ких операций доступны, благодаря качественным цветным иллюстрациям.
Авторам монографии удалось изложить свои мысли грамотным, доказательным языком.
Высокая научно-практическая значимость монографии "Эндоскопическая хирургия боевой травмы" отмечена в предисловии Действительного члена Российской академии медицинских наук, Лауреата Государственной премии СССР, Лауреата Государственной премии РФ, директора Института хирургии им. А.В. Вишневского РАМН, профессора Владимира Дмитриевича Федорова.
И мы полностью присоединяемся к высказанному мнению.
Изданный труд - это настольная книга, имеющая огромное значение в практической хирургии и представляющая значительный интерес не только для специалистов в области эндохирургии, но и для хирургов широкого профиля.
Учитывая прогрессирующую тенденцию к
увеличению частоты травматизма мирного времени, характеризующегося тяжестью повреждений, опыт военной медицины, предложенный авторитетными военными хирургами А.Н. Курицыным, Ю.В. Немытиным, О.В. Пинчук, В.К. Се-менцовым, целесообразно внедрять в повседневную практическую хирургию, что, несомненно, улучшит результаты лечения и ускорит сроки выздоровления.
Директор научно-исследовательского института скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, главный хирург г. Москвы, заведующий кафедрой неотложной и общей хирургии Российской медицинской академии последипломного образования, заслуженный врач РФ, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, член-корреспондент РАМН профессор Ермолов А.С.
Руководитель лаборатории новых хирургических технологий и отделения неотложных эндоскопических исследований Научно-исследовательского института скорой помощи им. Н.В. Склифосовского доктор медицинских наук, профессор Гуляев А.А.
МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ
© С.Б. Андрюкова, 2009 УДК 61.1-614.253.82
С.Б. Андрюкова
БИОЭТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ ФИЛОСОФИИ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
Владивостокский государственный университет;
Военно-морской клинический госпиталь Тихоокеанского флота, Владивосток
Концепция необходимости единства и тесного взаимодействия медицины с философией была известна давно. Еще "отец медицины" Гиппократ, смотря на медицину и философию как на две неразрывные науки, говорил: "Медицина столь же мало может обходиться без общих истин философии, сколь последняя - без доставляемых ей медициной фактов".
Эти слова Гиппократа сохраняют свою актуальность и по сей день. На современном этапе развития общества необходимость союза медицины и философии продиктована следующими обстоятельствами [4, 8]:
- в современной медицине происходит сверхактивная дифференциация научных дисциплин. Сегодня в медицине - сотни относительно самостоятельных специальностей. В этой ситуации философия позволяет нейтрализовать некоторые теневые стороны процесса дифференциации медицинских знаний - возникновение узко прагматических установок, односторонних обобщений и т.д., и выработать единое,
целостное видение интересующих медицину проблем, закладывает теоретическую базу под развитие интегрирующих дисциплин - общей патологии, физиологии.
- современный этап развития медицины характеризуется интеграцией научных знаний и дисциплин. Число наук носящих междисциплинарный характер постоянно увеличивается. Именно это обстоятельство заставляет обращать внимание на исследование соотношения различных методов, правомерность и "границы" их использования, возможности переноса понятий, а также определенных логических принципов с одних областей или уровней исследования на другие, соотношения эксперимента и теории. Эти и множество других вопросов относятся к области философии и их решение только на базе биологии или медицины невозможно.
- наряду с явно выраженным стремлением социально-гуманитарных наук к использованию методов и языка "точных" наук отмечается
и гуманизация естественных, прикладных наук. Многие вопросы, которые прежде считались только специальными и техническими, ныне приобретают общественное значение, становятся объектом социальных дискуссий. Именно так и происходит с рядом проблем медицины (например, эвтаназия, трансплантация органов, "генная инженерия" и т.д.). В этих условиях ученый-медик не имеет право мыслить узко, напротив, от него требуется философская рефлексия, связанная с выработкой системы ценностей данной науки, моральных критериев научной деятельности [4].
Биоэтика, как синтез философии и медицинской этики, является развитием новых медицинских технологий и становления индустриальной модели медицины, которая стала доминирующей в мире со второй половины ХХ века [3, 5]. Происходящие изменения проникли во все сферы медицинской деятельности, заставив пересмотреть многие устоявшиеся принципы и нормы во взаимоотношениях пациента и медицинского работника, прав пациента, этические, экологические, психологические и моральные дилеммы с которыми сталкиваются врачи, медицинские сестры, ученые в своей повседневной практике.
Необходимость, предопределившая рождения биологической этики, традиционно связывается с современными достижениями биологических и медицинских наук. Однако если вспомнить историю изначально она была создана В.Р. Поттером для обозначения этических проблем, связанных с потенциальной опасностью для выживания человечества в современном мире [9].
В какой степени указанные проблемы имеют значение для повседневной сестринской деятельности. Именно во второй половине прошлого века в сестринском деле произошли значительные реформы, которые ввели в повседневную клиническую практику такие понятия как "сестринский процесс" и "сестринское дело" [1, 3]. Современная профессиональная сестринская этика призвана опираться на высокие моральные качества: долг, сочувствие, сострадание, милосердие, высокое чувство ответственности, человеколюбие.
