Научная статья на тему 'Блочно-модульная технология на уроках русского языка'

Блочно-модульная технология на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2096
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филологический класс
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДТЕХНОЛОГИИ / БЛОК / МОДУЛЬ / ЭТАПЫ УРОКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / BLOCK / MODULE / PHASES OF THE LESSON / INFORMATION LIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Наталья Витальевна

В статье описывается технология блочно-модульного обучения применительно к урокам русского языка, обосновывается возможность и необходимость ее использования в ряду прочих инновационных технологий. Предлагается вариант тематического плана учебной дисциплины «русский язык», разработанная автором карта самооценки, охватывающая весь курс, а также конкретная разработка модуля на примере темы «Правописание наречий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The block-modular technology at the English lessons

This article describes block-modular technology at the English lessons, it is substantiates the possibility and necessity of its use in a number of other innovative technologies. The author offers the variant of study plan in Russian Language and a self-assessment map, which covers the complete course; also it offers the particular planning of the module on the example theme The spelling of adverbs.

Текст научной работы на тему «Блочно-модульная технология на уроках русского языка»

Н.В. Ковалева

БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Современные требования к образованию диктуют новые подходы к методике преподавания как общеобразовательных, так и специальных дисциплин в системе СПО. Применение инновационных педтехнологий должно способствовать не только углубленному изучению дисциплины, но и - а это важно! - развитию навыков самообразования и самообучения, формированию у будущих специалистов навыков саморазвития.

Наталья Витальевна Ковалева - преподаватель русского языка и литературы Пермского государственного автотранспортного колледжа.

Технология блочно-модульного обучения отвечает всем этим требованиям и привлекает следующими особенностями содержания:

- наличием мотивационного этапа;

- законченностью блоков содержания;

- сжатием информационного материала в модуле, сочетанием комплексных, интегративных и частных дидактических целей;

- возможностью самостоятельной работы обучающихся с предложенной программой, включающей целевой план действия, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей;

- переходом умений в навыки путем многократно повторяющейся деятельности обучающихся.

«Цикл модульного обучения связан с проблемной ситуацией (задачей): на первом предварительном этапе создается мотивация, формируется сознательный интерес субъекта; на втором этапе объяснения выделяется состав необходимой деятельности; на последующих этапах происходит овладение видами деятельности в процессе усвоения знаний»1 [3, с.21].

Элементы блочно-модульной технологии можно использовать в преподавании отдельно взятой дисциплины - русского языка - как на I курсе СПО,

Таблица 1

Тематический план

так и в старших классах общеобразовательных школ. Исходным этапом учебной деятельности по данной дисциплине является полный объем знаний в области основных разделов русского языка. Поэтому приоритетным является такой тип урока, как обобщение и систематизация знаний, цель которого - систематизация знаний и способов действий в комплексе.

Реализация всех этапов урока может быть представлена следующим образом. Весь учебный материал по дисциплине подразделяется на блоки -разделы лингвистики, а блоки - на модули (см. таблицу 1).

бной дисциплины

Наименование блоков и модулей Количество часов

всего теорет. практ.

Введение. Общие сведения о языке. 2 2

Блок 1. Лексика. Фразеология. 8 2

1. 1 Лексическая система русского языка. 2 2

1.2 Слово и его употребление, происхождение. 4 2 2

1.3 Русская фразеология. 2 2

Блок 2. Фонетика. Орфоэпия. Г рафика. 10 8 2

2.1 Фонетика. Правила фонетической транскрипции. Классификация звуков речи. 2 2

2.2 Графика. Соотношение буквы и звука. 2 2

2.3 Орфоэпия. Произносительные нормы русского языка. Нормы русского ударения. 4 2 2

2.4 Принципы русской орфографии. 2 2

Блок 3. Морфемика. 6 4 2

3.1 Правописание корневых морфем. 2 2

3.2 Морфемный разбор. Гласные после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ. 4 2 2

