Научная статья на тему 'Благочестие императора страстотерпца Николая II как предмет исследования. Часть вторая: анализ жития императора'

Благочестие императора страстотерпца Николая II как предмет исследования. Часть вторая: анализ жития императора Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
559
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СВЯТОСТЬ / ЗАПОВЕДЬ / БЛАЖЕНСТВО / ОБЪЕКТИВНОСТЬ / КРИТЕРИЙ / ОЦЕНКА / ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II / ЖИТИЕ / КАНОНИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лысенко Игорь Владимирович

В статье анализируется житие императора-страстотерпца Николая Александровича Романова в контексте его соответствия предписаниям заповедей блаженств в изложении евангелиста Матфея. Рассматривается возможность привлечения результатов анализа в качестве дополнительных объективных критериев оценки феномена святости. Установлен факт достижения императором подлинно блаженного состояния еще до его ареста. Утверждается, что одним из факторов, которые необходимо рассматривать при решении о канонизации современных святых, следует считать соответствие жизни подвижников евангельским заповедям, с проведением соответствующего анализа их жития. Результаты исследования публикуются впервые. Эта статья является продолжением работы «Благочестие императора-страстотерпца Николая II как предмет исследования. Часть первая: современники императора о заповедях блаженств», в которой опубликованное житие последнего российского императора подвергается анализу на предмет соответствия заповедям блаженств в изложении и понимании святых современников императора. В ссылках цитируются заповеди блаженств, изложенные в Евангелии от Матфея. Полная библиография приведена в первой части статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Piety of Tsar-Martyr Nicholas II as a Subject of Scholarship. Part Two: an Analysis of the Emperor’s Life

The author of this article analyzes the life of Tsar-Martyr Nicholas II and the extent to which it corresponds with the Beatitudes as expressed by the Evangelist Mathew. Te possibility of using the results of this analysis as an additional objective criterion in evaluating the phenomenon of sanctity is considered. Te author concludes that the Emperor achieved a truly blessed state even before his arrest. Te author argues that one of the factors that needs to be considered in deciding the question of the canonization of modern saints is whether or not their life corresponds with the teachings of the Gospel, which can be achieved by analyzing their life. Te results are published here for the first time. Te article serves as a continuation of the first part, “Te Piety of Tsar-Martyr Nicholas II as a Subject of Scholarship. Part 1: Contemporaries of the Emperor on the Beatitudes”, in which the author analyzed the extent to which the Emperor’s life corresponded with the Beatitudes as expressed in the understanding of the author’s holy contemporaries. In the footnotes, the Beatitudes are quoted as writen down by the Evangelist Mathew. A full bibliography is provided in the first part of the article.

Текст научной работы на тему «Благочестие императора страстотерпца Николая II как предмет исследования. Часть вторая: анализ жития императора»

БЛАГОЧЕСТИЕ ИМПЕРАТОРА СТРАСТОТЕРПЦА НИКОЛАЯ II КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Часть вторая: анализ жития императора*

В статье анализируется житие императора-страстотерпца Николая Александровича Романова в контексте его соответствия предписаниям заповедей блаженств в изложении евангелиста Матфея. Рассматривается возможность привлечения результатов анализа в качестве дополнительных объективных критериев оценки феномена святости. Установлен факт достижения императором подлинно блаженного состояния еще до его ареста. Утверждается, что одним из факторов, которые необходимо рассматривать при решении о канонизации современных святых, следует считать соответствие жизни подвижников евангельским заповедям, с проведением соответствующего анализа их жития. Результаты исследования публикуются впервые. Эта статья является продолжением работы «Благочестие императора-страстотерпца Николая II как предмет исследования. Часть первая: современники императора о заповедях блаженств», в которой опубликованное житие последнего российского императора подвергается анализу на предмет соответствия заповедям блаженств в изложении и понимании святых современников императора. В ссылках цитируются заповеди блаженств, изложенные в Евангелии от Матфея. Полная библиография приведена в первой части статьи.

Ключевые слова: святость, заповедь, блаженство, объективность, критерий, оценка, император Николай II, житие, канонизация, общественное сознание, Священное Писание.

Житие святого страстотерпца императора Николая II1

«Царь у нас праведной и благочестивой жизни, — писал в 1905 г. о государе Николае II святой Иоанн Кронштадтский. — Богом послан Ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду».

Священник Игорь Владимирович Лысенко — кандидат богословия, кандидат философских наук, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, доцент Российской христианской гуманитарной академии, директор Института экспериментальной и прикладной физиологии (iglysenko@mail.ru).

* Окончание. Первую часть статьи см.. в журнале «Христианское чтение». 2017. № 1. С. 87-105.

