»-♦
Mizjakiaa OB fissea.ruanet.ru Ольга Борисовна Mизякина.
кандидат экономических наук, зам директора по учебной работе. Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 338 РЭУ и/и, Г. В. Плеханова
БИЗНЕС В СЕТИ ИНТЕРНЕТ: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
В статье раскрываются основные формы г- перепели вы развития бизнеса в интернете Теоретическая значимости положении стать« занимается а резлитии категориального аппарата феномена сетевой Экономики Констатируется поо из сшедший перенос экономических взаимоотношений из сферь материального гфоизавде гвй б сферу угл уг В качестве iа ибзлее tteptnекг ианы* {форм бизнес а в интернетё а напиз и ру юi ся электронная коммерция, ичтернет-стрэховэ^ие. интернет-банкинг, интернет-трейдинг, интернет-аукционы Акцентируется анимание на штияши шггеонет-бизнеса ка вса сферы экономики, оптимизацию структуры прсизвод стзэ, изменение структуры затрат в пользу тран секционных, расширение «рута субъектов Прикладной аспект исследования заключается а объективной оценке эффективности деятельное™ субъектов сетевой экономики
Ключевые словй: интернет, эпвтрйнна* коммерция, интернет-страхование, интернет-банкинг. ин-терн&т-юрейдинз, интернет-аукцион, ит&р&эт-наркетинз
О.В. Mizyakina
INTERNET BUSINESS: MAIN PORMS AND PROSPECTS TOR DEVELOPMENT
Ttie article examines mam furms and prospects of business develop тег; on the Internet theoretical contnbijhon of t'ne arbcle involves deY&loptnent of а caiegarra apparatus of tne pnenomenon of the network economy l| 15 con Glutted mat there has been a shift in economic relations fro« (he sphere of material production to the spheie of aei-vices ftie author i dental а б and analyzes the most promising forrrs Df business on the Internet s-cammerce. e-insurance. e-bankmg. e-trading, e-auctions. Attention is drawn to tne influence of me development оГ all form of Internel business on other sp he res of economy, optimization of'the st™0] re of production, changes in the cost structure towards transaction costs expanding the range of economic entities The applied aspect of the research can be summarized as an objective assessment of tiie performance efficiency of the subjects Df the network economy
Keywords: Internet e-commetce, e-inst/rance, s-banktng, $-ttading, ¿-auction, Internet marketing
В современных условиях объектен научного анализа становятся элементы экономических отношен кн. формирующиеся в процессе переноса предпринимательской активности субъектов бизнеса е информационную среду гпобальных и локальных компьютерны* сеге1*вишернет Пространстве лак правило. наибольший интерес вызываю I аспекту ведения электронной торговли та кил как продвижение товар оа н<5 новые рынки. организация системы упоавления поодажами, специфика проеедения рекламных экцй|в сети управление интернат-ча-гаэинами и тд Е алой связи вызывает ныерес специшикз реализации рыночная отношений в еете&ой экономике.
Появпение и развитие интернета г-, буквальном смыспе революционизировало органкзэцию и ведение
предпринимательской «оммврчвекнй деятельности, что
коснулось как внешни х (между к ом п а ниям и-ко нтра ге н-^ами, реальными и потенциальными покупателями), так и внутреннотношаяий Эти изменения затронули как трэдл.,лонно реализовавшиеся виды биэне-са, трап сформировав их в направлении адаптации и нсвым сетевым способам организации бизнеса, так и принцл-пнапыю ноаые направлений и видь; оиз^еса
Одним из наиболее перспективных еидов бизнеса является электронная коммерция, которая реапиэует-ся & процессе эпехтронн Dro обм е на дзн ны м и осуществления электронного документооборота, использования электронной системен платежей, проведения электронных гэргоБЫ* операции. Г.е процесс обмена товарами и услуга ми с помощью электронны if средств коммуникации
Электронная коммерция может осуществляться как в узком, так и в широком масштабах з узком смысле подразумевается деятельности, осуществляемая в информационной ^реде Глобальной сети и с ис?юль зеванием этой сети: а широком смысле, наряду с интерн етом, используются иные электронные формы и иньге электронные средства Б данном контехсте мы можем говорить о расширение ссдержаная понятия «алектронная экономическая деятельность* за счет вьючения новых видовдеятельности, например, пэких как эле кронная банковская деятельность
Электронная коммерция ■ типичный пример сетевой организации Бизнеса Процесс реализации электронной коммерции включает разноплановое процессы предпринимательской деятельности, осуществля-
♦-
емые из оси ose информационны* технологий и глобальной сети Мнгернет. Под электронной коф^ерцией подразумеваются не только деловые операции, направленна на получение прибыли, но и действия, нацеленные Нз поддержку извлечения .прибыли (из пример, формирование; спроса на товары и уел у in, организация послепродажной поддержки и гарантийного обслуживания клиентов, осуществление транс-акцнонной деятельности, снижение неопределенности ситуацни преодоление асимметричности информации).
