Научная статья на тему 'Блог как гибридный речевой жанр'

Блог как гибридный речевой жанр Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1203
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / DISCOURSE / КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА / COMMUNICATIVE SPACE / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / БЛОГ / BLOG / БЛОГОСФЕРА / BLOGOSPHERE / ЖАНР / GENRE / ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ / SPEECH GENRE THEORY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Калашникова Анна Александровна

В статье рассматривается вопрос жанрового своеобразия блога как нового коммуникативного пространства, возникающего в ситуации все более широкого распространения электронной коммуникации. Выявляются особенности жанра Интернет-блога с точки зрения соответствия категориям речевых жанров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Blog as an Hybrid Speech Genre

The article is devoted to question of genre originality of a blog as the new communicative space that is arising in nowadays situation of fast electronic communications distribution. Internet blog genre features in case of conformity to speech genres categories are revealed.

Текст научной работы на тему «Блог как гибридный речевой жанр»

ЛИТЕРАТУРА

1. Хайдеггер М. Тезис Канта о бытии // М. Хайдег-гер. Время и бытие. М.: Республика, 1993. 448 с. С. 361-381.

2. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1. С. 33-48.

3. Громова В.М. Конструирование идентичности в интернет-дискурсе персональных объявлений: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ижевск, 2007. 18 с.; Иванова Н.Л. Психологическая структура социальной идентичности: Автореф. дис. . д-ра психол. наук. Ярославль, 2003. 43 с.

4. Зайцева А.С. Проблема идентичности в эпоху глобализации: социально-философский аспект: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 2007. 19 с. С. 2.

5. Гудмен Н. Способы создания миров? // Открытый текст: электронное периодическое издание [Электронный ресурс] URL: http://www.opentextnn. ru/man/?id=2392 (дата обращения 6.07.2010)

6. Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: Дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2005. 248 с.

7. Новикова Е.Г. Языковые особенности организации текстов классического и сетевого дневников: Дис. . канд. филол. наук. Ставрополь, 2005. 225 с. С. 2.

8. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете [Электронный ресурс] // Флогистон: [сайт]. 2003. 14 февраля. URL: http://flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml (дата обращения 10.07.2010)

9. Войскунский А.Е. Метафоры интернета // Вопросы философии. 2001. № 11. С. 64-79.

10. Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: Автореф. дис. . д-ра филол. наук. Волгоград, 2009. 39 с.

11. Гавриченко О.В., Смолякова Т.В. Особенности саморепрезентации в Интернет-дневниках подростков и молодежи [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. № 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.07.2010)

12. Бондаренко Т.А. Виртуальная реальность в современной социальной ситуации: Автореф. дис. . д-ра философ. наук. Ростов н/Дону, 2007. 41 с.

13. Сатин Д.К. Проблема сетевой идентичности // Виртуальная "личность". Круглый стол "Психология и Интернет" [Электронный ресурс]. URL: http://www.psychology.ru/internet/round/140400 /05_ident.stm. (дата обращения 8.07.2010)

14. Демильханова А.М. Влияние виртуальной реальности на образ я (на примере ролевых компьютерных игр): Автореф. дис. . канд. психол. наук. Ярославль, 2009. 21 с.

15. Сахновская Е.Г. Личность в информационном обществе: дискурс и образование: Автореф. дис. . канд. философ. наук. Екатеринбург, 2008. 24 с.

16. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью [Электронный ресурс] // Флогистон: [сайт]. 1999. 14 февраля. URL: http://flogiston.ru/ar-ticles/netpsy/strategy (дата обращения: 13.07.2010).

17. Дубровина О.В. Психическая саморегуляция как средство гармонизации Я-концепции личности с виртуальной аддикцией: Автореф. дис. . канд. психол. наук. Новосибирск, 2009. 18 с.

15 июня 2010 г.

ББК Ш107+Ш141.12-70

БЛОГ КАК ГИБРИДНЫЙ РЕЧЕВОЙ ЖАНР

А.А. Кал

Один из значимых процессов в современной России - это технологический и организационный переход к информационному обществу, важнейшим элементом которого является внедрение Интернета в обиход социума. Одно из основных свойств Интернета - его открытость с точки зрения технической архитектуры и социальной организации. Благодаря этому реализуется его способность к саморазвитию, так как пользователи Интернета являются одновременно и разработчиками используемой технологии, и творцами Интернет-дискурса.

