Научная статья на тему 'Блоги и СМИ, гражданская и традиционная журналистика: соотношение понятий'

Блоги и СМИ, гражданская и традиционная журналистика: соотношение понятий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
7994
1039
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГИ / ТРАДИЦИОННЫЕ СМИ / .ГРАЖДАНСКАЯ ЖЕРНАЛИСТИКА. / BLOGS / SOCIAL MEDIA / CITIZEN JOURNALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Филатова Ольга Георгиевна

В статье анализируются такие понятия, как.блог.,.социальные медиа.,.гражданская журналистика., рассматриваются различные теоретические подходы к проблеме взаимодействия традиционных и новых медиа, намечаются дальнейшие исследовательские перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Blogs and media, citizen journalism and traditional journalism: correlation of notions

This article analyzes such concepts as.blog.,.social media.,.citizen journalism. and consider different theoretic approaches to the problem of interaction of mainstream media and new media. This article also plan further research perspectives.

Текст научной работы на тему «Блоги и СМИ, гражданская и традиционная журналистика: соотношение понятий»

О. Г. Филатова

БЛОГИ И СМИ, ГРАЖДАНСКАЯ И ТРАДИЦИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА:

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Блогосфера прошла периоды зарождения, стремительного вхождения в моду и массовой популярности, постепенно она становится привычным явлением социальной реальности. Развитие блогосферы и социальных СМИ в целом оказывает влияние на все виды коммуникативной деятельности, в том числе на журналистику. Ряд исследователей предлагают рассматривать блог как очередную ступень в эволюции журналистики.

Авторы наиболее полных исследований, посвященных блогосфере, приходят к общему выводу: развитие блогов свидетельствует о происходящей коммуникационной революции и переходе от контролируемой односторонней модели коммуникации к децен-трализированной и интерактивной. Фактически можно говорить о том, что развитие блогосферы создает условия для реализации двусторонней симметричной модели коммуникации. Некоторые авторы связывают эти перемены с развитием Интернета в целом. «Если Web 1.0 была главным образом односторонней коммуникацией между владельцем веб-сайта и посетителем, то Web 2.0 — многосторонняя между владельцем вебсайта и посетителем, а также между посетителем и другим посетителем» [1, с. 69-70].

Однако, несмотря на рост блогосферы, в научном дискурсе до сих пор не сложилось четкого и однозначного определения и классификации блогов, а также понимания механизмов взаимовлияния блогов и традиционных СМИ. Хотя тема конфликта между традиционными СМИ и «гражданской журналистикой» обсуждается уже не первый год, общего определения того, что понимать под терминами «гражданские» или «социальные» журналисты, «гражданская журналистика» также не выработано. Например, американский медиакритик Джей Ройзен утверждает, что «гражданские журналисты — это те, кого мы раньше называли аудиторией». «Википедия» дает определение гражданской журналистики, основываясь на противопоставлении блогов и традиционных медиа: «К настоящему времени многие приходят к выводу, что профессиональная журналистика и блогосфера (которую иногда называют “ любительской” или “ гражданской" журналистикой) дополняют друг друга, так как преимущества одной восполняют недостатки другой, и наоборот» [2]. Таким образом, все вышесказанное актуализирует необходимость обращения к теме, указанной в заголовке статьи, и прежде всего представляется необходимым обратиться к проблеме соотношения понятий «блог» и «СМИ», поскольку сетевые дневники зачастую причисляют к последним.

Появление сетевых дневников (блогов, веб-логов) обычно относят к началу 1990-х годов. Как отмечает автор популярной книги о блог-маркетинге Д. Райт, «блоггинг существовал в какой-то форме с самых первых дней... Интернета» [3, с. 28]. Первоначально блогами назывались «сайты, основанные на внешнем контенте, где главный продукт — ссылка и комментарии к ней». Пользователи Интернета, нашедшие в сети интересную ссылку, размещали ее на своем сайте, чтобы другие также могли познакомиться с ней. Такое понимание блогов закреплено, например, в «Словаре современного английского языка» издательства «Longman», составленном в 2001 г. Веб-логом в нем называется «веб-сайт, содержащий список ссылок, позволяющих перейти на другие веб-сайты,

© О. Г. Филатова, 2010

и краткие описания этих сайтов» [4, р. В85]. Американский исследователь Д. Хортон отмечает, что «сегодня блог может и не содержать ссылок. Им может быть все что угодно в форме дневника с датированными записями» [5, р. 2]. Многообразие способов использования блогов затрудняет формулирование дефиниции. На наш взгляд, следует разделять техническую и коммуникативную составляющие блогов. Компания «Яндекс» называет блогом «разновидность веб-сайта, где новые сообщения... отображаются перед более старыми» [6, с. 10]. Таким образом, формально блог — это форма организации данных. Технически он представляет собой совокупность веб-документов, содержащих различный контент: тексты, изображения, гиперссылки, файлы мультимедиа. Другой технической особенностью сетевых дневников является обязательное наличие «системы публикации записей» — программного обеспечения, делающего работу с блогом легкой, быстрой и не требующей от пользователя специальных навыков и знаний.

