ИССЛЕДОВАНИЕ
1
Левченко И.И.
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Смоленский филиал
Бизнес и культура: механизм латентной «встроенности»
АННОТАЦИЯ:
Интеграция бизнеса и культуры всегда вызывает множество споров и носит сложную структуру взаимодействия. Их часто противопоставляют друг другу. Тем не менее, процессы сферы культуры, проникая и интегрируясь с бизнес-процессами, формируют некое «экономическое измерение», которое может быть выражено в денежном эквиваленте. Приобретая стоимость, культурные феномены обретают экономическую значимость, становятся объектами сферы бизнеса.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сфера культуры, бизнес, культурный продукт, сфера услуг, предпринимательство, производство в культуре
JEL: М19
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Левченко И.И. Бизнес и культура: механизм латентной «встроенности» // Российское предпринимательство. — 2015. — № 1 (271). — с. 175-182. — http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/36/
Левченко Ирина Ивановна, старший преподаватель Смоленского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 01.08.2014 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.01.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:
http://www.creativeconomv.ru/iournals/index.php/rp/article/view/36/ (с) Левченко И.И. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativec0mm0ns.0rg/licenses/bv-nc-nd/3.0/)
ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Metadata in English is available.
For detailed information, please, visit
http://en.creativeconomy.ru/ioumals/index.php/rp/article/view/36/
Культура - это определение, которое характеризует ценностные ориентации общества, основанные на его традициях. Возникает культура в период становления «homo sapiens», в момент зарождения древнейших форм ценностной ориентации и является древнейшей формой социального взаимодействия людей. Основной фундамент культуры -это духовные ценности.
Бизнес - динамичная область деятельности, возникшая в условиях индустриального общества, главная цель - прибыль. Имеет глубокие корни в производительной деятельности человека.
Отметим, функциональные особенности сферы культуры и тех услуг, которые она осуществляет. Они обусловлены как особенностями самого процесса, так и получением конечного результата такой деятельности, имеющего, как правило, не овеществленный характер. Те продукты, которые производятся и распространяются в социально-культурной сфере - это интеллектуальные продукты, соответственно, услуги будут также формироваться про помощи интеллектуального труда работников.
Социально-культурная сфера напрямую оказывает воздействие на духовные ресурсы и косвенно на материальные. На сегодняшний день она становится ведущей сферой малого и среднего предпринимательства. Социально-культурные услуги востребованы обществом, что оправдывает возникновение новых видов организаций, которые должны своевременно удовлетворять такого рода запросы и потребности. Следовательно, социально-культурная сфера представляет собой совокупность отраслей общественного производства, создающих интеллектуальные продукты и услуги. Следует отметить, что данное объединение выполняет универсальные для всех отраслей общественного производства экономические функции, а именно:
- трудоустройство людей;
- производственную функцию;
- доходную функцию;
- обеспечивающую функцию;
- вносит вклад в совокупный общественный продукт;
- формирует национальный доход.
Представив сущность понятия культура и бизнес, можно обозначить различия и противоположности данных направлений. Но если более детально проанализировать природу этих явлений, то можно
обнаружить моменты их сходства. Рассмотрим основные характеристики:
1) культура, как и бизнес, является результатом формирования, развития и удовлетворения человеческих потребностей;
2) оба направления имеют социальную природу;
3) способность двух направлений к воспроизводству. Попробуем выделить бизнес-процессы и провести их проекцию
на сферу культуры.
Представим подход Будагьянец Н.А., чьи исследования, на наш взгляд, представляют наиболее приемлемую дифференциацию. Итак, в бизнесе выделяют ряд основных принципов.
Рисунок 1. Система бизнес-процессов (источник - [1])
Теперь сформируем проекцию данных принципов и процессов в сфере культуры.
Таким образом, бизнес - это любой вид деятельности в сфере (материального/ нематериального) производства, приносящий доход. Итак, предметом оборота на рынке культуры являются культурные услуги (культурный сервис) и культурный продукт, сочетающий в себе признаки товара и услуги.
а
13 §
Я)
ы К
" ш
о\ §
к л
Я Я)
а
13
о £
о о
М I—I
ш н-1
(и
к к
а я
о\ к
к
П>
о
Я 13 о к
(Ь
о о о м
о\ а
к ^
ш У
4
Я Я К
о\ а
к ^
ш У
я
П>
о
Я 13 О
к
о\ а
к ^
ш У
Я ^
Я 13 О К
(Ь
Я о н о м
яГ 13 о
о м
я я ^ 13 Й о
н 13 рЗ п>
Н О
^ 3
я
о я
со ы о н я
н
П> Й № я о
я
о к
я я
II] Л)
я я
-ы Н
ш
Й А в й
2 й » %
я
п> ш 13 В
Й I
I—I (и
п> п> Я
П>
н 13
Я 13 о К
(Ь
о о о ы
а я
П>
П> ш о й
о В
о н о\ 13
13 V
и
я о
о
ш >6*
-в* о К 13
I п
Й П>
и1 >13
Й н я Р
А й й *
>6*
П>
о>
Н О
Р Л
н 13
п> о\ о м
8 я о о
^ К Э к§ & а
1 1 I ^
Я
V
Я
■й О
п> 2
3
Я н 13 и1
ЙГ
ч
№ £
£
Я чз о
П>
я а
й о\
ы
Я
П>
о
а
а а а а а о и
а
оэ о -в-п> 43
н
43
К
\1 00
- =1 ь
д тз л>
а ш
. . £
=1 (В
тз I
х *
I о
СП
01 н 0) ь сг
ч -
го л> О п
3 < 1 N1
о 0"
С н
-<
о' с 1 тз ш
=3 3
ю 0)
1Л X ш I
5"
о. ш
а> 3
><
Ь ь
=3" и 1 о ш н 0)
X
а
I
ш СП о
—5 г+
о" 00 й
п> < м 1 го о тз
Л)" о
$ 0)
I
со I
СП о
■"■"■о о
-О
о
Действительно, предметом оборота на рынке культуры являются предметы (товары), услуги (культурный сервис) и культурный продукт, сочетающий в себе признаки товара и услуги. Все приведенные элементы являются предметным полем различных форм предпринимательства.