Блок 4. Словообразование 4 2 2

4.1 Способы словообразования. Правописание приставок. Гласные на стыке морфем. 4 2 2

Блок 5. Грамматика. Морфология. Орфография. 26 18 8

5.1 Морфологические признаки и правописание существительных, прилагательных. 2 2

5.2 Морфологические признаки и правописание местоимений, числительных. 4 2 2

5.3 Правописание наречий. 4 2 2

5.4 Н-НН в словах разных частей речи. 2 2

5.5 Правописание глаголов. 2 2

5.6 Правописание причастий, деепричастий. 4 2 2

5.7 НЕ и НИ с разными частями речи. 6 4 2

5.8 Слитное, раздельное, дефисное написания. 2 2

Блок 6. Синтаксис. Пунктуация. 14 8 6

6.1 Синтаксический разбор. Члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. 2 2

6.2 Осложнения простого предложения. 4 2 2

6.3 Виды сложных предложений. ССП, СБП. 4 2 2

6.4 Виды сложных предложений. СПП. 4 2 2

Блок 7. Речь. Функциональные стили речи. 4 2 2

1. 1 Функциональные стили речи. Обзор. 4 2 2

Блок 8. Наука о русском языке. 2 2

1.1 Защита рефератов. 2 2

Блок 9. Повторение. 4 4

Всего часов по дисциплине: 78 48 30

Рассмотрим методическое обеспечение модуля и рекомендации к проведению конкретного занятия.

Обеспечение занятия:

1. Сборник информационных карт «Универсальный модуль успеха»

Данное учебное пособие является основным информационным элементом системной подготовки

1 Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография. - М.: Новая школа, 2001. С. 21.

по русскому языку. Его цель - сформировать базу теоретических знаний по предмету с помощью универсального инструментария из блоков и модулей, помочь преподавателю организовать работу на занятиях по блочно-модульной технологии.

Теоретический материал представлен с учетом требований ГОС СПО и включает все аспекты программы. Обобщающие таблицы и опорные сигналы составлены в доступной форме, последовательность их усвоения дает представление о языке как системе. При

изучении некоторых тем использован прием сопоставления. Все это направлено на развитие языковой и коммуникативной компетентности обучающихся, на более успешное прохождение итоговой аттестации.

Пособие состоит из 7 блоков:

Лексика и фразеология.

Фонетика.

^ Морфемика.

Словообразование.

^ Морфология.

Синтаксис.

Культура речи.

Блок (раздел лингвистики) подразделяется на модули (темы занятий), каждый из которых отражен в информационной карте (далее ИК). Здесь же помещен тест входного контроля, выявляющий пробелы в знаниях студентов, которые требуют коррекции. Этап работы с картой включает самостоятельное ознакомление с таблицами и опорными схема-

Таблица 2 студента _

ми, осмысление информации и беседу по содержанию теоретического материала. После этого учащиеся делают графические пометы в картах.

Последующая отработка учебного материала на занятии в виде карты заданий строится на многократном обращении к ИК или ее фрагментам. В дальнейшем курс «Русский язык и культура речи» для студентов СПО базируется на данных блоках, наполняя их новым содержанием.

2. Программа деятельности студента при изучении определенного модуля, содержащая цели и задачи, дидактический материал (карту заданий, карту текущего контроля и итоговыгй контроль в виде теста.

3. Индивидуальная карта самооценки позволяет студенту оценить не только самостоятельно выполненную работу на всех этапах деятельности на уроке, но и собственный уровень усвоения материала (см. таблицу 2).

