А.Г. Тимошенко, Н.Б. Логутова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ДЕЙСТВИЯ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
В статье содержатся изложение основных задач, связанных с реализацией Болонского процесса, характеристика ведущих международных организаций и программ, участвующих в формировании европейского образовательного пространства, отмечаются те проблемы и изменения, к которым может привести участие российских университетов при вхождении в международное образовательное сообщество.
Присоединение России в сентябре 2003 г. к Болонской декларации стало важным шагом на пути интеграции российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования. Следующие шаги, которые должны предпринять российские высшие учебные заведения, будут определяться не только знанием общих принципов, сформулированных в этой декларации и сопровождающих ее документах, но и ясным пониманием особенностей тех организационных структур, которые создаются в рамках европейского образовательного пространства, и механизмов реализации тех обязательств, которые берут на себя страны, подписавшие декларацию и участвующие в последующих общеевропейских встречах, на которых представители академического сообщества определяют стратегию и тактику выполнения основных положений Болонской декларации.
Начало процессу интеграции высшего образования в Европе было положено Совместной декларацией по гармонизации европейской системы высшего образования, принятой министрами образования Франции, Германии, Италии и Великобритании в Сорбонне в мае 1998 г., в которой они призвали к созданию открытого европейского пространства, основанного на тесном сотрудничестве, устранении барьеров для академической мобильности студентов и преподавателей и поиске международных эквивалентов для сопоставления и взаимного признания циклов обучения и дипломов о высшем образовании [1].
Эта инициатива получила всеобщую поддержку, и в июне 1999 г. министры образования 29 европейских стран в Болонье, где проходила конференция ректоров университетов Европы, подписали Декларацию о европейском регионе высшего образования, в которой провозгласили необходимость установления более тесных связей между европейскими странами для укрепления их интеллектуального, культурного, социального, научного и технологического потенциалов, что определяет первостепенную роль образования в обеспечении европейского сотрудничества и в развитии интеграционных процессов [2]. Подтвердив поддержку принципов Сорбоннской декларации, участники Болонской встречи приняли на себя обязательства по выполнению в короткий срок конкретных задач, связанных с формированием общеевропейского пространства высшего образования и поддержкой европейской образовательной системы в отношениях с другими странами. Эти задачи:
1. Создание системы четких и сопоставимых степеней обучения, способных обеспечить занятость граждан европейских стран и международную конкурентоспособность европейских университетов.
2. Переход на двухуровневую систему подготовки: бакалавр и магистр с квалификацией, соответствующей
требованиям рынка труда для специалистов с высшим образованием.
3. Введение системы кредитов для определения и сопоставления уровня подготовки студентов и поддержки их крупномасштабной мобильности.
4. Устранение препятствий на пути академической мобильности студентов, сотрудников и преподавателей, взаимное обеспечение их прав и признание изученных предметов.
5. Сотрудничество в создании системы контроля качества обучения на основе сопоставимых критериев, методических и методологических принципов.
6. Сотрудничество учебных заведений для создания общих учебных программ, присвоения совместных степеней, проведения исследований, обеспечения взаимной мобильности.
Необходимо понимать, что поставленные задачи были обусловлены развитием процессов европейской интеграции, опирающейся на свободное движение товаров, капитала и труда в рамках ЕС, а конвергенция высшей школы и прозрачность квалификационных структур должны были обеспечивать все эти процессы. Поэтому развитие и детализация принципов Болонского процесса осуществляются не только и даже не столько в формате регулярных встреч представителей стран, подписавших Декларацию или присоединившихся к ней, они в большей степени опираются на сложившиеся и апробированные в течение многих лет структуры и механизмы основных институтов объединенной Европы, прежде всего ЕС.
