Информация об авторе
Журавлева Людмила Ефимовна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Экспертизы и управления недвижимостью», тел.: (3952) 42-32-65; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the author
Zhuravleva L.E., Candidate of Technical Sciences, Department of Real Estate Expertise and Management, tel.: (3952) 42-32-65; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
УДК 332.122
БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ЛЭНД-ДЕВЕЛОПМЕНТА И ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
К. А. Комаров
Выполнен анализ проблем развития инвестиционных процессов относительно эффективных бизнес-коммуникаций как факторов развития инвестиционных программ. Выявлены особенности целевого обмена информацией в инвестиционной сфере.
Ключевые слова: инвестиционная деятельность; инвестиционные ресурсы; инновационная экономика; коммуникации.
BUSINESS COMMUNICATIONS AS A FACTOR OF THE IMPROVEMENT OF LANDDEVELOPMENT TECHNOLOGIES AND THE INCREASE OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF RESIDENTIAL DEVELOPMENT
K.A. Komarov
We analysed the problems of the development of investment processes in relation to effective business communications as factors of investment programs development. We found peculiarities of the specific data transfer in the investment sphere.
Key words: investment activity; investment resources; innovative economy; communications.
Развитие жилищного строительства находится в настоящее время в эпицентре диалога власти и бизнеса, составляя предмет ведущихся научных поисков и экономических экспериментов [2, 5, 7, 9, 10]. Учитывая длительность земельных отношений в строительстве, важнейшим аспектом является проработка вопросов по развитию технологий вовлечения земли в процесс застройки (лэнд-девеломпент) территорий различного целевого назначения [4, 6, 8]. Реализация и развитие инвестиционо-строительных программ в жилищном строительстве и инвестиционная привлекательность таких программ во многом определяются состоянием бизнес-коммуникаций. Развитие инвестиционных программ зависит от инвестиционного климата хозяйствующих субъектов, финансовых институтов и, как следст-
вие, целевого обмена структурированной информации между ними [1, 2, 3]. Целевая направленность развития средств и каналов коммуникаций имеет прямую зависимость коммуникационной функции на фактор становления инвестиционной сферы, так необходимой для осуществления подобного рода инвестиционных программ.
В сфере отношений с общественностью первостепенное внимание уделяется созданию определенного образа, имиджа предприятия, поддержанию его репутации на местном, общенациональном или международном уровнях. При этом предприятию приходится учитывать направленность мер государственного регулирования, заполнять специальные отчеты, поддерживать постоянные контакты с соответствующими государственными органами.
Для успеха любой инвестиционной деятельности необходимо наличие эффективных коммуникаций. Для этих целей целесообразно рассматривать коммуникации как внутренние, так и внешние по отношению к предприятию, поскольку любое современное предприятие пользуется разнообразными средствами для коммуникаций с участниками своего внешнего окружения (см. рис. 1). С потенциальными потребителями хозяйствующие субъекты сообщаются с помощью рекламы, специальных акций и других средств продвижения товаров на рынок.
Инновационные
С общественностью и населением
С государственными и местными органами власти
С партнерами по бизнесу
Коммун икации
Межуровневые 4--у
Горизонтальные
Субординационные 4---'
Неформальные
Инновационные
Рис. 1. Разновидность коммуникаций
Для более полного представления коммуникационного менеджмента как фактора эффективности инвестиционной деятельности, рассмотрим подробнее цели бизнес-коммуникаций. В общем виде они подразделяются на познавательные, эмоциональные или поведенческие - как отражение воздействий, направленных на внушение партнеру, изменение его отношения или побуждение к действию. Формируя обращение к партнеру -участнику инвестиционной деятельности, необходимо тщательно продумать следующие его составляющие:
- содержание (которое может включать рациональный, эмоциональный и/или моральный призывы);
- структура (односторонний аргумент в противопоставлении двустороннему);
- порядок представления;
- способ передачи (напечатанное или произносимое);
- источник (включая уровень квалификации источника, его достоверность и привлекательность) .
Таким образом, для того чтобы передать обращение необходимо составить его с расчетом на реакцию контактной аудитории, передать обращение через эффективные средства и по каналам обратной связи исследовать ответную реакцию на обращение. Уточним, что каналы бизнес-коммуникации в наиболее обобщенной форме делятся на: личные и неличные. Методы выбора и оценки каналов продвижения необходимой информации в инвестиционной сфере различны. Наиболее предпочтителен метод, предусматривающий определение специальных маркетинговых целей. Анализируя проблему смешанных средств продвижения, как правило, исследуются преимущества и издержки каждого средства продвижения, учитывается тип рынка, определяется стратегия, степень готовности партнеров к взаимодействию, а потребителей - к приобретению, определяется этап жизненного цикла рыночного продукта.
