не понадобилось бы много времени для окончательного разгрома христиан. Но даже несмотря на постоянные отвлечение сил он постепенно теснил крестоносцев, все время сужая принадлежавшую им полоску земли. Успехам мамлюкского султана во многом содействовали не прекращающиеся внутренние конфликты в Леванте. Даже перед лицом общего врага продолжались распри между венецианцами и гунуэзцами, иоаннитами и тамплиерами [1, гл.19; 2, с. 174-177; 3, с. 620-625]. Султан мамлюков Бейбарс же тем временем наносил методичные и мощные удары [1, гл. 19; 4, гл. 6; 5, с. 469472; 2, с. 174-177; 6, с. 274; 3, с. 620-665].

Весна 1265 года стала для Бейбарса временем первых крупных успехов в завоевании христианских крепостей. Сначала была захвачена Бира, затем после пятидневной осады - Кесария, в апреле этого же года пал замок госпитальеров Арсуф. Осада тамплиерского замка Атлит оказалась безуспешной, и мамлюкская армия вернулась в Египет. 7 июля 1266 года мамлюки ударили на Сафед - твердыню тамплиеров, преграждавшую доступ к Акре [7, с. 182]. В этот день штурм крепости не принес успеха осаждавшим, так же как и следующие попытки. Тогда Бейбарс пообещал сохранить жизнь всем защитникам местного происхождения. Гарнизон крепости начал таять. К концу июля рыцари вступили с Бейбарсом в переговоры. В ответ на обещание султана дать им свободу, тамплиеры сдали крепость. Но после сдачи все они были казнены. В том же году мамлюками были взяты город Библ и

■ автор, ответственный за переписку

замок Торон. Воины Иерусалимского королевства и Кипра попытались совершить контрнаступление на Тивериаду, но были разбиты при Кареблиэ близ Акры, и, потеряв 500 человек, отошли. Так же неудачно закончилась и попытка выступления Гетума Киликийского, отброшенного посланными против него Бейбарсом, мамлюкскими эмирами [7, с. 182; 2, с. 181-185; 6, с. 274; 3, с. 620-665]. Укрепив Са-фед, султан сделал его опорным пунктом для своих опустошительных набегов 1267 г. на Акко и Тир. Ответить ему тем же крестоносцы не сумели.

Весной следующего 1268 года султан Бейбарс во главе мамлюкских войск начал новый поход на владения христиан. В начале марта он напал на Яффу и взял ее. Следующую цель - Бофор - замок тамплиеров в окрестностях Акко - постигает после десяти дней осады та же судьба. Замок превращен в твердыню ислама. Колонны мамлюкской армии направляются далее на север - на Триполи. С графом Триполийским и князем Антиохии Боэмундом VI у мамлюков были старые счеты. Он в союзе с монголами, совершал нападения на мусульманские области, и, как владетель самого северного из крестоносных княжеств Сирии, имел тесные отношения с киликийскими армянами. В начале мая 1268 г. мамлюкские войска стояли под Триполи, опустошая его окрестности [7, с. 182; 2, с. 181-185; 7, с. 274; 3, с. 620-665].

Но брать город Триполи приступом Бейбарс не собирался. Неожиданно собравшись, он двигается на север, достигая Антиохии. Рыцарское ополчение безуспешно попыталось разбить султана в битве под городом. В тот же день (14 мая) начинается осада. Переговоры с антиохийцами ни к чему не привели - последние были слишком уверены в помощи своего графа (который бездеятельно отсиживался в Триполи, не имея представления о направлении движения мусульман). Через два дня пал город, еще через два - цитадель [2, с. 174-177; 6, с. 274; 8, с. 179-182]. Часть христиан была вырезана, другая продана в рабство, город разрушен. Как сообщают Б. Куглер, при завоевании Антиохии погибло 17 тыс. человек, в плен взято - 100 тыс. человек [5, с. 472]. Захваченная добыча была столь велика, что деньги мерились чашками, а рабов отдавали почти даром - юноша стоил 12 дирхемов, девушка - 5. Галеры из флота князя, захваченные в Антиохии, были отправлены в Суваййдию, гавань в устье Оронта. Разрушения и опустошения, постигшие Антиохию, жемчужину Сирии, Бейбарс подробнейшим образом перечисляет в язвительном письме Боэмунду, доставленном тому несколько дней спустя: «Ты должен вспомнить о нашем последнем походе на Триполи, о том, как сметены с лица земли были церкви, как колеса прошлись по тем местам, где стояли дома, как на морском берегу поднялись горы трупов, подобные полуостровам, как убивали людей и брали в рабство свободных и детей, как были вырублены деревья и остались лишь те, что нужны были на строительство наших машин, как разграблены были богатсва твои и твоих подданных и уведены женщины, дети и вьюч-