КАРТА САМООЦЕНКИ

__________ группы

Блок Тема Карта заданий О $ 5? О ^ й В Г а § § £ р а Карта самооценки Итоговыгй тест Итоговая оценка

Блок I. Лексика. Фразеология 1. Лексическая система русского языка

2. Слово и его употребление, происхождение

3. Русская фразеология

Блок II. Фонетика 1. Классификация звуков речи

2. Графика

3. Орфоэпия

4. Принципы русской орфографии

Блок III. Морфемика 1. Правописание корневых морфем

2. Морфемный разбор. Г ласные после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ

Блок IV. Словообразование 1. Способы словообразования. Правописание приставок. Г ласные на стыке морфем

Блок V. Грамматика. Морфология. Орфография 1. Морфологические признаки и правописание существительных, прилагательных

2. Морфологические признаки и правописание местоимений, числительных

3. Правописание наречий

4. Н-НН в словах разных частей речи

5. Правописание глаголов

6. Правописание причастий, деепричастий

7. НЕ и НИ с разными частями речи

8. Слитное, раздельное, дефисное написания

Блок VI. Синтаксис. Пунктуация 1. Синтаксический разбор. Классификация союзов

2. Осложнения простого предложения

3. Виды сложных предложений. ССП, СБП

4. Виды сложных предложений. СПП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Блок VII. Речь. Функциональные стили речи 1. Функциональные стили речи

Блок VIII. Наука о русском языке

Блок IX. Повторение

Продемонстрируем внедрение элементов блочно-модульной технологии на примере темы «Правописание наречий» (2 часа, модуль 5.3).

ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ УРОКА

1. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП. Целеполагание.

Дается название занятия (модуля), формулируются цели и задачи учащихся: «должен знать» -«должен уметь» (нормативные) и «можешь знать» -«можешь уметь» (дополнительные). Указывается значимость знаний и умений для изучения темы, связь содержания данного урока с ранее изученным материалом, уровень его усвоения.

ЭТАП 2. Входной контроль с последующей самопроверкой по ключам2.

Тест 1. В предложениях есть наречия:

1) /С/права грозно надвигалась туча.

2) Вся работа проделана /в/пустую.

3) Мы вошли /в/пустую комнату.

4) Все кричат /на/перебой.

5) Учеников отпустили /на/перерыв.

6) Мы спешим /на/перерыв.

7) /На/встречу шла старушка.

8) Один велосипедист ехал /на/встречу другому.

Тест 2. Подчеркнутые наречия обозначают признак предмета:

1) очень смешно

2) звучит торжественно

3) чрезвычайно важный

4) езда верхом

5) слишком яркий

6) давно окончил школу

7) говорил шепотом

8) кофе по-турецки

Тест 3. Употреблены наречия цели:

1) опоздал умышленно

2) отказался наотрез

3) сказал нарочно

4) явился тотчас

5) сделать назло

6) согласился поневоле

7) приходил иногда

8) далеко уехать

Тест 4. В предложениях употреблены наречия в превосходной степени:

1) Он поступил справедливее всех.

2) Обь и Енисей относятся к крупнейшим рекам нашей страны.

3) Капли падают часто-часто.

4) Сильнее пахли поля, громче шумел гром.

5) Слишком долго длился этот день.

6) Я справился с тестом быстрее всех.

Тест 5. Слова являются наречиями и пишутся слитно:

1) /во/время завтрака

2) приехать /во/время

3) /с/начала не понял

4) /с/начала урока

5) виден /в/дали

6) /в/высь небес

7) /в/глубь колодца

8) подняться /в/высь

ЭТАП 3. Анализ содержания учебного материала.

Из сборника «Универсальный модуль успеха» выбирается нужная информационная карта (см. Приложение 1), изучается студентами самостоятельно с последующей беседой:

- Что называется наречием?

- На какиеразрядыг делятся наречия?

- Какие степени сравнения могут иметь?

- От каких частей речи образуются наречия? В чем особенность их написания?

- Как отличить наречия от других частей речи?

- Когда наречия пишутся через дефис?

- Сформулируйте правило написания наречий на -о - -е.

- Расскажите о правописании Н-НН в наречиях.

