Л.В. Савченко
«БОЛЬШАЯ ВОСЬМЕРКА»: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
Савченко Леся Валентиновна - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры сравнительной политологии МГУ им. М. В. Ломоносова.
В последнее время политологи, журналисты и некоторые политики говорят о том, что «Группа восьми», или «Большая восьмерка», как ее чаще называют, находится на грани вымирания. Все увереннее набирает обороты относительно молодая «Группа двадцати», начинавшая с регулярных встреч министров финансов, управляющих банками и других финансовых топ-менеджеров стран с наиболее развитой или развивающейся быстрыми темпами экономикой, а в последние годы проводящая саммиты глав 19 государств и правительств, а также Евросоюза, представленного председателем Европейского совета и председателем Европейского центрального банка. Так что же происходит с самым важным и влиятельным неформальным межправительственным объединением, существующим более 35 лет?
Датой начала деятельности «Большой восьмерки» по праву называют ноябрь 1975 г., когда во французском Рамбуйе встретились главы шести ведущих экономически развитых стран мира: Франции, ФРГ, Италии, Великобритании, США и Японии. Однако генезис саммитов восходит к заседаниям так называемой «библиотечной группы», созданной по инициативе министра финансов США Джорджа Шульца. Первая подобная встреча состоялась в марте 1973 г. в библиотеке Белого дома в Вашингтоне; в ней приняли участие министры финансов Франции, Великобритании и Германии.
Поводом для совещания министров стала стремительно меняющаяся ситуация в мире, переживавшем в начале 1970-х годов череду крупных международных событий, приведших к кризисным явлениям в мировой экономической системе, а также к ухудшению отношений между США, Западной Европой и Японией по финансовым и экономическим вопросам.
К таким событиям исследователи «Группы восьми» относят прежде всего:
• «крах Бреттон-Вудсской валютной системы, основанной на фиксированных ставках обмена валют и конвертируемости доллара США в золото
< >•
... ,
• первое расширение Европейского сообщества: к шести первоначальным членам присоединяются Великобритания, Дания и Ирландия;
• первый нефтяной кризис, когда Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) наложила эмбарго на поставки нефти после войны Судного дня в октябре 1973 г. <...>;
• экономический спад 1974 г. в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - инфляция и уровень безработицы в них резко выросли» [7, с. 36].
Кроме того, США продолжали кровопролитную и затяжную военную агрессию во Вьетнаме, которая наносила большой вред имиджу Америки и внутри страны, и в глазах мировой общественности. Советник президента по вопросам национальной безопасности Генри Киссинджер еще в 1971 г. предлагал Ричарду Никсону устроить саммит лидеров западных стран и лично обсудить наболевшие вопросы. Став госсекретарем, Киссинджер вновь предпринял попытку создать альянс с западноевропейскими странами, объявив 1973 год «Годом Европы» [8], однако встретил сопротивление со стороны Франции, опасавшейся мировой гегемонии Соединенных Штатов.
Тем не менее стало очевидным, что необходимо искать новые формы международного сотрудничества для совместного преодоления возникших проблем. Задуманный Киссинджером саммит организовать не удалось, но встреча министров финансов пяти наиболее развитых стран западного мира состоялась. После первого обсуждения глобальной экономики участниками совещания «библиотечной группы» было принято решение о продолжении начатых дискуссий и приглашении к участию в них Японии. В сентябре того же 1973 г. состоялся конфиденциальный форум министров финансов США, Великобритании, ФРГ, Франции и Японии, который получил название «Группа пяти министров финансов». В 1974 г. эти встречи продолжались и проходили в расширенном составе: вначале при участии министров иностранных дел пяти стран, затем вместе с управляющими центральными банками [7, с. 38].
К 1975 г. двое из министров, принимавших участие в совещаниях «библиотечной группы», Валери Жискар д'Эстен и Гельмут Шмидт стали главами соответственно Франции и Германии. Сменились и лидеры трех других ведущих западных держав: вместо ушедшего со своего поста в результате импичмента Ричарда Никсона президентом США стал Джеральд Форд; в Великобритании к власти вернулся Гарольд Вильсон; премьер-министром Япо-88
нии стал Такэо Мики. Президент Франции д'Эстен при поддержке канцлера Германии Коля решил использовать обретенный опыт и изменить формат встреч. Он предложил главам соответствующих государств провести встречу на высшем уровне и в неформальной обстановке обсудить проблемы мировой экономики, ее нужды и пути развития.