Одним из наиболее распространенных в последнее время способов такого взаимодействия культуры и бизнеса является рассмотрение культуры в качестве одной из сфер бизнеса.
Как известно, золотое правило бизнеса базируется на пяти китах:
- единоличное владение бизнесом;
- предоплата;
- порядок в документах;
- высокий уровень порядочности;
- наличие новой творческой и полезной идеи.
Так вот последних три положения дают возможность сделать вывод, что сфера предпринимательства также имеет латентную встроенность и зависимость от сферы культуры.
Рассмотрим взаимодействие бизнеса и культуры более детально (см. рис. 2).
Исходя из того, что оба направления ориентированы на массового розничного потребителя, можем заключить, что и сфера культуры также нацелена на получение прибыли. Это утверждение главным образом определяет основные видовые направления развития культуры (тиражирование печатной, музыкальной, видеопродукции, шоу-бизнес, театр, кинематограф, телевидение) [2].
Иной подход представляет собой инвестирование в произведения искусства. Приобретение таких объектов используется бизнесом для извлечения прибыли при продаже ранее приобретенных объектов культуры через некоторое время, когда объект будет предоставлять наибольшую ценность.
Аукционный бизнес - обособленное экономическое направление. Такого рода бизнес не производит предметов искусства, он создает благоприятную площадку с возможностью для реализации следующих бизнес-операций над объектами культуры: производства, инвестирования и пр.
Рисунок 2. Взаимодействие бизнеса и культуры (источник - [2])
Еще одним вариантом взаимодействия бизнеса и культуры является коллекционирование. Здесь бизнесмен приобретает предмет искусства не с целью извлечения прибыли в будущем, а потому, что испытывает к нему эстетический коллекционный азарт.
Меценатство отличается от коллекционирования тем, что бизнесмен, обладающий денежными ресурсами, не преследует меркантильную цель - стать владельцем уже созданного артефакта, он своими действиями пытается развить, укрепить или сохранить то или
иное направление культуры либо культурный объект, культурный артефакт [3].
Следующим способом взаимодействия культуры и бизнеса является использование факта культурной активности в целях информационного повода для повышения известности собственной организации и улучшения ее имиджа, а также для пиара отдельных личностей, для которых реклама - это важнейшее средство для приобретения доверия и/ или получения дохода.
Приведем пример: бизнесмен выделяет средства для проведения ежегодного международного фестиваля или акции с массовым привлечением местного населения; в обоих случаях он расширяет свое влияние, как на местном уровне, так и на международном, посредством личного участия или выступления, выпуска комментариев в средствах массовой информации, громких лозунгов и максимальной активности.
Теперь перейдем к бизнес-монополиям. Это еще один вид взаимодействия сферы культуры и бизнеса. Учреждения культуры могут привлекать предпринимателей на договорной основе в целях осуществления услуги. Например, частное лицо может организовывать в учреждении культуры за умеренную аренду определенные праздники, проводить танцевальные вечера или организовать кинопросмотры и т.д. В результате реализации данных мероприятий бизнесмен получает прибыль, часть которой (процентная ставка определяется в договоре) он выплачивает учреждению.
Наряду с общими моментами в культуре и бизнесе есть и важные различия. Ключевым различием является целеполагание в бизнес-предпринимательстве и культуре. Цели этих областей ориентированы на разные потребности и ценности: бизнес-предпринимательство - на прагматические, материальные; культура и искусство - на духовные.
Тем не менее, исследовав указанные понятия, мы пришли к выводу, что они, действительно, могут взаимодействовать друг с другом, а различия в целеполагании, наоборот, смогут усовершенствовать оба направления и поставить их на новый уровень развития.
К концу 20 века пришло понимание того, что бизнес способствует улучшению жизни общества, и это дает нам возможность в 21 веке сформулировать мысль о том, что сфера культуры все же открыта для бизнеса, который является своеобразным «геном цивилизации» и посредством своей культурных функций оказывает существенное влияние на все стороны жизни общества [5].
Таким образом, можно сделать заключение, что культура и бизнес могут взаимодействовать по принципу дополняемости. Общее и особенное в культуре и бизнесе являются объективным основанием для их эффективного взаимодействия. Важно найти продуктивные пути взаимодействия. Сфера культуры и бизнес имеют общие связи, вовлекающие их в совместные экономические процессы и проекты. Тем не менее, способствовать эффективному взаимодействию бизнеса и культуры в первую очередь должно государство.
ИСТОЧНИКИ:
1. Будагьянец Н.А. Принципы формирования бизнес-процессов // Элитариум
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.elitarium.ru/2010/10/04/principy_biznes_processov.html [29.06.2014].
2. Кузеванова А.Л. К характеристике взаимодействия культуры и бизнеса // Вестник
Челябинского государственного университета. - 2007. - №16. - С. 82-87.
3. Кузеванова А.Л. Культура и бизнес: типология и механизмы взаимодействия //
Обсерватория культуры. - 2008. - №5. - С. 123-125.
4. Оганов А.А. Мировой опыт многоканального финансирования культуры [Электронный
ресурс] // Прагматика культуры. - Режим доступа: http://artpragmatica.ru/projects/ [01.07.2014].
5. Рябова О. Бизнес и культура - нужны ли мы друг другу // Деловой квартал. - 2006. - С.
38