Научная статья на тему 'Большевистские газеты о Русской православной Церкви (по материалам воронежских изданий)'

Большевистские газеты о Русской православной Церкви (по материалам воронежских изданий) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
180
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
большевистские газеты / Русская Православная Церковь / Гражданская война / РОСТА / система информирования населения / Воронежская губерния / идеологическая окраска / воронежская большевистская пресса / средства воздействия на массовое сознание / политический дискурс / антирелигиозные публикации / вскрытия мощей / изменение в массовом сознании. / Bolshevik newspapers / Russian Orthodox Church / Civil War / Russian Telegraph Agency / public information system / Voronezh gubernia / ideological coloring / Voronezh Bolshevik press / means of influencing mass consciousness / political discourse / anti- religious publications / opening of relics / change in mass consciousness.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Павел Андреевич Овчинников

В данной статье представлены результаты изучения большевистских (то есть издававшихся РКП(б) и Советом рабочих и крестьянских депутатов) изданий Воронежской губернии в части освещения ими событий, связанных с Русской Православной Церковью. В официальных политических изданиях большевиков освещалась официальная и неофициальная позиция партии по отношению к Церкви. Спускаемые из Москвы и Петрограда распоряжения в регионах встречали разное отношение даже внутри партийного аппарата, до конца 1918 г. находившегося в состоянии формирования. Скорость и способы реализации постановлений властей сталкивались на местах с различного рода сложностями: военными действиями, как это было в Воронежской губернии, или инертностью и непониманием населения. Все это находит отражение на страницах периодической печати. Издания, выходившие в Воронежской губернии, изучены очень фрагментарно. Нижняя граница исследования — октябрь 1917 г. Верхняя граница — середина 1922 г., когда на территории Воронежской губернии были уничтожены последние очаги сопротивления официальной государственной власти. Изучены подшивки газет «Красный листок», «Воронежская беднота», «Воронежская Коммуна», «Новая жизнь». Исследование проходит на стыке истории, социологии и журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bolshevik Newspapers about the Russian Orthodox Church (Based on Materials from the Voronezh Editions).

In this article we undertake a study of the Bolshevik publications of the Voronezh province5 in terms of their consecration of events related to the Russian Orthodox Church. The relevance of the topic is explained by the fact that in the conditions of military operations, the usual system of informing the population and the interaction of authorities and citizens cease to exist and there is a transition to unreliable sources of information. Under these conditions, it becomes particularly important to use the press to broadcast the official state position. In October 1917, as it is known, the position of the Bolsheviks, who seized power, became such a dominant position. It is obvious that orders issued from Moscow and Petrograd in the regions met with a different attitude even within the party apparatus itself, which was in the state of formation since the end of October 1917 and throughout 1918. In addition, the speed and methods of implementing decrees and other decrees of the authorities faced, in local conditions, with various difficulties of their implementation. The reflection of the local situation, social and social relations we find on the pages of periodicals that appear at this time. The publications that appear in the Voronezh province are studied very fragmentary. The lower border of research is October 1917, the revolutionary month, which led to the power of the RCP (b). The upper border is in the middle of 1922, when the last centers of resistance of the official state power were destroyed on the territory of the Voronezh province. Among the large number of newspapers published in Voronezh, in accordance with the task set, the filings of the following publications were studied: “Red Leaf”, “Voronezh Poor”, “Voronezh Commune”, “New Life”. The study takes place at the junction of three disciplines: history, sociology and journalism.

Текст научной работы на тему «Большевистские газеты о Русской православной Церкви (по материалам воронежских изданий)»

DOI: 10.24411/1814-5574-2019-10058

исторические науки

Священник Павел Овчинников

большевистские газеты о русской православной церкви (по материалам воронежских изданий)

В данной статье представлены результаты изучения большевистских (то есть издававшихся РКП(б) и Советом рабочих и крестьянских депутатов) изданий Воронежской губернии в части освещения ими событий, связанных с Русской Православной Церковью. В официальных политических изданиях большевиков освещалась официальная и неофициальная позиция партии по отношению к Церкви. Спускаемые из Москвы и Петрограда распоряжения в регионах встречали разное отношение даже внутри партийного аппарата, до конца 1918 г. находившегося в состоянии формирования. Скорость и способы реализации постановлений властей сталкивались на местах с различного рода сложностями: военными действиями, как это было в Воронежской губернии, или инертностью и непониманием населения. Все это находит отражение на страницах периодической печати. Издания, выходившие в Воронежской губернии, изучены очень фрагментарно. Нижняя граница исследования — октябрь 1917 г. Верхняя граница — середина 1922 г., когда на территории Воронежской губернии были уничтожены последние очаги сопротивления официальной государственной власти. Изучены подшивки газет «Красный листок», «Воронежская беднота», «Воронежская Коммуна», «Новая жизнь». Исследование проходит на стыке истории, социологии и журналистики.

Ключевые слова: большевистские газеты, Русская Православная Церковь, Гражданская война, РОСТА, система информирования населения, Воронежская губерния, идеологическая окраска, воронежская большевистская пресса, средства воздействия на массовое сознание, политический дискурс, антирелигиозные публикации, вскрытия мощей, изменение в массовом сознании.

Как и было обещано В. И. Лениным, после захвата власти, если такое состоится, все буржуазные газеты будут закрыты (Ленин, 1926, 253). Действительно, на следующий же день после Октябрьской революции — 27 ноября 1917 г. — был принят декрет «О печати». По этому закону подлежали закрытию органы печати, призывающие к неповиновению власти. Закрытие проводились по согласованию с Советом народных комиссаров (далее — СНК). За день до этого были уже закрыты ведущие петербургские издания: «Биржевые ведомости», «Копейка», «Петроградская газета», многие другие, и этим декретом закрытия легализовывались. Первоначально предполагалось, что драконовские меры в отношении печати будут временные, а далее «для нее будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом». На деле меры оказались постоянными и ужесточавшимися.

Поскольку простой запрет выпуска газеты и журналов всех противников РКП(б) автоматически еще не ставил их вне закона, то для усиления запретительных мер был принят декрет «О введении государственной монополии на объявления». Цель данного закона была в том, чтобы лишить продолжавшие печататься коммерческие газеты возможности размещения платных объявлений, что было одной из основных статей их дохода. Эта мера оказалась действенной и еще более усложнила положение политических оппонентов и врагов. Действия большевистского правительства

Священник Павел Андреевич Овчинников — магистр богословия, аспирант кафедры Истории, Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Ме-фодия ([email protected]).

говорили о том, что в условиях военных действий сразу на многих фронтах оно не собиралось давать свободу оппозиции внутри страны, т. е., с их точки зрения, открывать еще один фронт.