По данным исследователей, идея подобной встречи возникла 31 июля 1975 г. в Хельсинки во время Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. На устроенном британским послом в Финляндии четырехстороннем обеде, в котором принимали участие Гарольд Вильсон, Валери Жискар д'Эстен, Гельмут Шмидт и Джеральд Форд вместе со своими министрами иностранных дел, президент Франции д'Эстен предложил созвать конференцию на высшем уровне «для обсуждения вопросов мировой экономики и всемирной валютной системы».
Саммит в Рамбуйе прошел с 15 по 17 ноября 1975 г., в нем приняли участие главы шести государств, а также министры финансов и министры иностранных дел. Уже на первой встрече были достаточно ясно сформулированы цели, которые поставили перед собой ее участники: необходимость развивать межправительственное сотрудничество; объединять усилия для борьбы с глобальными вызовами, и сегодняшними и будущими; более тесно сотрудничать по вопросам помощи развивающимся странам; реформировать работу международных организаций; улучшать взаимопонимание и взаимодоверие между своими странами.
Главной проблемой середины 1970-х стали поиски новых путей международной экономической интеграции. Существовавшие на тот момент структуры экономического регулирования, такие как Экономический и социальный совет ООН, Организация экономического сотрудничества и развития, региональное Европейское экономическое сообщество - предшественник Европейского сообщества, ставшего одной из трех опор Евросоюза, обладали целым рядом организационных недостатков и нуждались в обновлении и реформировании. Международные кредитно-финансовые организации Брет-тон-Вудсской системы, прежде всего Международный валютный фонд и Всемирный банк, потерпели неудачу в регулирования валютных и кредитно-финансовых отношений между странами. До появления ВТО оставалось 20 лет.
Поэтому участники саммита 1975 г., обсудив энергетический кризис, пути реформы международной валютной системы, меры обуздания инфляции и безработицы, в принятой совместной Декларации заявили: «Мы намереваемся укрепить наше сотрудничество по всем перечисленным проблемам в рамках существующих институтов, равно как и во всех релевантных международных организациях» [12].
Президент США Джеральд Форд по совету Генри Киссинджера через год пригласил участников французской встречи в Пуэрто-Рико для продолжения дискуссий. Седьмой страной, включенной в список приглашенных, стала Канада - по мнению западных политологов, для «географического равновесия» [17]. В результате саммита 1976 г. было решено сделать эти встречи ежегодными; там же родилось название «Группа семи». Начиная с 1977 г., постоянным участником всех последующих саммитов стал Европейский союз, представленный Председателем Европейской комиссии (до 2009 г. - Комиссии европейских сообществ) и Председателем Европейского совета.
Лидеры государств, вошедших в «Группу семи», договорились не придавать саммитам официозный характер, а проводить заседания в неформальной обстановке с установленной ежегодной ротацией стран, принимающих у себя членов группы. Участники «Семерки» не стали подписывать международный договор, создавать устав, бюджет, секретариат, т.е. инициировать еще одну международную организацию со всеми присущими ей элементами, зачастую громоздкими и неповоротливыми, поэтому ее порой определяли как «квазиинститут» [18]. Однако она начала играть важную роль в международной жизни и мировой политике, постепенно превращаясь в уникальную переговорную площадку для обсуждения насущных проблем глобального управления.