Калашникова Анна Александровна - аспирант кафедры русского языка и теории языка Педагогического института Южного федерального университета, 344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 33, e-mail: ohiosun.ohiosun@gmail.com.

Серьезным достижением Веба 2.0 стала блогосфера - совокупность блогов -веб-страниц, организованных по принципу хронологических дневников с простыми и удобными методами администрирования, не предполагающими наличия специальных знаний и доступные всем.

Изучение феномена Интернет-коммуникации осуществляется в различных направлениях: рассматриваются как общая характеристика Интернет-дискурса, так и языковые аспекты различных сфер Веб-континуума. Так, в рамках исследования дигитального

Kalashnikova Anna - post-graduate student of the Russian Language and Language Theory Department in the Pedagogical Institute of the Southern Federal University, 33 Bolshaya Sadovaya Street, Rostov-on-Don, 344082, e-mail: ohiosun.ohiosun@gmail.com.

дискурса отечественная и зарубежная лингвистическая наука обращается к вопросу дискурсивной специфики блогов [1-3].

Однако отметим, что вследствие постоянных изменений, которые перманентно претерпевает поле дигитальной коммуникации, степень изученности этой лингвистической области остается весьма слабой. В рамках изучения дигитальных жанров основное внимание уделяется таким популярным жанрам, как чат и форум. Во многом это обусловлено тем, что популярность чат- и форум-форм сетевой коммуникации до сих пор серьезно превосходит популярность блога. Однако и те лингвисты, разрабатывающие проблему компьютерно-опосредованной коммуникации, которые выделяют блог как отдельную область жанрового исследования, зачастую склонны относить блог к жанру дневника [4], либо считать его продуктом синтеза журналистских жанров [5], либо предпочитают сближать блог с жанрами политического дискурса [6].

Рассмотрим суть жанрового разнообразия блога как нового коммуникативного пространства и попытаемся выявить его особенности с точки зрения соответствия категориям речевых жанров.

В качестве материала для исследования были использованы блоги, ведущиеся на русском языке, за период 2004-2010 гг. Посредством объединения в единую "ленту" регулярно отслеживались записи 350 пользователей. В выборку попали блогеры, определенные случайным рандомным методом.

В качестве платформы для исследования был избран сервис LiveJournal.com ("Живой Журнал"). Этот хостинг стал "пионером" в русскоязычном блог-пространстве: именно здесь появились первые систематически ведущиеся дневники, которые затем и образовали ру-блогосферу. Кроме того, в настоящий момент "Живой Журнал" остается самым популярным блог-хостингом среди русскоязычных пользователей: доля активных блогов (содержат не менее пяти записей и обновлялись хотя бы один раз за последний месяц) здесь составляет 25,5 % от общего числа журналов, всего же на LiveJournal.com зарегистрировано около 981 тыс. блогов, ведущихся на русском языке.

Существуют предпосылки к тому, что с течением времени блогосфера из отдельного коммуникативного пространства

трансформируется в более глобальный мультимедийный социальный континуум, подчиняющийся своим внутренним законам жанра и постоянному расширению коммуникативного репертуара языковых личностей - участников блогосферы.

Так, именно в блоге в настоящий момент окончательно формируется новая сфера русскоязычного речевого этикета - так называемый "нетикет" (от "Net" - сеть, англ.) [2, р. 10]. Например, характерным элементом блог-нетикета стало приветствие "Доброго времени суток!", появившееся в результате осознаваемой коммуникантами географической разделенности и, как следствие, возможной разницы в часовых поясах. Отметим также, что изначально в Сети было "принято" обращение к собеседнику на "ты", вне зависимости от степени знакомства с ним. Это было обусловлено широко распространенной идеей о всеобщем равенстве коммуникантов. Подобная манера обращения продолжает иметь место в дискурсе форума и чата, однако, в блоговом континууме нормы нетикета трансформировались: здесь приветствуется обращение на "вы", за исключением специфически оговоренных случаев (например, долгое, близкое знакомство между коммуникантами). По нашему мнению, это стало следствием того, что пользователи относятся к пространству блог-коммуникации серьезнее, нежели к общению, скажем, в чате.