Однако сущность блога состоит не только в обратном хронологическом порядке записей и легкости публикации сообщений. Блог представляет собой новый канал коммуникации, порожденный развитием Интернет-технологий. Он отличается высочайшей скоростью распространения информации, мощной обратной связью, публичностью и особым характером передаваемой информации.

Скорость распространения информации в блогах выше, чем в любом другом существующем средстве Интернет-коммуникации. Интерактивные возможности, которые предоставляет пользователю блог, гораздо шире, чем у любого из существующих сетевых каналов коммуникации: электронной почты, форумов, чатов, систем обмена мгновенными сообщениями и т. д. «Ни одно из этих средств коммуникации не позволяло одному человеку общаться со многими, находящимися в разных местах ... пока не появился блоггинг» [7, с. 53].

Блог представляет собой канал публичной коммуникации, поскольку чаще всего функционирует в режиме открытого доступа для любого пользователя сети. Существование сетевых дневников с ограниченным доступом также не отменяет наличия у них определенной аудитории (читателей). И в том, и в другом случае они составляют сообщество, члены которого общаются как с автором блога, так и друг с другом. Таким образом, блог оказывается средой межличностного общения и обмена не столько информацией, сколько мнениями. Д. Хортон описывает блоги «как возможность для обычного человека высказать свое мнение, как взгляд на мир, какого не найти в традиционной журналистике, как способ обсудить что-либо с себе подобными» [5, р. 2].

Характер передаваемой информации — главное «блогообразующее» и самое сложное для определения свойство. Исследователи описывают его как «подлинность», «искренность», «эмоциональность». На наш взгляд, это свойство можно назвать «разговорностью» коммуникации, поскольку блоги подразумевают использование разговорного стиля речи как основного. Именно интонация живого общения с автором делает блог не только формой подачи информации, но и уникальным каналом коммуникации.

Исследования, проведенные под нашим руководством, позволяют выделить три критерия для классификации сетевых дневников: авторство, характер контента (содержания) и способ размещения в сети.

По критерию авторства блоги делятся на индивидуальные, групповые, блоги сообществ и персонажей. Групповые (совместные) веб-логи ведутся несколькими авторами, состав которых заранее определен и стабилен; как правило, они посвящены одной теме. Сообщества представляют собой «коллективные блоги», количество авторов в которых не фиксировано. Обычно разместить записи в них может любой вступивший в сообщество пользователь.

Наиболее распространенный контент в блогах — это тексты, гиперссылки и изображения. Они составляют «классическое» наполнение веб-лога. В случае если содержание сетевого дневника — голосовые сообщения, мы имеем дело с аудиоблогом (подкастом). Если же основной контент — видеозаписи, употребляется термин видеоблог.

В зависимости от физического размещения веб-логов в сети можно выделить дневники, расположенные на общедоступных сервисах (таких как LiveJournal или Livelnter-net), и автономные (stand-alone blog). Автономный блог представляет собой отдельный веб-сайт с собственным доменом и индивидуально настроенной системой публикации записей. Кроме того, все блоги можно разделить на личные (их авторами и владельцами являются физические лица) и корпоративные. Корпоративные блоги ведутся сотрудниками организации-собственника — для достижения как внешних, так и внутренних целей организации. Таким образом, можно говорить о внешних (открытых) и внутренних (предназначенных для персонала) корпоративных блогах.

Как мы определили выше, блог представляет собой род сайта. Следовательно, вопрос о соотношении понятий «блог» и «СМИ» в самом общем виде заключается в том, следует ли считать Интернет-сайты (и блоги как их подвид) средствами массовой информации? На наш взгляд, можно согласиться с аргументацией И. Алешиной, которая указывает, что информация на Интернет-сайтах отвечает «критериям массовой информации в той степени, в которой предназначена для неограниченного круга лиц». Часть сайтов, «отвечающих критерию периодичности распространения информации, можно отнести к СМИ» [8, с. 19Т]. Таким образом, в зависимости от регулярности обновлений, блоги могут выступать в качестве СМИ, а могут и не являться таковым.