Группа стала работать по четко отлаженной схеме. Во-первых, в деятельности этого неформального клуба, помимо лидеров государств, стали принимать участие другие функционеры: министры финансов, министры иностранных дел, другие министры (в зависимости от круга обсуждаемых вопросов). Во-вторых, появился институт так называемых шерпов - полномочных представителей глав государств - председателей саммитов «Группы семи», занимающихся их подготовкой. Была установлена ежегодная ротация стран-председателей со строгой очередностью, не нарушавшейся в течение всех прошедших десятилетий. В подготовке саммитов стали принимать участие эксперты, чиновники (в некоторых правительствах и министерствах были назначены политические директора и специальные сотрудники, отвечавшие за взаимодействие с «Семеркой»), возникли исследовательские институты, занимающиеся изучением деятельности группы, проводящие свои конференции и симпозиумы1. В дальнейшем (с 2008 г.) стали проходить университетские саммиты группы. В Декларации саммита 2010 г. отмечалось, что подобные «инновационные исследования и образовательные проекты объединяют выпускников и сотрудников факультетов разных специально-
1. В 1987 г. была создана The G8 Research Group at the University of Toronto; позднее возникли The Oxford branch of the G8 Research Group, Информационно-аналитический центр по сотрудничеству с «Группой восьми» ИМОМС ГУ-ВШЭ и другие исследовательские группы.
стей, национальной принадлежности, языков и культур, приводя к творчеству, обмену и применению полученных знаний» [20].
Изучение деятельности группы привело к появлению целого ряда терминов. Так, например, в научный и практический оборот был введен старый латинский термин <^ер1епптт» - семилетний период. В данном контексте он означал, что за эти годы проходила полная ротация стран - председателей «Группы семи». Круг вопросов, обсуждаемых на саммитах и министерских встречах «Семерки», постепенно расширялся в зависимости от того, какие события становились наиболее важными в жизни мирового сообщества. Можно выделить следующие главные темы этих встреч:
• экономика (меры по обузданию инфляции, экономические отношения между Западом и Востоком);
• финансы (структурная реформа международной валютной системы);
• международная торговля;
• энергетическая безопасность (энергетический кризис, дефицит энергоносителей, альтернативные источники энергии, развитие атомной энергетики);
• обеспечение правопорядка (борьба с международным терроризмом);
• сотрудничество в сфере науки и технологий;
• социальные проблемы (безработица, проблема беженцев);
• помощь развивающимся странам.
Одним из важнейших направлений деятельности «Семерки» было обсуждение актуальных политических проблем. «Группа семи» становилась важным связующим звеном между политикой и экономикой, и политические темы в рамках саммитов постепенно отвоевывали пространство у тем экономических и финансовых. Усилился интерес западных лидеров к взаимоотношениям со странами восточного блока. Данные отношения с самого начала существования «Группы семи» были одним из важных направлений ее деятельности. Советскому Союзу и происходящим в нем процессам главы наиболее влиятельных государств уделяли особое внимание, имевшее двойственную природу. В декларации 1982 г. члены «Семерки» заявляют, что «принимая во внимание существующие экономический и финансовый анализ, мы договорились внимательно прорабатывать финансовые отношения с СССР и другими восточноевропейскими странами, чтобы удостовериться, что они будут осуществляться на надежной экономической основе, включающей также необходимость проявления коммерческой осторожности в ограничении экспортных кредитов» [13].
В середине 1980-х стали происходить масштабные глобально-политические изменения, обусловленные прежде всего объявленными новым руководством СССР перестройкой и гласностью. Демократические преобразования, начавшиеся в Советском Союзе, вызвали «цепную реакцию» в социалистиче-
ских странах. Это нашло отражение в предметах дискуссий лидеров «Семерки», среди которых появились такие темы, как расширенный политический диалог и долгосрочное сотрудничество с СССР и его союзниками, инвестиции в страны Центральной и Восточной Европы; интеграция стран с переходной экономикой в мировое экономическое сообщество.
Вместе с тем страны «Группы семи» продолжали проявлять в отношении социалистических стран определенную осторожность. В «Декларации по отношениям между Востоком и Западом», принятой в 1987 г. в Венеции, говорилось: «Мы с пристальным интересом следим за недавним развитием внутренней и внешней политики Советского Союза. Мы надеемся, что оно будет иметь большое значение для улучшения политических, экономических и безопасных отношений между странами Востока и Запада. В то же время глубокие различия вынуждают нас сохранять бдительность в отношении всех аспектов советской политики» [19].