Спустя несколько месяцев, 10 февраля 1918 г., был принят декрет «О революционном трибунале печати» (Декреты, 1917-1918, 432-434), который значительно расширял возможности по закрытию изданий, что было подлинно в революционном духе. Вдобавок к законодательному запрету и национализации имущества издательств вместе с находящейся на производстве бумагой и другими расходными материалами ВЦИК и СНК оказывали постоянную и все возрастающую материальную поддержку большевистской прессе, как центральной, так и региональной [Молчанов, 2001].

Периодические издания (газеты) всегда до некоторой степени несут в себе идеологический заряд и имеют его положительным или отрицательным. В случае изучения раннесоветского периода журналистики необходимо сразу внести необходимую классификацию в изучаемый объект, поскольку в это время издавались не только большевистские издания, но и газеты других партий, а также церковные. Мы же обратим внимание на п. I. 2.

I. общественные

1. Социалистические:

1.1. меньшивиков,

1.2. большевиков.

2. Либеральные И. Церковные

Ш. Специальные

1. Военные

2. Профсоюзные

3. Крестьянские

4. Молодежные

5. Эмигрантские

Источниками являются страницы самих периодических изданий, который представляют значительный пласт материала, касающегося всех сторон жизни общества в изучаемый период.

Большой объем газетных и журнальных изданий, выходивших в стране после 1917 г., уже становился объектом исследования. В разные годы исследователи выявляли разные аспекты существования прессы в постоктябрьский период. Можно выделить несколько этапов изучения. В течение первой половины 1920-х гг. советские историки рассматривали победное шествие советских изданий и завоевание ими своего места в душах читателей [Адгогов, 1922; Шафир, 1923; Шафир, 1926]. В это время еще было возможным изучение газет, выпускавшихся политическими и военными побежденными оппонентами [Белов, 1922]. После издания официального «Краткого курса истории ВКП(б)» сфера возможных тем исследований значительно сократилась, и авторы, вероятно, просто боялись предпринимать исследование столь щекотливого источника — газет, страницы которых отражали меняющуюся политику партии на протяжении двух десятилетий. Подоспевшие репрессии 1937-1938гг. отложили в дальний ящик возможные исследования по газетам советской России (хотя несколько работ увидели свет в эти годы). И только спустя несколько десятилетий, когда опасность новых репрессий миновала и жизнь вошла в постоянное русло, что дало ощущение стабильности и уверенности, историки вновь обратили внимание на забытую тему изучения периодической печати [Бережной, 1971; Гончаров, 1969; Мишурис, 1970; Овсепян, 1991].

С начала 1990-х гг. написано достаточно много трудов, статей и книг, раскрывающих известные и еще неизученные стороны выхода периодических изданий в стране [Гражданов, 1997; Косых, 2002; Криворот, 1996; Молчанов, 1997; Молчанов, 2001]. Диссонирует лишь различие количества работ, изучающих дореволюционную прессу,

с работами, что рассматривают советскую прессу и, особенно, церковную [Кашеваров, 2004; Ковырзин, 2010; Ткаченко, 2015]. Таким образом, это направление научного поиска, на наш взгляд, продолжает оставаться перспективным и может стать предметом самостоятельного комплексного исследования.

Считаем возможным указать будущим исследователям на возможное расширение предложенной темы в следующих направлениях. Во-первых, привлечение к исследованию телеграмм РОСТА1, которые также остаются практически не систематизированными, малоизученными и, следовательно, не введенными в научный оборот. Во-вторых, несмотря на имеющиеся исследования о воронежской прессе [Антюхин, 1978; Антюхин, 1979], остается не рассмотренным процесс национализации воронежских издательств и противодействие этому со стороны прежних владельцев, населения и читателей. В-третьих, малоизученной остается военная пресса в период военных событий на территории губернии в 1918-1919 гг.

Объединяющей чертой для работ советского периода является идеологическая окраска методологических инструментов и результата исторических исследований. Были достаточно подробно изучены следующие категории изданий: большевистские, антибольшевистские, военные, эмигрантские. Остальные категории остаются неизученными.

Если говорить о месте нахождения номеров изучаемых газет, укажем на читальный зал Воронежской универсальной научной библиотеки им. И. С. Никитина, областной краеведческий музей, Государственный архив Воронежской области и Государственный архив общественной и политической истории Воронежской области. Остальные наименования газет и наиболее полные подшивки доступны в Российской Государственной библиотеке (Москва) и Российской Национальной библиотеке (Санкт-Петербург).

При проведении нашего исследования за его рамки были вынесены газеты, которые осуществили выпуск всего нескольких номеров, после чего прекратили свое существование. Это исключение необходимо потому, что такие издания зачастую вообще не отложились в архивном и библиотечном фонде страны. А их включение делало бы результаты исследования менее верифицируемыми. Из всего огромного массива газет, выходивших в стране в 1917-1920-х гг., сохранились далеко не все и не в полных комплектах2.

Необходимость сосредоточить в своих руках не только власть, но и средства оповещения населения — телеграф, железную дорогу, СМИ — с первых дней волновала коммунистов. К началу 1918-го г. им удалось вытеснить всех конкурентов с политической арены и монополизировать сферу средств массовой информации — выпуск периодики. За исключением временно оккупированных территорий — Юга России и Сибири.

С конца 1920 г. уменьшается количество выходящих большевистских изданий, что в условиях партийного монополизма не уменьшило влияния на население оставшихся изданий. Промышленные мощности по изготовлению бумаги были

1 Российское телеграфное агентство существовало с 1918 г. Оно было учреждено декретом СНК для распространения правительственных постановлений и важнейших государственных новостей, обязательных к печати в общественных средствах массовой информации. В 19181920 гг. им выпускались сатирические плакаты, стенные газеты, листовки. К 1919 г. РОСТА уже имело 42 отделения в губерниях страны (в том числе и в Воронеже, где выпускало еженедельную стенгазету) и развитую структуру. К работе в агентстве привлекались лучшие революционные авторы, что обеспечивало выпускающейся литературе актуальность и доступность для читателя.

2 «В феврале 1918 г. в РСФСР одновременно выходило 293 газеты, из них 60 большевистских, 1 большевистско-советская и 232 печатных органа Советов. По масштабу изданий они распределялись следующим образом: 13 из них были центральные, 90 — губернские и областные, и 190 — уездные и городские». См.: [Молчанов, 2002, 15].

направлены на удовлетворение потребности на освобождаемых территориях, где также требовалось наладить выпуск газет.