Вместе с тем все блоги можно считать социальными или гражданским СМИ (social media, citizen media). Данным термином — в противовес традиционным СМИ (mainstream media) — американские исследователи Б. Макконнелл и Д. Хуба обозначают появившиеся в последние несколько лет в Интернете общности «людей, выражающих мысли он-лайн, а также тех, кто с ними взаимодействует». Отличительная черта новых СМИ состоит в том, что их содержание создает аудитория. Как отмечают авторы книги «Эпидемия контента», «люди используют социальные СМИ для выражения своего мнения, творчества, для передачи новостей о своих увлечениях и вообще для “социализации”. . . они создают свою аудиторию, масштаб которой может соперничать с размерами аудиторий традиционных СМИ» [1, с. 10].

Традиционные СМИ и блогосфера оказывают друг на друга взаимное влияние. С одной стороны, блоги стали для журналистов еще одним источником информации, зачастую уникальным. С другой стороны, блоги являются пространством, в котором обсуждаются важнейшие новости («повестка дня», создаваемая СМИ). Блогосфера и традиционные СМИ (онлайновые в большей степени, офлайновые — в меньшей) связаны между собой настолько тесно, что провести четкую границу между ними становится сложно.

Можно выделить три основных способа использования блогов и блогосферы средствами массовой информации. Первый состоит в использовании информации, опубликованной блоггерами, в редакционных материалах. Как отмечают американские исследователи Д. Дрезнер и Г. Фаррел, блоги оказывают влияние на формирование «повестки дня». «Роль (блогов.— О. Ф.) в формировании повестки дня несомненна — если достаточное количество авторитетных блоггеров осветят какое-либо событие, это может привлечь внимание традиционных СМИ» [9]. Появились порталы, целиком состоящие из блогов, которые просматривают профессиональные редакторы, но основной контент в них создается именно блоггерами. Подобные модели работают под брендом больших медийных корпораций, таких как CNN и BBC.

Стоит отметить, что работники СМИ не всегда корректно используют материалы блогосферы. Р. Скобл и Ш. Израэл, авторы книги «Разговор дороже денег: как блоггинг меняет общение бизнеса и потребителя», называют этот метод «интервью украдкой»: «некоторые журналисты начали отслеживать блоги, собирать из них цитаты, а затем писать материалы, словно... они взяли интервью у человека, с которым никогда не связывались» [7, с. 106].

Второй способ можно условно назвать «редакционным блоггингом». В этом случае часть информации на сайтах традиционных СМИ предоставляется в форме блогов, которые ведут журналисты издания. «Редакционные блоги» могут быть посвящены актуальным темам, внутриредакционным новостям, наконец, в них могут публиковаться какие-либо материалы издания (например, колонки обозревателей). Примером такого рода служат блоги на сайте радиостанции «Эхо Москвы» (http://echo.msk.ru/blog). Некоторые из них посвящены какой-либо из передач радиостанции, другие представляют собой персональные сетевые дневники журналистов «Эхо Москвы». В персональных блогах размещаются как материалы, вышедшие в эфир, так и оригинальные записи.

Все это не только помогает увеличить аудиторию сайта, но и дает редакции мощный канал обратной связи. Возможно также ведение редакционных сетевых дневников на публичных сервисах блогов с целью продвижения издания.

Интернет-версии изданий с различными сервисами для блоггеров представляют собой третий способ использования потенциала блогосферы в целях СМИ. Хорошим примером может служить сайт газеты «Ведомости». Каждый опубликованный на www.vedomosti.ru материал имеет ссылку на html-код, с помощью которого можно быстро и презентабельно разместить ссылку (содержащую фото, заголовок и лид публикации) в любом блоге. На сайте газеты автоматически размещается список ссылок на сообщения блоггеров, в которых цитируется данный материал. Кроме того, владельцам аккаунтов сервиса блогов LiveJournal предоставляется неограниченный и свободный доступ в архив газеты. В мае 2007 г. на сайте был запущен ежедневно обновляемый подкаст газеты, который состоит из анонса основных публикаций газеты «Ведомости» в свежем номере. Таким образом, издание продвигает себя в блогосфере, увеличивает свою аудиторию (за счет привлечения Интернет-пользователей, которые могут и не быть читателями газеты) и увеличивает посещаемость своего сайта.

Д. Дрезнер и Г. Фаррел выделяют четыре причины, по которым традиционные СМИ используют блоги:

• стимулирование читателей;

• социальные связи;

• мнения экспертов;

• скорость.

Под стимулированием читателей исследователи подразумевают предоставление в сети части публикаций офлайновых СМИ на бесплатной основе с целью заинтересовать посетителей сайта платными материалами. При этом «бесплатные публикации часто подаются в форме веб-логов» [10].

