Серия «Политология. Религиоведение»
Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
2014. Т. 9. С. 250-257
Иркутского государственного университета
И З В Е С Т И Я
УДК 28-63
Богословские основания фундаментализма в современном исламе
Т. В. Излученко
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
Аннотация. В статье предлагается авторское понимание исламского фундаментализма, религиозного экстремизма, а также такого неоднозначного явления в исламском богословии, как салафизм. Автор выделяет и дает краткую характеристику двум основным направлениям, существующим в современном исламском фундаментализме, - богословскому и политическому движениям - на примере взглядов Абу Яхъя Крымского и идеологии «Хизб ут-Тахрир».
Ключевые слова: ислам, исламский фундаментализм, салафизм, Абу Яхъя Крымский, «Хизб ут-Тахрир».
В настоящее время «религия исподволь пропитала собой все наше окружение» [9, с. 5]. При провозглашении ценностей секуляризации религиозные нормы и правила постепенно начинают превалировать в сознании человека, вытесняя идеи безрелигиозной жизни и смещая акценты с политической идентификации в сторону религиозного самоопределения. Глобализационные изменения, происходящие в современном социуме, оказывают влияние на религиозное сознание, делая его глобальным. Наиболее активно развивающимся в этом направлении является ислам как интернациональная религия и динамичная идеология. В результате глобализации ислама в нем возникло и развилось движение обновленчества, распространившееся не только на территории исторического проживания мусульманского населения, но и Западной Европы. Данное движение в литературе среди исследователей получило название «исламский фундаментализм».
Фундаментализм в исламе рассматривается многими отечественными исследователями в контексте современной ситуации в России, в частности на территории Северного Кавказа (С. Е. Бережной [5], К. И. Поляков [12]). Среди авторов многочисленных работ отсутствует однозначное мнение относительного этого явления в исламе. Так, одни считают, что фундаментализм преследует цели обновленчества и является реакцией на модернизацию Востока со стороны Запада (З. И. Левин [10]), а другие - что революционное развитие некоторых религиозных идей (А. Малашенко [11]). Помимо этого, понятие «исламский фундаментализм» нередко трактуется как салафитское движение, ассоциирующееся с ваххабизмом (И. П. Добаев [7]). Данная статья направлена на определение основных богословских направлений в исламском фунда-
ментализме и описание их краткой характеристики. Фундаментализм в исламе рассматривается как неоднородное явление, в рамках которого существуют различные течения, опирающиеся на какое-либо философско-богословское учение и развившие соответствующую политическую стратегию.
Процессы политизации религии, возрождения религиозных норм «чистой религии», не измененной модернизаторскими идеями, и включения их в политико-экономическую жизнь государства являются приоритетными задачами современного исламского богословия. Данная религиозно-политическая мысль получила название «исламский фундаментализм» [2, с. 31-39]. Исламский фундаментализм, на наш взгляд, является движением внутри мусульманского сообщества с целью придания нормам ислама нового толкования, актуального для современности, применительно к политической обстановке в мире. При этом происходит апелляция к ценностям первых лет ислама и провозглашается необходимость жизнеустройства на основах ранней общины мусульман.
Однако в современных условиях данные положения приобретают форму религиозно-политического движения, обладающего конкретными политическими целями (построение халифата, борьба с неверием). Фундаментализм в исламе есть направление философско-богословской мысли, отражающее стремление к нормам первоначального вероисповедания и устранению привнесенных элементов в вероучение. При этом религиозный экстремизм выступает его религиозно-политическим течением, направленным на игнорирование существующего государственного правления и стремящимся к восстановлению государственных образований времен Мухаммеда (У11-У111 вв.).
Анализ большого количества исламских материалов религиозного и религиозно-политического содержания позволяет предположить, что исламский фундаментализм, возникнув в начале XX в. на идеях панарабизма и панисламизма (М. Икбал, Р. Рид, аль-Афгани, М. Абдо), в настоящее время имеет богословское и политическое направления.
В богословском направлении ключевыми моментами деятельности являются развитие и новое толкование религиозных положений, основанные на необходимости приобщения к традиции первых десятилетий истории ислама, т. е. времен Мухаммеда и его сподвижников (сахабов). Данное движение получило название «салафия» как концепта возвращения от ортодоксии к истокам веры - священным текстам [7, с. 58]. В силу сложившихся исторических предпосылок центром этого направления являются Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, соответствующие исламские заведения. Современные учения основываются во многом на положениях, разработанных М. аль-Ваххабом (17031792), поэтому нередко салафитские учения приравнивают к ваххабизму. Однако у них существуют расхождения по ключевому моменту - отношения к следованию какой-либо правовой школе (масхабу). Ваххабизм классифицируется как направление ханбалитского масхаба, в то время как салафиты отрицают любое следование [3, с. 5-16].
