DOI: 10.24411/ 2587-7607-2018-10006
Переводы
Протоиерей Сергей Золотарев, священник Игорь Иванов, священник Михаил Легеев
богословское наследие профессора протоиерея думитру станилоэ и современная теология.
Предисловие к публикации
В статье кратко говорится о биографии и направлениях научной и богословской деятельности профессора протоиерея Думитру Станилоэ в контексте истории православного богословия XX века. Рассматриваются некоторые особенности его антропологии и экклесиологии.
Ключевые слова: христианство, православие, современное богословие, протоиерей думитру станилоэ, румынское богословие.
Профессор протоиерей Думитру Станилоэ является одним из величайших богословов XX века. По значимости для современного богословия его ставят в один ряд с такими теологами как К. Барт, П. Тиллих и К. Ранер. К сожалению, его работы в России не очень широко известны, и в первую очередь это связано с тем, что большая часть его трудов написана на румынском языке.
Думитру Станилоэ (1903-1993) родился 17 ноября 1903 г. в одном из горных сел Трансильвании недалеко от румынского города под названием Брашов. В 1927 году он завершил свое богословское образование, после чего митрополит Николае Бэлан отправил Думитру на учебу в Афины. Несмотря на короткий срок пребывания в Афинах (всего лишь один учебный год: 1927-1928) и перенесенную тяжелую болезнь, Станилоэ смог выучить греческий язык и написать докторскую диссертацию на тему «Жизнь и деятельность Патриарха Досифея в Иерусалиме, а также его связи с румынскими землями», защищенную в Черновцах осенью 1928 г.
1 сентября 1929 г. митрополит Николае Бэлан назначил его доцентом кафедры догматики Богословской Академии в г. Сибиу. В течение последующих 17 лет Станилоэ преподавал догматику (1929-1946), апологетику (1929-1932, 1936-1937), пастырское богословие (1932-1936) и греческий язык (1929-1934). В 1935 г. он получил звание профессора, а в 1936 г. стал ректором Богословской Академии в Сибиу, оставаясь на этом посту вплоть до 1946 г, когда обстоятельства и политическая обстановка вынудили его переехать в Бухарест.
В 1938 г. отец Думитру Станилоэ издал монографию «Жизнь и учение св. Григория Паламы» объемом 250 страниц вместе с переводом трех трактатов святителя Григория Паламы на 160 страницах. По мнению современных специалистов, эта работа стала первым глубоким исследованием богословской мысли Паламы. известное
Протоиерей Сергей Евгеньевич Золотарев — магистр богословия, старший преподаватель кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии (stratilates@gmail.com).
Священник Игорь Анатольевич Иванов — кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков и доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии (igivan74@mail.ru).
Священник Михаил Викторович Легеев — кандидат богословия, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии (m-legeev@yandex.ru).
исследование протопресвитера Иоанна Мейендорфа (Introduction à l'étude de Grégoire Palamas) появится лишь спустя 20 лет в Париже, в 1959 г.1
В 1943 г. отец Думитру написал свой первый трактат по христологии с характерным названием «Иисус Христос: восстановление общения». В период между 19461948 гг. вышли первые четыре тома «Добротолюбия», представляющие собой перевод первого тома греческого издания. Процесс перевода «Добротолюбия» остановился в силу особых обстоятельств на первых четырех томах и возобновился лишь через 30 лет. Отметим, что румынское «Добротолюбие», подготовленное отцом Думитру состоит из 12 томов (последний 12-й том вышел в свет в 1991 г.). В течение 11 лет, с 1934 по 1945 г., Станилоэ был главным редактором известного церковного и богословского листка «Румынский телеграф», издававшегося Архиепископией Сибиу. В этот период станилоэ развернул активную публицистическую деятельность. он написал более 200 статей на такие болезненные темы, как: униатство, отношения между Церковью и народом, опасности коммунизма и др.
В 1958 г. в Бухаресте прокатилась последняя большая волна арестов, особенно затронувшая интеллектуальную среду. Было арестовано подавляющее большинство участников движения «Зажженный костер», в том числе и протоиерей Д. Станилоэ. Это произошло 5 сентября 1958 г. Его судили вместе с другими 15 богословами и монахами 4 ноября 1958 г. и приговорили к 5-и годам лишения свободы. Известно, что к этому времени в румынских тюрьмах находилось более 500 священников. отец Думитру Станилоэ был освобожден из мест заключения в январе 1963 г. Важной характеристикой личности отца Думитру является тот факт, что даже после провозглашения в 1989 г. в Румынии свободы слова он отказывался называть имена издевавшихся над ним охранников и офицеров полиции. Эти мучения стали для него, по воспоминаниям родственников и друзей, испытанием, приблизившим его к Богу. Осенью 1965 г. он вернулся на кафедру Богословского института при Бухарестском университете, но лишь для чтения курсов в аспирантуре. В 1973 г. он вышел на пенсию.