Внутренние процессы, происходившие в Советском Союзе: экономический спад, национальные конфликты и другие характерные признаки революционных преобразований, привели к ослаблению нашей страны в качестве одного из основных игроков на международной арене. Это дало повод лидерам «Группы семи» считать, что теперь они могут диктовать условия игры: «В ХХ в. могущество ведущих стран нарастало (после распада СССР это касалось прежде всего стран "Группы семи"). Они обеспечивали прорывы в создании систем вооружений, демонстрировали рост национального богатства, повышение образованности населения, привлекательность жизни» [1, с. 3-4].
В то же время происходившие в Советском Союзе позитивные сдвиги в сторону демократии, перестройка политической системы, нараставшая активность гражданского общества вызывали огромный интерес и живой отклик во всем мире, в том числе и у лидеров «Группы семи». Уже в 1988 г. на саммите в Торонто участники встречи изменили тон, отметив, что за истекший период в отношениях между западными странами и СССР произошли важные, признаваемые всеми изменения. Эволюция этих отношений привела к тому, что в июле 1991 г. «на полях» лондонского саммита Президент СССР М.С. Горбачёв впервые провел рабочие встречи с лидерами стран - участниц «Семерки». После распада Советского Союза в таком же формате в саммитах участвовал первый Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин. Результатом окончания «холодной войны» и процесса налаживания отношений между Востоком и Западом стало решение, инициированное Вашингтоном, о принятии новой России в неформальный клуб ведущих демократических стран.
Этому решению предшествовал состоявшийся в 1996 г. в Москве «внеочередной» саммит лидеров «Восьмерки» по ядерной безопасности под со-председательством президентов России и Франции. В ходе саммита были 92
приняты важные документы: Декларация Московской встречи, Программа противодействия незаконному обороту ядерных материалов, Заявление по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, которые легли в основу дальнейшей работы «Группы восьми» в данном направлении.
Важным фактором в пользу решения о принятии России в неформальное объединение стран «Семерки» стало также желание «примирить Россию с расширением НАТО» [10]. В 1997 г. во время саммита в Денвере Россия стала членом самого влиятельного международного форума, который получил официальное название «Группа восьми». Многолетняя кропотливая работа российских политиков увенчалась успехом. Однако участие Российской Федерации в работе группы имеет определенные ограничения, некоторые экономические и финансовые проблемы (особенно на министерском уровне) по сей день обсуждаются в прежнем западноцентричном составе, поэтому в иностранных публикациях и комментариях к саммитам зачастую встречаются такие термины, как «Экономическая семерка» и «Политическая восьмерка».
Возможно, не последнюю роль в решении ведущих мировых держав в отношении России сыграла и постоянно возрастающая взаимозависимость мирового сообщества в решении не только внешних, но и внутригосударственных проблем. Это явление, охватившее все сферы современной жизни, получило в начале 1990-х годов название «глобализация», и примерно в это же время новый термин впервые появился в документах группы. В 1996 г. в Лионе было принято «Экономическое коммюнике: достижение успеха глобализации во всеобщее благо», в котором отмечалась необходимость «дать определение новому глобальному партнерству между развивающимися странами, развитыми странами и международными институтами» [14]. Отличительной чертой саммита 1996 г. стало также впервые приглашение для участия в форуме представителей крупнейших международных организаций: Организации Объединенных Наций, Всемирного банка, Международного валютного фонда и Всемирной торговой организации, что, несомненно, соответствовало настоятельным требованиям меняющегося миропорядка в условиях глобализации.