Еще в ходе Первой мировой войны были созданы и опробованы средства воздействия на массовое сознание: кинематограф, периодическая печать, телеграммы, которые зачитывались в уездных и волостных центрах. С некоторой оговоркой можно здесь указать на церковную проповедь и внебогослужебные беседы, которые в условиях государственной религии также использовались как средство оповещения населения. В ходе таких встреч могли читаться не только святоотеческие труды, но и светские и церковные газеты, могло происходить обсуждение актуальных вопросов общественной жизни (Епархиальные ведомости, 1896, 1046). Большевики воспользовались простым и эффективным средством донесения своей позиции и ведения дискуссии — через создание издательской структуры партийных периодических изданий.

Несмотря на то, что большевики получили посредством национализации готовые издательства и полиграфическое оборудование, в новых меняющихся условиях они продолжали искать подходящие формы выражения своей позиции. Для этого по стране в 1922 г. разъезжали политические эмиссары, задача которых состояла в изучении читательского интереса крестьянского населения и способов активизации его в качестве читателя и подписчика газет. Благодаря экспедиции в Воронежскую губернию известного в свое время советского журналиста Якова Михайловича Шафира мы знаем потребности населения в периодическом печатном слове и его содержании. Зарисовки, сделанные автором, и результаты этой и других экспедиций приведены им в ряде изданных книг, дающих замечательную социологическую картину потребностей читателя того времени. Подобные экспедиции других политических журналистов отправлялись и в другие регионы страны [Шафир, 1923, 1926; Яковлев: Наша деревня, 1925; Яковлев: Деревня, 1925; Янчевский, 1924].

Центральных большевистских изданий было не так много. В то время большая часть партийных газет издавалась в губернских и уездных центрах, при этом в уездах даже больше. Благодаря близости редакций газет к местным реалиям и традициям удавалось достичь наибольшего понимания со стороны читателя — конечного потребителя информации.

Многие издания, перечисленные нами в сноске3, как можно обратить внимание, выходили в течение непродолжительного времени. Решив изучить все большевистские газеты Воронежской губернии, увидевшие свет в период с 1917 по 1922 г., мы рисковали бы погрузиться в огромное количество периодики, которая во многом повторяла материал друг друга.

У всех изучаемых газет было несколько стержневых идей, проходящих через публикации на всем протяжении изучаемого периода. Первая из них — это официальные новости. Все официальные государственные газеты, выходящие на территории области, должны были публиковать последние новости из Москвы и Петрограда.

3 «Будь готов» (1921-1945), «Воронежский красный листок» (30 апреля — 11 декабря 1918), «Голос труда» (1917-1918), «Голос трудящихся» (1918), «Звезда красноармейца» (1918-1919), «Знамя трудовой борьбы» (1918), «Известия Воронежского губернского комитета РКП(б)» (1920), «Известия Воронежского губернского продовольственного комитета при Воронежском губернском исполнительном комитете Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов» (1918-1919), «Известия областного военно-революционного комитета Донской области» (1918), «Известия Совета обороны Воронежского укрепленного района» (1917-1919), «Искра» (1919-1921), «Коммуна» (1917-1960), «Коммунистас» (издавалась в Воронеже на литовском языке в 1918 г., потом в Смоленске в 1919-1920 гг., потом издание вернулось в Литву), «Красная деревня» (1920-1921), «Листок красноармейца» (1918), «Молодой коммунар» (в 1918-1920гг. носил название «Юный пролетарий»; в 1920-1921 гг. печатался на страницах Воронежской коммуны; в 1920 г. — «Юная гвардия»; в 1921 г. печатался в качестве «Странички красной молодежи»), «Огни» (выходил в 1919-1921 гг. как газета коммунистов союза журналистов), «Рабочая жизнь» (1920-1923), «Трудовая армия» (1920), «Трудовой голос» (январь-февраль 1918), «Трудовой клич» (8 марта — 15 мая 1921). В скобках приведены годы выхода.

За распространение этих новостей отвечало информационное Российское телеграфное агентство (РОСТА). Агентство рассылало по телеграфной сети последние декреты и самые главные новости из федеральных центров, а местная пресса должна была их оперативно публиковать. В ряде губерний РОСТА имела собственные издания, в том числе в Воронеже. Они печатались в таком удобном виде, что их можно было легко отрезать и быстро отдать в набор — оперативность была очень важна. Вторая стержневая идея — местная политическая информация становилась важной составной частью газет. В этой части обильно упоминаются события церковной жизни города и губернии. Третье — письма корреспондентов. Хотя их и нельзя отнести к объективному источнику информации, однако через эти живые строчки свидетельств просматривается интересный и во многом неординарный срез уездной жизни губернии. В том числе церковной.

А) «красный листок». Выходила ежедневно в 1918 г. и являлась газетой Воронежского губернского исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. 4 полосы. Редакционная коллегия: А. Драчев, И. Соломин.

В соответствии со временем выхода издания определяется и содержание номеров — вести с театра военных действий, сводки из воюющих уездов (Воронежской и соседних губерний), ведение переговоров, разъяснения о возможности ведения переписки с родственниками, оказавшимися по другую сторону фронта. Номера в изобилии содержат политические публикации, выдержки из лекций, в том числе Троцкого. Церковная тематика мало интересовала редакцию.

Обычно имелись краткие заметки по тому или иному случаю, например, об аресте священника Михаила Хлопцева (Священник контрреволюционер, 1918, 4). Из чего можно заключить, что на данном этапе власть интересовали совершенно другие вопросы. Важные публикации по истории г. Воронежа в части установления советской власти, первых ее действий, установления законодательной базы, принятые постановления (об уплотнении, квартирное бюро, присоединение пригородов и др.), устранение чрезвычайных обстоятельств, которых в военное время было много (голод, болезни).

Б) «воронежская беднота». 4 полосы. Выходила с 12 декабря 1918 до середины 1919 г. как ежедневная информационная рабоче-крестьянская газета, издание губернского комитета РКП(б). Газета печаталась в объединенной пролетарской типографии «Дома печати», образованной из изъятых частных воронежских типографий. Тираж до 5000 экз.

Содержание номеров. Первая полоса: вести с фронта, из мира, перепечатываемые по телеграммам РОСТА. Вторая полоса: новости бедноты. Третья полоса: слова партийных лидеров к народу. Четвертая полоса: хроника событий губернии; объявления (концертный вечер, прием статей для газеты и др.).

Почти в каждом номере можно найти публикации, отражавшие ответы большевиков на слухи и реальные факты работы губисполкома: изъятие продуктов, фуража, имущества у зажиточных граждан, ответы на тезисы диспутов с эсерами и другими партиями. К середине 1919 г. на страницах печати появляются материалы, обозначающие проблематику доставки газеты и оперативного оповещения населения о последних новостях (Недочеты, 1919, 2). Эти недочеты воспринимались как ошибки и недоработки в сфере агитационной пропагандистской деятельности соответствующего отдела губисполкома. Можно предположить, что это стремление к исправлению было обоюдным — власти и населения.

