Научная статья на тему 'Бийский Тихвинский монастырь – уникальный объект православного культурно-исторического наследия Алтая'

Бийский Тихвинский монастырь – уникальный объект православного культурно-исторического наследия Алтая Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
433
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бийский Тихвинский монастырь – уникальный объект православного культурно-исторического наследия Алтая»

БИЙСКИЙ ТИХВИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - УНИКАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ ПРАВОСЛАВНОГО КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ АЛТАЯ

П.С. Коваленко Музей истории Алтайской духовной миссии, г. Бийск Алтайская государственная педагогическая академия, г. Барнаул

Яркой страницей православной истории Бийска является Бийский Тихвинский общежительный женский монастырь. Он находился в самой восточной части территории современного города, ныне именуемой в народе «Монастырь», на высоком живописном правом берегу реки Бии при впадении в нее некогда существовавшей речки Фурманки, вблизи соснового леса. Его очертания просматриваются на полотнах Дмитрия Ивановича Кузнецова известного бийского художника, первого на Алтае члена Союза художников РСФСР. Это картины: «Тихвинский женский монастырь» (1907) и «Вид на Тихвинский женский монастырь» (1928) [1-2].

Первоначально, 31 августа 1894 г., на благотворительные средства на земле, принадлежавшей крестьянам села Мало-Угреневского, по ходатайству Преосвященнейшего Макария (Невского) бывшего епископа Бийского, учреждена Тихвинская православная женская община [3]. Очевидно, в этом месте еще в 1880-е гг. находилось Бийское подворье Улалинского Николаевского женского монастыря, о чем свидетельствует составленный «Проект домов, уступаемых Николаевским женским монастырем в пользу Тихвинской женской общины» [4]. Указом Святейшего Синода за № 4288 от 26 июня 1900 г. община преобразована в монастырь с сохранением того же названия [3].

Во главе монастыря стояли настоятельница, благочинная и казначея. Основательницей, первой настоятельницей общины, а затем и монастыря в период с 1894 по 1902 гг. была в прошлом мещанка Самарской губернии монахиня Евпраксия, в миру Елена Федоровна Германова (1837-1906), имевшая домашнее образование. С 1857 по 1871 гг. состояла сестрой Бузулукского Тихвинского монастыря. Затем, определением епископа Самарского Германа направлена в Улалинскую Николаевскую женскую общину Алтайской духовной миссии для обучения сестер рукоделию. 21 января 1890 г. пострижена в монашество. Согласно прошения 9 октября 1902 г. из-за болезни уволена за штат [3]. В течение четырех лет страдала от паралича и не могла обходиться без помощи сестер. Монахиня Евпраксия «мирно и по христиански скончалась в 1906 г., июня 2 дня, в пятницу, в 8 часов вечера, после всенощной, на 69 году от рождения. Была погребена с левой стороны алтаря Тихвинской монастырской церкви» [5, С. 38].

Второй, последней, настоятельницей монастыря с 1903 по 1928 гг. являлась игуменья Ираида, в схиме Иннокентия, в миру Раиса Александровна Калугина (1855-1929), вдова священника. Образование получила в Томской Мариинской женской гимназии до 4-го класса. С 1896 по 1902 гг. прошла путь от рясофорной послушницы до монахини -благочинной Барнаульского Богородице-Казанского женского монастыря. 13 марта 1903 г. назначена настоятельницей Бийского Тихвинского монастыря, а уже 26 июня 1903 г. возведена в сан игуменьи. В 1909 г. награждена наперсным золотым крестом, в 1913 г. за образцовый порядок в монастыре указом Его Императорского Величества удостоена благодарности [6]. Была похоронена на старом нагорном Вознесенском кладбище Бийска. В советские послевоенные годы могила к сожалению утеряна.

Если в 1897 г. в монастыре проживало 99 сестер, то в 1916 г. уже 313 [7]. Каждая из насельниц помимо молитвы (за исключением больных и малолетних) выполняла различные послушания, в основном по хозяйству. Среди насельниц были иконописица, чеботарницы, рукодельницы.

В период с 1903 по 1915 гг. в число сестер монастыря входила схимонахиня Анна (в миру Анна Андреевна Торопова), вдова священника, родная сестра святителя Макария

(Невского), митрополита Алтайского. Поступила в монастырь в 1903 г., пострижена в рясофор в 1904 г., в мантию - в 1906 г. с именем Марфа. В 1910 г. епископом Бийским Иннокентием (Соколовым) была пострижена в схиму с именем Анна [8]. Скончалась в 1915 г. на 83-м г. жизни и была погребена вблизи Тихвинской монастырской церкви.

