28 июлЬ РШШШМ
К НОВЫМ РЕГУЛЯТОРНЫМ УСЛОВИЯМ
Ирина ШИРОКОВА, «Ремедиум»
Бизнес адаптируется
Вступивший в силу с 1 января 2012 г. Закон «Об охране здоровья граждан в РФ» ввел существенные ограничения на взаимодействие медицинских работников и представителей фармацевтического бизнеса/производителей медицинских изделий. Это заставило участников рынка скорректировать действия медицинских представителей, изменить некоторые подходы к продвижению продукции, искать новые пути информирования целевой аудитории.
Ключевые слова: законодательство, продвижение, этичность, медицинские представители, Интернет-технологии, вебинары
• СПЕЦИАЛИСТЫ
ЗАКОН ОДОБРИЛИ, НО... ^^
Ведущие представители фармацевтического сообщества и рынка медицинских изделий в целом одо- Щ брили ст. 74 Федерального закона №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», однако выявили ряд недоработок, требующих уточнений. Среди тех, кто не только поддержал закон и активно лоббировал его принятие, Ассоциация российских фармацевтических производителей (АРФП). «АРФП в какой-то мере и подтолкнула Госдуму и Правительство РФ обратить внимание на практику взаимодействия представителей фармацевтических компаний и врачей, — отметил Виктор Дмитриев, ген. директор АРФП. — Связано это было с неравными условиями, в которых продвигали свою продукцию отечественные участники рынка и зарубежные компании, обладающие более серьезными финансовыми возможностями. С другой стороны, мы были категорически против того, чтобы решать вопрос с «шашкой наголо», радикально. Поэтому тот вариант, который предложен сегодня, на мой взгляд, оптимален. Другое дело, что возникли вопросы с применением закона, который фактически возлагает ответственность на руководителей медицинскими учреждениями, предлагая им самостоятельно установить режим взаимодействия вра-
чей и медицинских представителей в конкретной больнице. И мы сейчас столкнулись с . . тем, что сколько в стране лечебных учреждений, |столько и разных мнений».
—В связи с этим АРФП предложила Минздравсоцразви-тия России подготовить типовой порядок участия представителей компаний в мероприятиях ЛПУ, на что получила отрицательный ответ. Минздравсоцразвития России отказался заниматься данным вопросом, сославшись на то, что в законе четко прописана ответственность лечебного уч-
Keywords: legislation, promotion, ethics, medical representatives, Internet technologies, webinars
The introduction of Article 74 of the Law «Protection of the health of citizens in the Russian Federation» targeted at providing equal opportunities for promotion of products to all pharmaceutical market players, added difficulties to the life of many companies, including those who used to follow the principles of business ethics before the introduction of the regulation. Since the date of enactment, the majority of the market participants were able to adapt to new conditions: they changed their approach to the promotion of products and started to use new ways of reaching the target audience. Irina SHIROKOVA, «Remedium». BUSINESS ADAPTS TO NEW REGULATORY CONDITIONS.
реждения за взаимодействие с медицинскими представителями, а значит, оно и должно устанавливать внутри себя эти правила.
«То есть здесь все будет зависеть от главного врача, — продолжает Виктор Дмитриев. — Но мы должны четко понимать, что он может повлиять только на общение в рабочее время: либо запретить его совсем, либо оставить все как было, либо привести к какому-то единому знаменателю, условно говоря, посредством проведения конференций, потому что в законе эта конкретика не определена. Например, что считать конференцией? Допустим, я встретился с двумя врачами — это конференция? Кроме того, эти запреты абсолютно не влияют на общение с врачами в нерабочее время, и если мы здесь «пережмем», то все это общение перенесется в ближайшие кафе, парки, места отдыха, и никто за это никакой ответственности нести не будет. И мне никто не запрещает в рамках дружеского или профессионального общения решать свои вопросы, рассказывать о новых препаратах. Поэтому здесь надо найти «золотую середину», не усложнив жизнь врачам.
Есть еще один нюанс: в законе ничего не говорится об отраслевых объединениях. Значит, часть функций по организации тех же конференций наша ассоциация могла бы взять на себя. Эти действия никак не противоречат закону, поскольку АРФП — некоммерческая организация».