Газета на первых порах выявляла важные и болезненные обстоятельства жизни людей. К примеру, условия проживания семей железнодорожных рабочих, состояние здравоохранения и др. Но чем дольше она выходила, тем более пропагандистской и официозной становилась.

Статьи о духовенстве появляются сравнительно часто. И если уж появляются, то автор их старается максимально использовать талант писателя, чтобы красочно высмеять какую-либо сторону жизни духовенства. Преследования от большевиков

и утаивание денежных средств, религиозный дурман, вскрытие мощей, изъятие церковных ценностей, деятельность архиерея, обновленцев (Засилье, 1919, 3; Поп, 1918, 1).

Традиционно ко дню Рождества Христова и Пасхи страницы газет наполнялись едкими размышлениями по поводу самого праздника, людского внимания к нему и действий священнослужителей по отправлению богослужений в эти святые дни (Из воспоминаний, 1919, 3; Масленица, 1918, 2). Учитывались и местные реалии — памяти местных святых, которые также освещались в атеистическом духе. Обращает на себя внимание, что один из постоянных авторов, скрывавшийся за псевдонимом Дядя Митяй, в 1918-1919 гг. еще стесняется назвать имя священника, которое обсмеивает в своей статье, скрывая его за сокращением «К.». Но очень скоро — в статьях конца 1920-х гг. — это стеснение уже пройдет, как не бывало.

Иногда выходили и хорошо подготовленные публикации с обширными историческими экскурсами в историю Русской Церкви, поданные с политическим уклоном (Гришин, 1919, 3; Сидоров: Монастыри и монахи, 1918, 2-3; Сидоров: Церковь, 1919, 2-3). Обращают на себя внимание и крайне важные для церковного сознания новости, напечатанные на страницах данного издания, к настоящему времени утраченные из документов архивов. Например, открытие мощей угодника Божия Георгия в Задонском монастыре (Болдырев, 1919, 4). Об этом нигде в книгах или документах более не упоминается. Или описания очевидцев, присутствовавших при вскрытии мощей свтт. Тихона и Митрофана. Газета публиковала большое количество карикатур (Воронежская беднота, 1918, 1).

В данной газете, все же носящей характер информационной, публиковались постановления и решения местного губисполкома, многие из которых имели прямое отношение к духовенству, церковнослужителям и приходам Воронежской епархии (Ополчение, 1919, 3).

В 1919 г. изменился характер размещенных статей. Они стали лучше подготовлены, авторы статей опирались на ранее опубликованный материал. Наполнение их предполагало, что читатель находится в курсе последних новостей с фронта, деятельности центральных и региональных властей, законодательной системы, отношения к религии в стране. К примеру, как мы знаем, по декрету 1918 г. метрические книги передаются в ЗАГСы и акты гражданского состояния теперь регистрируются в них. Поэтому заметка «Первый гражданский брак» о заключении брака в ЗАГСе вполне отражает повысившийся уровень правовой грамотности граждан республики (Первый гражданский брак, 1919, 4). На страницах газеты заметно оживление внутрипартийной жизни. Еще одна особенность номеров 1919 г. в том, что авторы антирелигиозных публикаций перестали скрываться за псевдонимами и теперь подписывались своими настоящими именами. В этом тоже можно увидеть изменение в массовом сознании — авторы больше не боялись возможного преследования со стороны несогласных с их общественной позицией, поддержанной правительством.

Болезненны для верующего были события вскрытия мощей, проводившиеся по стране. Не обошло это печальное явление и Воронежскую епархию, где атеисты надругались над двумя святынями — мощами свтт. Митрофана и Тихона. При этом событии присутствовали свидетели от гражданской и церковной власти: председатель и члены губисполкома, врачи, профессор, архиеп. Тихон (Никаноров), игум. Владимир, смотревший за мощами, представитель Воронежского епархиального церковного совета скандальный Борис Рукин. «Воронежская беднота» не осталась в стороне от происходящих событий. В номере от 5 февраля 1919 г. опубликована желчная статья о событиях, развернувшихся в Митрофановском монастыре в тот день (Сидоров: Как с народом, 1919, 2). Действительно, пока мощи стояли на площади монастыря открытыми, в течение этих дней из сел приезжали люди специально посмотреть на открытые мощи, о чем, конечно в недружеском свете, сообщено в газете (Сафонов, 1919, 4).

С точки зрения руководства этого атеистического проекта, вскрытие мощей должно было ударить по сознанию верующих и многих отвернуть от веры. Скорее это

действие произвело эффект на молодежь — в силу особенности психологии возраста, и действительно могло отвернуть ее от веры. Что касается взрослой части населения, здесь скорее мог быть произведен обратный эффект. После святотатства мощи остались в своих монастырях. Не случайно на страницах изучаемой газеты вскоре после акта вандализма появляются публикации от сельских корреспондентов о фактах прибытия в их населенные пункты гонцов из Митрофановского монастыря с сообщением о том, что «мощи обмыты, положены в гробницу и продолжают многочисленные исцеления» (Белкин, 1919, 2; Буханцов, 1919, 3). В августовском номере, в месяц, когда совершается память свтт. Митрофана и Тихона, уже не появлялось статей, посвященных этим святым и их почитанию в народе и Воронежской губернии. Как будто со вскрытием мощей почитание угасло.

Прообразом будущего Союза безбожников и научного атеизма становится «Студия научного коммунизма», о которой мы также узнаем со страниц газеты (Студия, 1919, 4).

Резюмируя наполнение данной газеты, ее содержания на предмет поставленных целей статьи, надо отметить, что публикации в «Воронежской бедноте» давались с целью внести в сознание читателя сомнения в прежде незыблемом — Церкви и ее служителях.

В) «воронежская коммуна». Выходила ежедневно с 25 октября 1919 г. как орган Воронежского революционного комитета и губернского бюро РКП(б). 4 полосы. Тираж до 6000 экз.

Наиболее популярное и многотиражное издание Воронежской губернии на протяжении десятилетий. Газета печатала большую палитру литературных жанров: от фельетона до отчетов партии. Во многом продолжает редакторскую политику и принятую структуру «Воронежской бедноты». В сравнении с «Воронежской беднотой» статей о церковной жизни стало меньше. Хотя совсем они не пропадают вплоть до конца 1930-х гг., когда легальная церковная жизнь была поставлена вне закона. В просмотренных номерах сентября-декабря 1920 г. содержалось пять публикаций о христианстве на Воронежской земле4.

