Научная статья на тему 'Большое Евразийское партнёрство'

Большое Евразийское партнёрство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИНФРАСТРУКТУРА / РОССИЯ / КИТАЙ / ИНИЦИАТИВА «ОДИН ПОЯС ОДИН ПУТЬ» / EURASIAN ECONOMIC UNION / INTEGRATION / INDUSTRY / INFRASTRUCTURE / RUSSIA / CHINA / INITIATIVE «ONE BELT / ONE ROAD»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Говорова Наталья Викторовна

15 октября 2019 г. в Москве состоялся первый Евразийский промышленный Конгресс «ИНТЕГРАЦИЯ», на котором российские эксперты, их коллеги из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также специалисты из Китая, Молдовы и других стран обменялись мнениями по широкому кругу вопросов, имеющих отношение к интеграционному развитию, в том числе в области индустриальной кооперации, инновационной инфраструктуры региона, цифровой трансформации экономик, оценки производственного потенциала ведущих отраслей промышленности. По результатам участия в Конгрессе, автор анализирует выступления ключевых докладчиков о возможностях углубления интеграционных процессов на евразийском пространстве и барьерах на пути сопряжения Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Один пояс один путь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Great Eurasian Partnership

On October 15, the first Eurasian industrial Congress «Integration» was held in Moscow. Russian experts, their colleagues from the countries of the Eurasian economic Union (EAEU), as well as experts from China, Moldova exchanged views on a wide range of issues related to the development of integration, including in the field of industrial cooperation, innovative infrastructure of the region, digital transformation of economies. Following the results of participation in the Congress, the author analyzes the speeches of key speakers on the possibilities of deepening integration processes in the Eurasian space and barriers to the connection of the Eurasian economic Union and the Chinese initiative «One belt one road».

Текст научной работы на тему «Большое Евразийское партнёрство»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №6

УДК 339

Наталья ГОВОРОВА

БОЛЬШОЕ ЕВРАЗИЙСКОЕ ПАРТНЁРСТВО

Аннотация. 15 октября 2019 г. в Москве состоялся первый Евразийский промышленный Конгресс «ИНТЕГРАЦИЯ», на котором российские эксперты, их коллеги из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также специалисты из Китая, Молдовы и других стран обменялись мнениями по широкому кругу вопросов, имеющих отношение к интеграционному развитию, в том числе в области индустриальной кооперации, инновационной инфраструктуры региона, цифровой трансформации экономик, оценки производственного потенциала ведущих отраслей промышленности. По результатам участия в Конгрессе, автор анализирует выступления ключевых докладчиков о возможностях углубления интеграционных процессов на евразийском пространстве и барьерах на пути сопряжения Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Один пояс - один путь».

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, интеграция, промышленность, инфраструктура, Россия, Китай, инициатива «Один пояс - один путь».

ЕАЭС: общая информация

Евразийский экономический союз - региональная международная организация экономической интеграции, учреждённая в 2015 г. Договором об ЕАЭС , устанавливающим свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Государства - члены организации: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. Общеэкономический и промышленный потенциал ЕАЭС: 183,8 млн чел. (2,4% мировой численности населения), численность экономически активного населения - 94,3 млн (2,8%); валовой внутренний продукт (ВВП) - 1,9 трлн долл. США (3,2% мирового ВВП), восьмое место по промышленному производству (2,2% от мировой доли); первое место в мире по добыче нефти (14,5%) и второе - газа (20,2%), четвёртое - по выработке электроэнергии (4,9%); 7,8% мировой протяжённости железнодорожный путей; 5,5% мировой выработки сельско-хозяйственного производства2.

Концепция и цель

Евразийский промышленный Конгресс «ИНТЕГРАЦИЯ» - новое дискуссионное пространство международного уровня для анализа злободневных вопросов и перспектив сотрудничества стран ЕАЭС в индустриальной сфере и передвижения промышленных товаров на общем рынке и на рынках третьих стран, выработки действенных механизмов эффективной интеграции и взаимодействия бизнеса на пространстве Союза и заинтересованных стран. Кон-

© Говорова Наталья Викторовна - кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Отдела экономических исследований ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: n_govorova@mail.ru. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran62019151155

1 «Договор о Евразийском экономическом союзе». Подписан в г. Астане 29.05.2014 (ред. от 15.03.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 163855/ Евразийский экономический союз. URL: http: //www. e aeunion .org.