На наш взгляд, ваххабизм представляет собой частное мнение богослова, которое впоследствии было развито и приобрело форму политической идеологии, в частности в Саудовской Аравии. В некотором роде учение аль-
Ваххаба есть предпосылка исламского фундаментализма, так как содержит идею призыва к единобожию. В конце XX - начале XXI в. его концепция, созданная с целью единения мусульман полуострова, была развита такими известными богословами, как аль-Альбани, ан-Насра, аль-Усаймин и др. Их деятельность основывается на проповеди «чистого ислама», свободного от различного рода нововведений (бида) и отступления от единобожия (ширк).
В среде русскоговорящих исламских богословов присутствует большое количество сторонников салафии. К наиболее активным современным проповедникам можно отнести аль-Газзи, Абу Яхъя Крымского, Насыр Абу Хали-да, Абу Умара Саситлинского. Основную свою деятельность они осуществляют посредством СМИ и сети Интернет, предоставляя в свободный доступ различные аудио- и видеолекции и реализуя мероприятия, направленные на пропаганду идей салафизма. К таким действиям относятся: проект «Читай» по распространению перевода Корана, благотворительный проект «Напоминание» по помощи нуждающимся мусульманам и т. д. Помимо этого, действуют многочисленные фонды, осуществляющие сбор средств и направляющие на обучение в исламские институты молодых людей, такие как «Ансар».
Основными чертами общественной деятельности русскоговорящих исламских богословов является обязательное обучение в зарубежных исламских институтах, проповеди в СМИ и сети Интернет, где происходит формирование организации посредством социальных сетей, проведения различных акций с целью привлечения молодежи. В этой сфере деятельности они реализует свой потенциал как организаторов и активных функционеров. Тогда как в области богословия они в основном представляют собой передатчиков учений зарубежных салафитов, переводчиков и толкователей их книг. Обвинения в отступлении от принципа единобожия (таухида) имеют больше политический характер, чем богословский, так как направлены на критику взглядов и действий оппонентов и политических противников.
Арсен Абу Яхъя Крымский представляет собой наиболее яркий пример жизнедеятельности русскоговорящего исламского богослова, сторонника идей салафизма. Выходец из Киева, он проходил обучение в Кувейте и Катаре у идеологов салафизма аль-Альбани, ан-Насра, ас-Сабта. Свою деятельность по распространению идей исламского возрождения осуществляет в сети Интернет посредством сайта «alhadis.ru» [4], а также имеет многочисленные публикации и ссылки на свои лекции на сайте издательства «Свет ислама» - «svet-islama.com» [13], ответственным редактором которого является проповедник салафизма аль-Газзи. С целью популяризации своих идей Абу Яхъя Крымский участвует в акциях, организовываемых другими идеологами исламского возрождения, в частности в проекте «Читай» Валида Абу Юсуфа [16]. В качестве богослова Абу Яхъя Крымский осуществляет комментарии положений учений салафитов применительно к российской действительности, а также переводы книг (например, «Мухаммед. Милость к мирам» Аль-Кахтани) [8].
В современном исламском фундаментализме в среде сторонников сала-фии преобладают идеи богословского толкования и призыва к принципу еди-
нобожия. При этом критика строится на отрицании многих ценностей современной западной цивилизации при принятии технических достижений, т. е. идеи мультикультурализма, сексуальные меньшинства вызывают четкое неприятие, а технические новаторства считаются приемлемыми. Салафитское движение распространяется на территории и постсоветского пространства. Однако богословы, выходцы из такой среды, не представляют собой улемов (ученых-богословов) и являются в большей степени общественными и политическими деятелями, главная задача которых - организация движения на постсоветском пространстве и противодействие традиционному исламу и политическим исламистским движениям.
Вторым направлением мы выделяем политический ислам, заключающийся в создании и функционировании религиозно-политических образований, движений и партий, которые имеют цели создания государства на основе исламистских идей и провозглашения шариата основным законом этого государства. Основными идеями таких организаций являются возрождение исламских ценностей и образа жизни в духовном аспекте первых лет истории ислама, создание исламского государства по примеру халифата времен праведных халифов (VII в). Для достижения поставленных целей необходимым понимается использование мер политической и идеологической борьбы. Так, «Таблиги Джамаат», провозглашая аполитичный характер своей организации, не участвует в политических выборах. Тем самым осуществляя также политическое противодействие существующим властям.
Деятельность объединений, относящихся к политическому движению исламского фундаментализма, основывается на проведении политических акций и позиционировании себя в качестве политических партий, требования которых необходимо учитывать в политической и общественной жизни на той или иной территории (Крым, Республика Татарстан). Широкую пропаганду своих идей и акций они проводят посредством СМИ и сети Интернет. Например, акция в поддержку запрещенного перевода Корана Кулиева во многих городах России, сопровождающаяся вывешиванием плакатов над мостами и автострадами, участников которой собирают в социальных сетях. Эти организации и общественные движения имеют богословское обоснование своих действий в виде произведений основателей и частных мнений организаторов и лидеров [6].
