УДК 334.72 Королев Дмитрий Александрович
магистрант экономического факультета Кубанского государственного университета [email protected]
БИЗНЕС-ИНКУБАЦИЯ КАК ОДНА ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ФОРМ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Korolev Dmitry Aleksandrovich
Applicant for a Master's Degree, Economics Department, Kuban State University
BUSINESS-INCUBATION AS A PERSPECTIVE FORM OF SMALL BUSINESS SUPPORT AND DEVELOPMENT IN RUSSIA
Аннотация:
Статья посвящена исследованию специфики функционирования бизнес-инкубаторов как особой формы поддержки и развития малого предпринимательства в России. В работе рассмотрены основные схемы взаимодействия бизнес-инкубаторов с малыми предприятиями, разновидности современных бизнес-инкубаторов. Обобщаются преимущества и ограничения в применении бизнес-инкубации, а также перспективы развития бизнес-инкубаторов в России.
Ключевые слова:
бизнес-инкубация, малое предпринимательство, инновации, индексированная стоимость услуг, государственная поддержка малого бизнеса.
Summary:
The article contemplates specifics of business incubations as a special form of the small business support and development in Russia. It discusses principle schemes of cooperation between the business incubations and small businesses, considering types of the current business incubations. The author summarizes advantages and limitations of the business incubation implementation, and speculates about development prospects of the business incubations in Russia.
Keywords:
business incubation, small entrepreneurship, innovations, indexed cost of services, state support of small business.
Бизнес-инкубатор представляет собой базовый элемент имущественной инфраструктуры малого предпринимательства, основной целью которого является создание благоприятных организационно-экономических условий для вновь созданных малых и микропредприятий. В настоящее время бизнес-инкубатор рассматривается как один из наиболее эффективных инструментов поддержки и развития малого предпринимательства во всем мире.
Опыт ведущих стран доказывает, что использование бизнес-инкубаторов позволяет снизить количество провалов в организации и развитие малого бизнеса на 20 %. Следует подчеркнуть, что если до 5 лет в агрессивной рыночной среде «доживают» только 30 % малых предприятий, то в условиях бизнес-инкубаторов - 85 % [1]. Это связано с тем, что на этапе нулевой или даже отрицательной «доходности» - от зарождения малого предприятия до начала его роста - именно бизнес-инкубатор принимает на себя значительную часть сложностей становления нового бизнеса, одновременно предоставляя инструменты для развития, и спустя определенный период времени выводит предприятие на рынок. Бизнес-инкубаторы не только способствуют экономическому росту субъектов малого предпринимательства, но и содействуют распространению инновационных продуктов, внедрению научно-технических разработок в производство, решают проблемы занятости населения и развития социального предпринимательства.
Идея бизнес-инкубации впервые появилась в США в 1960-е гг. Толчком к бурному развитию и распространению бизнес-инкубаторов послужил экономический спад, пережитый многими странами Запада в последней четверти XX столетия. По данным Ассоциа-
ции бизнес-инкубаторов Великобритании, в 1985 г. в мире уже действовало около 70 бизнес-инкубаторов, в 1992 г. их было 470, в настоящее время - более 5000 [2].
Первые бизнес-инкубаторы в России появились более шестнадцати лет назад, когда согласно Указу Президента РФ № 491 от 4 апреля 1996 г. их создание провозглашалось одной из мер государственной поддержки развития малого предпринимательства. В 1997 г. в России было создано некоммерческое партнерство «Национальное содружество бизнес-инкубаторов», основной целью функционирования которого стало содействие и оказание взаимопомощи, обмен опытом, решение общих проблем развития бизнес-инкубаторов в стране.
Однако более активное развитие бизнес-инкубаторы в России получили в 2005 г. после принятия правительством РФ постановления «Об условиях и порядке предоставления в 2005 г. средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» № 249 от 22 апреля 2005 г. По данным Минэкономразвития РФ, в 2008 г. в стране действовало уже 70 бизнес-инкубаторов, на октябрь 2010 г. - 83. В настоящее время действует более сотни бизнес-инкубаторов [3, с. 7-8].