Поддерживаемые и осуществляемые ЕС образовательные программы создают финансовую основу, организационную структуру и нормативную базу для интеграции образовательных систем и сотрудничества различных стран Европы. Эти проекты реализуются Генеральным директоратом по образованию и культуре Европейской комиссии в рамках программы «Сократ», охватывающий все ступени образования - от начальной школы до высшего и профессионального образования. В сфере высшего образования реализуется программа «Эразм», призванная повысить качество европейского высшего образования и содействовать расширению контактов и обменов между университетами различных европейских стран [3]. Действие программы распространяется на все 25 стран ЕС, а также страны Европейской экономической зоны (Исландия, Лихтенштейн и Норвегия) и страны-кандидаты на вступление в ЕС (Болгария, Румыния и Турция). По состоянию на 2004 г. в программе участвуют 219 высших учебных заведений из 31 страны, а годовой бюджет составляет 187,5 млн евро [4]. В рамках программы осуществляются различные проекты, в том числе обмен студентами и преподавателями (за годы существования программы более 1,2 млн студентов про-
шли обучение за границей), совместная разработка учебных программ, организация международных программ обучения, установление связей между факультетами университетов, языковые курсы.
ЕС также активно действует в сфере развития и координации исследований в европейских странах, подчеркивая взаимосвязанность высшего образования и научно-исследовательской и инновационной деятельности. С 1984 г. Генеральным директоратом по научным исследованиям реализуется серия рамочных программ ЕС, направленная на поддержку крупных проектов совместных исследований в Европе. На выполнение Шестой рамочной программы (6РП) (2002-2006 гг.) выделено 17,5 млрд евро, что составляет около 4-5% всех затрат в сфере НИОКР в странах ЕС. Кроме предприятий и организаций стран Евросоюза, в Программе могут принимать участие организации стран-кандидатов на вступление в ЕС, а также третьих стран, в том числе России, имеющие партнеров в ЕС [5].
Основной задачей 6РП является содействие в создании Европейского региона исследований (ERA) путем повышения уровня интеграции и координации в проведении научных исследований в Европе. Деятельность 6РП осуществляется в трех основных сферах.
I. Интеграция и укрепление европейского исследовательского региона.
Шестая рамочная программа поддерживает проекты по семи основным направлениям исследований: 1. Геномика и биотехнологии для здравоохранения. 2. Развитие информационных технологий в интересах общества евро.
3. Нанотехнологии и нанонауки, многофункциональные материалы с искусственным интеллектом, новые устройства и производственные процессы. 4. Аэронавтика и космос. 5. Безопасность и качество продуктов питания. 6. Устойчивое развитие и глобальное изменение климата.
7. Население и вопросы управления в обществе, основанном на знаниях.
II. Оформление организационной структуры ERA.
Деятельность по структуризации ERA осуществляется
в следующих областях: 1. Исследования и инновации: укрепление европейской инновационной сферы и связей между научными исследованиями и инновационным производством; выработка политики, поощряющей инновации.
2. Мобильность персонала (Программы Марии Кюри): формирование многосторонних и динамичных групп специалистов мирового уровня в системе европейских исследований 3. Исследовательская инфраструктура: помощь в развитии и оптимальном использовании инфраструктуры для проведения исследований. 4. Наука и общество: развитие структурных связей между научными и образовательными учреждениями и обществом в целом.
III. Укрепление основ ERA.
Целью программы является содействие в выработке общей политики по развитию исследований и инноваций в Европе путем повышения уровня координации программ и совместных действий на национальном и региональном уровнях, а также между европейскими организациями.
Научные и образовательные программы, осуществляемые ЕС, позволяют европейским университетам развивать сотрудничество в значительных масштабах, что проявляется в академической мобильности, взаимном при-
знании кредитов и дипломов, создании общих учебных программ и т.д.
Заметное место в обеспечении сотрудничества университетов и интеграции высшего образования занимает Совет Европы. Хотя он не финансирует крупные образовательные и научные программы, эта организация традиционно является самым представительным форумом обсуждения такого рода проблем, согласования и выработки общих решений, подготовки документов и нормативных актов для стран Европы, особенно в области образования и культуры. Особая роль принадлежит Совету Европы в разработке процедур и механизмов академического признания. В 1997 г. Совет Европы совместно с ЮНЕСКО разработал так называемую Лиссабонскую конвенцию по признанию квалификаций в сфере высшего образования в Европейском регионе [6]. Конвенция, одобренная большинством стран Европы, определяет основные критерии и процедуры признания дипломов о высшем образовании разных стран. На ее основе строится соответствующая работа в рамках Болонского процесса. Совет Европы в качестве наблюдателя участвует в деятельности групп по подготовке следующих встреч по Болонскому процессу, а также активно участвует в разработке дальнейших мероприятий в сфере академического признания и мобильности через деятельность Европейской сети информационных центров по академическому признанию и мобильности (ЕМС). Кроме того, Совет Европы выполняет важную роль посредника между государствами, подписавшими Болонскую декларацию, и европейскими странами, пока не участвующими в этом процессе.
