Научная статья на тему 'БЛАГОПРИЯТНАЯ АТМОСФЕРА НА ЗАНЯТИИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ'

БЛАГОПРИЯТНАЯ АТМОСФЕРА НА ЗАНЯТИИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / недидактические факторы / психологический климат / благоприятная атмосфера / социально-коммуникативный аспект / motivation / non-didactic factors / psychological climate / enabling environment / socio-communicative aspect

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Инькова М. Д.

В данной статье поднимается проблема создания комфортного психологического климата на занятии по иностранному языку как факторе, существенным образом влияющем на мотивацию современных студентов к обучению и на качество обучения. В статье обосновывается актуальность данной проблемы в свете нового понимания образовательного процесса не только как педагогического явления. Предлагается перераспределить значимость интеллектуальной и воспитывающей составляющих и рассмотреть его и как социальное событие со множеством недидактических факторов. Для обоснования данного подхода приводятся результаты анонимного анкетирования студентов как лингвистического, так и неязыкового направлений, и обсуждаются наиболее значимые аспекты. Делается акцент на эмоциональной составляющей занятия как неотъемлемом факторе успеха современного процесса обучения иностранному языку

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENABLING ENVIRONMENT IN THE FOREIGN LANGUAGE CLASS AS A FACTOR OF LEARNING QUALITY

This article raises the problem of creating a comfortable psychological climate in a foreign language class as a factor that significantly affects the motivation of modern students to learn and the quality of education. The article substantiates the relevance of this problem in the light of a new understanding of the educational process, not only as a pedagogical phenomenon. It is proposed to redistribute the importance of intellectual and educational components and to view it as a social event with many non-didactic factors. To justify this approach, the results of an anonymous questionnaire survey of both students of linguistic and non-linguistic disciplines are presented and the most significant aspects are discussed. Emphasis is placed on the emotional component of the lesson as an integral factor in the success of the modern foreign language learning process

Текст научной работы на тему «БЛАГОПРИЯТНАЯ АТМОСФЕРА НА ЗАНЯТИИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) / THEORY AND METHODS OF TEACHING AND UPBRINGING (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION)

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.137.100

БЛАГОПРИЯТНАЯ АТМОСФЕРА НА ЗАНЯТИИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА

ОБУЧЕНИЯ

Научная статья

Инькова М.Д.1' *

1 ORCID : 0000-0002-8940-0195;

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация

* Корреспондирующий автор (inkova.md[at]rea.ru)

Аннотация

В данной статье поднимается проблема создания комфортного психологического климата на занятии по иностранному языку как факторе, существенным образом влияющем на мотивацию современных студентов к обучению и на качество обучения. В статье обосновывается актуальность данной проблемы в свете нового понимания образовательного процесса не только как педагогического явления. Предлагается перераспределить значимость интеллектуальной и воспитывающей составляющих и рассмотреть его и как социальное событие со множеством недидактических факторов. Для обоснования данного подхода приводятся результаты анонимного анкетирования студентов как лингвистического, так и неязыкового направлений, и обсуждаются наиболее значимые аспекты. Делается акцент на эмоциональной составляющей занятия как неотъемлемом факторе успеха современного процесса обучения иностранному языку.

Ключевые слова: мотивация, недидактические факторы, психологический климат, благоприятная атмосфера, социально-коммуникативный аспект.

ENABLING ENVIRONMENT IN THE FOREIGN LANGUAGE CLASS AS A FACTOR OF LEARNING QUALITY

Research article

Inkova M.D.1 *

1 ORCID : 0000-0002-8940-0195;

1 Russian Economic University named after. G.V. Plekhanov, Moscow, Russian Federation

* Corresponding author (inkova.md[at]rea.ru)

Abstract

This article raises the problem of creating a comfortable psychological climate in a foreign language class as a factor that significantly affects the motivation of modern students to learn and the quality of education. The article substantiates the relevance of this problem in the light of a new understanding of the educational process, not only as a pedagogical phenomenon. It is proposed to redistribute the importance of intellectual and educational components and to view it as a social event with many non-didactic factors. To justify this approach, the results of an anonymous questionnaire survey of both students of linguistic and non-linguistic disciplines are presented and the most significant aspects are discussed. Emphasis is placed on the emotional component of the lesson as an integral factor in the success of the modern foreign language learning process.