С этого времени начинается следующий важный этап жизни и богословского служения Станилоэ, во многом оказавшийся еще более плодотворным, чем предыдущие. Можно сказать, что большинство своих работ он написал в преклонном возрасте. Его богословские труды продолжались в том же направлении, что и раньше. Прежде всего это касалось переводов «Добротолюбия». В 1976 г. вышел пятый том «Добротолюбия». Затем последовали 6-й и 7-й тома (1977 г.), 8-й (1978), 9-й (1980), 10-й (1981), 11-й (1990) и 12-й (1991).
Самым важным событием в богословском становлении о. Д. Станилоэ и его наиболее значительным вкладом в развитие современного православного богословия было издание в Бухаресте в 1978 г. фундаментального труда по догматике в трех томах: «Православное догматическое богословие» (около 1350 страниц). Фактически, он был написан по итогам исследований на различные догматические темы, опубликованных в богословских журналах Бухареста с 1950 по 1977 г.
В последние годы румынский богослов написал еще несколько монографий по христологии, желая сосредоточить внимание академического богословия и современной мысли на Личности Христа, как единственной возможности избежать многочисленных и разнообразных опасностей, угрожающих истинной христианской вере.
Это такие книги, как: «Бессмертный лик Бога» (1987), «Евангельский лик Иисуса Христа» (1992), «Иисус Христос — свет миру (1993), «Толкование на Евангелие от Иоанна» (1993). Для полноты библиографии отца Думитру следует упомянуть, что к его догматическим сочинениям принадлежат и две другие значимые работы: «Православная духовность» (1981), где догматическое богословие рассматривается в сфере христианской морали, а также «Духовность и Причастие в православной
1 См.: Коман К., протопресв. Священник Думитру Станилоэ: переводчик, истолкователь и продолжатель святоотеческой традиции // XVII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. Т. 1. С. 73-81.
Литургии» (1986), где раскрывается значение догматического богословия в церковной жизни.
В последние 10 лет жизни, отец Думитру Станилоэ активно участвовал в обширной издательской программе, начатой патриархом Иустином. В это время он перевел 12 томов творений Святых Отцов.
Статьей профессора, протоиерея Думитру Станилоэ «О некоторых характерных особенностях Православия» открывается череда публикаций впервые осуществленных на русский язык переводов наследия этого выдающегося румынского догматиста и богослова XX века. В силу прежде всего технических сложностей перевода с мало-востребованного в научно-богословских и переводческих кругах румынского языка наследие о. Думитру до сих пор ожидало знакомства с русскоязычным читателем.
В настоящей статье Станилоэ выступает ярким представителем течения неопа-тристического синтеза, к направлению которого в XX веке можно отнести также таких выдающихся богословов как прот. Г. Флоровский, В. Н. Лосский, прп. Иустин Попович, архим. Софроний (Сахаров) и др.
В духе идей неопатристического синтеза его богословский подход оказывается историчен и, вместе с тем, он изображает Православие неизменно несущим «таинство спасения в его вечной целостности» сквозь вехи истории. Эта целостность, по мысли о. Думитру, в определенном смысле имеет своё простирание и за пределы Церкви — ее измерение космично, хотя и не по реальному вовлечению всего мира в церковную жизнь, но по Божественной сверхзадаче, а также по реальной и таинственной взаимосвязи всего человечества. «Таинство спасения, — говорит он, — не разделило мир пополам, будучи доступным для одной половины и закрытым для другой». В орбиту жизни Церкви ее усилиями вовлекаются государство, социум, весь мир, хотя бы они и противились Церкви, и отвращались от нее.
Этот путь Церкви всегда историчен, имеет опору в прошлом. но он и всегда современен. Согласно мысли о. Думитру, присущий миру и противоположный пути Православия «интеллектуальный прогресс» парадоксально несовременен, он представляет собой своеобразное оборачивание вспять. Он «уходит в прошлое», тогда как лишь жизнь во Христе и путь к Нему, осуществляемые в Церкви, представляют собой оптимистическую и одновременно эсхатологическую историю, устремлённую из прошлого в будущее, историю оптимистического вызревания опыта жизни во христе. Лишь Церковь способна эсхатологически «перевозглавить» и очистить видение человечеством «перспективы бесконечного (продолженного и в вечности) прогресса человечества».