При всем при том, что декларации подписывают министры, решения принимаются на уровне государств и международных организаций, в рамках Болонского процесса центральное место занимают представители самого академического сообщества, прежде всего Европейская ассоциация университетов (ЕАУ), в которую входят более 700 университетов. Именно на ее регулярных встречах решаются вопросы стратегии и тактики выполнения основных задач Болонской декларации, выдвигаются конкретные предложения по их детализации, определяются дальнейшие направления развития этого процесса. Европейская ассоциация университетов стремится к тому, чтобы в Болонском процессе максимально были учтены взгляды и требования университетов. С этой целью ЕАУ участвует в реализации рабочей программы Болонского процесса на 2003-2005 гг. и в работе группы, готовящей следующую встречу министров образования в рамках Болонского процесса. Кроме этого, ЕАУ активно действует в других областях, тесно связанных с Болонским процессом, таких как связь между образованием и проведением исследований (в создании Европейского региона высшего образования и Европейского региона исследований); вопросах обеспечения качества образования, а также повышения организационного уровня управления в университетах. К последним относятся услуги, предоставляемые Ассоциацией для своих членов, такие как проведение программ оценки организационных ресурсов университетов, семинары для руководителей разного уровня, рабочие встречи по практическим вопросам организации учебного процесса и управления университетами. В программе действий Ассоциации на 2004-2005 гг.
специально отмечена необходимость развития связей со странами Юго-Восточной Европы, а также с партнерами в России и включение этих новых участников Болонского процесса в проекты, реализуемые Ассоциацией, а также программы, финансируемые Европейским Союзом [7]. Членство в ЕАУ открыто любому университету, имеющему право присуждения научных степеней. Согласно уставу Ассоциации, заявка на вступление рассматривается Советом Ассоциации после предварительного согласования с национальной конференцией ректоров университетов соответствующего государства [8].
Кроме Европейской ассоциации университетов, активное участие в разработке практических рекомендаций по выполнению Болонской декларации принимают Европейская конференция ректоров, Европейская ассоциация высших учебных заведений, национальные объединения высшего образования. Примечательной чертой последних лет стало активное участие в разработке предложений по созданию и развитию европейского образовательного пространства национальных союзов студентов. В таком постоянном взаимодействии и диалоге государственных органов, международных европейских организаций, представителей академического сообщества и студенчества и идет развитие Болонского процесса, что находит свое выражение в регулярных встречах и принимаемых на них документах. Так, на следующей после Болоньи встрече министров образования в Праге в мае 2001 г. были обсуждены доклады Съезда европейских высших учебных заведений (Саламанка, март 2001) [9] и Съезда студентов Европы (Гетеборг, март 2001 г.) [10].
Конвенция съезда европейских высших учебных заведений, на котором присутствовали более 300 европейских учреждений высшего образования, зафиксировала основные принципы, которыми необходимо руководствоваться в создании общеевропейского образовательного пространства: автономность высших учебных заведений в сочетании с их подотчетностью; образование как ответственность общества; развитие высшего образования на основе научно-исследовательской работы. Съезд отметил важность обеспечения качества образования, подчеркивая, что речь не должна идти о насаждении единых норм и стандартов для высших учебных заведений во всех странах Европы. Целью должно быть формирование механизмов взаимного признания и оценки качества обучения, которые должны учитывать культурные и языковые различия стран и не быть чрезмерным бременем для университетов. В Конвенции подчеркивалась важность вопросов соотношения содержания учебных программ с запросами общества, и прежде всего с требованиями работодателей; повышение мобильности студентов и преподавателей; распространение двухуровневой системы высшего образования (бакалавр - магистр); повышение привлекательности европейского образования в мировом масштабе. В этом же русле были сформулированы рекомендации Съезда студентов в Гетеборге. В декларации, принятой съездом, обращалось особое внимание на социальную функцию образования и ответственность государства в обеспечении широкого и свободного доступа ко всем уровням образования. Подчеркивалась также важная роль студентов как одной из движущих сил в создании единого образовательного пространства. Кроме этих
документов, на саммите в Праге были также рассмотрены материалы, представленные Европейской ассоциацией университетов и Объединением национальных союзов студентов Европы.