Статьи о церковной жизни, в отличие от «Воронежской бедноты», можно было встретить на всех полосах «Коммуны». Стоит обратить внимание на рубрики «Хроника» и «Объявления», печатавшиеся обычно очень мелким шрифтом, потому что именно здесь находил свое место материал, хотя и не имеющий прямого отношения к истории Русской Церкви или взаимоотношениям Церкви и государства, но имеющий прямое отношение к приходской жизни Церкви на Воронежской земле. Так, в обязательном постановлении, посвященном обращению с умершими от холеры, указано, что их не должно заносить в храмы во избежание распространения заразы (Постановление, 1920, 2). В другом случае размещено объявление: в один из сентябрьских четвергов в восемь часов вечера в помещении филологического факультета ВГУ будет зачитан реферат Палибиной на тему «Жизнь и вера» (Извещения, 1920, 1).

Страницы данной газеты богаты материалом, отражающим взаимодействие и общение редакции и читателя, что дает исследователю видение картины религиозности читателя.

Г) «Наша газета». Количество полос росло: от двух до четырех к 1922 г. Издание рабоче-крестьянского органа Воронежского губисполкома и губкома РКП(б). Выходила в 1921-1923 гг. ежедневно. Редактор: Г. Окулов. Тираж до 6000 экз.

4 Здесь нужно сделать уточнение о глубине выборки. На данный момент в федеральных библиотеках Москвы и Санкт-Петербурга нет полного комплекта данной газеты. К примеру, имеющиеся экземпляры «Воронежской коммуны» за 1922 г.:

РГБ: 36, 209, 210, 212, 217, 218, 220, 221, 223-234, 236, 237, 239-256, 258-164, 266-271, 281-285, 287-290, 294-297;

РНБ: 209, 210, 212, 214, 217, 218, 220, 221, 223-234, 236, 237, 239-256, 266-271, 281-285, 287-290, 294-297;

Книжная палата: 24-34, 39, 40, 209, 210, 212, 214, 217, 218, 220, 221, 223-234, 236, 237, 239-264, 266-271, 281-285, 287-290, 294-297.

Традиционно первая полоса отведена под центральные новости. Вторая полоса размещала сведения о местном законодательстве, об исполнении законов, налоговых сборов населением, печатались материалы о выявленных нарушениях в государственных органах и у частных лиц (в том числе у духовенства). Газета обильно, учитывая небольшой объем, размещает статьи о духовенстве. В основном — о нарушениях в налоговой сфере, но затрагивались также и другие сферы жизни: приходская жизнь, религиозные обряды. Во многих номерах помещаются фотографии, коллажи, зарисовки. Все статьи о церковной жизни отличает содержательность, пусть и с негативным оттенком. Мы узнаем о многих проявлениях религиозности, к примеру, о принесении иконы в сл. Михайловку Богучарского уезда (О чудотворной иконе, 1922, 3). Публиковались также отчеты о государственных программах по искоренению религии. А в это время активность набирали многочисленные религиозные диспуты с привлечениям к ним образованного духовенства, с одной стороны, и оппонентами из местных или приезжих атеистов. Читатель мог узнать, в частности, об антирелигиозной лекции в с. Хреновое (Вера падает, 1923, 2). Газета упоминает и о диспуте в с. Матре-но-Гезевая (Боятся за себя, 1923, 4). Писали также о проведенной в стране кампании по изъятию церковных ценностей (Наша газета, 1922, 1). Надо признать, что обычно священники не отвечали на призыв к диспуту и просто игнорировали его.

Редакция не обходила вниманием монастыри и монашествующих Воронежской епархии, рисуя их жизнь в крайне негативном свете, интерпретируя любую активность священноначалия в области сохранения монашеской жизни в атеистическом ключе. Одна из заметок, к примеру, описывала преобразование Воронежского Девичьего монастыря в артель «Труд», где было до ста монахинь, которые вышивали гладью и бисером, делали искусственные цветы и шили туфли (С неба, 1922, 2).

Газета старалась отвечать на запросы читателей со всех уголков губернии. Для этого в ней печатались материалы из разных губерний и от большого количества авторов. Некоторые авторы данного издания, писавшие на церковную тематику, скрывались за инициалами, но многие подписывались именами и фамилиями.

Резюмируя, необходимо указать, что изучение региональной прессы, в особенности большевистской, как выходящей наиболее длительное время, может быть и вспомогательной, и самостоятельной областью исследования. При изучении воронежской прессы мы видим значительное изменение позиции авторов антирелигиозных статей в период с 1917 по 1922 г., в чем проявляется изменение политического дискурса. Игнорирование данной области источников приведет к значительному обеднению работы и может сделать результаты исследований менее точными, особенно в условиях недостатка архивного материала.

источники и литература

источники

1. Белкин (1919) — Белкин П. Темнота — враг народа // Воронежская беднота. 1919. № 75. С. 2.

2. Болдырев (1919) — Болдырев М. О поповских затеях // Воронежская беднота. 1919. № 44. С. 4.

3. Боятся за себя (1923) — Боятся за себя вступиться // Наша газета. 1923. № 12 (1 февр.). С. 4.

4. Буханцов (1919) — Буханцов А. Духовенство и черная сотня работают // Воронежская беднота. 1919. № 67. С. 3.

5. Вера падает (1923) — Вера падает // Наша газета. 1923. № 6 (16 янв.). С. 2.

6. Воронежская беднота (1918) — Воронежская беднота. 1918. № 5. С. 1.

7. Гришин (1919) — Гришин С. Вокруг фальшивых угодников // Воронежская беднота. 1919. №46. С. 3.

8. Декреты (1917-1918) — Декреты Советской власти. Том I. 25 октября 1917 г. — 16 марта 1918 г. М.: Гос. изд-во политической литературы, 1957. С. 432-434.

9. Епархиальные ведомости (1896) — Воронежские епархиальные ведомости. 1896. №24.

10. Засилье (1919) — Поповское засилье // Воронежская беднота. 1919. № 9. С. 3.

11. Из воспоминаний (1919) — Из Рождественских воспоминаний // Воронежская беднота. 1919. №4. С. 3.

12. Извещения (1920) — Извещения // Воронежская коммуна. 1920. № 213. 23 сент. С. 1.

13. Ленин (1926) — Ленин В.И. Сочинения. Л.: Государственное издательство, 1926. Т. 10. С. 253.

14. Масленица (1918) — Масленица черных воронов // Воронежская беднота. 1918. №5. С. 2.

15. Наша газета (1922) — Наша газета. 1922. № 155. С. 1.

16. Недочеты (1919) — Недочеты агитационной работы // Воронежская беднота. 1919. № 46. С. 2.

17. О чудотворной иконе (1922) — О чудотворной иконе из Тулы, о поповской халтуре и о гадалке знатной // Наша газета. 1922. № 153. С. 3.

18. Ополчение (1919) — В тыловое ополчение // Воронежская беднота. 1919. №4. С. 3.