1 Текст приводится в сокращении по электронной версии: «Житие царственных мучеников», по благословению Высокопреосвященнейшего Амвросия, архиепископа Ивановского и Кинешемского. 2001 // Сайт «Русский путь». Ц^: http://rusideology.narod.ru/ GitieRu2.pdf (дата обращения: 23.06.2016).

Святой царь-мученик Николай II родился 6(19)2 мая 1868 г. под Санкт-Петербургом, в Царском Селе. По совершении таинства Крещения царственного младенца хор воспел благодарственную песнь, и колокольный звон всех церквей и гром пушек вторили пению. Отслужили Божественную Литургию, и новокрещенный младенец был приобщен Святых Христовых Тайн.

Великий князь Николай с детства отличался благочестием и старался в добродетелях подражать праведному Иову Многострадальному, в день памяти которого родился, и святителю Николаю, в честь которого был назван. «Я родился в день Иова Многострадального, — говорил он, — и мне предназначено страдать». Близкие отмечали: «У Николая душа чистая, как хрусталь, и горячо всех любящая». Его глубоко трогали всякое горе человеческое и всякая нужда. День он начинал и заканчивал молитвой; хорошо знал чин церковных служб, во время которых любил

3

подпевать церковному хору.

Образование сына по воле августейшего отца Александра III велось строго в русском православном духе. Царственный отрок проводил много времени за книгой. Он удивлял своих учителей необычайной памятью и незаурядными способностями. Будущий государь успешно окончил высший курс экономических, юридических и военных наук под руководством выдающихся наставников и прошел военную подготовку в пехоте, кавалерии, артиллерии и на флоте.

Осенью 1891 года, когда десятки губерний России изнемогали от голода, Александр III поставил сына во главе Комитета по оказанию помощи голодающим. Будущий царь воочию увидел людское горе и неустанно трудился, чтобы облегчить страдания своего народа4.

Серьезное испытание было послано царской семье осенью 1888 г.: под Харьковом произошло страшное крушение царского поезда. Вагоны с грохотом падали с высокой насыпи под откос. Провидением Божиим жизнь императора Александра III и всей августейшей семьи была спасена.

Новое испытание последовало в 1891г. во время путешествия царевича по Дальнему Востоку: в Японии на него было совершено покушение.

2 В опубликованном Житии приводятся даты по новому стилю. Здесь и дальше исправление сделано исследователем.

3 «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф 5:6). Здесь и далее указываются заповеди блаженства, следование которым в форме сказания отражено в Житии.

4 «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф 5:7).

Николай Александрович едва не погиб от сабельного удара религиозного фанатика, но греческий принц Георгий бамбуковой тростью сбил с ног нападавшего. И вновь совершилось чудо: только легкая рана осталась на голове наследника престола. Всевышний еще раз напомнил Свое Слово: «Не прикасайтесь к помазанным Моим» (Пс 104:15), и явил миру, что в Его власти цари и царства земные.

Весной 1894 года, видя неколебимое решение царевича вступить в брак с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской, августейшие родители дали наконец на то свое благословение. «Спаситель сказал наш: „Все, что ты просишь у Бога, даст тебе Бог", — писал великий князь Николай в то время, — слова эти бесконечно мне дороги, потому что в течение пяти лет я молился ими, повторяя их каждую ночь, умоляя Его облегчить Алисе переход в Православную веру и дать мне ее в жены». С глубокой верой и любовью царевич убедил принцессу принять святое правосла-вие5. В решающем разговоре он сказал: «Когда Вы узнаете, как прекрасна, благодатна и смиренна наша православная религия, как великолепны наши храмы и монастыри и как торжественны и величавы наши богослужения, — Вы их полюбите и ничто не будет нас разделять».

Осенью 1894 г., во время тяжелой болезни государя, царевич неотступно находился у его постели. «Как преданный сын и как первый верный слуга своего отца, — писал он невесте в те дни, — я должен быть с ним везде».

За несколько дней до кончины Александра III в Россию прибыла принцесса Алиса. Чин присоединения ее к Православной Церкви совершил всероссийский пастырь Иоанн Кронштадтский. Во время Миропомазания она была наречена Александрой в честь святой царицы-мученицы. В тот знаменательный день августейшие жених и невеста после таинства Покаяния вместе причастились Святых Христовых Тайн. <...>

В день смерти императора Николай Александрович в глубокой скорби сказал, что он не желал царского венца, но, боясь ослушаться воли Всевышнего и отцовской воли, принимает царский венец. Он надеется на Господа Бога, а не на свои слабые силы6.

