178Ш "'„"rJpEMEDUUM
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЕГМЕНТЫ ФАРМРЫНКА
Юлия НЕЧАЕВА, директор отдела стратегических исследований DSM Group
Биологически активные добавки
Через аптеки в 2013 г. было реализовано около 311 млн упаковок БАД на общую сумму порядка 26,4 млрд руб. в оптовых ценах и 36,2 млрд руб. в розничных ценах (рис. 1). Прирост в стоимостном выражении составил 20%, в упаковках прирост менее значим (+6%). Стоимость одной условной упаковки БАД составила в 2013 г. 116 руб. (в розничных ценах), что выше на 15%, чем в 2012 г.
И инамика цен на БАД была про-Д | анализирована с помощью индекса цен Ласпейреса (рис. 2). Согласно индексу Ласпейреса в 2013 г. по сравнению с 2012 г. цены на БАД в рублях выросли на 6,8%, рост аналогичный 2012 г. Но при этом, если сравнивать инфляцию на БАД с лекарствами, прирост цен практически в два раза выше (у лекарств инфляция в 2013 г. — 3,7%). Аптеки продолжают компенсировать потери, связанные государственным регулированием цен на ЖНВЛП,
ростом цен на парафармацевтические группы товаров, в т. ч. и на БАД. В отличие от рынка лекарственных препаратов, на котором доминирует продукция иностранных производителей, на рынке БАД ситуация прямо противоположная — отечественные производители занимают 62% стоимостного и 82% натурального объемов продаж (рис. 3). Среди импортных производителей лидируют БАД производства Германии (23%), США (13%) и Малайзии (8%). Список немецких производителей возглав-
DSM GROUP на рынке с 1999 г. Агентство предлагает компаниям фармацевтического рынка России комплекс маркетинговых услуг. DSM Group осуществляет розничный аудит фармацевтического рынка РФ (СМК соответствует требованиям ISO 9001:2008), проводит маркетинговые исследования, регулярно анализирует емкость и тенденции рынка, освещая их в ежемесячном справочном издании, проводит опросы аптечных учреждений, фокус-группы, осуществляет заказные исследования, а также оказывает рекламные услуги. С 2006 г. DSM Group входит в Европейскую ассоциацию исследователей рынка и общественного мнения (ESOMAR).
Более подробная информация доступна на сайте www.dsm.ru.
Юлия Нечаева
ляет Queisser Pharma GmbH & Co. KG (серия БАД Доппельгерц), среди американских наиболее популярна продукция компании Solgar Vitamin and Herb (серия БАД Солгар). Среди производителей Малайзии лидирует компания Polens (M) SDN BHD (БАД Тонгкат, влияющий на репродуктивную систему). Отметим, что в 2013 г. доля импортных производителей выросла с 33 до 38%. Основной вклад в увеличение доли импортных препаратов внесли следующие бренды: Супрадин, Солгар, Фемибион — продажи данных препаратов увеличились более чем в два раза.
ДО Объемы продаж БАД в России в 2012—2013 гг.
Стоимостный объем, млн руб.
+19,6% 26 417
22 086 '
30 000 25 000 20 000 15 000 10 000 0
350 300 250 200 150 100 50 0
Натуральный объем, млн уп.
+5,9% 311
2012
2013
2012 2013
Объемы продаж приведены в закупочных ценах аптек с НДС
Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. ISO 9001:2008
рисунок
БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ДОБАВКИ
РЕМШиимЬТз! 179
Импортные препараты, так же как и на рынке лекарств, дороже отечественных БАД цена одной упаковки импортной БАД составила 175 руб., отечественной -65 руб. В 2013 г. отечественные БАД подорожали меньше (+8%), чем импортные (+11%).
