14. Bologna Process Stocktaking Report 2009. URL: http:// www.ond.vlaanderen.be/ hogeronderwijs/ bolonga/ conference/ Stocktaking_report_2009_Final.pdf
15. Болонский процесс: на пути к Лондону/ Под науч. ред. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, РосНОУ, 2007. 264 с.
16. Official Bologna Seminar «Employability the Employers' Perspective and its Implications». Luxemburg, 6-7 Nov. 2008.
17. Болонский процесс: глоссарий (на основе опыта мониторингового исследования)/ Авт. сост.: В.И. Байденко, О.Л. Ворожейки-на, Е.Н. Карачарова, Н.А. Селезнева, Л.Н. Тарасюк / Под науч. ред. В.И. Байденко и Н.А. Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 142 с. URL: www.rc.edu.ru
18. Prague Students Declaration the 2009 Ministerial Conference of the Bologna Process.
BAIDENKO V. MULTIDIMENSIAL AND SYSTEMIC NATURE OF BOLOGNA PROCESS
The proposed article is the second in a series of articles dedicated to the Bologna process tenth anniversary. The article discloses a multidimensional, holistic, systemic and dynamic nature of the Bologna process and presents in a very concise and descriptive form a panorama of its conceptual and methodological attitudes as well as normative and procedural documents.
Keywords: conceptual and methodological integrity and systemic complexity, dynamic system, problem-oriented trend, action lines, external dimension, standards and guidelines for quality assurance, regulatory aspects, academic values, labor market, qualification frameworks.
В. ЯНИКОВА, доктор философии Б°Л°нсКИЙ пр°цесс
(Ph.D.) и педагогическое
Университет им. Масарика (Брно) образование В Чехии
Статья знакомит читателя с современной ситуацией в сфере высшего образования в Чешской Республике с позиции тенденций, сформулированных в Болонской декларации. При этом основное внимание уделено влиянию этих тенденций на университетское педагогическое образование, а именно на подготовку преподавателей немецкого языка как иностранного на педагогическом факультете Университета им. Масарика в Брно.
Ключевые слова: интернационализация высшего педагогического образования в Чехии, внедрение системы сопоставимых степеней, университетское партнёрство, подготовка преподавателей немецкого языка как иностранного.
Бесспорно, поиск «оптимума » высшего вы, требующей обеспечения сопоставимо-
образования уже на протяжении столетий сти высшего образования в Европе, а так-
является одной из тем для жарких дискус- же гармонизации существующих систем
сий специалистов. В последние десятиле- высшего образования европейских стран. В
тия благодаря изменению политических, результате появился документ под назва-
экономических и социальных условий в нием «Болонская декларация», в котором
странах Европы эти дискуссии во все боль- в основном конкретизируются и дополня-
шей степени приобретают международный ются указанные выше намерения. Основ-
характер. В конце 90-х годов прошлого сто- ными целями, сформулированными в рам-
летия они привели к появлению инициати- кахБолонского процесса, являются: обще-
европейское пространство высшего образования, большая мобильность студентов и внедрение системы сопоставимых степеней при ступенчатом обучении [1].
Комплексный и многогранный Болон-ский процесс стал главным импульсом к началу процессов преобразований в чешских вузах. Чехия совместно с другими странами поставила перед собой цель создать общеевропейское пространство высшего образования, и педагогический факультет Университета им. Масарика в Брно присоединился к этой инициативе. При этом следует упомянуть, что на данном факультете при реализации реформ в педагогических образовательных учреждениях осуществлялся пилотный проект общенационального значения. Требование Берлинского коммюнике (2003 г.) касательно внедрения двухступенчатой системы образования педагогический факультет выполнил уже в 2003/2004 академическом году. Переориентация учебных курсов на систему обучения с присвоением степеней бакалавр/ магистр (3+2 года; последовательное обучение) сопровождалась длительными дискуссиями специалистов, которые высказывали не только оптимистичные надежды, но и некоторые критические мнения и опасения.
