Научная статья на тему 'Богородичная иконография: история почитания и типы изображения'

Богородичная иконография: история почитания и типы изображения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1521
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Богородичная иконография: история почитания и типы изображения»

Список использованной литературы:

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект-пресс, 2000. - 228 с.

2. Блэк М. Метафора // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. - С. 153-175.

3. Бородульюна Т. О. Метафоричний треншг як шновацшна психотехнолопя навчання студеипв-психолопв / Т. О. Бородульюна // Гумаштраний вюник - Додаток 1 до Вип.27, Том VI (39): Тематичний випуск «Вища освгта Украши у контекст штеграцп до европейського освгтнього простору». - К.: Гнозис, 2012. - С. 8190.

4. Вачков И.В. Методика преподавания психологии: учебное пособие / И.В.Вачков. - М.: «Ось-89», 2012. -

208 с.

5. Кац Г. Метафорические карты: Руководство для психолога / Г. Кац, Е. Мухаматулина - М.: Генезис, 2013. - 160 с.

6. Морозовская Е. Проективные карты в работе психолога: полное руководство / Е.Р.Морозовская. -Одесса, Институт Проективных Карт, 2013. - 128 с.

7. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности / Г. У. Солдатова. - М. : Смысл, 1998. - 387

с.

8. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004 - 368 с.

9. Халкола У. «Спектрокарты». Краткое методическое руководство по применению в психотерапии и психологическом консультировании / У.Халкола, А.И.Копытин. - СПб.: Речь, 2012. - 80 с.

10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.

© С.Б. Капидинова, 2015

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 27-526.62

Александрова Анна Сергеевна

аспирант 3 курса заочного отделения РосНОУ, г. Москва, РФ, e-mail: aleksanna@list.ru

БОГОРОДИЧНАЯ ИКОНОГРАФИЯ: ИСТОРИЯ ПОЧИТАНИЯ И ТИПЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Аннотация.

В данной статье рассматривается иконописное изображение Богоматери в Древней Руси и более подробно объясняется значение Её почитания православными верующими. Дана характеристика основных типов изображения Божией Матери. Также уточнены и дополнены иконописные особенности Её изображения, являющиеся незыблемыми и в наше время.

Ключевые слова.

Богоматерь, икона, иконопись, история Древней Руси, церковь, православие.

Церковь оказывает Богоматери чрезвычайное почитание, вознося Её превыше всех святых и превыше небесной иерархии. Избранная Приснодева стоит в центре всей истории спасения. Действительно, Божественное Провидение, учитывающее свободную волю твари, не могло прийти к высшей своей точке -вочеловечению Сына Божия - без согласия Приснодевы осуществить в Себе тайну, сокровенную от век и от родов (Кол. 1:26), и стать, таким образом, Матерью Бога. Поэтому прп. Иоанн Дамаскин и говорит, что имя Богоматери «составляет всё таинство Домостроительства» [1, с. 150]. Мариологический догмат неотъемлем от христологии. Невозможно, как хотел Несторий, отрицать Богоматеринство Пресвятой Девы, не ущербляя тем самым догмата воплощения Божественной Ипостаси, Сына Приснодевы. Не отдельно умопредставляемая человеческая природа Христа, но сама Личность Сына Божия по человечеству родилась от Марии - от тварного существа, Духом Святым соделанного способным к принятию в утробе своей грядущее в мир Слово Божие.

Имя «Богоматерь» выражает исключительность Её отношения ко Второму Лицу Святой Троицы, отношение материнства, к которому Её человеческая личность была призвана Божественным Избранием. Это особое положение в деле спасения, эта единственная роль в Боговоплощении не была лишь инструментальной функцией. Мария, «Матерь Иисусова» (ср.: Деян. 1:14), осуществила эту уникальную связь со Своим Сыном в Своей святости. И святость эта не может быть ничем иным, как той «всесвятостью», той полнотой благодати, которая дана Церкви - продолжению прославленного человечества Христова. Но если Церковь ещё ожидает наступления будущего века, то Богоматерь уже переступила грань этого вечного Царствия: «единственное человеческое существо, всецело обожженное, начаток будущего обожения твари, Она рядом со Своим Сыном правит судьбами мира, ещё развёртывающимися во времени» [4, с. 127].