ные животные, как наши солдаты, не имевшие семей, сразу получили жен и детей, как бедные стали богатыми, слуги - хозяевами, а пешие - конными». И далее он рассказывает о недавней осаде Анти-охии: «О, если бы ты видел рыцарей, попираемых ногами коней. Антиохию, преданную насилию и грабежу, где была добыча для каждого, драгоценности распределялись по сотням фунтов, а женщины продавались по золотой монете за четверых! Если бы ты видел снесенные церкви и поваленные кресты, разбросанные страницы священных Евангелий и попранные ногами гробницы патриархов! Если бы ты видел своего врага мусульманина, как он ходил по дарохранительницам и алтарям и приносил в жертву монаха, дьякона, простого священника и патриарха! Если бы ты видел свои дворцы, преданные огню, горы мертвых, пожираемых огнем на этом свете прежде, чем оказаться в огне того света, свои уничтоженные замки и владения, разрушенную до основания церковь Св. Павла» [6, с. 274].

Падение Антиохии произвело сильное впечатление на христиан. Множатся их посольства, призывающие Бейбарса к заключению мирного договора. К вернувшемуся с разрушенной Антиохии в Дамаск Бейбарсу прибывает посольство от Гуго, короля акконских франков, с просьбой о мире. Мир был заключен на десять лет. Договор с Акко включал в себя крайне ограниченные территории: Акко с 31 деревнями округи, Хайфа с тремя деревнями, Атлит с тремя деревнями, ал-Курайн - с десятью, поделенные области Сидона и гор Кармель. С графом Триполийским и князем Антиохии с Боэмун-дом VI перемирие было заключено еще ранее: граф прислал просьбу о нем в ответ на письмо Бейбарса [5, с. 481; 3, с. 620]. Северная Сирия была потеряна для христиан. Франки оставили те немногие места, которые они до сих пор там удерживали. В числе этих мест были замки храмовников Роше Руссель и сильно укрепленный Баграс.

С падением Антиохии в мамлюко-крестонос-ных войнах наступила небольшая пауза. Султан с тревогой прислушивался к известиям с запада: с середины 1268 г. участились сведения о новых приготовлениях французского короля к крестовому походу. Король Людовик Святой в очередной раз сколачивал крестоносную коалицию. Мамлюки снова оказались перед угрозой быть зажатыми между европейцами и монголами. Однако начавшийся очередной, восьмой по счету, крестовый поход застрял в тунисских песках. Людовик Святой умер (25.08.1270), а Палестины достигла лишь кучка испанских рыцарей, совершивших набег на мусульманские земли и наголову при этом разбитые при Акре в 1269 г. Бейбарсом и эмиром Сафеда [9; 10; 5, с. 472-479; 2, с. 178-180]. К 1271 г. опасность была окончательно позади - крестоносцы покинули Тунис, и Бейбарс снова ринулся в бой с христианами. На этот раз главный удар мамлюков был направлен на замок Крак де Шевалье.

Замок храмовников Крак де Шевалье не впервые видел стоящие перед своими стенами мусульманские армии. Всякий раз ему удавалось отбиться,