Объединений, провозгласивших идеи возрождения мусульманского сообщества посредством конкретных действий, существует немало. Однако для российской действительности представляет наибольший интерес организация «Хизб ут-Тахрир» в связи с увеличением численности ее участников и признанием данной организации террористической согласно решению Верховного Суда России от 14 февраля 2003 г.
«Хизб ут-Тахрир», основанная в 1953 г. Т. Ан-Набхани, имеет разветвленную сеть территориальных организаций, в том числе и в России. Участники этой организации позиционируют себя как политическую партию и требуют признания своей деятельности законной, несмотря на законодательный запрет религиозных политических партий (п. 3 ст. 9 ФЗ «О политических
партиях» [14]). Главная цель - создание халифата, в который войдут и территории Крыма, Татарстана, Кавказа. Построение халифата приравнивается к джихаду, является обязанностью каждого мусульманина. Для осуществления этой цели необходимо направить мусульманское сообщество к обновлению исламской жизни.
Для достижения поставленной цели «Хизб ут-Тахрир» действует посредством издания указов (фетв), обязательных для исполнения всеми участниками вне зависимости от места пребывания; ведения политической борьбы (на Украине); формирования соответствующего общественного мнения и подготовки проектов деятельности будущего халифата (проект конституции исламского государства [15]). Для пропаганды собственных идей организация проводит многочисленные акции, в частности протеста против действий законной власти и правоохранительных органов (Респ. Татарстан 2013-2014 гг.).
Политическое движение в исламе приобрело форму централизованных международных объединений, ставящих цели общемирового порядка. При этом, обладая теоретической основой, политические силы исламского фундаментализма основывают свою деятельность на практических требованиях современности и возможностях их реализации. Исламское богословие в их системе занимает место идеологической платформы и развивается соответственно требованиям организации как политической силы.
Нередко сторонники богословского и политического направлений в рамках исламского фундаментализма являются противниками и выступают с критикой в отношении друг друга не только с политических позиций, но и богословских. Так, Абу Яхъя Крымский проповедует истинность своей религиозной позиции относительно норм «Хизб ут-Тахрир» и «Братья мусульмане» [1]. Ибн База, Али Шейх, аль-Альбани выступают с критикой в отношении «Таблиги Джамаат». Для наглядности и структурированности философско-богословские расхождения между сторонниками богословского и политического направлений в исламском фундаментализме представлены в таблице.
Подводя итог, стоит отметить, что исламский фундаментализм не является однородным явлением и содержит различные направления. Нами были выделены богословское и политическое направления. При этом в статье приводились пояснения относительно восприятия салафизма как ваххабизма, разъясняющие наличие сущностных противоречий между ними, такие как отношение к праву и следование масхабу. Богословское направление в русскоязычном мире в лице Абу Яхъя Крымского представляет собой распространителя идей салафитских ученых, таких как аль-Альбани, Инб Бази, Усаймина. Политическое направление, в свою очередь, в России представлено подразделением международного централизованного объединения «Хизб ут-Тахрир», «Таблиги Джамаат» и др. По многочисленным вопросам, касающимся вероучения и практического выполнения, сторонники этих движений расходятся и являются критиками друг друга, что подтверждает неоднородность исламского фундаментализма при внешнем единстве.
Таблица
Сравнение богословского и политического движений в исламском фундаментализме
Богословское движение (Абу Яхъя Крымский) Политическое движение («Хизб ут-Тахрир»)
Призыв к возрождению исламских ценностей
Практическое применение Улучшение нравственности (акэды), духовное развитие, очищение веры от нововведений, развитие исламского права (фикха) Построение исламского государства - халифата. Истинный джихад против неверия начнется после халифата
Конечная цель Наступление Судного Дня, буквальное исполнение его предзнаменований (приход Даджаля)
Достоверные источники Коран, Сунна и жизнь последователей Мухаммеда (сахабов). Все остальное - нововведение Коран, Сунна, жизнь саха-бов, а также суждение по аналогии (кийас), иджти-хад и иные дополнения, используемые правовыми школами (масхабами)
Характер умозаключений Отказ от рационального умозаключения, превалирование веры Превалирование разума (новые мутазилиты), рациональные способы суждений
Отношение к масхабам Отказ от следования любому из них Своеобразный синтез положений различных мас-хабов. Превалируют мали-китский и ханбалитский масхабы
Обвинения в отношении мусульман В отходе от единобожия (ширк) В целенаправленном уходе от ислама (такфир)
Понимание джихада Джихад большой - это борьба со своими грехами и страстями и джихад малый - защита себя от вооруженного преследования немусульман Джихад как вооруженная борьба с любыми проявлениями неверия. Распространение ислама («Табли-ги Джамаат»)
Организация Отсутствует четкое организационное оформление. Объединение по сторонникам какого-либо учения Четкая организация (централизованная) с поставленными целями и задачами, а также распределением функций
Отношение к политике Провозглашение отказа от политического участия до тех пор, пока не придет понимание истин Приоритет политической борьбы
Для полноценной борьбы и профилактики проявлений исламского фундаментализма, представляющих угрозу национальной безопасности России, в частности исламского экстремизма, необходимо учитывать существующее положение внутри данного явления и наличие противоречий между его участниками.
