УДК 378.14
Бизнес-образование в туризме
Сапожникова Елена Николаевна, доцент, [email protected],
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
г. Москва
A few basic methodological principles offorming the program are the basis of business-education in Russia. Analysis of existing programs revealed six major areas of business-education in the sphere of tourism.
Основу бизнес-образования в России составляют несколько базовых методических принципов построения программ. Анализ существующих программ позволил выявить шесть основных направлений развития бизнес-образования в индустрии туризма.
Key words: business-education, the Bologna system of education, the system of industrial practice in tourism
Ключевые слова: бизнес-образование, болонская система образования, система производственных практик в туризме
Бизнес-образование как явление появилось в нашей стране сравнительно недавно, но быстро приобрело большую популярность. Различные вузы и бизнес-школы предлагают большое количество программ бизнес-образования. Проводятся семинары, тренинги, с помощью которых все больше людей целенаправленно повышают свой профессиональный уровень. Вопросы, посвященные повышению качества бизнес-образования в России, рассматриваются на многочисленных конференциях, проходящих во многих районах страны. Люди, имеющие бизнес-образование, имеют больше преимуществ на рынке труда. Поэтому бизнес-образование сотрудников все чаще становится одним из базовых принципов стратегического развития фирм, предприятий и учреждений [4].
Организация бизнес-образования -- вопрос многогранный. Во многих статьях и даже специализированных программах бизнес-образование называют бизнес-обучением. Поэтому прежде, чем рассматривать особенности бизнес-образования в туризме, имеет смысл коротко остановиться на специфике самого понятия. Сегодня не прекращается путаница: бизнес-образование упорно смешивается с классическим университетским образованием, и наоборот. От этого смешения проигрывает и академическое образование,
и бизнес-образование, и потребители образовательных услуг. Различие между этими двумя понятиями заключается в том, что классическое университетское или институтское образование - это приобретение максимума фундаментальных академических знаний (на лекциях, семинарских и практических занятиях) и определенного минимума практических навыков, полученных во время полевых и производственных практик по специальности. Это и есть собственно процесс профессионального обучения, в том числе обучение ведению бизнеса.
Бизнес-образование дополняет классическое, профессиональное образование рядом новых моментов и характеристик, необходимых для работы в условиях рынка. В современных условиях профессиональные знания (квалификация) должны быть дополнены инициативностью, готовностью принимать решения, брать на себя
ответственность и т.д.
Особенности бизнес-образования можно кратко сформулировать в виде базовых положений или принципов построения программ:
1) главной формой ведения занятий является организация практической
работы, обмен практическим опытом между участниками семинара, потому что обычно самый современный и потому ценный опыт еще не известен преподавателям. Его могут знать только сами слушатели, часто неосознанно, поэтому на занятиях преподавателю необходимо помочь слушателям осознать его и обменяться этим опытом;
2) основная фигура на занятиях по бизнес-образованию - слушатель,
преподаватель как наставник опасен, иногда вреден, поскольку он может убедить слушателей в ценности того, что уже устарело. Важным качеством является умение молчать в течение значительной части занятия, слушать и слышать выступающих, вычленять в их выступлениях новые, ранее неизвестные идеи и обращать на них внимание присутствующих;
3) главное - научить слушателей учиться самостоятельно, дать им
необходимый инструментарий и технику подготовки принятия решения. Преподаватель заявляет общую тему занятия или дискуссии, результат формируется и формулируется самими слушателями в ходе обсуждения. Преподаватель не должен давать готовых решений, потому что решения в бизнесе принимаются непосредственно его участниками (руководителями, технологами, маркетологами и т. п.), а не преподавателями. Итоговый результат всегда бывает многоплановым и многозначным, потому что в зависимости от уровня профессиональной подготовки, занимаемой должности и ряда других вводных каждый из слушателей выбирает из множества свой вариант решения проблемы, который является частью целого и одновременно представляет самостоятельную ценность;
4) для сохранения и развития своего бизнеса работники фирм и предприятий часто вынуждены искать новые подходы к системе использования имеющимися ресурсами, потому что привычные алгоритмы принятия решений могут не давать ожидаемого эффекта. Специалисту предприятия ежедневно приходится решать десятки разноплановых проблем, постоянно переключаясь с одной на другую в высоком темпе, поэтому важно обучить выработке эффективных решений;
5) в условиях информационной революции «переварить» всю поступающую информацию невозможно. Слушатели должны научиться структурировать разнородную информацию для решения возникающих задач, необходимо научиться отбирать главное и видеть взаимосвязь между фактами и явлениями, при этом «переходные мостики» межпредметных связей в практике бизнеса обычно скрыты или отсутствуют. Хорошая программа бизнес-образования должна имитировать реальность, быть напряженной и слегка хаотичной. Программы бизнес-образования обычно имеют модульный характер, подобно образовательному конструктору;
6) важнейшая задача преподавателя - помочь слушателям стать командой, подружиться. Дружба и связи для специалистов в индустрии туризма часто важнее, чем собственно повышение своего личного, профессионального опыта, в реальной практической деятельности это обычно имеет первоочередное значение, поэтому бизнес-образование иногда называют корпоративным образованием [1].