По словам Владимира Шипкова, исполнительного директора Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM), ассоциация приветствует регулирование на уровне федерального закона профессионального общения медицинских и фармацевтических работников с представителями фармацевтических компаний: «Введенные ст. 74 Федерального закона
«Об основах охраны здоровья граждан в РФ» ограничения являются закономерными и вполне оправданными, призванными повысить ответственность всех участников рынка». В то же время он отметил, что любая компания, придерживающаяся высоких этических стандартов, безусловно, старалась соблюдать подобные ограничения в соответствии со своими внутренними нормами и до принятия нового закона. В частности, компании-члены ассоциации, помимо прочего, обязаны придерживаться выработанных в рамках саморегулирования норм Кодекса маркетинговой практики AIPM. Более того, соблюдение этических стандартов, предусмотренных Кодексом, является одновременно основополагающим принципом и условием член- ^ ства в ассоциации. «Осознавая, что без профессионального общения медицинского и фармацевтического сообщества развитие медицины и повышение качества лечения невозможно, законодателем установлены исключения из общих запретов, — напомнил Владимир Шипков. — К ним относятся возможность взаимодействия представителей компаний и медицинских работников в целях проведения клинических исследований, повышения профессионального уровня, мониторинга безопасности лекарственных препаратов и медицинских изделий, а также финансирования педагогической и научной деятельности медицинских работников.
По мнению Александры Третьяковой, исполнительного директора Ассоциации производителей медицинских изделий IMEDA, принятие закона является исключительно важным событием для медицинской отрасли в целом и для участников рынка медицинских изделий в частности. Большинство его положений призваны внести ясность и упорядочить взаимоотношения участников медицинского рынка. Однако некоторые нормы документа требуют дополнительных разъяснений и доработок. В т. ч. необходимо дополнить и расширить ряд пунктов ст. 74 закона, регулирующей взаимоотношения производи-
телей медицинской техники и персонала лечебных учреждений. Эти предложения были официально направлены ассоциацией в Государственную Думу РФ в мае 2012 г.
В предложениях, в частности, указывается на необходимость внести в список исключений из запрета, указанных в ст. 74, расширенные инструктажи медицинских работников по применению медицинских изделий в клинической практике, исполнение договорных обязательств перед медицинской организацией и техническое обслуживание медицинских изделий в ЛПУ. «Внедрение и безопасное использование медицинских изделий возможно только при постоянном и эффективном сотрудничестве между производи-
л
телями, владеющими информацией обо всех особенностях клинического применения своих технологий, и пользователями, которые зачастую не имеют необходимых навыков по взаимодействию с высокотехнологичной техникой, — объясняет Александра Третьякова. — Международная практика показывает, что именно регулярная поддержка и обучение (инструктаж) потребителей являются решающими факторами в успехе внедрения и применения новейших технологий».
Она также обращает внимание на особую роль представителей компаний-производителей медицинских изделий при внедрении высокотехнологичных продуктов, способствующих инновационному развитию отрасли: «Сотрудникам компаний, производящих высокотехнологичные медицинские изделия, необходимо посещать медицинские учреждения с целью обеспечения сервисной поддержки и подбора параметров для индивидуальных потребностей медицинского персонала и пациентов. Между тем действующая формулировка, зафиксированная в ст. 74 закона, оставляет статус таких сотрудников неопределенным». В ст. 74 также остается недостаточно разъясненной и ситуация с оплатой компаниями-производителями дополнительного профессионального образования медицинских работников. Согласно формулировке, отраженной в
действующей редакции закона, работникам системы здравоохранения запрещено принимать денежные средства от представителей бизнеса. Ассоциация IMEDA предлагает включить в данный раздел закона ряд исключений, таких как оплата стоимости проезда, проживания, питания и взноса за участие в медицинских, научных, образовательных мероприятиях и иных мероприятиях, связанных с повышением профессионального уровня медицинских работников (без передачи денежных средств непосредственно медицинскому работнику), а также возможность передачи образцов медицинских изделий для ознакомления медицинских работников с принципом их действия или для демонстрации пациентам их правильного использования. Обучать обращению с медицинскими изделиями необходимо не только врачей, но и самих пациентов, что с позиции ассоциации также должно найти отражение в законе: оплата проведения просветительских мероприятий для пациентов, не составляющих предмет медицинской деятельности, также не должна входить в список запрещенных действий.
