РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 18 • Номер 19 • октябрь 2017
ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
издательство
Креативная экономика
Бизнес-планирование в фитнес-индустрии
Ащеулов А.В. 1
1 Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В данной статье рассматриваются теоретические аспекты бизнес-планирования в фитнес-индустрии, которая является активно развивающимся направлением бизнеса. Целесообразность бизнес-планирования в фитнес-индустрии обусловлена государственной политикой популяризации здорового образа жизни, а также тем, что количество потребителей услуг фитнес и спортивных клубов за последние пять лет возросло вдвое, количество фитнес-клубов повысилось на 91,6%, а объем продаж организаций фитнес-индустрии увеличился на 99,5%. Представленная в статье информация направлена на формирование компетенций спортивных менеджеров в области планирования и оказание помощи при создании бизнес-плана фитнес или спортивного клуба. В статье рассмотрены факторы, обуславливающие создание бизнеса в фитнес-индустрии, варианты бизнес-моделей, структура бизнес-плана фитнес-клуба с подробной характеристикой каждого раздела данной структуры, правила оформления и способы создания бизнес-плана фитнес или спортивного клуба.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: бизнес-планирование, фитнес-индустрия, спортивный менеджер.
Business planning in fitness industry
Ascheulov A.V. 1
1 Kuban State University of Physical education, Sport and Tourism, Russia
введение
Цель данной статьи состоит в оценке фитнес-индустрии с точки зрения экономической эффективности данной сферы бизнеса и целесообразности формирования бизнес-планов фитнес или спортивных клубов. Фитнес-индустрия является одним из наиболее развивающихся направлений малого и среднего бизнеса. Создание различных фитнес и спортивных клубов активно поддерживается государством в рамках спортивной политики и популяризации здорового образа жизни. В начале своего развития фитнес-индустрия была представлена рядом иностранных брендов, имеющих филиалы в основном в крупных городах страны. На данный момент фитнес-индустрия активно развивается, ежегодно появляется значительное количество новых брендов, открываются филиалы существующих российских брендов (которые являются лидерами индустрии), увеличивается число потребителей.
По данным Министерства спорта РФ, в 2016 г. количество фитнес и спортивных клубов в России увеличилось на 91,6% по сравнению с данными 2012 г., а численность пользователей услуг фитнес-индустрии за тот же период возросла в 2 раза (рис. 1, 2) [1].
Фитнес и спортивные клубы предоставляют широкий спектр услуг (занятия на силовых и кардиотренажерах; плавание и аквааэробика; групповые программы (аэробика, танцы, йога, пилатес); персональные тренировки; занятия по различным единоборствам; занятия по игровым видам спорта; детский фитнес; скалолазание и т.д.), что позволяет привлекать потребителей различных возрастных групп, заинтересованных в разнообразных спортивных направлениях. Это обеспечивает стабильную и постоянно возрастающую прибыль организациям фитнес-индустрии [2] (Tarasenko A., Osik V., Lyzar O., Voevodina S., Guseva I., 2014). По данным Министерства спорта РФ, объем продаж фитнес-услуг в 2016 г. по сравнению с 2012 г. вырос на 99,5% (54,8 млрд руб.) (рис. 3) [1].
Как видно из рисунков 1-3, предприятия фитнес-индустрии являются прибыльным, востребованным у потребителей, активно развивающимся видом бизнеса. В связи с этим актуальной является подготовка спортивных менеджеров, обладающих компетенциями управляющего и способных составлять бизнес-планы спортивных организаций.
Бизнес-планирование - это один из видов управленческой деятельности по созданию планов развития организации в будущем, с постановкой целей и определением задач этого развития, выбором путей и способов их достижения, выявлением и распределением необходимых ресурсов [3] (Sergeev A.A., 2016).
ABSTRACT:_
The article considers theoretical aspects of business planning in fitness industry, which is an actively developing direction of business. The feasibility of business planning in fitness industry is determined by the state policy promoting healthy lifestyle, and also by the fact that the number of consumers of fitness and sports clubs has doubled in the last five years, the number of fitness clubs has increased by 91.6%, and the sales of fitness organizations have increased by 99.5%. The information of the article is aimed at forming the competencies of sports managers in planning and assisting in the creation of a business plan for a fitness or sports club. We consider the factors affecting business creation in the fitness industry business model options, the structure of business plan of fitness club with detailed characteristics of each section of the structure, the rules of registration and ways to create a business plan for a fitness or sports club.