«Группе восьми» удалось занять на мировой арене если не ведущее, то одно из главенствующих мест. Вхождение же Российской Федерации в число участников группы, несмотря на существующие особенности ее членства, а отчасти и благодаря им, повлияло на расширение круга вопросов, включаемых в повестки саммитов «Восьмерки», прежде всего внешнеполитических. Другим важным следствием появления в этом могущественном международном клубе нового, столь отличного от других участников государства привело к повышению значимости коллективного принятия решений в урегулировании проблем внешней политики. Ведущими темами саммитов «Восьмерки» продолжают быть вопросы глобальной и региональной безопасности, укреп-
ление и расширение сотрудничества в борьбе с международным терроризмом и преступностью в финансовой сфере, предотвращение региональных конфликтов. Особое внимание уделяется проблеме ядерной безопасности и разоружения, первое обсуждение которой главами государств «Группы восьми» состоялось во время их встречи в Москве 1996 г. После трагических событий 11 сентября 2001 г. «Восьмерка» учредила Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения (ГП), обязавшись в течение ближайших десяти лет выделить до 20 млрд. долл. США для поддержки данной инициативы. В 2004 г. «Группой восьми» был принят План действий по нераспространению, в рамках Группы по ядерной безопасности (N880) продолжается изучение вопросов, связанных с ядерной безопасностью, регулярно заслушиваются отчеты экспертов.
Проблемы безопасности являются важным направлением работы «Восьмерки» и в связи с глобальной энергетической безопасностью. В ответ на предложение Евросоюза, полученное в 2007 г. на саммите в Хайлигендамме, «Группа восьми» совместно с Международным энергетическим агентством (МЭА) согласилась участвовать в поисках наиболее эффективных мер по повышению энергоэффективности и энергосбережения, и в 2008 г. вместе с Китаем, Индией, Южной Кореей и Евросоюзом, представленным Еврокомис-сией, основала Международное партнерство по сотрудничеству в области энергоэффективности.
Решение политических вопросов неразрывно связано с тенденциями современной мировой экономики, которая по-прежнему является главной заботой и главным предметом дискуссий лидеров государств «Группы восьми» во время их саммитов. Однако в конце 1990-х произошло изменение формата встреч «Восьмерки»; министерские встречи были вынесены за рамки саммитов, но проходят регулярно, несколько раз в году; это прежде всего встречи министров финансов, управляющих банками и других ответственных лиц, занимающихся поисками ответов на экономические и финансовые глобальные вызовы, министров иностранных дел, а также отраслевых министров в зависимости от повестки дня конкретного саммита.
Важной составляющей данного процесса стало растущее сотрудничество и постепенная и последовательная интеграция стран с переходной экономикой. Современные условия диктуют членам «Восьмерки» новые правила игры и требуют расширения круга участников дискуссий по политическим и экономическим вопросам. В 2000 г., когда на саммит группы были приглашены представители ЮАР, начало формироваться неформальное сотрудничество «Группа 8+5». В 2003 г. в саммите участвовали уже все страны «Пятерки»: Бразилия, Китайская Народная Республика, Индия, Мексика и ЮАР, а в 2007 г. на саммите «Группы восьми» в Германии совместно с главами государств с наиболее стремительно развивающейся экономикой было создано 94
новое партнерство - Хайлигендаммский процесс (ХП). В рамках этого партнерства на саммите 1999 г. была создана Кёльнская инициатива по долгам, целью которой стало обеспечение всестороннего и скорого облегчения долгового бремени беднейших стран путем проведения серьезных изменений в Инициативе по беднейшим странам с крупной задолженностью (БСБЗ). Участники группы, в том числе и Россия, внесли в Международный валютный фонд и Международную ассоциацию развития предложение о списании 100% долгов государств, подпадающих под действие БСБЗ. В рамках этой инициативы к 2009 г. общий объем аннулированной Российской Федерацией задолженности превысил 20 млрд. долл. [6].
«Группа восьми» расширяет сотрудничество не только с отдельными странами, но и с ООН и другими международными организациями по различным направлениям жизнедеятельности мирового сообщества. Начиная с конца 1990-х в саммитах «Восьмерки» принимают участие представители Всемирного банка, Международного валютного фонда, Всемирной торговой организации, Всемирной организации здравоохранения, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, Организации экономического сотрудничества и развития. «Группа восьми» начинает активное сотрудничество с континентальными и региональными МО.