При этом, применительно к обслуживанию инвестиционных процессов, характерные особенности коммуникационного менеджмента как нового явления, без реализации которого невозможно развитие инвестиционной деятельности в ее современном понимании. Особенности целевого обмена информацией в инвестиционной сфере показаны на рис. 2.
Особенности целевого обмена информацией
Витальность
Всеобщность
Оперативность
Объективность
Достаточность
Негат ивные последствия целевого обмена информацией
---V
Дезориентация деятельности
Устаревание
Лжецели
Риски
Рис. 2. Особенности целевого обмена информацией в инвестиционной сфере
Во-первых, отметим витальность, характеризующую исключительную важность информации для процесса инвестирования предприятий. Информация о динамике, масштабе и качестве продукции предприятий, привлекающих инвестиции жизненно необходима для принятия инвестиционных решений на всех уровнях и во всех секторах национальной экономики.
Во-вторых, всеобщность, предполагающую заинтересованность всех работников, их групп, граждан и всех социальных слоев, а также общества в целом в развитии инвестиционной сферы, включая все многообразие ее форм и участников.
В-третьих, оперативность, выражающуюся в свойстве информации быстро устаревать в силу высокой динамики происходящих событий, а также востребованности информации в реальном масштабе времени. В противном случае, как показал проведенный анализ, несвоевременное получение информации, позволяющей формировать адекватный возможностям предприятий тренд развития, привлекать соответствующие инвестиционные ресурсы - приводит к необходимости его стохастического построения, а это неизбежно ведет к модели деятельности «догоняющего типа развития».
В-четвертых, объективность, характеризующуюся обеспечением правдивости информации о деятельности предприятия, что повышает осознанность действий инвесторов и потребителей его продукции. Искаженная информация приводит к ошибкам в постановке целей и методов их достижения, деформациям системы управления, повышенному инвестиционному спросу и необоснованно высокой цене инвестиционных ресурсов и, как следствие, к отставанию в развитии и другим негативным последствиям.
В-пятых, достаточность, выражающуюся в детерминированном объеме информации, необходимом для принятия решений всеми участниками инвестиционной деятельности. Информационный дефицит повышает риск неоптимальных решений и ошибочных действий, а, как известно, цена ошибок в инвестиционной сфере чрезвычайно высока в силу хорошо известной и всесторонне исследованной специфики инвестиционной деятельности.
Имея в виду выявленные особенности целевого обмена информацией в процессах инвестирования предприятий, проанализируем разновидности ее воздействия на участников инвестиционной деятельности. Информационное воздействие, как показали исследования российских ученых, может подразделяться на несколько базовых типов: убеждающий, внушающий, интерпретирующий, манипулятивный.
Любое информирование изначально включает все перечисленные виды воздействия. Поэтому речь должна идти не об их присутствии или отсутствии, а об их соотношении, о том какой из них доминирует в данном коммуникативном акте, о профессиональном владении им.
Все типы информационного воздействия востребованы в производственно-хозяйственной деятельности участников инвестиционной деятельности. В то же время реализация свойства достаточности позволяет использовать не все, а только информацию логически выделенную и структурированную под определенную цель. Последняя является системным отражением содержания объективных экономических интересов субъектов инвестиционной деятельности, функционирующих в инвестиционной сфере с присущей ей совокупностью взаимоотношений между участниками. Именно методы инвестирования или инвестиционные технологии являются обобщенным выражением взаимодействия названных компонентов системы инвестирования. Будучи таковыми они предопределяют направленность и содержание бизнес-коммуникаций инвестиционной сферы.
Важное значение в практике реализации коммуникационной функции управления инвестиционной деятельностью имеет показатель относительной эффективности: насколько целесообразно использование того или иного средства массовой информации с точки зрения решения поставленной проблемы. Способы сравнения эффективности разных видов СМИ разнообразны. При определении относительной эффективности специалист должен сопоставить показатели, характеризующие аудитории разных СМИ. При этом ключевое значение имеют два показателя: относительные затраты (например, на 1 тыс. сообщений) и затраты на рейтинговый пункт (СРЯР).
