associated with the development of this type of business in Keywords: business, social business, development social
Russia. business, social business in Russia
УДК 327.8
БИЗНЕС-ПОЛИТИКА КИТАЯ ЗА РУБЕЖОМ © Царева В. А., 2018
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
В данной статье рассмотрены основные направления бизнес-политики Китая за рубежом: ПИ, инфраструктурные проекты, кредитование. Китай занимает ведущие позиции в мировой экономике и политике, вкладывает значительные средства в модернизацию своего экономического потенциала и бизнес-инструменты. Китай добился значительных результатов на международной арене благодаря грамотному использованию комплекса различных механизмов.
Ключевые слова: экономика, бизнес, китайская бизнес-политика, Китай
Международная политика Китая в начале XXI в. перешагнула свои национальные границы и активной экономической деятельностью стала влиять на перераспределение сфер влияния мировых центров силы (США, Европа) в свою пользу, вытесняя их из многих регионов, где они до недавнего времени доминировали [1].
Последние десятилетия происходит процесс «мирного возвышения» Китая, то есть процесс динамичного развития, благодаря которому Китай занимает ведущие позиции в мировой экономике и политике. КНР вкладывает значительные средства в модернизацию своего экономического потенциала, а также в бизнес-инструменты. Китай добился значительных результатов на международной аренеблагодаря грамотному использованию комплекса различных механизмов.
В последние годы интерес к изучению китайских бизнес-процессов увеличивается и объясняется тем, что Китай - один из самых мощных экономических акторов в мире. Изучение китайских механизмов ведения бизнеса за рубежом — важная задача для американских, европейских и российских исследователей. В статье рассмотрены основные направления экономической
деятельности Китая, а также определены механизмы ее реализации.
Почему китайское экономическое присутствие в мире увеличивается с каждым годом? По данным журнала Forbes следует выделить пять основных причин этого феномена [2]:
• внутренний рынок Китая столкнулся с огромным избытком мощностей, что привело к необходимости освоения новых рынков;
• китайские компании стремятся получить доступ к мировым передовым технологиям, прежде всего в тех сферах, где китайские производители не имеют достаточного опыта и знаний, чтобы конкурировать с ведущими мировыми компаниями;
• Китай стремится перенять западный управленческий опыт, чтобы в дальнейшем направлять своих высококвалифицированных
специалистов в области менеджмента в другие страны;
• в связи с тем, что многие страны не доверяют китайским компаниям, Китай создает имидж надежного партнера по диалогу;
• китайский бизнес за рубежом преследует не только экономические, но и политические выгоды, поэтому китайское правительство поддерживает своих соотечественников, предоставляя им разного рода льготы и поощряя экспансию за рубеж, что, в свою очередь, усиливает экономическое влияние Китая в мире.
Рассматривая бизнес-политику Китая за рубежом, следует отметить основные механизмы ее реализации, среди которых можно выделитьпрямые инвестиции (ПИ), инфраструктурные проекты и кредитование. Данная политика осуществляется с помощью различных правительственных и неправительственных программ. Однако информация об этих программах ограничена, правительство Китая не публикует никакой сопоставимой документации, относящейся к его программам [4]. Удивительно, но аналогичные программы, проводимые другими странами, более прозрачны.
Основным китайским механизмом бизнес-политики за рубежом является направление ПИ. Китайские фирмы в последние годы активно расширяют свое зарубежное присутствие и стремятся использовать любые инвестиционные возможности в ряде секторов.