В Праге было подтверждено, что все пункты Болонской декларации должны быть реализованы к 2010 г. [11]. Участники встречи в принятом итоговом коммюнике отметили, что при выработке сопоставимых степеней необходимо исходить из национального законодательства стран-участниц и уже выработанных в рамках программ ЕС механизмов взаимного признания курсов и дипломов, таких как NARIC (Национальные информационные центры по академическому признанию ЕС) и ЕМС (Европейская сеть информационных центров по академическому признанию и мобильности Совета Европы/ЮНЕСКО) [12], отражающих разнообразие квалификаций. С момента принятия Болонской декларации ЕМС и NARIC приняли непосредственное участие в создании Европейского региона высшего образования. В период с 1999 по 2004 г. ЕМС и NARIC опубликовали ряд докладов о положении в сфере признания дипломов и квалификаций в Европе. Заявление, принятое на ежегодном совместном заседании двух организаций в Вадузе в мае 2003 г., определяет эти две сети как основных участников в разработке правовых основ академического признания, а также в сфере их практического применения [13]. Подчеркивается, что в рамках Болонского процесса деятельность двух организаций будет направлена на разработку процедур академического признания дипломов двухуровневого образования; укрепление сотрудничества между организациями по академическому признанию и организациями обеспечения качества образования; усовершенствования процедур признания совместных учебных программ; развитие процедур признания, направленных на оценку результатов обучения; поддержку развития центров по академическому признанию на национальном уровне.
В пражском коммюнике определялось, что решение проблемы «бакалавр - магистр» также должно отражать разнообразие подходов к содержанию квалификации в зависимости от индивидуальных, академических и рыночных запросов в соответствии с рекомендациями семинара в Хельсинки относительно содержания подготовки бакалавров (февраль 2001 г.). По системе кредитов было предложено исходить из официально существующей в ЕС «Европейской системы трансфера кредитов» (ЕСТБ) или создавать систему, сходную с ней и позволяющую рассчитывать накопление кредитов. Разработка ЕСТБ ведется ЕС в рамках программы «Эразм» с 1989 г. [14]. Эта система упрощает процесс признания периодов обучения за границей и тем самым способствует увеличению мобильности студентов. Основу ЕСТБ составляет подсчет кредитов, основанный на учебной нагрузке. По системе ЕСТБ в среднем учебная нагрузка студентов очного обучения в течение академического года равна 60 кредитам, что составляет около 1500-1800 учебных часов, т.е. на один кредит приходится около 25-30 ч нагрузки. Учебная нагрузка включает в себя все виды деятельности, которые необходимы студенту для достижения поставленных целей обучения, в том числе посещение лекций, семинаров, самостоятельная работа, подготовка проектов, экзамены и т.д. Оценка работы студентов осу-
ществляется в форме, принятой в каждой конкретной стране. Однако для трансфера кредитов необходима также и оценка по системе ЕСТБ, которая основывается на определении рейтинга студентов [14].