но теперь, в феврале 1271 г., положение замка было особенно тяжелым. Начав осаду, армия Бейбарса применяла наступательную тактику. Одиннадцать дней спустя были взяты предгородние крепости. Одновременно в лагерь мамлюков подходили подкрепления: прибыл со своими воинскими контин-гентами владетель Хамы ал-Малик ал-Мансур. Ему последовали эмир Сайф ад-Дин, владетель Шихъ-юна и глава измаилитов Ливана и Сирии, Наджм ад-Дин. После жестокого обстрела из катапульт мамлюки взяли внешнюю стену. Через девять дней ожесточенных схваток мусульмане пробили брешь в стене замка и взяли его. Но тамплиеры не сдавались. Они укрылись в донжоне и продолжали свою - как уже им стало ясно - безнадежную борьбу. Мамлюки обстреливали донжон из катапульт - без успеха, султан Бейбарс писал поддельные письма, якобы от владетеля Триполи, с требованием сдать замок - рыцари оставили их без внимания... И только через долгих две недели и после недолгих переговоров тамплиеры вышли из башни и «были препровождены в свою землю». Над Крак де Шевалье взвилось зеленое знамя. Покорив Крак де Шевалье, султан двинулся далее. Взял Гибелькар и после недолгой осады Монфор - оплот Тевтонского ордена, сровненный после сдачи с землей [4, гл. 6; 10].

В итоге серией молниеносных кампаний 12601270-х годов султан Бейбарс урезал Иерусалимское королевство. Тир, Яффа, Сидон, Бейрут, Арсуф превратились в мелкие сеньории, которые заключили с мусульманами свои особые перемирия и подчинились мамлюкскому протекторату. Христианская территория Иерусалимского королевства ограничивается городами Акрой, Триполи, Беро-фой и Тортозой, приморскими замками Атлитом и Сайетой, Маргатом, Монфором. Уцелевшие города Иерусалимского королевства не только отрезали от Армении и монголов, но они даже не могли наладить между собой постоянные пути сообщения. Последующая политика мамлюкских султанов была направлена на то, чтобы свести владения франков лишь к морской дороге» и к поместьям на равнине [3, с. 620, 669]. Бейбарс «был политически беспристрастен и достаточно проницателен, чтобы не пренебрегать полезными союзами с некоторыми европейскими державами». Он вступил в дружеские отношения с королем Манфредом Сицилийским, королем Яковым Аррагонским, Карлом Анжуйским [5, с. 467].

Мамлюкский Египетский султанат, с середины XIII в. завладев Сирией, завоевав один за другим территории крестоносцев в Палестине, почти вплотную приблизился к границам Киликии. Кили-кийское Армянское царство оставалось враждебным Египту христианским государством, противником ислама и мамлюков. Царь Киликийской Армении Гетум I подстрекал крестоносцев против мусульман, будучи союзником хулагуидов помогал последним в их наступлении на сирийские города. Участвуя в военных кампаниях хулагуидов конца 1250-начала 1260-х годов против мамлюков, кили-

кийские армяне захватили и удерживали за собой в окрестностях Алеппо крепости Бахсаис, Дарбасан, Мардабан и Рагаия. Располагаясь в юго-восточной части Малой Азии, киликийские армяне держали под контролем отрезок торгового пути между Малой Азией и Палестиной, Сирией. Немаловажным фактором было и то обстоятельство, что территория Киликийской Армении являлась выгодным плацдармом хулагуидов в борьбе против мамлюков. В 1264 г. султан мамлюков Бейбарс организовал поход на город Айнтеп. Армяне несмотря на помощь всадников хулагуидов потерпели поражение. В 1266 г. захватив крепость Сафед в Палестине, Бейбарс снова столкнулся с армянами. «Султан мисрский (египетский) Пандухтар требовал крепостей, которыми завладел Гетум с помощью татар, и когда тот, опасаясь татар, отказал ему, то султан, собрав многочисленное войско, поручил его полководцу своему Семельмоту и отправил его на Кили-кию. Тот неожиданно вторгнулся туда, взял Сис, столицу и резиденцию царя, сжег церкви, в нем находившиеся, и открыв подземную сокровнищни-цу, ограбил ее всю... Он опустошил всю страну до Аданы, но получив тревожные известия, воротился назад с большою добычей и 40 000 пленных, не считая убитых, между которыми первое место занимали царевич Торос» - сообщает армянский историк Вардан [11, с. 28]. Гетум вынужден был выполнить все выдвинутые ему условия. Армянское царство так и не оправилось от этого удара. Армянский царь признал себя вассалом мамлюкского султана, обязавшись выплачивать Египту ежегодную дань [12, с. 136].