Keywords: motivation, non-didactic factors, psychological climate, enabling environment, socio-communicative aspect.

Введение

В статье рассматривается проблема выстраивания благоприятной атмосферы (building rapport) на занятии по иностранному языку, актуальность которой отражается, с одной стороны, в возросшем интересе к метакогнитивным факторам, которые оказывают непосредственное влияние на формирование и поддержание внутренней мотивации обучающихся, а с другой стороны, в тенденции рассматривать занятие по иностранному языку не только как педагогическое, но и как социальное событие. Востребованность преподавателей по иностранному языку, умеющих создать благоприятную атмосферу на занятии подтверждается возвращением к пониманию природы педагогического процесса как соединения и взаимодействия двух его неотъемлемых составляющих - воспитания и обучения. По словам Е. Н. Казаковой, «... педагог должен понимать, что процессы образования, воспитания и обучения не могут происходить отдельно друг от друга» [2]. Мысль эта не новая, ведь еще Платон утверждал в «Законах», что самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание. Современные ученые, такие как И. Я. Зимняя, З. Т. Тагиров, Т. А. Молокова, Н. Ю. Фоминых, вновь утверждают актуальность этого постулата [1], [4], [6], [7]. Так Т. А. Молокова пишет, «что обучение невозможно без воспитания» [4].

Современные научные публикации, посвященные вопросам обучения и воспитания молодежи, подчеркивают важную роль педагога и той атмосферы, которую он создает на занятиях [7]. Еще наш знаменитый отечественный педагог А. С. Макаренко утверждал, что без установления доверительных отношений с обучающимися, основанными на взаимном уважении преподавателя и учеников, независимо от возраста, сам процесс обучения будет носить проблематичный характер [3]. Именно личные отношения и атмосфера на занятиях составляют фундамент педагогического процесса.

Современный американский исследователь S. D. Brookfield настаивает на том, что доверие между преподавателем и студентом является тем связующим элементом, который позволяет создать благоприятные условия для достижения образовательных целей. Если студенты не доверяют преподавателю, это может иметь неблагоприятные последствия для них. Они не смогут с полной отдачей погрузиться в сложности нового учебного курса. Они будут избегать риска. Они будут воздерживаться от вопросов и обсуждений, с циничной сдержанностью относясь к предлагаемым заданиям [9].

Это особенно актуально для занятий по иностранному языку, в основу которых заложена коммуникативная составляющая. Социально-коммуникативный аспект является определяющим в обучении иностранному языку, что обусловливается базовой функцией языка как средства общения.

Методы и принципы исследования

Цель исследования - изучить способы создания благоприятной атмосферы на занятии по иностранному языку.

Научная новизна исследования состоит в адаптации образовательной среды к современным задачам воспитания, которые ставит перед нами государство и диктуют современные условия.

Материалы и методы исследования основаны на анализе и обобщении (теоретический метод) научных публикаций по рассматриваемой проблеме; анкетировании, опросе (эмпирический метод) студентов; а также применялся метод математико-статистической обработки результатов исследования.

Структурно проведенное исследование состояло из двух этапов. На первом этапе были изучены актуальные работы современных исследователей в области воспитания и образования с целью определения факторов, влияющих на создание благоприятной атмосферы на занятии по иностранному языку. Второй этап исследования был реализован путем организации и проведения опроса и анкетирования студентов бакалавриата первого и второго года обучения для определения наиболее значимых с их точки зрения факторов, влияющих на создание такой атмосферы, которая содействовала бы формированию и поддержанию мотивации для успешного овладения иностранным языком.

