ЛИТЕРАТУРА
1. Хайдеггер М. Тезис Канта о бытии // М. Хайдег-гер. Время и бытие. М.: Республика, 1993. 448 с. С. 361-381.
2. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1. С. 33-48.
3. Громова В.М. Конструирование идентичности в интернет-дискурсе персональных объявлений: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ижевск, 2007. 18 с.; Иванова Н.Л. Психологическая структура социальной идентичности: Автореф. дис. . д-ра психол. наук. Ярославль, 2003. 43 с.
4. Зайцева А.С. Проблема идентичности в эпоху глобализации: социально-философский аспект: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 2007. 19 с. С. 2.
5. Гудмен Н. Способы создания миров? // Открытый текст: электронное периодическое издание [Электронный ресурс] URL: http://www.opentextnn. ru/man/?id=2392 (дата обращения 6.07.2010)
6. Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: Дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2005. 248 с.
7. Новикова Е.Г. Языковые особенности организации текстов классического и сетевого дневников: Дис. . канд. филол. наук. Ставрополь, 2005. 225 с. С. 2.
8. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете [Электронный ресурс] // Флогистон: [сайт]. 2003. 14 февраля. URL: http://flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml (дата обращения 10.07.2010)
9. Войскунский А.Е. Метафоры интернета // Вопросы философии. 2001. № 11. С. 64-79.
10. Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: Автореф. дис. . д-ра филол. наук. Волгоград, 2009. 39 с.
11. Гавриченко О.В., Смолякова Т.В. Особенности саморепрезентации в Интернет-дневниках подростков и молодежи [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. № 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.07.2010)
12. Бондаренко Т.А. Виртуальная реальность в современной социальной ситуации: Автореф. дис. . д-ра философ. наук. Ростов н/Дону, 2007. 41 с.
13. Сатин Д.К. Проблема сетевой идентичности // Виртуальная "личность". Круглый стол "Психология и Интернет" [Электронный ресурс]. URL: http://www.psychology.ru/internet/round/140400 /05_ident.stm. (дата обращения 8.07.2010)
14. Демильханова А.М. Влияние виртуальной реальности на образ я (на примере ролевых компьютерных игр): Автореф. дис. . канд. психол. наук. Ярославль, 2009. 21 с.
15. Сахновская Е.Г. Личность в информационном обществе: дискурс и образование: Автореф. дис. . канд. философ. наук. Екатеринбург, 2008. 24 с.
16. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью [Электронный ресурс] // Флогистон: [сайт]. 1999. 14 февраля. URL: http://flogiston.ru/ar-ticles/netpsy/strategy (дата обращения: 13.07.2010).
17. Дубровина О.В. Психическая саморегуляция как средство гармонизации Я-концепции личности с виртуальной аддикцией: Автореф. дис. . канд. психол. наук. Новосибирск, 2009. 18 с.
15 июня 2010 г.
ББК Ш107+Ш141.12-70
БЛОГ КАК ГИБРИДНЫЙ РЕЧЕВОЙ ЖАНР
А.А. Кал
Один из значимых процессов в современной России - это технологический и организационный переход к информационному обществу, важнейшим элементом которого является внедрение Интернета в обиход социума. Одно из основных свойств Интернета - его открытость с точки зрения технической архитектуры и социальной организации. Благодаря этому реализуется его способность к саморазвитию, так как пользователи Интернета являются одновременно и разработчиками используемой технологии, и творцами Интернет-дискурса.
Калашникова Анна Александровна - аспирант кафедры русского языка и теории языка Педагогического института Южного федерального университета, 344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 33, e-mail: ohiosun.ohiosun@gmail.com.
Серьезным достижением Веба 2.0 стала блогосфера - совокупность блогов -веб-страниц, организованных по принципу хронологических дневников с простыми и удобными методами администрирования, не предполагающими наличия специальных знаний и доступные всем.