• РАБОТА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
Закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», призванный обеспечить прозрачность взаимодействия врача и производителя ЛС/медицинских изделий и ввести четкие механизмы, регулирующие это взаимодействие, несомненно, сказался на деятельности компаний, которые пересмотрели политику продвижения своей продукции и внесли в нее соответствующие изменения. Одни компании сделали это заранее, еще в процессе обсуждения закона, другие — одновременно с его принятием. «Мы отслеживали развитие закона с момента появления его первого проекта и в соответствии с этим корректировали стратегию и методы продвижения продуктов, — отмечает Елена Семёнова, директор по продажам и маркетингу российского подразделения «Nycomed в составе Takeda». — В этом смысле принятие закона не стало для нас неожиданностью. Наша компания придерживается высоких стандартов ведения бизнеса, и новые законодательные инициа-
30 июлЬ Р€МШииМ
ТРЕНДЫ И БРЭНДЫ
тивы полностью соответствуют ее подходам к работе и принципам поведения на рынке. Являясь членом АМ, компания следовала и продолжает следовать этическим установкам кодекса маркетинговой практики ассоциации. Поэтому можно утверждать, что процесс внедрения новых правил в организации был плавным и логичным. В то же время приходится констатировать, что в отдельных регионах, ввиду отсутствия дополнительных разъяснений со стороны государства, медицинское сообщество оказалось не вполне готово к работе в новых условиях».
Введение закона, по ее словам, не повлияло на информационно-просветительскую деятельность компании. Российское подразделение «Nycomed в составе Takeda» активно участвует в обучающих программах для специалистов здравоохранения, поддерживает и развивает отношения с профильными общественными организациями и пациентскими обществами, а также поддерживает будущих специалистов здравоохранения в рамках программы «НИКОМЕД — Золотые кадры медицины». Вопреки прогнозам экспертов, что с принятием нового участники рынка будут вынуждены сокращать количество медицинских представителей, в российском подразделении «Nycomed в составе Takeda» этого не произошло. «Институт медицинских представителей является важным звеном в информировании врачей о новейших достижениях в области медицины, — уверена Елена Семёнова. — На это, в частности, указывают результаты недавних опросов врачей, большинство из которых отметило важность общения с медицинскими представителями и высказалось в пользу такого взаимодействия. Но формы взаимодействия, несомненно, будут эволюционировать». Она также сообщила о наличии в российском подразделении «Nycomed в составе Takeda» целого набора инструментов для обеспечения соответствия деятельности медицинских представителей законодательным нормам. Так, например, силами юридического отдела
компании сотрудникам регулярно разъясняются положения закона, проводятся тренинги для организации продаж и маркетинга. «Стандартные механизмы контроля, безусловно, внедрены и работают, но мы уделяем большое внимание именно правовой культуре сотрудников и видим в этом одно из условий успешного развития организации в долгосрочной перспективе», — подчеркивает директор по продажам и маркетингу. Говоря о сегодняшнем построении взаимодействия между компанией и врачами, Елена Семёнова выделила следующие изменения: установление медицинскими учреждениями специального порядка допуска представителей фармацевтических компаний; увеличение объема предоставляемой компанией научной информации при проведении обучающих семинаров в ходе визитов медицинских представителей и т. д. По ее словам, компания старается эффективно использовать все законные каналы продвижения сю-их продуктов. Значительно увеличилось количество обучающих программ и семинаров, в т. ч. и вебинаров, которые становятся все более и более популярным механизмом взаимодействия с врачами.