Педагогический факультет Университета им. Масарика активно содействует принятию «европейских воззрений» в сфере высшего образования, обогащая содержание учебных программ, среди прочего, путем аккредитации учебных курсов на иностранных языках, прежде всего - по педагогике и методике преподавания английского и немецкого языков. С 2006 г. всем выпускникам бесплатно выдается Приложение к диплому на двух языках (чешском и английском). Там содержится дополнительная информация о высшем учебном заведении и полученной квалификации. В частности, в Приложении указываются:
• перечень сданных экзаменов с оценками;
• таблица с указанием всех дисциплин с количеством зачетных единиц согласно
ECTS, включая предметы, изученные во время учебы за границей;
• информация о дипломной работе и ее защите;
• общая оценка по результатам учебы;
• схема системы высшего образования в Чешской Республике.
Педагогический факультет Университета им. Масарика активно реализует программы подготовки докторантов (аспирантов) в качестве так называемого «3-го цикла» многоуровневого высшего образования - дополнения к бакалавриату и магистратуре. Требования,связанные с усилением интернационализации обучения, находят отражение в аккредитованных учебных программах на английском и немецком языках по специальной педагогике, музыке и искусству. В настоящее время большое внимание также уделяется различным учебным программам в рамках послевузовского (последипломного) обучения, которые большей частью направлены на повышение квалификации преподавателей высшей школы. Кроме того, в университете организуются мероприятия по переподготовке и повышению квалификации других целевых групп. Например, наши преподаватели читают лекции и ведут семинары в Университете для пожилых людей Брно.
Все более разносторонней становится международная деятельность педагогического факультета университета, который сотрудничает примерно со 120 иностранными образовательными учреждениями. Большинство из них образуют объединения, пользующиеся поддержкой Европейской комиссии благодаря программе ERASMUS. В состав таких объединений в настоящее время входят 89 европейских партнерских высших учебных заведений. Ежегодно Центр обучения за рубежом (международный отдел) координирует обмен по программе ERASMUS, в которой участвует более 200 студентов. В рамках программы университетского партнерства педагогический факультет сотрудничает с 11 иностранными университетами и
педагогическими высшими учебными заведениями.
Проиллюстрируем реализацию идей Болонского процесса на примере работы кафедры немецкого языка и литературы педагогического факультета, которая использует двухступенчатую систему образования: трехлетний бакалавриат (специализация «Педагогика») и двухлетнюю магистратуру (учитель немецкого языка для вторичной ступени). Кафедра предлагает студентам две аккредитованные программы подготовки учителя: программу обучения с двумя специализациями (немецкий язык в сочетании с другими предметами, например с английским, французским, чешским, русским языками, историей, географией и т. д.) и программу обучения с одной специализацией (только немецкий язык). Обе образовательные программы реализуются в форме очного обучения, а также в комбинированной форме.
Интернационализация особенно ярко проявляется в академической мобильности, прежде всего - в рамках программы ERASMUS. У студентов есть возможность учиться в течение одного-двух семестров в 11 иностранных университетахи педагогических высших учебных заведениях Германии, Австрии, Швейцарии. Такой мобильности способствует взаимное признание результатов академической успеваемости. В рамках «Программы практических занятий для студентов со специализацией "Немецкий язык как иностранный" » студенты из Австрии, изучающие германистику, а также студенты других специальностей, при обучении которым основное внимание уделяется немецкому языку как иностранному, ежегодно проходят четырехмесячную практику на кафедре немецкого языка и литературы в Брно.
В рамках программы ERASMUS в нашем университете работают приглашенные преподаватели из европейских партнерских университетов. В свою очередь, наши доценты также получают возможность представить авторские спецкурсы, а также ре-
зультаты своих научных исследований за границей. Программа университетского сотрудничества объединяет Университет им. Масарика с партнерами в Регенсбурге и в Грайфсвальде (Германия), что способствует развитию различных форм кооперации, включая академическую мобильность преподавателей.
В целом можно выделить следующие, основные на данный момент, положительные моменты преобразований, связанных с Болонским процессом.
• Болонский процесс, несмотря на все разногласия, придал новый толчок национальной дискуссии о высшем образовании, участником которой стал Университет им. Масарика.
• Болонский процесс позволил преподавателям педагогического факультета проще и эффективнее перемещаться в международном пространстве высшего образования, а также обмениваться опытом не только в области преподавания и исследований, но ив таких сферах, как управление высшими учебными заведениями или содействие повышению качества и обеспечение качества.
• Благодаря стимулированию мобильности студентов большинство из них может как минимум в течение одного семестра обучаться в университете за рубежом.