Рассмотрим топ-20 фирм — производителей БАД (табл. 1). Рейтинг производителей БАД в последние годы возглавляет отечественный производитель — это место традиционно принадлежит компании «Эвалар», на продукцию которой приходится около 20% всех аптечных продаж БАД в денежном выражении. Компания уверенно лидирует на рынке БАД. Заметим, что в 2013 г. компания демонстрирует низкие приросты продаж, за счет этого доля компании сократилась на 3% (в 2012 г. — 23%). Такая динамика объясняется снижением продаж практически всех брендов, занимающих место в рейтинге продаж ниже 3-го, например, такие бренды, как Пустырник, Черника-форте, Глицин-Форте, сократились в объеме более чем на 25%. Ведущая линейка продуктов для похудения под брендом Турбослим, занимающая порядка 29% от объема всех продаж «Эвалар» в деньгах, выросла в денежном выражении на 15%. Положительную динамику демонстрируют бренды, занимающие 2-ю и 3-ю строчки, Фитолакс и Овесол. «Эва-лар» ежегодно выводит на рынок новые продукты: наиболее успешной новинкой 2013 г. от этого производителя стал Тро-пикана Слим, который занял 11-е место с долей 2% от общего объема продаж. С 2011 г. «РИА «Панда» уверенно занимает 2-ю позицию, ежегодно наращивая отрыв от ближайших конкурентов. В 2013 г. рост компании составил 34%, это произошло за счет таких позиций, как Сеалекс форте и АЛИ Капс, предназначенных для коррекции специфических нарушений у мужчин, которые обеспечили 27% роста компании. Существенный рост показали два бренда компании «РИА «Панда», входящие в топ-5 брендов, — это Фулфлекс и Артроцин (БАД, применяемые при заболеваниях костной системы). Их рост более чем в два раза в денежном выражении. На 3-м месте с долей 3,5% находится «АКВИОН». Прирост компании в 2013 г. ниже роста рынка БАД в целом и составляет 12%.
рисунок 2 Изменение цен БАД на коммерческом аптечном рынке России за 2013 г.
таблица
Топ-20 фирм — производителей БАД в России в 2013 г.
Рейтинг Измене- Фирма- Стоимостный объем, Прирост стоимост- Доля
2013 г. ние производитель млн руб., 2013 г. ного объема
1 0 «Эвалар» 5 140 5,38% 19,46%
2 0 «РИА «Панда» 2 784 34,12% 10,54%
3 0 «АКВИОН» 917 12,35% 3,47%
4 1 Pharma-med 800 34,14% 3,03%
5 3 Polens (M) SDN BHD 756 41,37% 2,86%
6 1 Queisser Pharma GmbH & Co. KG 690 27,79% 2,61%
7 -3 «Диод» 629 -12,02% 2,38%
8 3 Natur Produkt 595 36,14% 2,25%
9 -3 Ferrosan 529 -3,71% 2,00%
10 0 «Полярис» 511 11,75% 1,93%
11 -2 «Экомир» 507 5,68% 1,92%
12 0 ТД «Фарм-про» 446 16,35% 1,69%
13 6 Solgar Vitamin and Herb 439 132,30% 1,66%
14 6 Bayer 425 128,34% 1,61%
15 -2 «Фармстандарт» 410 8,83% 1,55%
16 -2 «Экофарминвест» 387 14,08% 1,46%
17 2 «Алтай-фарм» 330 35,58% 1,25%
18 14 Berlin-Chemie 297 154,67% 1,12%
19 4 Medana Pharma Terpol Group 253 50,64% 0,96%
20 -4 KRKA 248 6,38% 0,94%
Примечание. Объемы продаж приведены в закупочных ценах аптек с НДС.
Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. ISO 9001:2008
180 1 mOl",|PEMEDUUM
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЕГМЕНТЫ ФАРМРЫНКА
таблица Топ-20 продаж брендов БАД в России в 2013 г.
