Научная статья на тему 'Богословско-юридическое наследие шейха Сугаипа-муллы Гойсумова – наставника и просветителя чеченского народа'

Богословско-юридическое наследие шейха Сугаипа-муллы Гойсумова – наставника и просветителя чеченского народа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовный лидер / наставник / исламские традиционные духовно-нравственные ценности / исламское право / шейх Сугаип-мулла / spiritual leader / mentor / Islamic traditional spiritual and moral values / Islamic law / Sheikh Sugaip Mullah

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Руслан Маратович Ахмедов, Нодари Дарчоевич Эриашвили

Представлено изучение доктринальных подходов к вопросам правоприменения, правореализации исламской догматики, норм Шариата в общественно-политической и правовой реальности, в различные времена всегда по-особому интересовавших исследователей. Причиной тому то, что ученые богословы-правоведы, обучая юриспруденции, призывали к служению исламской религии и праву не только по совести, но и по велению души. К таковым ученым богословам-правоведам относится шейх Сугаип-мулла, который заслуживает особого внимания как человек, оставивший весомый научный «след» в исламском праве. Его научные труды получили свое практическое воплощение в мусульманской юридической практике Чечни, способствовали усилению роли и значения ислама в качестве идеологемы религиозного вероучения. Стали важной частью современного исламского богословия, основанного на нормах Шариата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Руслан Маратович Ахмедов, Нодари Дарчоевич Эриашвили

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theological and legal legacy of Sheikh Sugaip-Mullah Goysumov, mentor and educator of the Chechen people

The study is presented of doctrinal approaches to issues of law enforcement, the legal realization of Islamic dogma, Sharia norms in socio-political and legal reality, which have always been of particular interest to researchers at various times. The reason for this is that legal scholars, teaching jurisprudence, called for the service of the Islamic religion and law not only according to conscience, but also according to the dictates of the soul. Such scholars of theology and jurisprudence include Sheikh Sugaip Mullah, who deserves special attention as a man who has left a significant scientific «footprint» in Islamic law. His scientific works were put into practice in the Muslim legal practice of Chechnya, and contributed to strengthening the role and importance of Islam as an ideologeme of religious doctrine. They have become an important part of modern Islamic theology based on Sharia norms.

Текст научной работы на тему «Богословско-юридическое наследие шейха Сугаипа-муллы Гойсумова – наставника и просветителя чеченского народа»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 348.01

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-6-10-14 EDN: https://elibrary.ru/zwzelg NIION: 2003-0059-6/24-182 MOSURED: 77/27-003-2024-06-381

Руслан Маратович Ахмедов1, Нодари Дарчоевич Эриашвили2

1,2 Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

Аннотация. Представлено изучение доктринальных подходов к вопросам правоприменения, правореали-зации исламской догматики, норм Шариата в общественно-политической и правовой реальности, в различные времена всегда по-особому интересовавших исследователей. Причиной тому то, что ученые богословы-правоведы, обучая юриспруденции, призывали к служению исламской религии и праву не только по совести, но и по велению души. К таковым ученым богословам-правоведам относится шейх Сугаип-мулла, который заслуживает особого внимания как человек, оставивший весомый научный «след» в исламском праве. Его научные труды получили свое практическое воплощение в мусульманской юридической практике Чечни, способствовали усилению роли и значения ислама в качестве идеологемы религиозного вероучения. Стали важной частью современного исламского богословия, основанного на нормах Шариата.

Ключевые слова: духовный лидер, наставник, исламские традиционные духовно-нравственные ценности, исламское право, шейх Сугаип-мулла

Для цитирования: Ахмедов Р. М., Эриашвили Н. Д. Богословско-юридическое наследие шейха Сугаипа-муллы Гойсумова - наставника и просветителя чеченского народа // Вестник Московского университета МВД России. 2024. № 6. С. 10-14. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-6-10-14. EDN: ZWZELG.

Original article

Ruslan M. Akhmedov1, Nodari D. Eriashvili2

1,2 Moscow Financial and Industrial University «Synergy», Moscow, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

Abstract. The study is presented of doctrinal approaches to issues of law enforcement, the legal realization of Islamic dogma, Sharia norms in socio-political and legal reality, which have always been of particular interest to researchers at various times. The reason for this is that legal scholars, teaching jurisprudence, called for the service of the Islamic religion and law not only according to conscience, but also according to the dictates of the soul. Such scholars of theology and jurisprudence include Sheikh Sugaip Mullah, who deserves special attention as a man who has left a significant scientific «footprint» in Islamic law. His scientific works were put into practice in the Muslim legal practice of Chechnya, and contributed to strengthening the role and importance of Islam as an ideologeme of religious doctrine. They have become an important part of modern Islamic theology based on Sharia norms.