По развитию академической мобильности также рекомендовалось опираться на программы ЕС, прежде всего на «План действий по мобильности», принятый Европейским советом в Ницце в 2000 г. Университеты призвали сотрудничать в разработке совместных учебных планов, отдельных курсов и их модулей для общих дипломов. Как на особо важную проблему участники встречи в Праге указали на обеспечение контроля качества обучения, увязав его с вопросом признания дипломов и кредитов. Было предложено создавать сопоставимые национальные системы аккредитации и сертификации и обеспечивать их сотрудничество с «Европейской сетью обеспечения качества в высшем образовании» (ENQA), также действующей в рамках программ ЕС. Эта ассоциация, состоящая из организаций стран Европейского союза, занимающихся обеспечением качества, государственных структур, работающих в этой сфере, и европейских ассоциаций высшего образования, была создана в 1999 г. с целью формирования прозрачных систем оценки и обеспечения качества, основанных на общих принципах [15]. ENQA развивает следующие инициативы, напрямую связанные с выполнением Болонской декларации:
- обсуждение практических вопросов и обмен опытом в области внешней оценки качества.
Содействие сотрудничеству в разработке транснационального и европейского опыта в обеспечении качества, в том числе:
- расширение контактов между организациями, занимающимися оценкой качества, и другими участниками образовательного процесса - высшими учебными заведениями, студентами и государственными структурами;
- предоставление помощи властям и вузам, желающим разработать и внедрить систему обеспечения качества;
- связь между обеспечением качества и другими вопросами высшего образования, такими как академическое и профессиональное признание программ обучения и аккредитация;
- развитие механизмов обеспечения качества новых способов обучения, таких как открытое и дистанционное обучение [16].
Кроме этого, на саммите в Праге министры предложили развивать программы дополнительного образования для решения социальных проблем населения и улучшения качества жизни, активнее привлекать студентов в качестве равноправных партнеров при создании европейского образовательного пространства и определении содержания обучения с учетом их интересов.
Пражское коммюнике также определило формат дальнейшей работы, предусмотренной для двух постоянных групп, одна из которых должна заниматься выполнением принятых решений, в том числе проведением семинаров по конкретным вопросам Болонского процесса, а другая - подготовкой следующей встречи. Представители ЕС должны участвовать в работе обеих групп, а представители Европейской ассоциации университетов, Ассоциации европейских институтов высшего образования, Объе-
динения национальных союзов студентов Европы и Совета Европы получают консультативный статус при выполнении принятых решений [17].
В процессе подготовки к следующей встрече в Берлине (сентябрь 2003 г.) Генеральный директорат по образованию и культуре Европейской комиссии выпустил рабочий документ, содержащий 10 предложений ЕС по поддержке Болонского процесса [18]. В частности, отмечалось, что ЕС будет содействовать распространению практики унификации приложений к диплому. С 2003/04 уч. г. в рамках программы «Эразм» началось выделение грантов университетам на разработку и использование стандартного приложения к диплому, а также на внедрение системы трансфера кредитов. В рамках этого проекта в 2003 г. был проведен отбор университетов, разрабатывающих и применяющих унифицированное приложение к диплому - деятельность 28 из 85 университетов, представивших документы на конкурс, была признана соответствующей стандартам [19]. Параллельно проходила аттестация применения университетами системы трансфера кредитов ЕСТБ, результаты которой оказались менее впечатляющими - лишь 10 из 91 университета прошли проверку и получили сертификат ЕСТБ [20]. Как отмечалось комиссией, проводившей аттестацию, главной причиной отказа в сертификатах было несоблюдение университетами формальных требований, что достаточно легко устранимо. Кроме этого, ЕС начал разработку системы накопления кредитов, которая бы фиксировала все формы и уровни образования, полученного студентом на протяжении всей жизни. В сфере обеспечения качества образования в 2002-2003 гг. был начат пилотный проект проведения оценки качества европейского высшего образования. Для участия в проекте было выбрано 15 факультетов из пяти стран (по пять факультетов истории, физики и ветеринарии), к которым применялись единые критерии оценки. В докладе ЕС также были представлены предложения по дистанционному обучению, правам студентов, участвующих в программах мобильности, трудоустройству выпускников, поддержке совместных научных исследований и распространению накопленного опыта при решении задач Болонской декларации.
Определенный вклад внес и Совет Европы, выпустивший в конце 2002 г. доклад своего комитета по высшему образованию и науке, в котором рассматривалось развитие системы академического признания как один из основополагающих моментов формирования общего образовательного пространства [21]. В докладе был представлен целый ряд предложений и рекомендаций для всех участников Болонского процесса: правительств и межправительственных организаций, высших учебных заведений и их ассоциаций. Роль Совета была значительна в обсуждении и выработке правил взаимного признания дипломов, развитии непрерывного и дополнительного образования, в проведении многочисленных семинаров по пропаганде и реализации основных положений Болонской декларации.