Монастырь содержал на свои средства престарелых больных людей и девочек-сирот. Для обучения последних в 1904 г. при монастыре открывается школа грамоты, преобразованная в 1909 г. в одноклассную церковно-приходскую [8].

В монастыре действовало два храма - оба деревянные, однопрестольные. Главный -во имя Тихвинской иконы Божией Матери, он был построен с разрешения Преосвященнейшего Макария (Невского) епископа Бийского, на благотворительные пожертвования и освящен 5 декабря 1893 г. протоиереем Градо-Бийского Троицкого собора Павлом Митропольским. Поврежденный сильным пожаром в 1903 г., храм вновь восстановлен в лучшем виде при участии именитой бийской купчихи Е.Г. Морозовой и вторично освящен 23 сентября 1909 г. Преосвященнейшим Иннокентием (Соколовым) епископом Бийским. Длина храма составляла 40 м, максимальная ширина - 12,8 м, а высота колокольни достигала 17 м. При храме имелась большая библиотека.

Второй храм - трапезный, во имя святителя Иннокентия епископа Иркутского, находился в нижнем этаже двухэтажного деревянного здания, построенного в 1913 г. на средства, завещанные монастырю также купчихой Е.Г. Морозовой, и частью взятых из монастырских капиталов. Храм был освящен 23 июня 1913 г. епископом Бийским Иннокентием (Соколовым) [6].

В канун этого знаменательного события Бийский Тихвинский женский монастырь покорнейше просил редактора городской газеты «Алтай» напечатать следующее объявление: «Бийский Тихвинский женский монастырь сим извещает, что в 23-е июня с.г. имеет быть освящение трапезного храма, в честь и память святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца. Монастырь, извещая о сем, усерднейше просит горожан и жертвователей всех сочувственно относившихся к устроению храма, пожаловать в обитель на радостное духовно-молитвенное празднование» [9, С. 4].

В монастыре находилось две особо почитаемых чудотворных иконы. Одна, Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, масло от которой взятое с неугасимой лампады «даровало исцеления больным». Другая икона Божией Матери «В скорбях и печалях утешение» с 6-ю частицами мощей святых угодников Божиих была прислана в дар монастырю архимандритом Иосифом из Андреевского скита, с Афона [5].

Об особом почитании бийского Тихвинского образа Пресвятой Богородицы свидетельствует заметка настоятельницы монастыря игуменьи Ираиды в городской газете «Алтай», опубликованная в номере от 11(24) июня 1913 г. с названием «Принесение иконы». В ней говорится, что «12-е июня [1913 г.] с.г. имеет быть отправлена из Бийского Тихвинского женского монастыря в сопровождении крестного хода святая икона Тихвинской Божией Матери в г. Бийск в 11 часов дня. Сея святая икона отправляется в г. Бийск без всякой корыстной цели, единственно на утешение горожанам чествующих св. икону. При иконе монастырь не посылает кружки для сбора и плата за молебствия взимается теми священнослужителями, которые будут нести труд по служению молебнов. Доход от продажи свечей всецело поступает в те церкви, в которых будет пребывать икона до возвращения в монастырь». [10, С. 4].

В разные годы при монастыре священниками состояли иереи Павел Торопов, Петр Доброходов, Александр Викторов, Платон Тимофеевич Пашовкин, Домнин Ионович Ненахов, братья - Василий и Николай Прибытковы. Последний, о. Николай, в 1920-е гг. являлся староцерковным епископом Бийским Никитой и именно на территории монастыря разместил свою архиерейскую резиденцию.

В 1915 г. монастырю принадлежало 42 строения: храм, дом настоятельницы, жилые дома, дома-кельи, кузница и мастерская, рушейка гречки, амбары и бани, завозня, погреба. Все 32 постройки были расположены непосредственно внутри монастырской ограды. Практически все строения были деревянными, за исключением двух каменных и трех

полукаменных. Монастырь имел также собственное монастырское подворье в центре Бийска, которое находилось при пересечении улиц Троицкой (ныне Л.Н. Толстова) и Барнаульской (ныне проспект С.М. Кирова). Оно состояло из двухэтажного дома и надворных построек [6]. Бывшее подворье, а после национализации - жилой многоквартирный дом, который в 2010 г. снесен согласно федеральной программе переселения граждан из ветхого жилья.

