УДК 336 ББК 65.26
БИТКОИНЫ В ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ ОНЛАЙН БИЗНЕСА: ВОЗМОЖНОСТИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА ПРОКОПОВИЧ,
профессор кафедры теории государства и права им. Г.В. Мальцева Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор юридических наук E-mail: [email protected]; АЛИШЕР РУСТАМОВИЧ ЮСУПОВ, студент Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ E-mail: [email protected] Научная специальность 08.00.10 — финансы, денежное обращение и кредит
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В статье исследуется правовое регулирование отношений в области электронного документооборота и электронной коммерции, платежная система Биткоин, мировой опыт ее применения; анализируются проблемы включения криптовалют в платежные системы современных государств.
Ключевые слова: криптовалюта, биткоин, майнинг, платежная система, цифровая валюта, транзакции.
Abstract. In article legal regulation of the relations in the field of electronic document flow and electronic commerce, the Bitcoin payment provider, international experience of its application is researched; problems of inclusion of cryptocurrencies in payment service providers of the modern states are analyzed.
Keywords: cryptocurrency, bitcoin, mining, payment service provider, digital currency, transactions.
В настоящее время сеть Интернет быстро расширяется, охватывая все большее количество участников международного информационного обмена. В процессе расширения сети действуют общие закономерности, связанные с развитием научно-технического прогресса, что обуславливает, в частности, появление новых проблем правового регулирования отношений, связанных с ним.
В Российской Федерации правовое регулирование отношений в области электронного документооборота и электронной коммерции осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 6 июля 2016 г.) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [1], Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ
(ред. от 6 июля 2016 г.) «О связи» [2], Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-Ф3 (ред. от 30 декабря 2015 г.) «Об электронной подписи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 8 июля 2016 г.) [3] и другими, принимаемыми в соответствии с ними, иными нормативными правовыми актами.
Вопросы налогообложения сделок, совершенных в сети Интернет, находятся пока вне зоны законодательного регулирования и контроля со стороны государств по причине неприменимости в сети Интернет некоторых правовых категорий, которые имеют пространственно-временную привязку, например, понятий «постоянное представительство» и «реализация товаров, работ и услуг» [4].
При пересечении товаром таможенной границы России все товары, как правило, облагаются тамо-
женной пошлиной. Но сеть Интернет и электронная торговля позволяют получать многие товары из-за границы в электронной форме — музыкальные произведения, книги и программное обеспечение. В таком случае необходимо разработать соответствующую систему для взимания таможенных пошлин с указанных товаров.
В сети Интернет существует множество платежных валют, включая доллары, евро и другие национальные электронные валюты. Но с развитием технических возможностей стали все чаще появляться новые виды валюты — цифровые. Цифровая валюта — это электронные деньги, которые используются как альтернативная или дополнительная валюта. Чаще всего их стоимость привязана к национальным валютам, но есть и другие базы для обмена. Цифровые валюты могут быть обеспечены драгоценными металлами, ВВП, но встречаются такие виды валюты, которые имеют плавающий курс, например, платежная система Биткоин (ВйСот).
Итак, для начала следует разобраться, что представляет собой Биткоин.
Биткоин — это один из видов криптовалюты, т.е. электронный механизм обмена, эмиссия и учет которого зачастую децентрализован и работает только в сети Интернет. Это абсолютно новый вид денег и платежей, который не контролируется ни одним государством.
Создатель рассматриваемой платежной системы называет себя Сатоши Накамото и легенда о нем достигла почти мифических размеров. Но это, скорее всего, псевдоним, а реальное имя создателя неизвестно. Более того, никто даже не знает является ли он реальным человеком или же это целая команда разработчиков, что еще сильнее подрывает доверие к данной платежной системе
Возможности биткоинов обширны. Из локальной платежной системы она превратилась в широкомасштабную сеть, охватывающую множество платежных операций во многих развитых странах мира.
Биткоинами можно платить за товары и услуги точно так же, как долларами, евро или рублями. Но одно из самых важных отличий от использующихся мировых валют заключается в том, что данная крип-товалюта децентрализована, т.е. ни одно учреждение в мире не может повлиять или урегулировать данный вид транзакции.
