УДК 347.471
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СТРУКТУРЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© С.А. Абрамитов1, А.В. Сафонкина2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Анализируются вопросы современного состояния сектора некоммерческих организаций России, в том числе благотворительных организаций как института гражданского общества, а также законодательное обеспечение деятельности благотворительных организаций. Описываются некоторые проблемы реализации государственной поддержки благотворительных организаций в условиях становления сектора некоммерческих организаций, предлагаются возможные пути совершенствования законодательства. Библиогр. 12 назв.
Ключевые слова: гражданское общество; законодательство; некоммерческие организации; благотворительные организации; государственная поддержка.
CHARITABLE ORGANIZATIONS IN CIVIL SOCIETY STRUCTURE AND THEIR LEGISLATIVE SUPPORT S.A. Abramitov, A.V. Safonkina
Irkutsk State Technical University 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
The article deals with the problem of the current state of nonprofit organizations in Russia, including charitable organizations, as institutions of civil society. Legislative support for the activities of the charitable organizations is analyzed as well. Some problems associated with the implementation of state support for the charitable organizations under the formation conditions of nonprofit organization sector are described; and possible ways of improving legislation are offered. 12 sources.
Key words: civil society; legislation; nonprofit organizations; charitable organizations; state support.
Вопросы эффективной деятельности институтов гражданского общества являются объектом пристального внимания исследователей. В настоящее время имеется большое количество точек зрения относительно самого понятия гражданское общество. Однако одной из главных является трактовка, согласно которой гражданское общество представляет собой сферу общественной жизни, существующей наряду с государством, независимо от его институтов. По мнению Ю.М. Резника, гражданское общество в фило-софско-социологическом смысле, «возникая первоначально как сфера спонтанного самопроявления и самоорганизации социальных субъектов, постепенно разрастается в систему институтов и организаций, осуществляющих деятельность во всех сферах общественной жизни и сдерживающих чрезмерное усиление государства» [1, с. 36]. К.А. Струсь понятием гражданское общество обозначает совокупность частных и межличностных отношений, направленных на удовлетворение интересов общества, отдельных индивидов и создаваемых ими институтов [2, с. 22]. Необходимость гражданского общества и его автономия по отношению к государству в качестве одной из главных, «несущих» конструкций, на которых строятся как теория, так и практика нашей жизни, рассматривается и в контексте правового знания [3, с. 12]. Авторы
данной статьи присоединяются к мнению, согласно которому гражданское общество является «системой самостоятельных, самодеятельных, независимых от государства общественных организаций, объединений (институтов), выражающих разнообразные частные интересы и потребности людей и создающих условия для их реализации» [4, с. 96].
Один из институтов гражданского общества образуют некоммерческие организации (НКО), возникновение которых вызвано потребностью в альтернативных формах организации людей, принципиально отличающихся от форм организации, свойственных государственным или коммерческим структурам.
В области взаимоотношений между властными структурами и НКО развивается особый тип общественных отношений - отношения социального партнёрства, учитывающие интересы различных институтов общества и позволяющие целенаправленно решать важнейшие социальные проблемы на основе взаимного доверия. В основе социального партнёрства лежат определённые принципы: добровольность признания партнёрами друг друга; уважение и учёт интересов партнёров; равноправие в выборе путей и средств достижения общих целей; соблюдения принципа невмешательства в дела друг друга; доброжелательность; обязательность выполнения достигнутых
1Абрамитов Сергей Анатольевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, тел.: 89149001311 ,e-mail: [email protected]
Abramitov Sergei, Candidate of History, Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines, tel.: 89149001311, e-mail: [email protected]
2Сафонкина Алёна Витальевна, аспирант, тел.: 89086636453, e-mail: [email protected] Safonkina Aleona, Postgraduate, tel.: 89086636453, e-mail: [email protected]
договоренностей; бескорыстие, солидарность; соблюдение норм федерального и регионального законодательства. Думается, что партнёрство властных структур и НКО служит укреплению существующего гражданского общества.
Одной из наиболее значимых практик гражданского общества является такой особый вид социальной деятельности, как благотворительность. Средства, аккумулированные в процессе этой деятельности, передаются добровольно и безвозмездно в пользу тех, кто остро нуждается в ресурсной поддержке для нормальной жизнедеятельности. Происходит поддержка, в первую очередь, малообеспеченных и нуждающихся слоёв населения, инвалидов, безработных, лиц, пострадавших в результате стихийных бедствий, национальных конфликтов и т.д. Во избежание спонтанности этих процессов необходим определённый реализующий их механизм - благотворительные организации как самостоятельные некоммерческие негосударственные организации. Среди законов, регламентирующих деятельность НКО, особое значение в контексте темы настоящей статьи имеет Федеральный закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее - Закон о благотворительной деятельности) [5]. Согласно ст. 1 Закона, под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. В соответствии со ст. 6 данного Закона под благотворительной организацией понимается неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации указанных Законом благотворительных целей путём осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Благотворительные организации - инициатива частных лиц, такие организации не могут быть правительственными, то есть государственными или муниципальными образованиями. Закон о благотворительной деятельности содержит норму о запрете для органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений выступать в качестве учредителей благотворительных организаций.
Современный сектор НКО России, в том числе и благотворительные НКО, уже сегодня становятся полноценным институтом российского гражданского общества несмотря на то, что отношение к деятельности благотворительных организаций в самом российском обществе неоднозначно. Показательны результаты опроса жителей Иркутской области к деятельности организаций этого сектора общества. Значительное количество респондентов (51%) добровольно оказывали благотворительную помощь, примерно 10% участников опроса оказывают благотворительную помощь один раз в год и чаще. Большинство опрошенных
(65%) одобряют деятельность жертвователей и только 4% участников опроса негативно относятся к их деятельности. Часть респондентов (47%) мало полагаются на благотворительные организации, предпочитают самостоятельно оказывать поддержку нуждающимся (и это при наличии 137 (!) зарегистрированных благотворительных организаций в области). Само отношение участников опроса к благотворительным организациям неоднозначно. Обращает на себя внимание отсутствие доверия к благотворительным организациям у значительной части респондентов на фоне массового одобрения благотворительной деятельности. 24% участников опроса указали, что доверяют благотворительным организациям, 34% - не считают их надёжными. Среди причин недоверия к благотворительным организациям были названы недостаточная информированность о деятельности благотворительных организаций (45%) либо практически полное отсутствие подобной информации (32%), отсутствие личного опыта вовлечённости в их деятельность (70%) [6, с. 48-49]. Отсутствие доверия к благотворительным организациям является серьёзным препятствием к развитию благотворительности, что побуждает законодателя повысить внимание к деятельности таких организаций.
Процессы развития благотворительных НКО и государства требуют соответствующего правового регулирования. Помимо уже названного Закона о благотворительной деятельности деятельность благотворительных организаций регламентируется Федеральным законом РФ «О некоммерческих организациях» [7]. Федеральным законом РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» [8] благотворительные организации признаны социально ориентированными некоммерческими организациями и в соответствии со ст. 31.1 данного закона получили право на экономическую поддержку со стороны органов государственной власти, в том числе в форме финансовой поддержки за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации путём предоставления субсидий, имущественной поддержки, путём передачи во владение и (или) в пользование государственного имущества с использованием его по целевому назначению, и предоставление льгот по уплате налогов и сборов. Перечисленные права имеют отношение к формам содействия органов государственной власти развитию НКО (в нашем случае - благотворительных организаций) как института гражданского общества. Меры экономической поддержки со стороны органов государственной власти по сути означают возможность предоставлять государственные средства благотворительным организациям как прямо, так и косвенно.
Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [9] к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относит решение вопросов поддержки со-
циально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности. Интерес представляет законодательное обеспечение деятельности благотворительных организаций, действующих на территории Иркутской области. Законом, регулирующим отношения, возникающие в связи с оказанием органами государственной власти Иркутской области мер поддержки некоммерческим организациям, осуществляющим социально ориентированную деятельность на территории области, в том числе и благотворительную, является Закон Иркутской области «Об областной государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций» [10] (далее - Областной закон). Этим законом установлены формы областной государственной поддержки, среди которых имущественная, финансовая и экономическая.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Областного закона имущественная поддержка осуществляется путём передачи во владение и (или) в пользование областного государственного имущества с использованием данного имущества только по целевому назначению. Финансовая поддержка оказывается путём предоставления субсидий из областного бюджета (ст. 13 областного закона). Согласно п. 2 ст. 14 Областного закона экономическая поддержка осуществляется путём предоставления льгот по уплате региональных налогов.
Установленные Областным законом формы оказания областной государственной поддержки социально ориентированных НКО (в нашем случае - благотворительных организаций), направленные на развитие гражданского общества, носят в основном характер прямого предоставления средств (передача государственного имущества как на безвозмездной основе, так и по льготным ставкам арендной платы, предоставление субсидий). При таком характере предоставления средств возникает вопрос о способности и возможности благотворительных организаций служить эффективным социальным партнёром государству. Но о каком партнёрстве может идти речь, если отсутствуют условия для равноправия сторон в выборе путей и средств достижения общих целей, а также учёт интересов партнёров? Думается, что наибольший эффект может иметь косвенное предоставление средств (освобождение от части налоговых платежей), особенно в современных условиях на этапе становления сектора НКО.
В настоящее время закон «О некоммерческих организациях» закрепляет возможность предоставления льгот по уплате налогов как гражданам, оказывающим материальную поддержку некоммерческим организациям (в том числе благотворительным), так и самим социально ориентированным НКО.
Согласно ст. 219 Налогового кодекса РФ при определении размера налоговой базы налога на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых им в виде пожертвований благотворительным организациям. Указанная норма даёт возможность гражданам оказывать экономическую под-
держку благотворительным организациям, стимулируя тем самым их развитие.
Налоговый кодекс предусматривает возможность предоставления льгот некоммерческим организациям, в том числе и благотворительным НКО, также и по региональным налогам. Правовое регулирование вопросов предоставления налоговых льгот благотворительным НКО осуществляется на уровне субъектов Федерации.
Подход законодателя в разных субъектах Российской Федерации к вопросам установления налоговых льгот отличается известным разнообразием - от подробного регулирования до их полного игнорирования. Не в каждом субъекте Федерации законодатель пошёл по пути принятия законов, предоставляющих благотворительным организациям сами льготы по региональным налогам. Большинство действующих региональных законов о государственной поддержке социально ориентированных НКО, к числу которых относятся и НКО, осуществляющие благотворительную деятельность, содержат только нормы о возможности предоставления льгот по региональным налогам в части средств, подлежащих зачислению в бюджет соответствующего субъекта Федерации. Например, упомянутый Закон Иркутской области «Об областной государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций» содержит статью, посвященную предоставлению социально ориентированным НКО льгот по уплате региональных налогов (ст. 14); Закон Забайкальского края от 24 ноября 2010 года № 432-ЗЗК «О областной государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Забайкальском крае» [11] содержит ст. 5 «Формы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», в которой установлено, что оказание государственной поддержки социально ориентированным НКО осуществляется и в форме предоставления льгот по региональным налогам, и др.
Однако в некоторых субъектах Российской Федерации были приняты законы, предоставляющие благотворительным организациям сами льготы по региональным налогам. Так, в Законе Московской области «О льготном налогообложении в Московской области» присутствует ст. 10 «Льготы, предоставляемые некоммерческим организациям», где устанавливается, что некоммерческим организациям, в том числе благотворительным, предоставляются налоговые льготы: уменьшение суммы налога на имущество организаций на 50% и освобождение от уплаты транспортного налога [12]. Представляется правильным установление указанных налоговых льгот по региональным налогам, при котором благотворительные организации получают возможность быть эффективным социальным партнёром.
В последние время немаловажное значение в правовом регулировании сферы благотворительных НКО имеют законы субъектов Российской Федерации, посвящённые установлению налоговых льгот по региональным налогам. Считаем положительным опыт тех регионов, где в соответствующие законы были вклю-
чены нормы об установлении налоговых льгот по региональным налогам для благотворительных организаций, что представляется существенным для разви-
тия отношений социального партнёрства в современных условиях на этапе становления сектора НКО.
Библиографический список
1. Резник Ю.М. Гражданское общество как объект социологического познания // Вестник МГУ. Серия. 18. Социология и политология. 1995. № 2. С. 46-54.
2. Струсь К.А. Государство и гражданское общество: проблемы правового взаимодействия в России. СПб.: Изд-во СПб. юрид. ун-та, 2005.
3. Серегин Н.С., Шульгин Н.Н. Гражданское общество, правовое государство и право («Круглый стол» журналов «Государство и право» и «Вопросы философии») // Государство и право. 2002. № 1.
4. Гаджиев К.С. Опыт введения в политологию // Политические исследования. 1992. № 1-2.
5. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: федер. закон от 11.08.1995 г. № 135-Ф3. Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3340.
6. О состоянии гражданского общества в Иркутской области. 2009 г. - первая половина 2011 г.: доклад Общественной палаты Иркутской области / под ред. И.М. Головных, М.А. Мушинского. Иркутск, 2011.
7. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ. Собрание законодательства РФ. 1996. №. 3. Ст. 45.
8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций: федер. закон от 5.04.2010 г. № 40-ФЗ. Собрание законодательства РФ. 2010. № 15. Ст. 1736.
9. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федер. закон от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ. Собрание законодательства РФ. 1999. №. 42. Ст. 5005.
10. Об областной государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций: закон Иркутской области от 8.06.2011 г. № 37-ОЗ. Ведомости ЗС Иркутской области. 2011. № 32. Т. 1.
11. Об областной государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Забайкальском крае: закон Забайкальского края от 24.11.2010 г. № 432-ЗЗК // Забайкальский рабочий. 2010. № 225.
12. О льготном налогообложении в Московской области: законе Московской области от 24.11.2004 г. № 151/2004-ОЗ // Ежедневные Новости. Подмосковье. 2004. № 226.
УДК 378.147:004.357
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПРОГРАММЫ DYNED КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НАСЕЛЕНИЯ УРБАНИЗИРОВАННЫХ И МАЛОНАСЕЛЁННЫХ ТЕРРИТОРИЙ
© Д.А. Арипова1
Иркутский государственный технический университет 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83
Рассмотрены эффективность применения инновационного мультимедийного метода обучения иностранному языку - программы DynEd - в техническом университете, а также основные аспекты программного продукта: реализация компетентностного и личностно-деятельностного подходов, организация самостоятельной работы студентов, развитие и совершенствование говорения и аудирования на базе современных компьютерных технологий. Выявлены преимущества и недостатки учебного курса DynEd в современных условиях преподавания иностранного языка в системе высшего профессионального образования. Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: методика DynEd; технологизация; компетентностный подход; модули обучения; самостоятельная работа; мониторинг; персонализация.
USING INNOVATIVE APPROACHES OF DYNED COURSEWARE AS A MEANS TO IMPROVE FOREIGN LANGUAGE TEACHING EFFICIENCY IN URBAN AND UNDERPOPULATED AREAS D.A. Aripova
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074
The article presents the effectiveness analysis of the application of a new innovative multimedia method of teaching foreign language - DynEd software - at a technical university. Main aspects of the courseware such as the realization of the competence-based and person-centered approaches, organization of self-guided learning, development and improvement of speaking and listening computer-based activities are distinguished. Advantages and shortcomings of the DynEd training course under the current conditions of teaching foreign language in the system of higher professional education are revealed.
1Арипова Дарья Андреевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков для технических специальностей № 1, тел.: 89248338610, e-mail: [email protected]
Aripova Darya, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages for Technical Specialities no.1, tel.: 89248338610, e-mail: [email protected]