Существующие программы бизнес-образования в целом призваны помочь слушателям приобрести вышеперечисленные знания, умения и навыки по следующим направлениям:
• общее управление организацией и управление финансами;
• лидерство в проекте, команде, организации;
• маркетинговые исследования и маркетинговые разработки, формирование положительного имиджа фирмы;
• эффективное управление персоналом организации;
• создание системы качества, обеспечивающей занятие передовых позиций на рынке услуг за счет создания продукта, отвечающего запросам потребителей и международным требованиям качества;
• антикризисное управление организацией, управление финансовыми рисками [2].
Несмотря на то, что наша страна вступила на путь бизнес-образования сравнительно недавно, но темпы его распространения впечатляют. Правда, наряду с
видимыми успехами есть и существенные недостатки. Возможно, одним из главных недостатков является однобокое понимание сферы применения бизнес-образования в России. «Бизнес-образование во всем мире - это образование для менеджеров и предпринимателей» - типичное выражение, характерное для преобладающего большинства специалистов, занятых в сфере бизнес-образования. «Именно эти люди формируют креативный, созидательный костяк политической и экономической системы любого общества» [3]. Аргумент приводится один: знания и навыки такого рода необходимы в области управления людьми и процессами. В ряде случаев право на бизнес-образование признается также за экономистами и политиками. Абсолютно соглашаясь с тем, что для менеджеров, политиков, предпринимателей и экономистов эти знания жизненно необходимы, можно только выразить крайнее недоумение, разве эти знания, умения и навыки необходимы только им? Как быть с организаторами производства, технологами, преподавателями вузов? Специалистам в этих областях деятельности тоже приходится общаться главным образом с людьми, причем на высоко профессиональном уровне. Им аналогичные знания, умения и навыки необходимы. Задачи, которые решают специалисты в данных областях деятельности также не поддаются полной формализации. Любой из вышеперечисленных специалистов ежедневно должен принимать десятки решений в условиях нехватки времени и постоянно изменяющейся внешней среды. Поэтому в большинстве развитых стран существуют не только бизнес-школы, но и технологические школы, программы, тренинги.
Учитывая место работы, читаемые учебные курсы и профиль научной деятельности автора, в данной статье будут рассмотрены соответствующие определенные направления бизнес-образования в индустрии туризма.
1. Сохранение и пропаганда стандартного подхода: программ типа МВА, которые полезны не только для менеджеров и предпринимателей, но и для организаторов и технологов, т.е. руководителей среднего звена средних и крупных туристских предприятий, а также преподавателей туристских вузов и колледжей.
2. Сохранение или создание системы курсов повышения квалификации (ФПК), на которых во время обучения важно использовать наряду с классическими (академическими) методами обучения, методики бизнес-образования. Необходимость существования таких курсов обусловлена тем фактом, что в индустрии туризма высок процент занятых не имеющих специального образования, в том числе среди руководящего звена, или выпускников туристских вузов, работающих не по специальности. Кроме того, значителен удельный вес работающих специалистов,
получивших высшее специальное образование на вечернем (очно-заочном) и заочном отделении, где в силу ограниченности учебных часов даже академическая система обучения дается в весьма сокращенном объеме.
3. Создание технологических школ, программ, тренингов, работающих по
методикам бизнес-образования.