Сразу же встает вопрос: как же тогда эти битко-ины можно получить? Данный процесс называется «майнинг» или добыча биткоинов, которая происходит по средству использования вычислительных мощностей компьютеров. Т.е., чем выше производительность компьютера, тем больше биткоинов можно создать и пустить в оборот внутри системы. Однако, существует ограничение на максимальное количество единиц валюты, которое можно произвести на одном компьютере — 21 млн. биткоинов.
Если национальные валюты в обязательном порядке должны быть обеспечены либо золотом, либо серебром, либо ВВП, как уже говорилось ранее, то биткоины могут быть обеспечены разве что средствами, затраченными на оплату электроэнергии. Т.е., практически, биткоин вообще ничем не обеспечен.
Биткоин имеет некоторые сходства с признанными современными электронными платежными системами мира, но отличий от них у биткоина гораздо больше: это анонимность платежей и переводов, отсутствие контроля за их оборотом со стороны государства, ограниченный выпуск платежных единиц и пр.
Если говорить об операциях, использующих биткоин, как о полностью анонимных, то в пользу этой версии выступает возможность создания бесконечного количества биткоин-кошельков без всякой привязки к имени, адресу или любой другой персональной информации о пользователе. В связи с этим растет спекулятивность использования данной платежной системы. Конечно, можно использовать указанную систему добросовестно и не нарушать закон, но зачастую, если пользователь сочтет нужным не указывать персональные данные о себе, то доказать, что данный счет находится в его владении практически невозможно. И, в связи с этим, пользователь может осуществлять платежные операции любого характера, в том числе и преступного.
Данный вид транзакций может стать одним из методов осуществления преступных деяний, ведь процесс использования данной разновидности криптовалюты невозможно определить.
Примером опасности, связанной с использованием биткоинов, может служить случай, произошедший в 2013 г. в США, в связи с чем Сенат США вынужден был рассмотреть вопрос об опасности использования Биткоин. А поводом для проведения
сенатских слушаний послужило закрытие американского сайта «Silkroad.org» — одного из крупнейших онлайн-магазинов — посредством которого активно шла торговля наркотиками. Продавцы использовали указанный сайт для продажи более чем 500 видов наркотических веществ, которые покупатель мог забрать в заранее обговоренном месте после покупки. Основной валютой, использующейся для оплаты купленного товара, стал биткоин, который гарантировал продавцу и покупателю полную безнаказанность в связи с анонимным характером платежей [5].
Т.е., платежные операции, связанные с биткоин, могут служить развитию и распространению теневой экономики и черного рынка. И гарантируют безнаказанность сторон, участвующих в сделке.
Также биткоин может быть и средством различных спекуляций. Первоначальная стоимость битко-ина, как уже говорилось ранее, составляла затрату за электроэнергию, потраченную на работу компьютера. Однако в период с 2009 по 2013 гг. его курс поднялся уже до отметки 100 долларов за 1 бит-коин. Но самый качественный рост курса биткоин пришелся на октябрь — ноябрь 2013 г., когда он составил более 1242 долл. за 1 биткоин. Естественно, этот рост был вызван искусственным повышением курса биткоина. И те, кто смог вовремя купить и вовремя продать его, смогли спекулятивно заработать большую сумму денег, исчисляемую в обеспеченной и признанной валюте [6].
В наши дни Банк России приравнивает биткоин к финансовой пирамиде. Об этом сообщил директор департамента национальной платежной системы Центрального Банка России Тимур Батырев: «На наш взгляд, достаточно очевидна аналогия между биткоинами и финансовыми пирамидами в связи со спекулятивностью сделок с ними. Найдутся люди, которые будут готовы расстаться с деньгами в расчете на легкую прибыль, и люди, готовые искусственно повлиять на курс биткоин с целью получения максимальной прибыли [7].
По словам заместителя директора департамента национальной платежной системы Центрального Банка России Андрея Шамраева, в отличие от ценных бумаг, акций или облигаций, биткойн не обеспечен ничем. «По той же причине билеты МММ не были признаны в свое время ценными бумагами,
поскольку они тоже были обеспечены лишь изобретательностью своего создателя» — подчеркнул А. Шамраев еще в январе 2012 г. В Российской Федерации использование биткоинов полностью запрещено. Помимо того, Банк России предостерегает граждан и юридических лиц, прежде всего кредитные организации, от использования «виртуальных валют», в том числе и биткоинов, в платежных операциях, для обмена их на товары (работы, услуги) или на денежные средства в рублях и иностранной валюте. Об этом сообщила Пресс Служба Банка России 27 января 2014 г. [8].