• Педагогический факультет улучшил методы признания результатов академической успеваемости и тем самым четко дал понять, что считает мобильность студентов очень важным фактором повышения качества образования.
Осмысление первого опыта реализации двухуровневой системы подготовки на педагогическом факультете Университета им. Масарика в Брно позволяет также высказать ряд критических замечаний, основанных, скорее, на мнении непосредственных участников образовательного процесса, нежели на строгих эмпирических данных. Некоторые опасения, высказанные еще на этапе планирования переориентации учебных курсов на систему обучения с присво-
ением степеней бакалавр/магистр, к сожалению, оправдались. Теоретически удалось добиться международной совместимости систем образования. Однако, что касается школьной практики и освоения профессии учителя, здесь возникли некоторые проблемы. Степень бакалавра считается первой степенью, позволяющей признать профессиональную квалификацию. Согласно Закону о школе Чешской Республики, квалифицированный преподаватель должен иметь степень магистра. Так называемые «помощники педагога» (окончившие бакалавриат) считаются в школе неквалифицированными работниками, не говоря уже о том, что в чешской школе не знают, что означает «помощник» в отношении преподающего те или иные предметы. А если даже статус «помощника» и признается, то речь идет об особых случаях, например, о социальных помощниках в классах/школах, где большинство детей принадлежит к другой культуре (в Чехии это чаще всего дети цыган). Итак, степень бакалавра в области педагогики пока не смогла утвердиться на рынке труда.
Можно также проследить определенное негативное влияние Болонского процесса на качество исследований как следствие внедрения 3-ступенчатой системы образования (бакалавриат - магистратура - докторантура). Эта структура тесно связана со стремлениями увеличить число выпускников высших учебных заведений. Среди прочего, это ведет к тому, что к обучению допускаются также те кандидаты, которые далеко не всегда соответствуют требованиям, предъявляемым к студентам вуза. В обществе распространилось мнение, будто получение степени бакалавра является скорее «прагматичным» шагом и лишь в небольшой степени - «научно-ориентированным подготовительным этапом», на котором студенты должны получить солидную базу для своего дальнейшего развития в качестве экспертов, владеющих методами исследований и рассматривающих исследовательские проекты как
неотъемлемую часть учебы в высшем учебном заведении. Для эффективной реализации целей интеграции процесса обучения и научных исследований необходимо соответствующее финансирование. При непосредственной связи объёма финансирования вуза с количеством студентов становится проблематичной индивидуализация образовательного процесса и достижение его высокого качества. В значительной степени это касается уровня выполняемых научных исследований. Уже сегодня можно отметить некоторую тенденцию «массового производства» докторов философии.
Непосредственно занимаясь подготовкой учителей немецкого языка как иностранного, автор статьи хотела бы обратить внимание на некоторые негативные последствия Болонского процесса, которые сказываются на качестве подготовки будущих преподавателей немецкого языка. Компетенции хорошего преподавателя иностранного языка, с одной стороны, можно описать как умения давать четкую оценку своим действиям. Например, такие формулировки могут выглядеть следующим образом.
1. «Преподаватель иностранного языка должен готовить и оценивать свои занятия в долгосрочной перспективе, располагая сведениями об общих теоретических и связанных с ними по времени и территориально ситуативных предпосылках.
2. Преподаватель иностранного языка должен, располагая знаниями в области теории измерения результатов, эмпирическим путем проверять результаты своей деятельности и при необходимости пересматривать свои цели » [2].
С другой стороны, компетенции, связанные с содержанием подготовки преподавателя иностранных языков, формулируются, скорее, в общих чертах:
1) преподаватель иностранного языка должен хорошо владеть иностранным языком как в письменной, так и в устной форме (языковое умение). Одновременно с этим он должен обладать достаточными
лингвистическими знаниями (знанием языка).
2) преподаватель иностранного языка должен уметь формировать языковые умения, связанные с социокультурным контекстом использования иностранного языка.
3) преподаватель иностранного языка должен уметь планировать, готовить, анализировать, оценивать и изменять свои занятия (быть исследователем).
