УДК 32:573
БИОПОЛИТИКА И РИСКИ МОДЕРНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
О.В. Машлыкина
Северо-Кавказская академия государственной службы, Ростов-на-Дону, 344002 e-mail: [email protected]
Показывается, что одной из важнейших проблем являются биополитические процессы и риски модернизационного развития современного общества.
Рассмотрены биологические факторы роста, которые могут стать драйверами развития, вместе с тем могут и тормозить движение общества, в чем проявляется диалектическая компонента биополитики. Показано, что, несмотря на важность биополитических знаний в функционировании общества, биополитика находится еще в процессах риска, которые не в полной мере рассматриваются при принятии политических решений, затрагивающих общественные интересы. Сформулированы, по мнению автора, пути решения угроз модернизационному развитию.
Ключевые слова: государственная биополитика, биотехнологии, модернизационное развитие, всемирный продовольственный кризис, уменьшение генетического разнообразия, продовольственная безопасность, глобальный водный кризис, эрозия почв, пестициды, реформы в сельском хозяйстве, природные ресурсы, ирригационные технологии, рыболовство, последствия мирового кризиса, развитие биосферы, риски модернизации
Biopolicy and risks of modernization development. O.V. Mashlykina (North-Caucasian Academy of Public http://www.skags.ru/Administration. Rostov-on-Don, 344002)
The article shows that one of the major problems is biopolitical processes and risks of modernization development of modern society.
The biological factors of growth which can become development drivers are considered, at the same time they can also put brakes on the society development. It shows a dialectic component of biopolicy. It is shown that, despite the importance of biopolitical knowledge in functioning of the society, biopolicy is in risk processes which aren't considered to the full in reaching the political decisions affecting public interests. Solution approaches to modernization development threats according to the author are formulated.
Key words: state biopolicy, biotechnologies, modernization development, world food crisis, reduction of genetic variety, food safety, global water crisis, soil erosion, pesticides, reforms in agriculture, natural resources, irrigational technologies, fishery, consequences of world crisis, biosphere development, risks of modernization.
Говоря о возможностях использования биотехнологий [5] и связанной с ними политики, в контексте модернизации необходимо учитывать неоднозначность их применения с позиций не только эффективности, но и возможных долговременных последствий. Тема биотехнологий должна рассматриваться в контексте возможного всемирного продовольственного кризиса, который будет иметь долговременный характер.
Применение биотехнологии с целью промышленно организованного производства сельскохозяйственной продукции особенно актуально для развивающихся стран, поскольку речь идет о критической потребности в более жизнеспособном сельском хозяйстве, способном обеспечить достаточное количество продовольственных ресурсов и более безопасную окружающую среду [1]. Долгое время считалось, что трансгенные зерновые культуры могут играть существенную роль в росте урожайности, однако сегодня даже научное сообщество разделено во взглядах на возможные долговременные последствия ориентированной на трансгены биополитики.
Широко распространяемое в общественном мнении недоверие к генетически измененным пищевым продуктам не способствует поиску иных путей того, как эти зерновые культуры могли стать главной частью политического решения мирового кризиса продовольствия. Большая правительственная поддержка биотехнологических исследований необходима, чтобы сбалансировать частные усилия в этой сфере с интересами гармоничного развития биосферы.
Кроме того, правительства способны предпринять усилия по повышению общественного доверия к исследованиям, проводимым в сфере биотехнологий. Одной из мер могло быть принятие международных стандартов проверки качества и биологической безопасности генетически измененных пищевых продуктов.
Существенным барьером в этой сфере выступают интеллектуальные права собственности на
биотехнологические открытия, нарушающие баланс между потребностью в частных инвестициях и потребностями публичной политики. Проблему эту нельзя оставлять для следующих поколений, поскольку в развивающихся странах голод весьма распространен, что неизбежно сказывается на стабильности существующей мир-системы.
Кроме того, ведя речь о процессах модернизации в сельскохозяйственном производстве, необходимо на нормативном уровне принять меры по недопущению продолжения существующих тенденций ухудшения качества земель, лесов, почвы и водных ресурсов [3]. В этих сферах в России разрабатываются нормативные акты, но это происходит без широкого общественного участия, что вызывает протесты общественности, как это было, к примеру, при разработке законодательства о любительском рыболовстве [4].
Проблема управления водными ресурсами с каждым годом все больше актуализируется. Как наибольший потребитель воды, сельскохозяйственный сектор должен принять меры по улучшению управления этим жизненным ресурсом. Убыточность же многих сельхозпредприятий не позволяет им выделять необходимые средства для предотвращения эрозии почвы и связанного с ним загрязнения рек и водоемов пестицидами.
Современные ирригационные технологии позволяют экономно расходовать воду и могут внести вклад в смягчение последствий глобального водного кризиса. Не только в России, но и во всем мире их широкое распространение должно стать главным приоритетом. Однако реальных шагов в этом направлении международное сообщество не предпринимает, а перманентные экономические кризисы последних лет только уменьшают ресурсную базу.
Вроде объективные детерминанты, но с другой стороны сегодня возникают межгосударственные конфликты по поводу использования водных ресурсов и нейтрализация последствий таких конфликтов. Соответственно, при возникновении международных кризисов может потребоваться немало ресурсов для нейтрализации возможных негативных последствий. Налицо диалектические противоречия, и государственная биополитика должна четко сформулировать пути решения этих угроз модернизационному развитию.
Чтобы защитить почвы от дальнейшей деградации, необходима общегосударственная стратегия, включающая следующие элементы:
1) сохранение плодородия почвы через уменьшение загрязнений химическими веществами, рециркуляцию, а также увеличение разнообразия растений и применение органических удобрений;
2) уменьшение эрозии почвы за счет современных технологий вспашки и удержания влаги;
3) сбалансированное сельскохозяйственное производство с окружающей средой через сохранение экологического разнообразия;
4) лучшее использование возобновляемых ресурсов и биологическую вариативность.
Поскольку в России реформы [3] в сельском хозяйстве были осуществлены без учета передового
опыта в этой сфере, что привело к снижению рациональности использования природных ресурсов, требуется новая модернизационная парадигма. Реализовываться должна упомянутая нами стратегия не только на общегосударственном уровне, но и на уровне регионов и, самое главное, на уровне сельских поселений.
Речь идет больше чем о локальных проблемах появления депрессивных сельскохозяйственных территорий. Современные сельскохозяйственные методы внесли вклад в снижение качества сред обитания и разновидностей биологических видов, сокращение числа живущих в почве организмов и тем самым питательного содержания почв, а также эрозии биологической вариативности в пределах сельского хозяйства. Уменьшение генетического разнообразия приводит к нарастанию рисков в сфере продовольственной безопасности. В указанном отношении просчеты в реализации биополитики оборачиваются рисками не только в вопросах модернизационного развития, но и существующей стабильности функционирования политической системы.
Литература
1. Луман Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. - М., 1998.
2. Стеценко С.В. Правовые аспекты обеспечения продовольственной безопасности в таможенном законодательстве Российской Федерации // Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Серия «Гуманитарные науки». - СПб., 2006. - № 2. - С. 13-20.
3. Строев В. Переход к многоукладной экономике - стратегия реформирования АПК//АПК: экономика, управление. - 1994. - № 1. - С. 9-15.
4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ
Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Российская газета. - 2009. - 19 мая.
5. Чешко В.Ф., Глазко В.И. High Hume (биовласть и биополитика в обществе риска). - М., 2009.