УДК 364.07
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫМ ФОНД ПОМОЩИ ДЕТЯМ-АУТИСТАМ «МАКСИМИЛИАН» В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ
А. Ф. Галкина, Г. Н. Мезинова
Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация spu-48.8@donstu. ш [email protected]
Рассмотрен план создания благотворительного фонда помощи детям-аутистам
«Максимилиан» в г. Ростове-на-Дону. Определена необходимость создания данной организации, представлены программы по улучшению культурно-социальной адаптации детей-аутистов. Выделены преимущества музыкотерапии в работе с психически больными детьми, а также рассмотрены особенности трудотерапии как способа психокоррекции детского аутизма.
Ключевые слова: аутисты,
благотворительность, благотворительный фонд, музыкотерапия, трудотерапия, реабилитация.
Введение. Благотворительные организации призваны облегчить работу социальных учреждений и подарить надежду той категории населения, которая нуждается в особой помощи со стороны государства. В г. Ростове-на-Дону действуют такие благотворительные фонды как «Дарина», «Преображение России», «Доброе дело», «Берег Надежды», «Городской фонд милосердия и здоровья», «Семейный центр», «Я без мамы», «Помоги детям», «Исход», фонд им. Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы, «Апрель-86» [1].
При наличии достаточного количества различных благотворительных фондов в России авторы не обнаружили ни одной организации, которая бы занималась оказанием помощи детям-аутистам. Вместе с тем статистика показывает, что в нашей стране все чаще рождаются дети с психическими отклонениями. Поэтому фонд помощи детям с особыми психическими расстройствами имеет право на свое существование.
Городу Ростову-на-Дону необходимо создание благотворительного фонда «Максимилиан», который будет организован с целью помощи детям-аутистам и их родителям, нуждающимся в финансовой и моральной поддержке.
Максимилиан (лат. ЫахтШапш) — мужское имя латинского происхождения, от корня шахтш — наибольший. Максимилиан — воплощение удачи. Также существует версия
UDC 364.07
CHARITY FUND FOR CHILDREN WITH AUTISM "MAXIMILIAN" IN ROSTOV-ON-DON
A. F. Galkina, G. N. Mezinova
Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation
[email protected] [email protected]
The article considers the plan for creating a charity fund for children with autism "Maximilian" in Rostov-on-Don. It determines the reasons for the need to create such an organization, presents the programs for improving cultural and social adaptation of children with autism. The paper highlights musical therapy advantages in the work with mentally ill children, as well as discusses the features of occupational therapy as a way of children's autism psychocorrection.
Keywords: autists, charity, charity fund, music therapy, occupational therapy, rehabilitation.
перевода с древнееврейского — «посланник божий» [2]. Предлагая такое название фонда, авторы акцентируют внимание на том, что он будет оказывать наибольшую помощь детям, страдающим аутизмом.
Благотворительные фонды г. Ростова-на-Дону осуществляют деятельность, направленную на решение широкого круга проблем. Однако в настоящее время успех деятельности благотворительных организаций связан с объединением усилий и выходом на совершенно иной уровень. На новом этапе нужно начать оказывать помощь определенным категориям населения, например, детям-аутистам.
Культурно-социальная адаптация детей-аутистов. Миссия благотворительного фонда «Максимилиан» — реабилитация детей, страдающих психическими заболеваниями, моральная и финансовая поддержка таких детей и их родителей, а также формирование культуры благотворительности ростовском обществе.
Рис. 1. Эмблема благотворительного фонда «Максимилиан»
Главным инструментом помощи в фонде «Максимилиан» является клуб волонтеров. Участники клуба — это граждане, которым не безразличны проблемы окружающих, которые готовы безвозмездно оказать поддержку и помощь нуждающимся. В такой клуб может вступить каждый житель города и области, любого возраста, уровня образования, национальности и вероисповедания. Если человек готов помогать, учить или же оказывать услуги детям-аутистам на благотворительной основе, то команда «Максимилиан» будет рада сотрудничать с волонтером.