На всю жизнь сохранил в своем сердце царевич заветы державного отца, произнесенные им накануне кончины: «Тебе предстоит взять с плеч моих тяжелый груз государственной власти и нести его до могилы

5 «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф 5:6).

6 «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5:3); «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф 5:5).

так же, как нес его я и как несли наши предки. Я передаю тебе царство, Богом мне врученное. Я принял его тринадцать лет тому назад от истекавшего кровью отца... В тот трагический день встал предо мною вопрос: какой дорогой идти? Той ли, на которую меня толкало так называемое „передовое общество", зараженное либеральными идеями Запада, или той, которую подсказывало мне мое собственное убеждение, мой высший священный долг государя и моя совесть. Я избрал свой путь.

Либералы окрестили его реакционным. Меня интересовало только благо моего народа и величие России. Я стремился дать внешний и внутренний мир, чтобы государство могло свободно и спокойно развиваться, крепнуть, богатеть и благоденствовать. Самодержавие создало историческую индивидуальность России. Рухнет самодержавие, не дай Бог, тогда с ним рухнет и Россия. Падение исконно русской власти откроет бесконечную эру смут и кровавых междоусобиц. Я завещаю тебе любить всё, что служит ко благу, чести и достоинству России. Охраняй самодержавие, памятуя при том, что ты несешь ответственность за судьбу твоих подданных перед Престолом Всевышнего. Вера в Бога и в святость твоего царского долга да будут для тебя основой твоей жизни. В политике внешней — держись независимой позиции. Помни: у России нет друзей. Нашей огромности боятся. Избегай войн. В политике внутренней — прежде всего покровительствуй Церкви. Она не раз спасала Россию в годину бед. Укрепляй семью, потому что она — основа всякого государства».

Император Николай II взошел на престол 20 октября (2 ноября) 1894 г. «В этот скорбный, но торжественный час вступления нашего на прародительский престол, — сказал он, — принимаем священный обет пред лицом Всевышнего всегда иметь единой целью мирное преуспевание, могущество и славу дорогой России и устроение счастья всех наших верноподданных».

Делами любви и милосердия отметил государь начало своего правления: получили облегчение заключенные в тюрьмах; было большое прощение долгов; оказана значительная помощь нуждающимся ученым, писателям и студентам7.

Самодержец всероссийский Николай II венчался на царство 14(27) мая 1896 г. в Москве, в Успенском соборе Кремля. Московский митрополит Сергий обратился к нему со словами: «.как нет выше, так нет

7 «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф 5:7).

и труднее на земле царской власти, нет бремени тяжелее царского служения. Через помазание видимое да озарит невидимая сила свыше. твою самодержавную деятельность ко благу и счастью твоих верноподданных».

Император Николай II прочел Символ веры; облачившись в порфиру и возложив на голову царский венец, взял в руки державу и скипетр. В молитве к Царю Царствующих государь просил ниспослать на него дары Духа Святого и наставить в деле, которому послан он служить. Хор грянул «Тебе Бога хвалим». После Божественной Литургии он воспри-ял Священное Миропомазание. Император вошел Царскими вратами в алтарь и причастился Святых Христовых Тайн, как священнослужитель.

Православный царь при совершении таинства Миропомазания во время венчания на царство становится священным лицом и носителем особой благодати Святого Духа. Эта благодать действует через него при соблюдении им закона и удерживает распространение зла в мире. По слову апостола Павла, «тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды Удерживающий» (2 Фес 2:7). Император Николай II был глубоко проникнут сознанием этой духовной миссии, лежащей на помазаннике Божием.

По роковому стечению обстоятельств дни коронационных торжеств были омрачены трагедией на Ходынском поле, где собралось около полумиллиона человек. В момент раздачи подарков произошла страшная давка, унесшая жизни более тысячи человек. На следующий день государь и государыня присутствовали на панихиде по погибшим и оказали помощь семьям пострадавших.

Государь Николай II был проникнут любовью к человеку и верил, что и в политике необходимо следовать заветам Христа. Император всероссийский стал вдохновителем первой всемирной конференции по предотвращению войн, которая состоялась в столице Голландии в 1899 г. Он первым среди правителей выступил на защиту вселенского мира и стал поистине царем-миротворцем8.

Государь неутомимо стремился дать внутренний мир стране, чтобы она могла свободно развиваться и благоденствовать. По своей природе он был совершенно не способен причинить кому-нибудь зло. За все время царствования государь не подписал ни одного смертного приговора, ни одна просьба о помиловании, дошедшая до царя, не была им отклонена. Он всякий раз беспокоился, чтобы помилование не запоздало9.