KEYWORDS: business planning, fitness industry, sports manager
JEL classification: M21, Z20, Z23 Received: 25.08.2017 / published: 16.10.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Ascheulov A.V. (asheulov.160mail.ru)
CITATION:_
Ascheulov A.V. (2017) Biznes-planirovanie v fitnes-industrii [Business planning in fitness industry]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (19). - 2879-2890. doi: 10.18334/rp.18.19.38326
Рисунок 1. Динамика количества фитнес и спортивных клубов, ед. Источник: составлен автором.
■ Численность пользователей услуг фитнес-клубов России, чел.
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
1613152 1981117 2590262 3413412 3992488
Рисунок 2. Динамика численкксти п ользователей услуг фитнес-клубов
России, чел. Источник: составлен автором.
ОБ АВТОРЕ:_
Ащеулов Александр Валерьевич, доцент кафедры экономики и менеджмента, кандидат экономических наук (asheulov.160mail.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Ащеулов A.B. Бизнес-планирование в фитнес-индустрии // Российское предпринимательство. - 2017. -Том 18. - № 19. - С. 2879-2890. doi: 10.18334/гр. 18.19.38326
Рисунок 3. Динамика объема продаж фитнес-услуг в России, млрд руб. Истачник: составлен автором.
При создании бизнеса в любой отрасли необходимо начать с выбора местоположения будущей организации. Применительно к фитнес-индустрии спортивному менеджеру целесообразнее выбрать активно развивающийся микрорайон города с динамичным строительством жилых многоквартирных домов, что обеспечивает:
• возможность аренды помещения в жилом доме;
• постоянно растущую базу клиентов;
• малое количество конкурентов.
Местоположение фитнес или спортивного клуба должно быть удобным для потребителя, т.е. должен обеспечиваться принцип «шаговой доступности». Затем осуществляется выбор необходимого помещения, площадь которого не должна быть меньше 200 м2, а высота потолков не меньше 4 метров. Помещение не обязательно покупать, оно может быть арендовано и желательно сразу оплатить аренду за полгода [4] (Уовуойта Б., 2015).
Далее необходимо выбрать бизнес-модель:
• франшиза известного бренда;
• свой собственный бренд.
Независимо от выбора бизнес-модели спортивному менеджеру необходимо составить бизнес-план, так как он позволяет оценить эффективность будущего бизнеса. С целью выявления наименее затратного и наиболее экономически эффективного вида бизнес-модели рекомендуется составлять планы на оба варианта. Структура бизнес-плана представлена на рисунке 4.
Применительно к фитнес-индустрии в разделе «Описание бизнеса» спортивный менеджер должен указать следующую информацию:
1) Цели и задачи бизнес-плана.
2) Анализ фитнес-индустрии (по следующим показателям: объем продаж фитнес-услуг в России, регионе и районе, в котором планируется открыть фитнес-клуб; количество фитнес-клубов в России, регионе и районе, в котором планируется открыть фитнес-клуб; численность пользователей услуг фитнес-клубов в России, регионе и районе, в котором планируется открыть фитнес-клуб) с использованием статистических данных Министерства спорта России и региональных спортивных министерств.
3) Необходимое юридическое обеспечение бизнес-плана (для фитнес-клуба необходимо оформить следующие документы: зарегистрировать ИП или ООО; получить разрешения от Роспотребнадзора, пожарной инспекции, администрации района; открыть расчетный счет в банке; изготовить печать и приобрести кассовый аппарат).
4) Основные данные о фитнес-клубе, его организационная форма и краткая характеристика инфраструктуры.
5) Отличительные от конкурентов компетенции фитнес-клуба и ключевые факторы успеха (например, персонал более высокой квалификации имеющий звания
Рисунок 4. Структура бизнес-плана Истачник: составлен автором.
мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта, победители различных спортивных соревнований; виды услуг, не предоставляемые другими фитнес-клубами и т.д.).