В 2017 году Ростовская область начала двигаться по пути преодоления детского аутизма. На севере Ростовской области, в станице Вешенской, была впервые организована акция «Зажги синим», приуроченная к всемирному дню борьбы с аутизмом, который отмечается 2 апреля. Сотрудники и воспитанники Вешенского центра творчества провели просветительскую работу, касающуюся вопросов распространения болезни и способов общения с детьми, которым диагностировали аутизм. Творческие номера в поддержку детей с психическими отклонениями показали ребята, которые обучаются в детских школах искусств, детских внешкольных центрах, а также участники объединения «Волонтеры Дона». В финале участники акции выпустили синие шары в небо, так как этот цвет признан цветом поддержки детей-аутистов [3].
Музыкотерапия как способ реабилитации детей, отстающих в развитии.
Музыкотерапия — это одно из направлений нетрадиционной медицины, которое в 2003 году получило признание в официальной медицине. Различные музыкальные инструменты способны оказывать лечебно-терапевтический эффект на болезни, например, существует лечебная музыка для беременных и для детей разного возраста.
Лечение музыкой относится к психотерапевтическим методам. Лечебная музыка успешно применяется в психиатрии и психологической коррекции. Полезное влияние музыки на организм человека основано на комплексном воздействии гармонических звуковых колебаний, биорезонанса и вибротактильного воздействия. Благодаря разным гармоникам музыка воздействует на системы и органы человеческого организма, наиболее благотворен близкий к ритму сердца и дыхания диапазон звучания [4].
Музыка различных стилей может как успокоить человека и облегчить его засыпание, так и взбодрить, вызвать агрессию. В ходе экспериментов было установлено, что минорные мелодии снижают внимание и продуктивность мозга, а мажорные — повышают те же параметры. В связи с этим одним из направлений деятельности фонда «Максимилиан» будет организация благотворительных концертов для подопечных. Организация планирует привлекать местные музыкальные школы, колледж искусств, ростовскую консерваторию для участия в мероприятиях такого формата. В планах также сотрудничество со школами искусств для того, чтобы дети с ограниченными возможностями обучались игре на различных музыкальных инструментах.
Уже сегодня на базе научных разработок можно определить, при каких заболеваниях эффективно применение лечебного воздействия музыкой или другими гармоническими или ритмическими звуками. Музыкальная терапия требует специального подбора произведений. Какая же музыка подходит для лечения детей-аутистов?
Прежде всего — классическая и народная мелодическая музыка. При этом очень важно то, что исполняться она должна на высоком профессиональном уровне, так как только строгое соблюдение мелодики и гармоники даст положительный результат. Фальшивое звучание музыки производит отрицательный эффект. Поэтому необходимо приглашать только профессиональные народные коллективы, а также музыкантов, исполняющих классическую музыку или джаз. Тяжелый рок действуют на человека отрицательно. В программы фонда «Максимилиан» будут включены музыкальные тренинги для будущих мам. Классическая спокойная музыка для беременных женщин очень полезна, так как она стимулирует развитие нервной системы плода. Ребенок в утробе матери реагирует не только на музыку, но и на другие звуки. В природе, например, птенцы после того, как вылупятся из яйца, узнают свою мать по звукам, которые она издавала, когда высиживала яйца. Беременная женщина должна как можно чаще ласково разговаривать со своим будущим ребенком. Это может положительно сказаться на будущем психическом здоровье ребенка.
Одним из направлений деятельности специалистов фонда станет постоянный лекторий о целительных свойствах музыкотерапии для семейных пар.
Трудотерапия как метод психокоррекции детей-аутистов. Трудотерапия — один из способов восстановления утраченных функций организма. В нее входят различные трудовые процессы, применяемые по медицинским показаниям. Многие специалисты приходят к мысли о том, что трудотерапия является высокоэффективным методом реабилитации детей-аутистов. Основу этой методики составляют восстановление двигательных навыков, систематические тренировки производственных и бытовых действий. Нормализуя психику и стимулируя функции
пораженного органа, трудотерапия становится неотъемлемой составляющей во всей системе реабилитации детей-аутистов [5].