Иностранные инвестиции Китая постоянно увеличиваются. Так по оценке консалтинговой корпорации Linklaters LLP, через десять лет объем зарубежных инвестиций Китая достигнет 1,5 трлн. долл., что на 70 % больше, чем объем уже сделанных инвестиций за предыдущее десятилетие, с 2007 по 2016 гг., который оценивается в 880 млрд. долл. [2]. Наиболее привлекательными сферами для китайских инвестиций являются энергетика, инфраструктура и инновации. Так инвестиции за границу дают Китаю возможность не только укрепить собственную экономику, но и усилить
собственное экономическое влияние в мире. Таким образом, по данным American Enterprise Institute, общая стоимость инвестиционных и строительных проектов Китая с 2005 г. по настоящее время составляет около 1,8 трлн. долл. [5]. Следовательно, Китай наряду с лидирующими экономиками (США, Япония) является крупнейшим инвестором в мире.
Помимо инвестирования в различные проекты, китайские компании, частные и государственные, активно покупают иностранные бизнесы. Сделки по поглощениям и слияниям для китайских компаний являются обычной практикой. Например, испанский футбольный клуб Atletico Madrid, итальянский производитель шин Pirelli, американская компания General Electric частично или полностью принадлежат китайским фирмам.
Также важно отметить, что КНР активно принимает участие в различных инфраструктурных проектах. «Один пояс — один путь» — это основная площадка для реализации китайских проектов в рамках развития экономических связей и научно-технического сотрудничества, а также это одно из средств экспорта «мягкой силы» Китая. Через этот проект китайские лидеры призывают к стимулированию региональной связанности [8], то есть, к более тесной интеграции. В рамках этого проекта Китай стремится объединить Экономический Путь Шелкового Пути и Морской Шелковый Путь через обширную сеть железных дорог, магистралей, трубопроводов, портов и телекоммуникационной инфраструктуры, что будет способствовать экономической интеграции из Китая, через Азию, Ближний Восток и Африку, в Европу [7]. Для финансирования части этих международных проектов Китай внес 50 млрд. долл. в Азиатский Банк инфраструктурных инвестиций после его основания [7], что является половиной первоначального капитала банка.
«Один пояс — один путь» — крупнейший проект современности, однако существуют и другие инфраструктурные проекты, полностью финансируемые китайскими правительственными и неправительственными организациями, что говорит о китайских амбициях глобальной инфраструктурной экспансии.
Следующее важное направление китайской бизнес-политики — кредитование. Китай считается одним из главных кредиторов в мире. Китайская экономическая активность постоянно растёт. Так в последние десятилетие Китай укрепил свои позиции на территории Африки, заняв первое место по предоставлению кредитов в этом регионе. В целом объем кредитных средств, поступивших из Китая в Африку за последние 15 лет, составил около 95 млрд. долл., общий объем финансовой помощи оценивали более чем в 175 млрд. долл. [10]. Например, В Эфиопии, уровень государственного долга составлял около 37 млрд. долл., при этом почти половина приходилась на Китай, а Ангола должна Китаю около 25 млрд.
долл., при общем государственном долге — около 67 млрд. долл. [11]. Эти данные говорят о зависимости африканских стран от Китая.
Китай и Африканские страны заинтересованы в двустороннем взаимодействии. Главными африканскими партнерами Китая считаются Египет, Нигерия, Алжир, ЮАР, Эфиопия, ДРК, Замбия, Ангола, Марокко, Нигер, Камерун, Чад.Взаимодействие КНР и стран Африки с каждым годом растет, что позволяет говорить об эффективной реализации китайской политики. Сегодня Китай заручился всесторонней поддержкой африканских элит. Китай имеет выход на внутренние рынки сбыта, постоянно увеличивает объем торговли, разрабатывает природные ресурсы, предоставляет льготы, беспроцентные или низкопроцентные займы, создает инфраструктуры, предоставляет гуманитарную помощь, строит образовательные и культурные центры, предоставляет
высококвалифицированное обучение в КНР и др. Все проекты реализуются посредством льготных кредитов, выдаваемых Азиатским банком инфраструктурных инвестиций. Возглавляемое Китаем, в рамках этих проектов африканское финансовое участие минимально. Важно отметить, что этот банк рассматривают как альтернативу МВФ в будущем.