Близится переход на болонскую систему образования. Не секрет, что хотя формально некоторые вузы уже объявили о переходе на эту систему, но фактически все работают по классическим методикам обучения. Прямым доказательством этого является тот факт, что ни в одном вузе туристского профиля в системе подготовки магистров нет курсов, проводимых на основе методик бизнес-образования. Между тем, именно это главная черта, отличающая болонскую систему от общепринятой в России системы подготовки специалистов высшего образования. Болонская система, как известно, включает два звена, этапа: бакалавриат и магистратуру. Подготовка бакалавров строится на основе использования классических (академических) методик обучения. Подготовка магистров в болонской системе построена с учетом использования методов бизнес-образования. В ряде стран удельный вес курсов, которые проводятся с использованием этих методик, составляет от 30 до 50% общего объема аудиторных часов. Поэтому проблема бизнес-образования в России - одна из самых актуальных и болезненных. Переход на болонскую систему потребует новых кадров преподавателей, а их нет. Уповать на то, что государство должно выделить деньги и отправить преподавателей на переподготовку не стоит. Даже если бы не было кризиса, таких денег нет. Кроме того, делать это абсолютно бессмысленно, потому что вернувшись на свои рабочие места большая часть преподавателей убедится в том, что реальная ситуация далека от идеала, рассматриваемого на курсах. И все вернется на «круги своя».
Суть проблемы в том, что использовать методики бизнес-образования можно только при условии, что студенты старших курсов, будущие магистры смогут стать собеседниками преподавателя, но для этого им нужен опыт практической работы, не исследовательской учебной или научной работы, а именно практической, туристской деятельности на рабочих местах в соответствующих отделах турфирм. За рубежом основу подготовки магистров туристского профиля, наряду с учебными курсами, составляют система практик в основных производственных отделах (технологическом, методическом, маркетинговом, рекламном и пр.) турфирм и соответствующие курсы, проводимые преимущественно по методикам бизнес-образования.
Поэтому реальный переход к магистерской системе в туристских вузах России начнется с коренной перестройки, а, точнее, создания системы производственных практик студентов в турфирмах. В настоящее время есть полевые практики: в музеях, заповедниках, национальных парках, гостиницах и т.п., но это все лишь частично по специальности «технология и организация туристской деятельности». Создание системы производственных практик - основная задача. Если удастся ее решить, осуществится и переход на болонскую систему.
Превращение летних практик студентов в производственные невозможно без налаживания тесных контактов кафедр «Технологии и организации туристической деятельности вузов» с местными турфирмами, экскурсионными бюро, заповедниками, национальными парками, санаториями и курортами, спортивными клубами и другими учреждениями и предприятиями индустрии туризма в районе планируемой практики. Договорные отношения позволят заблаговременно подготовить студентов к участию в работе конкретного отдела определенной турфирмы, а также по заданию соответствующих учреждений разработать экскурсии, маршруты, спортивные походы, анимационные мероприятия с тем, чтобы, прибыв на место практики, студенты могли активно включиться в производственный процесс. Местные турпредприятия выиграют от таких форм сотрудничества в первую очередь потому, что все материалы, которые привезут и на месте наработают студенты останутся в распоряжении турфирмы, равно как и доход, поскольку деятельность студентов в период практики не оплачивается. Для студентов это неоценимый и необходимый практический опыт, а для вуза - базовый материал, основа проведения бизнес-семинаров и учебных курсов.
В качестве успешного начала реализации такой программы действий можно привести пример деятельности Соловецкого музея-заповедника. Наряду с местными экскурсоводами в основной сезон работают студенты из Архангельского университета, которые проходят здесь обязательную практику, а некоторые имеют возможность дополнительного заработка вне времени практики не только экскурсоводами, но и в средствах размещения, питания и др. подразделениях местной индустрии туризма. Подготовкой студентов-экскурсоводов по специальной программе в течение учебного года занимаются совместно работники экскурсионного бюро Соловецкого музея и Архангельского университета.
Еще одно направление развития бизнес-образования в перспективе - создание специальных программ для технологов и организаторов индустрии туризма. Основу таких бизнес-программ составят, по мнению автора, туристские ресурсы и соответствующие им системы туристских услуг.
В большинстве турцентров Европы туристские ресурсы досконально изучены, на их основе создана система туруслуг, они систематизированы и каталогизированы. Существует огромное количество экскурсионных, анимационных и собственно туристских программ. Поэтому в любой момент по запросу одиночного туриста, группы или предприятия потребителю будут предложены на выбор: отдельная туруслуга, набор туруслуг или готовый тур. Поэтому за рубежом главный акцент делают на гостиничном аспекте, средство размещения ставится во главу угла, все остальное автоматически прилагается.