гресс организован Автономной некоммерческой организацией (АНО) «Научный центр Евразийской интеграции», научным советом РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивому развитию и АНО по содействию экономической активности предпринимателей «Корпорация Альфа». Задача мероприятия - стать ежегодной результативно действующей консультационной трибуной по обсуждению актуальных проблем и перспектив промышленного сотрудничества и продвижению деловых коммуникаций, как предприятий государств - членов ЕАЭС, так и их деловых партнёров из других стран, с целью роста конкурентоспособности и осуществления промышленного прорыва в рамках нового технологического уклада. Генеральные партнёры Конгресса: Вольное экономическое общество (ВЭО) России и Международный Союз экономистов; партнёры: Евразийская экономическая Комиссия (ЕЭК), Евразийский банк развития и Министерство промышленного развития и торговли Российской Федерации.

Инициатива приурочена к 5-летней годовщине функционирования ЕАЭС и 25-летию идеи его создания, принадлежащей Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву и озвученной им в ходе первого официального визита в Россию 29 марта 1994 г. в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. Мероприятие прошло в год 70-летия установления дипломатических отношений между Китаем и нашей страной, которая первой признала КНР.

Стратегия развития ЕАЭС и «Один пояс - один путь»

Пленарное заседание на тему «Большое Евразийское партнёрство» прошло под председательством Сергея Глазьева, министра по интеграции и макроэкономике ЕЭК, вице-президента ВЭО России, академика РАН и включало в себя обсуждение трёх взаимосвязанных вопросов: интеграция интеграций; стратегия развития ЕАЭС; сопряжение ЕАЭС и китайского проекта создания евразийской транспортной и инвестиционной инфраструктуры «Один пояс - один путь», которое может лечь в основу формирования большого евразийского партнёрства. Модератор обозначил успехи экономического сотрудничества в рамках Таможенного союза и ЕАЭС, отметив необходимость устранения трансграничных барьеров в торговом и инвестиционном сотрудничестве и строительстве современной высокоэффективной экономики во всех странах Союза, выработки инновационной стратегии развития индустриального сектора в условиях значимых структурных изменений мировой экономики, глобальным лидером которой становится КНР.

Инновационный аспект как важнейший в сопряжении с Китаем по линии ЕАЭС в целом, так и РФ в частности, в углублении экономических отношений и научно-технического сотрудничества между странами, был выделен президентом ВЭО России и Международного Союза экономистов Сергеем Бодруновым. Он отметил также необходимость выработки системного взаимодействия ЕЭК и правительства КНР, наращивания не только объёма (в 2018 г. установлен рекорд взаимного товарооборота, достигшего 108 млрд долл.), но и качества взаимных торговых операций, форсирования создания региональных транспортных, энергетических, финансовых, экологических и цифровых инфраструктурных проектов (схем взаимодействия), что особенно актуально в свете западных санкций в отношении России.

В определяющей роли научных достижений в развитии сотрудничества на евразийском пространстве и необходимости стимулирования развития малого и среднего предпринимательства, вовлечения его в интеграционные процессы посредством субконтрактинговых от-ношений1 уверен председатель правления Евразийского банка развития (ЕАБР) Андрей Бе-

1 Субконтрактинг - одна из форм производственного аутсорсинга, применяемый промышленными предпри-

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №6

льянинов. Докладчик отметил ключевую роль ЕАБР в формировании евразийской системы промышленной кооперации, трансфера технологий для стран ЕАЭС, нуждающихся в технологической поддержке, посредством использования финансовых инструментов: лизинга, предэкспортного и экспортного финансирования совместно произведённой продукции. Банк уже реализовал более 200 проектов в машиностроении, металлургии, горнодобывающей и химической промышленности, особое внимание уделяя инфраструктуре. В ближайшей перспективе он сконцентрируется на финансировании программ с максимальной интеграционной составляющей и национальных проектов развития, внося тем самым свой вклад в укрепление конкурентных преимуществ ЕАЭС на мировом уровне.