Для проведения анкетирования были использованы ресурсы сервиса Google Forms, а также Microsoft Excel для статистической обработки полученных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение

Современная образовательная среда зачастую характеризуется недостаточным вниманием к роли личностных отношений между педагогом и обучающимися в образовательном процессе. Исследователи объясняют такой перекос существованием дидактической доминанты и установкой на интеллектуальное развитие студентов, передаче академических знаний, умений и навыков.

Занятие может быть методически выверено и изобиловать новыми научными достижениями и самыми современными концепциями, но многие студенты все равно будут слабо вовлечены в тему занятия и не настроены на работу. В таком случае специалисты говорят о недостатке мотивации. На формирование мотивации влияет множество факторов, как внутренних, так и внешних. Прекрасно, если студенты сами находят мотивирующие доминанты, которые поддерживают их интерес к учебному процессу. Однако часто в роли такого мотиватора выступает педагог, преподающий предмет, при этом благоприятная атмосфера на занятии является немаловажным фактором, который влияет на мотивацию обучающихся.

Исследователи выделяют следующие характеристики благоприятной атмосферы на занятии (табл. 1).

Таблица 1 - Сводная таблица понятия благоприятной атмосферы на занятии DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2023.137.100.1

Е. И Мордовина Это такая атмосфера эмоциональной включенности и взаимопомощи, которая побуждает к сотрудничеству между обучающимися и преподавателем, способствует обучению, общению, установлению взаимного уважения и доверия [5].

Е. В. Щепина Это атмосфера, способствующая созданию доброжелательности, защищенности, мобильности, оптимизму, инициативности, работоспособности, свободе личности [8].

A.S. Huidrom Задает основу эффективного обучения и является результатом продолжительного усилия, направленного на создание гармоничного взаимодействия, обусловливается наличием единой цели и эмоционального контакта и основано на доверии [12].

Hanh thi Nguyen Является важным компонентом процесса обучения и отражается в отношениях между преподавателем и студентами [13].

Таким образом, благоприятная атмосфера на занятии представляет собой, скорее, психологический аспект, чем научный термин, и является частью воспитательного процесса и основой обучения. С одной стороны, она является результатом работы преподавателя по выстраиванию доверительных, взаимоуважительных отношений с обучающимися. С другой стороны, она представляет собой процесс, когда преподаватель выстраивает эмоциональные связи со студентами, между студентами и изучаемым предметом. Она снижает эмоциональный стресс на занятии и стимулирует процесс овладения предметом обучения.

Такая атмосфера особенно необходима на занятиях по иностранному языку в силу их коммуникативной направленности. Коммуникация на занятиях подразумевает довольно плотное взаимодействие, заключающееся в обсуждении и обмене идеями на неродном языке, что представляет собой дополнительный фактор стресса. В естественных условиях человек стремится к снижению риска и избегает стрессовой ситуации, что может заблокировать общение, поэтому доверие и чувство безопасности - базовые условия развития коммуникации. Именно от благоприятного психологического климата зависит успех занятия, а, следовательно, и качество овладения иностранным языком.

Данный вывод подтверждается результатами анонимного анкетирования студентов 1-2 года обучения, изучающих иностранный язык как профильный (направление «перевод и переводоведение») и как непрофильный предмет (направление «менеджмент и экономика»). В анкетировании приняли участие 356 студентов, среди которых 96% подтвердили важность создания благоприятной атмосферы на занятии как фактора стимулирующего мотивацию к обучению.

В соответствии с данными проведенного опроса, в котором респондентам предлагалось оценить значимость определенных аспектов занятия по иностранному языку, были определены конкретные факторы, влияющие на создание благоприятного климата на занятии:

1. Хорошее настроение преподавателя и улыбка являются прекрасным подтверждением того, что преподаватель настроен на положительное общение, демонстрирует благожелательность и готовность к взаимодействию. Она помогает создать атмосферу доверия. Так считают 98% опрошенных студентов. Удачно вставленная шутка поможет разрядить атмосферу и построить эмоциональный мостик между преподавателем и студентами.

