4. Агиширинова С.С. Материальная культура лезгин Х1Х-ХХ вв. М., 1978. С. 66.
5. Булатова А. Лакцы. Махачкала, 1971. С. 63.
6. Инал-Ипа Ш.Д. Абхазы. Сухуми, 1965. С. 263.
7. Хасиев С.А. Шерстяное и суконное производство чеченцев и ингушей: Плановая годовая работа за 1980 г. // Архив ЧИНИИИСФ. Оп. 1, д. 65.
8. Пиралов А.С. Краткий очерк кустарных промыслов Кавказа. СПб., 1913. С.58.
9. Гаджиева С.Ш. Кумыки. М., 1961. С. 78.
10. Гаджиева С.Ш. Материальная культура ногайцев в Х1Х-ХХ вв. М., 1976. С. 35; Махачкала, 1960. С. 98-99.
11. Шиллинг Е. Кубачинцы и их культура. М., 1949.
12. Гарсаев Л.М. Вайнахская женская одежда (конец Х1Х-ХХ в.). Грозный, 2005.
13. Этнографический материал автора, собранный в ЧИАССР (1983-1991).
Чеченский государственный университет, г. Грозный 20 июня 2006 г.
© 2006 г. О.В. Мосенцова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕТЯЕЛЬНОСТЬ ДОНСКИХ УЧИТЕЛЕЙ ВО 2-й ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.
Социокультурная ситуация в российской провинции, и в частности на Дону, отличалась многообразием форм и проявлений. Важной ее составляющей стала деятельность общественных организаций, охватывающих практически все сферы социально-культурной жизни: науку, просвещение, искусство.
Отсутствие материальной поддержки государства не мешало стабильной и эффективной работе обществ. В несомненном успехе просветительской политики войсковых властей немалая заслуга принадлежит демократической интеллигенции Дона. Она постоянно стремилась всеми силами содействовать просвещению народа, объединяясь в благотворительные и просветительские общества.
Целью данной статьи является анализ благотворительной деятельности донских учителей во 2-й половине XIX - начале XX в. В этот период важнейшей составляющей культурной жизни была деятельность добровольных общественных неполитических организаций. Создание этих объединений представляло собой явление вполне закономерное, поскольку государственная власть отдала «на откуп» обществу такие важные сферы, как внешкольное просвещение и организация культурного досуга. Возникновению добровольных обществ способствовала и естественная потребность людей в интеллектуальном общении, в реализации собственного творческого потенциала. Деятельность общественных организаций непосредственно влияла на развитие культурной сферы, формирование духовных ценностей, стабилизировала обстановку в обществе. Благотворительность яв-
ляется особым пластом социальной истории России, важной частью ее культуры.
Считается, что благотворительность на Дону пошла от казаков. Одной из самых известных благотворительных акций казачества в XIX в. стала «зипунная дань» - в 1870 г., в год 300-летия казачества члены Донского торгового общества пожертвовали на возведение памятника «русскому конкистадору» Ермаку в Новочеркасске 2450 р. серебром. В то же время общество торговых казаков жертвовало деньги пострадавшему от засухи голодающему самарскому крестьянству на обмундирование и амуницию Войска, на поддержку вдов и сирот, на борьбу с холерой в Ростове, на восстановление Пречистинского собора в Вильно и т.д. [1].
В конце XIX - начале XX в. в России, в том числе и на Дону, резко усилилось обнищание народных масс и обострились социальные противоречия.
Среди благотворительных организаций, функционировавших во 2-й половине XIX в., существовали учреждения, которые, с одной стороны, относились к министерствам и ведомствам, преследующим только благотворительные цели, а с другой - к ведомствам, не имеющим специального благотворительного назначения. К числу первых принадлежали: Ведомство учреждений императрицы Марии, Российское общество Красного Креста, Императорское Человеколюбивое общество и Попечительство о домах трудолюбия и работных домах. Их филиалы были и в Области Войска Донского. Одним из крупных благотворительных ведомств на рубеже XIX-XX вв. было Попечительство о домах трудолюбия и работных домах. Созданное в 1895 г., оно уже к 1902 г. располагало 135 домами трудолюбия с капиталом в 1 млн 126 тыс. р.