Согласно федеральному закону от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15 июля 2016 г.) «введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются» [9].
Первые шаги по возможному запрету битко-инов были сделаны Центральным Банком России и Генеральной Прокуратурой РФ в январе 2014 г. Прозвучавшее совместное заявление было обусловлено обеспокоенностью анонимным характером деятельности по выпуску «виртуальной валюты», неограниченным кругом лиц, ее выпускающих, и спекулятивным характером деятельности, связанной с использованием биткоинов. Юридические и физические лица могут быть, в том числе непреднамеренно, вовлечены в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма, торговлю оружием и наркотическими веществами. Против организаций, которые согласятся принимать биткоины в виде «законного» средства оплаты товаров и услуг, могут возбуждаться уголовные дела, согласно ст. 174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем» [10].
Исходя из неопределенности правового статуса биткоина, деятельность организаций, связанных с их обменом, продажей или оборотом, невозможно своевременно распознать и пресечь, что несет угрозу национальной (в том числе и экономической) безопасности России. Основная проблема в урегулировании данной «платежной системы» заключа-
ется в том, что отсутствует юридическое закрепление биткоина и как денежного суррогата. Согласно ст. 128 ГК РФ государство имеет право регулировать имущественные отношения, использующие «материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникает гражданское правоотношение, например, деньги, документарные ценные бумаги и иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага» [11]. Но биткоины не подпадают ни под одно из перечисленных определений: они не являются ни наличными, ни безналичными деньгами, ни бездокументарными ценными бумагами. И уж тем более их нельзя отнести к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности, которая по своему смыслу должна быть направлена на развитие общественных отношений, что нельзя сказать о биткоинах, выполняющих диаметрально противоположную функцию. Остается лишь отнести биткоин к «иному имуществу», к которому относятся объекты, отличные от тех, которые перечислены в статье выше.
В марте 2016 г. Министерство финансов РФ предложило внести поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы по поводу использования биткоинов на территории России. Министерство подготовило законопроект, предусматривающий наказание за выпуск, обмен и использование платежной системы ВйСот. Так, за выпуск, покупку в целях сбыта и сбыт денежных суррогатов Минфин РФ предлагал наказывать граждан штрафом в размере до 500 тыс. руб. или лишением свободы на срок до четырех лет. Для участников организованной группы (банк, страховая компания и пр.) предлагалось установить наказание в виде штрафа размером от 500 тыс. до 1 млн руб., либо в виде лишения свободы на срок до шести лет. Для глав организаций, выпускающих биткоины, предлагалось ввести более жестокое наказание за те же деяния: штраф в размере от 1 млн. до 2,5 млн. рублей или лишение свободы на срок до семи лет.
Но в октябре 2016 г. Министерство финансов РФ решило приостановить разработку законопроекта
о биткоинах из-за отсутствия угрозы с их стороны для экономики России. «Использование биткоинов и другой криптовалюты в России сейчас не представляет угрозы финансовой системе страны», — заявил 11 октября 2016 г. заместитель министра финансов Алексей Моисеев. «Министерство финансов РФ решило немножко подождать, посмотреть, как будет развиваться ситуация с международным регулированием вопроса использования криптовалют», — также заявил он [12].
Но правовой статус биткоина в различных странах различен. В одних странах биткоины рассматриваются, как товар или актив, подчиненный налогообложению и урегулированный законодательством. Так, например, обстоят дела в Японии. Министерство финансов ФРГ классифицировало биткоины, как частные деньги и позволило осуществлять многосторонние пиринговые операции с помощью данной криптовалюты. Во Франции пока не было официального решения по поводу правового статуса биткоина: Министерство финансов Франции пытается выработать свою позицию в отношении данной криптовалюты, но также предупреждает об опасности вложения своих средств в данный вид «электронной валюты» из-за высокой волатильности [13]
Следует отметить, что в ряде стран операции с биткоинами разрешены для использования только физическими лицами, например, в Китае, являющемся мировым центром «майнинга» [14] в силу обладания наибольшими производственными мощностями.