На очередной встрече министров образования в сентябре 2003 г. в Берлине был рассмотрен ход выполнения решений Болонской декларации и Пражского коммюнике. Отмечая появление многих инициатив по созданию
единого образовательного пространства в Европе, Берлинское коммюнике подчеркнуло необходимость ускорения процессов интеграции высшего образования. В этой связи было принято решение о необходимости выполнения к 2005 г. трех задач [22].
I. Укрепление национальных систем обеспечения качества образования. Отмечалось, что национальная система обеспечения качества должна включать в себя:
1) положения, определяющие полномочия и ответственность организаций, участвующих в процессе контроля качества образования; 2) механизмы внутренней и внешней оценки учебных программ и высших учебных заведений с участием студентов и последующим опубликованием результатов; 3) систему аккредитации и сертификации; 4) международное сотрудничество и связь с иностранными и международными структурами обеспечения качества образования.
В Берлинском коммюнике особо подчеркивалось то, что основная ответственность за разработку и реализацию системы обеспечения качества образования лежит на самих университетах, именно на основе внутренних механизмов контроля качества в вузах должна строиться национальная система обеспечения качества образования.
II. Переход на двухуровневую систему образования. На саммите министры образования приняли на себя обязанность к 2005 г. начать переход на систему двухуровневого высшего образования (бакалавр - магистр), которая отражала бы общие подходы к присуждению квалификаций и способствовала сопоставимости национальных учебных программ.
III. Обязательное введение приложений к дипломам. Согласно Берлинскому коммюнике, начиная с 2005 г. каждый выпускник должен получить приложение к диплому, изданное на «одном из широко распространенных европейских языков».
Кроме того, в Берлине было решено, что исследовательская работа должна стать неотъемлемой частью учебного процесса, составляя вместе с обучением две опоры общества, основанного на знаниях. Отсюда вытекает необходимость третьего уровня - доктора, а квалификация магистра должна обеспечить подготовку к научной работе.
Прогресс по этим трем направлениям и достигнутые результаты будут предметом обсуждения на следующей встрече в Бергене в 2005 г.
Во что конкретно может вылиться выполнение положений Болонского процесса для российских университетов? Прежде всего, это проблема сопоставимости дипломов и присуждаемых степеней. В основу критериев сопоставимости ляжет общее для всех приложение к диплому. Это довольно сложный по структуре документ, содержание которого состоит из нескольких основных пунктов. Наряду с персональными данными о выпускнике приложение содержит характеристику полученной им квалификации (полученная степень, область знания, статус учебного заведения, язык обучения). Далее следует оценка уровня квалификации (бакалавр, магистр или доктор, срок освоения программы, уровень требований, предъявляемых при поступлении для обучения по данной программе). Приложение должно содержать сведения о содержании образования и полученных результатах (вид обучения, требования программы - основные
предметы по разделам, уровень знаний и полученных навыков для самостоятельного анализа профессиональных проблем и исследовательской работы, протокол предметов, т.е. список пройденных дисциплин с указанием количества часов и полученных оценок. По сути, выдаваемые сейчас приложения к диплому российских вузов соответствуют только одному этому пункту). Далее приложение содержит результаты итоговых экзаменов, характеристику выпускной работы и распределение оценок, полученных выпускником за время учебы (указание в процентах соотношения оценок «отлично», «хорошо» и т.п.). Должны быть указаны функции полученной квалификации (возможный профессиональный статус и подготовленность к дальнейшему обучению). Приложение к диплому может содержать дополнительные сведения (общая информация об университете, его рейтинг, основные университетские программы, их уровни и т.д., желательны ссылки на другие источники информации об университете). Указывается, к каким исходным документам выдано приложение и приводится существующая в университете схема оценивания знаний студентов (например: оценка «отлично» обозначается как «5» или «А+» и т.п.).