Изучение феномена Интернет-коммуникации осуществляется в различных направлениях: рассматриваются как общая характеристика Интернет-дискурса, так и языковые аспекты различных сфер Веб-континуума. Так, в рамках исследования дигитального
Kalashnikova Anna - post-graduate student of the Russian Language and Language Theory Department in the Pedagogical Institute of the Southern Federal University, 33 Bolshaya Sadovaya Street, Rostov-on-Don, 344082, e-mail: ohiosun.ohiosun@gmail.com.
дискурса отечественная и зарубежная лингвистическая наука обращается к вопросу дискурсивной специфики блогов [1-3].
Однако отметим, что вследствие постоянных изменений, которые перманентно претерпевает поле дигитальной коммуникации, степень изученности этой лингвистической области остается весьма слабой. В рамках изучения дигитальных жанров основное внимание уделяется таким популярным жанрам, как чат и форум. Во многом это обусловлено тем, что популярность чат- и форум-форм сетевой коммуникации до сих пор серьезно превосходит популярность блога. Однако и те лингвисты, разрабатывающие проблему компьютерно-опосредованной коммуникации, которые выделяют блог как отдельную область жанрового исследования, зачастую склонны относить блог к жанру дневника [4], либо считать его продуктом синтеза журналистских жанров [5], либо предпочитают сближать блог с жанрами политического дискурса [6].
Рассмотрим суть жанрового разнообразия блога как нового коммуникативного пространства и попытаемся выявить его особенности с точки зрения соответствия категориям речевых жанров.
В качестве материала для исследования были использованы блоги, ведущиеся на русском языке, за период 2004-2010 гг. Посредством объединения в единую "ленту" регулярно отслеживались записи 350 пользователей. В выборку попали блогеры, определенные случайным рандомным методом.
В качестве платформы для исследования был избран сервис LiveJournal.com ("Живой Журнал"). Этот хостинг стал "пионером" в русскоязычном блог-пространстве: именно здесь появились первые систематически ведущиеся дневники, которые затем и образовали ру-блогосферу. Кроме того, в настоящий момент "Живой Журнал" остается самым популярным блог-хостингом среди русскоязычных пользователей: доля активных блогов (содержат не менее пяти записей и обновлялись хотя бы один раз за последний месяц) здесь составляет 25,5 % от общего числа журналов, всего же на LiveJournal.com зарегистрировано около 981 тыс. блогов, ведущихся на русском языке.
Существуют предпосылки к тому, что с течением времени блогосфера из отдельного коммуникативного пространства
трансформируется в более глобальный мультимедийный социальный континуум, подчиняющийся своим внутренним законам жанра и постоянному расширению коммуникативного репертуара языковых личностей - участников блогосферы.
Так, именно в блоге в настоящий момент окончательно формируется новая сфера русскоязычного речевого этикета - так называемый "нетикет" (от "Net" - сеть, англ.) [2, р. 10]. Например, характерным элементом блог-нетикета стало приветствие "Доброго времени суток!", появившееся в результате осознаваемой коммуникантами географической разделенности и, как следствие, возможной разницы в часовых поясах. Отметим также, что изначально в Сети было "принято" обращение к собеседнику на "ты", вне зависимости от степени знакомства с ним. Это было обусловлено широко распространенной идеей о всеобщем равенстве коммуникантов. Подобная манера обращения продолжает иметь место в дискурсе форума и чата, однако, в блоговом континууме нормы нетикета трансформировались: здесь приветствуется обращение на "вы", за исключением специфически оговоренных случаев (например, долгое, близкое знакомство между коммуникантами). По нашему мнению, это стало следствием того, что пользователи относятся к пространству блог-коммуникации серьезнее, нежели к общению, скажем, в чате.
В блоге со временем вырабатываются собственные законы жанра, соответствующие культурному уровню всей группы пользователей сервиса. И в настоящее время степень оформленности их такова, что уже можно говорить о блоге как о вполне самостоятельном жанре.
Блог - это "своеобразный мост между двумя берегами: мультимедийными Интернет-документами, написанными на языке HTML, и электронным текстом" [1, р. 48]. Такое утверждение вполне справедливо, учитывая тот факт, что в дискурсе блога изначально противопоставленные в Интернете мультимедийный и текстовый форматы объединяются в единое целое.