Должен знать: • отличительные лексико-грамматические признаки наречий; • разряды по значению; • правильное образование степени сравнения наречий; • о способах словообразования наречий и связанные с этим правила написания; • правила слитного, раздельного и дефисного написания. Должен уметь: 1. Отличать наречия от других частей речи. 2. Применять правила написания наречий, учитывая их словообразование. 3. Пользоваться правилами слитного, раздельного и дефисного написания наречий, совершенствуя навыки грамотного письма. 4. Грамматически правильно использовать степени сравнения наречий.

Можешь знать: • правописание словарных слов, исключений из правил. Можешь уметь: • определять синтаксическую роль наречий в предложении; • пользоваться дополнительными источниками.

2 Ковалева Н.В. Универсальный модуль успеха. Подготовка по русскому языку. - Пермь: ПГАТК, 2006. С. 52.

Приложение 1

Информационная карта Ж 18

признак

Наречие

предмета чтение наизусть

действия громко смеяться

признака очень веселый, слишком громко

Разряды по значению:

разряд вопросы примеры

1. Места где? куда? откуда? там, далеко, справа, где, куда, близко, вверху, вглубь, сзади

2. Времени как долго? когда? иногда, когда, давно, ввек, допоздна, однажды, тогда

3. Причины почему? отчего? оттого, сгоряча, сослепу, поневоле, спросонья, потому

4. Цели зачем? для чего? назло, нарочно, напоказ, специально, умышленно

5. Меры сколько? насколько? во сколько раз? много, мало, дважды, вдвое, впятеро

6. Степени в какой степени? очень, чуть-чуть, весьма

7. Образа и способа действий каким образом? как? хорошо, громко, вслух, пешком, вдвоем, верхом

Распространяют глаголы взлетел вмиг

прилагательные очень хороший примыкание

наречия бесконечно долго

существительные прогулки верхом

- Сравнительная

- Превосходная

Степени сравнения:

простая: весело ^ веселее, выгсоко ^ выгше

сложная: более весело, менее выгсоко

простая: покорно ^ покорнейше,

глубоко ^ глубочайше сложная: грамотно ^ грамотнее всех

Различайте!

Лодка шла навстречу пароходу. (производ. предлог)

Грузовик мчался по шоссе, автобус шел навстречу. (нар.)

Он собирается на встречу выпускников. (сущ.)

Правописание наречий

Слитно Раздельно

1) сущ. с пр. не употр-ся в совр. яз. (впросак, спросонок)

2) сущ., нельзя вставить определение без искажения смысла (напоказ)

3) сущ. со значением пространства, времени (вдаль, вверху)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) прил. (попусту, зачастую)

5) числит. (вдвое, надвое)

6) мест. (вничью, вовсе)

7) наречий (навсегда, позавчера)

1) существительных

Табл. «Раздельное написание наречий ■

(ИК, с. 50)

но: по двое, по трое

■ сущ.»

Дефис

1) кое- или -то, -либо, -нибудь

2) по- и -ому (-ему), -ыгх (-их), -и

3) во- и -ыгх (-их)

4) -таки

5) повторяющиеся компоненты

О - А на конце наречий образованы

( кое-где, как-нибудь, когда-либо) (по-дружески, по-видимому) (во-первыгх, в-двадцать-пятыгх) (опять-таки)

(чуть-чуть, волей-неволей)

левый влево в

правый направо на

новый заново за

давний издавна из

сытый досыта до

правый справа с

досрочный ^ досрочно исправный ^ исправно только О!

бешено

Н

бешеный (прил.)

в наречиях

нечаянно

НН

нечаянный (прил.)

ЭТАП 4. Выделение главного в ИК. Графическая работа. На основании результатов входного контроля и анализа содержания учебного материала каждый учащийся при помощи знаков, рамочных и цветовых обозначений выделяет в ИК части, требующие дополнительной проработки или специального изучения.

ЭТАП 5. Отработка практических умений и навыков, систематизация материала.