Введение двухуровневой системы образования также поставит ряд проблем. Потребуется определение квалификации бакалавра, магистра, доктора. Соответственно должны измениться набор изучаемых предметов, их последовательность, неизбежно сокращение числа специальностей. Необходимо предвидеть в перспективе внесение изменений в трудовое законодательство, нормативные акты и ведомственные инструкции относительно квалификации специалистов с высшим образованием и получаемых ими дипломов. Возникнет вопрос и о стратегии развития университета с точки зрения имеющихся в нем программ подготовки. Во многих зарубежных университетах получение второй степени после бакалавра считается обязательным, степень магистра рассматривается как необходимая ступень подготовки для обучения по программе доктора, а ведущие университеты обучают больше магистров и докторов, чем бакалавров.
Определенных изменений потребует и введение системы кредитов. 60 кредитов за учебный год рассчитываются на основе нагрузки (аудиторные часы, самостоятельная работа и т.д.). Специальные дисциплины дают больше кредитов, общеобразовательные - меньше, физкультура, пение и т.д. не засчитываются в системе кредитов. Соответственно потребуется изменение учебных планов, модульное планирование тем курсов, методическое и техническое обеспечение самостоятельной работы. По сложившейся в европейских университетах общей схеме учебных планов 60% составляют обязательные дисциплины, 20% приходится на дисциплины специализации (у студента есть возможность выбора, но только в пределах предложенного списка курсов при соблюдении их содержательной последовательности), 20% - предметы по выбору. Предметы по выбору могут усложнить планирование и учет нагрузки преподавателей и учебных поручений (в случае если не окажется желающих изучать заявленный курс или на курсы по выбору запишутся студенты с других факультетов). Хотя не считается обязательным, в университетах популярно определение рейтинга студентов (лучший на курсе, в первых 5% группы или курса по успеваемости и т.д.). Для рейтинга
важны оценки на экзамене и регулярные, три раза в семестр, те, как это делают все зарубежные университеты с указани-
контрольные работы, тесты и т.д. по каждому предмету, рей- ем основных курсов (название предмета, его краткое опи-
тинг включается в характеристику выпускника и очень це- сание, имя преподавателя, срок изучения, семестр, в кото-
нится работодателями. ром планируется этот курс, условия и требования к студен-
Развитие академической мобильности и обучение за там, выбравшим для изучения этот предмет).
рубежом не могут происходить только по инициативе и Контроль за качеством обучения предполагает оцен-
желанию студентов. В соответствии с требованиями доку- ку содержания учебных планов, программ и отдельных
ментов в рамках Болонского процесса мобильность осу- курсов, а также мониторинг их реализации и постоянно-
ществляется на согласованной основе между партнерски- го совершенствования. Он включает внутренний конт-
ми учебными заведениями. В каждом университете зани- роль, внешний аудит, привлечение к экспертизе работомающий официальную должность координатор Болонско- дателей и учет мнения студентов. Окончательно вопрос
го процесса должен информировать своего национального не решен, но, видимо, будет создан общеевропейский
координатора о планируемых студенческих обменах, тот орган по качеству, взаимодействующий с национальны-
согласовывает с зарубежным партнером сроки обучения, ми органами контроля качества, сертификации и аккре-
предметы для изучения, процедуру зачета пройденных кур- дитации. Важное значение для оценки рейтинга универ-
сов, рассчитываемое количество кредитов и т.д. Критерии ситета и привлекательности его программ для студентов
будут формироваться на основе системы ECTS, а взаимо- приобретает постоянная система контроля за качеством.
действие осуществляться через NARIC и ENIC. Возможно При реализации целей и задач Болонского процесса
возникновение проблем с чтением курсов на иностранных возрастает значимость международного сотрудничества
языках, так как при взаимном обмене студентами между университетов. Возникает задача создания консорциумов
университетами предполагается, что системно будет изу- университетов для согласования планов, взаимного при-
чен весь комплекс взаимосвязанных дисциплин, подготов- знания дипломов и кредитов, совместных программ, об-
ленных по европейским стандартам, а рассчитывать, что щих и двойных дипломов, проведения совместных иссле-
многие иностранные студенты приедут с хорошим знани- дований и т.д. Выполнение положений декларации начи-
ем русского языка, вряд ли реально. нается снизу, при наличии общих интересов, по отдель-
Очевидно, что потребуется издание сборника универ- ным специальностям и направлениям, опирается на уча-
ситетских программ на английском языке в том же форма- стие в международных проектах.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Joint declaration on harmonization of the architecture of the European higher education system», Compendium of Basic Documents in the Bologna
Process, Council of Europe. http://www.coe.int, 25.05.1998.