6) Используемая система налогообложения. Для организаций фитнес-индустрии предлагается использовать упрощенную систему налогообложения в рамках которой:
• условия применения: менее 100 чел. сотрудников; менее 150 млн руб. дохода; менее 150 млн руб. остаточной стоимости;
• заменяет налоги: налог на доходы физических лиц в отношении доходов от предпринимательской деятельности; налог на имущество физических лиц, по имуществу, используемому в предпринимательской деятельности; налог на добавленную стоимость.
• объектом налогообложения является: прибыль до налогообложения (все доходы за минусом всех расходов);
• ставка налога: 15%;
• налоговый период: год.
7) Краткая характеристика предоставляемых фитнес-клубом услуг (для старта деятельности необходимо начать с наиболее популярных фитнес-услуг, таких как занятия в тренажерном зале, групповые программы, боевые искусства, танцевальные направления, спортивный массаж).
В маркетинговом разделе спортивному менеджеру необходимо указать:
1) Название и логотип фитнес-клуба (целесообразнее разработать несколько вариантов названия и логотипа (рисунки следует поместить в приложения к бизнес-плану)).
2) Данные БШОТ-анализа (необходимо проанализировать внутреннюю и внешнюю среду организации и выявить сильные и слабые стороны фитнес-клуба, а также стоящие перед ним угрозы и возможности) [5] (Getman E., Gremina L., 2017).
3) Цены на услуги и объем продаж:
- проанализировать цены конкурентов фитнес-индустрии района, в котором планируется открытие фитнес-клуба (на начальном этапе желательно выставить цены на несколько процентов меньше чем у конкурентов);
• определить часы работы фитнес-клуба (желательно: полная неделя с 9.00 до 21.00);
• определить количество часов услуги в неделю (примерные часы таковы: занятие в тренажерном зале - 30 часов (приблизительно по 4 часа в день), групповые программы и боевые искусства - 20 часов (приблизительно по 3 часа в день), спортивный массаж и танцевальные направления - 10 часов (приблизительно по 1 часу в день));
• определить среднюю величину заполняемости фитнес-клуба по видам услуг;
• рассчитать объем продаж по каждому виду услуги фитнес-клуба, умножив цену на услугу на количество часов услуги в неделю и на среднюю величину заполня-емости фитнес-клуба по данному виду услуги.
4) Мероприятия по рекламе и продвижению услуг фитнес-клуба.
5) Стратегию маркетинга.
В производственном разделе спортивным менеджером указывается следующая информация:
1) Описание услуг и планируемое их развитие. Применительно к фитнес-инду-стрии в данном подразделе необходимо представить следующую информацию:
• виды занятий, предлагаемые клиентам;
• имеется ли у фитнес-клуба сайт;
• способы записи на занятия;
• возможно ли оказание дополнительных услуг и какие это услуги (например, фитнес-бар, продажа спортивной амуниции и т.д.);
• возможна ли запись на индивидуальные занятия;
• необходимо ли привлекать инструкторов с имеющейся клиентской базой;
• как фитнес-услуги будут развиваться в будущем (открытие новых направлений групповых, танцевальных занятий и боевых искусств и т.д.).
2) Основные средства, нематериальные активы и запасы необходимые для деятельности фитнес-клуба (с расчетом затрат на данные виды активов). Для деятельности фитнес-клуба могут понадобиться следующие основные средства, нематериальные активы и запасы (рис. 5).
3) Данные по расходам на ремонт помещения (необходимо рассчитать затраты на окрасочные и штукатурные работы, замену окон, дверей и ремонт пола, установку перегородок, вентиляционных систем, водопровода и канализации, изготовление и установку вывески на фасад, материалы необходимые для ремонта).
4) Арендная плата (с учетом того, что для тренажерного зала площадь на каждого человека должна составлять 6 м2 с примерной заполняемостью в 15 человек, для зала групповых программ и танцевальных направлений площадь на каждого человека должна составлять 2 м2 с примерной заполняемостью в 12 человек, для зала боевых искусств площадь должна составлять не менее 90 м2, для раздевалок, ресепшн и коридоров общая площадь должна быть не менее 100 м2, для кабинетов администрации общая площадь должна быть не менее 30 м2).