Максим Агарев, менеджер по реализации ключевых проектов «АстраЗенека Россия», особо остановился на роли, которую сегодня играют медицинские представители. «Условия, которые сейчас складываются на фармацевтическом рынке, изменения в законодательстве, а также изменение восприятия общественностью фарминдустрии как таковой, приводят к трансформации роли медицинского представителя, — отметил он. — Если раньше ключевой задачей медицинского представителя было информирование врачебного сообщества о продуктах компании, то теперь круг его задач значительно расширяется. В его функции входят обеспечение обратной связи, информирование о новейших исследованиях, которые ведутся в той или иной области, о новых ме-
тодах диагностики, профилактики и лечения заболеваний». Кстати, в компании «АстраЗенека Россия» еще до вступления в силу Закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» были введены очень жесткие ограничения на деятельность медицинских представителей. В 2011 г. AstraZeneca во всем мире, в т. ч. и в России, запустила проект СDTI, нацеленный на ведение этичного бизнеса и формирование на этой основе конкурентного преимущества компании («Этичный бизнес как конкурентное преимущество»). В AstraZeneca отказались от практики подарков специалистам здравоохранения и ряда других активностей и добились того, что сегодня каждый сотрудник организации четко понимает ограничения в своей работе и действует таким образом, чтобы не поставить под угрозу репутацию компании. «Эти нововведения, по сути, предвосхитили те ограничения, которые были позже закреплены на законодательном уровне, поэтому для нас они не явились неожиданностью, — констатирует Максим Агарев. — Произошел плавный переход к новым требованиям, ведь мы были хорошо подготовлены по многим аспектам. Кроме того, новый закон послужил хорошим импульсом для того, чтобы пересмотреть существующие в компании бизнес-процессы и сфокусироваться на разработке инновационных каналов продвижения продуктов. Проект нацелен на то, чтобы развить традиционную модель промоции препаратов через индивидуальные визиты и дополнить ее новыми форматами взаимодействия с врачами — Интернет-ресурсы, видео-конференции, вебинары и т. д.». По словам Любови Сиземовой, ген. директора ООО «ШТАДА Маркетинг», появление Закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» компания STADA CIS встретила как законопослушный участник российского рынка — с пониманием. Однако на первых порах закон внес некоторую сумятицу в отлаженную систему компании: ряд его статей оказались не до конца понятны, их можно было трактовать неоднозначно. В связи с этим юристами STADA CIS были проведены специальные тренинги для медицинских представителей, кото-
рые получили компетентные консультации по возникшим вопросам. Она также напомнила, что компания STADA CIS всегда вела серьезную образовательную деятельность, организуя для врачей выездные школы по различным отраслям медицины: кардиологии, гастроэнтерологии, неврологии, гинекологии, урологии. После принятия закона компания усилила активность в этой сфере. «На первое место вышла доказательная медицина. Врачу необходимо, прежде всего, иметь доказательную информацию о препарате, знать результаты КИ, только в этом случае он будет рекомендовать его к применению своим пациентам, — уверена Любовь Сизе-мова. — Поэтому мы активно проводим исследования, знакомим врачей с опытом применения препаратов, входящих в продуктовый портфель STADA CIS». Несмотря на активное развитие Интернет-коммуникаций, компания не перестает использовать уже проверенные и зарекомендовавшие себя методы донесения информации до целевой аудитории. Общение с врачами происходит посредством конференций, «круглых столов». Как и в других компаниях, с врачами активно взаимодействуют медицинские представители, количество которых в последнее время увеличилось благодаря новому проекту компании, стартовавшему в апреле 2012 г
Еще одним эффективным средством коммуникации остается корпоративное издание компании, в котором публикуется информация о продуктах STADA CIS, сообщается о выставках и конференциях, в которых компания принимает участие, а также новостях из мира медицины и фармацевтики. Регуляторные изменения на российском фармацевтическом рынке сказались и на деятельности компании «Са-нофи Россия». Адаптироваться к ним помогает глобальный опыт группы Sanofi. По словам Елены Астаховой, директора бизнес-подразделения кар-дио- и госпитальных препаратов ком-
пании «Санофи Россия», работающей по всему миру группе Sanofi не раз приходилось сталкиваться с необходимостью адаптировать свою работу в соответствии с меняющимися требованиями локальных рынков. Сегодня группа Sanofi является одной из наиболее ком-плаентных на международном фармацевтическом рынке, что позволяет «Санофи Россия» в кратчайшие сроки обеспечить необходимые внутренние изменения в строгом соответствии с локальным законодательством. Первое, что сделала компания в данном случае, — формализовала визиты медицинских представителей и взаимоотношения с врачами. В связи с этим Елена Астахова отмечает: «Сегодня любые лечебные учреждения, согласно законодательству, имеют собственный регламент, по которому выстраиваются взаимоотношения с фармацевтическими компаниями. Мы ведем нашу работу в полном соответствии с ними. Кроме того, данные регламенты зачастую предполагают возможность подписания