УДК 947
БОРЬБА АГУЛОВ С ТАТАРО-МОНГОЛЬСКИМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIII ВЕКА
© 2011 г. И.Г. Ибрагимов
Дагестанский государственный педагогический университет, Dagestan State Pedagogical University,
ул. М. Ярагского, 57, г. Махачкала, 367003, M. Yaragskiy St., 57, Makhachkala, 367003,
post@dspu.ru post@dspu.ru
Рассматривается борьба народов Дагестана против татаро-монгольских завоевателей в начале XIII в. Народам Дагестана на протяжении всего средневековья приходилось отстаивать независимость в борьбе против иноземных завоевателей. Нормальный ход политического и экономического развития региона регулярно нарушался из-за вмешательства внешнеполитических сил. Так было и в начале XIII в., когда начались походы монголов на Кавказ. Гибель городов и селений, памятников культуры, падение сельского хозяйства и ремесленного производства, запустение полей, нарушение торговых связей, истребление мирного населения - эту катастрофу испытали все страны.
Ключевые слова: татаро-монголы, Рича, Магъу-дере, Дербент, эпиграфические надписи, героическая борьба, Ширван, куфические надписи.
The struggle of people of Dagestan against the Tatar-Mongolian conquerors in the beginning of XIII century is considered. People of Dagestan during all middle ages had to defend independence in struggle against overseas conquerors. The normal course ofpolitical and economic development of region was on a regular basis broken because of intervention offoreign policy forces. So was and in the beginning of the XIII century when campaigns of Mongols to Caucasus had begun. Destruction of cities and settlements, monuments of culture, falling of an agriculture and craft manufacture, desolation water, infringement of trading communications, destruction of the peace population - this accident had tested all the countries.
Keywords: matar-mongols, Richa, Maha-dere, Derbent, epigraphic inscriptions, heroic struggle, Shirvan, cyfic inscriptions.
В 20 - 30-е гг. XIII в. народы Дагестана подверглись татаро-монгольскому нашествию, которое оказало огромное отрицательное влияние на развитие производительных сил края. С приходом завоевателей началась одна из самых трагических страниц в исторических судьбах народов Дагестана. В непрерывной борьбе они отстаивали государственную независимость и этническую самостоятельность.
События того времени освещены в сочинениях авторов XIII - XV вв.: ибн ал-Асира, Рашид ад-Дина, Киракоса Ганзакеци, Вардана Вардапета, а также в материалах, изданных В.Г. Тизенгаузеном [1].
Значительный вклад в изучение средневековой истории и борьбы народов Дагестана против иноземных завоевателей внесли В.Ф. Минорский, Р.М. Магомедов, М.И. Артамонов, Л.И. Лавров, Г.Х. Ичалов, Х.Х. Рама-занов, А.Р. Шихсаидов [2].
Начиная с 20-х гг. XIII в. над Дагестаном и над всем Ближним Востоком нависла опасность вторжения монголов. Современник их похода ибн ал-Асир (1160 - 1234 гг.), потрясенный ужасами этого нашествия, писал «о великом событии и большом несчастии, подобного которому дни и ночи еще не родили; оно постигло всех людей, но в особенности мусульман» [3, с. 135].
Устроив погром в закавказских странах и получив богатый выкуп, монголы решили двинуться на родину через Грузию. Но, как пишет Рашид ад-Дин, «вследствие того, что монголы увидели в пределах Грузии лесные дороги и труднопроходимые чащи, они вернулись назад в Арран» [4, с. 310].
Весной 1222 г. монголы подошли к Дербенту. Однако не смогли пройти через укрепления. Тогда они пошли на хитрость, предложив Ширваншаху - дербентскому правителю - отправить к ним посольство для заключения мира. Он послал десять человек из лучших своих знатных людей, а монголы взяли одного и убили, остальным же сказали: «Если вы укажете нам дорогу, по которой нам пройти, то вам будет пощада, а если не сделаете этого, мы убьем и вас» [5, с. 658]. Оставшиеся в живых девять посланцев вынуждены были провести монгольских завоевателей через Кавказские горы.