Личные и профессиональные связи между журналистами и блоггерами (которые нередко являются журналистами или людьми, имеющими то или иное отношение к медиасообществу) также помогают объяснить внимание, которое уделяется блогосфе-ре. Кроме того, блоггеры, пишущие на ту или иную тему, могут выступать в качестве экспертов: «Блоги могут служить хранилищами специализированной информации, касающейся соответствующей... проблемы или актуальных событий» [10].

Неоспоримое преимущество блогов — скорость публикации материалов, которым не приходится проходить процедуру внутриредакционных согласований. Вслед за любым событием «блоггеры имеют возможность тут же опубликовать свое мнение, прежде чем другие виды СМИ смогут отреагировать» [10]. Новости в Интернете теперь зачастую появляются быстрее, чем на телевидении или радио. Блоггеры к тому же обладают тем преимуществом, что они, как правило, информируют о том, в чем осведомлены лучше других.

Интерес журналистов к публикациям блоггеров взаимен: авторы сетевых дневников, разумеется, читают традиционные медиа и часто обсуждают их материалы в своих блогах. Р. Скобл и Ш. Израэл подчеркивают, что «блогосфера активно следит за мейн-стримовыми СМИ и впервые принимает участие в новостном цикле» [7, с. 182]. Так, сравнивая списки самых популярных «новостных» тем в Интернет-СМИ (под «Интернет-СМИ» понимаются регулярно обновляющиеся информационные сайты, как изначально онлайновые, так и Интернет-сайты традиционных медиа) и в блогах, можно увидеть, что они совпадают на 70%. При этом общее количество сообщений в блогах, посвященных совпадающим темам, превышает количество сообщений в Интернет-СМИ.

Данный факт указывает на еще один аспект взаимоотношений традиционных и гражданских СМИ: конкуренция за внимание Интернет-аудитории. С появлением бло-госферы у пользователей Интернета появился выбор: следить за новостями на сайтах традиционных СМИ или при помощи сетевых дневников. Можно выделить основных «конкурентов» традиционных медиа в блогосфере:

• Блоги очевидцев какого-либо события, которые пишут о нем в режиме реального времени и сообщают эксклюзивные подробности.

• Тематические блоги (посвящены какому-либо конкретному событию, отрасли, продукту, профессии и т. п.).

• Блоги, выполняющие функции СМИ (регулярно обновляемые и содержащие новостную информацию).

• Корпоративные блоги, дающие возможность компании-владельцу устранить из процесса коммуникации посредника (СМИ), обратиться напрямую к своей аудитории и получить обратную связь.

Б. МакКоннелл и Д. Хуба рассматривают конкуренцию традиционных СМИ и блогов в контексте эволюции СМИ. Исследователи ставят развитие блогов («общественных СМИ» по принятой ими терминологии) в один ряд с предшествующими коммуникативными революциями, такими как изобретение Гуттенберга и появление электронных СМИ. «Так же, как пресс Гуттенберга... блоги демократизуют контроль информации и знаний, способствуя их проникновению в более широкие слои населения. Знание распространяется со скоростью, недоступной прессе» [1, с. 88]. Как отмечают авторы, «столкновение между традиционными и вновь нарождающимися СМИ неизбежно», как было неизбежно столкновение прессы и телевидения в XX в.

Р. Скобл и Ш. Израэл полагают, что более всего традиционной журналистике угрожают именно корпоративные блоги, которые многие компании заводят из-за недовольства традиционными СМИ. Компании, страдающие от искажения информации и других ошибок журналистов, благодаря блогам могут «изложить свою версию событий собственными словами». Те же организации, которые страдают от недостатка или отсутствия внимания со стороны СМИ, получают возможность прямого и постоянного доступа к целевой общественности.

На наш взгляд, в России блоги получают еще одно «конкурентное преимущество»: в них публикуется информация, которая не попадает в выпуски традиционных СМИ в

силу обычной для современной российской журналистики самоцензуры. Как отмечает А. Плющев, одной из причин популярности блогов среди российских Интернет-пользователей является «отсутствие информации в обычных СМИ или слишком официальное ее изложение» [10, с. 84].

Итак, блогосфера является глобальным коммуникационным пространством, способствующим быстрому и неконтролируемому распространению информации среди значительной аудитории. Представляется очевидным, что при планировании и осуществлении своей деятельности журналист обязан учитывать существование блогосферы и ее роль в коммуникационном процессе.