Программы фонда «Максимилиан» нацелены на организацию трудотерапии в специальных, хорошо оборудованных помещениях. Комплексный характер реабилитации требует, чтобы кабинеты трудотерапии располагались вблизи массажного кабинета, бассейна, кабинета физиотерапии. Это позволит избежать переутомления у детей, имеющих отставание в развитии. Целью трудотерапии является предупреждение развития последующих патологических изменений, проявляющихся в тканях опорно-двигательного аппарата, которые ограничивают двигательную функцию детей-аутистов. Патологии нервной системы приводят к развитию у больных тяжелых функциональных расстройств, которые нарушают трудоспособность. Такие расстройства зачастую приводят к инвалидности. Среди основных задач программ трудотерапии в благотворительном фонде «Максимилиан» можно выделить:
- оказание психологического и общеукрепляющего воздействия на организм ребенка с психическими отклонениями;
- социальную адаптацию;
- восстановление бытовых и профессиональных навыков;
- восстановлений функций, которые были утрачены.
Характер болезни и особенности ее течения должны лежать в основе подбора движений. Этим определяется дозировка, сложность и начальное положение в выполнении упражнений. Они должны выполняться систематически, длительно и с постепенным увеличением нагрузки. Упражнений или операций, способствующих закреплению ненужного двигательного стереотипа, необходимо избегать.
В терапии трудом выделяют три основные формы:
- производственная трудотерапия, которая подготавливает детей-аутистов к профессиональной деятельности, она осуществляется в близких к производству условиях;
- общеукрепляющая трудотерапия, направленная на поддержание трудоспособности в ситуации с длительным течением болезни;
- восстановительная трудотерапия, нацеленная на реабилитацию утраченных функций ребенка-аутиста.
Трудотерапия общеукрепляющего типа применяется в качестве средства, которое может повысить физическую работоспособность. Под воздействием общеукрепляющих методик у детей-аутистов улучшается психологическое и эмоциональное состояние, а также состояние опорно-двигательного аппарата. Детям-аутистам, которым прописан постельный режим, назначают такие трудотерапевтические упражнения как рисование, шитье, лепка, плетение, вязание и подобные им. «Ходячие» больные должны заправлять кровать, убирать территорию или помещение. Они также могут работать в цветочных оранжереях, мастерских. В процессе трудотерапии дети-аутисты приобретают физическую и психологическую подготовку к трудовой деятельности.
С точки зрения авторов, для успешной реабилитации детей-аутистов трудотерапевтические методики должны быть совмещены с массажем и лечебной гимнастикой.
Заключение. Благотворительность играет важную роль в развитии социальной сферы и повышении качества оказания социальных услуг. Для успешного решения этих задач авторами предложено создать фонд помощи детям-аутистам «Максимилиан» в г. Ростов-на-Дону. Специалисты фонда, волонтеры, организуя культурно-социальные мероприятия, осуществляя арт-терапевтические и трудотерапевтические методы, будут способствовать социализации и
адаптации детей-аутистов. Если проект «Максимилиан» будет реализован, то особенные дети нашего города смогут получить еще большую поддержку, а главное — веру и шанс на скорейшее выздоровление.
Библиографический список.
1. Добрые организации [Электронный ресурс] / Добро-на-Дону. — Режим доступа : http://www.dobranadonu.eom/#foundation/cdef (дата обращения : 13.03.17).
2. Максимилиан [Электронный ресурс] / Википедия. — Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/Максимилиан (дата обращения : 15.03.17).
3. Гребенников, С. Зажги синим / С. Гребенников // Тихий Дон. — 2017. — Т. 1. — № 14. —
С. 2.
4. Музыкотерапия как метод психокоррекции [Электронный ресурс] / KazEdu. — Режим доступа : http://music.psiho.ru/ (дата обращения : 20.03.17).
5. Трудотерапия [Электронный ресурс] / ЛФК ГУРУ. — Режим доступа : http://work.psiho.ru/ (дата обращения : 23.03.17).