соглашения, регулирующего индивидуальные визиты к врачам. В том случае, если процедура предусматривает данные соглашения, мы их подписываем. Также мы внесли корректировки во взаимоотношения с нашими партнерами, прописав план совместных образовательных мероприятий, которые проходят все необходимые согласования с администраторами. Следует подчеркнуть, что диалог между медицинскими представителями «Санофи Россия» и врачами всегда был партнерским. Как раньше, так и сейчас компания ведет образовательную и научную деятельность совместно с представителями медицинского сообщества. Это никоим образом не запрещается законом, а даже поддерживается». С ней соглашается Анжела Симакова, директор бизнес-подразделения эндокринных препаратов «Санофи Россия»: «Индивидуальные визиты по-прежнему являются очень важным аспектом работы, мы стремим-
ся получить от врачей всю информацию по применению препарата, о побочных и нежелательных эффектах, если таковые выявлены. В своей работе мы придерживаемся максимально высоких моральных и этических принципов и, как социально ответственная компания, несем обязательства перед обществом».
Кстати, в компании «Санофи Россия» существуют весьма строгие внутренние требования, регламентирующие деятельность сотрудников, в т. ч. и медицинских представителей. Активность компании, направленная на взаимодействие с внешними партнерами, проходит строгий аудит Compliance Committee (комитет по комплаенсу), который рассматривает каждый из проектов на соответствие не только локальному законодательству, но и правилам компании, действующим по всему миру. Компания старается не только развивать лидерские качества у медицинских представителей, необходимые в условиях высококонкурентного рынка, но и своевременно вносить коррективы в их работу с учетом изменений в законодательстве.
Помимо визитов медицинских представителей, компания «Санофи Россия» использует и другие технологии для распространения научной информации, прежде всего традиционные. Однако в последнее время компания все активнее развивает Интернет-технологии, организует вебинары, позволяющие донести информацию до максимально широкого круга специалистов и проводить обучение врачей по всей России, расширяя знания медицинского сообщества о продуктах компании. Если, по словам специалистов, производители ЛС в целом смогли приспособиться к новому закону, то компании, работающие на рынке медицинских изделий и медицинской техники, оказались в довольно сложной ситуации, повлекшей негативные последствия как для участников рынка, так и для врачей. По словам Александры Третьяковой, многие компании медико-технологического сектора были вынуждены приостановить программы обучения и повышения квалификации для медицинских работников. Были приостановлены также программы, связанные с ознакомле-
32 июш Р€МШииМ
нием российских врачей и среднего медицинского персонала с лучшими международными практиками, в некоторых медицинских учреждениях общение между представителями медико-технологических компаний и медицинским персоналом было полностью запрещено. Под вопросом остаются возможности представления и внедрения на российский рынок новых медицинских технологий и изделий, т. к. основные механизмы продвижения инноваций оказались в «красной» или «желтой» зонах.
С одной стороны, диалог между представителями компаний и врачами сегодня строится по-прежнему исключительно на профессиональной основе, и медицинскому персоналу обеспечивается необходимый инструктаж и тренинги по продукции, которая попадет в медицинские организации и будет внедряться в диагностическую и клиническую практику. А с другой — требуется большее количество разрешительных документов от администрации медицинского учреждения, а также наличие в каждом из них специального «порядка», регламентирующего общение между компаниями-держателями технологий и медицинскими работниками. В этих условиях компании ищут новые виды коммуникации и распространения информации (Интернет, вебинары, видео-материалы). «Однако для ознакомления и внедрения медицинского оборудования и инструментов все эти новые виды общения являются только дополнительными, — полагает Александра Третьякова. — Это связано со спецификой продукции, которая требует практически индивидуального обучения и настройки «под потребителя» и зачастую даже «под пациента». Инструктаж и обучение на рабочем месте, способствующие эффективному и безопасному использованию новейших медицинских изделий, по-прежнему остаются ключевыми факторами успеха». Среди тех, чьи интересы защищает ассоциация IMEDA, — компания «3М Россия», более 20 лет работающая на российском рынке и являющаяся постоянным членом этой организации. «Все это время наша компания принимает активное участие в крупных отраслевых специализированных конференциях и вы-
ставках, где сообщает о своих инновационных решениях врачам и среднему медицинскому персоналу, — говорит Реза Вацири, ген. директор компании «3М Россия». — Результаты официальных исследований публикуются в ведущих медицинских журналах и на сайте компании. Представители компании участвуют в обучающих мероприятиях и информировании врачей и медперсонала об инновационных продуктах и методиках их использования в рамках принятого законодательства. Сегодня компания продолжает этичную политику продвижения изделий медицинского назначения, принятую много лет назад и постоянно ужесточающуюся в связи с вызовами времени».
• ФОКУСНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДЛЯ КОММУНИКАЦИЙ С ВРАЧЕБНЫМ
СООБЩЕСТВОМ
Учитывая современные тенденции и следуя требованиям времени, производители ЛС и медицинских изделий активно осваивают и развивают инновационные каналы коммуникаций с профессиональными аудиториями, прежде всего Интернет (электронные сайты, социальные сети), используют возможности мобильной связи (делая электронные рассылки и т. д.). По мнению Наталии Прокопьевой, директора московского представительства ЗАО «Эвалар», стандартная реклама в Интернет уже давно «приелась» потребителю, поэтому сегодня идет активный поиск новых решений. Так же как компании отходили от обычной рекламы к неожиданным креативным способам подачи материала и newmedia, так и сейчас в сети Интернет прослеживается тенденция смены фокуса внимания от стандартных баннерных размещений к другим методам: работе с социальными сетями, размещению видеороликов, вирусному и мобильному маркетингу. Производитель стремится стать ближе к своей целевой аудитории: общаться с ней на одном языке и прийти в привычную для нее среду.
«Наша компания большое внимание уделяет креативной составляющей бан-неров, что повышает эффективность продвижения в разы, — подчеркивает Наталия Прокопьева. — Кроме того,
«Эвалар» начал активную работу в области социальных сетей (Social Media Marketing — SMM). Так, например, для того чтобы пользователи больше узнали о препарате Турбослим, мы запустили в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» группы «Быть стройной легко!», которые динамично развиваются. Нам важно не только сообщать о своем продукте, но и рассказывать о его характеристиках, правильном использовании препаратов, просвещать потребителя в вопросах поддержания красоты и здоровья». «Интернет — это одно из наиболее перспективных направлений для коммуникаций с конечными потребителями, партнерами, а также врачами, активно использующими его в качестве источника информации» — полагает и Любовь Сиземова. — Он уже успел зарекомендовать себя как хорошая площадка для обмена информацией, презентаций компании и общения». Сегодня компании активно используют возможности Интернета, создавая и поддерживая корпоративные сайты, промо-сайты, которые информируют о конкретных медицинских проблемах, препаратах и методах лечения (по назначению лечащего врача), проводя online семинары и тренинги. Довольно частой практикой стала и организация в социальных сетях вебинаров. Среди успешных примеров такой коммуникации — телемост, проведенный 31 мая компанией STADA CIS совместно с компанией webinar.ru, который объединил 7 городов России: Москву, С.-Петербург, Омск, Казань, Екатеринбург, Ростов-на-Дону и Новосибирск. Темой столь масштабного мероприятия стало мужское здоровье. В 2012 г. в продуктовый портфель STADA CIS вошли 3 новых препарата, которые и были представлены широкой медицинской общественности. Учитывая сложившуюся в России демографическую ситуацию, значительное внимание было уделено всем новинкам урологической линейки компании.
В настоящий момент в компании идет подготовка к телемосту — «Препарат Лавомакс® против клещевого энцефалита».