8 «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф 5:5-9).

9 «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф 5:7).

Государь в своем правлении и повседневной жизни придерживался исконно русских православных начал. Он глубоко знал русскую историю и литературу, был большим знатоком родного языка и не терпел употребления в нем иностранных слов. «Русский язык так богат, — говорил он, — что позволяет во всех случаях заменять иностранные выражения. Ни одно слово неславянского происхождения не должно уродовать нашего языка».

Государь был бессребреником. Нуждающимся он щедро помогал из своих собственных средств, не задумываясь о величине просимой суммы. Его доброта никогда не выказывалась наружу и не уменьшалась от бесчисленных разочарований. Четыре миллиона рублей царских денег, которые со времени правления императора Александра II находились в Лондонском банке, Николай Александрович истратил на содержание госпиталей и других благотворительных учреждений. «Он скоро все раздаст, что имеет»10, — говорил управляющий кабинетом его величества, основывая на этом свое желание покинуть занимаемую должность. «Его платья были часто чинены, — вспоминает слуга царя. — Не любил он мотовства и роскоши. Штатские костюмы велись у него с жениховских времен, и он пользовался ими». После убийства царской семьи в Екатеринбурге были найдены военные шаровары императора. На них оказались заплаты и пометки: «Изготовлены 4 августа 1900 года», «Возобновлены 8 октября 1916 года»11.

Христианские добродетели государя — кротость и доброта сердца12, скромность и простота — многими были не поняты и приняты за слабость характера. Однако благодаря именно этим душевным и нравственным качествам в нем воплотилась огромная духовная сила, так необходимая помазаннику Божию для царского служения. «О русском императоре говорят, что он доступен разным влияниям, — писал президент Франции Лубе. — Это глубоко неверно. Русский император сам проводит свои идеи. Он защищает их с постоянством и большой силой».

Во время трудной войны с Японией, начавшейся в 1904 г., государь заявил: «Я никогда не заключу позорного и недостойного великой России мира». Русская делегация на переговорах о мире с Японией следовала его указанию: «Ни гроша контрибуций, ни пяди земли».

10 «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф 5:7).

11 «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5:8).

12 «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф 5:5); «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5:8).

Несмотря на оказываемое на царя со всех сторон давление, он проявил твердую волю, и успех в переговорах всецело принадлежит ему.

Государь Николай II обладал редкой выдержкой и мужеством. Глубокая вера в Промысл Божий укрепляла его и давала совершенное спокойствие духа, которое никогда не оставляло его. «Сколько лет я жил около царя и ни разу не видел его в гневе, — вспоминает его слуга. — Всегда он был очень ровный и спокойный». Император не опасался за свою жизнь, не боялся покушений и отказывался от самых необходимых мер безопасности13. В решающий момент Кронштадтского мятежа в 1906 г. Николай Александрович после доклада министра иностранных дел сказал: «Если вы видите меня столь спокойным, то это потому, что я имею непоколебимую веру в то, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи — в руках Господа. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его Волей»14.

Царская чета являла собой образец подлинно христианской семейной жизни. Отношения августейших супругов отличались искренней любовью, сердечным взаимопониманием и глубокой верностью. «Наша любовь и наша жизнь — это одно целое, мы настолько соединены, что нельзя сомневаться и в любви, и в верности — разъединить нас или уменьшить нашу любовь», — писала мужу в 1909 г. Александра Феодоровна. «Не верится, что сегодня двадцатилетие нашей свадьбы! — записал 27 ноября 1914 г. в дневнике Николай Александрович. — Редким семейным счастьем Господь благословил нас; лишь бы суметь в течение оставшейся жизни оказаться достойным столь великой Его милости»15.

Господь благословил этот брак по любви рождением четырех дочерей — Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии — и сына Алексея. <...> Неизлечимая наследственная болезнь — гемофилия, обнаруженная у царевича вскоре после рождения, постоянно угрожала его жизни. Этот недуг потребовал от семьи огромного напряжения душевных и физических сил, безграничной веры и смирения. Во время обострения болезни в 1912 г. врачи вынесли мальчику безнадежный приговор, однако, Государь на вопросы о здоровье царевича смиренно отвечал: «Надеемся на Бога»16.

13 «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф 5:6).

14 «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф 5:6).

15 «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5:8).

16 «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф 5:4).