На процесс формирования критериев оценки эффективности существенно влияют характер инвестиционного предложения, фаза жизненного цикла инвестиционного проекта и количество конкурирующих предложений на инвестиционном рынке, так как эти па-
раметры определяют уровень предстоящих затрат на коммуникационный процесс. Устанавливая взаимосвязь между поставленными целями и коммуникационными расходами, выявляется перечень и количество СМИ, участвующих в реализации коммуникационной функции управления инвестиционным процессом.
Как показал анализ эффективности реализации коммуникационной функции управления инвестиционной деятельностью, на практике очень важен так называемый эффект повторения. Он позволяет выявить степень относительного влияния последовательных сообщений на одного и того же человека. При этом определяется количество сообщений, которое останется в сознании объекта коммуникации. Основная сложность определения количества повторных воздействий состоит в том, что необходимо сделать правильные допущения относительно ценности последовательно повторяющихся сообщений. В одних случая некоторые рекламные кампании достаточно быстро оказывают сильное воздействие, в других - требуется длительное время для формирования у аудитории осведомленности об инвестиционном предложении.
Систематизировав основные условия обеспечения процесса оценки эффективности реализации коммуникационной функции управления инвестиционной деятельностью. Для этого необходимо:
- четко определить цели и задачи, стоящие перед специалистами, реализующими коммуникационную функцию;
- по ходу реализации бизнес-коммуникаций отслеживать содержание появляющихся в СМИ сообщений с целью корректировки их формата, периодичности и пр., а также целесообразности использования тех или иных видов коммуникаций и их каналов в зависимости от ситуации;
- применять различные методики исследования бизнес-коммуникаций: от контент-анализа до сложных многоступенчатых опросов;
- сравнивать всевозможные варианты бизнес-коммуникаций по системе критериев, отражающих специфическую роль коммуникационного менеджмента в инвестиционной сфере;
- интегрировать коммуникационные эффекты и затраты в целях получения объективной оценки их влияния на эффективность инвестиционной деятельности;
- использовать альтернативные подходы к оценке эффективности реализации коммуникационной функции управления инвестиционной деятельностью;
- дифференцировать эффективность реализации коммуникационной функции управления инвестиционной деятельностью по факторам влияния с целью корректировки коммуникационных затрат, включая вознаграждение сотрудников коммуникационных служб.
Следуя указанным посылкам, рассмотрим состав специфических факторов, влияющих на качество реализации коммуникационной функции управления инвестиционной деятельностью. Проведенный анализ содержательной стороны их воздействия на инвестиционные процессы позволил сформулировать сущность факторов следующим образом:
1. Класс источника СМИ, имея в виду его принадлежность, деловую репутацию, контингент объектов коммуникаций и другие существенные признаки.
2. Вариантность, подразумевая, что возможны самые различные сочетания формата коммуникации, частоты информирования, места размещения, продолжительности подачи и пр.
3. Повторяемость, заключающаяся в закономерностях восприятия объектами коммуникаций. Усвоение целевой направленности коммуникаций связано с количественными характеристиками трансляции. Оно зависит от особенностей содержания, типов и видов субъектов и объектов коммуникаций, характера их взаимодействия, сложившихся стереотипов и др.
4. Ассоциативность представляет собой некие стереотипы восприятия в зависимости от окружения бизнес-коммуникаций. То есть, объект коммуникаций зачастую непроизвольно переносит свойства окружения на субъекты коммуникаций.
5. Профильность, означающую повышение вероятности влияния коммуникации в случае прямого воздействия именно на контактную группу целевой аудитории.
6. Форматированность, предполагающую адекватность формы коммуникационного воздействия ожиданиям целевой аудитории.
7. Комплексность, имея в виду одновременное использование всей совокупности форм и средств бизнес-коммуникаций.
8. Оперативность, заключающуюся в своевременности воздействия субъекта на объект коммуникации.
9. Согласованность представляет собой отражение свойств восприятия в форме, не противоречащей моральным принципам и духовным основам целевой аудитории.
10. Достоверность, выражающаяся в объективном отражении реального положения дел.
11. Диалоговый режим, предполагающий принципиальную возможность взаимной корректировки декларируемых условий.
В соответствии с задачами исследования, рассмотрим влияние указанных факторов на виды коммуникационных эффектов:
1. Класс источника СМИ ® Эффект его принадлежности ® Сравнение по типам и видам источников СМИ.