Прославление Богоматери не может сравниваться с почитанием святых или ангелов. Многоразличные аспекты Её славы, превосходящей всё, что можно представить себе в земном мире, породили множество Её икон.

Термин «Богородица» (греч. ©sotokoq) введён в литургию Григорием Богословом - единственным Святым Отцом, в сочинениях которого, даже по признанию Фомы Аквинского, невозможно обнаружить какую бы то ни было ересь. В 431 г. Третий (Ефесский) Вселенский Собор постановил именовать Деву Марию Богородицею без оговорок также и в догматических сочинениях.

Согласно православному греческому преданию VIII века первые иконы Божьей Матери были написаны одним из сподвижников апостола Павла, евангелистом Лукой, который, помимо искусства врачевания, был наделён талантом живописца. Исполняя горячее желание первых христиан узреть хотя бы живописный лик Богородицы, если нет возможности предстать перед Ней самой, апостол написал три иконы. На двух из них он изобразил Богоматерь с младенцем Иисусом на руках; именно эти иконы стали прообразами икон типа Елеуса (Богоматерь нежно прижимает к себе Богомладенца) и Одигитрии (Богоматерь указывает на рождённого Ею Спасителя). На третьей он изобразил Богоматерь одну в

молитвенной позе заступницы и просительницы за грешных людей. Она положила начало третьему типу икон, называемому Милостивая. Все три иконы Лука показал Богородице, которая благословила эти образы.

Уже ко II в. н. э. изображения лика Богородицы получили широкое распространение: в римских катакомбах находят изображения Божией Матери в молитвенной позе с воздетыми к небу руками. Они положили начало ещё одному типу иконописи, обретшему название Оранта, что в переводе означает «молящаяся».

На протяжении всех последующих веков Богородица остаётся одной из основных фигур византийской, а затем и древнерусской иконописи [5, с. 27]. Постепенно, в течение многих десятков лет, совместными теоретическими трудами Отцов Церкви и творческими поисками одарённых иконописцев были найдены такие живописные формы, которые давали самое правильное представление о Небесном мире и населяющих его святых во главе с Иисусом Христом и Богоматерью [6, с. 13-15].

Иконография Божией Матери представляет историческую тему, несравненно более обширную и сложную, как и более разнообразную, чем все прочие отделы христианской иконографии.

Анализ истории развития художественного образа Богоматери является задачей чрезвычайно сложной, так как именно в этом отделе иконографии искусство могло быть и было наиболее свободным. Археологическая наука открывает нам происхождение иконы от священного портрета. Вообще же Богоматерь является в религиозной мысли христианина образом или предметом религиозного настроения и высшего чувства материнской любви. Образ Богоматери должен был совмещать в себе одновременно самые высокие в духовном отношении стороны человеческого существа и самые привлекательные черты народного типа. Тип определяется национальным характером или выражением народных черт, как главных или дающих своеобразную типичность человеческому образу. Но к этому типу прирастает со временем определённая историческая мысль или идея общечеловеческого свойства, и такой «идеальный» образ вновь переходит в сферу народного, исторического искусства. Изучение постепенного роста народных и исторических типов и образов Богоматери занимается, таким образом, внутренней историей одухотворения или облагораживания народного характера и возвышения его типов до степени общечеловеческого значения, как высших образцов и идеалов. Перенесённый в новую народную среду, общечеловеческий идеал вновь осуществляется в реальных типах, дающих новую жизнь искусству, которое вновь прививает к отвлечённой схеме жизненный росток народного характера.