Анализируя деятельность «Группы восьми», ее критики обращают внимание мировой общественности на возрастающую глобальную гегемонию капитала. Это явление, безусловно, имеет место, и транснациональные проекты, инициированные или поддерживаемые «Восьмеркой», напрямую влияют на его развитие. Однако у этого процесса есть и позитивная сторона: глобализации экономики играет важную роль в социальной жизни мирового сообщества. Генеральный директор Французского института международных отношений Тьери де Монбриаль считает, что «сегодня создано и реально существует множество разных механизмов международного регулирования -"Группа восьми", "Группа двадцати", "Группа четырнадцати", Совет Безопасности ООН, пятерка ядерных держав. Но действия этих механизмов будут оправданными лишь в том случае, если их участники более основательно продумают их формы и цели» [3, с. 2]. В случае «Восьмерки» цели группы в социальной сфере определены достаточно четко, объем работы по их достижению постепенно увеличивается, а методы достижения совершенствуются. В две последние «семилетки» больше внимания стало уделяться образованию, вопросам охраны здоровья, созданию рабочих мест, борьбе с бедностью, продовольственной безопасности. В Итоговом коммюнике 1999 г. отдельными разделами выделены такие направления деятельности группы, как «Инвестиции в развитие человеческого капитала» и «Усиление социальной защиты». В них, в частности, говорится: «Демократия, верховенство закона, надлежащее управление и уважение к правам человека и основным трудовым
стандартам являются необходимыми предпосылками для социальной стабильности в дальнейшем. Процесс либерализации должен дополняться развитием хорошо функционирующих и свободных от коррупции институтов, экономически эффективных, прозрачных и подотчетных общественности» [15].
В основе социальных программ «Группы восьми» лежит поддержка демократических ценностей, среди которых поддержка свободы слова, снижение социального неравенства, защита материнства и детства, укрепление гражданского общества. Для достижения этих целей «Восьмерка» уделяет особое внимание взаимодействию с неправительственными организациями. Примером такого взаимодействия может послужить саммит в Санкт-Петербурге в 2006 г. За год первого председательства России в «Группе восьми» состоялось множество мероприятий, проводимых российскими НПО, среди которых Ассоциация юных лидеров, Союз «Гражданское общество - детям России», Московская Хельсинкская группа, МОД «Здоровье нации», Российское национальное движение против бедности и др.
В последние годы в повестки дня не только саммитов «Группы восьми», но и министерских встреч включались проблемы глобального изменения климата и охраны окружающей среды. При подготовке встречи лидеров «Восьмерки» 2008 г. министры финансов стран - членов группы утвердили План действий «Группы восьми» по изменению климата и поддержали идею создания Всемирным банком новых Климатических инвестиционных фондов, призванных оказывать помощь уже существующей «Рамочной конвенции ООН об изменении климата» (РКИК) после 2012 г.
Коллективный подход к решению актуальных международных вопросов не означает, что внутри неформального объединения царит полное согласие и единодушие. Одним из примеров подобных разногласий могут служить дискуссии по позициям участников саммита 2003 г. в отношении американо-британской военной акции против Ирака. США все еще не могут отказаться от идеи глобального лидерства; госсекретарь Хилари Клинтон часто заменяет термин «многополярный мир» словосочетанием multipartner world, что буквально означает «мир со многими компаньонами». Кроме того, включение России в число членов группы вызвало и продолжает вызывать неоднозначную реакцию как в самой группе, так и в общественном мнении стран Запада. Да и в странах, оставшихся за рамками «Восьмерки», существуют разные мнения по поводу ее формата, ее расширения или, возможно, сужения.
Саммит 2010 г. имел необычный формат: в день его окончания там же в Канаде начал свою работу саммит «Группы двадцати». Это был первый саммит «Двадцатки» на высшем уровне, вызванный стремлением в условиях финансово-экономического кризиса решать возникшие проблемы общими усилиями государств, представляющих около 80% мировой экономики. «Группа восьми» в итоговой Декларации заявила, что «основным глобальным вызовам 96
мы должны и можем противопоставить целенаправленные и согласованные усилия, волю и транспарентность, а также партнерское взаимодействие с другими заинтересованными членами глобального сообщества» [8]. Декларация саммита «Группы двадцати» также продемонстрировала общность целей стран-участниц и выработала меры для обеспечения глобального экономического роста на устойчивой основе.