2. Очень важно отметить реакцию преподавателя на ответы студентов - обязательно демонстрировать принятие -кивать, улыбаться, использовать иные жесты как приглашение к общению. Это отметили 96% респондентов. Продуцирование устного сообщения на иностранном языке - сложное комплексное умение, во многом зависящее от уверенности в своих силах, поэтому поддерживающее невербальное общение является одним из ключевых факторов. Расположение преподавателя к коммуникации обязательно будет передаваться студентам.

3. Четкая и понятная структура занятия и обозначенные требования являются залогом продуктивности для 95% респондентов. Студенты хотят понимать, какой результат ждет от них преподаватель, что будут включать в себя формы текущего и итогового контроля.

4. Немаловажной представляется процедура оценивания. В опросе студентам было предложено три схемы. Согласно первой схеме преподаватель исправляет студента непосредственно после сделанной ошибки, прерывая ответ, после исправления студент продолжает отвечать. Эту модель поддержали 1% студентов. Остальные заметили, что это сбивает с мысли и создает крайне некомфортные условия. Следующая модель заключалась в том, что преподаватель дает свои комментарии непосредственно после ответа каждого студента. За нее высказалось 73% опрашиваемых. Ее преимущество состоит в естественности процесса, так как в ситуации общения нужно дать собеседнику закончить высказывание. Согласно третьей модели преподаватель высказывает свои комментарии не адресно каждому студенту, а в конце опроса предлагает всем вместе исправить неверные варианты. Эту схему одобрили 36 % респондентов. Она позволяет избежать некомфортной ситуации публичного обсуждения ошибок и поберечь самолюбие опрашиваемых, особенно «слабых» студентов. Принимая во внимание результаты анкетирования, преподаватель может варьировать модели в зависимости от реакции конкретной аудитории.

5. Следующий фактор также связан с оцениванием, а именно, право на ошибку. Совершенно необходимо дать студенту возможность попрактиковать новые конструкции, темы, лексику без оценки, терпеливо обсуждая сложности, и только после этого устраивать контроль. В поддержку такого порядка высказалось 89% респондентов.

6. 99% опрошенных студентов согласились с ключевой ролью взаимоуважения. Именно преподаватель задает поведенческую модель, воспитывая в студентах умение ценить и уважать другого. Очень важно продемонстрировать ценность человека вне зависимости от успеваемости. Благожелательность и уважение на занятии напрямую влияют на посещаемость и успеваемость.

7. Искренняя заинтересованность преподавателя в своем предмете, личная увлеченность, безусловно, являются важными составляющими рабочего климата на занятии, и 96 % участников опроса согласились с этим аспектом.

8. Интересно, что факты из личной жизни преподавателя, как и возможность поделиться чем-то интересным из своей жизни, были отмечены только 35% респондентов, хотя многие педагоги высказываются о положительной роли этого аспекта в поддержании атмосферы доверия [10], [11].

9. Динамика занятия, разнообразие заданий и интерактивность особенно важны в современном образовательном процессе. С этим согласны 88 % опрошенных студентов. Современное поколение студентов характеризуется потребностью в частой смене видов деятельности, им сложно концентрироваться на монотонном процессе, скрупулезно выполнять задания. Зато они могут работать в режиме многозадачности, быстро обрабатывают информацию, способны хорошо ориентироваться во множестве источников. В связи с этим смена видов учебной деятельности, вкупе с четкой структурой, создадут оптимальную динамику и поддержат интерес к происходящему на занятии.

10. Применение современных технологий на занятии по иностранному языку, включенность преподавателя в современный контекст - факторы существенной значимости, отмеченные 75% респондентов. Современные студенты

гораздо продуктивнее работают в привычной для них цифровой среде, быстро адаптируются в виртуальной реальности.