Изменение спруктуры эпешронной деятельности В структуре электронной коммерции принято выделять несколько секторов.
- розничные или мелкооптовые каналы обмена (retail) - 02С (busiress-to-customer), субъектами этого сектора являются домохозяйства.
- оптовая торговля - В2В (business-to-business), которая реализуется а сфере чежкорпоративных отношений, обмен происходила уровне компаний.
- сегмент busmess-to-government - B2G - пред-ст авляет coco и сектор, на котором действуют юридические лица и государство в лице своих органов, имеющих праао заключусь электронные договоры на поставки дпя государственны* нужд,
- сегмент consumer-to-con&umer - С2С - о&ьеди-няет физических лиц. заключающих договоры купли-продажи электронным способом
Сегмент В2В включает все урознн информационного, управленческого и экономического взаимодействия между компаниями; а сегменте В2С происходит заключен ие сдело к и испмi ней ие договоров эле щ рон-ным способом на двусторонней основе или в рамках специализированной электродной площадки
Участников обмена в секторе В2С значительно меньше, чей в секторе В2В, но реальный обьем рынка на нескол^э порядков ¡больше "лпбальнвя торговля 02В в десятки раз повышает овьем онлайновые продаж потребителям
Электронная торговля в секторе EZB обеспечивает сокращение расходов фирмы да счет снижения стоимости покулоя, вероятности ошибок при оформлении эачаэов и выставлении счетов, затрат на обработку операций и уменьшения стоимости закупаемых товаров и услуг эффективного управления цепочкой поставок, снижения объемов обязательных запасов
Развитие электронной торговли накладывает отпечаток на ор га н из ацн ю про цесса торговли П рэ кг и*а свидетельствует о i'Ckom парадоксе несмотря на то что & традиционном случае высока доля незапланированных покупок крупные продуктовые сети, такие как «Седьмой комгинвнт». и. Азбука вкуса> «Утконос», активно развиаают интернет-торговлю продуктами питания
Мнтяриет-страхоаани? предоставляет страховым компаниям возможность повысить уро&ечь лояльности клиентов, соэдзт* позитивный имидж, значительно повысить объем продаж успуг Специалисты обращают внимание m;i необходимость доверительных отношении мевду продавцом и покупателем страховые
услуг Особум роль интернет играет в проведении маркетинговых иоследойаний rip и организации нового
-♦
ры *кэ сбыта страхов ых прод у ктов И нте рн ет позволяем сформировать значи1ельную по обьему потенциал ьную потребител ьскую а уд итор ию спрогноэи ровагтъ общую числ е нн ость пол ьзов атс леи
В настоящее время ингернет-страхсвение распространилось как на чстандартные*, тал и на эксклюзивные!» продукты В частности е сферу интернет-ст ра хо ва е ключены с г рэхе ва н и е жиз н и здоровья, недвижимости, транспорта. разнообразные услуги и видь: ответственности а также страхование аыезжа-гащих за рубеж, юридических лиц, медицинское страхован ие сот руд н и ков
В настоящее время реализуются два а правления интерчет-етрахованяя. в режиме реального бремени (онлайн) и предоставление информационных услуг при помощи интернета (офлаин) В процессе онлайн-страхсвания практически отсутствуют личн&е контакты участников страхового договора документ на бумажном ^оситепе доставляет курьер Онлайн-страхо-вание особенно эффективно пра заключении стандартных страховых сделок и трудно осуществимо при страховании корпоративных клиентов и нордических лиц, нестандартных объектов страхования
По системе офлэйн клиент имеет возможность получить информации о спечтре предлагаемых страховых продуктов, условиях заключения договоров, размерах страховых премий, задать интересующий вопрос гто электронной почте или гоучэствоЕать в конференции