Царь и царица воспитывали детей в преданности русскому народу и тщательно готовили их к предстоящему труду и подвигу. «Дети должны учиться самоотречению, учиться отказываться от собственных желаний ради других людей», — считала государыня. «Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения, — говорил государь, — такими должны быть и мои дети». Свои заботы и внимание царевич и великие княжны распространяли на всех, кого знали. Они воспитывались в простоте и строгости. «Долг родителей в отношении детей, — писала государыня, — подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог». <...> Августейшая семья вела замкнутый образ жизни. Они не любили торжеств и громких речей, этикет был им в тягость. <...> По вечерам царь часто читал вслух в семейном кругу. Царица и дочери занимались рукоделием, говорили о Боге и молились.

Царская чета покровительствовала Православной Церкви не только в России, но и во всем мире: за время правления Николая II были построены сотни монастырей и тысячи храмов. Государь ревностно заботился о духовном просвещении народа: по всей стране были открыты десятки тысяч церковно-приходских школ17. Благочестивый император поддерживал развитие искусств, возвышающих душу православного христианина, — церковной архитектуры, иконописания, древнего церковного пения и колокольного звона.

За время царствования императора Николая II Русская Православная Церковь обогатилась большим числом новых святых и новых церковных торжеств, чем за весь XIX век. В 1903 г., ознакомившись с материалами к прославлению великого старца Серафима Саровского, царь не согласился с мнением Синода и дерзновенно начертал: «Немедленно прославить»18. Летом того же года царская чета приехала в Саров на великое духовное торжество, собравшее сотни тысяч православных русских людей. Государь пешком, благоговейным паломником, на своих плечах нес гроб со святыми мощами угодника Божия и причащался вместе с государыней Святых Христовых Тайн19. Первого августа в Сарове государь

17 «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф 5:6-7).

18 «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф 5:7); «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф 5:11).

19 «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5:8).

записал в дневнике: «Дивен Бог во святых Его. Велика неизреченная милость Его дорогой России; невыразимо утешительна очевидность нового проявления благодати Господней ко всем нам. На Тя Господи уповахом, да не постыдимся во веки. Аминь!».

В Дивеевском монастыре их величества посетили блаженную старицу Пашу Саровскую, которая предсказала трагическую судьбу царской семьи. Православная Россия в те памятные дни трогательно выражала царю и царице свою любовь и преданность. Здесь они воочию увидели подлинную Святую Русь. Саровские торжества укрепили в царе веру в его народ.

Государь сознавал необходимость возрождения России на духовных началах Святой Руси. «Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению, — писал в то время праведный Иоанн Кронштадтский, — и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония». По замыслу государя, успех задуманного во многом зависел от восстановления патриаршества и выбора патриарха. После глубоких размышлений он решил возложить, если Богу будет угодно, тяжелое бремя патриаршего служения на себя, приняв монашество и священный сан. Царский престол он полагал оставить своему сыну, назначив регентами при нем императрицу и брата Михаила20. В марте 1905 г. государь встретился с членами Святейшего Синода и сообщил им о своем намерении. В ответ последовало молчание. Великий момент был упущен — Иерусалим «не узнал времени посещения своего» (Лк 19:44).

Государь, как носитель верховной власти православного самодержавного царства, нес священные обязанности покровителя и защитника православия, оберегая церковный мир во всем мире. Он встал на защиту гонимых, когда турки вырезали армян, притесняли и угнетали славян, и широко открыл границы России беженцам-христианам21. Когда летом 1914 г. Австро-Венгрия напала на беззащитную Сербию, царь Николай II без колебаний ответил на призыв о помощи. Россия защитила братскую страну. Сербский королевич Александр направил государю послание: «Тяжелейшие времена не могут не скрепить уз глубокой привязанности,

20 «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф 5:4); «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф 5:6); «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5:8).

21 «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф 5:7).

которыми Сербия связана со святой славянской Русью, и чувства вечной благодарности Вашему Величеству за помощь и защиту будут свято храниться в сердцах сербов»22.

Помазанник Божий глубоко сознавал свой долг царского служения и не раз говорил: «Министры могут меняться, но я один несу ответственность перед Богом за благо нашего народа». Исходя из исконно русского начала соборности, он стремился привлечь к управлению страной лучших людей, оставаясь решительным противником введения в России конституционного правления. Он пытался умиротворить политические страсти и дать внутренний мир стране. Однако страсти продолжали бушевать. Газета «Освобождение», издававшаяся в то время за границей, открыто называла «освободительные силы», выступавшие против царской власти в России: «Вся интеллигенция и часть народа; все земство, часть городских дум. вся печать». Премьер-министр Столыпин сказал в 1907 г.: «Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия».