2. «The European Higher Education Area. Joint declaration of the European Ministers of Education», Compendium of Basic Documents in the Bologna
Process, Council of Europe. http://www.coe.int, 19.06.1999.
3. «European Community program for cooperation in the field of Higher Education», European Union. http://europa.eu.int/comm/educa-tion/programmes/
socrates/erasmus/what_en.html, 12.11.2004.
4. «Socrates - Erasmus», European Union. http://europa.eu.int/comm/education/programmes/socrates/erasmus/erasmus_en.html, 12.11.2004.
5. «The Sixth Framework Programme in brief», European Commission. http://europa.eu.int/comm/research/fp6/pdf/fp6-in-brief_en.pdf, December 2002.
6. «Convention on the Recognition of Qualifications concerning Higher Education in the European Region» (European Treaty Series - № 165), Compendium
of Basic Documents in the Bologna Process, Council of Europe. http://www.coe.int, 11.04.1997.
7. «EUA Action Plan 2004/2005», European University Association. http://www.eua.be,12.01.2004.
8. «Articles of Association for the European University Association», European University Association. http://www.eua.be, 20.12.2004 (дата просмотра).
9. «Shaping the European Higher Education Area, Message from the Salamanca Convention of European higher education institutions», Compendium of
Basic Documents in the Bologna Process, Council of Europe. http://www.coe.int, 30.03.2001.
10. «Student Goeteborg Declaration», Compendium of Basic Documents in the Bologna Process, Council of Europe. http://www.coe.int, 25.03.2001.
11. «Towards The European Higher Education Area», Communique of the meeting of European Ministers in charge of Higher Education, Compendium of Basic Documents in the Bologna Process, Council of Europe. http://www.coe.int, 19.05.2001.
12. http://www.enic-naric.net.
13. «Statement by the ENIC and NARIC Networks on the European Higher education Area», 10th Joint Meeting of the ENIC and NARIC Networks. http:/ /www.enic-naric.net, 20.05.2003.
14. «European Credit Transfer and Accumulation System», European Commission. http://europa.eu.int/comm/education/programmes/socrates /ects/ ectskey_en.pdf, 28.07.2004.
15. «Follow-up on the Bologna Declaration: a European quality assurance system», European Network of Quality Assurance in Higher Education. http:// www.enqa.net/texts/may2001.pdf, May 2001.
16. «Statement of the European Network of Quality Assurance in Higher Education (ENQA) to the conference of European Ministers of Education in Berlin», Latvian Academic Information Centre. http://www.aic.lv/ace/ace_disk/Bologna/Statem/ENQAst.pdf, 19.09.2003.
17. «Handling the Bologna Process», Bologna- Bergen website. http://www.bologna-bergen2005.no/EN/BASIC/Handling.pdf., 20.12.2004 (дата просмотра).
18. «From Prague to Berlin: the EU Contribution», European Commission. http://www.europa.int, 1.08.2002.
19. «DS Label - Selection Results», European Commission. http://www.europa.int, 20.02.2004.
20. «ECTS Label - Selection Results», European Commission. http://www.europa.int, 20.02.2004.
21. «Recognition Issues in the Bologna Process», Compendium of Basic Documents in the Bologna Process, Council of Europe. http://www.coe.int, 12.04.2002.
22. «Realizing the European Higher Education Area», Communiq^ of the Conference of Ministers responsible for Higher Education in Berlin. http:// www.bologna-berlin2003.de/pdf/Communique1.pdf, 19.09.2003.
Статья представлена кафедрой мировой политики исторического факультета Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «Исторические науки» 29 декабря 2004 г.