Рейтинг 2013 г. Изменение Бренд Фирма Стоимостный объем, млн руб., 2013 г. Прирост стоимостного объема Доля
1 0 Турбослим «Эвалар» 1 473 21,5% 5,6%
2 0 Сеалекс форте «РИА «Панда» 1 362 26,5% 5,2%
3 0 АЛИ Капс «РИА «Панда» 917 41,2% 3,5%
4 0 Фитолакс «Эвалар» 701 10,0% 2,7%
5 1 Доппельгерц Queisser Pharma GmbH & Co. KG 690 27,8% 2,6%
6 1 Тонгкат Polens (M) SDN BHD 646 24,3% 2,4%
7 9 Супрадин Bayer 521 113,3% 2,0%
8 -3 Алфавит «АКВИОН» 517 -4,5% 2,0%
9 0 Редуксин-лайт «Полярис» 506 14,8% 1,9%
10 12 Солгар Solgar Vitamin and Herb 445 133,0% 1,7%
11 -3 Гематоген Разные 411 -14,7% 1,6%
12 -2 Овесол «Эвалар» 335 7,8% 1,3%
13 -2 Индинол «Мираксбиофарма» 316 6,2% 1,2%
14 -2 Ци-Клим «Эвалар» 293 4,0% 1,1%
15 12 Нормобакт Medana Pharma Terpol Group S.A. 277 64,9% 1,0%
16 -3 Пустырник Разные 271 -2,3% 1,0%
17 -3 Бифиформ Ferrosan 271 6,5% 1,0%
18 1 Мен'с Формула Pharma-med 242 21,2% 0,9%
19 2 Натурино Natur Produkt 238 23,5% 0,9%
20 30 Максилак Genexo sp. z.o.o 233 125,8% 0,9%
Примечание. Объемы продаж приведены в закупочных ценах аптек с НДС. Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. ISO 9001:2008
рисунок Соотношение продаж БАД отечественного и импортного производства с разбивкой по странам
Первые три компании не изменили своих позиций относительно 2012 г. При этом стоит отметить, что отличие в долях с 3-го ранга с каждым годом становится менее значимым. Соответственно, можно ожидать изменений в тройке лидеров именно компании, занимающей 3-ю строчку.
Наиболее изменение в рейтинге топ-20 демонстрирует компания Berlin-Chemie (+14 позиций), занявшая в итоге 18-е место. Прирост в 2,5% объемов продаж компании объясняется выводом на рынок БАД Элавия, применяемой для похудения и очищения организма. Данный препарат по итогам 2013 г. занял 3-е ме-
сто в своем сегменте (после линейки Турбослим и Редуксин-лайт («Поля-рис»)).
Топ-20 брендов занимают на рынке 40% (табл. 2). Лидером рейтинга по итогам 2013 г. является линейка компании «Эва-лар» Турбослим. На 2-м месте с минимальным отрывом — Сеалекс форте от
БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ДОБАВКИ
РЕМЕ0иимГ:,|",1 181
таблица Рейтинг продаж по разделам классификатора БАД по итогам 2013 г.
№ п/п Раздел реестра БАД Стоимостный объем, млн руб. Прирост к 2013 г. Доля группы Лидер внутри каждого отдела
1 G БАД, влияющие на репродуктивную систему 6 000 24,4% 22,8% Сеалекс форте
2 V БАД, действующие на организм в целом 5 864 25,5% 22,3% Супрадин
3 A БАД, действующие на пищеварительную систему 4 209 19,0% 16,0% Фитолакс
4 Ш БАД для похудения и очищения организма 2 862 24,7% 10,9% Турбослим
5 N БАД, влияющие на функции центральной нервной системы 1 778 8,0% 6,7% Пустырник
6 С БАД для поддержания функций сердечно-сосудистой системы 1 390 13,3% 5,3% Капилар
7 S БАД, действующие на органы чувств 986 -0,5% 3,7% Окувайт
8 М БАД, применяемые при заболеваниях костной системы 705 19,2% 2,7% Фулфлекс
9 D БАД, применяемые для устранения различных проблем с кожей и волосами 671 6,3% 2,5% INNE0V
10 В БАД, действующие на кроветворную систему 537 -5,5% 2,0% Гематоген
11 R БАД, применяемые при заболеваниях дыхательной системы 437 15,1% 1,7% Доктор Тайсс леденцы
12 I БАД, поддерживающие функцию иммунной системы 233 24,0% 0,9% Кидс Формула
13 и БАД, действующие на мочевыделительную систему 222 20,9% 0,8% Пролит
14 Т БАД, применяемые при отравлениях и интоксикациях 220 33,3% 0,8% Уголь белый
15 Н БАД, влияющие на функцию желез внутренней секреции 185 28,2% 0,7% Эндокринол
0 БАД, применяемые для лечения и профилактики
16 онкологических заболеваний (кроме опухолевых заболеваний репродуктивной системы) 50 30,5% 0,2% Промисан
17 Л БАД, применяемые при вирусных, бактериальных и грибковых заболеваниях 3 26,7% 0,0% Танаксол
Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. ISO 9001:2008
компании «РИА «Панда». Эти бренды последние три года занимают лидирующие строчки рейтинги и борются за 1-е место.