5) Расходы на коммунальные услуги, услуги связи, Интернет и обслуживание кассового аппарата.
6) Штатное расписание. В штат сотрудников фитнес-клуба могут входить: директор, бухгалтер, тренер тренажерного зала, тренер танцевальных и групповых программ, тренер боевых искусств, администратор, массажист, охранник, специалист по информационным технологиям, специалист по ремонту спортивного оборудования, технический служащий.
7) Фонд оплаты труда и отчисления на социальные нужды (пенсионное, медицинское и социальное страхование работников).
В организационном разделе спортивному менеджеру необходимо указать следующую информацию:
Основные средства
Запасы
Тренажеры для тренажерного зала Необходимое оборудование для групповых программ, танцевальных направлений и боевых искусств Необходимое оборудования для спортивного массажа Зеркала для залов Столы и стулья
Скамьи и шкафчики в раздевалки Стойка, стулья, кресла, ноутбук и принтер для ресепшн
Хролодильники для напитков Пожарные шкафы и огнетушители в каждом помещении Душевые кабины и другая сантехника Музыкальные центры для танцевальных и групповых занятий Осветительные приборы Кондиционеры Системы наблюдения Кулеры для воды
Полотенца Простыни Минеральная вода Салфетки
Одноразовые стаканы Вода для кулера Канцелярские товары Моющие средства
Нематериальные активы
1С: Предприятие 8. Фитнес-клуб 1С: Упрощенка 8 Сайт фитнес-клуба
Рисунок 5. Основные средства, запасы и нематериальные активы фитнес-клуба Источник: составлен автором.
1) Кадровая политика фитнес-клуба. В данном подразделе указываются требования при наборе персонала, должностные инструкции, способы подбора персонала, методы обучения и переподготовки персонала, методы стимулирования персон ала, методы повышения организационной культуры.
2) Данные о владельце фитнес-клуба и ключевых менеджерах.
3) Календарный план работ по созданию фитнес-клуба (с указанием сроков и ответственных исполнителей).
В финансовом разделе спортивным менеджером составляется:
1) План финансовых результатов фитнес-клуба.
2) План движения денежных средств фитнес-клуба.
3) Плановый бухгалтерский баланс фитнес-клуба.
В разделе «Оценка рисков плана» спортивным менеджером указываются риски, с которыми можно столкнуться при создании фитнес или спортивного клуба (экономический кризис, изменение законодательства, изменение идеологии связанной со здоровым образом жизни, увеличение числа конкурентов, поломка спортивного оборудования, некомпетентность тренеров, моральный износ оборудования, неудачное размещение фитнес-клуба), с выявлением вероятности их наступления и тяжестью последствий (составляется матрица дифференциации рисков), и на основе этой информации разрабатываются мероприятия по снижению негативных проявлений рисков.
В разделе «Оценка эффективности плана» спортивному менеджеру необходимо определить точку безубыточности (это позволит выявить срок окупаемости фитнес-клуба) и ряд экономических показателей, таких как: бухгалтерская норма доходности, дисконтированный срок окупаемости, чистая приведенная стоимость, индекс прибыльности.
В приложениях к бизнес-плану фитнес-клуба может содержатся следующая информация:
• аудиторские заключения;
• копии патентов и лицензий;
• подробное описание услуг фитнес-клуба;
• копии юридических документов;
• организационная структура фитнес-клуба;
• громоздкие таблицы и рисунки;
• отзывы, рекомендации и ходатайства различных авторитетных спортивных организаций;
• конфиденциальная информация.
Резюме бизнес-плана фитнес или спортивного клуба составляется в последнюю очередь, так как включает в себя ключевые аспекты из различных разделов бизнес-плана (объем резюме не должен превышать 1-2 страниц).
Объем бизнес-плана фитнес или спортивного клуба не должен превышать 15-20 страниц. Информация должна представляться доступным, понятным языком.
Следует также отметить, что спортивному менеджеру не обязательно самостоятельно составлять бизнес-план. Если используется бизнес-модель, предполагающая покупку франшизы, зачастую франчайзер предоставляет помощь по бизнес-планированию. Если же используется бизнес-модель, предполагающая создание собственного
бренда, спортивный менеджер может обратиться за услугой по бизнес-планированию к специализированным организациям.