В круг задач домов трудолюбия входило оказание помощи бездомным, выписанным из больниц и не имеющим средств к существованию и всем вообще впавшим в крайнюю нужду людям, посредством предоставления им приюта и возможности честным путем заработать деньги для пропитания. Учитывая то, что в Ростове-на-Дону во время прекращения навигационного периода значительное число трудящихся оставалось без работы, 23 апреля 1896 г. было открыто Попечительство о доме трудолюбия имени Петра Романовича Максимова, одной из задач которого было предоставление таким людям рабочих мест в осеннее и зимнее время. Для достижения поставленных целей был открыт дом трудолюбия и ряд благотворительных учреждений при участии В.Г. Максимова и И. С. Леванидова в память о почетном гражданине г. Ростова-на-Дону, купце 1-й гильдии Петре Романовиче Максимове. Прибегавшими к помощи дома трудолюбия в большинстве случаев были представители крестьянства и мещанства, прибывшие в Ростов в поисках работы в осенне-зимний период. Городское же население, напротив, не желая собственным трудом добывать себе хлеб в доме трудолюбия, вскоре покидало его.
Большинство обращавшихся в дом трудолюбия приходилось обучать самым простым работам, таким как: щипанью пакли, изготовлению изделий из мочала и т.п. Заработок лиц достигал 25 коп. в день. Ежедневно, по прекращению работы, от каждого рабочего принимались изготовление им вещи, а причитавшийся за это заработок записывался в табель конторы и в ярлык, хранившийся у рабочего, по которому и осуществлялся еженедельный расчет [2].
Все государственные благотворительные общества соединили в себе востребованное временем активное привлечение общественного элемента в дело организации заботы о нуждающихся с одновременно осуществляемым четким контролем за их деятельностью со стороны государства в лице министерств внутренних дел и народного просвещения. Однако государственной благотворительности было явно недостаточно, чтобы оказать помощь всем нуждающимся.
Общественная благотворительность осуществлялась органами городского самоуправления и благотворительными обществами, которые часто действовали разобщенно. Деятельность части обществ носила общий характер и охватывала все виды социальной помощи для взрослых и детей: снабжением нуждающихся лиц различного вероисповедания деньгами, одеждой, пищей, открытием приютов, убежищ, бесплатных дешевых столовых, школ, училищ. На Дону функционировали: Александровское благотворительное общество, Общество распространения высшего женского образования, Таганрогское общество призрения нищих и помощи бедным и многие другие.
Наиболее крупным представителем из них было Александровское благотворительное общество в Ростове-на-Дону [3].
С конца XIX в. для более эффективной помощи нуждающимся город был разделен, по примеру Москвы, на 20 участковых попечительств. Их задача заключалась в проверке данных по имущественному и семейному положению тех лиц, которые обращались в общество за помощью. В результате был поставлен определенный заслон тунеядству и попрошайничеству. По замыслу, члены общества платили ежегодный взнос в 60 р. и предлагали нищим и убогим набор занятий независимо от возраста и вероисповедания. Александровское общество чутко реагировало на потребность народа. В период экономических кризисов важными направлениями его деятельности стали организация убежищ для детей и чайных. В убежище для детей в начале ХХ в. ежемесячно находилось от 60 до 68 детей, а в 1904 г. - в среднем 72 ребенка ежемесячно обоего пола в возрасте от 5 до 14 лет на полном пансионе и, кроме того, 30 детей приходящих и 6 детей служащих. Через убежище только в 1904 г. прошло 862 пансионера и 358 приходящих детей. На содержание каждого пансионера в 1904 г. общество тратило 72 р. 20 коп. в год, а на приходящего - 36 р.
Общество содержало чайные при городском ночлежном доме, на Покровском базаре, в первом ночлежном доме при столовой общества. Объем помощи был значителен. Только за 1904 г. в них было реализовано 74377 порций еды, т.е. ежемесячно около 6189 порций или ежедневно 206. Меню было разнообразным. Его основу составляли борщ и каши, а остальное -фасоль, жаркое, кулеш. Отпускался чай по 3-4 коп. порция. В чайных по дешевой цене продавали хлебобулочные изделия - бублики, ржаной хлеб, пирожки и мясные - ветчину, колбасу, солонину, а также жареную рыбу и проч.
К числу благотворительных обществ, функционировавших на территории Области Войска Донского, можно отнести Таганрогское общество призрения нищих и помощи бедным, которое возникло 17 мая 1885 г. и имело целью безвозмездное, по мере сил, призрение в Таганроге неимущих - как взрослых, так и детей [4]. Для достижения этой цели Общество учредило убежище для временного помещения неимущих и взяло на себя заботу о их дальнейшем устройстве.