Выполнение ряда упражнений по «Карте заданий». На данном этапе урока может быть использован как репродуктивный метод обучения, так и частично-поисковый. Базовые знания не всегда усвоены обучаемым полностью, поэтому часто возникни-кает потребность обратиться к предыдущим информационным картам сборника. Многократное повторение способствует систематизации материала, более высокой прочности его усвоения. Студенты выполняют задания исходя из своих способностей. Тема «Правописание наречий» - одна из труднейших в разделе «Морфологии», поэтому некоторым обучаемым можно рекомендовать выполнить каждое задание частично, а более продвинутым предложить дополнительно ознакомиться с минисловарем «Правописание наречий, образованных от существительных».

Карта заданий

1. Раскройте скобки:

(В)высь подняться - (в)высь небесную взлететь;

(в)век не забуду - (в)век прогресса;

(во)время догадаться - (во)время спора;

(в)тайне мечтать - (в)тайне сестры;

(на)верх подняться - (на)верх лестницы;

(на)утро выпал снег - (на)утро строить планы.

2. Распределите данные слова по группам:

(По)дружески, (по)французски, (во)вторых,

(в)третьих, когда(то), где(то), чуть(чуть), еле(еле), едва(едва), (по)видимому, когда(нибудь), ху-

до(бедно), (по)волчьи, (по)моему, где(нибудь), ко-гда(либо), (во)первых, кое(где), неждан-

но(негаданно), подобру(поздорову), мало(мальски), (точь)в(точь).

1) ^ прил., мест. при помощи по- и -ому (-ему):

2) ^ числит. при помощи в- (во-) и -ых(-их):

3) ^ наречием при помощи -то, -либо,

-нибудь, кое- :

4) ^ повторением одинаковых или близких по значению слов:

3. Вставьте вместо пропусков указанные приставки и предлоги. Объясните графически слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

по-:

_моему, _медвежьи, _многу, _напрасну,

_наслышке, _настоящему, _началу, _нашему,

_неволе, _немногу, _низу, _осеннему, _очередно, _прежнему, _пустому, _пусту, _ребячьи, _свойски, _середине, _старому, _человечески, _одиночке,

_весеннему небу;

в-(во-):

_восьмером, _двое, _девятых, _десятых,

вторых, _одиночку, _первые, _пятеро, _пятых, .третьих, _трое, _троем, _четверо, _четвером,

четвертых; на-:

_трое, _четверо, _шестеро, _двое.

4. Заполните таблицу, распределив наречия в три группы:

слитно через дефис раздельно

(по)походному, (за)темно, (в)открытую,

(в)шутку, (не)далеко, (с)размаха, (по)флотски,

(в)придачу, (по)военному, (во)вторых, (в)ручную, (на)дом, (по)зимнему, (по)свойски, (на)скоро,

(в)одиночку, (на)редкость, (в)кратце, (по)охотничьи, (с)молоду, (в)обхват, (кое)как, куда(либо), дав-ным(давно), (точь)в(точь), (бок)о(бок), (по)двое, (на)двое, (еле)(еле), (не)случайно.

ЭТАП 6. Самоконтроль.

Самостоятельное выполнение заданий «Карты текущего контроля» с применением полученных знаний (4 варианта). Самопроверка по ключам, заполнение «Карты самооценки»: выставление баллов за каждый этап работы, отметки (+ -) выполнения поставленных задач («Должен уметь»).

Карта текущего контроля

1. Образуйте наречия с помощью данных морфем (по 3-5):

кое-:

-то:

- либо:

-нибудь:

2. Спишите, графически объяснив условия выбора суффикса (см. с.49 ИК):

Досрочн_, дочерн_, стеснительн_, вправ_, справ_, дочист_, изредк_, снов_, нанов_, довери-тельн_, слаженн_, доподлинн_.

3. Замените прилагательные наречиями, а существительные - глаголами:

медленный ход - ходить медленно путаный рассказ -искреннее раскаяние -отчаянное сопротивление -искусный мастер -бесчувственный поступок -

- Сколько Нпишется в наречиях?