19. Первый гражданский брак (1919) — Первый гражданский брак // Воронежская беднота. 1919. № 7. С. 4.

20. Поп (1918) — Поп // Воронежская беднота. 1918. № 5. С. 1.

21. Постановление (1920) — Обязательное постановление // Воронежская коммуна. 1920. №221. 2 окт. С. 2.

22. С неба (1922) — С неба на землю // Наша газета. 1922. № 152. С. 2.

23. Сафонов (1919) — Сафонов И. Крестьяне о «нетленных» мощах // Воронежская беднота. 1919. №33. С. 4.

24. Священник контрреволюционер (1918) — Священник контрреволюционер // Красный листок. 1918. № 5. 28 июня. С. 4.

25. Сидоров: Как с народом (1919) — Сидоров Сидор. Как с народом в куклы играли // Воронежская беднота. 1919. № 27. С. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Сидоров: Церковь (1919) — Сидор Сидоров. Церковь и попы: пастыри или барышники // Воронежская беднота. 1919. № 8. С. 2-3.

27. Сидоров: Монастыри и монахи (1918) — Сидор Сидоров. Монастыри и монахи // Воронежская беднота. 1918. № 11. С. 2-3.

28. Студия (1919) — Студия научного коммунизма // Воронежская беднота. 1919. №63. С. 4.

Литература

29. Адгогов (1922) — АдгоговА.Н. Советская пресса в Сибири в 1917-1918 гг. Иркутск, 1922. 178 с.

30. Антюхин (1978) — Антюхин Г. В. Очерки истории партийно-советской печати Воронежской области, 1918-1945. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1978. 239 с.

31. Антюхин (1979) — АнтюхинГ.В. Очерки истории печати Воронежского края (17981917). Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1979. 283 с.

32. Белов (1922) — Белов В. Белая печать, ее идеология, роль, значение и деятельность: Материалы для будущего историка. Пг.: Гос. изд., 1922. 125 с.

33. Бережной (1971) — Бережной А. Ф. Ленин — создатель печати нового типа: (18931914 гг.). Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971. 343 с.

34. Гончаров (1969) — ГончаровА.А. Большевистские партийные и советские газеты периода триумфального шествия советской власти и начала Гражданской войны. 25 окт. 1917 — июль 1918. Дис. ... канд. ист. наук. М., 1969. 41 с.

35. Гражданов (1997) — Гражданов Ю.Д. Всевеликое Войско Донское в 1918 году. Волгоград: Изд-во Волгоградской акад. гос. службы, 1997. 157 с.

36. Кашеваров (2004) — Кашеваров А. И. Печать Русской Православной Церкви в ХХ веке. СПб: Роза мира, 2004. 162 с.

37. Ковырзин (2010) — Ковырзин К. В. Российская Православная Церковь и поиски принципов церковно-государственных отношений после Февральской революции (март 1917 — январь 1918 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Москва, 2010. 29 с.

38. Косых (2002) — Косых О.Е. Периодическая печать как источник по истории профсо-юзно-профессионального движения Западной Сибири (март 1917 — май 1918 гг.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Томск: Том. гос. ун-т, 2002. 21 с.

39. Криворот (1996) — Криворот А.В. Буржуазная печать Сибири в период революции 1917 г. // Из истории революций в России (первая четверть XX в.). Томск, 1996. С. 189-196.

40. Мишурис (1970) — МишурисАЛ. Ленин и развитие печати советского государства: Автореф. дис. ... д. ист. наук. / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Фак. журналистики. Кафедра истории парт. советской печати. М., 1970. 45 с.

41. Молчанов (1997) — Молчанов Л. А. Из истории газетной прессы России в годы революции и Гражданской войны. М.: Археографический центр, 1997. 106 с.

42. Молчанов (2001) — Молчанов Л. А. Газетный мир антибольшевистской России (ок. 1917-1920). М.: Лосев, 2001.

43. Молчанов (2002) — Молчанов Л. А. Газетная пресса России в годы революции и Гражданской войны (окт. 1917-1920гг.). М.: Издатпрофпресс, 2002.

44. Овсепян (1991) — ОвсепянР.П. История советской журналистики: Первое десятилетие Сов. власти. М: Изд-во МГУ, 1991. 77 с.

45. Ткаченко (2015) — Ткаченко Л.А. Православная журналистика в историографических работах отечественных ученых // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. №. 15. С. 88-94.

46. Шафир (1923) — Шафир Я. М. Газета и деревня. М.: Красная новь, 1923. 147 с.

47. Шафир (1926) — Шафир Я. М. Рабочая газета и ее читатель. Итоги одной анкеты. М.: Изд-во Рабочей газеты, 1926. 243 с.

48. Яковлев: Деревня (1925) — ЯковлевЯ.А. Деревня как она есть: Очерки Никольской волости М.; Л.: Гос. изд., 1925. 144 с.

49. Яковлев: Наша деревня (1925) — Я.Я. А. [Яковлев Я.А.] Наша деревня: Новое в старом и старое в новом М.; Л.: Гос. изд., 1925. 192 с.

50. Янчевский (1924) — Янчевский Н. Л. Как живет и чем болеет деревня: По материалам Комиссии по обследованию деревни на Юго-Востоке. М.: Прибой, 1924. 96 с.

Priest Pavel OvMnnikov. Bolshevik Newspapers about the Russian Orthodox Church (Based on Materials from the Voronezh Editions).

Abstract: In this article we undertake a study of the Bolshevik publications of the Voronezh province5 in terms of their consecration of events related to the Russian Orthodox Church. The relevance of the topic is explained by the fact that in the conditions of military operations, the usual system of informing the population and the interaction of authorities and citizens cease to exist and there is a transition to unreliable sources of information. Under these conditions, it becomes particularly important to use the press to broadcast the official state position. In October 1917, as it is known, the position of the Bolsheviks, who seized power, became such a dominant position. It is obvious that orders issued from Moscow and Petrograd in the regions met with a different attitude even within the party apparatus itself, which was in the state of formation since the end of October 1917 and throughout 1918. In addition, the speed and methods of implementing decrees and other decrees of the authorities faced, in local conditions, with various difficulties of their implementation.

5 Necessary clarification. Under the Bolshevik publications we understand the newspaper, published by the RCP (b) And the Council of Workers 'and Peasants' Deputies.

The reflection of the local situation, social and social relations we find on the pages of periodicals that appear at this time. The publications that appear in the Voronezh province are studied very fragmentary. The lower border of research is October 1917, the revolutionary month, which led to the power of the RCP (b). The upper border is in the middle of 1922, when the last centers of resistance of the official state power were destroyed on the territory of the Voronezh province. Among the large number of newspapers published in Voronezh, in accordance with the task set, the filings of the following publications were studied: "Red Leaf", "Voronezh Poor", "Voronezh Commune", "New Life". The study takes place at the junction of three disciplines: history, sociology and journalism.