В блоге со временем вырабатываются собственные законы жанра, соответствующие культурному уровню всей группы пользователей сервиса. И в настоящее время степень оформленности их такова, что уже можно говорить о блоге как о вполне самостоятельном жанре.

Блог - это "своеобразный мост между двумя берегами: мультимедийными Интернет-документами, написанными на языке HTML, и электронным текстом" [1, р. 48]. Такое утверждение вполне справедливо, учитывая тот факт, что в дискурсе блога изначально противопоставленные в Интернете мультимедийный и текстовый форматы объединяются в единое целое.

Выделяя блог как особый коммуникативный формат, на первый план выдвинем именно технологический аспект формирования жанра: гибридный жанр блога подразумевает, в зависимости от коммуникативной цели пользователя, продуцирование различных жанровых форм.

С точки зрения организации текста блоги являются гипертекстуальным пространством. Гипертекст - это вид текстового документа, части которого находятся в памяти разных компьютеров и связаны между собой отношениями, при помощи которых можно быстро найти нужную информацию [7]. В контексте блогосферы гипертекст - это один из жанрообразующих факторов, форма организации текстового материала, при которой единицы организованы не линейно, а как система явно указанных возможных взаимных переходов, связей. Следуя этим связям, можно читать материал в любом порядке.

Учитывая гипертекстуальную сущность блога, отметим, соответственно, наличие гипертекстовых связей между текстами блогов и другими информационными единицами в Интернете. Таким образом, специфические технологии передачи информации оказывают все более серьезное влияние на создание особого формата дискурса.

Жанр как совокупность формальных и содержательных особенностей текста формируется при помощи набора условий. Так, М.Ю. Сидорова рассматривает общность жанров как "типы текстов, представленных материально существующими образами, а также в виде узаконенных грамматиками и стили-стиками и содержавшихся в сознании людей норм, правил создания и восприятия текстов определенного типа" [4, с. 20]. Поэтому отметим, что блог как жанрообразующее явление вполне возможно рассматривать не только с точки зрения его технических особенностей: специфичность жанра блога обусловлена совокупностью трех аспектов: сетевого характера, диалогичностью и дневникоподобием дискурса.

Принимая во внимание то, что блог -это недавно образовавшаяся коммуникативная среда, обратимся к вопросу об истоках блога как жанра.

Можно вполне уверенно утверждать, что основным прародителем блога был "бумажный" дневник. Именно стремление "запротоколировать" свою жизнь в том или ином виде служит на протяжении многих веков стимулом для ведения дневниковых записей, расположенных в хронологическом порядке.

Однако в блогосфере отмечаются естественные процессы взаимодействия коммуникантов и блога, в отличие от традиционного "письменного" дневника, параллельно с

монологичностью, присуща и диалогичность, так как блог подразумевает коммуникативное взаимодействие. Учитывая специфику блога и его коммуникативную направленность (не стоит забывать о том, что важнейшая функция, выполняемая коммуникантом в блоге, - комментирование записей), можно сделать вывод, что в фундаменте блога лежит эпистолярный жанр. Действительно, запись-пост в блоге -это почти письмо. И, как всякое письмо, оно подразумевает хотя бы гипотетический ответ.

Важно также заметить, что отдельные блоги (и в периоды всплесков социальной, политической и пр. активности в обществе число таких журналов увеличивается) выполняют функцию СМИ. Пользователи наполняют свои Интернет-дневники записями, нередко напоминающими газетные статьи.

В блогосферу коммуникант приходит уже будучи обогащенным определенным коммуникативным "багажом", включающим, помимо прочего, определенные навыки и стереотипы [8]. Этот доблоговый коммуникативный опыт, чаще всего, имеет не только внесетевой, но и онлайновый характер. Действительно, большинство пользователей блогосферы зарегистрировали аккаунты на тех или иных журнальных хостингах после определенного периода более или менее успешной Интернет-коммуникации. Таким образом, в блоги привносятся черты дискурса чатов, Интернет-пейджеров (ICQ, Jabber и т.д.) и, главное, форумов и конференций.

