Научная статья на тему 'Биомеханический контроль пространственной организации тела школьников в процессе физического воспитания'

Биомеханический контроль пространственной организации тела школьников в процессе физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
596
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОМЕХАНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕЛА / БіОМЕХАНіЧНИЙ КОНТРОЛЬ / ПРОСТОРОВА ОРГАНіЗАЦіЯ ТіЛА / SPATIAL ORGANIZATION OF SCHOOLCHILDREN'S BODY / BIOMECHANICAL CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хмельницкая И. В., Носова Н. Л.

В статье описывается методика оценки пространственной организации тела школьников. Использование получаемых характеристик позволяет контролировать процесс физического воспитания. Технология биомеханического контроля пространственной организации тела школьников позволяет осуществлять донозологическую диагностику пространственной организации тела школьников, выделять учащихся групп риска. Она способствует внедрению в практику учебных заведений технологий корригирующих и сберегающих здоровье школьников в процессе физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хмельницкая И. В., Носова Н. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The biomechanical control of spatial organization of schoolchildren's body

This paper considers the method of evaluation of schoolchildren's body spatial organization. The usage of received indexes allows to control the process of physical education. The technology of the biomechanical control of the spatial organization of a body of schoolboys allows to carry out prenosological diagnostics of the spatial organization of a body of schoolboys, to allocate learning groups of risk. It promotes introduction in practice of educational institutions of technologies correlation and remain health of schoolboys during physical training.

Текст научной работы на тему «Биомеханический контроль пространственной организации тела школьников в процессе физического воспитания»

Харків, 2002. - №5. - С. 92-95.

2. Иванченко Л.П. Психолого-педагогические факторы восприятия подростками физической культуры и спорта // Педагогіка, психологія та методико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: Зб. Наук. Пр. за ред. Єрмакова С.С.

- Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2003. - №2. - С. 93-99.

3. Ложкин ГВ. Психологический потенциал квалифицированного спортсмена // VIII Международный конгресс «Олимпийский спорт и спорт для всех» - М.: СпортАка-демПресс, 2003. - С. 272-273.

4. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. - М., “Педагогика”. - 1990. 236 с.

5. Психическое развитие воспитанников детского домка / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузекой. - М.: Педагогика, 1990. - 264 с.

6. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Академический проект, 2004. - С. 242-265.

7. Савченко В. Г. Основы психологии современного бокса: Учебное пособие. - Днепропетровск, 1996. - 141 с.

Надійшла до редакції 09.04.2007р.

БИОМЕХАНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕЛА ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Хмельницкая И.В., Носова Н.Л. Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

Аннотация. В статье описывается методика оценки пространственной организации тела школьников. Использование получаемых характеристик позволяет контролировать процесс физического воспитания. Технология биомеханического контроля пространственной организации тела школьников позволяет осуществлять доно-зологическую диагностику пространственной организации тела школьников, выделять учащихся групп риска. Она способствует внедрению в практику учебных заведений технологий корригирующих и сберегающих здоровье школьников в процессе физического воспитания.

Ключевые слова: биомеханический контроль, пространственная организация тела.

Анотація. Хмельницька І.В., Носова Н.Л. Біомеханічний контроль просторової організації тіла школярів у процесі фізичного виховання. В статті описується методика оцінки просторової організації тіла школярів. Використання отриманих характеристик дозволяє контролювати процес фізичного виховання. Технологія біомеханічного контролю просторової організації тіла школярів дозволяє здійснювати донозологичну діагностику просторової організації тіла школярів, виділяти групи ризику. Вона сприяє впровадженню в практику навчальних закладів технологій, що коригують і зберігають здоров’я школярів у процесі фізичного виховання.

Ключові слова: біомеханічний контроль, просторова організація тіла.

Annotation. Irene Khmelnitska, Natalia Nosova. The biomechanical control of spatial organization of schoolchildren’s body. This paper considers the method of evaluation of schoolchildren’s body spatial organization. The usage of received indexes allows to control the process of physical education. The technology of the biomechanical control of the spatial organization of a body of schoolboys allows to carry out prenosological diagnostics of the spatial organization of a body of schoolboys, to allocate learning groups of risk. It promotes introduction in practice of educational institutions of technologies correlation and remain health of schoolboys during physical training. Keywords: biomechanical control, spatial organization of schoolchildren’s body.