Интернет-страхование значительно сокращает трансаццйоннЫа издержки как страховщиков так и страхуемых, повышает уровень доступности информации. снижает уровень неопреде нежности при выборе конкретных услсвии и сроков страхования Следует отметить, что в деятельности страховых компании происходит переориентация на конечный результат' важен не процесс подготовки страхового договора (например, получениеблан^заказа осмотр транспортного средства и т.д.] а реальное оказание клиенту требуемой страховой услуги Поэтому а послед уемои сфере как Мере направленная на поэы шение эффективности интернет-страхования начал применяться реинжиниринг биз?<ес-лроцессоэ -■ переход от узкого разделения труда по узким операциям и конкретным функциям к производственным процессам в целом Ключевым» показателями деятельности становятся величина затрат качество оказываемых услуг уровеньо&служиванин и оперативность Информационнее технологии позволяют интегрировать бизнес-процессы в систему в целях более качественного обслуживания клиентов Опыт свидетельствует что соэершенстаобание бизнес-процессов с помощью информационных технологии в итога расширяет и принципиально меняет масштаб бизнеса
При таком подуоде существенно меняется круг субъеетсе создения и реализации страхов ого продукта в него включаются маркетологи, андеррайтеры, продавцы, актуарии и методологи. Возникает новая проблема, проблема координации и &ззимодо!ЮЛи.я ем&стм всех участников бизнес-процессов
Инт&рн&п-бвнкиня гкзнимается оказание услуг банка ми по д и с та н ци он ному у пра вл е ни ю счетом через
♦-
и нт р [>и ет И нге рн ет-бзнни н^ способствует создан ию в ин I ернег-экономике эффективных. включающих огромное количество участников рынка платежных систем Интернет-банкинг позволяет осуществлять услуги банка по принципиально и но и схеме предо' мавлпя доступ к счету клиента через интернет и осуществляя расчеты я режиме онлайн
В нас:оящеееремя интернет-банкинг представляет собой наиболее быстрорэзеивэдащи^ся сегмент электронного банковского бизнеса Главным и преимуществами выступают широкий спектр оказываемых финансовых услуг, технологическая многофункциональность, возможность дистанционной работы на рынке ценных бумаг и удаленного стряхивании эффективное проведение расчетов и осуществление контроля порядка прохождения платежей
Какпраэило. интернет банки предоставляют солее привлекательные условия зарубежные Банки предлагают Будущем клиентам более высокие ставки по депозитам российские банхи постелен но снижают тарифы г>о основным Банковским операциям. Б «тоге это приводит к почти одинаковым результатам российские интернет банки не уступают зарубежным в освоении и скорости внедрения современных финансовых и информационные технологий
Благодаря интернет-банкингу интернет-клиент приобретает возможность получить полный набор банковских услуг аналогичный предоставляемому клиентам - фиэическим лицам в офисвх банка за исключением операций с наличными деньгами наиболее перспективными услугами, реализуемыми в сети Интернет, являются осуществление платежей, привлечение безналичных денежных средств, размещение п ри в леча нн ых ср едете от своего имен и и за свой счет, оказание информационных и консультационных услуг Системы интернет-банкинга могут выступать основой систег/ы дистанционной работы на рынке ценных бумаг и удаленного страхования, так как они эффеетив-но обеспечивают проведение расчетов и контроль порядка прохождения пп-зтежеи
Интернет-ЬанхиНг может реализовывэтьез с не пользованием мобильного телефона в двух формек -№АР-банкинз- удаленное управление банковскими счетами с помощью мобильного телефона, осна-ще и ного специэ льн ым програ м м ны м обеспечен нем на базе протокола бвепроводной передачи данных С помощью этой -системы г,?ожно отслеживать операции с использованием банковских пластиковых карт -то значительно повышает уровень контроля
- 5М&$анкинэ предоставление клиенту инфор-ма ци и о состоя ни и его счетов и пол ученее в ыписо* п о счет^ при помощи службы коротких сообщении
В целом интернет-банкинг поэ&оля&т с меньшими затратами ресурсов е времени проводитьвоеосновные банковские о парами и (Платежи, переводы, валютные операции, пополнение счета, инвестирование и т.д.)
