№ 2 (31), 2009
"Культурная жизнь Юга России" ^
М. В. СКОРОХОДОВ
БИОГРАФИЯ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОБЛЕМА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
в статье осуществлен историко-литературный обзор становления и развития жанра биографии, а также рассматривается опыт ее изучения в русской критической мысли.
Ключевые слова: жизнеописание, жанровая природа биографии, житийная литература.
Первые биографические работы (если не учитывать житийную литературу) напечатаны в России в ХУШ веке. И уже вскоре в «Риториках» и других изданиях стали появляться разделы, посвященные анализу особенностей биографий и исследованию их структуры.
До настоящего времени изучение подобных работ проводилось в русле истории преподавания дисциплин филологического цикла. Однако высказанные в работах А. Ф. Мерзлякова, Н. И. Греча, В. Т. Плаксина, Н. Ф. Кошанского, К. П. Зеленецкого, А. И. Галича, П. Е. Георгиевского, И. И. Давыдова и других авторов суждения о биографии важны и для изучения истории литературы.
А. Ф. Мерзляков в «Краткой риторике» рассматривал биографию, или жизнеописание, как «повествование о судьбе, поступках и свойствах какой-нибудь знаменитой особы» [1]. Он полагал, что биографы должны выбирать таких персонажей, жизнь которых занимательна и богата происшествиями. Биография - сочинение нравоучительное, поэтому следует описывать лишь те случаи из жизни, которые должны служить «уроком или спасительным примером для подражания». Биограф «должен представить в ясном свете все деяния особы, им описываемой, показать начало и влияние оных, отличить заслуги и достоинства без малейшего пристрастия, не укрыть от читателя недостатков, наконец упомянуть о намерениях, о дурных и добрых предприятиях, хотя бы они были неудачны или служили к помрачению славы описываемого характера» [2].
По Мерзлякову, в биографическом описании необходимо учитывать значимость разных фактов жизни человека, но центральные события требуют более тщательного рассмотрения, чем второстепенные. Если люди, которым посвящается биография, оказали существенное влияние на историческую эпоху, это должно быть отмечено особо.
Н. И. Греч, уделявший внимание биографическим сведениям о писателях (так, в его книгу 1812 года «Избранные места из русских сочинений и переводов» было включено приложение «Известия о жизни и творениях писателей, которых труды помещены в сем собрании»), также рассматривал теоретические аспекты биографических работ. В «Учебной книге русской словесности...» о жанре биографии сказано в главе «Исторические сочинения». «Жизнеописание, или биография, - отмечает Греч, - есть повествование о жизни и судьбе одного человека, на-
писанное им самим или другими» [3]. Вслед за А. Ф. Мерзляковым автор подчеркнул, что биографий достойны лишь «люди отличных талантов, ума, образования или прославившиеся странными и необыкновенными случаями и происшествиями в жизни», что простое перечисление событий не является еще биографией, «биограф должен представить ясную и живую картину жизни и характера своего героя: изобразить постепенный ход его образования во всех отношениях, описать влияние других людей и обстоятельств на его жизнь, и обратно действие его ума и деяний на происшествия семейства, отечества и света» [4].
Биография рассматривалась Н. И. Гречем как серьезное исследование, основанное на анализе биографических фактов с учетом значимости того или иного события в жизни конкретного человека и общества в целом.
В. Т. Плаксин в «Учебном курсе словесности...» охарактеризовал биографию как одно из наиболее ранних исторических повествований. «История, - писал он, - не вдруг возникла и стала на свою чреду высокую; ей предшествовали те простые, патриархальные рассказы старцев детям и внукам, из которых впоследствии образовались жизнеописания царей и полководцев, как потому, что жизнь и дела их были замечены прежде, нежели жизнь и дела народов, так и потому, что первобытная жизнь народов, не имея стройной организации, проявляется только в частных жизнях» [5]. Как важную отличительную особенность биографии Плаксин рассматривал необходимость последовательного изложения жизненных событий. Поскольку биография посвящена одному человеку, даже исторические факты рассматриваются в ней в соотнесении с его личной жизнью. «Это история в малом виде, которая излагает происхождение, возраст и воспитание, полную жизнь и смерть одного человека, рассматривая его как отдельный малый мир, который то находился в отношениях с другими, то замыкался в самом себе; следовательно, здесь излагаются дела меньшей важности, нежели в истории» [6]. Задача биографа - освещение фактов в контексте исторических событий, исходя из того, насколько они повлияли на жизнь описываемой личности.