На двадцатом году царствования императора Николая II русское хозяйство достигло высшей точки своего расцвета. Урожай зерновых увеличился вдвое по сравнению с началом правления; население выросло на пятьдесят миллионов человек. Из безграмотной Россия быстро становилась грамотной. Экономисты Европы в 1913 г. предсказывали, что к середине текущего века Россия будет господствовать над Европой в политическом, экономическом и финансовом отношениях.

Мировая война началась утром 19 июля (1 августа) 1914 г., в день памяти преподобного Серафима Саровского. Государь Николай II приехал на Дивеевское подворье Петербурга. Вспоминают: «Государь стоял у иконы преподобного Серафима. Запели: „Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверному императору нашему Николаю Александровичу на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство". Государь очень плакал перед образом великого старца»23. Дивеевская блаженная Паша Саровская говорила, что войну затеяли враги Отечества, чтобы свергнуть царя и разорвать Россию на части.

Через несколько дней после начала войны государь с семьей прибыл в Москву. Ликовал народ, звонили колокола первопрестольной. На все приветствия царь отвечал: «В час военной угрозы, так внезапно

22 «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф 5:4).

23 «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф 5:4).

и вопреки моим намерениям надвинувшейся на миролюбивый народ мой, я, по обычаю державных предков, ищу укрепления душевных сил в молитве у святынь московских»24.

С первых дней войны государь, помимо неусыпных трудов государственных, объезжал фронт, города и села России, благословляя войска и ободряя народ в посланном ему испытании. Царь горячо любил армию и близко принимал к сердцу ее нужды. Известен случай, когда государь прошел несколько верст в новом солдатском обмундировании, чтобы ближе понять тяготы солдатской службы25. Он по-отечески заботился о раненых воинах, посещая госпитали и лазареты. В обращении его с низшими чинами и солдатами чувствовалась неподдельная, искренняя любовь к простому русскому человеку. <...>

Государь обладал ценнейшими для военачальника качествами: высоким самообладанием и редкой способностью быстро и трезво принимать решения в любых обстоятельствах. Летом 1915 г., в тяжелейшее для русской армии время, царь принял на себя верховное командование войсками. Он был убежден, что лишь в этом случае враг будет разбит. Как только помазанник Божий встал во главе армии, счастье вернулось к русскому оружию. Подъему боевого духа солдат во многом способствовал и приезд на фронт юного царевича Алексея.

Весной 1916 г. по воле царя в действующую армию привезли из Московского кремля Владимирскую икону Божией Матери, перед которой с верой и надеждой служили молебны. В это время государь приказал начать наступление на Юго-Западном фронте, увенчавшееся большим успехом. Пока государь возглавлял войска, неприятелю не было отдано ни пяди земли.

К февралю 1917 г. армия держалась стойко, войска ни в чем не испытывали недостатка, и победа не вызывала сомнений. Император Николай II в тяжелейших условиях подвел Россию к порогу победы. Враги не дали ему переступить этот порог. «Только теперь возможно свержение царя, — говорили они, — а потом, после победы над немцами, власть государя надолго упрочится».

Преподобный Серафим Саровский еще в 1832 г. предсказал всеобщий бунт против царской власти и кровавый момент ее падения: «Они дождутся такого времени, когда и без того очень трудно будет земле русской, и в один день и в один час, заранее условившись

24 «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф 5:6).

25 «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5:3).

о том, поднимут во всех местах земли русской всеобщий бунт, и, так как многие из служащих тогда будут и сами участвовать в их злоумышлении, то некому будет унимать их, и на первых порах много прольется невинной крови, реки ее потекут по земле русской, много дворян, и духовенства, и купечества, расположенных к государю, убьют.».

В декабре 1916 г. государыня посетила в Новгороде Десятинный монастырь. Старица Мария, которая уже много лет лежала в тяжелых веригах, протянула к ней высохшие руки и произнесла: «Вот идет мученица — царица Александра», обняла ее и благословила. Блаженная Паша Саровская перед своей смертью в 1915 г. все клала земные поклоны перед портретом государя. «Он выше всех царей будет», — говорила она. На портреты царя и царской семьи блаженная молилась наравне с иконами, взывая: «Святые царственные мученики, молите Бога о нас». Однажды царю передали ее слова: «Государь, сойди с престола сам».

Наступило 3(15) марта 1917 г. В столице нарастали волнения. В действующей армии вспыхнул «генеральский бунт». Высшие чины армии просили государя отречься от престола «ради спасения России и победы над внешним врагом», хотя победа уже была предрешена. С этой просьбой коленопреклоненно обратились к царю и его ближайшие родственники. Не нарушая присяги помазанника Божия и не упраздняя самодержавной монархии, император Николай II передал царскую власть старшему из рода — брату Михаилу26. В этот день государь записал в дневнике: «Кругом измена, трусость и обман»27. Государыня, узнав об отречении, сказала: «Это Воля Божия. Бог допустил это для спасения России». Народ лишился того, кто обладал преемственной благодатью творить русское право.