В последующем, в течение всего XIV в. мамлюки совершали постоянные нападения на Кили-кию. До некоторых пор с помощью монголов удавалось сдерживать давление мамлюков. Положение Киликийского Армянского царства резко ухудшилось к середине XIV в., когда распадающаяся монгольская империя уже не могла оказать помощи, сама потерпела несколько поражений от мамлюков. Не пришла помощь и с Запада, ибо западноевропейские государства в XIV в. утратили интерес к крестовым походам. Папство же давало Киликий-ской Армении пустые обещания военной помощи, добиваясь на самом деле только того, чтобы армянская церковь вступила в унию с римско-католической церковью и подчинилась папе [13]. Шаг за шагом мамлюки отторгали от Киликийского царства приморские области и в 1374 г. осадили столицу Киликии город Сис, которая пала после трехмесячной осады. Последний армянский царь попал в плен. В 1735 г. была подчинена вся территория Киликийской Армении, которая оставалась в составе египетского государства до начала XV в. [14, 5, 15].

Султан Бейбарс был ключевой фигурой в начавшемся процессе окончательного изгнания франков с Ближнего Востока. Он сражался против язычников монголов, христиан Киликийской Армении, собратьев Анатолии и «еретиков» исмаилитов. Исследовательница К. Хилленбранд расценивает мно-

гочисленные военные кампании Бейбарса как оборонительные [16]. С ее мнением перекликается позиция Маалуф Амина относительно военных действий Бейбарса, вот что пишет автор: «В отношении франков он с момента прихода к власти придерживался твердой линии, имея своей целью ликвидацию их влияния. Но он делал различие между франками Акры, которых он хотел просто ослабить, и франками Антиохии, виновных в содействии монгольским захватчикам» [17, с. 113]. Потому автор склонен рассматривать военные действия Бейбарса против Боэмунда Антиохийского и Гету-ма Армянского - главных союзников монголов, как карательные экспедиции. Действительно, после захвата укрепленных мест Галилеи в содружестве с частью местного христианского населения, именно владения Боэмунда Антиохийского (Антиохия, Триполи) и Киликийской Армении подверглись наибольшим разрушениям мамлюков Бейбарса.

Следующий султан Египта - Калаун дал государству время залечить раны смутных 12771281 годов и начал подготовку к новой войне. К этому времени относится целая серия его договоров с крестоносцами: например, с таплиерами Тортозы (15.04.1282), с Акко (3.06.1283) и другими. Мир казался нерушимым. По договорам, за христианами повсюду обеспечивалось перемирие на десять лет, десять месяцев и десять дней, а христиане обязывались за это нигде не усиливать укреплений [5, с. 487].

Но мир не мог держаться долго. Кто первый нарушил договор, мусульмане или христиане, неизвестно. В апреле 1285 г. под руководством султана Калауна египетские войска обложили неприступную крепость Маркаб (Маргат), откуда госпитальеры совершали свои набеги, и осаждали ее, пока она не сдалась. Затем Калаун принудил к сдаче и разрушению водную крепость Маракийу. Крестоносцы опять-таки были бессильны что-либо предпринять. В 1287 г. осаде подверглась Латакия (Лаодикея). Месячная осада и внушительные осадные машины мусульман принудили защитников города к сдаче. Зимой 1289 г. Калаун выступил в новый поход и достиг стен Триполи. Месячная осада и заключительный штурм города отдали город в руки мусульман. Пленных убивали тысячами. Некоторые пытались скрыться на островке напротив города, но был настигнуты и перебиты или взяты в плен. Спастись на кипрских кораблях удалось лишь немногим [1, гл. 19; 4, гл. 6; 10; 5, с. 488-489; 2, с. 181-185; 8, с. 179-182].

Здесь следует уточнить неодназначную позицию султана Калауна к крестоносцам. Первоначально он не выказывал в отношении франков непримиримой вражды и даже гарантировал франкам присутствие и безопасность на Ближнем Востоке при условии, что они перестанут при каждом новом нашествии помогать врагам ислама [17, с. 114]. Подписанный «на десять лет, десять месяцев, десять дней и десять часов» договор распространялся на города Акра, Хайфа, замок Сайда с их округами. Города Триполи, Латакия не были включены в до-

говор. Договор не был заключен и с крепостью Маркаб, которую удерживал орден госпитальеров. Эти рыцари приняли сторону монголов. По этой причине названные территории и были завоеваны Калауном.