Интересный пример, убедительно доказавший перспективность использова-
ния Интернет-технологий, привела Мария Медведева, руководитель отдела PR и коммуникаций российского подразделения компании Johnson&Johnson Medical. Подразделение компании Women's Health&Urology запустило новый проект под названием «Интернет-сессия» — образовательную Интернет-программу для врачей различных специальностей, осуществляя в режиме online вещание в более чем 120 студиях, расположенных на территории РФ и СНГ. «Максимальное количество слушателей, которое может подключиться к такой трансляции, огромно — более 10 000 человек, — уточняет Марина Медведева. — Но формат привлекает врачей не только своей технической доступностью: во время трансляции у подключенных студий есть возможность обратной связи со спикерами. Живое общение между участниками Интернет-сессии делает обучение гораздо более интересным».
Первая лекция, состоявшаяся в рамках программы 14 июня, была посвящена женским урологическим заболеваниям и современным высокотехнологичным методам их лечения. Вели сессию Дмитрий Пушкарь, главный уролог Минздрава РФ, и Александр Попов, заведующий эндоскопическим отделением Московского областного научно-исследовательского института акушерства и гинекологии. За два часа трансляции они рассказали слушателям как о достижениях в хирургии генитального пролапса за последние 10 лет, так и о современных технологиях лечения, таких как свободная синтетическая петля. К первой on-line лекции было зафиксировано более 1 100 подключений, что превзошло все ожидания ор ганизаторов. Тем более что одно подключение могло подразумевать не одного специалиста, а группу врачей. Так, в Казанском центре медицинских технологий было 35 врачей-участников. Боль-
шая часть слушателей — это нефрологи, урологи и гинекологи. Около 10% слушателей — врачи общей практики. Площадкой для данного проекта стал специально созданный портал Всероссийской образовательной программы для врачей «Интернет-сессия».
По словам Максима Агарева, компания AstraZeneca, помимо вышеперечисленных методов продвижения JIC, использует еще новые мобильные и Интернет-технологии.
Так, например, представительство компании в Испании предлагает специалистам специальное приложение, позволяющее врачу, расставив галочки в нужных окошках, напоминать пациенту SMS-сообщениями о необходимости принять таблетку и в очередной раз посетить доктора. В Японии разработано приложение для мобильных телефонов, позволяющее родителям детей-астматиков, отвечая на очень простые вопросы о самочувствии ребенка (короткие покашливания или продолжительный приступ), предоставить лечащему врачу полную картину самочувствия ре бенка, чтобы он мог принять адекватные меры. В России компания планирует в ближайшее время внедрить технологии удаленного доступа для общения врачей и медицинских представителей, использовать мобильные устройства для проведения презентаций, проводить интерактивное обучение (e-Learning), а также уделять серьезное внимание on-line коммуникациям в социальных сетях.
В компании «Nycomed в составе Takeda» одним из наиболее интересных проектов по информированию врачей стала программа по привлечению врачебной аудитории на сайты профессиональных медицинских сообществ с целью презентации новых препаратов, информирования об уже
зарекомендовавших себя продуктах компании, проведенных клинических исследованиях, статьях, лекциях. Эти материалы вызвали живой отклик профессиональной аудитории, дискуссию, инициировали общение с ведущими специалистами в конкретных областях медицины.
Компания «Санофи Россия» наряду с проведением тематических вебинаров активно применяет инновационные технологии на выставках и конференциях. В частности, на Конгрессе эндокринологов, генеральным спонсором которого выступила «Санофи Россия», на стенде компании, посвященном локальному производству современных инсулинов в Орловской области, консультанты активно использовали планшетные компьютеры для демонстрации производственных процессов. В этом году «Санофи» запускает приложение для планшетов, благодаря которому специалисты компании смогут проводить презентации препаратов, показывать ролики и научные фильмы. Планшеты также будут использоваться во время визитов медицинских представителей к врачам. «С их помощью гораздо проще донести нужную информацию, представить современные разработки и научные исследования, а также можно сразу зайти на сайт компании и посмотреть дополнительную информацию», — считает Елена Астахова. Изменившееся законодательство и новые правила взаимодействия производителей ЛС и медицинских изделий, несомненно, создали определенные проблемы для компаний, а у кого-то и негативно отразились на бизнесе, включая тех, чья приверженность компаний этическим принципам была налицо и до введения закона.
Но нельзя недооценивать и те положительные результаты, к которым уже привели регуляторные изменения. В частности, по мнению многих отечественных производителей, — это стало серьезным шагом к установлению равных условий продвижения продукции для всех участников рынка.