Необходимость реализации крупных инфраструктурных проектов очевидна для большинства отечественных экспертов, анализирующих вероятные результаты реализации китайского проекта по созданию Экономического пояса Шёлкового пути для экономик стран ЕАЭС. По мнению Анатолия Бажана, доктора экономических наук, руководителя Отдела экономических исследований Института Европы РАН, «китайские предложения России и другим странам ЕАЭС о присоединении к Экономическому поясу содержат, в частности, положения об отмене таможенных тарифов и других барьеров во взаимной торговле и обмене инвестициями. Однако реализация этих предложений может иметь негативные последствия для экономики интеграционного объединения из-за разрушительной для ЕАЭС конкуренции со стороны китайских производителей». Поэтому решение о форме участия в проекте «Один пояс - один путь» государства ЕАЭС должны принимать сообща, а интерес в частности РФ заключается в строительстве транспортной (железнодорожной) артерии по её территории, связывающей западную часть КНР и Евросоюз1. Нужно подчеркнуть, что пока инвестиционная активность Китая в отношении стран ЕАЭС не столь масштабна - всего 14 из 600 млрд долл. совокупных вложений КНР в мировую экономику с 2014 по 2018 гг., и львиная доля из них в ТЭК.

На пленарном заседании «Большое Евразийское партнёрство» выступили министры Евразийской экономической комиссии: по промышленности и агропромышленном комплексу -А. Субботин, по внутренним рынкам, информатизации и ИКТ - К. Минасян, по техническому регулированию - В. Назаренко, по экономике и финансовой политике - Т. Жаксылыков и другие, вице-президент РАН Ю. Балега, а также представители власти и бизнеса из Казахстана, Беларуси, Китая, Приднестровской Молдавской Республики.

На Конгрессе прошли заседания пяти профильных отраслевых секций:

- Промышленность строительных материалов;

- Энергетическая стратегия стран ЕАЭС и государств-партнёров;

- Фармацевтика и медицинская техника. Новые рынки, технологии, международное сотрудничество;

- Машиностроение в современных условиях;

- Аграрно-промышленный комплекс: вызовы современности.

В ходе работы круглых столов обсуждались насущные вопросы повышения конкурентоспособности продукции на мировом рынке, внедрения инструментов для инновационного развития и прорывных технологий (в том числе экологически безопасных и энергоэффективных на базе возобновляемых источников энергии), а также инструменты формирования инвестиционно привлекательной среды и механизмы создания новых интеллектуальных экоси-

ятиями для оптимизации производственных процессов, когда крупная индустриальная компания размещает в среде МСБ заказ на разработку, изготовление части продукции или на выполнение технологических процессов.

1 Бажан А.И. Шёлковый путь: последствия для Евразийского союза и ЕС. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, №2, 2018. С. 123-127. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran2201819.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №6

стем, гармонизации требований технической документации и безопасности внутри общего рынка государств - членов Союза и стран-партнёров.

Среди актуальных проблем, замедляющих решение перечисленных вопросов и существенно влияющих на темпы и качество интеграционных процессов на евразийском пространстве, следует отметить необходимость развития и эффективного использования общего интеллектуального капитала и человеческого потенциала (при отсутствии в ЕЭК департамента, ответственного за сотрудничество в сфере образования, научно-технической деятельности). Способствовать этому должно совершенствование взаимодействия стран Союза по согласованию и координации политики в научно-образовательной сфере, обеспечение общего подхода к подготовке кадров, в среднесрочной перспективе создания единого образовательного пространства. Большая роль принадлежит также увеличению инвестиций в образование и профессиональное обучение со стороны как государств-членов, так и отдельных граждан и предприятий, расширение взаимодействия по разработке учебных программ всех уровней, улучшение лингвистической подготовки, начиная с самых ранних этапов обучения, признание внутри ЕАЭС суверенных документов об образовании всех уровней, в том числе по программам непрерывного образования, на фоне увеличения доли граждан, участвующих в обучении на протяжении всей жизни, интеграция и унификация систем высшего образования и активизация трансграничного сотрудничества вузов.

В своих выступлениях участники Конгресса отмечали и проблематичные аспекты интеграции и сотрудничества: наличие технических барьеров во взаимной торговле и низкие её объёмы, недостаток совместных инвестиций, потребность повышения эффективности работающих на общий рынок ЕАЭС компаний, обеспечение безопасности продукции при максимальном снижении нагрузки на бизнес, необходимость выработки научно-обоснованной стратегии развития промышленности.