Помимо вышеперечисленных направлений, следует отметить важную часть новой экономики — электронная коммерция. В связи с быстрым развитием технологий и повсеместно доступным интернетом рынок электронной коммерции неуклонно растет. На сегодняшний день электронная коммерция является краеугольным камнем китайских бизнес-процессов. Важно отметить, что это направление включает в себя все виды сделок посредством сети Интернет. Например, торговля, денежные переводы, обмен информацией, банковские операции, страхование и т. д. Китай активно развивает онлайн-продажи как внутри страны, так и за её пределами. Так объем розничных продаж в Интернете на территории КНР вырос до 5, 16 трлн. юаней, а трансграничная электронная торговля в Китае была оценена в 6, 3 трлн. юаней в 2016 г. [6]. Несмотря на то, что Китайская трансграничная торговля обладает большим потенциалом, а её объем увеличивается с каждым годом.
Крупнейшая китайская интернет-компания — Alibaba Group, основные виды деятельности которой, — торговые операции между компаниями (B2B) и ритейл-торговля. Компани принадлежат несколько интернет-площадок, нацеленных на разных покупателей (Alibaba, Taobao, Tmall, AliExpess), также у нее есть собственная электронная платежная система Alipay. Более того, Alibaba открыл потребительский рынок для многих международных компаний, например, Apple и Nike.Важно отметить, что Alibaba является прямым конкурентом американской интернет-компании
Amazon, однако их бизнес-модели значительно отличаются. Причем, бизнес-модель первой считается более прибыльной, чем второй. Сегодня Alibaba крупнейшая высокотехнологичная компания в мире, а её рыночная капитализация превысила 500 млрд. долл. [3]. Таким образом, данная китайская интернет-компания стало одной из самых дорогих и перспективных торговых площадок в сети Интернет.
Однако китайская международная деятельность зачастую подвергается критике со стороны других государств, так как Китай стремится распространить экономическое влияние на страны и регионы, обладающие стратегической значимостью для прогрессивного поступательного развития Китая в плане обеспечения китайской экономики необходимыми минеральными ресурсами и эффективными технологиями производства и управления [3; с. 125]. Многие страны обвиняют Китай в ведении экспансионистской политики, называя современное поведение Китая в развивающихся странах «неоколониализмом» и считая, что взаимоотношения между развивающимися странами и КНР неравноправны [10]. Более того, западные эксперты отмечают, что Китай ведет политику «чековой книжки», т. е. Китай, своего рода, совершает выгодную покупку природных ресурсов [7]. Более того, китайская сторона не следит за соблюдением экологических норм, нарушает права рабочих, а также сотрудничает с авторитарными режимами, что, бесспорно, вызывает критику со стороны мирового сообщества. Важно отметить, что многие китайские инициативы воспринимаются крайне отрицательно. Так, в статье The Japan Times «Пересмотр китайского неоколониализма» подчеркивается, что Китай ведет нечестную политику, а масштабную китайскую инициативу называют не «Один пояс — один путь», а «Один пояс — одна ловушка» [10]. Тем самым показывая своё неодобрительное отношение к китайской деятельности на международной арене.