Выделяя блог как особый коммуникативный формат, на первый план выдвинем именно технологический аспект формирования жанра: гибридный жанр блога подразумевает, в зависимости от коммуникативной цели пользователя, продуцирование различных жанровых форм.
С точки зрения организации текста блоги являются гипертекстуальным пространством. Гипертекст - это вид текстового документа, части которого находятся в памяти разных компьютеров и связаны между собой отношениями, при помощи которых можно быстро найти нужную информацию [7]. В контексте блогосферы гипертекст - это один из жанрообразующих факторов, форма организации текстового материала, при которой единицы организованы не линейно, а как система явно указанных возможных взаимных переходов, связей. Следуя этим связям, можно читать материал в любом порядке.
Учитывая гипертекстуальную сущность блога, отметим, соответственно, наличие гипертекстовых связей между текстами блогов и другими информационными единицами в Интернете. Таким образом, специфические технологии передачи информации оказывают все более серьезное влияние на создание особого формата дискурса.
Жанр как совокупность формальных и содержательных особенностей текста формируется при помощи набора условий. Так, М.Ю. Сидорова рассматривает общность жанров как "типы текстов, представленных материально существующими образами, а также в виде узаконенных грамматиками и стили-стиками и содержавшихся в сознании людей норм, правил создания и восприятия текстов определенного типа" [4, с. 20]. Поэтому отметим, что блог как жанрообразующее явление вполне возможно рассматривать не только с точки зрения его технических особенностей: специфичность жанра блога обусловлена совокупностью трех аспектов: сетевого характера, диалогичностью и дневникоподобием дискурса.
Принимая во внимание то, что блог -это недавно образовавшаяся коммуникативная среда, обратимся к вопросу об истоках блога как жанра.
Можно вполне уверенно утверждать, что основным прародителем блога был "бумажный" дневник. Именно стремление "запротоколировать" свою жизнь в том или ином виде служит на протяжении многих веков стимулом для ведения дневниковых записей, расположенных в хронологическом порядке.
Однако в блогосфере отмечаются естественные процессы взаимодействия коммуникантов и блога, в отличие от традиционного "письменного" дневника, параллельно с
монологичностью, присуща и диалогичность, так как блог подразумевает коммуникативное взаимодействие. Учитывая специфику блога и его коммуникативную направленность (не стоит забывать о том, что важнейшая функция, выполняемая коммуникантом в блоге, - комментирование записей), можно сделать вывод, что в фундаменте блога лежит эпистолярный жанр. Действительно, запись-пост в блоге -это почти письмо. И, как всякое письмо, оно подразумевает хотя бы гипотетический ответ.
Важно также заметить, что отдельные блоги (и в периоды всплесков социальной, политической и пр. активности в обществе число таких журналов увеличивается) выполняют функцию СМИ. Пользователи наполняют свои Интернет-дневники записями, нередко напоминающими газетные статьи.
В блогосферу коммуникант приходит уже будучи обогащенным определенным коммуникативным "багажом", включающим, помимо прочего, определенные навыки и стереотипы [8]. Этот доблоговый коммуникативный опыт, чаще всего, имеет не только внесетевой, но и онлайновый характер. Действительно, большинство пользователей блогосферы зарегистрировали аккаунты на тех или иных журнальных хостингах после определенного периода более или менее успешной Интернет-коммуникации. Таким образом, в блоги привносятся черты дискурса чатов, Интернет-пейджеров (ICQ, Jabber и т.д.) и, главное, форумов и конференций.
Чатоподобная коммуникация зачастую возникает в комментариях к блогам: в так называемых "топовых" (попавших в список наиболее обсуждаемых) тредах (дискуссиях). Обмен комментариями происходит практически в параллельно онлайновом режиме: коммуниканты ведут беседу, обмениваясь репликами без существенных временных задержек.