Значение бизнес-инкубатора как инструмента поддержки и стимулирования развития субъектов малого предпринимательства состоит в обеспечении комплексного сопровождения малого предприятия на всем протяжении реализации его проектов: от обучения и составления бизнес-плана до выпуска готовой продукции. Наиболее распространенными схемами взаимодействия бизнес-инкубатора с субъектами малого предпринимательства выступают следующие два типа:
1) взаимоотношения бизнес-инкубатора и субъекта малого предпринимательства строятся на договорной основе;
2) бизнес-инкубатор работает по принципу холдинговой компании.
В первом случае по условиям договора бизнес-инкубатор предоставляет услуги субъектам малого предпринимательства по льготным ценам или на условиях кредита. В момент выхода из состава бизнес-инкубатора субъект малого бизнеса выплачивает бизнес-инкубатору индексированную стоимость услуг. Во втором случае бизнес-инкубатор, как правило, владеет контрольным пакетом акций вступивших в него субъектов малого предпринимательства. При выходе из состава бизнес-инкубатора предприниматель выкупает у бизнес-инкубатора весь пакет акций или его часть (до контрольного) на заранее оговоренных в соответствующем договоре условиях [4, с. 232].
Основные функции, выполняемые бизнес-инкубаторами в части поддержки развития субъектов малого предпринимательства в России, заключаются:
- в оказании содействия инновационным малым предприятиям в становлении и развитии бизнеса путем предоставления на льготных условиях сроком до нескольких лет офисных, складских помещений, научных лабораторий, оргтехники;
- в предоставлении консультативно-экспертных услуг в сферах бухгалтерского учета и отчетности на предприятии, делопроизводства, организации административной работы, подбора кадров;
- в организации и проведении обучающих курсов и семинаров для работников предприятий по бухгалтерскому учету, маркетингу, бизнес-планированию, финансовому менеджменту, управлению предприятием;
- в оказании помощи предприятиям в получении финансирования через систему грантов, финансовой поддержки через структуру кредитных кооперативов, привлечение иностранных инвестиций;
- в предоставлении широкого доступа малых предприятий к информационному обеспечению;
- в содействии в подготовке бизнес-планов, проведении маркетинговых исследований, продвижении и развитии продукции.
На сегодняшний день представленные в России инкубаторы можно классифицировать как классические; бесстеновые; предоставляющие услуги посредством электронной связи с предприятиями; виртуальные; целевые.
Основным направлением деятельности классических бизнес-инкубаторов выступает не столько предоставление бизнес-услуг, сколько предоставление предприятиям офисных и производственных площадей по ценам значительно ниже рыночных. При этом в рамках классического бизнес-инкубатора функционируют предприятия различного профиля.
В отличие от классических, бесстеновые бизнес-инкубаторы оказывают субъектам малого предпринимательства исключительно консультационные услуги. Недостатком бизнес-инкубатора такого типа является отсутствие обмена опытом между предприятиями, которые пользуются его услугами.
В качестве основного недостатка бизнес-инкубаторов, оказывающих услуги посредством электронной связи с малыми предприятиями, можно назвать малое количество прямых контактов с предприятиями.
Специфика деятельности виртуальных бизнес-инкубаторов состоит в оказании помощи в открытии бизнеса на расстоянии. В частности, в России интенсивно развивается национальная сеть бизнес-инкубаторов на базе информационных технологий «Инфопарт», предназначенная для объектов инфраструктуры поддержки малого и инновационного предпринимательства, для вновь создаваемых, а также и для действующих бизнес-инкубаторов.
Наконец, целевые бизнес-инкубаторы имеют определенную отраслевую специфику, то есть оказывают содействие развитию конкретных направлений бизнеса, например, малых предприятий, специализирующихся на разработке компьютерных программ [5, с. 36].
Ключевым преимуществом бизнес-инкубаторов по сравнению с другими инструментами развития субъектов малого предпринимательства выступает в первую очередь льготная арендная ставка, составляющая 40 % от ставки на государственную (муниципальную) нежилую недвижимость в первый год, 60 % - во второй, 100 % - в третий. С учетом того, что арендная ставка федеральной (муниципальной) офисной и производственной недвижимости в 1,5-2 раза ниже средних арендных ставок коммерческой недвижимости, то эффективность бизнес-инкубаторов не подлежит сомнению.