Чатоподобная коммуникация зачастую возникает в комментариях к блогам: в так называемых "топовых" (попавших в список наиболее обсуждаемых) тредах (дискуссиях). Обмен комментариями происходит практически в параллельно онлайновом режиме: коммуниканты ведут беседу, обмениваясь репликами без существенных временных задержек.

Блог также имеет общие черты с жанром Интернет-форума. В обоих случаях коммуникация строится по принципу головной записи и комментариев к ней. Однако здесь имеются весьма существенные различия. Так, блог обладает такими категориями, как личностность и социальность. У блога всегда имеется автор - живой человек (или авторы, если блог групповой); блог существует в контексте личности автора. Блог обычно гораздо более целен по содержанию, нежели форум.

Форум - это обсуждение явления, а блог -высказывание своей точки зрения и дискуссия относительно ее.

В исследовании блога как жанра обратимся к теории модели речевого жанра Т.В. Шмелевой [9]. С точки зрения данной модели, блог как жанр формируется в виде совокупности признаков.

Первым признаком является его коммуникативность. Т.В. Шмелева, в зависимости от интенции жанрового дискурса, выделяет четыре типа речевых жанров:

- информативные - предъявление / запрос, подтверждение / опровержение информации;

- оценочные - трансформация ощущений коммуникантов путем соотношения их поступков, либо качеств с принятой в данном социуме аксиоматической шкалой;

- императивные - способ осуществления / неосуществления каких-либо явлений;

- этикетные - реализация явления, либо поступка, предусмотренного этикетом данного общества (поздравления, извинения и т.д.).

По признаку коммуникативной цели блог можно отнести как к информативному, так и к оценочному речевому жанру. Примем за основу тот факт, что основная цель блоговой записи - не только озвучить ту или иную информацию, но также и постулировать отношение автора к ней. При этом отметим, что, несмотря на самое широкое распространение оценочности в блоговых записях, для них все же характерна оценка, направленная на какие-либо явления, события, либо третьих лиц, а не отнесенная к сокоммуниканту напрямую.

При этом блог как таковой подразумевает наличие комментариев от сторонних наблюдателей. Помимо основной цели записи -проинформировать и оценить пост в блоге направлен на побуждение читателя-адресата откомментировать его. Таким образом, блог вполне оправданно можно охарактеировать и как императивный жанр.

В свою очередь, в блогах пользователи выполняют и этикетную функцию: здороваются (особенно часто приветственные лаконичные записи типа "Доброе утро!", "Превед, френды!" возникают по утрам в понедельник, когда подавляющее большинство блоггеров приходит на работу и начинает трудовой день с чашки чая и просмотра френд-ленты),

поздравляя друг друга с праздниками и т.д. Из этого следует, что блог можно отнести отчасти и к разряду этикетных жанров.

Блог, таким образом, соединяет в себе черты всех четырех типов речевых жанров по категории коммуникативной цели: одновременно являясь информативным, оценочным и императивным, а иногда, и этикетным. Блог совершенно полноправно можно отнести к жанру гибридному (напомним, что гибридным жанром блог является и с точки зрения техноцентрического изучения Интернет-коммуникации).

Второй признак речевого жанра - наличие образа автора, т.е. совокупная информация об авторе-коммуниканте, предопределяющая и обеспечивающая успешное развитие модели речевого жанра.

Существование образа автора обусловлено тем, что запись в Интернет-дневнике априори несет личностный характер, она отражает восприятие того или иного явления сквозь призму персональности пользователя. Таким образом, в блоге, даже наименее посещаемом, всегда наличествует автор, которому "есть что сказать". В более популярных Интернет-дневниках автор обладает также характеристиками способности вызвать заинтересованность у адресата и инициировать у него проявление ответной реакции, т.е. комментирование.

Следующий признак - это образ адресата. Существование этой характеристики в блоге предопределено также самой интенцией существования блога как жанра. Автор высказывает свои суждения, ожидая того или иного отклика, обратной реакции от читателей (friends of, либо гостей журнала). Вообще, именно в наличии образа адресата раскрывается отличие блога как жанра от своего основного предшественника - "бумажного" дневника.