Также спортивный менеджер может самостоятельно создать бизнес-план фитнес или спортивного клуба, используя специализированные компьютерные программные продукты.
Заключение
Фитнес-индустрия является активно развивающимся, пользующимся высоким спросом у потребителей и способствующим исполнению государственной политики по популяризации физической культуры, спорта и здорового образа жизни видом предпринимательской деятельности. В связи с этим создание бизнес-плана фитнес или спортивного клуба является привлекательной и экономически эффективной сферой для малого и среднего бизнеса. При создании бизнеса в фитнес-индустрии необходимо учитывать ее особенности, такие как:
• довольно широкий спектр услуг, оказываемых только фитнес или спортивными клубами, что предоставляет больше возможностей для развития;
• получение специальных разрешений и лицензий на ведение деятельности (например, при оказании услуг по медицинскому массажу не только массажист, но и предприниматель должен иметь медицинское образование);
• отсутствие ценового регулирования со стороны государства;
• специфика помещений для занятий физической культурой и спортом с учетом всех нормативов;
• специфика основных средств и запасов;
• низкое количество квалифицированных спортивных менеджеров и специалистов по ремонту спортивного оборудования на рынке труда [6];
• специфика разработки индивидуальных программ занятий для каждого посетителя с учетом физических данных и медицинских показателей.
Опираясь на представленную в данной статье информацию, предприниматель или спортивный менеджер может приобрести дополнительную компетенцию, позволяющую ему организовать собственное дело в фитнес-индустрии, а также составить грамотный бизнес-план.
ИСТОЧНИКИ:
1. Официальный сайт Министерства спорта РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://
www.minsport.gov.ru/.
2. Тарасенко А., Осик В., Лызарь О., Воеводина С., Гусева И. Современные проблемы
физкультурно-оздоровительной деятельности в сфере фитнеса // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2014. - № 3. - с. 71-76.
3. Сергеев А.А. Бизнес-планирование. / Учебник и практикум для бакалавриата и ма-
гистратуры. - М.: Юрайт, 2016. - 463 с.
4. Воеводина С. Управление доступностью услуг массового спорта в реализации стра-
тегии повышения качества жизни населения. / Сборник статей VII Международной
научно-практической конференции., 2015. - 4-8 с.
5. Гетман Е., Гремина Л. Маркетинговое управление на конкурентном рынке как осно-
ва эффективной деятельности спортивной организации // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 5-1(82-1). - с. 539-544.
6. Тарасенко А., Фомиченко С., Воеводина С., Маркина М. Проблемы качества выс-
шего образования в области физической культуры и спорт // Актуальные вопросы
физической культуры и спорта. - 2009. - с. 219-225.
REFERENCES:
Getman E., Gremina L. (2017). Marketingovoe upravlenie na konkurentnom rynke kak osnova effektivnoy deyatelnosti sportivnoy organizatsii [Marketing management on the competitive market as a basis of effective activity of sports organization]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (5-1(82-1)). 539-544. (in Russian).
Sergeev A.A. (2016). Biznes-planirovanie [Business planning] M.: Yurayt. (in Russian).
Tarasenko A., Fomichenko S., Voevodina S., Markina M. (2009). Problemy kachestva vysshego obrazovaniya v oblasti fizicheskoy kultury i sport [Problems of the quality of higher education in physical education and sports]. Aktualnye voprosy fizicheskoy kultury i sporta. 11 219-225. (in Russian).
Tarasenko A., Osik V., Lyzar O., Voevodina S., Guseva I. (2014). Sovremennye problemy fizkulturno-ozdorovitelnoy deyatelnosti v sfere fitnesa [Modern problems of sport and recreational activities in fitness]. Fizicheskaya kultura, sport - nauka i praktika. (3). 71-76. (in Russian).
Voevodina S. (2015). Upravlenie dostupnostyu uslug massovogo sporta v realizatsii strategii povysheniya kachestva zhizni naseleniya [Managing accessibility of mass sports services in the implementation of the strategy for improving the quality of life of the population] (in Russian).