В убежище принимались следующие лица: а) нищие, доставляемые полицией по своему усмотрению, и б) неимущие, которые приходили добровольно. Все неимущие, поступающие в убежище, подвергались расследованию по выявлению истинных причин их бедности.
На основании собранных данных, комитет разделял неимущих на три категории: к первой относились неспособные к труду и потому не имеющие возможности заработать себе на пропитание, ко второй - хотя и способные к труду, но не имеющие возможности приложить свои силы. Третью категорию составляли лица, просящие милостыню в виде промысла.
Неимущих первого разряда комитет старался поместить в богадельни, больницы и другие благотворительные заведения. Неимущих 2-го разряда устраивал на работу в ремесленное заведение, причем в отношении малолетних сирот заключались договоры с хозяевами этих заведений об отдаче их на определенный срок в обучение и т.п. Неимущих же третьего разряда, которых нельзя было оставлять в убежище, комитет отдавал в распоряжение полиции. Принятые в убежище не могли оставить заведение вплоть до устройства на работу, лица без прописки оставлялись до приобретения ими видов на жительство. До окончательного устройства принятые в убежище лица получали в нем временное призрение в соответствии с возрастом и физическим состоянием. Те из них, которые были способны к труду, отпускались на работу на сторону либо привлекались к работе в самом убежище в ремесленных мастерских.
Также к числу общеблаготворительных обществ можно отнести учрежденное в 1900 г. Донское общество призрения детей Новочеркасского сиропитательного дома, которое приняло на себя часть забот о сиротах и незаконнорожденных детях в ОВД [5]. Появление благотворительного общества с таким названием наглядно показывает, что положение сиротопи-
тательного дома было действительно сложным. Однако нашлись люди неравнодушные к судьбе обездоленных детей, и конкретная цель помочь этим детям их объединила.
Устав общества предусматривал создание специальных попечительств в тех населенных пунктах области, где у частных лиц находились на воспитании дети Новочеркасского сиропитательного дома. Первым из таких попечительств стало Новочеркасское городское, открывшееся 31 января 1901 г., а к середине октября 1901 г. Приказ располагал сведениями о 20 местных попечительствах, не считая Новочеркасского, организованных вышеназванным обществом. Кроме того, общество призрения детей Новочеркасского сиропитательного дома открыло детский приют, в котором проживали более 70 воспитанников сиропитательного дома. Детей обучали грамоте, арифметике и различным мастерствам. Так был сделан достаточно важный шаг к улучшению деятельности сиропитательного дома, чему способствовала общественная инициатива.
Для поддержки способных детей создавались благотворительные общества, которые носили узконаправленный характер - например, в области образования - для оказания пособия, вспомоществования учащимся начальных, средних и высших учебных заведений (Общество вспомоществования недостаточным учащимся в высших учебных заведениях в г. Ростове-на-Дону; Общество для пособия бедным учащимся в г. Новочеркасске, Таганрогское общество вспомоществования нуждающимся ученикам коммерческого училища и др.). Собранные средства использовались на оплату за право учения, на приобретение обуви, одежды и учебных пособий, а также на выдачу стипендий нуждающимся ученикам [6].
Так, в обществе вспомоществования недостаточным учащимся в высших учебных заведениях в г. Ростове-на-Дону за 25 лет с (1882 по 1907 г. расход составил 47174 р. - на 173 студента и 15 студенток). Размер пособий колебался от 50 - 80 до 120 р. в год. Общество для пособия бедным донским учащимся в г. Новочеркасске, открытое в январе 1875 г., за 25 лет своего существования смогло оказать помощь 3433 учащимся на сумму 76554 р. 21 коп.
Для поддержки способных детей из малоимущих семей создавались фонды пожертвований. Только при Новочеркасской гимназии существовало 16 благотворительных фондов. Эти фонды обеспечивали, в частности, выплату стипендий. Так, с 1897 г. выплачивалась благотворительная стипендия инженера Д.И. Жученкова В его завещательной записке отмечалось: «Стипендией пользуется один из беднейших учеников без различия вероисповедания и происхождения, за исключением лиц дворянского сословия, для продолжения образования в Новочеркасском училище [7].
Интеллигенция, войсковое правительство, а также ростовские градоначальники, наряду с заботой о развитии образовательных учреждений и обучении в них детей из различных социальных слоев, стремились откры-
вать и другие культурно-просветительские центры, например, библиотеки для всего населения, при каждой школе, публичные библиотеки в станицах и городах. В результате к началу XX в. только в Ростове работало 13 библиотек.