Список литературы
1. Абу Яхъя Крымский. Секты «Хизб ут Тахрир» и «Ихуан муслимин» [Электронный ресурс] // YuoTube. - URL: http://www.youtube.com/watch?v=68o5-LlQ5V M&list=TLnQEt-Dy1GMUwn7j9jLjV_Db7SARdwk0X.
2. Алиев А. К. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе / А. К. Алиев, З. С. Арухов, К. М. Ханбабаев. -М. : Наука, 2007. - 582 с.
3. Аликберов А. К. Салафитский вызов России: объективный этап в эволюции ислама или попытка его революционного обновления // Ислам в России: культурные традиции и современные вызовы : материалы Междунар. науч. конф. - СПб., 2013. - С. 5-16.
4. АльХадис [Электронный ресурс] // АльХадис : сайт. - URL: http://alhadis.ru/.).
5. Бережной С. Е. Кабардино-Балкарская республика как пример эволюции исламского фундаментализма на Северном Кавказе // Центральная Азия и Кавказ, 2006. - № 2. - С. 170-180.
6. В российских городах вывесили плакаты о запрете Корана [Электронный ресурс] // Lenta.ru. - URL: http://lenta.ru/news/2013/09/27/muslim.
7. Добаев И. П. Исламский фундаментализм на юге России // Россия и мусульманский мир. - 2004. - № 9. - С. 70-73.
8. Исламская библиотека - Islam-book.info [Электронный ресурс] // Исламская библиотека. - URL: http://islam-book.info/proroki-spodvizhniki/muchammad/milost-dlya-mirov.
9. Корм Ж. Религиозный вопрос в XXI веке. Геополитика и кризис постмодернизма / Ж. Корм. - М. : Ин-т общегуманитар. исслед., 2012. - 288 с.
10. Левин З. И. Реформа в исламе. Быть или не быть? / З. И. Левин. - М. : Ин-т востоковедения РАН: Крафт+, 2005. - 240 с.
11. Малашенко А. В. Большинство мусульман отвергают учения, пришедшие извне // Россия и мусульманский мир, 2003. - № 11. - С. 51-55.
12. Поляков К. И. Арабский Восток и Россия: проблемы исламского фундаментализма / К. И. Поляков. - М. : УРСС, 2003. - 157 с.
13. Свет ислама [Электронный ресурс] / Свет Ислама : сайт. - URL: http://www.svet-islama.com/ Читай // Сайт проекта. - URL: http://www.chitay.info/.
14. О политических партиях : федер. закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/183523/#ixzz2wZUf6PIe.
15. Хизб ут-Тахрир [Электронный ресурс] / Хизб ут-Тахрир : офиц. сайт. - URL: http://www.hizb-russia.info/khizb-ut-takhrir/knigi/prinyatye/1140-proekt-konstitutsii-khalifata.html.
16. Читай : сайт проекта [Электронный ресурс]. - URL: http://www.chitay.info/.
Theological Foundations of Fundamentalism in Contemporary Islam
T. V. Izluchenko
Siberian Federal University, Krasnoyarsk
Abstract. This article offers the author's conception of Islamic fundamentalism, religious extremism and such an ambiguous phenomenon of Islamic theology as «salafism». The author highlights and gives short characteristics for two main courses, existing in contemporary Islamic fundamentalism - theological and political movements on the example of the views of Abu Yahiya the Crimean, and ideology of «Hizb ut-Tahrir».
Keywords: Islam, Islamic fundamentalism, salafism, Abu Yahiya the Crimean, «Hizb ut-Tahrir».
Излученко Татьяна Владимировна
кандидат философских наук,
старший преподаватель,
кафедра философии
Сибирский федеральный университет
660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82
А, ауд. 4-28
тел.: 8(391)2062669
e-mail.ru: izluchenko@mail.ru
Izluchenko Tatyana Vladimirovna
Candidate of Sciences (Philosophy), Senior Lecturer, Department of Philosophy, Siberian Federal University 4-28,82 A, Svobodny av., Krasnoyarsk, 660041
tel.: 8(391)2062669 e-mail: izluchenko@mail.ru