В России ситуация иная. В большинстве турцентров турресурсы изучены плохо, а системы туруслуг, которые являются одновременно турресурсами для формирования готового турпродукта (тура) и результатом деятельности турфирм, в большинстве случаев вообще отсутствуют. Создается впечатление, что часть турфирм просто не понимает, что такое турресурсы и что с ними делать, равно как не понимает, какие из достопримечательностей являются туристскими ресурсами, а какие нет. Поэтому в большинстве случаев турфирмы создают несколько стандартных туров и их предлагают на рынке с большей или меньшей степенью успешности. Но поскольку набор туруслуг в такой программе ограничен, турресурсы, на основе которых они созданы, широко известны и доступны, то программы таких туров почти сразу начинают предлагать в разных районах страны различные крупные туроператоры. Это приводит к вытеснению с туррынка небольших, местных турфирм. Запретами здесь ничего не изменишь. Ситуация может измениться и меняется в отдельных случаях только за счет детального изучения турресурсов на местах, создания на их основе широкого набора туруслуг и продвижения на рынок именно этих видов турпродуктов. В качестве успешного начала реализации такой программы действий можно привести пример деятельности Соловецкого музея-заповедника, который принимает и оказывает туруслуги отдельным туристам, самодеятельным и плановым, организованным группам туристов. На территории одновременно действуют туристско-экскурсионное бюро и паломническая служба, которые предлагают ряд интересных программ (туристских и экскурсионных), курируют размещение и питание туристов через самостоятельные, независимые средства размещения и общественного питания. По сути, они выполняют функции не только организаторов и турпосредников, но и консолидаторов, помогая составить или скоординировать тур альтернативным туристам. Кроме того, успешно функционирует местная турфирма, которая, рекламируя турресурсы, предлагает и реализует через Интернет собственные туры, организуя прием, размещение туристов и сотрудничая в оказании экскурсионных услуг с туристско-экскурсионным бюро или паломнической
службой по мере необходимости. Для успешной реализации такой сложной программы потребовались годы упорной работы и детального исследования ресурсов территории. Исследование ресурсов (самую трудоемкую часть работы) осуществляют в основном научные сотрудники музея-заповедника. Они также привлекают для прохождения летней практики студентов.
На основе детального изучения турресурсов территории страны предполагается создание «Живой карты туристских ресурсов России». Сбор необходимой информации в рамках данного проекта будет осуществляться объединенными усилиями преподавателей и студентов РГУТиСа и ИТиГа. Участие студентов и преподавателей в реализации проекта такого масштаба будет способствовать формированию у них системы знаний, умений и навыков практической работы, которые могут стать основой разработки методик бизнес-программ.
Таким образом, существуют два звена, которые объективно нуждаются друг в друге: с одной стороны, вузы (кафедры «Технологии и организации в туристической деятельности»), с другой стороны, турпредприятия или иные предприятия и учреждения (поставщики и/или исполнители туруслуг). Кафедры заинтересованы в помощи турфирм для организации производственных практик. На предприятиях и учреждениях индустрии туризма есть специалисты-практики, которые могут помочь студентам приобрести необходимые производственные навыки. Назовем другие важные аспекты сотрудничества:
1) специалисты-практики индустрии туризма для повышения своего профессионального уровня и повышения конкурентоспособности на рынке труда нуждаются в бизнес-образовании, которое они могут получить только по специальным программам и методикам в соответствующих вузах;
2) преподаватели вузов, ведущие соответствующие профессиональные курсы, для разработки и внедрения бизнес-курсов и программ нуждаются в отработке соответствующих методик, осуществить которые они могут только в процессе работы со студентами, прошедшими систему производственных практик, т.е. обладающими минимумом необходимых знаний, умений и навыков.
Для самостоятельного решения проблемы становления бизнес-образования у каждого звена нет достаточного количества сил и средств, пора объединять усилия. Процесс предстоит длительный и трудный, но начинать его необходимо.
Литература
1. http://www.businessleaming.ru/ (дата обращения 21.08.2010 г.)
2. http://www.gsom.pu.ш^mba/summarv/?utm source=google&utm medium=adwords&u Щ campaign=Executive МВА (дата обращения 12.08.2010 г.)
3. http://www.mbahse.ru/about (дата обращения 12.08.2010 г.)
4. http://www.spbmdc.ru/main/busines-obrazovanie/ (дата обращения 26.08.2010 г.)