Научная статья на тему 'Бизнес и общество: обзор работы международной научно-практической конференции'

Бизнес и общество: обзор работы международной научно-практической конференции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Голубев Константин Иванович, Смирнов Ростислав Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бизнес и общество: обзор работы международной научно-практической конференции»

2010 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 5. Вып. 1

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

УДК 330.1 + 338.2

БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО: ОБЗОР РАБОТЫ

МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

26 января 2010 г. на Экономическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета была проведена Международная конференция «Бизнес и общество». Организаторами конференции выступили кафедра экономической теории и социальной политики Экономического факультета СПбГУ и кафедра бизнес-менеджмента Высшей школы управления и бизнеса Белорусского государственного экономического университета (БГЭУ). Конференция была посвящена проблемам взаимодействия власти, бизнеса и общества в процессе преодоления мирового финансово-экономического кризиса; корпоративной социальной ответственности, а также этическим и религиозным основам хозяйствования.

Пленарное заседание отрыла заведующая кафедрой экономической теории и социальной политики Экономического факультета СПбГУ канд. экон. наук, доцент О. А. Канаева. Она отметила связь и преемственность данной конференции и секции «Социальная ответственность бизнеса и устойчивое развитие» конференции «Мировой экономический кризис и Россия: причины, последствия, пути преодоления», состоявшейся 12-13 ноября 2009 г. в СПбГУ. О. А. Канаева подчеркнула насущность задач по повышению социальной ответственности бизнеса, формированию социально ответственного мышления и системы взаимной социальной ответственности всех участников хозяйственной деятельности.

Декан Высшей школы управления и бизнеса Белорусского государственного экономического университета (БГЭУ) канд. экон. наук, доцент С. Ю. Кричевский в докладе «Конкурентоспособность белорусских предприятий и вступление Республики Беларусь в ВТО» отметил неоднозначность последствий такого вступления в ВТО для экономики страны: в краткосрочной перспективе выиграли бы предприятия ТЭК и черной металлургии, лесной и деревообрабатывающей промышленности; в то же время крайне уязвимыми выглядят предприятия машиностроительного комплекса, пищевой промышленности и промышленности строительных материалов.

Анализ основных тенденций развития стран на постсоветском пространстве до и после их вступления в ВТО позволил докладчику сделать следующие основные выводы:

1. Членство в ВТО автоматически не обеспечивает конкурентного прорыва на международные рынки. Это скорее смена одного конкурентного поля субъектов хозяйствования на другое, более организованное и с более предсказуемыми правилами игры.

© К. И. Голубев, Р О. Смирнов, 2010

2. В результате вступления в эту организацию на национальном рынке резко усиливается конкуренция со стороны импортных товаров.

3. Идет агрессивное развитие соответствующих товаропроводящих систем.

4. В качестве активных игроков на внутреннем рынке появляются все новые интегрированные транснациональные структуры.

Таким образом, членство в ВТО следует рассматривать не как самоцель, а как дополнительный механизм реализации национальной конкурентной стратегии государства, который должен содержать систему мер избирательной защиты производителей и набор поощрительных стимулов развития конкуренции на внутреннем рынке, с упором на разрешенные ВТО формы защиты и поддержки.

Целесообразна организация регулярных консультаций по проблематике ВТО со странами-партнерами по СНГ. Назрела острая необходимость налаживания системного диалога между правительством, научным и бизнес-сообществом по проблемам оптимизации процесса присоединения к ВТО с позиций поддержки конкурентоспособности национальных предприятий.

Модератор пленарного заседания, канд. экон. наук, доцент Экономического факультета СПбГУ Р. О. Смирнов в докладе «Ограниченные возможности государства в регулировании социально-экономических процессов» обратил внимание на усиление роли государства в этой деятельности. Такое усиление можно рассматривать как один из важнейших общих элементов национальных стратегий выхода из мирового финансово-экономического кризиса. В этой связи при формировании антикризисной экономической политики необходимо учитывать, что возможности государства осуществлять корректирующие воздействия в случае провалов рынка являются ограниченными. Они обусловлены, по мнению докладчика, следующими причинами:

1. Недостаточная информированность. Государственные органы часто не располагают полной информацией, необходимой для анализа социально-экономических процессов, а также не имеют точных прогнозов последствий принимаемых решений. Так, в частности, проводя налоговые реформы с целью снижения налогового бремени, правительство учитывает тот факт, что снижение ставок налогов увеличивает налоговую базу. Однако сделать точный прогноз при этом в отношении изменения объема налоговых поступлений в госбюджет не удается. Причем иногда ошибочным оказывается даже качественный прогноз: увеличатся или уменьшатся налоговые сборы.

