Научная статья на тему 'Бизнес-модель системы показателей для управления логистикой многопрофильной компании'

Бизнес-модель системы показателей для управления логистикой многопрофильной компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / МНОГОПРОФИЛЬНАЯ КОМПАНИЯ / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / LOGISTIC / VERSATILE COMPANY / INDICATORS SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Большаков М. А.

Рассмотрены содержание и структура бизнес–модели показателей многопрофильной компании. На основе модели логистических заказов операционного уровня описаны методы расчета значений финансовых и нефинансовых показателей, необходимых для решения задач на различных уровнях управления корпоративной логистикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS MODEL OF INDICATORS SYSTEM FOR LOGISTICS MANAGEMENT OF THE VERSATILE COMPANY

The maintenance and structure of business model of indicators of the versatile company are considered. On the basis of model of logistic orders on operational level methods of calculation financial and not financial indicators are described, that’s necessary for the decision at various levels of management of corporate logistics.

Текст научной работы на тему «Бизнес-модель системы показателей для управления логистикой многопрофильной компании»

УДК 330.46:519.862.5

М.А. Большаков

БИЗНЕС-МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИКОЙ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ КОМПАНИИ

Рассмотрены содержание и структура бизнес-модели показателей многопрофильной компании. На основе модели логистических заказов операционного уровня описаны методы расчета значений финансовых и

нефинансовых показателей, необходимых для решения задач на различных уровнях управления корпоративной логистикой.

Логистика, многопрофильная компания, система показателей

M.A. Bolshakov

BUSINESS MODEL OF INDICATORS SYSTEM FOR LOGISTICS MANAGEMENT OF THE VERSATILE COMPANY

The maintenance and structure of business model of indicators of the versatile company are considered. On the basis of model of logistic orders on operational level methods of calculation financial and not financial indicators are described, that’s necessary for the decision at various levels of management of corporate logistics.

Logistic, versatile company, indicators system

В публикациях, раскрывающих содержание современных концепций и моделей управления логистическими системами, состав необходимых для реализации той или иной концепции системы показателей освещается достаточно подробно [0,0]. В то же время методическим аспектам задачи построения многомерных моделей и методик расчета показателей, необходимых для комплексного управления логистическими процессами многопрофильных компаний, уделено недостаточное внимание.

Многоаспектность деятельности многопрофильной компании обусловливает необходимость разработки и применения многомерной бизнес-модели системы показателей. В формализованном виде это означает, что бизнес-модель ВМ должна представлять собой отношение, заданное на декартовом произведении множеств показателей и структурных классификаций объектов учета и управления:

ВМ с Б х М, (1)

где D = Щ| i = 1,Nd,Nd = card(D)} — множество из ND элементов, каждый из которых описывает объекты учета и управления логистической системы по i -му аспекту структурной классификации, M = {Mj j = 1,Nm,Nm = card(M)} — множество из Nm элементовMj,

представляющих собой необходимые для оценивания показатели. В модели измерениями (dimension) являются время t и иерархически упорядоченные объекты учета и управления D : бизнес-направления, центры финансовой ответственности (ЦФО), корпоративный классификатор продуктов, контрагенты компании т.п. В качестве элементов множества мер (measure) M используются необходимые показатели, значения которых планируются и измеряются на уровне элементов множества объектов учета и управления.

Использование понятия бизнес-модели применительно к системе показателей призвано подчеркнуть, что рассматриваемые в настоящей работе информационно-логические модели и методы расчета значений показателей исходят из общего процессного и организационного описания (бизнес-моделирования) многопрофильной компании и не ограничивают выбор конкретных концепций и моделей для управления логистическими системами.

Практическая реализация многомерной модели BM невозможна без использования современных информационных технологий оперативной аналитической обработки (on-line analytical processing - OLAP) многомерных данных [0]. Для использования OLAP-технологии в системе показателей предлагается использовать соответствующую модель ло-

гистических заказов операционного уровня, обеспечивающую расчет значений показателей на самом нижнем уровне иерархии измерений бизнес-модели BM .

Для детализации показателей следует использовать транзакционные данные операционного (оперативного) уровня, которые содержат недостающую в первичных документах информацию по базам распределения финансовых и нефинансовых показателей [0]. Информационно-логическая модель заказа описывает состав самого заказа, взаимосвязи с объектами, отражающими состояние процессов выполнения и оплаты заказа, а также информационные связи с элементами измерениями D многомерной бизнес-модели BM .

В любой момент жизненного цикла заказа в оперативном учете доступны для использования связанные с ним значения показателей денежного потока (данные о суммах оплаты), продаж в стоимостном и натуральном выражении (стоимость и количество отгруженного), вида задолженности (кредиторская, дебиторская) и ее величины (разность между суммой оплаты и отгрузкой). Наряду с традиционным для позаказного учета расчетом себестоимости эта особенность обусловливает применение модели заказа в качестве базового объекта для расчета логистических показателей результативности и эффективности процесса продаж: доход, маржинальная прибыль, задолженность и т.п. Иными словами, заказ выступает фактором разнесения в многомерной бизнес-модели показателей процесса продаж по элементам множества измерений, имеющих с ним прямую связь (например, «Контрагенты», «Финансовая структура» и т.п.).