4) преподаватель иностранного языка должен быть способным оценивать и составлять учебные материалы, рационально использовать информационные и коммуникационные технологии, разрабатывать и реализовывать проекты, в том числе международные;
дагогических и частно-методических компетенций, которые необходимо развивать в тесной связи с педагогической практикой, используя интерактивные формы обучения. При неструктурированном одноуровневом обучении процесс становления преподавателя продолжался пять лет и осуществлялся на базе психолого-педагогических дисциплин. При внедрении двухуровневой системы подготовки некоторые профессионально-ориентированные учебные дисциплины стали преподаваться в сжатой форме. В таблице представлены в упрощенной форме различия относительно места частной методики в подготовке преподавателей немецкого языка в условиях одно- и двухуровневой системы.
Таблица
Частная методика (методика преподавания немецкого языка как иностранного)
Неструктурированные учебные курсы Структурированные учебные курсы
до внедрения двухступенчатой системы обучения после внедрения двухступенчатой системы обучения
1-й семестр - 1-й семестр (бакалавр) -
2-й семестр 1 ЗН 2-й семестр -
3-й семестр 2 ЗН 3-й семестр -
4-й семестр 2 ЗН + ПП 4-й семестр -
5-й семестр 1 ЗН + ПП 5-й семестр - ПП
6-й семестр 1 ЗН 6-й семестр -
7-й семестр 2 ЗН + ПП 1-й семестр (магистр) 2 ЗН + ПП
8-й семестр 2 ЗН + ПП 2-й семестр 2 ЗН + ПП
9-й семестр 2 ЗН + ПП 3-й семестр 2 ЗН + ПП
10-й семестр - 4-й семестр 2 ЗН
ЗН = количество занятий в неделю (лекция, семинар); ПП = педагогическая практика.
5) преподаватель иностранного языка должен отслеживать процессы обучения учеников и содействовать этим процессам, а также развивать личность учащегося в целом [3].
Эти описания компетенций не только указывают на необходимое содержание подготовки преподавателей иностранных языков, но и позволяют четко понять, что развитие преподавательской компетенции является длительным процессом, который подчиняется соответствующей режиссуре и занимает много времени. Это касается как специально-научных, так и психолого-пе-
Отмена преподавания частной методики в начальных семестрах (бакалавриат), сокращение количества занятий, предполагающих непосредственный контакт с учениками, а также сокращение возможностей для проведения практических занятий - это уже первые «предупредительные сигналы» снижения качества педагогического образования. При этом учителя школ - кураторы педагогической практики подтверждают опасения и обращают внимание на снижение профессионализма начинающих преподавателей немецкого языка.
Литература
1. Der Bologna-Prozess - http://www.bmbf.de/
de/3336.php; 20.2.2009.
2. Krumm H.-J. Fremdsprachenlehrer // Bausch Karl-
Richard; Christ Herbert; Krumm Hans.-Jürgen.
(Hrsg.) Handbuch Fremdsprachenunterricht. Tübingen und Basel: A. Francke Verlag, 2003, 4. vollständig neu bearbeitete Auflage. S. 352-358. 3. Janikova V. Qualität des fremdsprachlichen Unterrichts ein facettenreicher Begriff. (Report, Praha, 2009).
YANIKOVA V. BOLOGNA PROCESS AND PEDAGOGICAL EDUCATION IN CZECH REPUBLIC
The article is dedicated to the situation in Czech higher education from the point of view of Bologna Process. Attention is given to the influence of Bologna tendencies on the development of pedagogical university system. This process is considered in context of training of teachers of German as a foreign. The author presents an experience of the Pedagogical faculty at Masarik University (Brno).
Keywords: internationalization of higher pedagogical education in Czech Republic; implementation of comparable university degrees; university partnership; training of teachers of German as a foreign.
g
Труды исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов
• Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (Документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - 408 с.
• Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. Изд. 3-е, испр. и дополн. - М., 2003. - 126 с.
• Болонский процесс: на пути к Берлинской конференции (европейский анализ) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. - М., 2004. - 416 с.
• Болонский процесс: середина пути / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. - М., 2005. - 379 с.
• Болонский процесс: Бергенский этап / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. - М., 2005. - 174 с.
• Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. - М., 2006. - 211 с.
• Байденко В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. Изд. 2-е, испр. и дополн. - М., 2006. - 111 с.
• Болонский процесс: на пути к Лондону / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. - М., 2007. - 264 с.
С работой Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов можно ознакомиться на сайте http://rc.edu.ru.