Следующие два года оказались полны событий. Прослышав о падении Триполи, Николай IV, очередной римский папа, собирает всех, кого только возможно и отсылает в Аккон. Но наборы прошли крайне неудачно - воины этих подкреплений массами бегут обратно в Италию. Призывы к новому крестовому походу находили холодный прием у государей Европы. Впрочем, христиане не выступали более единым фронтом: весной 1290 Генуя, а немного позднее и Альфонс III Арагонский со своим братом Яковом Сицилийским заключили договоры о союзе с Калауном [3, с. 674]. В подобных обстоятельствах Иерусалимское королевство по понятным причинам стремилось к миру - и получило его летом 1289 г., а вернее двухлетнее перемирие. Все понимали, что по истечении перемирия война вспыхнет снова. Калаун, целью внешней политики которого до этого времени было стремление овладеть франкскими землями, не защищенными договорами, все больше склоняется к решению до конца изгнать франков и покончить с затянувшимся франкским присутствием в регионе. Прибывшие в Акру наемные крестоносцы бесчинствами и убийством купцов из Дамаска дали повод для войны.

В 1290 г. войска мамлюков собирались захватить Акру. Осенью 1290 г. Калаун покинул Каир, чтобы проследовать к армии, но в дороге неожиданно умер. Султанат перешел к его сыну ал-Малик ал-Ашрафу.

Смерть султана отсрочила выступление войска на несколько месяцев. В начале марта 1291 г. армии мамлюков находились уже под Акко. Здесь к ал-Малику присоединились сирийские контингенты правителя Хамы ал-Малика ал-Музаффара. При войске находилось множество катапульт и других осадных машин (Султан приказал перебросить под Акрой все катапульты и машины из окрестных мусульманских крепостей.). Началась долгая и кровопролитная осада города - последний эпизод борьбы за Святую землю. Осада и падение последнего оплота крестоносцев на Ближнем Востоке Акры подробно описаны по свидетельствам, не дошедшим до нас, Абул Магассеном в его «Книге блестящих звезд султанов Египта» (XV в.) [18, с. 540-542], а также в работах по истории крестовых походов. В частности, взятию Акры мамлюками посвящены отдельные главы в исследованиях Р. Перну («Конец света. I. Последний акт»), Ж. Ришар (Гл. IX. «Падение Акры»), Г. Мишо (Гл. XXXV). Поэтому мы имеем возможность более подробно осветить заключительный этап борьбы мамлюков с крестоносцами.

Гарнизон крепости Акры, составленный из рыцарей всех орденов, киприотов, акконцев, генуэзцев, венецианцев и прочих солдат Запада достигал 15-20 тысяч человек. На помощь осажденным прибыл кипрский король Генрих II, сильно подняв дух сопротивляющихся. Бои шли всюду: сначала в

полях перед городом, затем у ворот, затем - в самих воротах. Пятого мая был отбит генеральный штурм. Неравенство сил потихоньку становилось очевидным, зажиточные горожане и граждане итальянских республик начали покидать город на кораблях. Немного погодя им последовали и более широкие массы населения, в ночь с 15 на 16 июня отплыл и кипрский король Генрих.

Сражения становились все более ожесточенными. 16 июня мусульмане ворвались в город и наполнили городские улицы. Уличные бои, горящие дома, целые снесенные кварталы - мамлюки методично продвигались вперед, занимая дом за домом, улицу за улицей. Сражение бушует на улицах города. За спинами гарнизона - население штурмует немногие корабли, еще оставшиеся в гавани. Спастись удается немногим - на море сильная буря, переполненные корабли тонут. Не успев -шие сесть на корабли попадают в котел кипящей на улицах схватки, пленены или убиты торжествующими мамлюкскими солдатами.

