УДК: 2964
Алимгафаров Л. И. студент 2 курса бакалавриата направление «Экономика предприятия» Научный руководитель: Сабирова З.З.
Башкирский Кооперативный Институт
Россия, г. Уфа
БИЗНЕС-ПЛАН И ЕГО РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация: в данной статье раскрывается понятие бизнес-планирования а также его роль в деятельности предприятия.
Ключевые слова: предприятие; управление; бизнес-планирование; бизнес-план.
BUSINESS PLAN AND ITS ROLE IN THE ENTERPRISE
ACTIVITIES
Alimgafarov L.I.
Bachelor student, BCI Scientific supervisor: Sabirova Z.S.
Bashkir Cooperative Institute Russia, Ufa
Abstract: This article reveals the concept of business planning as well as its role in the activities of the enterprise.
Keywords: enterprise; management; working capital; assets; analysis; profit.
В современном мире рыночной экономики среди индивидуальных предпринимателей знание ценится превыше всего, так как для стабильного и долговременного успеха в бизнесе нужно постоянно находить и аккумулировать сведения о рынке, конкурентах, своих недостатках и сильных сторонах.
Бизнес-планирование - это один из самых значимых и эффективных инструментов при планировании и менеджменте организации. Ученые утверждают, что любая компания нуждается в планировании, в большей мере в кризисное время или в условиях шаткости внешней среды, поскольку планирование позволяет учесть сильные и слабые стороны предприятия, своевременно подготовится и грамотно обогнуть трудные положения, и, благодаря этому ослабить риск при достижении своих целей.
Одна из главных проблем - привлечение новых инвесторов в возникающие предприятия. Чтобы они заинтересовались организацией, нужно грамотно обосновать и аргументировать, для чего компании нужны данные инвестиции. Именно для этого и некоторых других задач и существует бизнес- план.
Сегодня бизнес-план - это неотъемлемый инструмент, который используется во всех областях промышленной индустрии. В бизнес-плане
излагается сама функциональность организации, демонстрируется, как именно ее руководители будут добиваться своих планов и увеличения производительности. Грамотно сделанный бизнес-план может подсобить фирме поднять свою прибыль, занять господствующее место на рынке, на котором на существует, а также создавать новые, перспективные пути для своего дальнейшего развития. [1]
Формирование бизнес-плана помогает организации грамотнее использовать активы фирмы. Моментальная и адекватная реакция на перемены рынка способствует повышению конкурентоспособности организации и выводу фирмы в лидеры в соперничестве за клиентов.
Благодаря бизнес-плану фирма может избегать ошибок с помощью продуманных шагов. Бизнес-план регулярно приводится до состояния актуальности, в него вносят изменения, связанные с изменениями, которые случаются на рынке, на котором функционирует фирма, а также в глобальной экономике.
Постоянное поддерживание бизнес-плана в соответствии с трендами позволяет применять его как инструмент оценки многих результатов предприятия. Бизнес-план обычно создается на 3-5 лет.
Исследования показывают, что бизнес терпит крах в силу 3 причин:
1. Неспособность заниматься этим из-за физических и аналитических
причин - 35%.
2. Нехвата опыта управления - 25-25%
3. Нехватка профессиональных навыков - 13-15%.
Бизнес-план организации призван дать ответ на 3 вопроса:
• Текущее положение фирмы?
• Желаемое положение?
• Как эффективнее всего достичь это положение? [2]
С точки зрения экономической теории бизнес-план осуществляет 3 функции:
1. Разработка стратегии дальнейшего функционирования организации. Этот пункт особо востребован в момент создания компания и выбора направления деятельности фирмы.
2.Планирование.Этот пункт используется для экономического анализа выбранного направления функционирования фирмы или для контроля осуществления бизнес-плана.
3.Пиар-ход. Этот пункт нужен для вербовки новых возможных компаньонов. Они могут внести в будущий проект личный капитал или помочь найти новые источники. В таких моментах бизнес-план существует для того, чтобы удостоверить потенциальных компаньонов в целостности вашего проекта и их участия в нем.
Ученые зафиксировали 4 стадии в процессе бизнес-плана:
• Предварительная
• Создания бизнес-плана
• Внедрение бизнес-плана на рынок
• Воплощение в жизнь
Основным аспектом предварительной стадии является образование многообещающей бизнес-идеи.
Источниками данных идей являются:
• мнение клиентов
• товар конкурентов
• отзыв сотрудников отдела маркетинга
• различные научные работы
Продвижение идеи-этой трудная стадия описания проекта. Исходный момент продвижения бизнес-плана - это демонстрация самой идеи.
Демонстрация бизнес-плана - это небольшой пересказ главных пунктов во время конференций с возможными партнерами.
В пункт воплощения в жизнь входит время от решения о вложениях до начального этапа воплощения в жизнь данного проекта.
Этап воплощения в жизнь означает реализовать все цели организации и превратить проект в существующую фирму, приносящий прибыль. [3]
Таким образом, бизнес-план - это документ, в котором написаны самые главные моменты деятельности компании исследуются основные трудности, которые могут возникнуть в процессе функционирования фирмы, а также определяются рациональные способы выхода из трудных ситуаций.
В бизнес-плане нуждаются не только большие организации, а всем предприятиям, любых форм, главным образом для того, чтобы исследовать будущие идеи, проверить их целостность, разумность, с помощью чего понизить шанс неудач.
Использованные источники:
1. Абрамс, Р. Бизнес-план на 100%: Стратегия и тактика эффективного бизнеса. 2-е изд. / Р. Абрамс. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 486 с.
2. Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. — М.: Форум, 2014. — 256 с. З.Бронникова, Т.С. Разработка бизнес-плана проекта: Учебное пособие / Т.С. Бронникова. — М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2015. — 224 с.