Keywords: spiritual leader, mentor, Islamic traditional spiritual and moral values, Islamic law, Sheikh Sugaip Mullah

For citation: Akhmedov R. M., Eriashvili N. D. The theological and legal legacy of Sheikh Sugaip-Mullah Goysumov, mentor and educator of the Chechen people. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024;(6):10-14. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-6-10-14. EDN: ZWZELG.

© Ахмедов Р. М., Эриашвили Н. Д., 2024

Богословско-юридическое наследие шейха Сугаипа-муллы Гойсумова -наставника и просветителя чеченского народа

The theological and legal legacy of Sheikh Sugaip-Mullah Goysumov, mentor and educator of the Chechen people

JURISPRUDENCE

Конец ХХ столетия ознаменовался глобальными преобразованиями, которые происходили в жизнедеятельности как мирового сообщества, так и на уровне региональных, национальных государств. В силу чего произошла существенная модернизация общественного устройства, идеологической системы моделирования социокультурной среды, где традиционным духовно-нравственным ценностям стала отводиться незначительная роль в качестве нормативного регулятора. Причиной этому стали агрессивно навязанные аксиологические социокультурные формы деструктивной неолиберальной идеологической установки, которые мировоззренчески разрушают исторически сложившиеся цивилизационные культуры, в том числе содержащие идеологему традиционных религий. Подобная негативная социокультурная форма мировоззренчески навязывалась населению Российской Федерации с 90-х годов конца ХХ века, что подрывало основы конституционного строя, порождало религиозную ксенофобию среди многоконфессионального состава страны.

В начале ХХ1 века руководство Российской Федерации, стремясь сохранить самобытные этнокультурные особенности многонационального состава населения в условиях глобализационных процессов, в своей деятельности обозначило контуры перспективного стратегического государственного строительства, которое ориентировано на правовую защиту традиционного этнокультурного наследия. По-новому переосмыслена роль и место традиционных религиозных объединений в качестве институтов гражданского общества, участвующих в формировании, утверждении морально-нравственных ориентиров, осмысленных духовных ценностей для российского общества.

Отмеченная государственная политика нашла свое практическое воплощение в нормах отечественного законодательства. Примером тому п. 2 ст. 67.1 Конституции Российской Федерации, где впервые по результатам конституционных поправок в 2020 году включена категория — Бог в качестве духовно-нравственной ценности. В последующем данная конституционная норма получила свое развитие в Указе Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и утверждению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», где в п. 6 отмечено, что ислам является неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия.

Представленные государственно-правовые инициативы в рассматриваемой сфере общественных отношений способствовали тому, что среди ученых различных научных специальностей увеличилось количество научных мероприятий, исследований, публикаций по вопросу о роли и значении идеологемы

традиционного религиозного вероучения в сохранении духовно-нравственных ценностей, которые являются исторически обусловленными и детерминированными с местной социокультурной средой.

Особый интерес среди подобных научных трудов занимают исследования, которые посвящены биографии и творчеству духовных лидеров, наставников, просветителей, ставших авторитетными богословами, религиоведами и приобретшие народное признание за свои праведные и благочестивые дела. Чему, собственно, и посвящена представленная научная статья, которая лишь отчасти способна осветить те факты, события, научное творчество, которые неотъемлемо связаны с жизнедеятельностью выдающегося представителя чеченского народа, ученого, богослова, правоведа — шейха Сугаипа-муллы Гойсумова.

Шейх Сугаип-мулла Гойсумов (1837-1932 гг.) при жизни получил народное признание среди чеченской уммы за наставническую, просветительскую, юридическую деятельность. Является родоначальником алфавита чеченского языка на основе арабской графики (аджам), что позволило переводить на чеченский язык оригинальную арабскую богословско-юридическую литературу. Поэтому его научные труды стали важной частью современного исламского богословия и образования, основанного на нормах шариата и широко распространяемыми среди поклонников исламского религиозного вероучения.