Заключение

У Евразийского союза есть значительный потенциал развития, а в отдельных отраслях имеется возможность превращения его в лидера мирового уровня; это, прежде всего, энергетическое и железнодорожное машиностроение, авиа- и вертолётостроение, космическая отрасль, зерновая отрасль агросектора. К ним может присоединиться за счёт повышения добавленной стоимости чёрная и цветная металлургия, химическая промышленность, производство удобрений. Осуществить это невозможно без повышения и выравнивания уровня человеческого потенциала стран ЕАЭС, повышения качества рабочей силы1, которые существенно различаются, хотя и имеют общие черты, проблемы и возможности развития2.

Страны ЕАЭС координируют свою промышленную политику и стремятся к эффективному использованию специализации национальных отраслей. Согласованные правила и единые стандарты (промышленные, социальные и экологические), стратегическое планирование и отраслевое взаимодействие - необходимые условия как для функционирования общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы, так и для дальнейшей интеграции ЕАЭС с ЕС, АСЕАН, ШОС и другими международными организациями. Что касается сопряжения с экономической системой КНР, развития транспортной инфраструктуры, активизации инвестиций в Россию, то необходимо создавать российско-китайские инвестиционные фонды, ра-

1 Говорова Н.В. Высококвалифицированный труд - фундамент глобальной конкурентоспособности. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, №1, 2018. С. 172-176.

2 INSEAD (2019): The Global Talent Competitiveness Index 2019. Entrepreneurial Talent and Global Competitiveness. Bruno Lanvin, Felipe Monteiro, Editors. URL: https://gtcistudv.com/wp-content/uploads/2019/01/GTCI-2019-Report. pdf.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №6

бота одного из которых уже инициирована (Российско-Китайский инвестиционный фонд регионального развития), гармонизировать систему валютного регулирования. Для решения всех этих задач следует объединить усилия и ресурсы деловых и научных кругов, институтов развития и правительств стран ЕАЭС.

Список литературы

Бажан А.И. Шёлковый путь: последствия для Евразийского союза и ЕС. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, №2, 2018. С. 123-127. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran 2201819.

Говорова Н.В. Высококвалифицированный труд - фундамент глобальной конкурентоспособности. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, №1, 2018. С. 172-176.

Договор о Евразийском экономическом союзе. Подписан в г. Астане 29.05.2014 (ред. от 15.03.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 163855/

Евразийский экономический союз. URL: http://www.eaeunion.org.

INSEAD (2019): The Global Talent Competitiveness Index 2019. Entrepreneurial Talent and Global Competitiveness. Bruno Lanvin, Felipe Monteiro, Editors. URL: https://gtcistudy.com/wp-content/uploads/2019/01/GTCI-2019-Report.pdf.

References

Bazhan A.I. Shyolkovyj put': posledstviya dlya Evrazijskogo soyuza i ES. Nauchno-analitiche-skij vestnik IE RAN, №2, 2018,. S. 123-127. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran2201819.

Govorova N.V. Vysokokvalificirovannyj trud - fundament global'noj konkurentosposobnosti. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN, №1, 2018. S. 172-176.

Dogovor o Evrazijskom ekonomicheskom soyuze. Podpisan v g. Astane 29.05.2014 (red. ot

15.03.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 163855/ (accessed:

08.11.2019).

Evrazijskij ekonomicheskij soyuz. URL: http://www.eaeunion.org (accessed: 08.11.2019).

INSEAD (2019): The Global Talent Competitiveness Index 2019. Entrepreneurial Talent and Global Competitiveness. Bruno Lanvin, Felipe Monteiro, Editors. URL: https://gtcistudy.com/wp-content/uploads/2019/01/GTCI-2019-Report.pdf (accessed: 08.11.2019).

The Great Eurasian Partnership Author. Natalia Govorova, Candidate of Sciences (Economics), Leading Researcher, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: n_govorova@mail.ru.

Abstract. On October 15, the first Eurasian industrial Congress «Integration» was held in Moscow. Russian experts, their colleagues from the countries of the Eurasian economic Union (EAEU), as well as experts from China, Moldova exchanged views on a wide range of issues related to the development of integration, including in the field of industrial cooperation, innovative infrastructure of the region, digital transformation of economies. Following the results of participation in the Congress, the author analyzes the speeches of key speakers on the possibilities of deepening integration processes in the Eurasian space and barriers to the connection of the Eurasian economic Union and the Chinese initiative «One belt - one road».

Key words: Eurasian Economic Union, integration, industry, infrastructure, Russia, China, initiative «One belt, one road».

DOI: http://dx.doi.org/10.15211 /vestniki eran62019151155

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.