К концу дня 17 июня 1291 г. легендарный Акра, последний оплот крестоносцев, пал. Ровно сто лет спустя после взятия Акры крестоносцами третьего похода, мамлюки ставит точку в споре за Святую Землю. Падение Акры под натиском мамлюков повело к массовой эвакуации христиан палестинского побережья. Остальные города, еще остававшиеся у крестоносцев (Тортозы, Атлит, Бейрут, Тир) спешно оставляются последними. Мамлюки помнили, что случилось после побед Салах ад-Дина, и решили предупредить появление новых крестоносцев. Султан мамлюков приказал разрушить все латинские города и порты на побережье Палестины и Сирии, тем самым лишив франков возможности высадки крестоносного войска. После поражения крестоносцев в войнах с мамлюками Египта, разрушения вслед за взятием Акры городов и портов на сирийско-палестинском побережье торговые пути, проходившие через страны. Леванта потеряли свое значение. Теперь особое значение приобретает торговый путь через Египет.

Итак, мамлюки Египта успешно завершили почти двухвековое противостояние с крестоносцами. «Завершилась эпоха крестовых походов и, что еще более важно, эпоха крестоносных владений на Ближнем Востоке. Этим событием была увенчана политическая победа мусульман над христианами в борьбе за обладание Малой Азией, Сирией и Северной Африкой, после которой христианство в этих районах постепенно утратило господствующие позиции, сохранившись в лучшем случае как религиозное меньшинство рядом с мусульманским

большинством. Цивилизационный разлом между Востоком и Западом прошел по Средиземному морю, европейское побережье которого осталось за христианами, а афро-азиатское перешло под контроль мусульман» [12, с. 139]. Военная кампания против латинских поселенцев (она шла бок о бок с военными действиями мамлюков против монголов хулагуидов) оставалась затяжной войной на истощение, в которой нападения и осады сменялись перемирием и наоборот. Мамлюкские султаны, будучи удачными воинами, оказались также дальновидными политиками и дипломатами. Они заключили полезные союзы с некоторыми европейскими государями и Генуей, лишив тем самым крестоносцев потенциальных союзников. После изгнания франков и разрушения портов на сирийско-палестинском побережье транзитный центр торговли Запада и Востока переместился в Египет. Благодаря установлению контроля над международными путями торговли Египет занял видное место в системе международных отношений того времени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доманин А. Крестовые походы. Под сенью креста. Гл. 19. М.: Центрполиграф, 2005. 431 с.

2. Мишо Г. История крестовых походов. СПб., М., 1864.

3. Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство. СПб.: Евразия, 2002. 442 с.

4. Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. М.: Наука, 1980. 320 с.

5. Куглер Б. История крестовых походов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 512 с.

6. Перну Р. Крестоносцы. СПб.: Евразия, 2001. 320 с.

7. Абу-ль-Аббас аль-Макризи. Книга поучений и назидания // Семенова Л. А. Салах ад-Дин и мамлюки в Египте. М., 1966. С. 178-186.

8. Петровский Н., Матвеев В. Египет - сын тысячелетий. Л.: Детгиз, 1959. 291 с.

9. Заборов М. А. История крестовых походов в документах и матрериалах.М.: Высшая школа,1986. 274 с.

10. История крестовых походов / Под ред. Дж. Райли-Смита. М.: Крон-пресс, 1998. 495 с.

11. Патканов К. П. История монголов по армянским источникам. Вып. 1. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1878. С. 1-28.

12. Зеленев Е. И. Египет. Средние века. Новое время. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского ун-та, 1999. 340 с.

13. Всемирная история. Т. III. М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. Ч. V. Гл. XLVI.

14. Мутафян К. Последнее королевство Армении XII-XIV века. Можайск, 2009.

15. Хачикян А. Э. История Армении. Краткий очерк. Ереван: Эдит Принт, 2009.

16. Хилленбранд К. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Мусульманская перспектива. М. - СПб.: Диля, 2008. 687 с.

17. Маалуф А. Крестовые походы глазами арабов. М.: Латтес, 2006. 189 с.

18. Абул Магассен. Взятие Акры мусульманами. 1291 г. // История средних веков. Кн. 3. Крестовые походы (1096-1291 гг.) / Сост. М. М. Стасюлевич. СПб., 2001. С. 540-542.

Поступила в редакцию 12.04.2014 г.