Немало усилий в этом плане приложили предприниматели. Так, в 1870 г. Общество торговых казаков на свои средства открыло библиотеку в Новочеркасске, приобрело 483 тома «различных новейших сочинений», устроило помещение для посетителей, рассчитывая, что библиотекой будет пользоваться «вся городская публика». Но для большинства жителей Новочеркасская библиотека оказалась малодоступной. Одной из причин этого была высокая плата за пользование книгами, другой - неграмотность большей части «публики». В 60-х гг. открылись первые библиотеки в станицах Нижнее-Чирской и Усть -Медведицкой, позже - в станице Констан-тиновской и городах Ростове и Нахичевани-на-Дону. На деньги донских предпринимателей также создавались театры, городские сады, музеи, газеты, издательства, типографии.
Во 2-й половине Х1Х в. возросла частная благотворительность. Так, к примеру, доктор Ткачев, пустив по миру родных завещал в 1897 г. все свое полумиллионное состояние городу на просветительские цели, «табачный король» Владимир Асмолов выделил 15293 р. на строительство городского музея, купец Емельянов - пожертвовал 132 квадратные сажени земли на Пушкинской улице для строительства городской публичной библиотеки. Первые публичные библиотеки и библиотеки при учебных заведениях и «семейных вечерах» открывались в станицах Урюпинской, Цимлянской и др. А в 1876 г. «Новочеркасское Общество распространения книг» основало свои книжные склады во всех пунктах области. Книга стала очень выгодным товаром, открывались книжные магазины, лавки.
В конце Х1Х - начале ХХ в. благотворительная деятельность приобрела широкий размах, не было ни одного уезда, города, поселка, в которых не открывались бы подобные организации. Здесь стало традицией проводить благотворительные вечера, спектакли, праздничные и семейные чтения.
На рубеже Х1Х - ХХ вв. одной из проблем, стоящих перед обществом, было просвещение народных масс. Практически во всех слоях населения люди осознали не только необходимость получения как минимум начального образования, но и стремились расширить свой кругозор. Чувствуя общественные настроения, войсковое начальство разрешило организовать «просветительские клубы и собрания всех сословий с целью распространения полезных научных сведений». Такие собрания, праздничные и семейные чтения стали новой традицией в культурной жизни Новочеркасска, Александровск-Грушевского, Цимлянской, Каменской, Урюпинской станицах.
Таким образом, анализ благотворительной деятельности донских учителей позволяет говорить о ее широком размахе и высокой эффективности:
десятки обездоленных получали помощь, пищу, работу, что спасало многих от голодной смерти.
Разнообразная культурно-просветительская деятельность педагогов сочеталась с организациями музыкальных, юбилейных праздников все это способствовало повышению уровня знаний и культуры казаков, рабочих, крестьян и детей.
Работа проходила среди тех слоев общества, которые были лишены возможности получить элементарную грамотность и знания.
Это свидетельствовало о серьезных сдвигах в общественном сознании донской интеллигенции, понимании гражданского долга и милосердия. Общественные организации в значительной степени взяли на себя обязанность государства в сфере социальной помощи нуждающимся. Но все же, несмотря на все заслуги благотворительных обществ, необходимо также признать, что они были не в состоянии решить острые социальные проблемы донского края в эпоху экономических кризисов в конце XIX - начале ХХ в.
Литература
1. О благотворительности на Дону // Дон. Областное ведомство. 1880 г. 3 авг. № 51.
2. Отчет о деятельности попечительства о доме трудолюбия имени И.Р. Максимова за 1897 г. Ростов н/Д, 1898. С. 7.
3. Отчет о приходе, расходе и остатке сумм Ростовского-на-Дону Александровского благотворительного общества за 1904 г. Ростов н/Д, 1905. С. 61, 18, 19, 53.
4. Приазовский край. 1908. № 137.
5. Марков М. Статистические сведения о детях подкидышах в Войске Донском // Донской вестн. 1868. № 24. С. 93.
6. Общество для пособия бедным донским учащимся. Исторический очерк за 25 лет (1875-1900 гг.) / Составил член-секретарь комитета общества Ф.Ф. Денисов. Новочеркасск, 1900. С. 20-24.
7. Недостаточные учащиеся в высших учебных заведениях за 1906 г. и обзор деятельности общества за 25 лет (с 1882 по 1907 гг.) Ростов-на-Дону, 1907. С. 12-13.
8. ГАРО, ф. 353, оп. 1, д. 529, л. 82 об., 84 об-86 об.
Краснодарский государственный университет культуры и искусств 6 июня 2006 г.