Изменения в типе, художественные усовершенствования разрушают его условную, традиционную схему и сводят её к аллегории и олицетворению, тогда как реально-историческая основа христианской иконы-портрета или подобия чтимого святого допускает все возможные степени жизненного представления, лишь бы в образе выражалось или им вызывалось религиозное чувство. Оригинал чудотворной иконы распространялся в списках, дававших одно «подобие», и менявшихся по времени, месту и вкусам; далее этот оригинал легко заменялся списком, и на этот последний как бы переходили прославленные благодетельные стороны первого, и отсюда понятно, почему история знает часто гибель, полную переделку или окончательное искажение древних оригиналов, к сожалению, не внушавших вовсе клиру, ими владевшему, никакого, в ином случае спасительного, страха.

Иконография Божией Матери является наиболее подчинённой общим законам христианской иконографии в изображении так называемых «Богородичных праздников», или, проще говоря, событий из жизни Божией Матери. Художественно-религиозный интерес к Её образу возникает там, где она изображена одна с Младенцем, вне всякого события Её жизни. При этом историк может наблюдать полную однородность явлений в самых противоположных по времени периодах: в V, XII и XVII столетиях. «Образ Божией Матери как бы воспринимает в себя личное чувство молящегося и отвечает в произведениях художественной кисти различным его настроениям, становясь образом благочестия и христианской любви» [2, с. 26].

Пограничный период между собственным средневековьем и началом Возрождения, период Крестовых походов, время литературного общения Востока и Запада, эпоха окончательной организации европейских государств и начавшегося движения их на восток вплоть до латинского завоевания Константинополя, играет столь же капитальную роль в истории духовного и религиозного развития христианства, как, в частности, и в истории христианской иконографии и иконографии Богородицы по преимуществу. Именно к этому периоду относится появление целого ряда Богородичных типов как на греческом востоке, так и в

православной России. Так, например, мы узнаём о целом ряде икон, явление которых относится преданием ко второй половине XI века и к XII - XIII столетию, как, например, в алфавитном порядке: икона Боголюбская 1157 г., Елецко-Черниговская того же времени, Корсунская XII в., Мирожская 1198 г., Муромская XII в., Смоленская 1064 г., «Умиление» Смоленская 1103 г., Путивльская 1238 г., Костромская Феодоровская 1239 г. За этой серией икон Богоматери следует подобный же ряд икон, относящийся к XIV веку: Виленская 1341 г., Барловская 1392 г., Донская 1330 г., Новгород-Северская 1301 г., Коневская 1393 г., Петра Митрополита 1307 г., Тихвинская 1387 г., Толгская 1314 г.

Византийская иконография Божией Матери, отмечает известный исследователь иконописного искусства Н.П. Кондаков, выработала всего семь основных типов:

1) изображение типа Умиление (Елеуса) - одно из самых распространённых и любимых в народе. Богородица и Иисус в умилении склоняются друг к другу, Мать нежно обнимает Богомладенца, касаясь щекой Его щеки. На одних иконах Богоматерь держит Иисуса на левой руке: Смоленская, Казанская, Тихвинская, Иверская и другие.

На других Христос находится на правой руке Матери: Владимирская, Донская, Иерусалимская, Молдавская, Почаевская, Цареградская, Ярославская, Яхромская, Фёдоровская и другие.

2) тип Одигитрии (Путеводительница), в различных переводах (первоначально Божией Матери, стоящей с Младенцем на левой руке, затем сидящей, с тем же положением Младенца, вариант с Младенцем на правой руке и т. п.). На иконах типа Одигитрии Дева Мария представлена с Богомладенцем, который держит в одной руке свернутый свиток, а другой благословляет. Изображения Богоматери и Младенца -строгие, прямоличные, их головы не касаются друг друга.

3) известный тип «Оранты». Богоматерь типа Оранта изображается в рост в молитвенной позе, с разведёнными в стороны согнутыми в локтях руками, поднятыми на уровень головы.

4) «Знамения» (Великой Панагии). Если на груди Богоматери, как бы во чреве или на лоне, находится Младенец в виде Спаса Еммануила, то икону называют Великой Панагией. Младенец в медальоне на груди изображается на иконах Знамение и Живоносный источник.

5) Божией Матери Деисусной. Деисусное изображение может быть в рост, поясным, погрудным, в зависимости от того, в какой иконостас входила икона. Богородица обращена вполоборота влево, к Христу, помещавшемуся в центре деисусного чина; руки сложены на уровне груди: Мария как бы протягивает их в молитвенном жесте к своему Божественному Сыну, прося Его за род человеческий.