Максимальный прирост продаж (+133% к 2012 г.) среди топ-20 брендов отмечен у линейки продуктов Солгар, в результате чего препарат переместился на 12 строчек вперед по сравнению с предыдущим годом. Также высокий прирост продаж отмечен для бренда Максилак (126%), за счет чего препарат придвинулся на 30 позиций вверх и занял 20-ю строчку.
«Выпали» из рейтинга такие позиции, как Лютеин, Капилар, Черника-форте, которые в прошлые годы занимали существенную долю в объеме продаж.
Из возможных претендентов на попадание в рейтинг топ-20 по итогам 2014 г. стоит назвать препарат Фемибион от компании Merk Selbstmedikation, вита-минно-минеральный комплекс, рекомендуемый в период беременности. Его объем продаж выше в 2,5 раза в 2013 г., и доля достигла 0,8%.
БАД позиционируются производителями как средства для профилактики и/или лечения различных заболеваний. Использовать существующий официальный классификатор для оценки рынка БАД не совсем удобно: многие БАД, применяемые для профилактики/лечения одних и тех же заболеваний, находятся в разных разделах классификатора (например, препараты улучшающие зре-
ние). Поэтому специалистами компании DSM был создан свой классификатор БАД, который более четко отражает реалии современного рынка БАД. Классификатор БАД состоит из 17 разделов, большинство из которых имеет 2-й подуровень, а некоторые разделы — 3-й. Рейтинг продаж БАД в соответствии с разделами классификатора представлен в таблице 3.
По итогам 2013 г. рейтинг БАД по первому уровню классификатора DSM возглавила группа [G] БАД, влияющих на репродуктивную систему, — доля 22,8%. Второе место принадлежит группе [V] БАД, действующих на организм в целом (22,3%), в состав которой входят витаминные и общеукрепляющие препараты.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЕГМЕНТЫ ФАРМРЫНКА
182 I ИТО™ I РШШШМ
Замыкает тройку лидеров группа [А] БАД, действующих на пищеварительную систему (16%). Самый большой прирост (+33%) у малоемкой группы БАД, применяемых при отравлениях и интоксикациях (группа [Г]).
Отрицательную динамику демонстрируют всего две группы: [В] БАД, действующие на кроветворную систему (-5,5%), и Р] БАД, действующие на органы чувств (-0,5%). Падение продаж первой из упомянутых групп связано с сокращением
продаж Гематогена как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Уменьшение доли группы р] обусловлено снижением продаж таких позиций, как Лютеин («Экомир»), Черника-форте («Эвалар»).
В заключение еще раз хочется отметить, что 2013 г. для аптечных БАД был довольно успешным. На фоне снижения натурального объема продаж основного аптечного ассортимента — лекарств практически на 1% БАД де-
монстрируют прирост данного показателя на уровне 6%. При этом и прирост в денежном выражении выше, чем в целом у аптечного ассортимента (+20 против +14%). БАД для аптеки является вторым по значимости после лекарств ассортиментом, доля в структуре продаж достигает 5%. При этом среди парафармацевтических групп товаров БАД занимает лидирующую позицию.
©
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЕГМЕНТЕ