Научная статья на тему 'Благоустройство г. Томска в конце XVIII начале XX в'

Благоустройство г. Томска в конце XVIII начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
435
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДОВ / БЛАГОУСТРОЙСТВО / ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / CITY PLANNING AND DEVELOPMENT / MUNICIPAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Манонина Татьяна Николаевна

Рассмотрены вопросы благоустройства г. Томска с позиций государственной градостроительной политики конца XVIII начала XX в., приведены данные о системе организации и исполнения благоустроительных работ. Большое внимание уделено различным мероприятиям по благоустройству. Определены качественный и количественный уровни работ в сравнении с другими сибирскими городами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers some aspects of the development of Tomsk from the positions of state town-planning policy at the end of 18th beginning of 20th c., as well as the actions of local authorities and their executive jurisdiction Municipal administration. The development of Tomsk at the end of 18th beginning of 19th centuries included the measures ensuring normal conditions of the roads, building and strengthening of docks, bridges and ferries. The activity of an engineer of transport communications G.S. Batenkov and his contribution to city development are considered. In 1850s a special Committee of city development was created, which members included the Duma members and a city architect. The activity of Municipal Duma and administration which were solely responsible for city development after the new City Rule of 1870 is investigated. This activity was carried out by a special committee which was headed by the professor of Tomsk technological institute E.L. Zubachev, also a Duma member. Other committees on water pipes and fire were also formed. The measures taken to pave the main streets and squares as well as the organizational aspects of this work which began in 1902 are considered. It is known, that besides those voluntarily employed for this work the prisoners of Tomsk civil department were recruited. The questions related to the construction of a water pipe in Tomsk which was executed by the Moscow firm "Society of mechanical factories of Bromley brothers" in 1903-1908 are investigated. One of the important elements of municipal economy of Tomsk was the installation of electrical illumination. It has become possible due to the contract between the municipal administration and an engineering firm "Technical-industrial bureau", which agreed to provide the central part of Tomsk with electric energy. The questions of urban gardening and planning of gardens, parks, parkways etc. are further considered. Here invaluable help was rendered by the university professor of botany N.P. Krylov. In Municipal Duma a special decision about planting and gardening was accepted. Only on the verge of the 19th -20th century, due to the activity of Municipal public managements, some largest Siberian cities, including Tomsk, had public water pipes, electric illumination of the central street, comfortable gardens, parks and parkways. The data on the organization and execution of development works are provided. Great attention is also given to different development measures. The qualitative and quantitative level of works is determined and compared to other Siberian cities.

Текст научной работы на тему «Благоустройство г. Томска в конце XVIII начале XX в»

Т.Н. Манонина

БЛАГОУСТРОЙСТВО г. ТОМСКА В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ XX в.

Рассмотрены вопросы благоустройства г. Томска с позиций государственной градостроительной политики конца XVIII - начала XX в., приведены данные о системе организации и исполнения благоустроительных работ. Большое внимание уделено различным мероприятиям по благоустройству. Определены качественный и количественный уровни работ в сравнении с другими сибирскими городами.

Ключевые слова: планировка и застройка городов; благоустройство; городское хозяйство.

С начала XVIII в. российское государство большое внимание уделяло планировке и застройке городов. Политика по упорядочиванию городской застройки на принципах регулярного градостроительства предъявляла более строгие требования к благоустройству в целях оздоровления городской среды, приведения в порядок городского хозяйства. В крупных европейских городах России еще с петровских времен проводились систематические мероприятия по благоустройству: санация городской территории, мощение и облицовка камнем улиц и набережных, установка фонарей для вечернего освещения улиц, разбивка парков, бульваров и озеленение, устройство городских водопроводов и канализационных стоков.

В сибирских городах основной круг планомерных мероприятий по внешнему благоустройству обозначился с конца XVIII - начала XIX в. Они включали в себя меры, обеспечивающие нормальное состояние дорог, устройство и укрепление набережных, взвозов, мостов и переправ. Только к рубежу XIX-XX в., благодаря деятельности городских общественных управлений, некоторые наиболее крупные сибирские города имели общественные водопроводы, электрическое освещение, уложенные брусчаткой центральные улицы, благоустроенные сады, парки и бульвары. В Томске ситуация с городским хозяйством и благоустройством в определенной степени являлась благоприятной, но по многим параметрам уступала крупным городам европейской части России.

В 1913 г. санитарный врач Томска К.М. Гречищев дал следующую ироничную характеристику благоустройства города: «На протяжении столетий благоустройство Томска было, можно сказать, предметом попечения одних лишь стихийных факторов - пожаров и наводнений» [1. С. 22]. В этом выводе он повторял описание Томска, сделанное немецким ученым П. С. Палласом в 1770 г. после пожара, уничтожившего значительную часть застройки города: «Главная часть города лежит внизу горы вдоль по Томе, коей большая половина с тремя церквами в бывшем прошлого года пожаре выгорела. Нельзя себе ничего беспорядочнее представить как узенькие кривые и одна другую пересекающие улицы, домы, один другой загораживающие, и скверные лачужки, которые, как еще по остаткам видно, все сие многолюдное место составляли. И как счастие города, что после пожара принудили жителей некоторым образом, против их упорства, выстроить пожарища регулярными улицами и по новому плану. Но как все сие строение еще не совершенно, то весь город от пожарищ и погребных остатков и проч. имеет весьма жалостный вид. В нижней части города грязь чрезмерная, так что кареты в оной вязнут по самые ступицы...» [2. С. 428].

Перестройка города по регулярному плану, упорядочивание улиц и площадей благоприятно отразились на благоустройстве Томска. Основным источником финансирования благоустроительных работ в начале XIX в. были различные налоги, обеспечивающие концентрацию средств. На содержание Московско-Сибирского тракта, проходившего через Томск, с

1815 г. использовался «повозный сбор», который взимался с каждого воза товаров, провозимого через город. Известно, что в 1815 г. сбор составлял достаточно большую сумму - 30 коп., а его аккумулированные средства направлялись на содержание улиц тракта и другие благоустроительные работы в Томске. В 1820 г. учреждается «попудный сбор», «исходатайствованный» Сибирским генерал-губернатором И.Б. Пестелем. Этот сбор составлял 1,5 коп. с каждого пуда клади, доставленной по воде. Полученные средства также расходовались на благоустройство города [3. С. 26, 28].

Первым крупным мероприятием по благоустройству Томска можно считать работу инженеров путей сообщения, которые трудились в Томске по направлению от своего ведомства и осуществляли техническое руководство инженерно-строительными работами. Еще в

1816 г. томский губернатор Д.В. Илличевский поручил Думе «. осмотреть в городе Томске взвозы, мосты и площади, с тем предположением, чтобы произвести их в надлежащую исправность» [4. Д. 885. Л. 256.]. Работа была поручена инженер-полковнику Лукину, которому приказали «привести в положенную известность все находящиеся в губернском городе неустройства и затруднения в проездах, и площади». В качестве насущных мер предполагалось застилать площади, «напитанные везде грязью и мокротою с вредным для здоровья людей испарением и великою неудобностию» специально заготовленным «фашинником» и насыпать «дресвою». Осмотр Лукина показал масштабность необходимых благоустроительных работ, в результате чего в Думе был намечен план благоустройства Томска. Городское начальство планировало «привести в исправность» Воскресенский и Юрточный взвозы, спуски по Московскому тракту, площади возле гауптвахты, «против Рыбного ряда и Калашного», Благовещенскую, Гостинодворскую, а также построить новые мосты через р. Ушай-ку и р. Исток [4. Д. 885. Л. 332-333].

В связи со смертью полковника Лукина в Томск в марте 1817 г. был направлен молодой инженер-капитан ведомства путей сообщения Г.С. Батеньков, который откорректировал работу своего предшественника и составил общий план инженерных работ в центральной части города (рис. 1). Работы включали в себя целый комплекс мер: укрепление берегов р. Ушайки и возведение мостового перехода через нее, профилирование

улиц с необходимыми насыпями и канавами, устройст- работы выполняли ссыльные «колодники», заключен-

во водных бассейнов (в целях пожаробезопасности), ные в Томском остроге «по неважным преступлениям»

укрепление взвозов [5. С. 92-97]. Все строительные [4. Д. 885. Л. 331].