Введение.

Двигательная функция человека относится к числу наиболее важных. Опорно-двигательный аппарат как исполнительная система, непосредственно ее реализующая, обеспечивает оптимальные условия взаимодействия его организма с внешней средой. Поэтому, очевидно, что любое более или менее значительное отклонение в параметрах функционирования опорно-двигательного аппарата, как правило, приводит к снижению двигательной активности, нарушению нормальных условий взаимодействия организма с окружающей средой и, как следствие этого, к нарушениям в состоянии здоровья человека [3].

При естественном развитии и совершенствовании двигательной функции школьников в сложных современных условиях их биологического и социального взаимодействия с окружающей средой возникает необходимость постоянного контроля состояния их организма. Необходимость в таком контроле ощущается с еще большей остротой, в тех условиях, когда организм школьника подвергается каким-либо искусственным направленным воздействиям с целью реализации тех или иных социальных, биологических, физических или других программ [10].

Одним из ключевых элементов управления является система биомеханических измерений, обеспечивающая обратную связь о выраженности и характере влияния комплекса воздействий на организм в процессе занятий физическими упражнениями. Специально организованная система таких измерений с использованием современных контактных и бесконтактных методов, двигательных тестов и др., в процессе физического воспитания обозначается как биомеханический мониторинг.

Как отмечают многие авторы [3,6,10] пространственная организация тела является одним из важнейших показателей физического развития, соответственно и здоровья школьников.

Термин пространственная организация тела человека характеризует расположение его многочисленных биозвеньев, биопар и биокинематических цепей в пространстве в различные моменты времени. При этом тело человека рассматривается не как точка или система точек, а как целостный макроскопический объект.

При исследовании закономерностей развития моторики (физического развития) детей школьного возраста, большинство авторов [2,9,11] основное внимание уделяют психофизиологическому или морфологическому аспектам, пространственная организация тела школьников, как правило, остается без внимания специалистов. В тоже время данные ряда авторов [6,14,16] свидетельствуют, что нарушения пространственной организации тела относятся к предпатологическим состояниям, могут стать одной из серьезных причин перегрузки различных отделов опорно-двигательного аппарата у школьников, что в дальнейшем приводит к возник-

новению заболеваний как самого опорно-двигательного аппарата, так и внутренних органов.

С биологических позиций для реализации управления процессом физического воспитания необходимо знать не только особенности пространственной организации тела школьников, но и средства, позволяющие достигнуть высокого уровня здоровья, развития физических качеств и совершенства двигательной функции занимающихся.

Работа выполнена по плану НИР Национального университета физического воспитания и спорта Украины.

Формулирование целей работы.

Цель работы - разработать технологию биомеханического контроля пространственной организации тела школьников в процессе физического воспитания.

Результаты исследования и их обсуждение.

При организации биомеханического контроля мы придерживались существующей классификации, которая предложена в работах различных специалистов [8,12], в соответствии с поставленными задачами, организацией его проведения, используемых методов. Контроль может быть предварительным, оперативным и итоговым.

Направленность и основное содержание предварительного биомеханического контроля. При организации биомеханического контроля важен предварительный контроль, так как все последующие измерения и анализ проводят с учетом полученных результатов на основе первичного материала. От качества его проведения зависит достоверность получаемой информации и организация целенаправленных педагогических воздействий.

Цель предварительного биомеханического контроля: определение количественных и качественных характеристик исходного состояния пространственной организации тела школьников.

Предварительный биомеханический контроль пространственной организации тела школьников рекомендуется проводить ежегодно, начиная с 1-гокласса, в начале первой четверти учебного года и, по-нашему мнению, должен включать:

1. оценку функционального состояния опорно-двигательного аппарата.

2. оценку морфологического статуса;

При оценке функционального состояния

опорно-двигательного аппарата целесообразно исследовать следующие показатели:

- экспресс-контроль пространственной организации биозвеньев тела;

- подвижность позвоночного столба;

- силовую выносливость мышц туловища.