Если античные биографии представляли жизнь общественную, то «новоевропейские народы развили жизнь во всем ее разностороннем значении; и потому мы пишем биографии людей, благочестием снискавших достопамятность, не возводя их
gg "Культурная жизнь Юга России" № 2 (31), 2009
в божеское достоинство, как это делали древние народы; описываем жизнь полководцев, правителей, ученых, писателей, фабрикантов, путешественников, актеров, ремесленников, ежели они свое дело усовершенствовали, и т. п. Оттого у нас в биографию входит не одна жизнь общественная, публичная; но и частная домашняя, которая иногда имеет значение более, нежели первая. Следовательно, наша биография является разностороннее, полнее, и потому она, как искусство, имеет более условий и правил, так что она почти под все законы исторические подводится» [7]. Биография обеспечивает «знание человечества в частных его проявлениях», она должна быть полной и беспристрастной, писал Плаксин, использовавший термин «автобиография» в значении «рассказ о собственной жизни» [8].
Довольно подробно писал о биографии Н. Ф. Кошанский в «Частной риторике», выдержавшей несколько переизданий. «Цель жизнеописаний,
- отметил он, - двоякая: 1) передать потомству память и дела героя, великого, добродетельного мужа; 2) показать в нем пример для образования нравственности, рассудка и воли» [9]. Как видим, двумя важнейшими функциями биографии онсчи-тал сохранение памяти о человеке и воспитательное воздействие на потомков. Не только достоинства, но и слабости великих людей оказываются поучительными. Жизнеописание, по Кошанскому, должно характеризовать всю жизнь человека - от детства до последних минут. Отметил Кошанский и основные правила, которые должен соблюдать биограф: «Достоинство жизнеописаний заключается: 1) в знании избирать такие черты жизни, которые возвышают душу нравственностью, добродетелью; 2) в искусстве излагать деяние занимательно и приятно; 3) в способности рисовать характер героя натурально, яркими чертами и 4) в приятном, привлекательном слоге» [10].
В отличие от предшественников, К. П. Зеленец-кий в «Частной риторике» выявил различия между биографией и жизнеописанием как понятием более широким. «Жизнеописанием, - писал он,
- называется повествование о действиях и судьбе какого-либо знаменитого исторического лица. <.. .> Жизнеописание близко подходит к истории, но отличается от нее тем, что во всем своем изложении имеет в виду одно главное действующее лицо, тогда как история дает это преимущество одному лицу пред другими только в те моменты его жизни, когда он является главным действователем в политическом мире» [11]. Под биографией этот автор понимал «жизнеописание краткое, содержащее в себе означение одних только главнейших действий какого-либо лица <...> Содержа в себе одно очертание жизни, она отличается небольшим объемом и может иметь пред-
метом важнейшие черты жизни не только лица, знаменитого в истории, но и вообще известного современникам или соотечественникам в том или другом кругу общественной деятельности» [12]. По определению Зеленецкого, биография отличается от жизнеописания менее пространным изложением событий, а также может описывать жизнь менее известного человека. Останавливаясь на автобиографии («если какое-либо известное лицо само пишет свою биографию»), он отметил, что ее сочинителю необходимо иметь «редкий дар самонаблюдения и еще более редкую любовь к прямой, строгой и открытой истине» [13].
Изучение биографии продолжилось и позже. Как точно отметила Ю. А. Михайлова, в 6070-х годах XIX века отечественная педагогика «целью образования, в том числе и литературного, ставила воспитание человека и гражданина <...> В изложении биографий и в рекомендациях к их изучению во главу угла ставились неповторимые черты человека, имя и поступки которого сохраняются для потомков. Этот подход разрабатывали и претворяли в жизнь методисты В. И. Водовозов, В. П. Острогорский, В. Я. Стоюнин» [14].
Литература
1. Мерзляков А. Ф. Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических. М., 1828. С. 74.
2. Там же. С. 76.
3. Греч Н. И. Учебная книга русской словесности, или Избранные места из русских сочинений и переводов в стихах и прозе, с присовокуплением кратких правил риторики и пиитики и истории русской литературы. Ч. I. СПб., 1830. С. 316.
4. Там же.
5. Плаксин В. Т. Учебный курс словесности, с присовокуплением предварительных понятий о человеке вообще, о его познавательных силах, о свойствах и связи мыслей; краткой теории изящных искусств и примеров во всех родах прозаических и поэтических сочинений. Кн. I. СПб., 1845. С. 153.
6. Там же. С. 153-154.
7. Там же. С. 154-155.
8. Там же. С. 155.
9. Кошанский Н. Ф. Частная риторика. СПб., 1849. С. 61.
10. Там же. С. 62.
11. Зеленецкий К. П. Частная риторика. Одесса. 1849. С. 69.
12. Там же. С. 70.
13. Там же. С.70-71.
14. Михайлова Ю. А. Научно-методические подходы к изучению писательских биографий на уроках литературы в основной школе: дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. С. 30.
M. V. SKOROKHODOV. BIOGRAPHY AS THE INVESTIGATION PROBLEM IN THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY
The article deals with the historical-literature survey of biography genre formation and development as well as its study in Russian criticism.
Key words: life description, scenic origin of biography, hagiological literature.