Рис. 1. План инженерных работ по благоустройству центральной части г. Томска, составленный инженером путей сообщения Г. С. Батеньковым в 1817 г. (архив ТОКМ)

В последующем все работы по благоустройству города контролировались Думой и относились к обязанностям городового архитектора, должность которого была установлена для Томской строительной комиссии в 1830-х гг. [6. С. 30]. В 1850-х гг. был создан специальный Комитет по устройству города, членами которого являлись гласные Думы и городовой архитектор.

Строительные работы по благоустройству в XIX в. выполнялись в основном за счет ссыльных заключенных, осужденных за незначительные преступления. В 1840 г. в Томске была создана арестантская рота гражданского ведомства, куда направляли способных к работе бродяг, лиц, приговорённых к заключению за мелкие уголовные и политические преступления и проступки. Арестанты подчинялись военной дисциплине, а за проводимые работы не получали никакого вознаграждения. Рота находилась в ведомстве губернской строительной комиссии, при роте действовал кирпичный завод, выпускавший кирпич с клеймом «Т.А.Р.», столярная, слесарная и бондарная мастерские, кузница [7. Д. 1206. Л. 1]. Известно, что в Томске арестанты активно привлекались на рытьё дренажных канав, сооружение мостов, мощение улиц, строительство деревянных тротуаров, на заготовку бутового камня, щебня, брусчатки и т.п. [7. Д. 524, 618, 766]. В конце XIX - начале XX в. работы по благоустройству проводились подрядным способом.

Важной проблемой городского благоустройства было состояние проезжей и пешеходной частей улиц.

На главных улицах Томска устраивались деревянные мостовые для пешеходов (настилы и тротуары), проезжая часть посыпалась гравием и «шоссировалась», между пешеходной и проезжей частями вырывались канавы для отвода воды. Домовладельцам предписывалось содержать участки улиц в эксплуатационном состоянии: «Против дома своего. содержать улицу до половины ширины ее в исправности и чистоте, заравнивая образующиеся на ней выбоины» [8. С. 261].

В начале ХХ в. в городской управе было сформировано несколько комиссий, в том числе Комиссия по благоустройству города (председатель - профессор Е.Л. Зубашев), водопроводная, противопожарная комиссии. В городской управе в 1911 г. на муниципальной службе трудились специалисты, в той или иной степени занимавшиеся благоустройством Томска: городской архитектор с несколькими помощниками, городские инженер, техник по водопроводу, землемер [9. С. 7-8].

Более современный вариант благоустройства с мощением улиц и устройством вертикальной планировки планомерно был начат лишь в 1902 г. До этого времени улицы и площади, за исключением Базарной, «и не мостились настоящим образом, а многократно засыпались галькой, . на что было зарыто в землю много десятков тысяч городских денег, в результате не оказалось ни мостовых, ни средств на их устройство» [9. С. 236]. Такое состояние улиц было настолько неудовлетворительным, что из бюджетной статьи на благоус-

тройство города в 1902 г. почти треть денежных средств пошла на мощение и «шоссировку» улиц. В этом году была замощена основная часть торговой Базарной площади, а с 1903 г. было начато мощение центральных улиц. Булыжная мостовая на улицах укладывалась на основание из песка по типу «мозаичной» или «рижской» мостовой, состоящей из отколотых, грубо обработанных камней прямоугольной формы. В 1913 г. Томск имел 86 улиц и 65 переулков общей протяженностью более чем в 100 верст. Из них только четыре улицы были широкими - 20-27 саж. (42,6-57,5 м), остальные имели ширину 10-12 саж. (21,3-25,6 м), а переулки были узкими и не превышали размеров 6 саж. (12,8 м). В 1913 г. было замощено 22,3 версты центральных городских улиц, что составило более 20% от их протяженности [10. С. 10-25].

В начале XX в. качество проведения работ по мощению курировали городской инженер и десятники, а устройство мостовых сдавалось на подряд с торгов. Строительный материал, а именно щебень, гравий и булыжник, поставляли городские каменные карьеры -карьер № 1 напротив Толстого мыса в районе современных ул. Алтайской и Красноармейской, карьер № 2 по берегу Ушайки на заимке купцов Кухтериных, использовались также карьеры «Степановка», Заварзин-ский и Чернореченский [10. Д. 2817]. В каменоломнях карьеров работали заключенные арестантской роты.