Существует и исключительная особенность: в определенных случаях отдельные записи в блоге в качестве адресата предполагают самого автора. Подобное возможно при публикации в блоге записи, недоступной для просмотра никому, кроме пользователя-хозяина журнала. Однако подобная практика применяется довольно редко. Чаще всего в режиме "для себя" оставляются записи служебного характера, что, скорее, сближает их с ежедневником, а не с традиционным "бумажным" дневником.

Кроме того, отметим, что автор блога может модерировать тех, кого он считает своими адресатами: устанавливая для записи статус "для друзей" (на некоторых блог-хостингах возможно разделение "друзей" по группам и конкретизация доступа к записям, в зависимости от группы), автор ограничивает круг адресатов. При этом записи, размещаемые в свободном режиме доступа, имеют своими адресатами, по крайней мере, потенциально, всех пользователей Интернета.

Таким образом, в блогах объединяются как возможность потенциально бесконечного круга адресатов, так и ограниченность тех, от кого ожидается ответная реакция на запись. Но в любом случае образ адресата в блоге наличествует всегда.

В качестве четвертой жанрообразую-щей категории предлагается выделять образ прошлого, разграничивая два типа жанров:

- инициальные (начинающие коммуникацию);

- реактивные (являющиеся последствием какого-либо явления (согласие, ответ и т.д.)).

Отметим дуализм блога с точки зрения разделения на инициальные и реактивные жанры: так, запись-постинг в блоге может являться как инициальной, так и реактивной. При этом комментарий к этой записи, оставленный посетителем Интернет-дневника - реактивен, так как всегда является последствием головной записи. С технической стороны, наличие образа прошлого в блоге во многом подтверждается его гипертекстуальностью: зачастую в записях указываются URLink на информацию-первоисточник о явлении, о котором пишет автор. В свою очередь, комментарии к записям всегда гипертекстуальны.

Наконец, еще одной жанрообразующей категорией блога является образ будущего. Создавая какую-либо запись, либо комментируя, автор, либо автор-комментатор априори предполагает будущее для своего текста: наличие / отсутствие реакции на него читателей, характер этой реакции и т.д. Вообще в блоге предполагается определенное развитие дискурса: общение с комментаторами и т.д., т.е. характеристика будущности - неотъемлемая черта блога.

Всякий речевой жанр предполагает свое языковое воплощение, т.е. совокупность языковых возможностей жанра. Для характеристики выражения дискурса выделяются:

- клишированность Vs индивидуальность;

- минимальность Vs максимальность.

Блог, скорее, относится к жанрам, для

которых характерна повышенная авторская индивидуальность в воплощении дискурса. Более того, в записях Интернет-дневников "приветствуется" максимальная индивидуальность; наиболее популярные авторы обладают уникальным идиостилем.

Помимо этого, в блогосфере существуют самые разные стилистические вариации. Языковое воплощение в том или ином блоге является следствием индивидуальности его автора, парадигма образов простирается от "сурового циника" до "тонко чувствующей души".

Рассматривая категорию максимальности / минимальности языкового воплощения, отметим, что по этому параметру нельзя привести всю блогосферу к единому знаменателю. Одни авторы пишут лаконично, другие склонны к применению максимально широкого спектра языковых средств.

Анализируя различные аспекты дискурса блогов, можно сделать вывод о существовании блога как особого жанра в рамках Интернет-коммуникации. Специфичность блога состоит в том, что он, обладая всеми жанрообразующими категориями, имеет широкую вариативную парадигму возможностей в опциях категорий речевых жанров. Его коммуникативной целью может быть как информативность, так и оценочность, императивность и этикетность, зачастую объединяя в одном тексте интенции различного характера. Блог инициален и реактивен, языковое воплощение формируется в нем совокупностью признаков.

Таким образом, мы можем утверждать, что блог - жанр гибридный, способный, оставаясь уникальным специфическим явлением человеческого общения вообще и компьютерно-опосредованной коммуникации, в частности, трансформироваться в зависимости от потребностей адресанта.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Herring S.C., Paolillo J.C., Ramos-Vielba I. et al. Language Networks on LiveJournal, Indiana University, Bloomington // Proceedings of the Fortieth Hawai'i International Conference on System Sciences (HICSS-40). Los Alamitos: IEEE Press, 2007. P. 48-79.