Однако мы бы предпочли пока быть осторожными в выводах и прогнозах. Как оказалось, несмотря на рост блогосферы, традиционные медиа лидируют как источник новостей в Интернете. Об этом сообщается в исследовании «State of the News Media 2008», проведенном исследовательской организацией «Project for Excellence in Jour-nalism». Исследователи сообщают, что 10 ведущих новостных сайтов, построенных в основном на материалах известных брендов журналистики, создали в Интернете еще более сильную олигархию, чем их офлайновые подразделения. Кроме того, как показало исследование, наиболее популярные «гражданские медиа» не позволяют аутсайдерам серьезно влиять на их материалы — только комментировать. Часто в новостных блогах ограничения для «внешней информации» даже сильнее, чем в онлайновых версиях Интернет-СМИ. Таким образом, вместо того, чтобы сломать классическую модель журналиста как «источника новостей», блоггеры лишь восстанавливают ту же модель в своих нишах.

Тем не менее Интернет, безусловно, внес свои коррективы в организацию традиционных медиа. В анализируемом отчете выделено два основных новшества: 1) новость больше не является «завершенным продуктом», так как частым явлением стали комментарии читателей; 2) в онлайновых СМИ стали чаще использоваться гипер-ссылки на внешние источники, и поэтому сам новостной сайт перестал быть «финальным пунктом» для читателя [11].

Таким образом, подводя итоги, мы можем сделать вывод о том, что блогосфера и традиционные СМИ неразрывно связаны между собой. Более того, можно говорить об их постепенной конвергенции. Это обеспечивает свободный обмен информацией и увеличивает скорость ее распространения по глобальной сети.

Взаимосвязанность различных частей глобальной сети блогов между собой, наряду с коммуникативными особенностями самих блогов, обеспечивает мгновенное, глобальное и неконтролируемое распространение информации. А благодаря перемещению информации из традиционных медиа в «гражданские» СМИ и наоборот увеличивается потенциальная аудитория передаваемого сообщения.

Возможно, что мы даже можем говорить о смене парадигмы или смене системы понятий, используя терминологию Томаса Куна и его тезис о том, что если происходят значительные, крупномасштабные перемены, мы переходим на новую ступень мировоззрения.

В этих новых условиях роль профессионального журналиста не утрачивается, а скорее наоборот — становится еще более важной. Можно говорить о появлении сложной медиаэкосистемы многоканальных дискуссий, мыслей и сотрудничества — когда, например, уже написанная статья возвращается в блогосферу, редактируется там и вновь дорабатывается автором с учетом комментариев блоггеров. Таким образом, взаимодействие профессиональной журналистики и журналистики гражданской даст им возможность не конкурировать, а плодотворно дополнять друг друга.

Вместе с тем развитие блогосферы, без которой уже невозможно представить современный мир, открывает не только ряд перспектив, но и ставит перед исследователями новые проблемы. Новые медиа становятся предметом рефлексии специалистов различных отраслей науки, однако существующие научные разработки в этой области пока не предлагают комплексной операциональной модели гражданских медиа. Социологических исследований в этой области проводится крайне мало, а существующая информация достаточно противоречива и разрозненна. Для научного объяснения этого феномена требуется дальнейшее комплексное исследование.

Литература

1. МакКоннелл Б., Хуба Дж. Эпидемия контента: Маркетинг в социальных сетях и бло-госфере. М.: Вершина, 2008.

2. Интернет-журналистика // Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki.

3. Райт Д. Блог-маркетинг. Новый революционный путь увеличения продаж, усиления потенциала бренда и достижения выдающихся результатов в бизнесе. М.: Эксмо, 2008.

4. Longman Dictionary of Contemporary English. Essex: Longman, 2001.

5. Horton J. L. PR and blogging — How To Think About It. URL: http://www.online-pr.com/Holding/PRandBloggingarticle.pdf.

6. Блогосфера российского Интернета: информационный бюллетень [компании «Яндекс»] // Компания «Яндекс». URL: http://company.yandex.ru/articles/yandex_on_mediasphere_ au-tumn_2006.pdf.

7. Скобл Р. Разговор дороже денег. Как блоггинг меняет общение бизнеса и потребителей. М.: Коммерсант; СПб.: Питер, 2007.

8. Алешина И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров. М., 2002.

9. Drezner D. W. The power and politics of blogs. URL: http://www.utsc.utoronto.ca/%7Efarrell/ blogpaperfinal.pdf.

10. Плющев А. Дневниковый период // Русский Newsweek. 2005/2006. №49/1.

11. State of the News Media 2008. An annual report of American journalism. URL: http://www.stateofthenewsmedia.org:80/2008/index.php.

Статья поступила в редакцию 20 июля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.