В ноябре того же года в Сеуле прошел еще один саммит лидеров стран «Большой двадцатки». По мнению экспертов, летом 2010 г. начался новый этап кризиса, вызвавший обострение проблем прежде всего в финансовой сфере, что нашло отражение в повестке дня неформального форума. В работе «Группы двадцати» приняли участие руководители более 30 официальных международных организаций. Встреча стала ареной острых дискуссий, но в результате был принят ряд важных документов, среди которых новая концепция роста мировой экономики и социального прогресса, получившая название «Сеульский консенсус» и призванная сменить «Вашингтонский консенсус», который действовал с конца 1980-х годов и был основан на идеях предельно либерального рынка.
В 2010 г. произошли изменения и в таком важном неформальном объединении, как БРИК, который после присоединения ЮАР стал именоваться БРИКС. Страны - члены БРИКС, в отличие от государств, входящих в «Группу восьми», не только демонстрировали более высокие темпы экономического роста, но и стали в качестве группы все более уверенно заявлять о себе как о новом акторе в мировой экономике и геополитике.
Все эти события и перемены дали повод к новой критике «Группы восьми». На протяжении всего периода ее существования встречи группы сопровождались протестами антиглобалистов. «Восьмерку» привычно упрекают в элитарности, недемократичности и гегемонизме, в игнорировании потребностей большинства населения планеты. В середине 2000-х в газете «Financial Times» появилась публикация, в которой «Группу восьми» назвали «все большим и большим анахронизмом» на том основании, что в состав группы входят Канада, Италия и Россия, но не включены Китай и Индия [16]. Теперь «Восьмерку» обвиняют в снижении ее значимости.
Так что же такое деятельность «Группы восьми», и какой вклад она внесла в развитие человечества? И что такое саммиты «Большой восьмерки» для простого обывателя, будь то русский, немец или японец, занятого повседневными проблемами и мало интересующегося проблемами мировой политики? Всего лишь двух-трехминутный сюжет в вечерних новостях, либо не вызывающий никакого интереса, либо дающий повод для ворчания по поводу пустой траты денег налогоплательщиков на непонятные «утехи» «клуба богатых и опасных», владеющих 98% мировых запасов ядерного оружия.
Ответ на этот вопрос содержится в итоговых документах последнего саммита «Восьмерки», состоявшегося в конце мая 2011 г. во Франции. Нынешний год ознаменовался для мирового сообщества новыми катаклизмами, начавшись с японской катастрофы и последовавшего за ним ядерного кризиса, затянувшейся «арабской весны» и финансового и институционального кризиса в Евросоюзе. Все эти проблемы стали предметами обсуждения на саммите «Большой восьмерки», попытками найти наиболее верные пути их решения, что нашло свое отражение в Довильской декларации «Группы восьми».
Глобальная и региональная безопасность, предотвращение глобальных и региональных конфликтов, обуздание кризиса и инфляции, развитие экономических отношений между странами с разным уровнем развития - эти и другие задачи находятся в центре внимания «Восьмерки». Критика группы небезосновательна, и главное замечание - это смещение некоторых направлений влияния в сторону других неформальных групп, прежде всего «Группы двадцати». Однако смена акцентов становится неизбежным фактором существования современного постоянно меняющегося в сторону многополярности мира.
Министр иностранных дел России С.В. Лавров поясняет, что «создание "Группы двадцати" не умалило значения "Восьмерки", хотя сейчас происходит процесс "разделения труда" между этими форматами. "Двадцатка" концентрируется на решении проблем реформирования мировой валютно-финансовой системы, а "Группа восьми" остается полезным механизмом для сопоставления позиций по политическим вопросам и кризисным ситуациям»
[5].