Будущий исламский ученый, богослов, правовед шейх Сугаип-мулла Гойсумов с детства проявлял особый интерес и любознательность к наукам и языкам. Благодаря своему природному дару, тяге к знаниям в различных областях наук, изучению иностранных языков, наличию феноменальной памяти, шейх уже к пятнадцати годам стал хафизом, так как свободно читал, цитировал и толковал Коран. Стремление к знаниям в последующем реализовывалось на всем протяжении его земной жизни. Как приводится в хадисе Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «¡¿) -к^^'^кс!^1 ¿С^'аС^ Ш» V» ' ?о и^и»», (смысл): «Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах (за это) облегчит путь в рай» [1, гл. 241].

Период жизни и активного творчества шейха Сугаипа-муллы совпал с периодом нестабильной общественно-политической, правовой, экономической, культурной реальности, которая сложилась на тот момент в устройстве Российского государства. Это период революционных преобразований конца XIX - начала ХХ вв., общественно-политических событий 1917 г., приведших к переменам в основах государственного режима в России. Смена формата общественного устройства неминуемо сказалась на мировоззренческих ценностях, которые являлись

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

духовно-нравственными ориентирами в жизни и деятельности человека. Как следствие, вне социокультурной среды оказалась религия как нормативный регулятор, роль которого в обществе стала считаться архаичным рудиментом. Это существенно усложнило возможность реализации религиозного обучения среди подраставшего поколения, передачи знаний, основанных на традиционных исламских духовно-нравственных ценностях и нормах шариата.

Однако, несмотря на произошедшие перемены, идеологическое переустройство общества, шейх Суга-ип-мулла продолжал свою научную, наставническую, просветительскую деятельность, опиравшуюся на те знания, которые им были усвоены от отца Гойсумы-муллы, его учителей шейха Ташов-Хаджи из Индерея, Умалат-шейх ал-Кастаки, Хаваж-Бахауддина, шейха Аб-дул-Муталлиба и других. Эти знания основаны на классическом наследии шафиитской правовой богословской школы и суфийского тариката накшбандия. Поэтому шейх Сугаип-мулла, являясь последователем богослов-ско-юридической школы мазбаха, отдавал предпочтение методологии этой школы в своей богословской, правоприменительной, нормотворческой деятельности.

Богословско-юридическая деятельность шейха Сугаипа-муллы сопровождалась подготовкой и публикацией научных и литературных трудов, многие из которых написаны на арабском языке и содержат философские размышления. До нашего времени дошли не все научные труды и литературные произведения. Поэтому тезисно отметим те, которые смог собрать, изучить и ввести в научный оборот Ибрагимов Ризван Абубакарович [2].

В богословско-юридическом труде «Хидаят ар-Ражий ила ма'рифати хукми закати ан-Нахачи» (О правилах закята и совершенствовании этого процесса среди жителей Чечни) разъясняется процедура и особенности выплаты закята с кукурузы, не очищенной от початков. Поскольку шафиитская правовая школа (мазхаб имама аш-Шафии) придерживается классически устоявшегося мнения по обозначенному вопросу, среди богословов-правоведов неоднократно возникали различные трудности в толковании и применении этой процедуры. Шейх Сугаип-мулла представил в этом труде свою научно обоснованную богословско-юридическую позицию, тем самым внеся разъяснения.

Следующим немаловажным богословско-юриди-ческим трудом является «Факку ар-Рикъаби мин каф-фи ал-'икъаби» (Освобождение людей от божественного суда), который включает в себя семь разделов и заключение. Коротко раскроем его содержание по каждому разделу. Первый раздел «Объяснение условий отрицания и его характеристики» раскрывает некоторые интеллектуально-волевые качества, который должен продемонстрировать человек сомневающийся.

Философски рассуждая, шейх в своих умозаключениях приходит к выводу о том, что лишь человек, обладающий знаниями, может ставить любое событие, явление, категорию под сомнение. При этом знания должны быть полными, объективными и непротиворечивыми.

Второй раздел «Объяснение постановления о науках святых» раскрывает важность, значение трудов суфийских ученых-богословов в качестве исламских доктрин, толкующих нормы Шариата. Третий раздел работы назван «Об разъяснении вынесения шариатских постановлений на основе своего усердия муджта-хидами и другими учеными». Четвертый раздел получил название «Подражание и допустимость следовать за слабой версией без колебаний». Пятый раздел книги шейх Сугаип-мулла назвал следующим образом «Как и когда заключается действующее единогласное решение в религии». Шестой раздел получил наименование «Что такое единогласное решение в религии». Седьмой раздел назван «О фетвотворческой деятельности».