В оценку морфологического статуса входит определение соматотипа, а также определение пропорциональных особенностей тела школьников.

Для определения показателей пространственной организации биозвеньев тела в сагиттальной и фронтальной плоскостях, используя резуль-

таты исследований ряда авторов [13,17], нами была модифицирована карта экспресс контроля пространственной организации тела школьников.

На основании анализа научно-методической литературы, а также собственных исследований нами были выделены 25 показателей пространственной организации тела. Чтоб удостовериться, что выбранные показатели адекватно характеризуют пространственную организацию тела, была определена их надежность и информативность. Неинформативные показатели были исключены.

На основе полученных данных, для оценки пространственной организации биозвеньев тела детей школьного возраста, мы рекомендуем учитывать следующие показатели:

- относительно сагиттальной плоскости - положение головы, состояние грудного кифоза, положение туловища относительно вертикальной оси, форму живота, состояние поясничного лордоза, угол в коленных суставах;

- относительно фронтальной плоскости - положение головы, расположение плеч, треугольники талии, расположение нижних углов лопаток, расположение гребней подвздошной кости, положение стоп.

В современных взглядах на состояние опорно-двигательного аппарата большое значение придается изменениям подвижности позвоночного столба, которая зависит от особенностей расположения суставных отростков в отделе позвоночного столба, состояния межпозвоночных дисков, связочного аппарата и мышц туловища.

Для измерения амплитуды движений позвоночного столба относительно различных плоскостей используются различные тесты: наклон туловища вперед и назад из положения стоя, для определения подвижности в различных отделах позвоночного столба тест «Шобера»; для определения гибкости нижней части спины и подколенных сухожилий тест «сесть и дотянуться» (Ноeger, Hopkins, 1992); для определения подвижности позвоночного столба относительно вертикальной оси тест «Fleiscmann» (1964).

Поскольку выпрямителям туловища (глубоким мышцам спины), а также сгибателям туловища (прямая мышца живота) отводится основная роль в биомеханике позвоночного столба, контроль пространственной организации тела школьников должен включать оценку функционального состояния «мышечного корсета» учащихся. Для этого используется педагогическое тестирование (силовая выносливость мышц-разгибателей спины оценивается по времени удержания на вису верхней половины туловища в положении лежа на животе, статическая выносливость мышц брюшного пресса определяется по времени удержания на вису прямых ног поднятых под углом 45° в положении лежа на спине, динамическая выносливость мышц брюшного пресса - числом переходов из положения лежа на спине в положение сидя за 1 минуту).

Для оценки мышц, сгибающих и разгибающих пальцы стопы, используют специальный двигательный тест, основанный на выполнении неоднократных подъемов на носках на одной ноге вплоть до утомления. Для удержания равновесия исследуемый упирается кончиками пальцев ладони о стену. Если исследуемый не может выполнить более чем 10-15 подъемов, это указывает на снижение функциональности мышц.

При оценке функционального состояния опорно-двигательного аппарата основным критерием физической подготовленности, по нашему мнению, должно считаться состояние здоровья школьников, динамика изучаемых показателей в ходе регулярных занятий и тренировок, а не только количественные показатели специальных тестов.

Специальными исследованиями [7,18] дока -зано, что специфика заболеваний, динамика физического развития во многом зависит от типа телосложения ребенка. Тип телосложения в детском возрасте, является показателем большого прогностического значения. Проведенные нами ранее исследования позволили обнаружить взаимосвязь нарушений осанки с некоторыми индексами телосложения. Все это предопределило включить в технологию контроля пространственной организации тела школьников определение их соматотипа и индексов телосложения..

Соматотипирование целесообразно проводить по методу НеаШ-СаПег [19], который дает количественную характеристику содержания трех компонентов тела с оценкой каждого из них по семибалльной шкале: кости, мышцы и жировая ткань. Соотношение костного, мышечного и жирового компонентов, рассчитанное по специальным формулам, определяет телосложение школьников.

Направленность и основное содержание оперативного биомеханического контроля.