Keywords: Bolshevik newspapers, Russian Orthodox Church, Civil War, Russian Telegraph Agency, public information system, Voronezh gubernia, ideological coloring, Voronezh Bolshevik press, means of influencing mass consciousness, political discourse, anti-religious publications, opening of relics, change in mass consciousness.

Priest Pavel Andreyevich Ovchinnikov — Master of Theology, Postgraduate student at Sts. Cyril and Methodius Institute for Postgraduate Study ([email protected]).

Sources and References

Sources

1. Belkin (1919) — Belkin P. Temnota — vrag naroda [Darkness — the Enemy of the People]. Voronezhskaya bednota, 1919, no. 75, p. 2. (In Russian).

2. Boldyrev (1919) — Boldyrev M. O popovskikh zateyakh [On the priestly undertakings]. Voronezhskaya bednota, 1919, no. 44, p. 4. (In Russian).

3. Boyatsya za sebya (1923) — Boyatsya za sebya vstupit'sya [They are afraid for themselves to intervene]. Nasha gazeta, 1923, no. 12 (Feb. 1), p. 4. (In Russian).

4. Bukhantsov (1919) — Bukhantsov A. Dukhovenstvo i chernaya sotnya rabotayut [The clergy and the black hundred work]. Voronezhskaya bednota, 1919, no. 67, p. 3. (In Russian).

5. Dekrety (1917-1918) — Dekrety Sovetskoy vlasti. T.I: 25 oktyabrya 1917 g. - 16 marta 1918 g. [Decrees of Soviet power. Vol.1: October 25, 1917 — March 16, 1918]. Moscow: Gosudarstvennoye izdatel'stvo politicheskoy literatury, 1957, pp. 432-434. (In Russian).

6. Eparkhial'nyye vedomosti (1896) — Voronezhskiye eparkhial'nyye vedomosti [Voronezh diocesan sheets], 1896, no. 24, p. 1046. (In Russian).

7. Grishin (1919) — Grishin S.Vokrug fal'shivykh ugodnikov [Around fake saints]. Voronezhskaya bednota, 1919, no. 46, p. 3. (In Russian).

8. Iz vospominaniy (1919) — Iz Rozhdestvenskikh vospominaniy [From Christmas memories]. Voronezhskaya bednota, 1919, no. 4, p. 3. (In Russian).

9. Izveshcheniya (1920) — Izveshcheniya [Notices]. Voronezhskaya kommuna, 1920, no. 213 (September 23), p. 1. (In Russian).

10. Lenin (1926) — Lenin V.I. Sochineniya [Works]. Leningrad: Gosudarstvennoye izdatel'stvo, 1926, vol. 10, p. 253. (In Russian).

11. Maslenitsa (1918) — Maslenitsa chernykh voronov [Maslenitsa of the black ravens]. Voronezhskaya bednota, 1918, no. 5, p. 2. (In Russian).

12. Nasha gazeta (1922) — Nasha gazeta [Our newspaper], 1922, no. 155, p. 1. (In Russian).

13. Nedochety (1919) — Nedochety agitatsionnoy raboty [Shortcomings of agitation work]. Voronezhskaya bednota, 1919, no. 46, p. 2. (In Russian).

14. O chudotvornoy ikone (1922) — O chudotvornoy ikone iz Tuly, o popovskoy khalture i o gadalke znatnoy [About the miraculous icon from Tula, about priestly careless work and about a fortune teller]. Nasha gazeta, 1922, no. 153, p. 3. (In Russian).

15. Opolcheniye (1919) — V tylovoye opolcheniye [In rear militia]. Voronezhskaya bednota, 1919, no. 4, p. 3. (In Russian).

16. Pervyy grazhdanskiy brak (1919) — Pervyy grazhdanskiy brak [The first civil marriage]. Voronezhskaya bednota, 1919, no. 7, p. 4. (In Russian).

17. Pop (1918) — Pop [Priest]. Voronezhskaya bednota, 1918, no. 5, p. 1. (In Russian).

18. Postanovleniye (1920) — Obyazatel'noye postanovleniye [Mandatory Resolution]. Voronezhskaya kommuna, 1920, no. 221 (Oct. 2), p. 2. (In Russian).

19. S neba (1922) — S neba na zemlyu [From the sky to the earth]. Nasha gazeta, 1922, no. 152, p. 2. (In Russian).

20. Safonov (1919) — Safonov I. Krest'yane o «netlennykh» moshchakh [Peasants on the "imperishable" relics]. Voronezhskaya bednota, 1919, no. 33, p. 4. (In Russian).

21. Sidorov: Kak s narodom (1919) — Sidorov Sidor. Kak s narodom v kukly igrali [As with the people, the dolls were played]. Voronezhskaya bednota, 1919, no. 27, p. 2. (In Russian).

22. Sidorov: Tserkov' (1919) — Sidor Sidorov. Tserkov' i popy: pastyri ili baryshniki [Church and priests: shepherds or baryshniki]. Voronezhskaya bednota, 1919, no. 8, pp. 2-3. (In Russian).

23. Sidorov: Monastyri i monakhi (1918) — Sidor Sidorov. Monastyri i monakhi [Monasteries and monks]. Voronezhskaya bednota, 1918, no. 11, pp. 2-3. (In Russian).

24. Studiya (1919) — Studiya nauchnogo kommunizma [Studio of scientific communism]. Voronezhskaya bednota, 1919, no. 63. p. 4. (In Russian).

25. Svyashchennik kontrrevolyutsioner (1918) — Svyashchennik kontrrevolyutsioner [The Priest of the Counter-Revolutionary]. Krasnyy listok, 1918, no. 5 (June 28), p. 4. (In Russian).

26. Vera padayet (1923) — Vera padayet [Faith falls]. Nasha gazeta, 1923, no. 6 (Jan. 16), p. 2. (In Russian).

27. Voronezhskaya bednota (1918) — Voronezhskaya bednota [Voronezh poor], 1918, no. 5, p. 1. (In Russian).

28. Zasil'ye (1919) — Popovskoye zasil'ye [Priest's domination]. Voronezhskaya bednota, 1919, no. 9, p. 3. (In Russian).

References

29. Adgogov (1922) — AdgogovA.N. Sovetskaya pressa v Sibiri v 1917-1918 gg. [The Soviet Press in Siberia in 1917-1918]. Irkutsk, 1922, 178p. (In Russian).