ISSN 1998-4812

BecraaK BamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2014. T. 19. №2

741

THE STRUGGLE OF MAMELUKES OF EGYPT AGAINST CRUSADERS IN THE MIDDLE EAST IN THE XIIIth CENTURY

© M. Yu. Ilyushina, T. R. Shaikhislamov*

St. Petersburg State University 11 Universitetskaya Naberezhnaya st., 199034 St. Petersburg, Russia.

Phone: +7 (911) 153 82 48.

E-mail: tagirka10@gmail.com

The struggle of mamelukes of Egypt against crusaders in the Middle East and completion of crusades is covered in the article. The most significant moments of history of relationship of mamelukes of Egypt and crusaders of the Middle East, as well as stillborn character of the struggle is discovered. The role of mamelukes in the successful completion of about two centuries opposition to crusaders is shown. It is stressed in the article that the completion of the crusades epoch ends the epoch of crusaders possessions in the Middle East. The military and diplomatic role of mameluke sultans of the XIIIth century in the liberation of Sirya and Palestine sea coast from crusaders is revealed. The meaning of the victory of mamelukes of Egypt in the alteration of the system of international relations of that period is analysed.

Keywords: Middle East, Egypt, mamelukes, crusaders, Muslims, Christians.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Domanin A. Krestovye pokhody. Pod sen'yu kresta. Gl. 19 [Crusades. Under the Shadow of the Cross. Chap. 19]. Moscow: Tsentrpoligraf, 2005.

2. Misho G. Istoriya krestovykh pokhodov [History of the Crusades]. Saint Petersburg, M., 1864.

3. Rishar Zh. Latino-Ierusalimskoe korolevstvo [Latin Kingdom of Jerusalem]. Saint Petersburg: Evraziya, 2002.

4. Zaborov M. A. Krestonostsy na Vostoke [The Crusaders in the East]. Moscow: Nauka, 1980.

5. Kugler B. Istoriya krestovykh pokhodov [History of the Crusades]. Rostov-na-Donu: Feniks, 1995.

6. Pernu R. Krestonostsy [Crusaders]. Saint Petersburg: Evraziya, 2001.

7. Abu-l'-Abbas al'-Makrizi. Kniga pouchenii i nazidaniya Semenova L. A. Salakh ad-Din i mamlyuki v Egipte. M., 1966. Pp. 178-186.

8. Petrovskii N., Matveev V. Egipet - syn tysyacheletii [Egypt - the Son of Millennium]. Leningrad: Detgiz, 1959.

9. Zaborov M. A. Istoriya krestovykh pokhodov v dokumentakh i matrerialakh [History of the Crusades in Documental Matherials]. M.: Vysshaya shkola,1986.

10. Istoriya krestovykh pokhodov [History of the Crusades]. Ed. Dzh. Raili-Smita. Moscow: Kron-press, 1998.

11. Patkanov K. P. Istoriya mongolov po armyanskim istochnikam [History of the Mongols by Armenian Sources]. No. 1. Saint Petersburg: Tipografiya Imperatorskoi Akademii Nauk, 1878. Pp. 1-28.

12. Zelenev E. I. Egipet. Srednie veka. Novoe vremya [Egypt. The Middle Ages. Modern Era]. Saint Petersburg: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo un-ta, 1999.

13. Vsemirnaya istoriya [World History]. T. III. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoi literatury, 1957. Ch. V. Gl. XLVI.

14. Mutafyan K. Poslednee korolevstvo Armenii XII-XIV veka [The Last Kingdom of Armenia XII-XIV Centuries]. Mozhaisk, 2009.

15. Khachikyan A. E. Istoriya Armenii. Kratkii ocherk [History of Armenia. Brief Essay]. Erevan: Edit Print, 2009.

16. Khillenbrand K. Krestovye pokhody. Vzglyad s Vostoka. Musul'manskaya perspektiva [The Crusades. A View from the East. Muslim Perspective]. M. - Saint Petersburg: Dilya, 2008.

17. Maaluf A. Krestovye pokhody glazami arabov [Crusades in the Eyes of Arabs]. Moscow: Lattes, 2006.

18. Abul Magassen. Vzyatie Akry musul'manami. 1291 g. Istoriya srednikh vekov. Kn. 3. Krestovye pokhody (1096-1291 gg.). Comp. M. M. Stasyulevich. Saint Petersburg, 2001. Pp. 540-542.

Received 12.04.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.