Оперативный биомеханический контроль рекомендуется проводить на протяжении всего учебного процесса. Это позволит получить необходимую информацию об объекте на любом этапе процесса обучения и выявить особенности влияния средств и методов физического воспитания на организм учащихся, оценить эффективность воздействий специально организованных занятий по физическому воспитанию на пространственную организацию тела школьников.

Цель оперативного биомеханического контроля: оценить эффективность воздействий специально организованных занятий по физическому воспитанию на пространственную организацию тела школьников.

Так как оперативный контроль предполагает получение необходимой информации об измерении изучаемых характеристик после физических нагрузок с минимальными временными затратами, мы рекомендуем исследовать следующие показатели:

- экспресс-контроль пространственной организации биозвеньев тела;

- подвижность позвоночного столба;

- силовая выносливость мышц туловища.

Направленность и основное содержание итогового биомеханического контроля. Итоговый контроль позволяет интегрально, целостно оценить изучаемый процесс в рамках завершенного цикла или этапа. Он предполагает получение, обработку и анализ полученных данных, отражающих завершенный временной этап или цикл, на основании, которых, определяется необходимая направленность последующих действий.

Цель: комплексная оценка состояния пространственную организацию тела детей школьного возраста на заключительном этапе или цикле.

Такой подход позволит педагогу не только объективно оценить эффективность своей педагогической деятельности, но и при необходимости изменить пути дальнейшей направленности всего физкультурно-оздоровительного процесса.

Проведенные педагогические эксперименты [1,3,6,16] убедительно показали, что использование предложенной технологии биомеханического контроля пространственной организации тела детей школьного возраста, позволяет объективно оценивать уровень физического развития учащихся и на основании полученных данных вносить коррекции в процесс физического воспитания.

Выводы

1. Пространственная организация тела школьников должна рассматриваться как взаимосвязанная и взаимообусловленная совокупность био-геометрических, биодинамических и морфофункциональных компонентов их тела. При этом здоровье школьников с системных позиций оценивается как определенная гармония взаимосвязанных пространственных характеристик их тела.

2. Биомеханический контроль является одной из важных составляющих частей управления процессом физического воспитания, который должен включать: экспресс-контроль пространственной организации биозвеньев тела, определение функционального состояния позвоночного столба, а также морфологический статус.

3. Разработанная нами технология биомеханического контроля пространственной организации тела школьников позволяет осуществлять доно-зологическую диагностику пространственной организации тела школьников, выделять учащихся групп риска, которые требуют углубленного обследования, способствует внедрению в практику учебных заведений технологий корригирующих и сберегающих здоровье школьников в процессе физического воспитания, а также дает возможность проводить отбор и ориентацию в видах деятельности, сопряженных с физическими нагрузками (профессиональный и спортивный отборы).

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем биомеханического контроля пространственной

организации тела школьников в процессе физического воспитания.

Литература

1. Бичук А.І. Біомеханічний контроль постави школярів у процесі фізичного виховання. Автореф. дис. ... канд. наук з фіз. вих. та спорту. - Львів, 2001. - 20 с.

2. Зайцева ГА. Дифференцированный подход к студентам с нарушениями осанки в учебно-тренировочном процессе по физическому воспитанию. - Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1992. -24 с.

3. Кашуба В.А. Биодинамика осанки школьников в процессе физического воспитания. - Автореф. дис. . д-ра наук по физ. воспитанию и спорту. - К., 2003. - 36 с.

4. Кашуба В. А. Биомеханика осанки. - К.: Олимпийская литература, 2003.- С. 30-206.

5. Кашуба В.А., Адель Бенжедду. Профилактика и коррекция нарушений пространственной организации тела человека в процессе физического воспитания. - К.: Знання Украины, 2005. - 160 с.

6. Корниенко И.А., Тамбовцева Р.В., Панасюк Т.В. Индивидуальные особенности соматотипа и энергетика скелетных мышц у девочек в возрасте 7-11 лет // Физиология человека. - 2000. - Т.26, №2. - С. 87-92.

7. Круцевич Т.Ю. Теория и методика физического воспитания. - К.: Олимпийская литература, 2003. - Т. 1. - 424 с.

8. Круцевич Т.Ю. Управление физическим состоянием подростков в системе физического воспитания. - Автореф.

дис. . д-ра наук по физ. воспитанию и спорту. - К., 2000.