Для расчета значений показателей для измерений, непосредственно связанных только с позициями заказа, предложена процедура разнесения сумм оплаты по позициям заказа при поэтапном выполнении и/или оплате заказа, позволяющая получить на каждый момент времени 1 по каждой позиции заказа значения суммы полученных денег, стоимости отгруженного и зарезервированного товара.

Поясним на примере модели заказа на продажу, как рассчитываются значения основных финансовых показателей по номенклатурным позициям. Если СуммаОплачено (t) > СуммаОтгружено (t), то на момент времени t существует кредиторская задолженность по реализации товара (credit arrears of sale) CAS :

CAS (t) = СуММаопШчено (t ) - СУММаОтгружено (t) . (2)

В противном случае - дебиторская задолженность по реализации товара (debit arrears of sale) DAS :

DAS (t) = СУМмаотгруЖено (t ) - СУММаОпшчено (t) . (3)

Аналогично выполняется расчет задолженностей по заказам на покупку. Возможность вычислять задолженности по позициям заказов позволяет получить детализированные оценки значения связанного по номенклатурной позиции капитала I (t ) :

I (t) = WC (t) + DA(t ) - CAP(t), (4)

где WC (t) - стоимость складских запасов (warehouse cost) на момент времени t ; DA(t) - дебиторская задолженность (debit arrears), рассчитывается как сумма дебиторских задолженностей по продажам DAS (t) и дебиторских задолженностей по покупкам DAP(t) ТМЦ;

CAP(t ) - кредиторская задолженность по покупкам (credit arrears of purchase) ТМЦ.

Таким образом, выполнение процедуры разнесения оплат по позициям с учетом статуса их отгрузки позволяет определить финансовые показатели оплат (cash flow - денежный поток), задолженностей контрагентов, маржинальной прибыли и рентабельности связанного капитала в проекции номенклатурных позиций классификатора, снимая тем самым ограничения, характерные для данных бухгалтерского учета.

Статус заказа позволяет использовать в бизнес-модели BM нетрадиционные для бухгалтерского учета показатели, но очень актуальные в управлении логистическими процессами значения детализированных в проекции классификатора ТМЦ показателей времени и стоимости: зарезервированного под будущие отгрузки складского запаса (причем с возмож-

ностью детализации показателей по степени предоплаты зарезервированного товара на складе); по этапам выполнения поставки (подготовка поставщиком к отгрузке, в пути на склад, прием поставки на складе).

Выполнение заказа на продажу состоит из выполнения связанных с ним причинными и временными отношениями процессов оплаты и отгрузки. В свою очередь, состояние этих процессов описывается заказами на оплату и отгрузку. Если на складе отсутствует товар для отгрузки, то заказ на продажу «генерирует» соответствующую заявку в отдел снабжения на покупку недостающего товара. Заявки на покупку, в свою очередь, обобщаются в заказы на снабжение, направляемые для выполнения вендорам. Заказ на продажу и на снабжение в необходимых случаях требуют формирования и выполнения заказов на перевозку для доставки товаров, соответственно, заказчику и от поставщика. Такая взаимосвязь заказов выступает основой для отслеживания и расчета агрегированных по уровням объектов учета и управления значений логистических показателей в направлении как вертикальной интеграции от операционного к стратегическому уровню управления, так и горизонтальной интеграции основных и обеспечивающих процессов логистической системы многопрофильной компании.

Для адекватного отражения сложной иерархической организационно-процессной структуры и многообразия одновременно ведущихся видов деятельности многопрофильной компании бизнес-модель системы показателей должна иметь многомерный характер. Чтобы реализовать измерение финансовых и нефинансовых показателей результативности и эффективности по видам деятельности и иерархически упорядоченным объектам учета и управления, предлагается использовать сетевую модель взаимосвязанных логистических заказов на операционном уровне.

Описанные в рамках рассмотренной модели заказов методы позволяют получать оценку значений показателей с детализацией вплоть до уровня номенклатурных позиций. Это, в свою очередь, обеспечивает возможность использования современной технологии OLAP для практической реализации многомерной системы показателей и принятия решений по управлению интегрированной логистикой в многопрофильной компании на тактическом и стратегическом уровнях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чейз Р.Б. Производственный и операционный менеджмент: пер. с англ. / Р.Б. Чейз, Н.Дж. Эквилайн, Р.Ф. Якобс. 8-е изд. М.: Изд. дом «Вильямс», 2004. 704 с.

2. Бауэрсокс Д.Д. Логистика: интегрированная цепь поставок: пер. с англ. / Дональд Дж. Бауэрсокс, Дейвид Дж. Клосс. 2-е изд. М. :ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. 640 с .

3. Паклин Н.Б. Бизнес-аналитика. От данных к знаниям / Н.Б. Паклин, В.И. Орешков. СПб.: Питер, 2009. 624 с.

Большаков Михаил Анатольевич -

аспирант кафедры коммерции и логистики Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

Статья поступила в редакцию 25.09.09, принята к опубликованию 25.11.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.