Сегодня Китай с его развитой экономикой обладает избыточными финансовыми ресурсами, что позволило ему вести активную бизнес-политику на международной арене. Экспансия Китая развивается в разных направлениях: ПИ, инфраструктурные проекты, кредитование, электронная коммерция. Каждое из этих направлений всесторонне поддерживается китайским правительством. Китай преследует как экономические, так и политические выгоды, это объясняется тем, что страна претендует на лидерство в мировой экономике и политике.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: Китай — потенциальная сверхдержава, сила которого в ближайшем будущем будет только увеличиваться. Важно отметить, что китайские бизнес-процессы уникальны в своем роде, ни одна другая страна не способна настолько грамотно
воспользоваться заимствованными технологиями, опытом и знаниями, которые в дальнейшем используются Китаем для извлечения максимальной для себя выгоды. ■
Грачиков Е. Н. Взгляд Китая на современное мироустройство и многополярность [Электронный ресурс] // Геополитика Катая - URL: http://china-geopolitics.ru/vzglyad-kitaya-na-sovremennoe-miroustr/ (Дата обращения: 24.09.2018)
Иностранные инвестиции Китая за десять лет могут достигнуть $ 1,5 трлн [Электронный ресурс] // Eurasia Daily : сайт. - URL:
https://eadaily.com/ru/news/2017/10/31/inostrannye-investicii-kitaya-za-desyat-let-mogut-dostignut-15-trln (Дата обращения: 21.09.18)
Михневич С. В. Панда на службе дракона: основные направления и механизмы политики «Мягкой силы» Китая // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. - №2. - С. 95 - 129.
СМИ: капитализация Alibaba Group достигла $500 млрд [Электронный ресурс] // TACC : сайт. - URL: https://tass.ru/ekonomika/4904625 (Дата обращения: 29.09.18)
Charles Wolf, Xiao Wang, Eric Warner. China's Foreign Aid and Government-Sponsored Investment Activities. [Electronic resource] // RAND corporation - URL: https://www.rand.org/pubs/research_reports/RR118.html (Дата обращения: 25.09.2018)
China Global Investment Tracker [Electronic resource] // :American Enterprise Institute - URL: http://www.aei.org/china-global-investment-tracker/(Дата обращения: 25.09.2018)
E-commerce в Китае [Электронный ресурс] // Eurasia Development Ltd: сайт.- URL:
http://chinanew.tech/e_commerce_china_1(Дата обращения: 28.09.2018)
Eleanor Albert. China's Big Bet on Soft Power [Electronic resource] // Council on Foreign Relations : electron. magaz.-
URL:https: //www. cfr. org/backgrounder/chinas-big-bet-soft-power(Дата обращения: 29.09.2018)
James McBride. Building the New Silk Road [Electronic resource] // Council on Foreign Relations : electron. magaz.-URL: https://www.cfr.org/backgrounder/building-new-silk-road (Дата обарщения: 26.09.2018)
Joel Backaler. 5 Reasons Why Chinese Companies Go Global [Electronic resource] // Forbes: electron. magaz.-URL:
https: //www. forbes. com/sites/j oelbackaler/2014/05/06/5-reasons-why-chinese-companies-go-global/#3548c77d105d(Дата обращения: 24.09.2018)
Jean-Marc F. Blanchard. Revisiting Chinese neocolonialism [Electronic resource] // The Japan Times: electron. magaz.-
URL:https://www.japantimes.co.jp/opinion/2018/02/11/com mentary/world-commentary/revisiting-chinese-neocolonialism/#.Ww2SLC9eNAY(Дата обращения:
28.09.2018)
Witney Schneidman, Joel Wiegert. Competing in Africa: China, the European Union, and the United States. [Electronic resource] // Brookings - URL: https://www.brookings.edu/blog/africa-in-focus/2018/04/16/competing-in-africa-china-the-european-union-and-the-united-states/ (Дата обращения: 22.09.2018)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Charles Wolf, Xiao Wang, Eric Warner. China's Foreign Aid and Government-Sponsored Investment Activities. [Electronic resource] // RAND corporation -URL:
https://www.rand.org/pubs/research_reports/RR118.ht ml (Дата обращения: 25.09.2018)