- 44 с.

9. Лапутин А.Н. Гравитационная тренировка. - К.: Знання, 1999. - 253 с.

10. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. -М.: Аст, 1998.- 342 с.

11. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. -М.: Физкультура и спорт, 1991. - С.396-420.

12. Морозова Т.С. Соматоскопический метод оценки осанки и его обоснование.// Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. - 2002. - №3. - С.52-54.

13. Няньковский С.Л. Формування здоров’я дітей і профілактика його порушень на підставі комп’ютерного моніторингу. - Л.: АВЕРС,1997. - 192 с.

14. Очерет А.А. Как жить с плоскостопием. - М.: Советский спорт, 2000. - 96 с.

15. Хоули Т., Френкс Б. Оздоровительный фитнес. - К.: Олимпийская литература, 2004.- 368 с.

16. Шевченко В. М. Мінливість форм і віковий розвиток параметрів тулуба у дітей віком 4-12 років / / Вісник морфології. - 2001. - Т.7, №2. - С. 279-283.

17. Carter J., Heath B. Somatotyping - development and applications. - Cambridge University Press, 1990. - 504 p.

Поступила в редакцию 09.04.2007г.

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СВЕТЕ СБЛИЖЕНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ С ЕВРОПЕЙСКИМИ АНАЛОГАМИ

Череватенко О.О.

Донецкий государственный институт здоровья, физического воспитания и спорта

Аннотация. Рассмотрены проблемы профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры. Показана необходимость перестройки отечественной системы профессионального образования, сближения ее с европейскими системами в свете евро-интеграцион-ных стремлений Украины. Усиление качества подготовки специалистов - необходимое условие повышения

уровня здоровья молодого поколения.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, система образования, физическая культура.

Анотація. Череватенко О.О. Проблема формування професійних якостей майбутніх вчителів фізичної культури в світлі зближення системи вищого утворення України з європейськими аналогами. Розглянуті проблеми професійної підготовки майбутніх учителів фізичної культури. Показано необхідність перебудови вітчизняної системи професійної освіти, зближення її з європейськими системами у світлі євро-інтеграційних прагнень України. Посилення якості підготовки фахівців -необхідна умова підвищення рівня здоров’я молодого покоління.

Ключові слова: професійна підготовка, система освіти, фізична культура

Annotation. Cherevatenko O.O. Problem of forming of professional qualities of future teachers of physical culture in the light of rapprochement of system of higher education of Ukraine with European analogues. Problems of vocational training of the future teachers of physical training are considered. Necessity of reorganization of domestic system of vocational training, its rapprochement with the European systems is shown in view of Euro-integration aspirations of Ukraine. Amplification of quality of preparation of experts - a necessary condition of increase of a level of health of young generation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: professional preparation, system of education, physical culture.

Введение.

Проблема подготовки будущих учителей физической культуры крайне актуальна. С обретением Украины независимости начался процесс перестройки отечественной системы образования, переход от системы советского образования к системе образования европейского типа.

Во главе угла подготовки учителей физической культуры стоит индивидуальный подход к каждому ученику: на данный момент уровень здоровья украинской нации катастрофически падает, только 10 % населения Украины возрастом после 16 лет охвачены регулярной спортивной деятельностью. Физическая пассивность характерна для 84-86% трудоспособного населения Украины. По приведенному показателю Украина значительно уступает Финляндии, Швеции, Великобритании, Германии и другим странам европейского союза.

Низкий показатель оздоровительной физической активности населения сдерживает повышения жизнеспособности систем и функций организма человека - фундамент профилактики заболеваний. Ухудшения экологической ситуации, недостатки социальной защиты, проблемы медицины и низкий уровень физической культуры привел к тому, что 40% юношей, которые достигли 16 - летнего возраста и каждая десятая девушка не доживают до 60 лет. По ожидаемой продолжительности жизни Ук -раина занимает 74-е место среди 162 стран мира и 37-е место в Европе. Показатели смертности от болезней системы кровообращения (одним из факторов риска возникновения которых, является низкая физическая активность) у украинцев самые высокие среди европейцев[1].

Здоровья подрастающего поколения за пос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.