Однако все эти качества были задекларированы и ранее в этико-деонтологических нормах медицинских сестер (медицинских работников) как особой профессиональной группы, имеющей дело с больным пациентом, страданием. Какие же задачи и проблемы ставит современ-
ная биоэтика перед медицинской сестрой?
Для ответа на этот вопрос обратимся к истории и развитию философии сестринского дела. В концептуальном плане философия сестринского дела является частью общей философии. Она представляет систему взглядов на взаимоотношения между медицинской сестрой и пациентом, обществом и окружающей средой, основанная на общечеловеческих принципах этики и морали, определяет цели профессиональной деятельности, этические обязанности, моральные качества медицинской сестры [2, 6]. В ее основе лежит определенная роль медсестры в человеческом обществе, цели ее профессиональной деятельности, моральные нормы, личные качества, что во многом объясняло понятие "сестра милосердия". Это профессиональное звание было эквивалентом патриотизма, нелегкого, самоотверженного служения, которое сестры считали не подвигом, а своим естественным долгом, христианской кротости. Смысл понятия философия сестринского дела формировался на поле боя, среди страшных рядов раненых, их стонов и крика, операций... Отсутствие профессионального самосознания компенсировалось высочайшей моральной мотивацией и выдающимися личными качествами сестер милосердия [9].
Дух профессии сестры милосердия формировался с развитием профессионального самосознания, появление устава и статуса во второй половине XIX века. Звание Сестры Милосердия присваивалось только после 3-х летнего испытания личных качеств и способностей женщин, изъявившим желание посвятить себя этому нелегкому делу. Большое значение в развитии философии сестринского дела имело принятие присяги Сестры Милосердия, в которой, по сути, заложены основы сестринской этики: ".звание Сестры Милосердия, принимаю ныне присягу в том: что, доколе сил моих достанет, употреблять буду все мои попечения и труды на богоугодное служение братьям моим, человекам и христианам; что буду проходить сие богоугодное служение с искренним милосердием к страждущему человечеству и послушанием поставленному начальству; что буду тщательно наблюдать все, что по наставлению врачей, признано будет полезным и нужным для восстановления здоровья вверенных моему попечению болящих; все же вредное для них и запрещенное врачами всемерно удалять от них." [цит. по 8].
Сестринское движение в России имело, прежде всего, религиозные корни и это не могло сказаться на декларировании основных профессиональных целей и задач сестринских общин. Наиболее ярко это можно проиллюстрировать на примере присяги сердобольных вдов Санкт-Петербургского вдовьего института (1842 г.): "Желая подражать сердоболию Иисуса Христа, из любви к страждущему человечеству, исцеляющему всякий недуг и всякую болезнь, клянусь,
- что доколе сил моих достанет, употреблять буду все мои попечения и труды на богоугодное служение болящим...
- что буду тщательно соблюдать все, что по настоянию врачей призвано будет полезным и нужным для восстановления здоровья вверенных моему попечению болящих...
- что по долгу христианского милосердия не только буду заботиться о телесном, но и душевном здоровье болящих...
- что буду по возможности стараться моим примером и советом располагать и самих болящих к молитве веры, спасающей больных... " [цит. по 8].
В это же время за Западе, благодаря деятельности основательницы сестринского дела Флоренс Найтингейл и ее сподвижниц создавались ростки другой философии сестринского дела, основанные на профессиональной подготовке сестер и развитию профессионального самосознания. Обязательства Ф. Найтингейл (1844 г.) уже содержат понятия, ставившие в дальнейшем основой сестринской этики: "Я торжественно перед Богом и в присутствии этого собрания даю обязательство:
Провести мою жизнь в чистоте и верно служить моей профессии.
Я буду воздерживаться от всего, что влечет за собой вред и гибель, и не стану брать или сознательно давать вредоносное лекарство.
Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддержать и возвысить уровень моей профессии.
Обещаю держать в тайне все личные вопросы, относящиеся к моему ведению и семейные обстоятельства пациентов, ставшие мне известными в ходе моей практики.
С верностью я стану стремиться помогать врачу в его работе и посвящу себя благополучию тех, кто доверился моей заботе".
В этот же период сформировались и ростки основного противоречия. Несмотря на общность истоков (медицина) и объекта (пациент) и цели (помощь пациенту), философия
сестринского дела имеет иные средства, методологию, задачи предмет исследования в отличие от философии врачебного дела: компетентно-профессиональное выявление проблем пациента и квалифицированная помощь в их решении с помощью ухода, и заботливого ухаживания.
В традициях развития отечественной медицины Х1Х-первой половине XX вв. носила в себе отпечатки традиционного национального взгляда на сестринское дело как придаток, вспомогательный механизм врачебного дела, а медицинскую сестру - как на помощника врача.
Прогресс и реформирование медицины, свидетелями которых мы являемся в наши дни, имеют обратную сторону: высокие технологии еще больше отделяют пациента от врача, основанные на высокой специализации врачей делают неизбежным редукционистский подход к пациенту, а чрезмерное удорожание диагностики и лечения все больше делают медицину привилегией богатых.