Заключение своего научного труда, озаглавленное как «Объяснение истины Шариата и последствий его нарушения, благотворности и уникальности науки и ее ученых», шейх Сугаип-мулла посвятил выводам, где сформулировал ряд важнейших доктринальных богословских постулатов о важности исламского вероучения в качестве нравственно-ценностного ориентира в выборе мирского устройства бытия человека.

В труде «Факку ар-Рикъаби мин каффи ал-'икъаби» шейх размышлял о важности для исламской богослов-ско-юридической науки для просвещения мусульман.

Подготовил ряд арабо-графических работ по грамматике, языкознанию, среди которых: «Правописание Ч1а, Ча, Кха, К1а, Га, Ц1а, Ца и их смысл»; «Намаз на чеченском языке»; «Просвещение для народа»; «Корни международного Корана»; «Словарь на пяти языках».

Много внимания шейх Сугаип-мулла, будучи главой высшего законодательного и судебного органа Мехк-кхела, кадием аула Шали, Грозненского и Веденского округов Терской области, уделял нормотворчеству в области развития исламского права. Опыт судейской деятельности позволил ему сформировать собственное видение по ряду богословско-юридиче-ских вопросов, которые неоднозначно трактовались на практике. Так, из-под пера шейха вышли фетвы по порядку поклонения (ибадат); разрешению некоторых вопросов семейно-брачных взаимоотношений; относительно пагубности вредных привычек и другие.

Отдельное исследовательское внимание заслуживают литературные произведения шейха Сугаипа-муллы, которые написаны на классическом арабском и чеченском языках в стихотворной форме. Стихи посвящены восхвалению посланника Аллаха Му-

JURISPRUDENCE

хаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), праведных сподвижников уммы, а также важности соблюдения и исполнения исламских традиционных духовно-нравственных ценностей. В них шейх в поэтическом стиле порицает человеческие пороки, насилие и вражду между людьми, зависть и другие смертные грехи.

Подводя некоторые выводы о результатах бого-словско-юридической деятельности шейха Сугаи-па-муллы, необходимо отметить, что шейх являлся выдающейся личностью, известным богословом, оказавшим большое влияние на развитие традиционных духовно-нравственных ценностей и правовой науки на территории Чечни. Его религиозная, просветительская, практическая деятельность, имела большое значение как для жителей Шалинского округа, где он жил и работал, так и для всего чеченского народа.

Шейх Сугаип-мулла один из тех, кто в богословских вопросах, ритуалах и обрядах придерживался наследия шафиитской правовой богословской школы и суфийского тариката накшбандийа, был наставником и пропагандистом этого тариката. Являясь приверженцем шафиитской богословско-правовой школы, шейх отдавал предпочтение методологии этой школы в правоприменительной, нормотворческой деятельности.

Научная, религиозная и юридическая деятельность шейха Сугаип-муллы осуществлялась в сложных общественно-политических условиях в регионе и в стране. Роль ислама официальными властями в Российской империи всячески принижалась, чтобы ограничить его влияние в мусульманских сообществах страны. В условиях секуляризации и атеизации общества после революции 1917 г. нарушались традиции межпоколенческой преемственности по сохранению традиционных духовно-нравственных ценностей и передаче исламских знаний, которые проповедовал шейх Сугаип-мулла. Тем не менее, шейх продолжал свою просветительскую, образовательную и практическую деятельность, что способствовало сохранению ислама и норм шариата среди чеченского народа в качестве регуляторов общественных отношений.

Правовая деятельность шейха Сугаип-муллы заключалась в качестве кадия и в подготовке фетв. Одним из значимых вопросов, получивших шариатское разрешение благодаря его фетве, стал вопрос о дозволенности выплаты обязательного ежегодного налога (закята) на кукурузу до ее очищения от початков.

Научное творчество шейха Сугаип-муллы сопровождалось подготовкой литературных произведений, в которых проповедовались традиционные духовно-нравственные ценности на арабском языке. Шейхом подготовлено множество поэтических произведений, в которых восхваляются пророки и праведники. По-

добные литературные труды богослова способствовали пропаганде знаний об Исламе, его сподвижниках, добродетельной жизни по законам Шариата. Его научные труды получили свое практическое воплощение в исламской юридической практике, способствовали усилению роли и значения ислама в качестве религиозной идеологемы для населения, проживающего на Кавказе. Стали важной частью современной исламской доктрины в сфере образования. Поэтому не случайно его заповеди и наказы, которые адресованы будущим поколениям направлены на то, чтобы молодежь стремилась к приобретению интеллектуальных знаний, изучала языки, духовно и нравственно совершенствовалась, познавая постулаты ислама.