Несмотря на наличие явных преимуществ бизнес-инкубаторов для эффективного развития микропредприятий, следует указать и на ряд ограничений использования данного инструмента субъектами малого предпринимательства:
- срок нахождения субъекта малого предпринимательства в бизнес-инкубаторе должно составлять не более трех лет при том, что инновационный лаг длится в среднем 5 лет;
- помещения могут арендоваться только вновь созданными предприятиями (до 1 года с момента государственной регистрации);
- отсутствует производственно-технологическая база (общая площадь, согласно рекомендациям Минэкономразвития РФ, - не менее 900 кв. м), в том числе для проведения прикладных научных исследований, апробации новейших технологии [6].
Для того чтобы процессы бизнес-инкубирования в России в дальнейшем способствовали формированию реальной базы для развития малого предпринимательства, следует:
- разрабатывать эффективную государственную политику, направленную на создание благоприятных условий для функционирования самих бизнес-инкубаторов;
- реализовывать сквозные проекты для сети бизнес-инкубаторов по регионам страны;
- стабилизировать политическую и макроэкономическую среду как основу развития бизнеса в целом.
Таким образом, несмотря на новизну и небольшой опыт использования бизнес-инкубаторов, данное направление следует рассматривать как достаточно перспективное направление поддержки и развития субъектов малого предпринимательства в России, в том числе и в посткризисных условиях. Активизация неиспользованных ресурсов регионов страны в рамках проектов создания и развития бизнес-инкубаторов в целом будет способствовать обеспечению высокой выживаемости и стабильному росту малых предприятий.
Ссылки:
1. Александрин Ю.Н. Индикаторы качества институциональной среды малого предпринимательства // Общество: политика, экономика, право. 2011. № 2.
2. Концепция развития сети бизнес-инкубаторов в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Интернет-портал некоммерческой организации «Ресурсный центр малого предпринимательства». URL: http://www.rcsme.ru (дата обращения: 02.10.2012).
3. Елисеев И.Н. Инкубация бизнеса как формирование спроса на технологические, управленческие и социальные инновации // Инициативы XXI века. 2010. № 4-5. С. 7-10.
4. Минеева Т.В. Бизнес-инкубатор как один из наиболее эффективных инструментов поддержки и развития предпринимательства // Вестник Астрахан. гос. техн. ун-та. 2007. № 2 (37). С. 230-236.
5. Чистякова О.В. Перспективные направления развития бизнес-инкубаторов в России // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2011. № 2. С. 36-40.
6. Александрин Ю.Н. Указ. соч.
References (transliterated):
1. Aleksandrin Y.N. Indikatory kachestva institutsional'noy sredy malogo predprinimatel'stva // Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo. 2011. № 2.
2. Kontseptsiya razvitiya seti biznes-inkubatorov v Rossiyskoy Federatsii [Electronic resource] // Internet-portal nekommercheskoy organizatsii «Resursniy tsentr malogo predprinimatel'stva». URL: http://www.rcsme.ru (date of access: 02.10.2012).
3. Eliseev I.N. Inkubatsiya biznesa kak formirovanie sprosa na tekhnologicheskie, upravlencheskie i sotsial'nie inno-vatsii // Initsiativy XXI veka. 2010. № 4-5. P. 7-10.
4. Mineeva T.V. Biznes-inkubator kak odin iz naibolee effektivnykh instrumentov podderzhki i razvitiya predprinimatel'stva // Vestnik Astrakhan. gos. tekhn. un-ta. 2007. № 2 (37). P. 230-236.
5. Chistyakova O.V. Perspektivnie napravleniya razvitiya biznes-inkubatorov v Rossii // Izvestiya Irkutskoy gosudar-stvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykal'skiy gosudarstvenniy universitet ekonomiki i prava). 2011. № 2. P. 36-40.
6. Aleksandrin Y.N. Op. cit.