Как правило, интернет-банкинг распространяется на физических лиц Вместе с тем сектор юридических лиц является наиболее высокодоходным и перспективным, тан сак юридические лица о&язаны иметь счет в банке О качестве преимуществ, зезникающих при использовании интернета в секторе корпоративны*
илийнтлв. следует указать автоматизацию -^гектрон-нсго документооборота, что приведет к снижению оасходов на обслуживание клиентов; персонификацию деятельности, ориентацию на потребности кон кроткого клиента, возможность быстрого расширения мае штаба деятельности, выход на региональные и смежные финансовые рынки
Мировой опыт свидетельствует о большой эффективности системы интерактивного банковского об служи ваиия(Сiucorp , NatíonaiEan* Валkof Amerika Wells ^argo, Bank Au-sria и тд ) и возможности создания и функционеров;!ни* полностью виртуальны/ банков оказывающих успуги в режиме онпайн
Интернет-трейдинг - это услуга а рамках интерактивного инвестирования, оказываемая специальными организациями [как традиционными, так и альтернативными брокерскими компаниями) в целях осуществления покупки и продажи финансовых инструментов
В настоящее время круг оказываемых услуг эначи-тельно расширяется' наряду со стандартными возможностями получения котировочной информации аналитики и по купли/продажи акции, предлагаются такие инновационные услуги, как встроенный технический анализ экспорт информации s специальные программы да иных, маржинальное кредитование, автоматизация операций онлайн-консультировэние
Можно констатировать разнообразие субъектов фондового Интернет ры«ка. не только банки и финан со вые компании ной брокерские компании, ин-ернет-трейдеры, взаимные фонды инвестиционные банки
Наиболее распространенными вадамн интернет-трейдинга являются я посреднический», как электронное отражение реального процесса, инвестирования в ^енныебумаги и « самост о лте л ьныи w. как Не зависимая деятельность инвестора на бирже в режиме реального времени, что позволяет не только быстро со верш сделку по текущей цене, но и отозвать ее а случае необходимости.
Ипт^рнет-треидинг можно расценивать >"ак наиболее перспективное направлениеразвития интернет бизнеса, ориентированное на массового честного инвестора Реализация интернет-трейдинга придает фондовому интернет-рынку черты рынка, близкие к совершенной конкуренции стать участником этого рынка может каждый желающий, отсутствуют берьеры для формирования инвестиционного АортфеЛЯ и управления активами, общедоступно информации о ценах, котировках, возможной приоипи, условно можно говорить об однообразии (стандартизации; ценных бумаг (акции, облигации, опционы. Фьючерсы У также dfMeioT значение простота сделок и низкие тарифы на успуги онлайн-брокеров и т.д Более динамичное развит ие исследуемого рынка сдерживается отсутствием адейватной законодательной базн что усиливает привлекательность западных фондовых рынков для российских инвесторов, чем временно пользуются инвестиционные компании с мировым именем
Интернет-аукционы - это один из наиболее популярных способов ухода от фиксированных цен, товар может продаваться по самой высокой предложенной цене или по цене незначительно превышающей от-
♦-
правчую цену Организация аукциона наиболее сложна для владельца, размер его комиссионных зависит от объема предоставленных услуг для участников, мониторинг рынка, формирование аудитории, Несмотря на сложности и неопределенность выгодности' прибыльности, ^нгернз*-аукционы достаточно популярны и действуют на многих веб-сзитах они могут быть кап специализированным и. гак и универсальны ми. Аналитики развития товарного рынка констатируют значительные рост оборота интернет-торговли, прогнозируют перенос частот розничной торговли на интернет- аукционы
Аукцион ную то рговпщ м ож но тра ктоватъ ка к тон ки й маркетинговый инструмент он цЙйВДТ выступать как экспертная площадка для принципиально новых товаров или товэ роп с нов ым и потребительским!« свсиства-ми. позволяет сделать прогноз реальной рыночной цены на товар, предьявляемый и. продаже на аукционе стимулирует товаропроизводителей к созданию новых тоеаров и оормироаанию спроса на них.