30. Antyukhin (1978) — Antyukhin G. V. Ocherki istorii partiyno-sovetskoy pechati Voronezhskoy oblasti, 1918-1945 [Essays on the history of the party-Soviet press of the Voronezh Region, 1918-1945]. Voronezh: Voronezhskiy Universitet Publ., 1978, 239 p. (In Russian).

31. Antyukhin (1979) — Antyukhin G. V. Ocherki istorii pechati Voronezhskogo kraya (17981917) [Essays on the history of printing of the Voronezh region (1798-1917)]. Voronezh: Voronezhskiy Universitet Publ., 1979, 283 p. (In Russian).

32. Belov (1922) — BelovV. Belaya pechat', eye ideologiya, rol', znacheniye i deyatel'nost': Materialy dlya budushchego istorika [The White press, its ideology, role, significance and activity: Materials for a future historian]. Petrograd: Gosudarstvennoye izdatel'stvo, 1922, 125 p. (In Russian).

33. Berezhnoy (1971) — Berezhnoy A.F. Lenin — sozdatel' pechati novogo tipa: (1893-1914 gg.) [Lenin as the creator of a new type of press: (1893-1914)]. Leningrad: Leningradskiy Universitet Publ., 1971, 343 p. (In Russian).

34. Goncharov (1969) — Goncharov A. A. Bol'shevistskiye partiynyye i sovetskiye gazety perioda triumfal'nogo shestviya sovetskoy vlasti i nachala Grazhdanskoy voyny. 25 okt. 1917 — iyul' 1918 [Bolshevik party and Soviet newspapers of the period of the triumphal march of the Soviet government and the beginning of the Civil War. Oct 25 1917 — July 1918]. Cand. hist. sci. diss. Moscow, 1969, 41 p. (In Russian).

35. Grazhdanov (1997) — Grazhdanov Yu. D. Vsevelikoye Voysko Donskoye v 1918 godu [The Great Don Army in 1918]. Volgograd: Volgogradskaya akademiya gosudarstvennoy sluzhby Publ., 1997, 157 p. (In Russian).

36. Kashevarov (2004) — Kashevarov A. I. Pechat' Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi v XX veke [The press of the Russian Orthodox Church in the twentieth century]. Saint Petersburg: Rosa mira, 2004, 162 p. (In Russian).

37. Kovyrzin (2010) — Kovyrzin K.V. Rossiyskaya Pravoslavnaya Tserkov' i poiski printsipov tserkovno-gosudarstvennykh otnosheniy posle Fevral'skoy revolyutsii (mart 1917 — yanvar' 1918 gg.) [The Russian Orthodox Church and the search for principles of church-state relations after the February Revolution (March 1917 — January 1918)]. Cand. hist. sci. diss. Abstr. Moscow, 2010, 29 p. (In Russian).

38. Kosykh (2002) — Kosykh O. E. Periodicheskaya pechat' kak istochnik po istorii profsoyuzno-professional'nogo dvizheniya Zapadnoy Sibiri (mart 1917 — may 1918 gg.) [Periodicals as a source on the history of the trade union professional movement in Western Siberia (March 1917 — May 1918)]. Cand. hist. sci. diss. Abstr. Tomsk: Tomskiy Universitet, 2002, 21 p. (In Russian).

39. Krivorot (1996) — Krivorot A.V. Burzhuaznaya pechat' Sibiri v period revolyutsii 1917 g. [The bourgeois press of Siberia during the revolution of 1917]. Iz istorii revolyutsiy v Rossii (pervaya chetvert' XX v.) [From the history of revolutions in Russia (first quarter of the 20th century)]. Tomsk, 1996, pp. 189-196. (In Russian).

40. Mishuris (1970) — Mishuris A. L. Lenin i razvitiye pechati sovetskogo gosudarstva [Lenin and the development of the press of the Soviet state]. Dr. hist. sci. diss. Abstr. Moscow, 1970, 45p. (In Russian).

41. Molchanov (1997) — Molchanov L.A. Iz istorii gazetnoy pressy Rossii v gody revolyutsii i Grazhdanskoy voyny [From the history of the Russian press in the years of the revolution and the Civil War]. Moscow: Arkheograficheskiy tsentr, 1997, 106p. (In Russian).

42. Molchanov (2001) — MolchanovL.A. Gazetnyy mir antibol'shevistskoy Rossii (ok. 19171920) [The newspaper world of anti-Bolshevik Russia. (ca. 1917-1920)]. Moscow: Losev, 2001.

43. Molchanov (2002) — Molchanov L. А. Gazetnaya pressa Rossii v gody revolyutsii i Grazhdanskoy voyny (okt. 1917 — 1920 gg.) [Newspaper press of Russia in the years of the revolution and the Civil War (Oct. 1917 — 1920)]. Moscow: Izdatprofpress, 2002, p. 15. (In Russian).

44. Ovsepyan (1991) — Ovsepyan R. P. Istoriya sovetskoy zhurnalistiki: Pervoye desyatiletiye Sov. vlasti [History of Soviet Journalism: The First Decade of the Soviet authorities]. Moscow: Moskovskiy Gosudarstvennyy Universitet Publ., 1991, 77p. (In Russian).

45. Tkachenko (2015) — Tkachenko L. А. Pravoslavnaya zhurnalistika v istoriograficheskikh rabotakh otechestvennykh uchenykh [Orthodox journalism in the historiographic works of domestic scientists]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015, no. 15, pp. 88-94. (In Russian).

46. Shafir (1923) — Shafir Ya. M. Gazeta i derevnya [Newspaper and the village]. Moscow: Krasnaya Nov', 1923, 147p. (In Russian).

47. Shafir (1926) — Shafir Ya. M. Rabochaya gazeta i eye chitatel'. Itogi odnoy ankety [Working paper and its reader. The results of one questionnaire]. Moscow: Izd-vo Rabochey gazety, 1926, 243 p. (In Russian).

48. Yakovlev: Derevnya (1925) — Yakovlev Ya. A. Derevnya kak ona est': Ocherki Nikol'skoy volosti [The village as it is: Essays on the Nikolsky Volost]. Moscow; Leningrad: Gosudarstvennoye izdatel'stvo, 1925, 144p. (In Russian).

49. Yakovlev: Nasha derevnya (1925) — Y.Y. A. [Yakovlev Ya. A.]. Nasha derevnya: Novoye v starom i staroye v novom [Our village: New in the old and the old in the new]. Moscow; Leningrad: Gosudarstvennoye izdatel'stvo, 1925, 192 p. (In Russian).

50. Yanchevskiy (1924) — Yanchevskiy N. L. Kak zhivet i chem boleyet derevnya: Po materialam Komissii po obsledovaniyu derevni na Yugo-Vostoke [How the village lives and what it hurts: According to the materials of the Commission for the Survey of the Village in the South-East]. Moscow: Priboy, 1924, 96 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.