• Дополнительное задание. Заполните примерами таблицу (см. с.35 ИК):

Ь сущ. 3 скл.

глаголы

наречия

>Ь сущ. не 3 скл.

крат. прил.

Материал для справок:

Ноч_, (воздух) свеж_, сторож_, хорош_ (собою), бросился проч_, (боясь) обжеч_ся, (когда) пробираеш_ся, не мороч_ (голову), (сорвали) с

плеч_, замуж_, сплош_, настеж_, навзнич_, наот-маш_, невтерпеж_, плющ_, плюш_, линюч_, пус-тош_, мимо дач_, трескуч_, из-за туч_, уж_, пол-ноч_, острич_, ключ_, нареж_, вскач_, бреш_, пи-лиш_, горяч_, училищ_, обознач_те.

ЭТАП 8. Контроль.

Итоговый контроль (по вариантам) представляет собой тесты (5-8) закрытого типа с пятью вариантами ответов, один из которых верный. Итоговая оценка каждого студента формируется как средняя из полученных на каждом этапе урока и выставляется в «Карту самооценки» (см. таблицу 2).

Итоговыш контроль Тест 1. Выделенное слово - наречие:

A) В дали голубой крутился песок золотой.

Б) Игра втемную не устраивала его.

B) Остается надеяться на встречу.

Г) Зайти в темную комнату.

Д) Идти навстречу ветру.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тест 2. Пишется А:

A) изредк_

Б) досрочн_

B) вправ_

Г) начист_

Д) занов_

Тест 3. Пишется О:

A) обобщ_нно Б) освежающ_

B) горяч_

Г) блестящ_

Д) негодующ_

Тест 4. Пишется через дефис:

A) (по)просту Б) (по)двое

B) (по)многу читать

Г) (по)летнему расписанию Д) (по)летнему одеться Тест 5. Пишется слитно:

A) в(открытую)

Б) (на)перегонки

B) (во)всеоружии Г) (в)ширь степей Д) (в)общем

Тест 6. Мягкий знак не пишется:

А) настеж_

Б) сбереч_

В) невтерпеж_

Г) молодеж_

Д) лиш_

7. Установление внутрипредметных и межкурсовых связей.

Выявление связи данного учебного материала с ранее изученным и последующим в рамках блоков «Морфология», «Словообразование» и «Синтаксис». Также указывается необходимость данных знаний для изучения морфологических норм в курсе «Русский язык и культура речи».

Результативность применения элементов блочно-модульной технологии очевидна через 1,5 - 2 месяца работы (в зависимости от уровня подготовки и адаптации студента). Замена лекционного материала сборником информационных карт позволяет больше времени на уроке использовать для отработки практических умений и навыков. Для преподавателя решается проблема отбора учебно-методического обеспечения уроков. Студент выбирает для себя на уроке оптимальный объем учебного материала, получает объективную оценку своего труда, имеет пособие для самостоятельного усовершенствования своих знаний.

Широки возможности эффективного использования информационных технологий как уникального средства наглядности, контроля, а также активного обучения.3 Как же можно оживить с помощью ИКТ описанный ранее урок русского языка?

Ресурсы мульти-медиа используются для неоднократного выведения на экран информационной карты или ее фрагментов на начальных этапах урока, при выделении главного, а также обобщении и систематизации. Проверка «Карты оценки» осуществляется путем выведения верных ответов на экран. Итоговый контроль дается в электронной оболочке с немедленным получением результата, что позволяет судить об уровне усвоения учебного материала группой. Задания итогового контроля, включенные в банк тестов по дисциплине, используются для проведения срезовых работ.

Методика проведения и дидактический материал данных уроков может быть положен в основу создания электронного методического пособия, в таком случае компьютер станет средством активного обучения студентов.

3 Кроликова В.Л. Использование новых информационных технологий в преподавании русского языка // Инновационные процессы в преподавании русского языка и литературы: сб. статей Перм. гос. пед. ун-та. - Пермь, 2008. С. 120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.