Значительные городские средства тратились на осушение городских мест, находящихся на болотистых и затопляемых территориях. Смета городских расходов на «мощение и чистоту улиц и публичных мест» в 1849 г. составляла 408 руб. 21 коп. серебром, из которых 294 руб. было затрачено только на строительство канав для осушения «гостинодворской и маркитанской площадей». В этом же году заключенными Томской арестантской роты были проведены работы по осушению болота на Соборной площади близ Матасовского взвоза (современная площадь Батенькова и начало ул. Крылова. - Т.М.) [7. Д. 766]. Устройство дренажных канав было актуально для районов города, ежегодно затапливаемых во время весеннего половодья. Одним из таких районов была территория, расположенная в пойме р. Ушайки под Воскресенской горой. Так, в 1850 г. инженером-поручиком Томской строительной комиссии М.И. Бедрягой был составлен проект со сметой «на устройство подземных водосточных труб для осушения болотистых частей подгорной местности города Томска» [7. Д. 775. Л. 8-9]. Инженер В.К. Фадеев в 1860 г. в акте осмотра Базарной площади высказал предложение о ее дренаже и вертикальной планировке -«произвести планировку оной с самым незначительным скатом к реке Ушайке, осушение канавами или трубами» [7. Д. 1440. Л. 16].

Ночное освещение улиц и площадей Томска как составная часть его благоустройства требовало постоянного финансирования и технического совершенствования. Еще в 1832 г. последовало постановление Томской городской думы об освещении масляными фонарями трактовой дороги, проходившей по городу. Вдоль нее было поставлено 89 фонарей «от Московского до Иркутского шлагбаумов» [3. С. 31]. Вплоть до 70-х гг.

XIX в. город освещался подобными фонарями, которые

постепенно были заменены на керосиновые. В начале

XX в. были установлены более совершенные керосинокалильные лампы, а с 1896 г. центральная часть Томска освещалась 25 электрическими лампочками (по 1200 свечей). Электрическое освещение стало возможным благодаря контракту муниципалитета с проектностроительной фирмой «Технико-промышленное бюро», которое обязалось безвозмездно обеспечивать световой энергией центральную часть Томска [9. С. 236]. В других сибирских городах электростанции были построены позже: в 1899 г. - Бийск, в 1906 г. - Чита, в 1910 г. - Иркутск, в 1912 г. - Тобольск, в 1915 г. - Новониколаевск [11. С. 40]. Однако в 1910 г. уличное освещение Томска (всего 297 различных фонарей) уступало Тюмени - 535 фонарей и Красноярску - 343 фонаря [12. С. 1028, 1096].

Одной из самых важных проблем Томска было строительство городского водопровода, поскольку отсутствие источников чистой питьевой воды неоднократно грозило эпидемиями чумы и холеры. Большинство населения города в качестве питьевой использовало воду из рр. Ушайка и Томь, куда сбрасывались стоки промышленных предприятий, скотобоен, торговых бань. Санитарная комиссия при городской управе неоднократно проводила осмотр этих заведений, издавала предписания о строительстве очистных прудов и резервуаров, однако анализ воды зачастую бывал неудовлетворительным, а существовавших обустроенных источников ключевой воды было недостаточно. Кроме того, большое количество деревянных жилых зданий и хозяйственных построек требовало соблюдения противопожарных мер, согласно которым поблизости должны быть запасы воды для тушения пожаров.

В 1898 г. городская Дума приняла решение о строительстве водопровода хозяйственным способом за счет облигационного займа. Строительные работы по его устройству были начаты в августе 1903 г., после подписания договора между муниципалитетом и московской фирмой «Общество механических заводов братьев Бромлей» [9. С. 240-242]. В марте 1905 г. строительство было закончено, в марте 1906 г. водопровод по основным магистралям был принят в эксплуатацию, а в октябре 1908 г. полностью введен в действие. Было уложено 34 км водопроводных труб, построены водозаборная станция на берегу р. Томи, водонапорная башня в районе Белого озера и 15 водоразборных будок в разных частях Томска, выстроен фонтан в городскому саду. Для сравнения, чистая вода в сети водопроводов в Тобольске появилась с 1901 г., в Иркутске - с 1906 г. В Красноярске первая водоносная сеть начала работать с 1913 г., а в Омске и Тюмени немного позже - с 1915 г.