По воспоминаниям старожилов Бийска и бывших сестер «в монастыре и его округе было очень чисто, на территории аккуратные дорожки, вокруг сирень. Монастырь был обнесен забором, у входа на территорию (район стадиона) - коновязь, где привязывали лошадей, оставляли повозки и только после этого проходили на территорию. Монахини встречали прихожан очень приветливо, обязательно кормили, для дальних были приготовлены комнаты для отдыха. В престольные праздники варили обеды в огромных котлах на улице и угощали всех, кто приходил в монастырь. Народу собиралось более тысячи. Здесь же проводились ярмарки...» [11].

В монастырском приюте в 1911 г. содержалось 40 сирот, из которых 29 девочек обучалось в монастырско-приходской школе. Учительницей тогда была Мария Федоровна Безобразова.

На основании Высочайшего соизволения от 23 марта 1914 г. монастырь в бесплатное пользование получил 302,48 десятин пахотной и сенокосной земли, помимо уже имевшихся 29 десятин угодий [8, Л. 48 об.]. Как вспоминала бывшая монахиня Конобейская, монастырь имел большое хозяйство: луга, пашни, огороды. Для овощей были созданы большие хранилища. В подвалах, по ее словам, хранили всю зиму свежие арбузы, яблоки, капусту. Был амбар для зерна, а в горе даже выкопан погреб для картофеля.

В 1920 г. Тихвинский монастырь официально ликвидирован, но продолжал действовать как трудовая религиозная община до 1929 г. Постепенно все монастырские постройки были национализированы для размещения деткоммуны. В начале 1920-х гг. здесь разместили детский дом № 4 им. М.И. Калинина, в 1933 г. - бийскую школу шоферов наркомата заготовок (позднее министерства заготовок). В 1957 г. территория и здания заняты под ремесленное училище № 2. С 1960 г. в бывших монастырских и вновь построенных зданиях располагалось техническое училище № 14, давшее название улице Техучилище [12].

Так в 1921 г., закрыт главный монастырский храм. Об этом печальном событии свидетельствует Протокол № 19, рассмотренный на заседании президиума Бийского уездного исполнительного комитета от 10 марта 1921 г., следующего содержания: «О ликвидации церкви бывшего Тихвинского монастыря согласно распоряжения губернии. 1). В изменение ранее вынесенных постановлений и ввиду недопустимости совместительства в общежитии детского городка монашек и детей, церковь монастыря ликвидировать и это помещение предоставить Наробразу. Колокола церкви передать в распоряжение металлотдела Совнархоза; 2). Предложить отделу Собеса всех монашек из детского городка переместить, согласно данных ему на сей предмет указаний; 3). Для ликвидации упомянутой церкви создать при Наробразе комиссию, предложив последней немедленно приступить к работе.» [13].

На собраниях верующих в 1925 г. с протестами против закрытия монастыря говорилось: «Под монастырем мы понимаем объединение верующих на основе коллективного труда. Монастырь - это не только религиозное учреждение, это святое место для местного населения, создавшее определенную духовную атмосферу. Кроме того, приют и убежище для всех скорбящих, где находят пристанище престарелые люди, достаточно поработавшие в свое время и для которых монастырь является в своем роде обеспечением старости, с окончательным упразднением которого бездомные инвалиды окажутся на улице» [14, С. 40]. Многие из бывших сестер-насельниц подверглись политическим сталинским репрессиям, некоторые под старость лет остались без крова. Среди невинносужденных инокини Вера Кораблина, Мария Ерохина и другие.

С 1942 по 1947 гг. на территории монастыря, в монастырских зданиях, размещался автомобильный техникум, эвакуированный в годы ВОВ из г. Новочеркасска. В 1944-1946 гг. здесь учился впоследствии известный писатель, актер и кинорежиссер В.М. Шукшин [15].

В настоящее время территория бывшей обители застроена зданиями муниципального детского образовательно-оздоровительного центра «Алтай», усадьбами (ул. Техучилище), занята дачными участками. Из 39 зданий сохранилось 6 монастырских построек: кирпичный одноэтажный дом настоятельницы; дом монастырских священников, часть здания бывшего трапезного храма, два деревянных дома (используются под жилые квартиры) и рубленая баня.