2. China Global Investment Tracker [Electronic resource] // :American Enterprise Institute - URL: http://www.aei.org/china-global-investment-tracker/^aTa обращения: 25.09.2018)
3. E-commerce в Китае [Электронный ресурс] // Eurasia Development Ltd: сайт.- URL: http ://chinanew.tech/e_commerce_china_1(Дaтa обращения: 28.09.2018)
4. Eleanor Albert. China's Big Bet on Soft Power [Electronic resource] // Council on Foreign Relations : electron. magaz.-URL:https://www.cfr.org/backgrounder/chinas-big-bet-soft-power(Дaтa обращения: 29.09.2018)
5. James McBride. Building the New Silk Road [Electronic resource] // Council on Foreign Relations : electron. magaz.- URL: https://www.cfr.org/backgrounder/building-new-silk-road (Дата обарщения: 26.09.2018)
6. Joel Backaler. 5 Reasons Why Chinese Companies Go Global [Electronic resource] // Forbes: electron. magaz.- URL: https://www.forbes.com/sites/joelbackaler/2014/05/06/ 5-reasons-why-chinese-companies-go-global/#3548c77d105d(Дaтa обращения: 24.09.2018)
7. Jean-Marc F. Blanchard. Revisiting Chinese neocolonialism [Electronic resource] // The Japan Times: electron. magaz.-URL:https://wwwjapantimes.cojp/opinion/2018/02/11 /commentary/world-commentary/revisiting-chinese-neocolonialism/#.Ww2SLC9eNAY(Дaтa обращения: 28.09.2018)
8. Witney Schneidman, Joel Wiegert. Competing in Africa: China, the European Union, and the United
States. [Electronic resource] // Brookings - URL: https://www.brookings.edu/blog/africa-in-focus/2018/04/16/competing-in-africa-china-the-european-union-and-the-united-states/ (Дата
обращения: 22.09.2018)
9. Грачиков Е. Н. Взгляд Китая на современное мироустройство и многополярность [Электронный ресурс] // Геополитика Катая - URL: http://china-geopolitics.ru/vzglyad-kitaya-na-sovremennoe-miroustr/ (Дата обращения: 24.09.2018)
10. Иностранные инвестиции Китая за десять лет могут достигнуть $ 1,5 трлн [Электронный ресурс] // Eurasia Daily : сайт. - URL: https://eadaily.com/ru/news/2017/10/31/inostrannye-investicii-kitaya-za-desyat-let-mogut-dostignut-15-trln (Дата обращения: 21.09.18)
11. Михневич С. В. Панда на службе дракона: основные направления и механизмы политики «Мягкой силы» Китая // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. - №2. - С. 95 - 129.
12. СМИ: капитализация Alibaba Group достигла $500 млрд [Электронный ресурс] // TACC : сайт. -URL: https://tass.ru/ekonomika/4904625 (Дата обращения: 29.09.18)
Chinese business policy abroad
© Tsareva V., 2018
This article tells the main directions of Chinese business policy abroad: direct investment infrastructure projects, credit financing. China is a leader in the world economy and politics, investing in the modernization of its economic potential and business tools. China has achieved significant results in the international scene due to competent use of a set of different mechanisms.
Keywords: economics, business, Chinese business politics, China
УДК 005.336
ИНТЕЛЛЕКТ — АЛЬТЕРНАТИВА НЕФТИ
© Чиркова Н. И., 2018
ОАО «Иркутский НИАТ», г. Иркутск
Бизнесу не хватает прибыльных проектов. Чтобы выжить в условиях конкуренции, необходима ценная идея, которая обеспечит прорыв. В то же время новое поколение талантливых энергичных людей смогли бы эти проекты создавать. Для этого необходима стройная, слаженная Система генерирования нового продукта, включающая инструменты по его созданию. В статье предлагается использовать новые возможности, ведущие в успешное будущее.
Ключевые слова: внутренние ресурсы человека, интеллект, интеллектуальные разработки, инструменты генерирования идей, информационная база, источники идей, методы, система мышления, творческие решения
С
еичас ведущие компании по всему миру важная задача перед человеком состоит в развитии
включились в разработку искусственного и усилении собственного интеллекта.
интеллекта. Это приветствуется, хотя более Всем известно, что человек не способен
использовать свое мышление на сто процентов,