В 1899 г. городское управление заключило с Русским электрическим обществом «Унион» договор на устройство в городе электрического трамвая. В проекте договора излагались утвержденные Министерством внутренних дел технические условия устройства рельсовых дорог «по улицам, переулкам и площадям» и содержания подвижного состава. Городской бюджет, согласно договору, ежегодно должен получать 3% с валового дохода. По прошествии 20 лет город имел право выкупить предприятие, а по истечении 45-летнего срока эксплуатации общество «Унион» обязалось

безвозмездно передать Томску в рабочем состоянии трамвайные пути и вагоны [10. Д. 2545]. Несмотря на огромные организационные усилия городского общественного управления, проект устройства трамвайного сообщения в Томске остался нереализованным.

Внимание городских властей к озеленению Томска обозначилось лишь в конце XIX в. Среди муниципальных достижений в области озеленения был организованный в 1891 г. Городской сад на Ново-Соборной площади, Пушкинский сквер, Лагерный сад, который планировался как будущий «народный парк с проектируемым в нем музеем на открытом воздухе», площадка Общества содействия физическому развитию на Соляной площади, Всеволодо-Евграфовский бульвар. В городской Думе было принято специальное обязательное постановление об озеленении улиц. Санитарный врач города К.М. Гречищев подготовил для Думы доклад, в котором предложил резервирование «для садов и скверов необходимых участков земли. путем приобретения и отчуждения» [9. С. 255].

Большую помощь в озеленении города оказывал профессор ботаники университета П.Н. Крылов. Ботанический сад университета был своеобразным питомником и поддерживал контакты с десятками садоводов России, обмениваясь с ними растениями и семенами. В городе имелись частные сады «Буфф» (владелец В.Л. Морозов) и «Эрмитаж» (владелец А.С. Ефимов), а также ухоженные сады в усадьбах домовладельцев.

Все это привело к тому, что в начале ХХ в. Томск по количеству зеленых насаждений на одного жителя (0,2 кв. саж.) превосходил многие российские города, в том числе и Москву (0,1 кв. саж.). В ведении городской управы в 1912 г. находилось около 20 тыс. кв. саж. общественных садов. В 1911 г. было зарегистрировано 616 усадеб с садами, причем в некоторых усадьбах сады представляли собой целые рощи [1. С. 24].

Таким образом, с конца XVIII в. в Томске наметились мероприятия по благоустройству города, которые были связаны с системным упорядочиванием планировочной структуры российских городов и их застройки по новым регулярным генеральным планам. В процессе деятельности органов местного самоуправления благоустройство Томска улучшалось и в начале XX в. приобрело черты планомерности и регулярности. Его состояние, по сравнению с другими сибирскими городами, в определенной степени являлось благоприятным (электроснабжение, водопровод, озеленение, мощение улиц и площадей), но по многим параметрам уступало крупным городам европейской части России. Характер и эффективность работы в области благоустройства в значительной степени зависели от государственной политики, административного статуса города, его бюджета, численности населения и объемов застройки, социально-экономического развития региона и России в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Памятная книжка Томской губернии за 1913 год. Томск, 1913.

2. ПалласП.С. Путешествие по разным местам Российского государства. Ч. 2. Кн. 2. СПб., 1786 [репринт].

3. Дмитриенко Н.М. День за днем, год за годом: хроника жизни Томска в XVII-XX столетиях. Томск, 2003.

4. Государственный архив Томской области. Ф. 127. Оп. 1.

5. Баландин С.Н. Декабрист Г.С. Батеньков - инженер-строитель. Вып. 2. М., 1975.

6. Залесов В.Г. Архитекторы Томска (XIX - начало XX века). Томск, 2004.

7. ГАТО. Ф. 6. Оп. 1.

8. История общественного самоуправления в Сибири второй половины XIX - начала XX века. Новосибирск: Сова, 2006.

9. Город Томск. Томск, 1912.

10. ГАТО. Ф. 233. Оп. 2.

11. Алексеев В.В. Электрификация Сибири: Историческое исследование. Ч. 1. Новосибирск, 1973.

12. Города России в 1910 г. (Статистический сборник). СПб., 1914.

Статья представлена научной редакцией «История» 24 марта 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.