Интернет-фирмы - это главные субъекты электронного бизнеса под которым понимается шире кии круг проявлений деловой аггиэности, предполагающей масштабное использование глобальны* информационных сетей для трансформации внутренних и внешних связей с целью создания прибыли
В качестве традиционных инструментов интернет-бизнеса используются интернет-каталоги и интернет-магазины. Интернет-каталоги несут значимую транс акционную нагрузку, оформляя коммерческий отношения покупателей и продавце® «аоснове использования информационных баз интернета. Интернет-магазины предоставляют уникальную возможность оформить заказ и оплатить его в удобное оремя
Не вызывают сомнении существенные преимущества интернет-магззиноа по сравнению с традиционными для продавца: это касаемся способов привлечения покупателей, оказания (или невозможности оказания) субъективного психологического воздействия на лоьуггатепя со стороны продави; потребности в личной консультации у продавча, обязательности наличия зданий, торговых запав, складских помещений торгового оборудования Опит свидетельствует, что организация торговли через электронный магазин позволяет значительно сократить затраты на сбыт рекламу и содержание розничной сети за счет автоматизации процесса выбора Товара, одновременной обработки нескольких сделок. Определенную экономию имеют и покупатели за счет облегчения процесса выбора товара удобства и комфортности процесса покупки, оперативного получения сравнительных данных, ориентации на обьективные критерии выбора (цена, качество срок службы, гарантийное и послегарантийное обслуживание)
Интернет-рынок образовательных услуг сформировался за счет развития современных средств коммуникации, становления системы дистанционного обучения Показательно что число студентсв обучающихся традиционными методами, увеличивается ежегодно не 2%, а темпь роста обучающаяся с ис-полизоаанием электронных форм обучение - более ЧЗДна 10%. Наиболее продвинутые в этом отношении
-♦
страны создают образовательные учреждения нового типа - так называемые «открытые университет», которые одинаково эффективны и для обучения людей. не имеющих возможности получить образование традиционным способом, и для людей, нуждающихся в дополнительном образовании или переподготовке Дистанционное обучение расширяет доступ студентов периферийных ttyaoa и филиалов >:. образовательным ресурсам ведущих вузов, способствует координации образовательных программ
Повсеместное признание И востребованность высшего обрзэова ни я пред ья вл яют пр и * цил иа л ьно новы е треоовэ ния к орга ни за ци и обрззовател ьногй л роцесса Испол ьзо ва ние информе цио нн о- *:омп ьют ерных тех во. логий дает реальный шанс удовлетворить все возникающие требования и в некоторых случаях действовать даже с опережением
В условиях сетеаои экономики возникает новейшая форма учебного заведения - виртуальный университет, функционирующие за счет формирования л раз. вития коммуникационных каналов В идеале современный студент получает доступ к образовательным ресурсам ведущих университетоз мира совершенно бе сп пат но и безо в сяк-их огра h ичен нй Вмест о зд а ни й и учебных корпусов, лаборатории и ольггнухучастков образовательные учреждения должны обладав соот еетствующим оснащением и осуществлять образовательны и процесса любой географической точке мира в любое время суток и года Интерактивная форма обучения позволяет обучающемуся выбрать наиболее удобный для него график и темп учебных занятий Можно предположить, что а сетевой экономике буд^ ускоренно развиваться тенденция повышения доступности высшего образования и адресного предоставления обра зов зтелькых услуг каждому Потребителю в соответствии с его индивидуальными потребностями и запросами
