УДК 62-529
БЛОК УПРАВЛЕНИЯ ГИДРОПРИВОДОМ РАБОЧЕГО ОРГАНА СКРЕПЕРА-ПЛАНИРОВЩИКА
И. М. Корнев
Аннотация. Приведены основные составляющие блока управления, их математические описания и структурная схема математической модели блока управления.
Ключевые слова: блок управления, скрепер-планировщик, пороговый элемент.
Введение
Скрепер - это высокопроизводительная землеройно-транспортная машина циклического действия, предназначенная для разработки (набора) и транспортирования грунта с укладкой его в насыпь или отвал, планированием, разравниванием грунта с предварительным частичным его уплотнением [1]. В работе используется скрепер с возможностью регулировать рабочий орган в поперечной плоскости, в связи с данным фактом в дальнейшем машина будет называться скрепер-планировщик.
В качестве заданных параметров скрепера-планировщика предлагается использовать ВРо_зад И УГОЛ ПОПереЧНОГО уКЛОНЭ \ро_зад- В качестве информационных параметров управления положением правого и левого краев скреперного ковша предлагается использовать Вроп и Врол , а также в качестве параметров управления задней стенкой -данные полученные путем измерения призмы волочения правого и левого края скреперного
КОВШа Вроп_дат И Врол_дат-
Основная часть
Изменение положения рабочего органа и управление задней стенкой ковша производится с помощью гидропривода (исполнительная часть системы управления), которая является релейным звеном, что обуславливает применение релейной статической характеристики порогового элемента блока управления гидроприводом рабочего органа скрепера-планировщика. [2, 3, 4, 5, 6, 7].
Блок управления состоит из четырех элементов:
• датчики положения рабочего органа;
• датчики измерения призмы;
• задатчики проектируемой плоскости;
• элементы управления:
а) сравнительные элементы;
б) пороговые элементы.
Сигналы рассогласования после между датчиком и задатчиком после сравнительного элемента передаются в виде токов А1РОп и А1р0Л без искажений с коэффициентом передачи Кд, равным 1, на пороговый элемент который задает пороги срабатывания электрогидрораспределителя, чтобы исключить не нужных его включений. Математическая модель в виде блок-схемы блока управления представлена на рисунке 1.
Преобразование заданных значений высотной координаты УР0_3ад и угла наклона УР0_зад В положения Краев ОТБЭЛЭ Урол_зад И Вроп_задпроизводится по формулам [8]:
Lз ;
"^ЮЛ_зад — "^0_зад ^ 2 " РО_зад ;
L3
"^ЮП_зад — "^Ю_зад 73" РО_зад ,
(1)
(2)
где Lз - ширина рабочего органа.
Преобразование рассогласованных сигналов между датчиком и задатчиком после сравнительного элемента А1РОп и А1РОл в А1Р0 и А1Р производится по формулам [9]:
Д1ро -
А1рпп + А!
Д!Р - агС^
L3
(3)
(4)
Рис. 1. Структурная схема математической модели блока управления реализованная
в МА^АВ расширение БЦиИпк
Для управления задней стенкой сигнал с датчиков измерения призмы волочения поступает на гидропривод управления задней стенкой ковша, который можно найти по формуле [9]:
РО_дат
Из-за того, что быстродействие электронных схем намного превышает быстродействие исполнительной части устройства управления рабочего органа, статическая характеристика порогового элемента описана как реле с различными порогами срабатывания (рис. 2.).
(5)
2
На статической характеристике Ь1 = \А1вкп\ -порог срабатывания на включение порогового элемента, Л2 = \А1Выкл\ - порог срабатывания на отключение порогового элемента, ФЛ = Л1/Л2 -отношение порогов срабатывания на включение и отключение порогового элемента.
ДЬ = Ь + Ь2, (6)
где ДЬ является шириной зоны нечувствительности порогового элемента, которая является
суммой порогов срабатывания на включение и отключение порогового элемента.
Так как открывание и закрывание порогового элемента происходит при разных значениях входного сигнала, что применяется для компенсации запаздывания гидроаппаратуры, его математическое описание выполнено с помощью системы неравенств [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8]:
зол
2
гзол
2
1 . ))/+i2 )-,)
1+1-sign(AI ) 2
(1+1- sign(AI-b2 ))+^1 1-sign(M)^j(i-sign(AI +bi )_i)
при
при
d (AI ) dt
d (AI ) dt
>0;
<0,
(7)
где ¡30Л - ток управления, подаваемый на золотник гидрораспределителя, А1 - значение сигнала рассогласования.
Заключение
Таким образом, представленная модель блока управления совместно будет использоваться в общем математическом описании рабочего процесса скрепера-планировщика.
Библиографический список
1. Симон Л. А. Дорожные машины. Отраслевой каталог. Москва. 1987. -453 с.
2. Алексеева Т. В. Разработка следящих систем управления рабочим процессом землеройнотранспортных машин с целью повышения их эффективности. - Омск, 1974. - 175 с.
3. Алексеева Т. В., Щербаков В. С. Оценка и повышение точности землеройно-транспортных машин: Учеб. пособие. - Омск: СибАДИ, 1981. - 99 с.
4. Бакалов А. Ф. Совершенствование системы стабилизации положения рабочего органа автогрейдера: Дис. ... канд. техн. наук.- Омск: СибАДИ, 1986. - 231 с.
5. Глебов В. Д. Исследование статистических характеристик входных воздействий систем управления рабочими процессами землеройнотранспортных машин / В. Д. Глебов, В. Н. Тарасов, Ю. И. Грабарев // Гидропривод и системы управления / СибАДИ; НИСИ. - Новосибирск: НИСИ, 1977. -с.113 - 119
6. Ерофеев А. А. Автоматизированные системы управления строительными машинами. - Ленинград: изд-во «Машиностроение», 1977. - 224 с.
7. Тарасов В. Н. Динамика систем управления рабочими органами землеройно-транспортных машин. - Зап.-сиб. кн. изд-во, Омское отделение, 1975. - 182 с.
8. Шипилевский Г. Б. Тракторная автоматика. Конспект лекций по дисциплине: «Автоматические системы колёсных и гусеничных транспортнотяговых машин». - М.: МГТУ «МАМИ», 2002. - 44с.
9. Щербаков В. С. Составление структурных схем землеройно-транспортных машин как объектов автоматизации: Учебное пособие. - Омск: Изд-во СибАДИ, 2001. - 47 с.
CONTROL OF THE BODY HYDRODRIVES SCRAPERS PLANNER
I. M. Kornev
Are the main components of the control unit, their mathematical description and a block diagram of the mathematical model of the control unit.
Корнее Иван Михайлович - аспирант кафедры «Автоматизация производственных процессов и электротехника» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. Основное направление научных исследований - автоматизированное проектирование систем. Имеет 9 опубликованных работ. E-mail: [email protected].