Оценивая сегодняшнее положение «Группы восьми» необходимо не забывать о ее роли в решении проблем развития и гуманитарных проблем. Возможности в этом отношении у «Восьмерки» немалые. Население входящих в нее стран, составляющее всего 14% населения Земли, производит 60% валового внутреннего продукта; большинство стран - членов группы являются крупнейшими производителями атомной энергии; США и Россия занимают второе и третье места в мире по производству нефтепродуктов. Список статистических данных можно продолжить, но и без этого понятно, что у «Группы восьми» есть достаточно оснований при необходимости возлагать на себя функции кризисного управления, стараясь искать новые подходы в выполнении принятых обязательств, опираясь при этом на международное право и нравственные ценности. Существенный вопрос: принимать ли новых членов в неформальный клуб с учетом появления новых активных игроков на мировой политической и экономической арене? Это решать самой «Восьмерке».
Невозможно представить себе сегодняшний мир без саммитов «Восьмерки», без министерских встреч, без сопутствующих им конференций специалистов и дискуссий широкой общественности. Ответ на вопрос: «Быть или не быть "Большой восьмерке"?» однозначный: быть. Как дальше будет развиваться мир, покажет время.
Литература
1. Богатуров А.Д. Лидерство и децентрализация в международной системе // Международные процессы. - М., 2006. - № 3. - С. 5-15.
2. Бузгалин А.В. Основные «пласты» глобализации и ее конфликтогенный потенциал // Международные процессы. - М., 2003. - № 2. - С. 32-43.
3. Монбриаль Т. де. «Мир стал многополярным, разнородным и глобальным...» // Международные процессы. - М., 2009. - № 3. - С. 39-41.
4. Мускокская декларация «Группы восьми». Выход из кризиса и новые начала. -http://rus.rusmission.org/policy/589
5. Ответы министра иностранных дел России С.В. Лаврова на вопросы российского журнала «VIP-Premier» по итогам министерского заседания «Группы восьми», Париж, 15 марта 2011 года. - http://www.mid.ru/bdomp/ns-g8.nsf/4681a749b12257b3432569ea003614e4/432569ed 00401c0ec32578550030fc8f!0penD0cument
6. РФ списала более $ 20 млрд. задолженности африканских стран. - Лавров. - http:// www.rian.ru/economy/20080526/108453473.html
7. Хайнал П.И. ван. Группа восьми и Группа двадцати: Эволюция, роль и документация. -М.: Логос, 2008. - 350 с.
8. Address given by Henry A. Kissinger. - New York, 23 April 1973. - http://www.ena.lu/ad-dress_given_henry_kissinger_new_york_23_april_1973-02-9561
9. Armstrong R. Economic summits: A British Perspective // Bissell Paper Number Four. -Centre for International Studies, University of Toronto. May, 1988. - http://www.g8.utoronto.ca/ scholar/armstrong1999/index.html
10. Bayne N. Impressions of the Denver Summit. - http://www.g7.utoronto.ca/evaluations/ 1997denver/impression/struct.htm
11. Bayne N. The G8 and the Globalisation Challenge. - London, 2000. - http://en.civilg8.ru/ 1637.php
12. Declaration of Rambouillet. - Rambouillet, France. - November 17, 1975. - http://www.g8. utoronto.ca/summit/1975rambouillet/communique.html
13. Declaration of the Seven Heads of State and Government and Representatives of the European Communities. - June 6, 1982. - http://www.g8.utoronto.ca/summit/1982versailles/commu-nique.html
14. Economic Communiqué: Making a Success of Globalization for the Benefit of All. - Lyon, 28 June 1996. - http://www.g8.utoronto.ca/summit/1996lyon/communique.html
15. G8 Communiqué Koln 1999. Final. - http://www.g8.utoronto.ca/summit/1999koln/final-com.htm
16. Haas R. Leaders Have a Flawed Gleneagles Agenda // Financial Times. - July 1, 2005.
17. Kirton J. The Role of the G7 in the Regional Integration - Global Security Link // G8 Governance N 2. June 1997. - http://www.g8.utoronto.ca/governance/gov2/
18. Merlini C. The G-7 and the Need for Reform. - http://www.g8.utoronto.ca/scholar/mer-lini1994/index.html
19. Statement on East-West Relations. - June 9, 1987. - http://www.g8.utoronto.ca/summit/ 1987venice/east.html
20. 2010 G8 University Summit Statement of Action. - http://www.g8universitysummit2010. com/g8summit/declaration.html