Опираясь на собранный нами историко-этнографи-ческий материал, можно предположить, что монголо-татары, обойдя Дербент, вошли в Касумкент, оттуда - в Хив по ущелью Магъу-дере, Агул, Кумух, Чох, Хунзах, Ботлих и через Андийский перевал - в Чечню. Для мон-голо-татар не было необходимости после неудачной попытки пройти через Дербент возвращаться обратно к Са-муру и отсюда через Курах идти к Кумуху. В силу ограниченности сведений письменных источников, отсутствия данных эпиграфики, касающихся первого вторжения монгольских полчищ, сложно определить степень участия народов Дагестана в борьбе против них. Однако, поскольку монголы прошли через территорию агулов, полагаем, что и агулы не остались в стороне от этих событий и оказывали упорное сопротивление.
Проходя через Дагестан, монголы с присущей им жестокостью убивали, грабили, уничтожали населенные пункты. Они и с лакзами обошлись очень жестоко «и произвели резню среди встречавших их враждебно
жителей тех стран, и дошли до алан» [3, с. 142], - сообщает ибн ал-Асир.
В целом, как это отмечено в «Истории народов Северного Кавказа», первый поход татаро-монгольских войск имел разведывательный характер и не привел к установлению господства в Дагестане и на Северном Кавказе [6, с. 153]. Тем более, перед разведывательным отрядом была поставлена конкретная задача пройти через Иран, Кавказ, Дешт-и-Кипчак и возвратиться на родину. Бесспорно, монголы хорошо были знакомы с географией тех стран, через которые должен был пройти двадцатитысячный отряд. И, главное, они точно знали, через какую часть Кавказа можно пройти в сторону кипчаков и затем снова возвратиться на родину, но не ожидали, что им окажут упорное сопротивление, как это было в Дербенте.
Надо сказать, что пока еще неизвестно, сколько длился переход татар через территорию Дагестана. Согласно сведениям источников, еще зимой 1222 г. монголы находились на своей «базе» в Муганской степи. «Зиму они проводили в плодородных и плодоносных местах Мугана в Стране Албании, весной шли дальше и разрушали всякие страны», - сообщает армянский историк XIII в. Д. Багишеци [7, с. 23].
Начиная с этого времени следуют беспрерывные нашествия монголов в кавказские страны, сопровождавшиеся неслыханными жестокостями и разрушениями. Преодолев упорное сопротивление населения, опустошив страны и истребив множество людей, мон-голо-татары в течение 1235 - 1238 гг. подчинили себе почти все земли Закавказья, такие как Гянджа, Ани, Карс, Тифлис, Шемаха и др. [8, с. 651 - 675].
После взятия Дербента в 1239 г. монголы перешли к планомерному завоеванию Дагестана. С этой целью они одновременно отправили многочисленные отряды с двух сторон во внутреннюю часть Дагестана. Один отряд двигался через территорию лезгин, табасаран и агулов. Здесь существовали перевальные дороги, связывающие Южный Дагестан с землями лакцев, даргинцев, аварцев и других народов. Главная магистраль проходила по территории агулов. По реке Самур до Агула можно было добираться двумя проходами: 1) Ахты - Рутул - Шиназ - Чи-раг; 2) Ахты - Хлют - Играх - Усуг - Рича. По реке в Касумкент тоже существовали две дороги, ведущие через Агул во внутренний Дагестан: 1) Касумкент - Хив - Хо-редж - Гоа - Дулдуг - Тпиг - Рича; 2) Касумкент - Икра -Курах - Усуг - Рича (по Курах-чаю). Вероятно, этими проходами и пользовались татаро-монголы. Второй их отряд двигался по побережью Каспия через Кайтаго-Табасаран в глубь Дагестана.
Естественно, трудно точно определить маршрут татаро-монголов из Дербента до агульских селений. Каким именно из четырех переходов они пользовались в своем продвижении? В любом случае все они проходили через Агул. И, как нам кажется, больше всех в Южном Дагестане от татаро-монголов и в первом и во втором походах пострадали агулы. Несомненно, они оказывали героическое сопротивление продвижению монголов. Об этом свидетельствуют первые письменные известия о пребывании татаро-монголов в горах Дагестана с начала второго похода [9].