Блог также имеет общие черты с жанром Интернет-форума. В обоих случаях коммуникация строится по принципу головной записи и комментариев к ней. Однако здесь имеются весьма существенные различия. Так, блог обладает такими категориями, как личностность и социальность. У блога всегда имеется автор - живой человек (или авторы, если блог групповой); блог существует в контексте личности автора. Блог обычно гораздо более целен по содержанию, нежели форум.
Форум - это обсуждение явления, а блог -высказывание своей точки зрения и дискуссия относительно ее.
В исследовании блога как жанра обратимся к теории модели речевого жанра Т.В. Шмелевой [9]. С точки зрения данной модели, блог как жанр формируется в виде совокупности признаков.
Первым признаком является его коммуникативность. Т.В. Шмелева, в зависимости от интенции жанрового дискурса, выделяет четыре типа речевых жанров:
- информативные - предъявление / запрос, подтверждение / опровержение информации;
- оценочные - трансформация ощущений коммуникантов путем соотношения их поступков, либо качеств с принятой в данном социуме аксиоматической шкалой;
- императивные - способ осуществления / неосуществления каких-либо явлений;
- этикетные - реализация явления, либо поступка, предусмотренного этикетом данного общества (поздравления, извинения и т.д.).
По признаку коммуникативной цели блог можно отнести как к информативному, так и к оценочному речевому жанру. Примем за основу тот факт, что основная цель блоговой записи - не только озвучить ту или иную информацию, но также и постулировать отношение автора к ней. При этом отметим, что, несмотря на самое широкое распространение оценочности в блоговых записях, для них все же характерна оценка, направленная на какие-либо явления, события, либо третьих лиц, а не отнесенная к сокоммуниканту напрямую.
При этом блог как таковой подразумевает наличие комментариев от сторонних наблюдателей. Помимо основной цели записи -проинформировать и оценить пост в блоге направлен на побуждение читателя-адресата откомментировать его. Таким образом, блог вполне оправданно можно охарактеировать и как императивный жанр.
В свою очередь, в блогах пользователи выполняют и этикетную функцию: здороваются (особенно часто приветственные лаконичные записи типа "Доброе утро!", "Превед, френды!" возникают по утрам в понедельник, когда подавляющее большинство блоггеров приходит на работу и начинает трудовой день с чашки чая и просмотра френд-ленты),
поздравляя друг друга с праздниками и т.д. Из этого следует, что блог можно отнести отчасти и к разряду этикетных жанров.
Блог, таким образом, соединяет в себе черты всех четырех типов речевых жанров по категории коммуникативной цели: одновременно являясь информативным, оценочным и императивным, а иногда, и этикетным. Блог совершенно полноправно можно отнести к жанру гибридному (напомним, что гибридным жанром блог является и с точки зрения техноцентрического изучения Интернет-коммуникации).
Второй признак речевого жанра - наличие образа автора, т.е. совокупная информация об авторе-коммуниканте, предопределяющая и обеспечивающая успешное развитие модели речевого жанра.
Существование образа автора обусловлено тем, что запись в Интернет-дневнике априори несет личностный характер, она отражает восприятие того или иного явления сквозь призму персональности пользователя. Таким образом, в блоге, даже наименее посещаемом, всегда наличествует автор, которому "есть что сказать". В более популярных Интернет-дневниках автор обладает также характеристиками способности вызвать заинтересованность у адресата и инициировать у него проявление ответной реакции, т.е. комментирование.
Следующий признак - это образ адресата. Существование этой характеристики в блоге предопределено также самой интенцией существования блога как жанра. Автор высказывает свои суждения, ожидая того или иного отклика, обратной реакции от читателей (friends of, либо гостей журнала). Вообще, именно в наличии образа адресата раскрывается отличие блога как жанра от своего основного предшественника - "бумажного" дневника.
Существует и исключительная особенность: в определенных случаях отдельные записи в блоге в качестве адресата предполагают самого автора. Подобное возможно при публикации в блоге записи, недоступной для просмотра никому, кроме пользователя-хозяина журнала. Однако подобная практика применяется довольно редко. Чаще всего в режиме "для себя" оставляются записи служебного характера, что, скорее, сближает их с ежедневником, а не с традиционным "бумажным" дневником.