В настоящее время разрабатывается уникальный проект «Африканский виртуальный университет», предположитепьно сфера его деятельности - все страны Африки Студенческая аудитория будет состоять из студентов находящихся б странах своего проживания г преподавательски;: корпус будет состоять из ученых и преподавателей Европы и Америки В условиям глобализации образования унифицируются требования к образованию оно должно быть качественным и пройти сертификацию завершиться получением признаваемого на рынке труда диплома и получением комплекса знаний и «арыков При всех преимуществах дистанционного образования не все профессии могут быть освоены посредством дистанционных технологий К недостаткам дистанционного образования можно отнести невозможность передачи профессиональных навынов, приобретаемых путем пи -но'о г)пыта. изолированность обучэ кнцихся ^лкдруг от д руга, т an и от п рофессион ал ьной среды, ело и ности с установпением корпоративных связей и усвоения профессионального нравственного кодекса. Выход видится в дифференцированном подходе ч сферам профессиональной занятости, в развитии организационных форм сочетающих дистанционньо методы с очной оценкой приобретенных знаний и навыков
Имтернет-ма рейтингзарекомендовал сеЕа так зф-феетивнейшни и важнейший инструмент интернет-бизнеса При помощи этого инструмента участники рынка могут проводить рекламные акции, создавать бренды и заниматься им продвижением организовывать и проводить РР-мероприятия и маркетинговые исследования, мониторинг действий конкурентов, как явных, так и скрытых, и г д. Наиболее аначимыми преимуще отвами являются минимизация затрат, реальные возможности охвата огромной аудитории возможность гарантированного контакта с целевой зудитооиеи. повышение эффективности рекламы
Таким образом, появление интернета революционизировало Организация и ведение предпринимательской коммерческой деятельности Качественные изменения произошли как во внешних отношениях (между компаниями контрагентам, реальными и потенциальными покупателями}, Iак и во внутренней структуре отношений предприятия Появилась принципиально новые направления и виды бизнеса трансформировались традиционные виды бизнеса Характерная особенность социально-экономических отношении и бизнеса в виртуальном секторе заключается в том, что взаимосвязи между производителями и потребителями обеспечивают информационные по-
токи Стремительное развитие рыночных отношений а системе Интернеэ приводит к формированию ноаых форм хозяйствования, рыночных институтов и институциональных структур
I. Апарина Н<п Межфирменные сети' проблема othq-иенческих контрактов URL Шр 'Ллглт.есистап edu nitib msflß533ög tiimi
1. KattnEftbCM. Информационная агмха ¡ястсмфв, общества и культура .' niHfi с англ. под й^д. О.И Шка-оатана М. 2000.
3. Кастельс М. Станобг-ение общества сетевых сфуктур a
ИМЗЯИВДУстрадПЬНЗЯВОПНЙ н^Запэде А-гпгюгин.- падр^д
з л Иноземцева м 1Э09.
4. fcttf. Шалиро К ;.етевие внешние эффекты. конкуренция и совместимость .■■■ American Economic Review 1965 Vol.75 N° Ъ June P 42J-440
5 KomertKVH А И . Муст M V Матриц ВЛИЯНИИ ТЕПРНН и п^ктика акпнамнческ&го управление у . ЖЮЗ
6 Патюрвль Р. Создание сетеоы* opiaHnaa^noHiiLux структур :/ Проблемы теории и пракшки упрааления 1997 NE 3 С 27
7, ГТгузЛгт у . Ciучгл-дср Л Сети ц *оаЯЙ1ЛЧВННЗЯ щИЭНЬ U Экономическая еициилсийн. 2003 Т. А. -Иэ 3. С 76-77
В Фомин Q.H. Сетев-ые структуры глобальной власти и "побализацич проблемы междунвроднд^р сотрудничества и рец^ние общечеловеческих задач. Саратов ПЛГС, 2005 с гэ-эд