Что же касается России, то в последнее время мы все чаще слышим от специалистов, представляющих Министерство финансов РФ и Банк России, о том, что использование блокчейнов (цепочка транзакций) поможет решить множество проблем, в том числе, усовершенствовать систему осуществления расчетов, создать эффективные системы заключения контрактов и т.д. В таком случае полный запрет использования криптовалют в России может оставить инфраструктуру российского рынка «за бортом технологических инноваций».
Но тогда каким же образом можно будет использовать криптовалюту так, чтобы она не нанесла вред экономике страны и ее безопасности, а наоборот, служила интересам России?
Министерство финансов РФ и Центральный Банк России обсудили возможность создания национальной криптовалюты и подготовки законов, регламентирующих ее оборот, с учетом того, что обмен будущей криптовалюты должен будет осуществляться на специальных электронных площадках, регламентированных государством, а покупатель должен будет проходить процедуру полной идентификации. Одновременно с введением отечественной криптовалюты будет наложен запрет на использование иных «электронных валют».
На наш взгляд, валюта, обеспеченность которой равна нулю, которая не может служить средством сбережения и определять пропорцию обмена товаров, не может выполнять и функцию средства платежа. Это вообще не валюта, а денежный суррогат, который в отличие от денег не обладает абсолютной ликвидностью и не может обеспечить сохранение покупательной способности.
Так, каковы же причины появления денежных суррогатов?
Как отмечают многие экономисты, основная из них — это недостаток официальных денежных знаков, который может появиться в результате проведения государством чрезмерно жесткой денежно-кредитной политики, направленной на устранение негативных инфляционных процессов. Другой причиной введения в обращение денежных суррогатов являлся разрыв хозяйственных связей.
Именно вышеперечисленные и некоторые иные причины способствовали развитию денежных суррогатов в России в виде финансовых инструментов, необеспеченного коммерческого кредита и бартера. Например, для погашения неплатежей, сумма которых в 1991—1996 гг. составляла более 2 млрд. руб. (в основном — неплатежи в бюджет), Минфином России были выпущены казначейские векселя для проведения взаиморасчетов между хозяйствующими субъектами, коммерческими банками и бюджетными организациями, что сделало возможным функционирование платежной системы в нормальном режиме.
Тем не менее, на наш взгляд, для того, чтобы экономика России могла развиваться, необходимо
строить такую экономическую систему, которая исключала бы любую возможность включения криптовалют в платежные системы нашей страны, поскольку их использование может привести к полному разрушению всей финансовой системы страны, обесцениванию курса национальной валюты и к росту теневой экономики.
Литература
1. СЗ РФ. 31 июля 2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448.
2. СЗ РФ. 14 июля 2003, № 28, ст. 2895.
3. СЗ РФ. 11.04.2011, № 15, ст. 2036.
4. Ащин Е.Н. Правовое регулирование электронного бизнеса // http://www.i2r.ru
5. Пример опасности, связанной с использованием биткоинов, произошедший в США [Электронный ресурс] — Режим доступа https://www.ft.com.
6. График курса роста биткоин. [Электронный ресурс] — Режим доступа http://great-world.ru/ istoriya-bitkoina-grafik-kursa/
7. Банк России приравнивает биткоины к финансовой пирамиде. [Электронный ресурс] — Режим доступа https://bitcoinfo.dub/bank-rossii-priravnivaet-bitcoin-k-finansovoj.html.
8. Сообщение Пресс Службы Банка России от 27 января 2014 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа https://www.cbr.ru/press/ PR.aspx?file=27012014_1825052.htm
9. СЗ РФ. 15 июля 2002, № 28, ст. 2790.
10. СЗ РФ. 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
11. СЗ РФ. 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
12. Министерство Финансов РФ решило приостановить разработку законопроекта о биткоинах. [Электронный ресурс] — Режим доступа http://minfin.ru/ru/
13. Волатильность — статистический финансовый показатель, характеризующий изменчивость цены.
14. Майнинг — деятельность по созданию новых блоков с возможностью получить вознаграждение в форме эмитированной валюты и комиссионных сборов в различных криптовалютах, в частности, в BitCoin.