2. Gorny E. Russian LiveJournal: The Impact of Cultural Identity on the Development of Virtual immunity // Eds. by H. Schmidt, K. Teubener, N. Konradova. Control + Shift. Public and Private Usages of the Russian Internet. Norderstedt: Books on Demand, 2006. 155 p.

3. Волохонский В. Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность / Под ред. В.Л. Волохон-ского, Ю.Е. Зайцевой, М.М. Соколова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. 195 с.

4. Сидорова М.Ю. Рефлексия "наивного" говорящего над языком и коммуникацией (по материалам открытых Интернет-дневников) М.: Проект, 2003. 120 с.

5. Иванов Л.Ю. Язык интернета: заметки лингвиста. Словарь и культура русской речи. М.: Азбуковник, 2000. 145 с. С. 50.

6. Рублева О.С. Особенности компьютерного дискурса. Саратов: Педагогика, 2004. 180 с. С. 104.

7. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. М.: ОЛМА-Пресс, 2003. 560 с. С. 55.

8. Горный Е. Онтология виртуальной личности // Бытие и язык: Сб. стат. по мат-лам междунар. конф. Новосибирск: Новосибирский институт экономики, психологии и права (Новосибирский классический институт); Новосибирское кн. изд-во, 2004. С. 78-88.

9. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи: Сборник научных статей. Саратов: Изд-во ГосУНЦ "Колледж", 1997. С. 92-99.

24 июня 2010 г.

ББК 81.411.2-7

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИГРА: К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛЕВОМ СТАТУСЕ РЕКЛАМЫ

З.К. Беданокова

Предмет исследования - словообразовательная игра (СИ) - на сегодняшний день достаточно глубоко изучен на материале разговорной речи, художественной литературы, языка СМИ; выявлен целый ряд способов и приемов СИ, предприняты попытки спецификации их для различных функциональных стилей. Тем самым накоплен значительный опыт в изучении СИ, который поможет выявить как общее, так и отличное в ее реализации в языке рекламы, что позволит подтвердить научную гипотезу о собственном арсенале выразительных средств рекламного стиля как особой разновидности языка.

Представляя основные этапы в изучении СИ, первым можно назвать исследование СИ на материале разговорной речи, представленное в коллективных монографиях под общим названием "Русская разговорная речь", где словообразовательную игру авторы - Е.А. Земская, М.В. Китайгородская, Н. Н. Розанова - понимают как языковую игру средствами словообразования, ср.: "Словообразование в РР [разговорной речи. - З.Б.] активно используется как средство языковой игры" [1]. Предложенный

Беданокова Зулейхан Кимовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Адыгейского государственного университета, 385000, г Майкоп, ул. Университетская, 208, e-mail: bedan23@mail.ru, т. 8(8772)593913.

подход к СИ оказался очень плодотворным, получившим развитие в целом ряде исследований.

Так, Н.А. Николина, считающая словообразовательную игру частным случаем языковой игры, предлагает рассматривать СИ в широком и узком смысле: "В широком смысле она включает: 1) создание новообразований - окказиональных или потенциальных слов; 2) концентрацию на небольшом пространстве текста одно-структурных или однокоренных слов;

3) актуализацию контраста между морфемами или моделью и ее наполнением;

4) изолированное употребление аффикса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) псевдовосстановление производящей основы; 6) субституцию и вставки. < ... > В узком же смысле словообразовательная игра - сознательное обнажение словообразовательной структуры слова посредством реконструкции деривационного акта или объединения в одном контексте одноко-ренных слов, характеризующихся разными формантами..." [2, с. 338].

Очень ценным моментом в анализируемом исследовании СИ является сопоставление функциональной направленности

Bedanokova Zuleikhan - Ph.D. of philosophy, associate professor of the Russian Language Department in the Adyghe State University, 208 Universitetskaya Street, Maikop, 385000, e-mail: bedan23@mail.ru, ph. +7(8772) 593913.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.