Именно в тот роковой день в селе Коломенском, под Москвой, произошло чудесное явление иконы Божией Матери, названной «Державная». Царица Небесная изображена на ней в царской порфире, с короной на голове, со скипетром и державою в руках. Пречистая приняла на Себя бремя царской власти над народом России.

Начался крестный путь царской семьи на Голгофу. Она всецело предала себя в руки Господа. «Все в Воле Божией, — говорил государь

26 «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф 5:9); «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5:3).

27 «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5:10).

в трудные минуты жизни, — уповаю на Его милосердие и спокойно, покорно смотрю в будущее»28.

Молчанием встретила Россия весть об аресте 8(21) марта 1917 г. Временным правительством царя и царицы. После отречения государя обер-прокурор Святейшего Синода обратился с просьбой к Синоду разослать воззвание к народу — поддержать православную монархию. Синод ответил отказом.

Назначенная Временным правительством следственная комиссия изводила царя и царицу обысками и допросами, но не нашла ни единого факта, обличающего их в государственной измене29. На вопрос одного из членов комиссии, почему еще не опубликована их переписка, ему ответили: «Если мы ее опубликуем, то народ будет поклоняться им, как святым».

Августейшая семья, находясь в заключении в Царском Селе, неустанно трудилась. Весной государь с детьми очищал парк от снега, летом они работали на огороде; рубили и пилили деревья. Неутомимость царя так поразила солдат, что один из них сказал: «Ведь если ему дать кусок земли и он сам будет на нем работать, то скоро опять себе всю Россию заработает»30.

В августе 1917 г. царскую семью повезли под охраной в Сибирь. В день праздника Преображения Господня на пароходе «Русь» они прибыли в Тобольск. При виде августейшей семьи простые люди снимали шапки, крестились, многие падали на колени: плакали не только женщины, но и мужчины. Однажды государь спросил красноармейца из охраны, что делается в России. Тот ответил: «Льется кровь рекой от междоусобной войны. Люди уничтожают друг друга». Николай Александрович ничего не сказал и, тяжело вздохнув, обратил свой взор к небу. Режим содержания царственных узников постепенно ужесточался. Государыня писала в то время: «Надо перенести, очиститься, переродиться!»

Ровно через год после отречения, в Тобольске, государь записал в дневнике: «Сколько еще времени будет наша несчастная Родина терзаема и раздираема внешними и внутренними врагами? Кажется иногда,

28 «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5:3); «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф 5:5).

29 «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф 5:11).

30 «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5:3).

что дольше терпеть нет сил, даже не знаешь, на что надеяться, чего желать? А все-таки никто как Бог! Да будет Воля Его Святая!»31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Царская семья всем сердцем любила Россию и не мыслила жизни вне Родины. «Я не хотел бы уезжать из России. Слишком я ее люблю, — говорил государь. — Я лучше поеду в самый дальний конец Сибири».

В конце апреля 1918 г. августейших узников привезли под конвоем в Екатеринбург, который стал для них русской Голгофой. «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой, — говорил государь, — да свершится воля Бо-жия!»32 Постоянные оскорбления и издевательства со стороны охраны в Ипатьевском доме причиняли царской семье глубокие нравственные и физические страдания, которые они переносили с беззлобием и всепрощением. <...>

В воскресенье 1(14) июля, за три дня до мученической кончины, по просьбе государя в доме разрешили совершить богослужение. В этот день впервые никто из царственных узников не пел во время службы, они молились молча. По чину службы положено в определенном месте прочесть молитву об умерших «Со святыми упокой». Вместо прочтения дьякон на этот раз запел молитву. Несколько смущенный отступлением от устава, стал петь и священник. Царская семья опустилась на колени. Так они подготовились к смерти, приняв погребальное напутствие.

Великая княжна Ольга писала из заточения: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него — он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь»33. В письме государя к сестре как никогда проявилась сила его духа в тяжкие дни испытаний: «Я твердо верю, что Господь умилосердится над Россиею и умирит страсти в конце концов. Да будет Его Святая Воля».

По Промыслу Божию царственные мученики были взяты из земной жизни все вместе, в награду за безграничную взаимную любовь, которая крепко связала их в одно нераздельное целое.

31 «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф 5:4); «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5:8).

32 «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф 5:5).

33 «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф 5:5); «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5:8).