По преданию, монголы пришли в сел. Рича именно по ущелью Магъу-дере. Как предполагают, средневековые поселения, расположенные в районе сел. Рича, имея развитую систему оборонительных сооружений, оказывали упорное сопротивление монголам. О силе их красноречиво свидетельствует характер разрушений этих селений: они были разграблены, оборонительные стены до основания разрушены, сохранилась кладка оборонительных стен в два-три ряда камней, жилые комплексы погибли при пожаре (о том свидетельствуют многочисленные следы пожаров), все это и положило конец экономическому и политическому развитию целого ряда поселений агулов, которые впоследствии распались. Об ожесточенном характере сопротивления горцев против завоевателей сохранились народные предания. Так, в предании из сел. Рича говорится, что когда ричинцы получили известие о приближении монголо-татар, то они организовали оборону и совместно с населением соседних сел выступили против них. Агулы сражались упорно и долго, и на некоторое время задержали завоевателей. Но силы были неравные, местное население не выдержало натиска превосходящих сил монголов. Много ричинцев погибло в этой битве, а оставшихся в живых монголы погнали в местность Убратт и растоптали копытами коней. После этого завоеватели сожгли все селение [10, c. 65].
В 1848 г. известный востоковед Н.В. Ханыков, находясь в высокогорном Рича, обнаружил надпись которая была вставлена в стену минарета. В последующем она была издана в августовском номере известного французского журнала «Jornal Asiati que», вместе с рисунком, расшифровкой и французским переводом [11, с. 14]. Ри-чинские надписи интересны тем, что они вносят ясность в вопрос о времени пребывания монголов в Дагестане и маршрутам продвижения. Кроме того, в эпитафиях отражена героическая борьба агулов против татар. В частности, одна из надписей гласит:
(1)Во имя Алла, милостивого, милосердного, Аллах! Аллах!Аллах!
(2)Пришло войско татар, - да не будет им от Аллаха большого предела!
(3)в Баб ал-Кист Риджу; когда оставалось от месяца
(4)раби ал-аввал десять дней. Затем воевали с ними жители Риджи,
(5)до середины раби ал-ахира года тридцать семь
(6)и шестьсот (т.е. шестьсот тридцать седьмого)Потом построить
эту крепость приказал Сабадж.
(7)б.Сулайман в месяце зи-л-хиджжа, (одном) из месяцев года.
(8)шестьсот тридцать восьмого
Из этой надписи мы узнаем также, что Ридж (Ри-ча) назван еще Баб ал-Кист, в переводе с арабского означает «Ворота справедливости». Оборона Рича, как утверждают исследователи, продолжалась примерно с 20 октября по 15 ноября 1239 г. [11, с. 14].
В сражении вместе с ричинцами активное участие приняли и жители близлежащих сел. В течение 25 дней ричинцы и их соседи отчаянно защищались. В этом помогала развитая система оборонительных сооруже-
ний [12, а 12]. Согласно устной традиции, ко времени прихода монголов Рича была крупным населенным пунктом, где было 700 дворов и мощная крепость, расположенная на господствующей вершине Хъюхъвал. «По обеим сторонам реки Чирах-чай располагались две сторожевые башни, связанные между собой цепями. Оборонительные башни имели связь с основной крепостью в сел. Рича» [12, а 13]. Хотя ричинцы и их союзники отчаянно защищались, но силы были неравные и почти все население аула погибло, а последняя горстка храбрецов нашла убежище за стенами мечети. «Разъяренные монголы, - утверждает А.Р. Шихсаидов, - разрушили мечеть, бывшую, видимо, опорным пунктом оборонявшихся, а также все селение» [13, а 180].
О силе сопротивления красноречиво свидетельствуют разрушенные до основания оборонительные стены, их кладка сохранилась всего в два - три ряда камней, жилые комнаты погибли при пожаре, что подтверждают многочисленные следы огня в культурном слое.
Монгольские завоевания положили конец экономическому, политическому развитию этих городищ, оставшиеся жители были рассеяны, часть, судя по легендам, ушла в Азербайджан, а часть основала современный аул Рича. Согласно устной традиции, Рича семь раз строилась и столько же разрушалась. Монголы не сумели окончательно уничтожить всех защитников и разрушить селение. Видимо, остатки жителей переселились в Рича и аул снова возродился. Через год правитель области Рича построил крепостные сооружения [14, а 14].