В этих условиях парадигма биоэтики сестринского дела призвана сберечь традиционные истоки медицины: сострадание, человеколюбие и милосердие, развить ее гуманистический потенциал. Не случайно основным философским принципом сестринского дела в наше время является уважение прав и достоинств человека. Он реализуется не только в работе сестры с пациентом, но и в ее сотрудничестве с другими специалистами.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Биомедицинская этика: Сб. науч. статей / Отв. ред. В. И. Покровский. М.: Медицина, 1997. 278 с.
2. Биоэтика: принципы, правила, проблемы: Сб. науч. статей / Отв. ред. Б. Г. Юдин. М.: Эдиториал, УРСС, 1998. 407 с.
3. Введение в биоэтику: учебное пособие / Отв. ред. Б. Г. Юдин., П. Д. Тищенко М.: Прогресс-Традиция, 1998. 384 с.
4. Волков А.В. Философские проблемы медицины. Планы семинарских занятий. Петрозаводск: ПетрГУ, 2007. 23 с.
5. Зильбер А. П. Этика и закон в медицине критических состояний / А. П. Зильбер // Этюды критической медицины: В 4 т. Т. 4. Петрозаводск: ПетрГУ, 1998. 558 с.
6. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / Под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В. В. Миронова. М.: Гардарики, 2006. 639 с.
7. Философия естественных наук: учебное посо-
бие для вузов / Под общ.ред. проф. С. А. Лебедева. М.: Академический проект: Фонд "Мир", 2006. 560 с.
8. Хрусталев Ю. М. Философия науки и медицины / Ю. М. Хрусталев, Г. И. Царегородцев. М.: Гэотар Медицина, 2007. 507 с.
9. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. СПб.: Наука, 2001. 377 с.
10. Шевченко Ю. Л. Философия медицины / Ю. Л. Шевченко, Шевченко С., Андреев С., Ардашев С. М.: Гэотар Медицина, 2007. 480 с.
S.B. Andryukova
BIOETICHESKIE TRADITION AND INNOVATION PHILOSOPHY OF NURSING
Naval Clinical Hospital of the Pacific Fleet, Vladivostok State University
This article discusses the issues of medical ethics and bioethics from the perspective of contemporary philosophical perspective. The author examines the challenges facing the nurse from the perspective of modern history through the prism of bioethics and philosophy of nursing.
Key words: philosophy, nursing, bioethics.
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
© С. Л. Кузнецов, Ч. С. Гаджиева, 2009 УДК 615:355 (092 Португалов В.В.)
С. Л. Кузнецов, Ч. С. Гаджиева
К 100-ЛЕТИЮ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО УЧЕНОГО ПОРТУГАЛОВА В. В. (1909-1982)
Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии
Без самостоятельного знания народ всегда будет играть роль сателлита других наций не только в научном, но и в нравственном отношении Г. Ф. Гойер
С именем отечественного ученого-цитолога и гистохимика, профессора, члена-корр. РАМН (быв. АМН СССР), лауреата Государственной премии СССР в нашей стране связаны изучение влияния факторов космического полета на организм млекопитающих в условиях модельных опытов и полетных экспериментов, морфологические и цитохимические исследования в экспериментах на биологических спутниках Земли серии "Космос". Он по праву является одним из пионеров в этой области. Надо отметить, что эти исследования в дальнейшем получили свое развитие на кафедре гистологии 1-го ММИ заведующими кафедрой профессорами В. Г. Елисеевым и С. Л. Кузнецовым [1].
Свою научно-творческую деятельность В. В. Португалов начал в 1934 г. на кафедре гистологии в качестве ассистента биологического факультета Московского университета (1935— 1938) после окончания биологического факультета МГУ. Здесь же он начал свои научные исследования по цитофизиологии, изучал влияние гормонов на рост и дифференциров-ку тканевой клетки. Впервые в мировой литературе методом микросъемки показал амито-
тическое деление ядра полиплоидной клетки. Его организаторский талант проявился рано. Он принимал участие в организации лаборатории научной кинематографии при НИИ зоологии МГУ. Для этой лаборатории молодым ученым был сконструирован и построен комплекс аппаратов для цейтрафферной макро- и микросъемки. Португалов снял 15 научных фильмов, в том, числе о развитие аскариды, эмбриогенезов моллюсков, о клетке и тканях и других биологических структурах. В те годы эти фильмы являлись прекрасным учебным пособием для вузов [1, 2].
В период 1938-1941 гг. он работает в Институте эволюционной морфологии под руководством одного из корифеев отечественной науки профессора Б. И. Лаврентьева, представителя казанско-московской гистологической школы. Лаврентьев известен как выдающейся нейрогистолог, внесший огромный вклад в изучении морфологии нервной периферической системы. Он обосновал возможность хирургического вмешательства в области периферического нерва, был одним из основоположников нейронной теории в нашей стране. Вслед за выдающимся ученым, основоположником московской школы гистологов - А. И. Бабухиным он являлся сторонником экспериментального подхода в гистологии, был пионером в применении микрокиносъемки в изучении живой клетки, внес значительный