Не случайна и сама дата изуверского убийства — 4(17) июля. В этот день Русская Православная Церковь чтит память святого благоверного князя Андрея Боголюбского, который своей мученической кровью освятил единодержавие Руси. По свидетельству летописцев, заговорщики убили его самым жестоким образом. Святой князь Андрей первым провозгласил идею православия и самодержавия основой государственности Святой Руси и был, по сути, первым русским царем.

В те трагические дни Святейший патриарх Тихон в Москве, в Казанском соборе, во всеуслышание заявил: «На днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший государь Николай Александрович. Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекаясь от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но он не сделал этого, желая страдать вместе с Россией».

Вскоре после революции митрополиту Московскому Макарию было видение государя, стоящего рядом со Христом. Спаситель сказал царю: «Видишь, в Моих руках две чаши — вот эта, горькая, для твоего народа, а другая, сладкая, — для тебя». Царь упал на колени и долго молил Господа дать ему выпить горькую чашу вместо его народа. Спаситель вынул из горькой чаши раскаленный уголь и положил государю в руку. Николай Александрович начал перекладывать уголь с ладони на ладонь и в то же время телом просветлялся, пока не стал, как светлый дух. И вновь увидел святитель Макарий царя среди множества народа. Своими руками он раздавал ему манну. Незримый голос в это время произнес: «Государь взял вину русского народа на себя; русский народ прощен».

«Прости им грех их; а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх 32:32), — подчеркнул Николай Александрович строки в Священном Писании. Государь мужественно взошел на Голгофу и с кроткой покорностью Воле Божией принял мученическую смерть. Он оставил в наследие ничем не омраченное монархическое начало как драгоценный залог, полученный им от своих царственных предков.

Результатом работы, изложенной в двух статьях (части 1 и 2), можно считать установленным факт полного воплощения в жизни-житии

императора-страстотерпца сущностного содержания заповедей Творца, раскрывающих признаки стяжания блаженства как условия спасительного обожения — святости.

Следующим фактом, подтвержденным выводами статьи «Личность императора-страстотерпца в общественном сознании России начала ХХ века», опубликованной в «Христианском чтении» в 2013 году, является утверждение о достижении императором подлинно блаженного состояния еще до его ареста.

Таким образом, одним из факторов, которые необходимо рассматривать при решении о канонизации современных святых, следует считать соответствие жизни подвижников евангельским заповедям, с проведением соответствующего анализа их жития.

Источники и литература

1. «Житие царственных мучеников», по благословению Высокопреосвящен-нейшего Амвросия, архиепископа Ивановского и Кинешемского. 2001 // Сайт «Русский путь». URL: http://rusideology.narod.ru/GitieRu2.pdf (дата обращения: 23.06.2016).

2. Лысенко И. В. Личность императора-страстотерпца в общественном сознании России начала ХХ века // Христианское чтение. 2013. № 1. С. 143-154.

3. Лысенко И., свящ. Благочестие императора-страстотерпца Николая II как предмет исследования. Часть первая: современники императора о заповедях блаженств // Христианское чтение. 2017. № 1. С. 87-105.

Priest Igor Lysenko. The Piety of Tsar-Martyr Nicholas II as a Subject of Scholarship. Part Two: an Analysis of the Emperor's Life.

The author of this article analyzes the life of Tsar-Martyr Nicholas II and the extent to which it corresponds with the Beatitudes as expressed by the Evangelist Matthew. The possibility of using the results of this analysis as an additional objective criterion in evaluating the phenomenon of sanctity is considered. The author concludes that the Emperor achieved a truly blessed state even before his arrest. The author argues that one of the factors that needs to be considered in deciding the question of the canonization of modern saints is whether or not their life corresponds with the teachings of the Gospel, which can be achieved by analyzing their life. The results are published here for the first time. The article serves as a continuation of the first part, "The Piety of Tsar-Martyr Nicholas II as a Subject of Scholarship. Part 1: Contemporaries of the Emperor on the Beatitudes", in which the author analyzed the extent to which the Emperor's life corresponded with the Beatitudes as expressed in the understanding of the author's holy contemporaries. In the footnotes, the Beatitudes are quoted as written down by the Evangelist Matthew. A full bibliography is provided in the first part of the article.

Keywords: holiness, commandment, blessedness, objectivity, criterion, evaluation, Emperor Nicholas II, life, canonization, social consciousness, Sacred Scripture.

Priest Igor Vladimirovich Lysenko — Candidate of Theology, Candidate of Philosophical Sciences, Lecturer at St. Petersburg Theological Academy, Assistant Professor at the Russian Christian Humanitarian Academy, Director of the Institute of Experimental and Applied Physiology (iglysenko@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.