Кроме того, отметим, что автор блога может модерировать тех, кого он считает своими адресатами: устанавливая для записи статус "для друзей" (на некоторых блог-хостингах возможно разделение "друзей" по группам и конкретизация доступа к записям, в зависимости от группы), автор ограничивает круг адресатов. При этом записи, размещаемые в свободном режиме доступа, имеют своими адресатами, по крайней мере, потенциально, всех пользователей Интернета.
Таким образом, в блогах объединяются как возможность потенциально бесконечного круга адресатов, так и ограниченность тех, от кого ожидается ответная реакция на запись. Но в любом случае образ адресата в блоге наличествует всегда.
В качестве четвертой жанрообразую-щей категории предлагается выделять образ прошлого, разграничивая два типа жанров:
- инициальные (начинающие коммуникацию);
- реактивные (являющиеся последствием какого-либо явления (согласие, ответ и т.д.)).
Отметим дуализм блога с точки зрения разделения на инициальные и реактивные жанры: так, запись-постинг в блоге может являться как инициальной, так и реактивной. При этом комментарий к этой записи, оставленный посетителем Интернет-дневника - реактивен, так как всегда является последствием головной записи. С технической стороны, наличие образа прошлого в блоге во многом подтверждается его гипертекстуальностью: зачастую в записях указываются URLink на информацию-первоисточник о явлении, о котором пишет автор. В свою очередь, комментарии к записям всегда гипертекстуальны.
Наконец, еще одной жанрообразующей категорией блога является образ будущего. Создавая какую-либо запись, либо комментируя, автор, либо автор-комментатор априори предполагает будущее для своего текста: наличие / отсутствие реакции на него читателей, характер этой реакции и т.д. Вообще в блоге предполагается определенное развитие дискурса: общение с комментаторами и т.д., т.е. характеристика будущности - неотъемлемая черта блога.
Всякий речевой жанр предполагает свое языковое воплощение, т.е. совокупность языковых возможностей жанра. Для характеристики выражения дискурса выделяются:
- клишированность Vs индивидуальность;
- минимальность Vs максимальность.
Блог, скорее, относится к жанрам, для
которых характерна повышенная авторская индивидуальность в воплощении дискурса. Более того, в записях Интернет-дневников "приветствуется" максимальная индивидуальность; наиболее популярные авторы обладают уникальным идиостилем.
Помимо этого, в блогосфере существуют самые разные стилистические вариации. Языковое воплощение в том или ином блоге является следствием индивидуальности его автора, парадигма образов простирается от "сурового циника" до "тонко чувствующей души".
Рассматривая категорию максимальности / минимальности языкового воплощения, отметим, что по этому параметру нельзя привести всю блогосферу к единому знаменателю. Одни авторы пишут лаконично, другие склонны к применению максимально широкого спектра языковых средств.
Анализируя различные аспекты дискурса блогов, можно сделать вывод о существовании блога как особого жанра в рамках Интернет-коммуникации. Специфичность блога состоит в том, что он, обладая всеми жанрообразующими категориями, имеет широкую вариативную парадигму возможностей в опциях категорий речевых жанров. Его коммуникативной целью может быть как информативность, так и оценочность, императивность и этикетность, зачастую объединяя в одном тексте интенции различного характера. Блог инициален и реактивен, языковое воплощение формируется в нем совокупностью признаков.
Таким образом, мы можем утверждать, что блог - жанр гибридный, способный, оставаясь уникальным специфическим явлением человеческого общения вообще и компьютерно-опосредованной коммуникации, в частности, трансформироваться в зависимости от потребностей адресанта.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Herring S.C., Paolillo J.C., Ramos-Vielba I. et al. Language Networks on LiveJournal, Indiana University, Bloomington // Proceedings of the Fortieth Hawai'i International Conference on System Sciences (HICSS-40). Los Alamitos: IEEE Press, 2007. P. 48-79.