Согласно свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 22 июля 2010 г. в собственность Барнаульской епархии возвращены бывший дом игуменьи Ираиды - настоятельницы Тихвинского монастыря (ул. Техучилище, 14) и при нем земельный участок площадью 3563 м2. [16-17]. На основании архивного документа за 1915 г. дом игуменьи значится за № 22: «Каменный дом о трех комнатах, построен на средства благотворителей в 1913 г.» [8, Л. 45]. Кирпичное одноэтажное здание было возведено в стиле эклектики. После национализации здания в советские годы, в его стенах находилось муниципальное учреждение «Начальная школа № 27» г. Бийска, которая в 2007 г. была ликвидирована. В ходе ремонтных работ в начале 2000-х гг. утрачены историческое крыльцо здания, декоративный парапет вдоль линии карниза. В 2004 г. Бийским отделением Демидовского фонда на доме игуменьи установлена мемориальная доска в память о Бийском Тихвинском монастыре. В здании с 2012 г. начала работать воскресная школа, организованная приходом Свято-Троицкой церкви села Малоугренево Бийского района. В одном из залов игуменского дома готовится к освящению молитвенная комната. В перспективе планируется создание и открытие филиала музея истории Алтайской духовной миссии - музея истории Тихвинского женского монастыря.

С западной стороны административного здания центра «Алтай» установлен старинный надгробный памятник с могилы Дмитрия Дмитриевича Бородина, обнаруженный в окрестностях монастыря, на дне реки Бии, очевидно с некогда существовавшего монастырского кладбища.

Частично осталась и монастырская роща с вековыми тополями и березами. Именно здесь произрастает самый старый из сохранившихся на территории города тополь черный, или осокорь (диаметр ствола - 4,93 м).

На берегу Бии находится особо почитаемый и самый известный в Бийске Свято-Тихвинский источник. Рядом с ним установлен поклонный православный крест с иконой Божией Матери, именуемой Тихвинская, написанная в конце 1990-х гг. бийчанином Черновым. Сотни людей ежедневно приходят к источнику, чтобы испить святой целебной родниковой воды. Рядом, на берегу Бии, популярностью пользуется месторождение синей лечебной глины.

Ежегодно 9 июля, в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, к источнику из Свято-Троицкой церкви села Малоугренево Бийского района крестным ходом идут православные верующие. У святого источника настоятелем церкви иереем Димитрием Хариным совершаются водосвятные молебны.

В последнее десятилетие тысячи паломников и туристов из разных регионов страны и зарубежья посещают территорию бывшего Тихвинского женского монастыря, некогда самого известного и самого крупного по числу насельниц в бывшей Томской епархии.

По инициативе автора и решением Думы г. Бийска «Об утверждении свода памятников архитектуры и истории» за № 262 (пункт 172) от 18 августа 2005 г., монастырские постройки Бийского Тихвинского общежительного женского монастыря признаны комплексным памятником архитектуры и истории местного значения [18]. Поэтому есть надежда, что все проводимые в настоящее время мероприятия, послужат возрождению древней алтайской обители, станут началом процесса музеефикации

уникального для Бийска и Алтайского края частично сохранившегося монастырского комплекса и исторического природного ландшафта.

Список литературы

1. МАДМ. - НВФ. 127.

2. МАДМ. - НВФ. 128.

3. ГАТО. - Ф. 184. - Оп. 1. - Д. 23. - Л. 70.

4. ГАТО. - Илл. 27.

5. Овчинников В.А. Бийский Тихвинский женский монастырь // Настоятели, настоятельницы и монашествующие монастырей и женских общин Томской епархии (18341917). Библиографический справочник. - Кемерово, 2003. - С. 38.

6. ГАТО. - Ф.170. - Оп.1. - Д. 4438. - Л. 48 об., 49.

7. МАДМ. - НВФ. 129.

9. ГАТО. - Ф. 170. - Оп. 1. - Д. 4439. - Л. 46 об.

10. Игуменья Ираида. Письмо в редакцию // Алтай. - 1913. - № 130. - С. 4.

11. Игуменья Ираида. Принесение иконы // Алтай. - 1913. - № 126. - С. 4.

12. МАДМ. - НВФ. 122.

13. МАДМ. - НВФ. 405.

14. АО адм. г. Бийска. - Ф. 146. - Оп. 2. - Д. 23.

15. Кудинов А. О чем молчат колокола // Алтай. - 1990. - № 3. - С. 40.

16. МАДМ. - НВФ. 90.

17. МАДМ. - НВФ. 501.

18. МАДМ. - НВФ. 502.

19. МАДМ. - НВФ. 289.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.