Таким образом, преподаватель может существенно повлиять на мотивацию студентов к изучению иностранного языка, а соответственно, и на их продуктивность и успеваемость в приобретении коммуникативных компетенций на иностранном языке, путем создания благоприятного психологического климата на занятии. В беседе студенты отмечают, что появляется чувство комфорта и безопасности, которое позволяет разрядить обстановку и чувствовать больше включенности в общение. Фактор правильного настроя преподавателя играет существенную роль в соответствующем настрое студентов, которые, несомненно, будут стремиться повторить положительный опыт. Тем самым реализуется и дидактическая функция занятия, стимуляция к познавательной деятельности и возможности студентов занять активную позицию субъекта обучения.

Заключение

Современный образовательный процесс предусматривает трансформацию роли педагога и значительное усиление влияния недидактических факторов на занятии по иностранному языку. Необходимым условием становится организация безопасного и мотивирующего образовательного климата, который создает и поддерживает стимулы к обучению. Ведь образовательная среда строится не только на интеллектуальных упражнениях, но и объединяет психологически между собой участников курса, преподавателя и сам курс, и если преподаватель не потрудится создать эти значимые связи, то студент может так и не усвоить предмет. Современное занятие по иностранному языку - это живая коммуникация с эмоционально заряженной атмосферой, существенно важно, чтобы этот заряд был позитивным.

Конфликт интересов

Не указан.

Рецензия

Бочкина Е.В., Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Российская Федерация DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2023.137.100.2

Conflict of Interest

None declared.

Review

Bochkina E.V., Moscow Financial and Industrial University

"Synergy", Moscow, Russian Federation

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.137.100.2

Список литературы / References

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. — М.: Логос, 2001. — 384 с.

2. Казакова Е.Н. Образование, воспитание и обучение как единое целое / Е.Н. Казакова // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. — Москва: Буки-Веди, 2015. — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9094/ (дата обращения: 13.07.2023).

3. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. — Москва: АСТ, 2018 — С. 736.

4. Молокова Т.А. Обучение и воспитание как единый процесс образования / Т.А. Молокова // БГЖ. — 2021. — № 1(34). — URL: https://cyberleninka.rU/article/n/obuchenie-i-vospitanie-kak-edinyy-protsess-obrazovaniya (дата обращения: 13.07.2023).

5. Мордовина Е.И. Семинар-практикум для преподавателей: Создание атмосферы педагогической поддержки в классе / Е.И. Мордовина. — 2014. — URL: https://urok.1sept.ru/articles/651814 (дата обращения:18.07.2023)

6. Тагиров З.Т. Воспитание в современном образовательном процессе / З.Т. Тагиров, Э.Т. Шабанова // Международный журнал экспериментального образования. — 2022. — № 1. — С. 26-30. — URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12072 (дата обращения: 13.07.2023).

7. Фоминых Н.Ю. Методика и практика преподавания дисциплин на английском языке / Н.Ю. Фоминых, А.А. Докукина, Л.Д. Торосян [и др.] — Москва: Русайнс, 2022. — 96 с.

8. Щепина Е.В. Психологический комфорт на уроке. Принципы психологического комфорта / Е.В. Щепина. — 2021. — URL: Ьш^://педпроект.рф/щепина-е-в-публикация/ (дата обращения:18.07.2023)

9. Brookfield S.D. The Skillful Teacher / S.D. Brookfield. — San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 2006 — P. 320

10. Buskist W. Saville Creating Rapport in the Classroom / W. Buskist, K. Bryan // Social Psychology Network. — 2001. — URL: https://www.socialpsychology.org/rapport.htm (accessed: 02.11.22)

11. Davis P. Success in English Teaching / P. Davis, E. Pearse. — Oxford: Oxford University Press, 2014.

12. Huidrom A.S. Rapport-Building: Creating Positive Emotional Contexts for Enhancing Teaching and Learning / A.S. Huidrom // Association for Psychological Science. — 2001. — URL: https://www.psychologicalscience.org/observer/rapport-building-creating-positive-emotional-contexts-for-enhancing-teaching-and-learning (accessed: 18.07.2023)