6) Божией Матери, сидящей на престоле без Младенца и держащей руки приподнятыми перед собою (тип Заступницы Небесной). Без Младенца Богородица предстает на иконах Ахтырская, Боголюбская, Всех скорбящих радость, Покров, Огневидная, Филермская, Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому и некоторые другие.

7) тип, который условно называемый «Никейским» по тамошней мозаике, или «Никопейским» по чудотворному образу Венеции, и который изображает Божию Матерь, стоящую и держащую Младенца обеими руками перед Собою.

Этого рода типы исчерпывают иконографию Божией Матери во всех монументальных произведениях византийского искусства, но затем они же повторяются в миниатюрах и даже на монетах.

Конечно, «эти типы не исключают вариантов, возникающих в результате известных композиций, например, увенчивания Божией Матерью царя и царицы, обращение Богородицы к молебщику или ктитору и т.п.» [2, с. 48].

Однако существует ещё один тип иконографии Божией Матери - «Заступница» («Агиосоритисса»), являющимся одним из главных изображений в иконостасе, как правило, находящимся в храме у Царских врат. На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращённой вправо, иногда со свитком в руке.

Образ Богородицы занимает в православной иконографии особое место, Церковь прославляет Деву Марию как «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим», то есть превосходящую ангельские чины - херувимов и серафимов. Дева Мария, родившая Бога, на большинстве икон изображается с младенцем Христом. Но даже когда Богородица изображена одна, Христос незримо присутствует, потому что Богоматерь связана с Ним теснейшими духовными и телесными узами. Эта связь выражена, например, в

цвете. Спаситель изображается в тёмно-красном хитоне и синем гиматии, что символизирует соединение в Нём двух природ: божественной (синий цвет) и человеческой (красный). В одеянии Богоматери те же цвета расположены в ином порядке: туника и чепец синие (символизирующие чистоту и непорочность Девы), мафорий (длинный, до пят плат) тёмно-красный (символизирующий материнство). В этом зеркальном расположении цветов раскрывается глубокий богословский смысл: если Христос - Бог, ставший Человеком, то Богоматерь - земной человек, через которого Бог воплотился. Иконы Христа и Богоматери несут в себе свидетельство о встрече божественного и человеческого, небесного и земного.

Образы Божией Матери особо близки народу, многие из них в православной традиции почитаются как чудотворные. Богородичная иконография даже обширнее и разнообразнее, чем иконография Спасителя; исследователи насчитывают более четырёхсот наименований икон Богоматери.

К сожалению, немного сказано о Ней в Священном Писании, мало событий Её личной жизни сохранило Предание. Но за каждым шагом Её Божественного Сына зримо стоит Она, начиная от Его рождения и кончая Крестом на Голгофе. И нам нетрудно представить величие Её исключительного Материнского подвига для человечества, но сложнее постигнуть ту высшую степень чистоты и святости, всецелой преданности Себя воле Божией, которыми Она вошла в близость с Самой Пресвятой Троицей, став Дочерью Богу Отцу, Матерью Сыну Божию и Невестой Духу Святому. Обещание Божие, данное ещё первым людям, что придёт время и родится на земле Спаситель мира и Семя Жены сотрёт главу змия - диавола (Быт. 3, 15), исполнилось не сразу. Человечество прошло длительный путь приготовительного очищения и освящения, пока, наконец, не явилась Богоизбранная Отроковица.

Список использованной литературы:

1. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры, т. III. -298 с.

2. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. М., 1999. - 429 с.

3. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Проповеди. М., 2010. - 592 с.

4. Лосский В.Н., Успенский Л.А. Смысл икон. М., 2013. - 336 с.

5. Шнуровозова Т.В. «200 православных исцеляющих икон». - 212 с.

6. Щенникова Л.А. Владимирская икона Божией Матери. Главная святыня России. М., 2013. - 76 с.

© А.С. Александрова, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.