Надо полагать, что из Дербента монгольские завоеватели совершили грабительские набеги и в другие районы горного Дагестана, при этом беспощадно истребляя местное население за оказанное им сопротивление. Но больше всего от нашествия монголов страдало население плоскостной части. Как об этом свидетельствуют многочисленные предания и легенды, сохранившиеся в народной памяти, жители равнинного Дагестана, чтобы спастись от врага, переселялись в горные труднодоступные места. К 40-м гг. XIII в. монголы силой подчинили многие земли Кавказа. Но в Дагестане кроме покорения приморской полосы большего добиться не могли.
Подтверждением этому служит сообщение Г. Рубру-ка, который писал: «За ними (черкесы и аланы. - И.И.), вблизи моря или озера Этилии, находятся некие сарацины, именуемые лесгами, которые главным образом не подчинены (татарам). За ними находятся "Железные ворота"» [15, с. 28]. Судя по тексту, речь здесь идет о народах, живших между аланами и Дербентом. Видимо, под лесгами следует подразумевать всех горцев Дагестана, которые в середине XIII в. продолжали вести борьбу против татаро-монголов. Горцы Дагестана не числятся также в списке покоренных Плано Карпини - автора середины XIII в. Он дает подробный перечень стран и народов, которые монголы подчинили своей власти. Здесь упоминаются аланы, черкесы, комуки и другие тюркоязычные народы Северного Кавказа.
Таким образом, приведенный выше материал свидетельствует о том, что агулы в первом и во втором походах оказали упорное сопротивление монголам и преградили им дорогу во внутренний Дагестан.
Литература
1. Ибн ал-Асир. Тарих ал-Камиль / пер. с араб. П.К. Жузе. Баку, 1940; Рашид ад-Дин. Сборник летописей. М.; Л., 1962. Т. 1, кн. 2; Киракос Ганзакеци. История Армении / пер. с древнеарм.; пред. и коммент. Л.А. Ханларяна. М., 1976; Вардан Вардапет. Всеобщая История. М., 1861; Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. М.; Л., 1941. Т. 11.
2. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента X - XI вв. М., 1963; Магомедов Р.М. Дагестан в эпоху татаро-монгольского ига. Махачкала, 1940; Его же. История Дагестана. 2-е изд. Махачкала, 1968; Его же. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала, 1971; Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962; Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Ч. 1. Надписи X - XVII вв. / тексты, переводы, комментарии, введение и приложения Л.И. Лаврова. М., 1966; Ичалов ГХ. В глубь веков. Махачкала, 1985; Рамазанов ХХ., Шихсаидов А.Р. Очерки истории Южного Дагестана. Махачкала, 1964; Шихсаидов А.Р. О пребывании татаро-монголов в Рича и Кумухе // УЗИИЯЛ Дагестанского ФАН СССР. Т. 4. Махачкала, 1958; Его же. Эпиграфические памятники Дагестана. Махачкала, 1984.
3. Ибн ал-Асир. Указ. соч.
4. Рашид ад-Дин. Указ. соч.
Поступила в редакцию
5. Ильминский П.М. Записка из ибн ал-Асира о первом нашествии татар на Кавказские и Черноморские страны с 1220 по 1224 годы // Уч. зап. АН СССР. 1954. Т. 2, вып. 4.
6. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1988.
7. Ализаде А.А. Социально-экономическая и политическая история Азербайджана XIII - XIV вв. Баку, 1956.
8. Бартольд В.В. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира: лекции 1 - 2 // Соч.: в 9 т. Т. 2. М., 1963. 691 с.
9. Ханыков Н.В. Археологические известия // Кавказ. 1850. № 53.
10. Ичалов Г.Х. Указ.соч.
11. Шихсаидов А.Р. Надписи рассказывают. Махачкала, 1969.
12. Агулы. Махачкала, 1975.
13. Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане. Махачкала, 1969.
14. Ахмедов Ш.М. История сельского общества Рича. Махачкала, 1969.
15. Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов XIII - XVIII вв. / сост., введение, вступ. ст. к текстам и прим. В.Г. Гаджиева. Махачкала, 1992.
22 ноября 2010 г.