13. Nguyen H. Rapport Building in Language Instruction: A Microanalysis of the Multiple Resources in Teacher Talk / H. Nguyen // Language and Education. — № 21(4). — P. 284-303. — DOI: 10.2167/le658.0

Список литературы на английском языке / References in English

1. Zimnjaja I.A. Pedagogicheskaja psihologija [Educational Psychology] / I.A. Zimnjaja. — M.: Logos, 2001. — 384 p. [in Russian]

2. Kazakova E.N. Obrazovanie, vospitanie i obuchenie kak edinoe celoe [Education, Upbringing and Learning as a Whole] / E.N. Kazakova // Pedagogicheskoe masterstvo: materialy VII Mezhdunar. nauch. konf. [Pedagogical Mastery: Proceedings of the VII International Scientific Conference] — Moscow: Buki-Vedi, 2015. — P. 10-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9094/ (accessed: 13.07.2023). [in Russian]

MewdynapodnhM MayuMO-uccAedoBameAbCKUu wypnan ■ № 11 (137) • Hon6pb

3. Makarenko A.S. Pedagogicheskaja pojema [Pedagogical Poem] / A.S. Makarenko. — Moscow: AST, 2018 — P. 736. [in Russian]

4. Molokova T.A. Obuchenie i vospitanie kak edinyj process obrazovanija [Learning and Education as a Unified Process of Education] / T.A. Molokova // BGZh. — 2021. — № 1(34). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-i-vospitanie-kak-edinyy-protsess-obrazovaniya (accessed: 13.07.2023). [in Russian]

5. Mordovina E.I. Seminar-praktikum dlja prepodavatelej: Sozdanie atmosfery pedagogicheskoj podderzhki v klasse [Workshop for Teachers: Creating an Environment of Pedagogical Support in the Classroom] / E.I. Mordovina. — 2014. — URL: https://urok.1sept.ru/articles/651814 (accessed:18.07.2023) [in Russian]

6. Tagirov Z.T. Vospitanie v sovremennom obrazovatel'nom processe [Education in the Modern Educational Process] / Z.T. Tagirov, Je.T. Shabanova // Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija [International Journal of Experiential Education]. — 2022. — № 1. — P. 26-30. — URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12072 (accessed: 13.07.2023). [in Russian]

7. Fominyh N.Ju. Metodika i praktika prepodavanija disciplin na anglijskom jazyke [Methods and Practice of Teaching Disciplines in English] / N.Ju. Fominyh, A.A. Dokukina, L.D. Torosjan [et al.] — Moscow: Rusajns, 2022. — 96 p. [in Russian]

8. Shhepina E.V. Psihologicheskij komfort na uroke. Principy psihologicheskogo komforta [Psychological Comfort in the Classroom. Principles of Psychological Convenience] / E.V. Shhepina. — 2021. — URL: https://pedproekt.rf/shhepina-e-v-publikacija/ (accessed: 18.07.2023) [in Russian]

9. Brookfield S.D. The Skillful Teacher / S.D. Brookfield. — San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 2006 — P. 320

10. Buskist W. Saville Creating Rapport in the Classroom / W. Buskist, K. Bryan // Social Psychology Network. — 2001. — URL: https://www.socialpsychology.org/rapport.htm (accessed: 02.11.22)

11. Davis P. Success in English Teaching / P. Davis, E. Pearse. — Oxford: Oxford University Press, 2014.

12. Huidrom A.S. Rapport-Building: Creating Positive Emotional Contexts for Enhancing Teaching and Learning / A.S. Huidrom // Association for Psychological Science. — 2001. — URL: https://www.psychologicalscience.org/observer/rapport-building-creating-positive-emotional-contexts-for-enhancing-teaching-and-learning (accessed: 18.07.2023)

13. Nguyen H. Rapport Building in Language Instruction: A Microanalysis of the Multiple Resources in Teacher Talk / H. Nguyen // Language and Education. — № 21(4). — P. 284-303. — DOI: 10.2167/le658.0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.