2. Временные лаги. Внутренний лаг — промежуток времени между моментом обнаружения необходимости изменения экономической политики и моментом выработки и принятия стабилизационных или корректирующих мер. Внешний лаг — промежуток времени между моментом принятия решений и временем, когда они будут давать результаты. В течение этих промежутков времени состояние экономической системы изменяется. Иногда это приводит к тому, что даже правильные решения, принятые в старых условиях, в новых условиях могут вызвать негативные последствия.

3. Ограничения, налагаемые политическими процессами. В большинстве случаев государство не может принимать решения в интересах всех. Выбор конкретных мер экономической политики, как правило, отражает интересы одних социальных групп и ущемляет интересы других. В лучшем случае принимаемые решения поддерживаются большинством. При этом меньшинство все равно остается в проигрыше.

4. Коррупция. К сожалению, госаппарат всегда частично коррумпирован. Имеют место взяточничество и злоупотребление служебным положением. В частности, в РФ процветает практика так называемых «откатов», которая приводит к неэффективности и прямой растрате государственных средств.

Заведующий кафедрой бизнес-менеджмента БГЭУ д-р экон. наук, профессор С. В. Лукин выступил с докладом «Разрешение конфликта между работником и работодателем в православном нормативном учении об оплате труда», в котором отметил следование православной христианской экономии основному ее принципу, заключающемуся в стремлении, внутреннем побуждении отдать (труд, в том числе усилия предпринимателя) ближним больше, чем взять от них (оплата труда, прибыль). Чем в большей степени каждая из сторон руководствуется этим принципом, тем более устойчивым будет соглашение между ними об оплате наемного труда.

Работодатель соединяет вещественные факторы производства с работником, не имеющим собственного капитала. Этим христианин-работодатель служит работнику во славу Божию. Обязанностью же другой стороны, работника, является честный, добросовестный труд. Это — служение работника во славу Божию не только работодателю, но и потребителю. Об этих нравственных обязанностях сторон говорится уже в Ветхом Завете.

Мотив служения Богу и ближнему посредством различных форм человеческой деятельности значительно усиливается в Новом Завете. Планка нравственных требований повышается как для работодателя, так и для наемника. Св. апостол Павел в своих посланиях к Коринфянам и Колоссянам, обращаясь, помимо прочих, и к работодателям, и к наемным работникам, призывает всякую полезную деятельность рассматривать как служение Богу и благодарность Ему. С этой точки зрения главным является общность целей бизнеса и наемных работников.

Д-р экон. наук, профессор Экономического факультета СПбГУ В. С. Пригарин в докладе «Прогнозирование свободного времени в концепции социального планирования» подчеркнул, что организация эффективного использования свободного времени сегодня особенно актуальна, ибо проблемы мирового финансово-экономического кризиса чрезвычайно остро поставили на повестку дня вопрос о перспективах наступающей «цивилизации досуга». Прогнозирование свободного времени на долгосрочную перспективу предполагает поиск путей увеличения свободного времени; планомерное и дифференцированное распределение фонда свободного времени с учетом социальных и половозрастных особенностей различных групп семей трудящихся; обеспечение рационального использования свободного времени; создание материальных, экономических, организационных и других условий для наилучшего проявления и развития способностей каждого труженика, для формирования человека как творческой, социально активной личности.

Д-р экон. наук, профессор Экономического факультета СПбГУ Т. Л. Судова в докладе «Бизнес-инвестиции в человеческий капитал» отметила, что приложение теории человеческого капитала к реальным решениям по обучению персонала связано с некоторыми сложностями и неопределенностью. Исследования показали, что решения инвестировать в обучение в большей степени базируются на уверенности менеджеров в его эффективности, чем на точной оценке ожидаемых затрат и выгод. Тем не менее в случае частичной оплаты обучения работодателем можно с уверенностью предположить, что экономические мотивы будут определяющими для принятия решений об обучении. В таком случае теория человеческого капитала предлагает полезную модель, объясняющую, почему и когда работодатели будут инвестировать в обучение. В то же время выгоды обучения крайне сложно выделить и измерить. Эта сложность проявляется в разнообразии подходов к оценке эффектов обучения. Главная проблема — в выделении эффектов образования из общей массы (социально-экономический фон, природные способности, влияние семьи).

Д-р экон. наук, профессор Высшей школы управления и бизнеса БГЭУ К. И. Голубев в докладе «Роль энциклики “Кегиш novarum” в гуманизации экономических отношений

в ХХ в.» обратил внимание на то, что эта энциклика появилась еще в 1891 г., за четверть века до трагических революционных событий в России.