2. Gorny E. Russian LiveJournal: The Impact of Cultural Identity on the Development of Virtual immunity // Eds. by H. Schmidt, K. Teubener, N. Konradova. Control + Shift. Public and Private Usages of the Russian Internet. Norderstedt: Books on Demand, 2006. 155 p.
3. Волохонский В. Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность / Под ред. В.Л. Волохон-ского, Ю.Е. Зайцевой, М.М. Соколова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. 195 с.
4. Сидорова М.Ю. Рефлексия "наивного" говорящего над языком и коммуникацией (по материалам открытых Интернет-дневников) М.: Проект, 2003. 120 с.
5. Иванов Л.Ю. Язык интернета: заметки лингвиста. Словарь и культура русской речи. М.: Азбуковник, 2000. 145 с. С. 50.
6. Рублева О.С. Особенности компьютерного дискурса. Саратов: Педагогика, 2004. 180 с. С. 104.
7. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. М.: ОЛМА-Пресс, 2003. 560 с. С. 55.
8. Горный Е. Онтология виртуальной личности // Бытие и язык: Сб. стат. по мат-лам междунар. конф. Новосибирск: Новосибирский институт экономики, психологии и права (Новосибирский классический институт); Новосибирское кн. изд-во, 2004. С. 78-88.
9. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи: Сборник научных статей. Саратов: Изд-во ГосУНЦ "Колледж", 1997. С. 92-99.
24 июня 2010 г.
ББК 81.411.2-7
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИГРА: К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛЕВОМ СТАТУСЕ РЕКЛАМЫ
З.К. Беданокова
Предмет исследования - словообразовательная игра (СИ) - на сегодняшний день достаточно глубоко изучен на материале разговорной речи, художественной литературы, языка СМИ; выявлен целый ряд способов и приемов СИ, предприняты попытки спецификации их для различных функциональных стилей. Тем самым накоплен значительный опыт в изучении СИ, который поможет выявить как общее, так и отличное в ее реализации в языке рекламы, что позволит подтвердить научную гипотезу о собственном арсенале выразительных средств рекламного стиля как особой разновидности языка.
Представляя основные этапы в изучении СИ, первым можно назвать исследование СИ на материале разговорной речи, представленное в коллективных монографиях под общим названием "Русская разговорная речь", где словообразовательную игру авторы - Е.А. Земская, М.В. Китайгородская, Н. Н. Розанова - понимают как языковую игру средствами словообразования, ср.: "Словообразование в РР [разговорной речи. - З.Б.] активно используется как средство языковой игры" [1]. Предложенный
Беданокова Зулейхан Кимовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Адыгейского государственного университета, 385000, г Майкоп, ул. Университетская, 208, e-mail: bedan23@mail.ru, т. 8(8772)593913.
подход к СИ оказался очень плодотворным, получившим развитие в целом ряде исследований.
Так, Н.А. Николина, считающая словообразовательную игру частным случаем языковой игры, предлагает рассматривать СИ в широком и узком смысле: "В широком смысле она включает: 1) создание новообразований - окказиональных или потенциальных слов; 2) концентрацию на небольшом пространстве текста одно-структурных или однокоренных слов;
3) актуализацию контраста между морфемами или моделью и ее наполнением;
4) изолированное употребление аффикса;
5) псевдовосстановление производящей основы; 6) субституцию и вставки. < ... > В узком же смысле словообразовательная игра - сознательное обнажение словообразовательной структуры слова посредством реконструкции деривационного акта или объединения в одном контексте одноко-ренных слов, характеризующихся разными формантами..." [2, с. 338].
Очень ценным моментом в анализируемом исследовании СИ является сопоставление функциональной направленности
Bedanokova Zuleikhan - Ph.D. of philosophy, associate professor of the Russian Language Department in the Adyghe State University, 208 Universitetskaya Street, Maikop, 385000, e-mail: bedan23@mail.ru, ph. +7(8772) 593913.