Говоря о необходимости и даже неизбежности прорыва человека за пределы тварной реальности и ограниченности, за пределы человеческой логики и рационального смысла, о. Думитру особенно выделяет символичность церковной жизни и весь видимый строй богослужения Православной Церкви в качестве способов этого прорыва в сверхреальность. Но не только «великое» богослужение Церкви, но и «малое богослужение» отдельного человека, каковым является всякий личный «разговор человека с Богом», представляет собой такой прорыв. Станилоэ вообще склонен демонстративно ломать смысловые перегородки между великим и малым — Церковью и человеком, сверхестественным и естественным, вечностью и временем, — не стирая границы между ними, но утверждая их «экзистенциальное» родство.
Отметим, что понимание творения у о. Думитру имеет четкую антропологическую направленность. Человек понимается как посредник между Богом и космосом, получивший его как дар и призванный вернуть этот дар преображенным. Так, космос становится средой для обожения человека, и в нем сам приобщается Творцу. Отец Д. Станилоэ вводит понятие «естественного священства», где человек мыслится как священник космоса, что вытекает из концепции «диалога дара» как особого вида отношений в парадигме «Бог-человек-космос». Грехопадение при этом мыслится как нарушение этих отношений, как неправильное распоряжение человеком
собственной свободой, причем по мысли румынского богослова ни испорченность, ни смерть не являются наказаниями от Бога, но они есть следствия нашей отчужденности от источника жизни.
В настоящей статье о. Думитру намечает путь также и к осмыслению экклезио-логической модели «Кафолическая Церковь, община, человек» (с соответствующим её достоянием: кафолической полнотой, таинствами, трудом и даром отдельного человека)2, намечая экклезиологическое богословие перихоресиса «целого и каждого» в противовес альтернативной экклезиологической модели «одного (примаса) и многих», представленной в рамках конкурирующего направления евхаристической экклезио-логии митр. Иоанном (Зизиуласом)3. И всецелая Церковь, и община, и отдельный человек в изображении о. Думитру составляют единую экклезиологическую реальность, исторически созидаемую Духом Святым и энергийно простираемую к пределам всего человечества и всего космоса.
Надеемся, что перевод, выполненный под эгидой кафедры богословия и одобренный к публикации на ее заседании, будет благосклонно принят читателями, интересующимися наследием великого румынского богослова XX века.
источники и литература
1. Иоанн (Зизиулас), митр. Современные дискуссии о первенстве в православном богословии // Петрово служение. Диалог католиков и православных. Под ред. Вальтера Каспера. М.: ББИ св. ап. Андрея, 2006. С. 257-274.
2. Коман К., протопресв. Священник Думитру Станилоэ: переводчик, истолкователь и продолжатель святоотеческой традиции // XVII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. Т. 1. С. 73-81.
3. Легеев М., свящ., Мефодий (Зинковский), иером, Кирилл (Зинковский), иером. Путь Церкви: аскеза, таинства, кафолическая полнота // Христианское чтение. № 2. 2017. С. 57-80.
Archpriest Sergey Zolotarev, priest Igor Ivanov, priest Mikhail Legeyev. The Theological Heritage of Professor Archpriest Dumitru Stäniloae and Modern Theology. Preface to Publication.
The article briefly talks about the biography and directions of the scientific and theological activities of professor archpriest Dumitru Stäniloae in the context of the history of Orthodox theology of the XXth century. Some features of his anthropology and ecclesiology are considered.
Keywords: Christianity, Orthodoxy, modern theology, Archpriest Dumitru Stäniloae, Romanian theology.
Archpriest Sergey Evgeniyevich Zolotarev — Master of Theology, Senior Lecturer at the Department of Theology at St. Petersburg Theological Academy (stratilates@gmail.com).
Priest Igor Anatolievich Ivanov — Candidate of Philosophy, Associate Professor, Chair of the Department of Foreign Languages and Associate Professor at the Department of Theology at St. Petersburg Theological Academy (igivan74@mail.ru).
Priest Mikhail Viktorovich Legeyev — Candidate of Theology, Associate Professor at the Department of Theology at St. Petersburg Theological Academy (m-legeev@yandex.ru).
2 См.: Легеев М., свящ., Мефодий (Зинковский), иером, Кирилл (Зинковский), иером. Путь Церкви: аскеза, таинства, кафолическая полнота // Христианское чтение. № 2. 2017. С. 57-80.
3 См., напр.: Иоанн (Зизиулас), митр. Современные дискуссии о первенстве в православном богословии // Петрово служение. Диалог католиков и православных. Под ред. Вальтера Каспера. М.: ББИ св. ап. Андрея, 2006. С. 257-274.