Шейх Сугаип-мулла погребен в селе Шали, где он начал свой творческий богословский, наставнический путь. Место упокоения выдающегося чеченского ученого, богослова, правоведа является почитаемым, куда прибывают его последователи, ученики, паломники, стремящиеся отдать дань и уважение личности, творчеству и деятельности шейха Сугаипа-муллы Гойсумова.

Список источников

1. Имам ан-Навави. Рийад ас-Салихин (Хадисы Пророка Мухаммада) // URL: https://isnad.link/ book/riyadh-as-salikhin

2. Ибрагимов Р. А. Шейх Сугаип-мулла Гойсумов : его богословские труды и вклад в распространение исламской религии : специальность - «Исламское право» : автореферат диссертации на соискание богословской степени доктора исламских наук / Ризван Абубака-рович Ибрагимов; Болгарская исламская академия. Болгар, 2024. 22 с.

References

1. Imam al-Nawawi. Riyad as-Salihin (Prophet of the Hadith of Muhammad) // URL: https://isnad. link/book/riyadh-as-salikhin

2. Ibrahimov R. A. Sheikh Sugaip-mullah Goysumov : his theological works and contribution to the spread of Islamic religion : specialty - «Islamic Law» : abstract of the dissertation for the theological degree of Doctor of Islamic Sciences / Rizvan Abubakarovich Ibrahimov; Bulgarian Islamic Academy. Bolgar, 2024. 22 p.

Библиографический список

1. Вачагаев М. Союз горцев Северного Кавказа и Горская республика. История несостоявшегося государства. 1917-1920 // URL: https://www.litres.ru/book/m-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

m-vachagaev/souz-gorcev-severnogo-kavkaza-i-gorskaya-respublika-istoriya-37943599/chitat-onlayn/?page=4&ysclid=m4ifsqrfqs598085971/

2. Духаев А. И. Эпоха шайхов. Элиста : изд-во «Джангар», 2007. 416 с.

3. Киндаров А. Г. Шейх Сугаип-мулла Гойсумов (библиографический очерк). Грозный : ФГУП «Издательско-полиграфический комплекс «Грозненский рабочий», 2012. 256 с.

4. Танов М. Шейх Сугаип-мулла // URL: https:// proza.ru/2021/07/06/1555?ysclid=m4ifpsw9 at980862517/

Bibliographic list

1. Vachagaev M. Union of highlanders of the

North Caucasus and the Mountain Republic. The history of the failed state. 1917-1920 // URL: https://www.litres.ru/book/m-m-

vachagaev/souz-gorcev-severnogo-kavkaza-i-gorskaya-respublika-istoriya-37943599/ chitat-onlayn/?page=4&ysclid=m4ifsqrfqs 598085971/

2. Dukhaev A. I. The Era of the Shaykhs. Elista : publishing house «Dzhangar», 2007. 416 p.

3. Kindarov A. G. Sheikh Sugaip-mullah Goisumov (bibliographic essay). Grozny : FSUE Publishing and Printing complex «Grozny Worker», 2012. 256 p.

4. Tanov M. Sheikh Sugaip-mullah // URL: https:// proza.ru/2021/07/06/1555?ysclid=m4ifpsw9 at980862517/

Информация об авторах

Р. М. Ахмедов - заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин и цифрового права Московского финансово-промышленного университета «Синергия», доктор юридических наук, доцент;

Н. Д. Эриашвили - профессор кафедры государственно-правовых дисциплин и цифрового права Московского финансово-промышленного университета «Синергия», доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, почетный работник сферы образования РФ, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, лауреат премии Правительства РФ в области образования.

Information about the authors

R. M. Akhmedov - Head of the Department of Public Law and Digital Law of the Moscow Financial and Industrial University «Synergy», Doctor of Legal Sciences, Associate Professor;

N. D. Eriashvili - Professor of the Department of Public Law and Digital Law of the Moscow Financial and Industrial University «Synergy», Doctor of Economic Sciences, Candidate of Legal Sciences, Candidate of Historical Sciences, Professor, Honorary Educator of the Russian Federation, Laureate of the Award of the Government of the Russian Federation in Science and Technology, Laureate of the Russian Government Award for Education.

Вклад автора: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 30.10.2024; одобрена после рецензирования 25.11.2024; принята к публикации 13.12.2024.

The article was submitted 30.10.2024; approved after reviewing 25.11.2024; accepted for publication 13.12.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.