2. Вариантность использования СМИ ® Эффект сочетания формата, частоты, продолжительности и места размещения ® Сравнение по указанным параметрам.
3. Повторяемость® Эффект последовательного воздействия ® Сравнение количества и характера повторных воздействий с целью определения ценности повторных сообщений.
4. Ассоциативность ® Эффект взаимосвязи со стереотипом ® Сравнение образного восприятия в окружении, имея в виду перенос свойств последнего на субъект коммуникации.
5. Профильность ® Эффект попадания информации в контактную группу целевой аудитории ® Сравнение вариантов воздействия с целью совмещения класса источника коммуникаций с профилем контактных групп.
6. Форматированность ® Эффект соответствия формы коммуникаций ожиданиям целевой аудитории ® Сравнение степени восприятия подаваемой информации.
7. Комплексность ® Эффект одновременности использования различных средств коммуникаций ® Сравнение результативности воздействия различных комбинаций средств.
8. Оперативность ® Эффект своевременности коммуникационного воздействия ® Сравнение моментов подачи информации.
9. Согласованность ® Эффект соответствия содержания и других характеристик коммуникаций моральным принципам и социальным приоритетам ® Сравнение вариантов уровня соответствия.
10. Достоверность ® Эффект проверяемости содержания коммуникации ® Сравнение вариантов различной степени достоверности.
11. Диалоговый режим ® Эффект возможности взаимовлияния ® Сравнение скорректированных условий.
Приведенные специфические факторы, влияющие на качество реализации коммуникационной функции управления инвестиционной деятельностью, позволяют определить вес и ранг вышеуказанных факторов с целью реализации более эффективных коммуникаций для целей развития технологий лэнд-девелопмента и повышения инвестиционной привлекательности инвестиционно-строительных программ в жилищном строительстве.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Серов В.М., Ивановский В.С., Козловский А.В. Инвестиционный менеджмент. М.: Финстатинформ, 2000. 327 с.
2. Пешков В.В. Методологические основы управления экономическим потенциалом развития инвестиционно-строительной сферы: дис... на соиск. уч. ст. д-ра экон. наук. М.: МГСУ, 2006. 316 с.
3. Пешков В.В., Матвеев И.Д. Принципы ситуационного управления инновационным развитием инвестиционно-строительной сферы // Вестник ИрГТУ. 2012. №12 (71). С. 243-248.
4. Пешков В.В., Ощерин Л.А. Моделирование технологической линейки лэнд-девелопмента в условиях строительства жилья // Вестник ИрГТУ. 2011. № 12 (59). С. 339343.
5. Яськова Н.Ю. Развитие концептуальных положений управления процессами инвестиционной деятельности // Вестник ИрГТУ. 2012. № 11 (70). С. 280-283.
6. Матвеева М.В. Исторические аспекты развития арендных отношений земли // Вестник ИрГТУ. 2012. № 11 (70). С. 241-248.
7. Матвеева М.В. Эквифинальность и концептуальный подход к целевой фокусировке инвестиционно-строительной деятельности // Вестник ИрГТУ. 2013. № 7(78). С. 186192.
8. Токарева К.А., Пешков А.В. Социально-экономическое развитие территорий и административные барьеры // Вестник ИрГТУ. 2014. № 9 (78). С. 244-249.
9. Yaskova N., Matveeva M. Innovative focus of the investment activity within the modernization of the national economy // Economic Annals (Ekonomicnij Casopis - XXI) Research Journal. 2014. № 1-2 (1). P. 42-45.
10. Peshkov V., Kasyanchik P. Problems of the investment and construction sector development in conditions of the national economy moderniza-tion // Economic Annals (Ekonomicnij Casopis - XXI) Research Journal. 2014. № 1-2 (1). P. 50-53.
Информация об авторе
Комаров Константин Андреевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экспертизы и управления недвижимостью», тел.: (3952) 40-54-12, e-mail: [email protected]; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the author
Komarov K.A., Candidate of Economical Sciences, associate professor, Department of Real Estate Expertise and Management, tel.: (3952) 40-54-12, e-mail: [email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
УДК 332.8
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТ ПО КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ЖИЛИЩНОГО
ФОНДА
О.В. Литвинова
Проанализировано законодательство, регламентирующее правила накопления средств собственниками помещений в многоквартирных домах на капитальный ремонт