В «Кегиш novarum» папа Лев XIII обратил внимание общества на особенности развития капитализма в конце XIX в. Так, после упразднения цехов разъединенные рабочие оказались абсолютно не защищены от действий собственников, ростовщичества (которое неоднократно было осуждено Церковью) и жестокости конкуренции. Ситуация осложнялась тем, что общественные институты и законы все дальше удалялись от христианских ценностей. Дополнительной проблемой стало появление агитаторов, подталкивающих народ к мятежу и насильственной отмене частной собственности. Этот путь в энциклике однозначно отвергался как несправедливый, так как предполагал ограбление законных владельцев. Также это противоречило бы естественному праву, предполагающему, что люди как разумные существа в состоянии самостоятельно позаботиться о себе, пользуясь данными Богом земными благами не только в краткосрочный, но и в длительный период.

В противовес революционным преобразованиям института частной собственности и общества в целом энциклика предложила иные, вытекающие из христианского учения, пути преобразования, отметив значение в новых условиях государства, собственников и профсоюзов наемных рабочих. Особо значимая роль при этом отводилась Церкви, провозглашающей то Евангельское учение, которое может уменьшить зло.

В докладе «Актуальные проблемы корпоративной социальной ответственности (КСО) в России» канд. экон. наук, доцент Экономического факультета СПбГУ В. С. Сопин отметил, что до сих пор не существует единства мнений по вопросу о том, сложилась ли в РФ национальная модель КСО. Наиболее интересная, по мнению докладчика, позиция состоит в том, что отличительной чертой формирующейся российской модели КСО является совмещение новых социальных практик с сохранением исторических традиций. Очевидно, что любая стратегия общечеловеческого масштаба может осуществиться лишь в том случае, если ее целевые ориентиры будут учитывать интересы отдельной личности. Именно в этом контексте должен рассматриваться феномен формирования индивидуального сознания устойчивого типа. По существу, речь должна идти о формировании нового типа индивидуального сознания, изменении стиля жизни, становлении новой мотивации поведения людей, мировоззрения. Переход на новые стандарты рациональности потребует способности к самоограничению, замены узкого подхода, направленного на извлечение максимума выгоды, причем преимущественно в краткосрочной перспективе, подходом, учитывающим долговременные интересы человечества.

Канд. экон. наук, доцент Экономического факультета СПбГУ А. П. Енбахтов обратился к теме «Роль добровольной социальной политики фирмы в реализации ее экономических интересов». В качестве основных направлений добровольной социальной политики компании докладчик выделил следующие:

— реализация программ, связанных с развитием персонала, которые повышают производительность труда и качество управления бизнесом, что укрепляет отношения с клиентами и поставщиками, а также привлекает новых партнеров;

— осуществление программ, связанных с охраной здоровья и созданием благоприятных условий труда, что резко повышает инициативность сотрудников и обеспечивает закрепление и привлечение кадров;

— продвижение добровольных корпоративных социальных программ в направлении развития местного сообщества или общества в целом, которое создает благоприятные социальные условия для реализации долгосрочных перспектив компании;

— соблюдение кодекса корпоративного поведения и деловой этики, вхождение в систему международной отчетности, в том числе и социальной, позиционирующую компанию как открытую и прозрачную для общества и государства;

— добровольное участие компаний в природоохранной деятельности, которое, прежде всего, должно исходить от градообразующих компаний с экологически вредным производством.

Канд. экон. наук, доцент Экономического факультета СПбГУ К. П. Пащенко в докладе «Теоретические аспекты социального партнерства» отметила, что социальное партнерство выступает как форма согласования интересов различных субъектов социальных отношений. Социальное партнерство как форма реализации корпоративной социальной политики — это взаимодействие компании со всеми заинтересованными группами, которое строится на определенных принципах, позволяющих выражать свои интересы с целью поиска цивилизованных и эффективных инструментов выполнения своих обязательств.

Аспирант Института экономики НАН Беларуси Д. В. Куницкий в докладе «Возрождение исконных хозяйственных организмов как важная составляющая духовно-нравственной экономики» высказал убеждение, что главной предпосылкой современных кризисных явлений в России и Беларуси является продолжающийся еще с советских времен отход от отечественных духовно-нравственных хозяйственных устоев.

По итогам работы конференции выпущен сборник «Бизнес и общество» (Изд-во СПбГУ, 2010), в который вошли более 60 статьей и тезисов преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов ряда вузов России и Беларуси, а также представителей бизнеса.

В качестве необходимого условия для устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Беларусь, по единодушному мнению участников конференции, была отмечена необходимость социально ответственного поведения экономических субъектов, их деятельность в пределах общепризнанных нравственных норм. Организаторы и участники конференции договорились продолжить обсуждение поставленных проблем в ходе дальнейшей совместной научной работы, в частности, на международной конференции, запланированной на начало 2011 г.

К. И. Голубев,

д-р экон. наук, профессор кафедры бизнес-менеджмента Высшей школы управления и бизнеса БГЭУ;

Р. О. Смирнов,

канд. экон. наук, доцент кафедры экономической теории и социальной политики Экономического факультета СПбГУ

Статья поступила в редакцию 21 января 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.